УДК 656.043.1
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ И УСЛОВИИ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВРЕМЯ СЛЕДОВАНИЯ СПАСАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА МЧС РОССИИ В ЗОНУ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ
СИТУАЦИИ
А.Н. Чирков
адъюнкт паучпо-исследовательского центра Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл. г.о. Химки, мкр. Новогорск
Е-шаП: udm.sliarkanOrambler.ru
А.И. Пономарев
доктор военных паук.
профессор кафедры (оперативного управления
мероприятиями РСЧС и ГО)
Академия гражданской защиты МЧС России
Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки.
мкр. Новогорск
Е-шаП: aiiat.oliyipOmail.ru
P.C. Малинин
доктор военных паук, профессор, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра Военная академия Генерального штаба ВС РФ, Адрес: 119571, г. Москва, ул. Проспект Вернадского, д. 100
E-mail: vagscliOmail.ru
Аннотация. В статье выявлены факторы и условия, которые оказывают влияние па время следования спасательного центра МЧС России в зону ЧС во время марша. Проведен системный анализ и декомпозиция проблемы, определены значимые факторы, влияющие па время следования колоппы спасательного центра МЧС России.
Ключевые слова: передвижение спасательного центра МЧС России: зона чрезвычайной ситуации: время следования спасательного центра МЧС России: марш спасательного центра МЧС России.
Цитирование: Чирков А.Н., Пономарев А.П.. Малипип P.C. Анализ факторов и условий, влияющих па время следования спасательного центра МЧС России в зону чрезвычайной ситуации // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2019. .V 4 (43). С. 112 123.
Введение
К 2018 году в Российской Федерации наметилась устойчивая тенденция снижения количества чрезвычайных ситуаций (далее ЧС)
(рисунок 1). Однако количество пострадавшего и погибшего населения не уменьшается (рисунок 2). Такой вывод можно сделать из анализа данных, представленных в [1|.
Рисунок 1 Количество ЧС по годам
Рисунок 2 Количество погибших от '1С. че.л
При этом необходимо отметить, что отношение количества пострадавших к количеству ЧС растет. Так, в 2008 году это отношение составило 1,54, в 2018 2,69. Средний теми прироста количества пострадавших к количеству ЧС может быть определен с учетом данных,
представленных в таблице 1 но формуле средней параболической величины:
к + {к) 2 + {к) 3 + ».+ {к)т
T,Уi
Уо
Таблица 1 Отношение количества пострадавших к количеству ЧС
Год 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Отношение количества пострадавших к количеству ЧС 1,54 1,71 1,89 2,66 1,87 1,85 2,16 2,72 2,63 2,16 2,69
Так как отношение количества пострадавших к количеству ЧС имеет скачкообразный характер, то важно ориентироваться на достижение общей суммы величин, представленных в таблице 1. Для этого рассматривается отношение суммы за период 10 лет, начиная со второго года, к первому году.
Для нахождения значения к применяются табличные данные [2, 3]. Уровень 2008 года обозначим через уо = 1,54, как базисный для расчета приростов, начиная с 2009 года. Период, для которого усредняется показатель годового прироста составляет 10 лет, с 2009 года по 2018 год включительно.
Сумма уровней за 10 лет составляет £1° уг = 22,34. Тогда значение средней пара-
болической определяется из выражения:
Е1° Уг 22,34
14,5.
Уо 1,54
Используя таблицы для расчета средних коэффициентов роста по средней параболической [2, 3], может быть определено ближайшее к 14,5 значение табличного отношения — 14,371. Ему соответствует к = 1,065 (или Т = 106%). Это значение характеризует темп роста, т.е. ежегодное увеличение отношения количества пострадавших к количеству ЧС на 6% по сравнению с предыдущим годом. Увеличение отношения количества пострадавших к количеству ЧС может быть вызвано следующими причинами:
увеличивается масштаб последствий '1С:
увеличивается время воздействия поражающих факторов ЧС.
В первом случае масштаб последствий зависит от собственных (внутренних) свойств объектов, на которых происходят ЧС, во втором случае количество пострадавших зависит от своевременности прибытия подразделений спасения, т.е. от оказания помощи «извне».
Необходимо отметить, что эффективность ликвидации ЧС в существенной мере зависит от времени прибытия спасательных подразделений. Так, 17 августа 2009 года произошла авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Это была крупнейшая в истории России ЧС на гидроэнергетическом объекте и одна из самых значительных в истории мировой гидроэнергетики. Последствия аварии отразились на экологической обстановке акватории, на социальной и экономической сферах региона. Режим «Чрезвычайной ситуации», введенный в связи с аварией, продолжался 11 дней. В результате аварии погибло 75 человек [4|.
Поисково-спасательные и ремонтно-воестановительные работы на станции начались практически сразу же после аварии силами персонала станции и сотрудников Сибирского регионального центра МЧС России. Сложность проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее АСДНР) заключалась в том, что структура образовавшихся завалов характеризовалась наличием больших элементов
железобетонных и металлических конструкций. Поэтому возникла необходимость в доставке тяжелой техники, специального инструмента и оборудования повышенной мощности, способного перемещать обломки конструкций для допуска спасателей к пострадавшим. Также под завалами находилась вода, покрытая слоем машинного масла, требующая водолазного снаряжения, стойкого к агрессивным средам. В этих условиях успех спасательной операции во многом был определен оперативностью прибытия подразделений спасения с необходимым оборудованием [4|.
В июле 2012 года в г. Крымске произошло катастрофическое наводнение, в результате которого погибло более 160 человек [1]. Работа спасательных служб была организована на высоком профессиональном уровне. Практически все спасательные центры МЧС России (далее СЦ МЧС России) принимали участие в ликвидации последствий. Необходимо отметить тот факт, что именно своевременное прибытие спасательных подразделений МЧС России внесло значительный вклад в уменьшение последствий ЧС [1].
На рисунке 3 приведена зависимость объема безвозвратных потерь населения от времени задержки оказания помощи при тяжелых поражениях аварийно-хими чеекими отравляющими веществами. Так, при задержке в 40 минут может погибнуть до 20% пораженного населения, при задержке в 7 часов до 100% пораженного населения [6].
Рисунок 3 Зависимость доли погибшего населения от времени задержки оказания
медицинской помощи
Таким образом, анализ .ликвидации крупных ЧС [4, 5] позволяет сделать вывод, что потери населения и объем материального ущерба определяются не только характером и природой происхождения ЧС, источником опасности, скоростью развития, но и продолжительностью времени с момента возникновения происшествия до начала работ по ликвидации их последствий [7].
Необходимо отметить, что ЧС военного времени будут осложняться дополнительными факторами и условиями, которые будут препятствовать движению спасательных сил в зону ЧС [8]. К таким факторам могут относиться: удар противника по колонне спасательных
подразделений, подрыв инженерных сооружений на пути движения и др.
Реагирование на ЧС при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов посредством проведения АСДНР будет являться одной из основных задач в области гражданской обороны [9].
Для решения задач гражданской обороны, в частности, для проведения АСДНР при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, будут привлекаться спасательные воинские формирования МЧС России (рисунок 4), в состав которых входят СЦ МЧС России [101.
Рисунок 4 Силы гражданской обороны
Передвижение спасателей и оборудования СЦ МЧС России к месту проведения АСДНР в зону ЧС может осуществляться своим ходом (маршем), либо воздушным, железнодорожным, морским, речным транспортом, а также комбинированным способом [8]. При этом основным способом передвижения СЦ МЧС России является марш.
Маршрут движения спасательных подразделений, особенно при военных конфликтах, оказывает существенное влияние на своевременное прибытие в зону ЧС и своевременное оказание помощи пострадавшему населению. Сложность выбора маршрута обусловлена тем, что одновременно на передвижение колонны СЦ МЧС России оказывает влияние множество факторов. При этом некоторые факторы будут оказывать влияние на время
следования колонны как в мирное, так и военное время, например, климатические условия. Ряд факторов обусловленны только обстановкой военного времени, например, авиаудар противника. Факторы, которые не зависят от складывающейся обстановки, могут учитываться статистически, т.е. как некоторые средние оценки. Учет факторов военного времени осложнен высоким уровнем неопределенности, например, неопределенностью поведения противника или скрытостью проведения войсками военных операций и др. Комплексный учет факторов и условий передвижения колонны СЦ МЧС России к месту проведения АСДНР будет способствовать выбору рационального маршрута движения, т.е. такого маршрута, время движения по которому будет сведено к минимуму.
Для принятия решения о выборе маршрута движения необходимо провести анализ факторов, которые оказывают влияние на время следования колонны СЦ МЧС России к месту проведения АСДНР. Учитывая множество и разнообразие таких факторов, одной из задач исследования является их сбор, описание, систематизация и классификация.
Систематизация и классификация позволяет выбрать действительно значимые факторы, учет которых при планировании маршрутов будет влиять на время следования колонны СЦ МЧС России к месту проведения АСДНР.
Анализ крупных ЧС и военных конфликтов позволил выделить два класса факторов: факторы, влияние которых учитывается постоянно при движении колонны СЦ МЧС России;
факторы, которые будут оказывать воздействие только в военное время.
Влияние факторов первого класса может привести как к увеличению времени следования колонны СЦ МЧС России к месту проведения АСДНР, так и к уменьшению времени следования. Факторы второго класса всегда оказывают негативное влияние на время следования.
Факторы, увеличивающие время следования, помечаются верхним индексом «+», уменьшающие время следования — индексом «-» соответственно.
Основанием для объединения факторов явились объекты воздействия. Объектами воздействия выступают человек, транспортное средство (далее — ТС), дорожная инфраструктура.
В результате анализа была рассмотрена совокупность из 23 факторов (рисунок 5). Ниже приводится описание и систематизация этих факторов в виде диаграммы причинно-следственных связей Исикавы [11].
К факторам 1-го класса относятся: А = (а^ ) — «Человеческий
фактор» — группа факторов, которая характеризует, с одной стороны, состояние человека, с другой стороны воздействие его на ТС или образовавшуюся ситуацию при следовании колонны СЦ МЧС России к месту
проведения АСДНР. Чаще всего воздействие человеческого фактора приводит к дорожно-транспортным происшествиям (далее — ДТП), либо к оставлению личным составом (далее — ЛС) техники (дезертирство).
аЦ: Квалификация водительского состава — уровень знаний, умений и навыков, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. Квалификация включает в себя такие элементы как образование и опыт. Также в это понятие входят психологические особенности водителя: умение «чувствовать» автомобиль, умение оценивать дорожную ситуацию и прогнозировать ее развитие и многие другие качества, обеспечивающие безопасность дорожного движения.
а2' Дисциплина водительского состава — точное выполнение водителем правил дорожного движения, соблюдение технических норм и правил эксплуатации ТС.
а3' Здоровье водительского состава.
Условия безопасности движения требуют, чтобы ТС управлял физически здоровый человек. Проблемы со здоровьем могут приводить к снижению внимания и к полной потере управляемости ТС. Любое заболевание водителя может существенно повысить риск ДТП. Например, обострение или приступ хронического заболевания может произойти непосредственно на дороге во время управления ТС, что может привести к ДТП. Даже обычная простуда снижает внимание и замедляет реакцию водителя. Таким же образом могут сказываться на состоянии водителя и побочные эффекты от приема некоторых медикаментов.
а4: Морально-психологическая устойчивость — это моральные взгляды и убеждения, ценностные ориентации, моральные нормы поведения (долг, честь, ответственность и др.) личного сотава СЦ МЧС России. Морально-психологические качества в решающей степени определяют поведенческую стойкость ЛС в экстремальных условиях, позволяют преодолеть чувства тревоги, опасений, страха и т.п. и проявить все свое профессиональное мастерство в выполнение задач по предназначению.
Рисунок 5
Факторы, влияющие на время следования колонны СЦ МЧС России к месту
проведения АСДНР
В = (Ь1 ,Ъ2,Ь3,Ь4 _ группа факторов, характеризующих техническое состояние ТС, и влияющая на время следования колонны СЦ МЧС России к месту проведения АСДНР. Эти факторы могут привести к возникновению ДТП на маршруте движения, либо к потере работоспособности ТС, что повлечет за собой увеличение времени следования колонны СЦ МЧС России к месту проведения АСДНР.
Ь\: Физический износ ТС — это ухудшение первоначальных технико-экономических свойств, обусловленное естественным изнашиванием ТС в процессе эксплуатации и под воздействием различных природных факторов. На данный момент 19 % всей техники СВФ МЧС России имеет срок службы от 10 до 20 лет, 21 % — от 20 до 30 лет, 12 % - более 30 лет [12]. Физический износ может вызвать частичную или полную потерю работоспособности ТС, что в конечном итоге может повлиять на способность выполнять задачи по предназначению, т.е. может увеличить время следования колонны СЦ МЧС России к месту проведения АСДНР.
Ь2' Конструктивные, производственные и эксплуатационные дефекты. Дефект — это каждое отдельное несоответствие ТС требованиям нормативной документации. Конструктивные дефекты выражаются в несоответствии требованиям технологического задания или установленных правил разработки ТС. Производственные дефекты определяются несоответствием требованиям нормативной документации на изготовление или ремонт ТС. Такого рода дефекты возникают в результате нарушения технологического процесса при изготовлении или восстановлении деталей ТС. Эксплуатационные дефекты возникают в результате износа, усталости, коррозии и неправильной эксплуатации.
Процесс своевременного выявления и устранения дефектов и неисправностей ТС — основная задача поддержания ТС в технически исправном состоянии, исключающая внезапные отказы и поломки на маршрутах и способствующая уверенной работе водительского состава. Конечной целью выявления дефектов является предупреждение отказов и неисправностей ТС, которые могут стать
причиной ДТП и увеличить тем самым время следования колонны СЦ МЧС России к месту проведения АСДНР.
Ь3' Своевременное обслуживание ТС
— комплекс мероприятий по поддержанию работоспособности ТС при его использовании по назначению. В процессе эксплуатации ТС его детали изнашиваются. Изнашивание деталей является причиной, вызывающей неисправности и сокращение срока службы ТС. Соответственно, несвоевременное техническое обслуживание ведет к быстрейшему выходу из строя узлов и агрегатов ТС и снижает готовность СЦ МЧС России к выполнению задач по предназначению.
&4: Качество топлива. Топливо должно соответствовать нормам и требованиям, указанным в ГОСТ 32513-2013. Применение топлива низкого качества приводит перегреву двигателя, увеличению расхода горючего, а также к повышению нагара и смолистых отложений на деталях двигателя [13]. Использование дизельного топлива низкого качества в зимних условиях может привести к тому, что оно на холоде становится вязким из-за кристаллов парафина. Процесс парафиниза-ции дизельного топлива при отрицательных температурах приводит к уменьшению показателя его текучести. Проход густого топлива через элементы топливной системы дизельного двигателя внутреннего сгорания становится сильно затрудненным или даже невозможным, что может повлечь за собой увеличение времени следования колонны СЦ МЧС России к месту проведения АСДНР.
Ь^' Отказоустойчивость ТС — свойство ТС сохранять свою работоспособность после отказа одного или нескольких составных компонентов. Отказоустойчивость определяется количеством любых последовательных единичных отказов компонентов, после которого сохраняется работоспособность ТС в целом.
И = (с!1 ,й2) — группа факторов погодно-климатических условий, которые влияют на время следования колонны СЦ МЧС России к месту проведения АСДНР. Изменение погоды существенно меняет обстановку движения, отражаясь на состоянии дороги и самочувствии водителя.
й\: Атмосферные осадки. Воздействие атмосферных осадков на условия движения передается через состояние поверхности дороги, взаимодействие автомобиля с дорогой и восприятие условий движения водителем. Условия движения в период действия атмосферных осадков значительно сложнее, чем при сухом, чистом покрытии дороги. Во время атмосферных осадков, в первую очередь, снижаются сцепные качества покрытия, снижается коэффициент сцепления дороги и ТС, увеличивается сопротивление движению из-за отложений снега, грязи, гололеда, изменяются очертания и внешний вид проезжей части и обочин и т.д. Все это сказывается негативно на безопасность дорожного движения, увеличивает вероятность возникновения ДТП и влечет за собой увеличение времени следования колонны СЦ МЧС России к месту проведения АСДНР.
&2'- Дальность видимости — это характеристика прозрачности атмосферы и возможности различать зрением удаленные объекты, отделенные слоем воздуха той или иной мутности. Видимость на дороге играет важную роль в безопасности дорожного движения, так как более 90% информации, необходимой для управления ТС, водитель получает через зрение. При длительной поездке в условиях плохой видимости устают глаза, снижается острота зрения. Все это может привести к возникновению ДТП и увеличению времени следования колонны СЦ МЧС России к месту проведения АСДНР.
I = (^,¿2,¿3) _ факторы дорожного покрытия, влияющие на время следования колонны СЦ МЧС России к месту проведения АСДНР. Дорожные условия могут привести к возникновению ДТП на маршруте движения ; чт0 повлечет за собой увеличение времени следования колонны СЦ МЧС России к месту проведения АСДНР.
г\: Деформация и разрушение дорожного покрытия. Неровность покрытия, по данным ГИБДД, является причиной 13-18% ДТП. Деформации и разрушения дорожного покрытия вызывают колебания подвески, что может привести к потере управляемости. Наличие деформаций и разрушений дорожного покрытия на дорогах повышает утомляемость
водителей, отвлекает их внимание от восприятия других объектов на дороге, снижает пропускную способность дороги и в конечном итоге может привести к возникновению аварийной ситуации и образованию ДТП.
¿2: Коэффициент сцепления ТС с дорожным покрытием. Важной задачей повышения безопасности движения является устранение скользкости дорожного покрытия. Скользкость дорожного покрытия снижает коэффициент сцепления и увеличивает тормозной путь ТС, а рост тормозного пути увеличивает вероятность ДТП.
¿3: Защита дорог от неблагоприятных погодных явлений — мероприятия, направленные для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, на защиту дорог от снегозаносов, задержек и распределения снежного потока. В зимний период эти мероприятия играют решающую роль в безопасности дорожного движения и профилактики ДТП [14].
С = (с7,с2,с3) — группа факторов, характеризующая технико-эксплуатационные качества или характеристики улично-дорожной сети (далее — УДС), влияющая на время следования колонны СЦ МЧС России к месту проведения АСДНР.
с\\ Пропускная способность УДС
— максимальное число автомобилей, которое может пропустить участок дороги в единицу времени в одном или двух направлениях в рассматриваемых дорожных и погодно-климатических условиях [15]. Чем больше пропускная способность УДС, тем меньше вероятность возникновения дорожной пробки и ДТП.
с2: Геометрические параметры УДС
— максимальные уклоны и радиусы кривых, необходимых для движения ТС [16]. Геометрические параметры УДС оказывают решающее влияние на общее состояние дорожного движения. Автомобильные дороги, по своим параметрам часто не соответствуют установленным СНиП. Это создает неблагоприятные условия для движения, что приводит к увеличению вероятности ДТП и времени следования колонны СЦ МЧС России к месту проведения АСДНР.
с3: Поперечный уклон дорожного покрытия — геометрическая особенность проектирования автомобильных дорог, необходимая для эффективного удаления воды с ее поверхности. При наличии достаточного уклона вода стекает в дренажные системы. Недостаточный уклон будет способствовать скапливанию осадков на поверхности дороги, что может привести к эффекту аквапланирова-ния [17], возникновению ДТП и увеличению времени следования колонны СЦ МЧС России к месту проведения АСДНР.
К факторам 2-го класса относятся:
р _ Удар противника по потенциально-опасным объектам и объектам экономики. При ударе противника по объектам экономики и потенциально-опасным объектам, многие из поражаемых целей вызовут цепь вторичных негативных воздействий. Эти негативные воздействия выступят в роли препятствий на маршруте движения (завалы, разрушения, зоны заражения, очаги пожаров и т.д.), которые СЦ МЧС России придется преодолевать, что повлечет за собой увеличение времени следования колонны СЦ МЧС России к месту проведения АСДНР.
(3 _ Удар противника по транспортному средству. Удар противника по транспортному средству осуществляется с целью его уничтожения путем воздействия имеющимися средствами поражения. Это в значительной мере может увеличить время следования колонны СЦ МЧС России к месту проведения АСДНР.
К — Удар противника по личному составу может происходить по многим направлениям: от уничтожения средствами поражения живой силы до использования психотропных и отравляющих веществ. Целью удара считается снижение потенциала (возможностей) подразделений спасения при движение к месту проведения АСДНР.
Ь — Эвакуация — один из эффективных способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Сущность эвакуации заключается в организованном перемеще-
нии населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы [18]. Различные виды эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы могут затруднить движение колонны СЦ МЧС России путем блокирования автомагистралей и коммуникационных пешеходных путей, а также выставления заградительных постов и заслонов [18].
М — Передвижение войск. Во время военного конфликта движение по автомагистралям и дорогам общего пользования будет затруднено в связи с передвижением войск. Перекрытие участков движения комендантскими службами могут стать причиной увеличения времени следования колонны СЦ МЧС России к месту проведения АСДНР.
Вывод. Анализ чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации за 11 лет показал, что их количество сокращается. При этом установлено, что отношение количества пострадавшего населения к количеству ЧС ежегодно растет. Этот рост составляет в среднем 6% по отношению к предыдущему году. Потери населения возрастают с увеличением времени с момента возникновения происшествия до начала работ по ликвидации его последствий. Поэтому своевременное прибытие подразделений спасения в зону ЧС может способствовать уменьшению безвозвратных потерь.
На своевременное прибытие подразделений спасения, в частности сил СЦ МЧС России, оказывает влияние множество факторов и условий. В статье рассмотрено 23 фактора, которые оказывают влияние на время следования колонны СЦ МЧС России в зону ЧС. Все факторы разделены на два больших класса: факторы, влияние которых учитывается постоянно при движении колонны СЦ МЧС России и факторы, которые будут оказывать воздействие только в военное время.
Все факторы объединены по следующему основанию: объекты, воздействие на которые может увеличивать время следования СЦ МЧС России. Объектами воздействия выступают: человек, транспортное средство, дорожная инфраструктура.
Факторы военного времени заслуживают особого внимания, поскольку в военное время именно эти факторы будут определять возможность передвижения колонны СЦ МЧС России к месту проведения АСДНР. К таким факторам отнесены: удар противника по потенциально-опасным объектам и объектам экономики, удар противника по колонне СЦ МЧС России, эвакуация населения и передвижение войск.
Важным представляется то, что принятие
во внимание значимых факторов при планировании маршрутов будет влиять на время следования колонны СЦ МЧС России к месту проведения АСДНР. Значимость каждого фактора будет меняться в зависимости от условий складывающейся обстановки.
Поэтому, при выборе и обосновании рационального маршрута движения колонны СЦ МЧС России к месту проведения АСДНР, необходимо учитывать факторы, влияющие на время следования.
Литература
1. Итоги деятельности МЧС России. Официальный сайт МЧС России. [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы МЧС России. URL: https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/itogi-deyatelnosti-mchs-rossii (дата обращения: 24.10.2019).
2. Казинец Л.С. Темпы роста и абсолютные приросты. (Измерение и анализ). Москва, 1975. 191 с.
3. Теория статистики: Учебник/Под ред. проф. Г.Л. Громыко 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2005. 476 с.
4. Анализ деятельности действий сил и средств МЧС России при ликвидации чрезвычайной ситуации на Саяно-Шушинской ГЭС. Перспективы проведения научных исследований по организации и проведению АСДНР на уникальных и критически важных объектах. [Электронный ресурс]. URL: https://cy^erleninka.ru/article/n/analiz-deystviy-sil-i-sredstv-mchs-rossii-pri-likvidatsii-chrezvychaynoy-situatsii-na-sayano-shushinskoy-ges-perspektivy-provedeniya/viewer (дата обращения: 12.10.2019).
5. Катастрофическое наводнение 2013 года в Дальневосточном федеральном округе. Т. 1. Уроки и выводы: Научно-методический труд / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013. 154 с.
6. Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения. МЧС России, 25.12.2013. № 2-4-87-37-14. [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161729/ (дата обращения 14.10.2019).
7. Барышев П.Ф, Мазаник А.И. Алгоритм выбора рационального маршрута перемещения спасательного воинского формирования МЧС России к потенциально опасному объекту // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. Химки: ФГБВОУ ВО АГЗ МЧС России, 2015. № 4 (27). С. 24—29.
8. Наставление по организации действий подразделений спасательных воинских формирований МЧС России. Ч. 1 и 2. Москва: ДПСФ МЧС России, 2016. 173 с.
9. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28 ФЗ «О гражданской обороне». [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17861/ (дата обращения 20.10.2019).
10. Указ Президента РФ от 30.09.2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_119935/ (дата обращения 10.10.2019).
11. Исикава К. Японские методы управления качеством / Сокр.пер. с англ./Под. Ред. А. В. Гличева. М: Экономика, 1988. 214 с.
12. Научно-методическое обоснование оснащения спасательных воинских формирований МЧС России, в том числе с учетом их использования в составе аэромобильных группировок: отчет о научно исследовательской работе (1 этап) / рук.работы: Полевой В.Г.; исполнители: Рыбаков A.B. и др. Химки: АГЗ МЧС России, 2014. 257 с.
13. Виноградов О. В., Карелина А. С. Влияние показателей качества автомобильного бензина и дизельного топлива на состояние окружающей среды // Молодой ученый. 2016. №8. С. 194-199. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/112/28244/ (дата обращения: 16.10.2019).
14. Отраслевой дорожный методический документ 218.8.001-2009. Методические рекомендации по специализированному гидрометеорологическому обеспечению дорожного хозяйства. Росав-тодор, 26.11.2009. № 499-р. [Электронный ресурс]. Доступ из электронного фонда правой и нормативно-технической документации URL: http://docs.cntd.ru/document/1200075941 (дата обращения: 11.10.2019).
15. Отраслевой дорожный методический документ 218.2.020-2012. Методические рекомендации по оценке пропускной способности автомобильных дорог. Федеральное дорожное агентство, 17.02.2012. N 49-р. [Электронный ресурс]. Доступ из электронного фонда правой и нормативно-технической документации URL: http://docs.cntd.ru/document/1200092512 (дата обращения: 11.10.2019).
16. Веселов В.Н. Влияние технического уровня и эксплуатационного состояния автомобильных дорог на уровень аварийности. // Вестник АГТУ. Технические и естественные науки. Астрахань: ФГБОУ ВПО АГТУ, 2012. № 1 (53). С. 21 26.
17. Поперечный уклон дорожного покрытия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пoпepeчный_yклoн_дopoжнoгo_пoкpытия (дата обращения 18.12.2019).
18. Методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы под общей редакцией В.А. Пучкова. Москва 2005. [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы МЧС России. URL: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/2143 (дата обращения 18.09.2019).
ANALYSIS OF FACTORS AND CONDITIONS AFFECTING THE RESEARCH OF THE RESCUE CENTER OF THE EMERCOM OF RUSSIA IN THE EMERGENCY SITUATION AREA
Alexey CHIRKOV
Adjunct Research Center Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md.Novogorsk E-mail: udm.sharkanQrambler.ru
Anatoly PONOMAREV
Doctor of Military Sciences,
professor of the department (operational management measures RSHS and GO) Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md.Novogorsk E-mail: [email protected]
Rudolf MALININ
Doctor of military sciences, professor
Leading Research Fellow Center of the Military
Academy of the General Staff of the
Armed Forces of the Russian Federation,
doctor of military sciences, professor
Address: 119571, Moscow, st. Prospect Vernadsky, d. 100
E-mail: VagschQmail.ru
Abstract. The article identifies factors and conditions that affect the time of the rescue center of the Russian Emergencies Ministry to the emergency zone during the march. A system analysis and decomposition of the problem has been carried out, significant factors have been identified that affect the travel time of the convoy of the rescue center of the Russian Emergencies Ministry. Keywords: movement of the rescue center EMERCOM of Russia; emergency zone; the time of the rescue center of the EMERCOM of Russia; March Rescue Center EMERCOM of Russia. Citation: Chirkov A.N., Ponomarev A.I., Malinin R.S. Analysis of factors and conditions affecting the time of the rescue center of the Russian Emergencies Ministry in the emergency zone // Scientific and educational problems of civil protection. 2019. No. 4 (43). S. 112-123.
References
1. The results of the EMERCOM of Russia. The official website of the Russian Emergencies Ministry. [Electronic resource]. Access from the reference system of the Ministry of Emergencies of Russia. URr: https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/itogi-deyatelnosti-mchs-rossii (accessed: 10.24.2019).
2. Kazinets L.S. Growth rates and absolute growth. (Measurement and analysis). Moscow, 1975. 191 p.
3. Theory of Statistics: Textbook / Ed. prof. G.L. Gromyko 2nd ed., Revised, and add. M .: INFRA-M, 2005. 476 p.
4. Analysis of the activities of the forces and means of the Russian Emergencies Ministry in response to an emergency at the Sayano-Shushinskaya Hydroelectric Power Station. Prospects for conducting scientific research on the organization and conduct of ASDNR at unique and critical facilities. [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-deystviy-sil-i-sredstv-mchs-rossii-pri-likvidatsii-chrezvychaynoy-situatsii-na-sayano-shushinskoy-ges-perspektivy-provedeniya/viewer ( Date of appeal: 10/12/2019).
5. The catastrophic flood of 2013 in the Far Eastern Federal District. T. 1. Lessons and conclusions: Scientific and methodological work / EMERCOM of Russia. M .: FSBI VNII GOCHS (FC), 2013. 154 p.
6. Methodical recommendations on the organization of the primary life support of the population in emergency situations and the operation of temporary accommodation centers for the affected population. mbox EMERCOM of Russia, December 25, 2013. No. 2-4-87-3714. [Electronic resource]. Access from the reference legal system « Consultant ». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161729/ (accessed October 14, 2019).
7. Baryshev P.F., Mazanik A.I. An algorithm for choosing a rational route for moving a rescue military-unit of the Russian Emergencies Ministry to a potentially dangerous object // Scientific and educational problems of civil protection. Khimki: Federal State Budget Educational Institution of Higher Vocational Health in the State Healthcare Ministry EMERCOM of Russia, 2015. № 4 (27). pp. 24-29.
8. Manual on the organization of actions of units of rescue military units mbox EMERCOM of Russia. Part 1 and 2. Moscow: DPSF EMERCOM of Russia, 2016. 173 p.
9. Federal Law of February 12,1998 No. 28 <I>3 "On Civil Defense". [Electronic resource]. Access from the legal reference system « Consultant ». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17861/ (accessed 10/20/2019).
10. Decree of the President of the Russian Federation of September 30, 2011 No. 1265 "On Rescue Military Units of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Disaster Management". [Electronic resource]. Access from the legal reference system « Consultant ». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_119935/ (accessed 10.10.2019).
11. Ishikawa K. Japanese methods of quality management / Abbr. per. from English / Under. Ed. A. V. Glicheva. M: Economics, 1988. 214 p.
12. Scientific and methodological substantiation of equipping rescue military units of the Ministry of Emergencies of Russia, including taking into account their use as part of airmobile groups: report on scientific research (stage 1) / manual: Polevoy V.G .; Performers: A. Rybakov Khimki et al: AGZ EMERCOM of Russia, 2014. 257 p.
13. Vinogradov O. V., Karelina A. S. Influence of quality indicators of motor gasoline and diesel fuel on the state of the environment // Young scientist. 2016. № 8. S. 194-199. [Electronic resource]. URL: https://moluch.ru/archive/112/28244/ (accessed: 10/16/2019).
14. Sector road guidance document 218.8.001-2009. Guidelines for specialized hydrometeorological support for the road sector. Rosavtodor, 11/26/2009. mbox No. 499-p. [Electronic resource]. Access from the electronic fund of the right and normative and technical documentation URL: http://docs.cntd.ru/document/1200075941 (accessed: 11.10.2019).
15. Sector Road Toolkit Document 218.2.020-2012. Guidelines for assessing the throughput of roads. Federal Road Agency, 02.17.2012. N 49-p. [Electronic resource]. Access from the electronic fund of the right and normative-technical documentation URL: http://docs.cntd.ru/document/1200092512 (date of access: 11.10.2019).
16. Veselov V.N. The influence of the technical level and operational condition of roads on the accident rate. // Bulletin of the ASTU. Technical and natural sciences. Astrakhan: FSBEI HPE ASTU, 2012. № 1 (53). pp. 21-26.
17. Cross slope of the pavement. [Electronic resource]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Crossline_directi-on_of_course_coating (accessed December 18, 2019).
18. Methodical recommendations on planning, preparation and carrying out evacuation of the population, material and cultural values to safe areas under the General editorship of V. A. Puchkov. Moscow 2005. [Electronic resource]. Access from the reference legal system of the Russian emergencies Ministry. URL: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/2143 (accessed 18.09.2019).