Научная статья на тему 'Влияние геометрии контура объекта на области интерзон'

Влияние геометрии контура объекта на области интерзон Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЕ ИРРАДИАЦИИ / ИНТЕРЗОНА / ВОСПРИЯТИЕ / КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР / РАССЕИВАНИЕ / КОНЦЕНТРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Бессарабова Е.В., Часовитина А.С.

Цель исследования выявить влияние геометрии внешней формы воспринимаемого объекта (силуэта) и его колористического решения на формирующиеся области интерзон. Выявление областей интерзон необходимо для понимания размещения визуально комфортно воспринимаемых декоративных и конструктивных элементов. Формирующиеся области интерзон являются результатом построения полей иррадиации. Анализ лучей концентрации иррадиационного поля дает области отдыха зрительной системы внутри контура объекта. Тогда как построение рассеивания дает возможность найти наиболее оптимальные, с точки зрения восприятия, области для размещения дополнительных элементов конструкции, выходящих за пределы основного контура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние геометрии контура объекта на области интерзон»

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

УДК: 7.012:612.821.89

Бессарабова Е. В.

К. т. н., доцент, Севастопольский государственного университета

Часовитина А.С.

Студентка, Севастопольский государственный университет

ВЛИЯНИЕ ГЕОМЕТРИИ КОНТУРА ОБЪЕКТА НА ОБЛАСТИ ИНТЕРЗОН

Цель исследования — выявить влияние геометрии внешней формы воспринимаемого объекта (силуэта) и его колористического решения на формирующиеся области интерзон. Выявление областей интерзон необходимо для понимания размещения визуально комфортно воспринимаемых декоративных и конструктивных элементов. Формирующиеся области интерзон являются результатом построения полей иррадиации. Анализ лучей концентрации иррадиационного поля дает области отдыха зрительной системы внутри контура объекта. Тогда как построение рассеивания — дает возможность найти наиболее оптимальные, с точки зрения восприятия, области для размещения дополнительных элементов конструкции, выходящих за пределы основного контура.

Ключевые слова: поле иррадиации, интерзона, восприятие, композиционный центр, рассеивание, концентрация.

Восприятие любого объекта связано с восприятием трех компонентов: формы, цвета, константность. Для учета специфики восприятия объектов, в том числе и объектов дизайна, используется понятие поля иррадиации. По данным Руубера Г.Э., Яковлева Н.И. — иррадиация как явление позволяет определить место размещения композиционных центров у различных форм. Так как в предыдущих исследованиях было установлено, что на иррадиационное поле влияет колористическое решение самого объекта, то можно утверждать, что между элементами объекта — формой Sh, колористическим решением C, и количеством и местом размещения декора Dk либо конструктивных элементов Kel существует связь, выражаемая формулой:

C ^ Sh ^ Dk (Kel) (1)

Эта связь заключается в следующем: любое конструктивное решение объекта дизайна облечено в форму колористического решения; различные по сложности формы объектов дизайна требуют индивидуального поиска базовых точек для размещения декора и элементов; колористическое решение объектов дизайна требует индивидуального подхода к использованию декоративных элементов. Для того, чтобы подтвердить связь между данными элементами необходимо разработать модель иррадиационного поля, в которой будут учтены не только силуэтные формы объекта, но и его колористическое решение. Согласно исследованиям Г.Э. Руубера, И. Дейча, В.Д. Глейзера принцип возникновения иррадиационного поля состоит в следующем: световой луч, отражаясь от рассматриваемого объекта, попадает на сетчатку, создавая в точке попадания источник возбуждения, вокруг которого возникает иррадиационное поле, энергетический потенциал которого уменьшается по мере удаления от очага возбуждения.

Изображается такое поле линиями, перпендикулярными к контуру изображения. Иррадиационное поле прямой линии изображено на рисунке 1. По такому же принципу строятся иррадиационные поля любого объекта, который воспринимается глазом человека. Пример построения иррадиационных полей треугольника, овала, трапеции и прямоугольника, которые являются простейшими интерпретациями силуэтов разноообразных объектов, показаны на рисунке 2.

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

шш

Рисунок 1. Иррадиационное поле Рисунок 2. Схема иррадиационных полей простейших линии геометрических силуэтов

Пересечение линий иррадиации называют областями интерзон. Участки интерзон на рисунке 2 обозначены линиями, где сбегаются лучи иррадиационного поля, а точки интерзон обозначены стрелками. В область интрезон направляется зрительная ось после восприятия контура объекта, в случае достижения порога утомления зрительной системы. То есть в областях интерзон целесообразно размещать конструктивные / декоративные элементы, которые будут композиционными центрами объекта дизайна или архитектуры.

Ориентация поля в линейных и нелинейных воспринимаемых объектах выражается по-разному. Ориентация поля — это направление линий иррадиационного поля

относительно контура объекта: внутрь — концентрация — K , наружу — рассеивание — Q (рисунок 3). В случае нелинейного объекта ориентация поля может быть как рассеиванием, так и концентрацией.

Частота нанесения линий поля существенно не влияет на форму интерзон. Иррадиационные поля — сплошная волна, фронт которой подобен источнику возбуждения и интенсивность которой угасает по мере удаления от источника. Поэтому для построения поля иррадиации (на криволинейных участках) можно использовать два способа. Первый способ заключается в нанесении иррадиационных линий на одинаковом расстоянии один от другого (yi = y2 = ... = yn = const) — рисунок 4. Второй способ построения применяется только ля криволинейных участков, поскольку базируется на применении касательных линий. В этом случае построение базируется на том, что, воспринимая кривую, зрительная ось огибает однопараметрическое множество касательных, которые являются направляющими векторами движения точки. Траектория движения такой точки и является кривой, которая создает иррадиационное поле.

Таким образом, постоянным параметром для построения в этом случае является угол между обходящими касательными (ai = a2 = ... = an = const), тогда как расстояние между иррадиационными линиями не остается неизменной величиной (yi Ф y2 ф ... ф yn ф const) — рисунок 4. Использование данного способа дает возможность построения более точной области интерзон, поскольку на областях с большим радиусом кривизны количество линий иррадиации будет увеличиваться. В данном случае целесообразно за величину угла между двумя соседними касательными брать значение дифференциального порога различия угла, которое составляет 5,5° [1].

Рисунок 3. Рассеивание и концентрация

а б

Рисунок 4. Способы нанесения линий иррадиации

Построение концентрации иррадиационного поля позволяет определить размещение композиционных центров объекта. Построение рассеивания также позволяет определить

Таврический научный обозреватель

шшшЛауг.заепсе

размещение дополнительных конструктивных элементов. Примеры размещения конструктивных, декоративных элементов, композиционных центров в различных объектах дизайна, определенных концентрацией и рассеиванием иррадиационного поля, приведены в таблице 1.

Таблица 1

_Расположение декоративных элементов при построении областей интерзон_

Размещение декоративных элементов на спинке стула

Образец

Интерзоны, полученные при построении полей иррадиации

Размещение конструктивных и декоративных элементов на мебели

Как видно из вышеприведенных рисунков и таблицы, размещение и форма интерзон зависят от формы внешнего контура. Таким образом, размещение композиционных центров зависит от внешней формы рассматриваемого объекта дизайна. То есть существует связь между формой, цветом и расположением декора и конструктивных элементов. Исследование влияния колористического решения воспринимаемого объекта на создаваемое им иррадиационное поле до данного исследования не проводилось.

Перспективным направлением исследования является изучение влияние цвета объекта на количество дополнительных конструктивных элементов и количество декора.

Литература

1. Бессарабова Е.В. Импрессивная графоаналитическая модель в проектировании объектов дизайна: дис. ... канд. техн. наук: 05.01.03 / Елена Витальевна Бессарабова; Киевский национальный унив-т строительства и архитектуры — К., 2011. — 180 л.

2. Кравков С.В. Глаз и его работа / С.В. Кравков. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1950. — 531с.

3. Педхем Ч. Восприятие света и цвета / Ч. Педхем, Дж. Сондерс. — М.: Мир, 1978. — 324 с.

4. Руубер Г.Э. О закономерностях художественного визуального восприятия / Г.Э. Руубер. — Таллин: «Валгус», 1985. — 344с.

5. Сэдлер-Смит Ю. Интуиция и мозг / Ю. Сэдлер — Смит. — М.: Эксмо, 2011 — 416с.

6. Хоттон Д. Движение глаз и зрительное восприятие. Восприятие. Механизмы и модели / Д. Хоттон, А. Старк — М.: Мир, 1974. — 341 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.