Научная статья на тему 'Анализ факторов, влияющих на формирование впечатления о воспринимаемом объекте'

Анализ факторов, влияющих на формирование впечатления о воспринимаемом объекте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
789
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ / СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ / ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ / ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ / VISUAL IMPRESSION / SUBJECTIVE FACTORS / OBJECTIVE FACTORS / PSYCHOPHYSICAL PROCESSES / PSYCHOPHYSIOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бессарабова Елена Витальевна

Статья посвящена анализу визуального восприятия объектов (в том числе и объектов дизайна). Рассмотрены показатели, влияющие на выбор того или иного объекта дизайна потребителем, крупнейшим из которых является зрительное впечатление. В статье представлена схема формирования зрительного впечатления и схема факторов, как внешних, так и внутренних, влияющих на сам процесс формирования зрительного образа и впоследствии впечатления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF FACTORS HAVING AN IMPACT ON IMPRESSION FORMATION OF THE PERCEPT

The article is devoted to the analysis of visual perception of objects (including design objects). Indicators influencing on the costumer’s choice of one or another object of design are distinguished; visual perception is the most significant. In the article the author presents visual perception shaping circuit and the scheme of external and internal factors which have an impact on formation process of visual imagery and impression later.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов, влияющих на формирование впечатления о воспринимаемом объекте»

A UNIvlERSUM:

/YY\ ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ВОСПРИНИМАЕМОМ ОБЪЕКТЕ

Бессарабова Елена Витальевна

доцент, канд. техн. наук, Севастопольский государственный университет,

РФ, г. Севастополь E-mail: elsev1980@mail.ru

THE ANALYSIS OF FACTORS HAVING AN IMPACT ON IMPRESSION

FORMATION OF THE PERCEPT

Bessarabova Elena,

Associate professor, Candidate of Technical Sciences,

Sevastopol State University, Sevastopol, Russia

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу визуального восприятия объектов (в том числе и объектов дизайна). Рассмотрены показатели, влияющие на выбор того или иного объекта дизайна потребителем, крупнейшим из которых является зрительное впечатление. В статье представлена схема формирования зрительного впечатления и схема факторов, как внешних, так и внутренних, влияющих на сам процесс формирования зрительного образа и впоследствии впечатления.

ABSTRACT

The article is devoted to the analysis of visual perception of objects (including design objects). Indicators influencing on the costumer's choice of one or another object of design are distinguished; visual perception is the most significant. In the article the author presents visual perception shaping circuit and the scheme

Бессарабова Е.В. Анализ факторов, влияющих на формирование впечатления о воспринимаемом объекте // Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2014. № 8 (10) . URL: http://7universum.com/en/philology/archive/item/1534

of external and internal factors which have an impact on formation process of visual imagery and impression later.

Ключевые слова: зрительное впечатление, субъективные факторы, объективные факторы, психофизические процессы, психофизиология.

Keywords: visual impression, subjective factors, objective factors, psychophysical processes, psychophysiology.

Выбирая объект дизайна, потребитель оценивает ряд показателей, которые он анализирует во время выбора. К таким показателям относятся: социальный, экономический, функциональный, а также впечатление, которое формируется при восприятии объекта дизайна у потенциального потребителя. Основываясь на этом, предлагаем формула:

Вод = ДП„ П 2, П3, П4), (1)

где Во.д. - выбор объекта дизайна потребителем; П1 - показатель впечатления (восприятия); П2 - социальный показатель; П3 - экономический показатель; П4 - показатель функциональности.

Формирование социального, финансового и функционального показателей зависит от ряда факторов и, как результат, делит всех потенциальных потребителей на группы: возрастную, социально-экономическую, функциональную или группу, учитывающую «модные течения» и т. д. [1, с. 93].

В свою очередь показатель впечатления является наиболее мощным рычагом влияния и борьбы за потенциального потребителя у поставщика того или иного объекта (как единицы товара). Но в то же время данный фактор неразрывно связан с остальными факторами и даже в какой-то степени зависит от них. Следует отметить, что между остальными, а именно экономическим, функциональным и социальным показателями, не существует такой устойчивой связи (рисунок 1).

Рисунок 1. Схема взаимного влияния показателей

Показатель впечатления формируется при восприятии объекта как целостной и неделимой единицы по различным каналам передачи информации: зрительному, осязательному, обонятельному, вкусовому, слуховому. По данным каналам потребителем оценивается вся совокупность характеристик, которая присуща воспринимаемому объекту. Схема, отражающая формирование впечатления о воспринимаемом объекте по различным каналам передачи информации, представлена на рисунке 2.

и

и

ц

а

м

р

о

ф

н и а к

и иач е в о

д е р л е ч

е

п

нн

ы

ал

ан

а

«

Цвет

Форма

Материалы

Информационная составляющая объекта

Рисунок 2. Схема формирования впечатления о воспринимаемом

объекте:

1 - цвет: тон цвета (преобладающая длина волны для хроматического цвета), насыщенность, яркость, блеск, теплота, освещенность воспринимаемого объекта; 2 - форма, элементы формы, параметры и участки конструкции; 3 -фактура материала, отражающая способность (степень отражения света); 4 - влияние формы на человека через кожу и мышечную активность; 5 - влияние материалов на кожу; 6 - звуки, возникающие при тактильном контакте материала с кожей и при движении; 7 - вкус материалов; 8 - запах красителей и отделки; 9 - вкус красителей; 10 - аудиоинформация.

Как видно из представленной схемы, наибольший объем получаемой информации о воспринимаемом объекте формируется по зрительному каналу [3, с. 78]. Данный канал способен передать информацию о таких составляющих объекта, как форма, цвет, фактура, материал. По данным различных исследователей, на долю зрительного канала приходится от 70 до 90 % всей получаемой информации об объекте. Таким образом, зрительная система является самой главной сенсорной системой человека по отношению к передаваемой информации и, как следствие, формируемому впечатлению по отношение к преобладающему большинству воспринимаемых объектов.

Но при комплексной оценке совокупного впечатления об объекте нельзя оставлять без внимания и другие каналы передачи информации. Так как отрицательное впечатление, сформированное по одному из них, например по обонятельному, может негативно сказаться на общем впечатлении. А в некоторых случаях, особенно негативных, вообще оттолкнуть потенциального потребителя от товара, несмотря на положительную оценку по другим каналам передачи информации. В дальнейшем ходе исследования под впечатлением о воспринимаемом объекте будет подразумеваться впечатление об объекте, сформированное только по зрительному каналу. Впечатления по обонятельному, осязательному, слуховому и вкусовому каналам не рассматриваются в данной работе.

Таким образом, стоит отметить, что показатель впечатления (восприятия), представленный в формуле 1, является импрессивной составляющей, которая в свою очередь является функцией от сумм внешних и внутренних факторов.

, - п п

п=Ю=/ (Е р.+Е р,), (2)

I=1 ]=1

где ИО.д - импрессивная составляющая, которая формируется у потребителя при восприятии объекта дизайна; - внешние факторы: уровень природного или искусственного осветления, внешняя светоцветовая среда (ландшафтная зона), дистанция наблюдения объекта, влияние яркости воспринимаемого объекта на физиологические процессы глаза; - внутренние факторы: представление человека о себе, культурные ценности, религия, этническая принадлежность и др.

Импрессия - это чувственное впечатление, ощущение, воздействующее на чувство, восприятие. Исследование впечатления (импрессивной составляющей) сводится к изучению различных впечатлений, которые формируются у наблюдателя во время контакта с объектом и при восприятии его через соответствующие органы чувств.

Методологическая основа импрессивного подхода - это психофизические исследования, которые являются частью психофизики и психологии восприятия [2, с. 115]. Психофизические исследования предлагают инструментарий для измерения любых ощущений человека. Психофизика объекта дизайна - это область квалиметрии впечатлений (количественной оценки качества), полученных при восприятии объекта. В данном исследовании это количественная оценка впечатления, проходящего по зрительному каналу. То есть ощущения, формирующиеся у наблюдателя, через зрительный анализ формы, цвета и материала объекта. Данное утверждение отражено в формуле 3.

. . п п п

П1 = К.д} = Е А = Е(АЗ + Ао + АС + АБ + АВ) « Е АЗ , (3)

7=1 ) =1 ) =1

где А - элементарные составляющие впечатления, формирующиеся по различным каналам: зрительному - АЗ, осязательному - АО, слуховому - АС, обонятельному - АБ, вкусовому - АВ.

Элементарные составляющие АЗ впечатления, которые формируются у наблюдающего по зрительному каналу, условно разделены на следующие группы:

- элементарные составляющие формы;

- элементарные составляющие размеров;

- элементарные составляющие цвета;

- элементарные составляющие цветового сочетания;

- элементарные составляющие материала;

- элементарные составляющие освещенности.

Все вышеперечисленные компоненты формируют изображение на сетчатке глаза зрительной системой.

Зрительная система - это оптико-биологическая стереоскопическая система, воспринимающая, обрабатывающая и передающая видимое излучение электромагнитного спектра в виде сенсорного ощущения и формирующая как результат предыдущих действий визуальное (зрительное) впечатление об объекте. Данное определение зрительной системы дает возможность анализировать зрительное впечатление, которое складывается при восприятии любого объекта, как составляющую трех компонентов: биологического (физиологического), физического (оптического), совокупности психофизиологического и психофизического [4, с. 97-99]. На рисунке 3 представлена схема, отражающая связи между представленными компонентами и их влияние на формирование зрительного впечатления.

На уже сформированный зрительный образ влияет также ряд факторов, которые позволяют сложить совокупное зрительное впечатление об объекте. Так, например, воспринимая по зрительному каналу один и тот же объект, различные наблюдатели могут сложить о нем различное итоговое зрительное

впечатление. Это обусловлено различным: жизненным опытом, социальной принадлежностью, возрастной группой, принадлежностью к социокультурной группе и прочее - схема рисунка 4.

Рисунок 3. Схема формирования зрительного впечатления

Рисунок 4. Схема факторов, влияющих на зрительное впечатление

Исходя из проведенного анализа и представленных схем, следует, что формирование целостного впечатления о воспринимаемом объекте можно разделить условно на две части:

- формирование зрительного образа в ходе физико-физиологического процесса, начинающегося на сетчатке глаза и передающегося по зрительным нервам в соответствующую часть головного мозга;

- формирование зрительного впечатления (положительного, нейтрального или негативного) у воспринимающего при индивидуальном субъективном анализе уже сформированного зрительного образа.

Изучение каждого из данных этапов позволит выявить рычаги влияния, с помощью которых возможно осуществлять управление впечатлением от объекта на этапе планирования, конструирования с целью дальнейшего массового производства. Детальный анализ психофизиологических и физических процессов передачи света на сетчатку глаза позволит выявить все процессы, формирующие зрительный образ объекта и факторы, при помощи которых можно влиять на формирование образа. В результате это позволит управлять и зрительными иллюзиями. Систематизация и анализ субъективных факторов позволит, используя различные статистические методы, учитывать предпочтения различных социальных групп при маркетинговом планировании.

Список литературы:

1. Бессарабова Е.В. Импрессивная графоаналитическая модель в проектировании объектов дизайна: дис. ... канд. техн. наук: 05.01.03 / Елена Витальевна Бессарабова; Киевский национальный ун-т строительства и архитектуры. - К., 2011. - 180 с.

2. Вайнштейн Л.А. Психология восприятия / Л.А. Вайнштейн. - Мн.: Тессей, 2007. - 224 с.

3. Коробцева Н.А. Теоретические и методологические основы импрессивного подхода к проектированию одежды: дис. ... д-ра техн. наук: 05.19.04 / Надежда Алексеевна Коробцева; Московский гос. ун-т дизайна и технологии. - М., 2005. - 304 с.

4. Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства / А.Д. Логвиненко. - М.: Изд-во Московского университета, 1985. - 223 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.