онной деятельности, напрямую связан с совершенствованием форм коммерциализации инноваций;
- поддержка процесса принятия решения в инновационной сфере на основе методов контроллинга, позволяющих оценить уровень фактических и планируемых расходов и доходов при коммерциализации инноваций.
На основе результатов исследования влияния динамики инновационной деятельности на коммерциализацию инноваций в работе был проведен анализ влияния внутренних и внешних факторов на процесс коммерциализации вузовских инноваций в РФ. Выявленные и проранжированные внешние и внутренние сдерживающие и стимулирующие коммерциализацию вузовских инноваций факторы представлены на рис.1.
Ключевым внешним фактором, стимулирующим коммерциализацию вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях в России, является перенос центра тяжести инновационной деятельности всей отечественной экономики из сферы специализированных исследовательских организаций (НИИ, КБ и т.д.) в вузовский сектор. В то же время общий уровень технологической отсталости страны (в среднем по отраслям на два поколения технологий) является основным внешним сдерживающим фактором коммерциализации вузовских инноваций.
Среди внутренних факторов, сдерживающих коммерциализацию вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях, основное значение имеет низкий уровень мотивации и рост среднего возраста работников инновационной сферы в вузах. В то же время ключевым стимулирующим внутренним фактором становится формирование комплексной системы ресурсного обеспечения коммерциализации инновационных разработок вузов.
Результаты SWOT-анализа перспектив коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях в России, проведенного экспертным методом, показали, что по 5-ти бальной шкале оценка поля «сила - возможности» ^О) составляет 3,87 балла, оценка поля «сила - угрозы» ^Т) - 3,84 балла, оценка поля «слабость - возможности» ^О) - 3,23 балла, оценка поля «слабость - угрозы» ^Т) - 2,36 балла.
Наибольшие перспективы эффективной коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях соответствуют полю «сила - возможности», однако если этот сценарий не будет реализован за счет использования рациональных методов коммерциализации, то вузовские инновации имеют достаточно высокий риск попасть под приоритетное влияние поля «сила - угрозы». Об этом свидетельствует дистанция разрыва влияния полей
SO и ST на коммерциализацию вузовских инноваций, составившая 0,03 балла. Необходимость увеличения разрыва влияния полей SO и ST требует определения потенциальных вариантов коммерциализации вузовских инноваций.
Выявленные в процессе исследования варианты коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях и их характеристика применительно к детализированной цепочке фаз инновационной деятельности «генерация идей - отбор идей
- разработка и проверка концепции - стратегия маркетинга -финансовый анализ - разработка продукции - пробный маркетинг
- реализация продукции» приведены в табл.1.
Как следует из результатов представленных исследований (табл.1) коммерциализация вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях, рассматриваемая с точки зрения возврата вложенных средств, имеет достаточно жесткую привязку к фазам инновационной деятельности, начиная от реализации идей и ноу-хау, и заканчивая реализацией прав на промышленные образцы продукции и самой инновационной продукции конечным потребителям.
С точки зрения привлечения инвестиционных ресурсов коммерциализация вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях практически на любой фазе инновационной деятельности представлена широким спектром вариантов, к которым, помимо представленных в табл.1, следует добавить использование собственных ресурсов (финансовых, материальных и интеллектуальных).
Для определения эффективности потенциальных вариантов коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях возникла необходимость в разработке соответствующих критериев оценки эффективности.
Литература:
1. Афонин И.В. Инновационный менеджмент и экономическая оценка реальных инвестиций. - М.: Гардарики, 2006.
2. Тамбовцев В.Л. Основы институционального проектирования. Инфра-М, 2007.
3. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. - Москва. - ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА, 2005.
4. 54. Управление инновациями: В 3 кн. Кн. 1. Основы организации инновационных процессов/ Под ред. Ю.В. Шленова. - М.: Высш.шк., 2003.
5. Шумпетер И. Теория экономического развития / И. Шумпе-тер. - М.: Прогресс, 1982.
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ И УСЛОВИЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ
Фомина Г.Ю., соискатель ГОУ ДПО ГАСИС
Представлены результаты анализа подходов и форм организации инновационной деятельности в банках. Определены сдерживающие и стимулирующие факторы развития инновационной деятельности банков.
Ключевые слова: анализ, факторы и условия, инновационная среда, банковская сфера.
ANALYSIS OF FACTORS AND CONDITIONS THAT DETERMINE THE PROSPECTS OF BUILDING AN INNOVATIVE ENVIRONMENT IN THE BANKING SECTOR
Fomina G., The applicant, GOU DPO GASIS
Results of the analysis of approaches and forms of the organization of innovative activity in banks are presented. Constraining and stimulating factors of development of innovative activity of banks are defined.
Keywords: the analysis, factors and conditions, the innovative environment, bank sphere.
Информатизация и глобализация мировой экономики кардинальным образом изменили процессы развития финансового рынка в целом и коммерческих банков в частности, придав им инновационную направленность. В банковской сфере это проявилось в появлении новых и развитии существующих финансовых инструментов, новых банковских продуктов, начиная от широкого спектра банковских карт с множеством возможных инновационных операций, инновационных систем удаленного доступа управления счетами и заканчивая инновационными инвестиционными услугами.
В общем случае под инновацией будем понимать конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам. Применительно к банковской сфере понятие «инновация» означает:
создание новых банковских продуктов (услуг), обладающих
более привлекательными потребительскими свойствами, либо качественно новых продуктов, способных удовлетворить неохваченные ранее потребности потенциальных потребителей;
внедрение инновационных технологий деятельности, повышающих производительность банковской деятельности и расширяющих спектр этой деятельности, в том числе за счет развития и совершенствования инструментов предоставления банковских услуг;
создание новых организационных структур, обеспечивающих рост социально-экономическую эффективность деятельности банков, в том числе за счет рационального масштабирования деятельности банковских структур, исходя из объемов рыночных потребностей;
освоение новых рынков предоставления услуг за счет расширения, как географии деятельности банка, так и за счет наращивания потребительской панели.
Необходимость реализации инновационной направленности банковской деятельности как составляющей финансового рынка в условиях инновационного развития мировой экономики и формирования шестого технологического уклада ставит задачу формирования адекватной инновационной среды. Это с одной стороны.
С другой стороны, инерционность перехода отечественной экономики от рынка продавца к рынку покупателя, которая продолжа-
ет наблюдаться в российских банках, усложняет задачу их инновационного развития, обеспечивающего конкурентоспособность на мировом финансовом рынке, в том числе в части использования передового мирового опыта инновационной деятельности в банковской сфере. Это означает необходимость создания инновационной среды, обеспечивающей ускоренное развитие отечественного банковского сектора, способного эффективно интегрироваться в мировую финансовую систему.
При анализе факторов и условий, определяющих перспективы формирования инновационной среды в банковской сфере на первом этапе был проведен анализ подходов и форм организации инновационной деятельности в банках.
Проведенные исследования показывают, что организация инновационной деятельности в банках предполагает решение комплекса задач, связанных с реализацией избранных стратегий, посредством выполнения функций, представленных на рис.1. При этом основное внимание уделяется ориентации процессов управления на реализацию избранной инновационной стратегии и рациональному распределению ресурсов для максимизации эффективности реализации стратегии. В то же время формированию инновационной среды как важнейшему условию осуществления эффективных инноваций в банковской сфере, охватывающему все решаемые за-
Оценка текущих позиций банка на рынке
Решаемые задачи
Выбор
стратегии
инновацио
иного
развития
Ориентация процессов управления на реализацию избранной стратегии
Рациональное распределение ресурсов для максимизации эффективности реализации стратегии
Варианты преобразований при выборе инновационной стратегии
Радикальная
перестройка
деятельности
кредитной
организации в
случае
неадекватности
существующей
организационной,
ресурсной и
кадровой систем
требованиям,
предъявляемым
выбранной
инновационной
стратегии
Модернизируют, ие
преобразования, затрагивающие отдельные подразделения банка в случае выхода на новый рынок, внедрения результатов инновационной деятельности и продвижения их на рынок
Рационализаторе кие
преобразования, когда кредитная организация не производит никаких существенных изменений в своей
деятельности, но
изменяет
некоторые
подходы к
распределению
ресурсов для
повышения
эффективности
инновационной
деятельности
Отсутствие
преобразований
(неизменность
функционирован
ия) при условии
принятия
решения о том,
что кредитная
организация в
целом способна
реализовывать
выбранную
инновационную
стратегию на
заданном
интервале
времени
Создание
системы
параметров
контроля,
определяющи
х уровень
реализации
инновационн
ой стратегии
Выполняемые функции
Сравнение
фактических
результатов
реализации
составляющих
инновационной
стратегии с
эталонными
(желаемыми)
Проведение
общей
оценки
выполнения
инновационн
ой стратегии
и
интериретаци я результатов
Реализация
корректирующих
воздействий с целью
приближения
фактических
результатов
реализации
инновационной
стратегии к
эталонным
Рис.1. Схема организации инновационной деятельности в банках.
-150% -100% -50% 0% 50% 100%
Рис.2. Влияние составляющих инновационной активности банков на эффективность инновационной деятельности.
дачи и выполняемые функции в рамках любой из избранных инновационных стратегий, должно быть уделено особое внимание. Поскольку только создание стабильных благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности способно обеспечить институциональную, инфраструктурную, кадровую и т.д. поддержку осуществлению различного рода инноваций.
При этом в качестве ключевой особенности организации инновационной деятельности в банках следует выделить преобладание простого внутриорганизационного характера инновационных процессов, предполагающего создание и использование инновации в рамках одного и того же банка, с одной стороны, при ориентации на большое число потребителей (клиентов), с другой стороны.
Гораздо реже банк реализует расширенный инновационный процесс, когда формируется комплексный банковский продукт, реализуемый совместно с банками-партнерами, например, эквайринг. Форма простого межорганизационного процесса, предусматривающего формирование инновационного продукта с целью выведения на рынок в качестве предмета купли-продажи, для банковской сферы практически исключена.
При анализе сдерживающих и стимулирующих факторов развития инновационной деятельности банков было установлено, что
позитивное влияние на интенсивность инновационной деятельности банков на макроэкономическом оказывает динамика ВВП (коэффициент корреляции 98,45%). В то же время среди макроэкономических факторов негативно влияющих на инновационную деятельность банков выделяются ужесточение требований Центробанка РФ и дифференцированный характер отношения государственной власти на федеральном уровне к различным банкам. Кроме того, отрицательно влияют на инновационную деятельность банков негативные изменения социально-экономического характера, снижающие индекс предпринимательской уверенности в обществе.
Среди мезоэкономических факторов, влияющих на развитие инновационной деятельности банков, традиционно выделяются уровень и динамика экономического развития региона, а также характер отношений с региональными властями.
Среди внешних микроэкономических факторов на интенсивность инновационной деятельности отечественных банков решающее значение оказывают уровень и характер конкуренции в банковской сфере.
Среди внутренних микроэкономических факторов решающее влияние на инновационную деятельность банков оказывают составляющие инновационной активности, представленные на рис.2.
Рис.3. Относительная эффективность реализации отечественными банками инновационных решений различной степени
радикальности.
Таким образом, наибольшее позитивное влияние на инновационную деятельность отечественных банков оказывает приобретение современных программных средств, а также проведение собственных исследований и разработок. Наибольшее негативное влияние на инновационную деятельность отечественных банков оказывает приобретение морально устаревшего оборудования, а также низкий уровень подготовки специалистов в области инновационной деятельности.
При этом анализ относительной эффективности реализации отечественными банками инновационных решений различной степени радикальности (рис.3), сменяющих друг друга в процессе морального старения, показал следующее.
На уровне инвенций (под которыми понимаются новые научно-технические знания, технологии, процессы, изобретения и другие факторы, полученные в результате проведения фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских работ, создающие необходимые условия для реализации инноваций) относительная эффективность инновационной деятельности отечественных банков имеет положительное значение (+13%). При этом эффект безусловно был бы выше, если бы доля банков, осуществляющих инвенции была бы выше нынешних 15,1%.
На уровне инноваций (под которыми понимается трансформация инвенций в научно-технические комбинациях предпринимательского характера) относительная эффективность инновационной деятельности банков отрицательна (-8%). Во многом это связано с тем, что, с одной стороны, права на перспективные инновации приобретают лишь 4% отечественных банков, а, с другой стороны, приобретаемые технологии к моменту их внедрения в практику деятельности в значительной степени морально устаревают.
Самым слабым звеном в инновационной деятельности отечественных банков является реализация модернизаций, под которыми понимаются физические или организационные изменения в объекте нововведения, которые не связаны с расширением базиса научно-технических знаний, но при этом позволяют повысить рентабельность
и продлить жизненный цикл инновационной продукции. Относительная эффективность реализации модернизаций в отечественных банках составляет -32,7%. Низкая эффективность реализации модернизаций в банковской сфере связана как приобретением морально устаревшего оборудования, так и с неудовлетворительной маркетинговой деятельностью в инновационной сфере.
На уровне имитаций, под которыми понимается воспроизведение инновации уже апробированной на рынке, относительная эффективность инновационной деятельности отечественных банков носит положительный характер (+2,9%). При этом следует отметить сравнительно успешное внедрение отечественными банками программного обеспечения, с одной стороны, и относительно низкий уровень подготовки кадров в инновационной сфере, с другой стороны.
В целом средний относительный уровень инновационной деятельности отечественных банков находится на низком уровне и составляет -24,8% и характеризуется низкой инновационной стабильностью при переходе от этапа инвенций к этапу имитаций (+/-14,2%).
Литература:
1. Бовин А.А. Управление инновациями в организации: учеб. пособие по специальности «Менеджмент организации» / А.А. Бовин, Л.Е. Чередников, В.А. Якимович. - 2-е изд., стер. - Москва: Издательство «Омега-Л», 2008. - 415 с.
2. Воеводская Н.Д. Новые банковские технологии // Банковские услуги. - 2009. - № 11-12. - С. 15-18.
3. Володина В.Н. Об элементах стратегии разработки новых банковских продуктов (Введение в проблему) // Банковские услуги. - 2009. - № 10. - С. 18-19.
4. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. — М.: МНИИ, 2006. - 278 с.
5. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Мендели. - СПб.: Наука, 2005. - 435 с.
МЕНЕДЖМЕНТ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
Бусалов Д.Ю., к.э.н., доцент РЭА им. Г.В.Плеханова
В статье рассматривается самоорганизация и менеджмент в условиях нестабильного объекта менеджмента.
Ключевые слова: Самоорганизация, конечно-полезный результат, принципы менеджмента, обобщение интеллектуального менеджмента, активизация.
MANAGEMENT IN THE DEVELOPMENT OF NETWORK ECONOMY
Busalov D., Ph.D., associate professor, Plekhanov Russian Academy of Economics The article deals with the self-organization and management in an uncertain object management.
Keywords: Self-organization, of course, a useful result, principles of management, a synthesis of intellectual management and activation.
Самоорганизация в значительной степени системно отображает внешне спонтанное саморазвитие социально-экономических и интеграционно-автономных горизонтальных процессов с учетом их максимизации вниз по уровням иерархической пирамиды и одновременно - способ самоформирования так называемой целостности управляемых систем ( как целеуправляемых так и самоуправляемых). При этом целостность таких систем следует понимать как некоторое конечное их состояние, «подкрепленное» самооптимизированной горизонтальной структуризацией в условиях «погруженности» соответствующих мягких систем в свою ресурсосодер-жащую внешнюю территориальную межотраслевую среду и соответственно - самообеспеченную ресурсами. Как и самоорганизация конкретной мягкой системы, ее целостность является временной в отчетно-учетный период и самоликвидируется при определенных обстоятельствах в части прекращения самообеспечения или подпитки ресурсами, а также в случае принятия решения по этому вопросу в рамках самой управляемой системы.
Являясь новым качеством в первую очередь, управляемых мягких систем (в иерархиях и сетях) самоорганизация самоформирует как их временную целостность, так и соответствующие конечные результаты но не в каноническом варианте демократического централизма - через несуществующую жесткую, как правило, не-
доказанную целостность отраслевой или межотраслевой иерархии и результата ее деятельности, а путем саморазвития ее горизонтальных элементов при переходе к демократическим и экономическим методам управления.
В зависимости от целей и интересов самоорганизованной системы они (результаты) могут быть (и причем самопроизвольно для общества) в самом широком диапазоне: от народнохозяйственного эффекта вплоть до извлечения криминальных доходов и участия в теневой экономике. В этой связи возникает вопрос о возможности воздействия на такую самоорганизацию и главное - на конечные результаты ее деятельности. Если признать важными условиями самовозникновения самоорганизации как конкретизации принципа самодвижения попарности особого рода ресурсократических отношений лиц определенной категории и этих ресурсократов носителями самоорганизации, то проблема, скажем, ликвидации эффекта самоорганизации сводится к простой процедуре уничтожения ее условий и носителей. Однако условия самоорганизации в принципе уничтожить из-за их явно фундаментальной философс-ко-общесистемного происхождения практически невозможно, а физически или организационно уничтожить некоторое множество людей - ресурсократов недопустимо. Следовательно, самоорганизация не уничтожается. Для оптимизации ее воздействия требуется