Научная статья на тему 'Анализ европейской системы подготовки кадров для сферы кино и телевидения'

Анализ европейской системы подготовки кадров для сферы кино и телевидения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНОШКОЛА / КИНООБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ / FILM SCHOOL / FILM EDUCATION / PERSONNEL TRAINING FOR FILM AND TELEVISION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Полина Александровна, Тютрюмов Александр Аркадьевич, Сахарова Ирина Николаевна,

В статье рассматриваются сущностные положения современного кинообразования в Европе. Выявлены особенности системы подготовки профессиональных кадров для сферы кино и телевидения в киношколах европейских стран. Определены основные принципы, направления развития и способы обучения студентов. Особое внимание уделено изучению учебных планов, организации практик и структуры дипломных работ в ведущих киношколах Европы. Проведен общий анализ системы европейского кинообразования, выявлены схожие положения и принципиальные различия в образовательных стандартах стран Европы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Полина Александровна, Тютрюмов Александр Аркадьевич, Сахарова Ирина Николаевна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EUROPEAN TRAINING SYSTEM FOR THE CINEMA AND TELEVISION

The article discusses the essential provisions of modern film education in Europe. The features of the system of training professional personnel for the field of cinema and television in fi m schools in various European countries are revealed. The basic principles, directions of development and methods of teaching students are determined. Particular attention in the article is paid to the study of curricula, the organization of practices and the structure of theses in the leading film schools in Europe. A general analysis of the European film education system is carried out, similar provisions and fundamental differences in the educational standards of European countries are revealed.

Текст научной работы на тему «Анализ европейской системы подготовки кадров для сферы кино и телевидения»

АНАЛИЗ

ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ

ANALYSIS OF THE EUROPEAN TRAINING SYSTEM FOR THE CINEMA AND TELEVISION

УДК 338.467.6 DOI: 10.25631/PEJ.2019.4.15.24

АЛЕКСЕЕВА Полина Александровна

доцент кафедры продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, рolicha1@yandex.ru

ALEKSEEVA, Polina Aleksandrovna

Associate Professor at the Department of Film and Television Production, Saint Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, рolicha1@yandex.ru

ТЮТРЮМОВ Александр Аркадьевич

доцент кафедры продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, аtk.film@gmail.ru

TUTRUMOV, Аlexander Аrkadjevich

Associate Professor at the Department of Film and Television Production, Saint Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, аtk.film@gmail.ru

САХАРОВА Ирина Николаевна

доцент кафедры продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, irisha-85@inbox.ru

SAKHAROVA, Irina Nikolaevna

Associate Professor at the Department of Film and Television Production of the Saint Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, irisha-85@inbox.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются сущностные положения современного кинообразования в Европе. Выявлены особенности системы подготовки профессиональных кадров для сферы кино и телевидения в киношколах европейских стран. Определены основные принципы, направления развития и способы обучения студентов. Особое внимание уделено изучению учебных планов, организации практик и структуры дипломных работ в ведущих киношколах Европы. Проведен общий анализ системы европейского кинообразования, выявлены схожие положения и принципиальные различия в образовательных стандартах стран Европы.

© Алексеева П. А., Тютрюмов А. А., Сахарова И. Н., 2019.

Ключевые слова: киношкола, кинообразование, подготовка кадров для сферы кино и телевидения.

Abstract.

The article discusses the essential provisions of modern film education in Europe. The features of the system of training professional personnel for the field of cinema and television in film schools in various European countries are revealed. The basic principles, directions of development and methods of teaching students are determined. Particular attention in the article is paid to the study of curricula, the organization of practices and the structure of theses in the leading film schools in Europe. A general analysis of the European film education system is carried out, similar provisions and fundamental differences in the educational standards of European countries are revealed.

Key words: film school, film education, personnel training for film and television.

В современных условиях развития кинематографии и телеиндустрии как самостоятельных отраслей экономики важную роль играет организация образовательной деятельности в рамках подготовки для них профессиональных кадров. Общественное, научное и технологическое развитие человечества происходит крайне быстро и масштабно, что отражается и на сфере кино и телевидения. С каждым годом появляется все больше технических и технологических возможностей создания аудиовизуальных произведений, развиваются и видоизменяются привычные аспекты производства, появляется все больше новых кинопрофессий, становящихся важнейшими в кино- и телепроизводстве. Процесс кино- и телеобразования в связи с этим обязан быть комплексным, новаторским и соответствующим современным тенденциям.

Система подготовки кадров для кино- и телеиндустрии в каждой отдельной стране имеет свою определенную специфику, связанную в том числе с целями и задачами, которые ставятся перед образовательными учреждениями. В работах таких авторов как А. Д. Евменов, П. А. Алексеева, П. В. Данилов, В. М. Будилов, Т. В. Ртищева [1; 2; 3] подробно рассматривались вопросы современного кинообразования в Российской Федерации. В настоящей статье

внимание будет уделено европейской системе подготовки кадров для индустрии кино и телевидения. Поскольку образование в современных реалиях становится открытым и глобальным, изучение опыта кинообразования соседних стран является целесообразным и при организации соответствующего образовательного процесса в России.

Важно отметить, что ни одна киношкола не может утверждать, что разработала универсальный способ подготовки специалистов для киноиндустрии, адаптированных к профессиональной деятельности в современных условиях и сохранивших при этом индивидуальность. Кроме того, нельзя говорить и об универсальном способе оценки эффективности высших образовательных учреждений, так как ее можно проводить по разным параметрам: по числу известных в киноиндустрии выпускников и их фильмов-участников, фильмов-победителей международных кинофестивалей и кинопремий, по оценкам ключевых групп (преподавателей, студентов, представителей профессиональных кругов), по числу выпускников, оставшихся в профессии и работающих на разных должностях в сфере кино и телевидения и т. д.

С учетом этого изложение рассматриваемой проблематики предлагается начать с анализа

опыта Франции, известной своими достижениями в данной области.

Высшее образование во Франции разделено на три основные группы: университеты, высшие школы, специализированные школы. Структура университетов и высших школ принципиально различна. Основные учреждения по подготовке профессиональных кадров для кино относятся к высшим специализированным школам.

Самым известным и старейшим во Франции образовательным учреждением, занимающимся подготовкой специалистов для сферы кинопроизводства, является высшая школы кинематографии им. Луи Люмьера, которая предлагает широкий спектр направлений профессиональной подготовки. В ходе обучения студенты приобретают теоретические, практические, технические и творческие компетенции, позволяющие стать специалистами высокого уровня в сфере кинопроизводства. Студенты могут выбрать одно из трех направлений: кино, звук и фотография, - по каждому из которых выдается диплом ВАС +5, который дает степень магистра. Обучение в высшей школе кинематографии им. Луи Люмьера осуществляется на бесплатной основе, так как она находится под юрисдикцией министерства высшего образования и научных исследований Франции, что дает существенные конкурентные преимущества данному образовательному учреждению на мировом рынке образовательных услуг.

Обучение в высшей школе кинематографии им. Луи Люмьера строится в следующей последовательности [4]:

1. Первый семестр - базовый курс, позволяющий студентам приобрести основные теоретические, художественные, научные и технические знания и навыки. Студенты должны усвоить фундаментальные знания о киноизображениях и принципах их создания, что поможет в будущем перейти к практической деятельности.

2. Второй семестр направлен на получение студентами базовых навыков основных ки-

нопрофессий. Студенты участвуют в фильмо-производстве, работая как операторы, звукорежиссеры, специалисты постпродакшн. При этом идет обучение работе с профессиональными инструментами: камерами, звукозаписывающими устройствами, осветительными приборами и т. д. Важно отметить, что студенты не распределяются по специальностям, каждый студент должен в равной мере владеть всеми основными профессиями кино.

3. Третий и четвертый семестр посвящены более углубленному изучению профессий на практике, студенты снимают свои короткометражные фильмы, постепенно выбирая для себя определенную специальность. Кроме того, более углубленно и масштабно проводятся теоретические курсы, ориентированные на изучение проблем и тенденций киноиндустрии, а также на знакомство с исследовательской работой в кино.

4. Пятый семестр посвящен прохождению практики на одном из заранее выбранных профессиональных проектов. Кроме того, это период времени для актуализации такого варианта, как европейский или международный обмен. Именно пятый семестр считается одним из важнейших для карьерного роста.

5. Шестой семестр полностью посвящен реализации дипломного проекта, работа над которым проводится под руководством профессионалов и преподавателей, что способствует профессиональной интеграции.

Структура обучения разбивается на несколько больших групп, в рамках которых изучаются определенные предметы.

1. Базовый уровень: теория искусства и теория эстетики; основы исследовательской деятельности; английский.

2. Искусство и наука: фотометрия, сенситометрия, колориметрия; обработка видеосигнала; геометрическая и прикладная оптика; рельеф и голография.

3. Технологии: технологии камеры и освещения; электричество - электрическая абилита-ция; видео.

4. Искусство и техника: точка и кадр; свет и кадр; тестирование камер; освещение; кино-

проекция форматов 35мм и 4К; перспектива, монтаж, раскадровка; сценарий.

5. Творческая часть: короткометражные игровые и документальные фильмы.

6. Исследования: магистерская работа - теоретическая часть, сопровождаемая практической реализацией.

7. Профессиональный проект: стажировка.

За годы обучения студенты получают

следующие профессиональные навыки и знания:

• владение съемочным оборудованием;

• владение техникой освещения съемочных объектов;

• формирование навыков работы в периоде постпродакшн;

• умение работать с цифровой и пленочной проекцией фильмов;

• овладение электрооборудованием;

• овладение инструментами для монтажа и цветокоррекции видео, а также создания визуальных эффектов;

• теория и практика сценарного мастерства и режиссуры;

• владение техникой раскадровки;

• расширенные кинематографические знания в области света, изображения, истории техники;

• продвинутый уровень технических и научных знаний в области фотометрии, колориметрии, сенситометрии, оптики и обработки сигналов.

Особую роль для построения системы подготовки кадров для кинопроизводства играет то, что высшая школа кинематографии им. Луи Люмьера тесно сотрудничает с бизнес-структурами, что в свою очередь дает определенный ряд преимуществ как для студентов, так и для развития всего киноискусства.

Высшая школа кинематографии им. Луи Люмьера имеет долгосрочные партнерские отношения с такими компаниями как: Thalès-Angénieux, Binocle, technicolor, Mikros Image, Arri, Radio France, Studios de Paris (Cité du Cinéma), Sony, Caisses d'Epargne, Louma, Tapages, Avid, Picto, в рамках которых проводятся прикладные исследования,

технические экспертизы, испытание оборудования.

Школа делает упор на технологическую сторону образовательного процесса и, в основном, готовит специалистов для операторского департамента, осветителей и специалистов постпродакшена.

Еще одной важной особенностью системы подготовки кадров для киноиндустрии во Франции является то, что все образовательные учреждения, в том числе и высшая школа кинематографии им. Луи Люмьера, организовывают полное сопровождение студентов в течение всего образовательного процесса, которое включает в себя:

• финансовую поддержку учащихся, в том числе конкурс стипендий, обеспечение проживания;

• программы культурно-массовых мероприятий, в том числе все студенты имеют свободный доступ на фестиваль Paris Cinema; благодаря партнёрству с Forum Des Images, все студенты получают бесплатный паспорт Forum Des Images, который предоставляет возможность регулярного бесплатного посещения киносеансов;

• профессиональная интеграция, которая предполагает распространение информации среди студентов о вакансиях, дополнительных учебных курсах, семинарах и предлагает помощь в написании резюме и писем мотивации, а также подготовку к интервью.

Еще одной французской киношколой является высшая школа «La Femis». Данная киношкола принадлежит министерству культуры Франции и спонсируется Национальным центром кинематографии и анимации Франции (CNC), который обеспечивает 76% ежегодного финансирования школы. Еще 17% поступают из собственных средств или других субсидий, и 7% от уплаты налогов на обучение компаний в сфере кино и аудиовизуальных услуг. Киношкола «La Femis» выделяет следующие приоритетные направления собственной деятельности [5]:

• проведение начальной и непрерывной подготовки в области кино, телевидения и

других форм аудиовизуального выражения совместно с профессиональными деятелями индустрии, выдача диплома о высшем образовании;

• пропаганда и распространение кинематографической и аудиовизуальной культуры, а также теоретических, художественных и технических исследований в области изображения и звука;

• сотрудничество с французскими или иностранными учреждениями с аналогичной или связанной целью;

• разработка, производство, публикация и распространение учебных, художественных, технических и научных документов, связанных со сферой кино и телевидения.

В «Ьа Беш1з» проходит подготовка профессиональных кадров по следующим специальностям: режиссер, оператор-постановщик, продюсер, звукорежиссер, сценарист, монтажер, декоратор, дистрибьютор, а также два специальных курса: «Создание телесериала» и докторантура. Обучение варьируется от одного до четырех лет в зависимости от выбранной учебной программы.

Важной особенностью школы «Ьа Беш1з» является отсутствие постоянного профессорско-преподавательского состава. Каждый год руководство школы обращается к более чем 500 профессионалам из индустрии кино для осуществления учебного процесса. У «Ьа Беш1з» заключены многочисленные соглашения о сотрудничестве и обмене с французскими школами из других областей (музыка, танцы, театр, живопись и т. д.) и с зарубежными киношколами (Москва, Нью-Йорк, Токио, Лондон, Буэнос-Айрес, Берлин, Лос-Анджелес и т. д.).

Главным плюсом школы «Ьа Беш1з» является высокая интеграция выпускников в кинопроизводство. За годы деятельности киношколы ее выпускниками стали такие деятели кино, как Луи Маль, Ален Рене, Тео Ангелопулос, Арно Деплешен, Коста-Гаврас, Анджей Жу-лавски, Фолькер Шлендорф, Клод Миллер, Кристоф Ган, Франсуа Озон, Николай Хо-мерики и др. Выпускники школы «Ьа Беш1з»

выигрывали главные призы трех основных кинофестивалей мира - Каннского, Венецианского и Берлинского - 10 раз, что делает данную киношколу самой титулованной в мире.

Стандартная четырехлетняя программа обучения в этой школе имеет следующую структуру:

1. Первый год обучения - базовая подготовка всех студентов, вне зависимости от выбранной специальности. Обучение проводится совместно, студенты проходят курсы по работе с актерами, написанию сценария, планированию проекта, монтажу и т. д. На первом курсе все студенты должны снять собственный фильм и поучаствовать в создании фильмов своих однокурсников, при этом за год каждый студент должен попробовать себя во всех ролях: режиссер, оператор, звукорежиссер, продюсер и т. д. Кроме того, на первом курсе организуются и проводятся встречи с различными режиссерами и другими деятелями кино, многочисленные показы, студенты обучаются анализу и критике фильмов. От 5 до 10 недель уделяется обучению по выбранной специальности.

2. Второй год обучения - в первую очередь, он сосредоточен на документалистике. Всем студентам, кроме сценаристов и декораторов, читается курс о документальном кино. Далее образовывается документальная мастерская, в которую приглашается сторонний режиссер-документалист, занимающийся шестью проектами шести режиссеров, начиная от разработки идеи и заканчивая их реализацией. Шесть студентов-режиссеров в это время сотрудничают со студентами других факультетов. Также ведется обучение ремеслу отдельно по каждой специальности.

3. Третий год обучения - по аналогии со вторым курсом, киношкола приглашает в качестве руководителя того или иного режиссера или продюсера, вместе с которым проводится съемка шести студенческих фильмов и еще одного, созданием которого занимаются студенты из немецкой киноакадемии Ба-ден-Вюртемберга в рамках международного сотрудничества школ. Работа над съемками

данных фильмов ведется с сентября по март, после чего студенты отправляются на практику на профессиональные проекты. Студенты-монтажеры в начале года занимаются так называемыми «специальными упражнениями», после чего - весной - приступают к монтажу фильмов студентов третьего курса. Параллельно по всем специальностям проводятся собственные профессиональные курсы. В рамках сотрудничества с Парижской обсерваторией студенты-художники и операторы выполняют задание по созданию визуальных объектов и элементов, исходя из полученных теоретических описаний различных планет. В конце третьего курса студенты-продюсеры (в первую очередь) должны представить перед руководством своего факультета дипломные проекты будущего года.

4. Четвертый год обучения посвящен дипломному проекту, который состоит из двух частей: творческой (фильм) и научной (диссертация). Дипломные работы выполняются в строгом соответствии с намеченным планом, в определенные сроки. Для разных специальностей дипломная работа выглядит по-разному:

Сценаристы:

• написание сценария короткометражного фильма (с обязательной реализацией);

• написание сценария художественного полнометражного фильма.

Продюсеры:

• написание исследовательской работы;

• съемки собственного фильма со студентами, выбранными из тех, кто учится в школе или кто выпустился не менее чем год назад (лето-сентябрь, постпродакшн - сентябрь-декабрь);

• обязательные промо-фильмы с одним из шести режиссеров параллельного курса (январь-февраль).

Операторы:

• написание исследовательской работы;

• съемка фильма в качестве оператора-постановщика;

• проведение операторского эксперимента, связанного с темой исследовательской работы.

Звукорежиссеры:

• написание исследовательской работы;

• съемка фильма в качестве звукорежиссера;

• проведение звукорежиссерского эксперимента, связанного с темой исследовательской работы.

Монтажеры:

• представление фильма в качестве монтажера;

• монтаж фильма, состоящего из кадров из уже существующих фильмов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• написание работы по выполнению предыдущего задания.

Художники-постановщики:

• написание исследовательской работы;

• съемка фильма, в котором применены обозначенные в исследовательской работе положения.

Все студенты в рамках международных соглашений, подписанных школой «Ьа Беш1з», имеют возможность быть направленными в зарубежные школы. На данный момент «Ьа Беш1з» сотрудничает с 11 киношколами мира, международный обмен происходит по девяти направлениям:

1. Монтаж - Высшая школа искусства ЕСАЬ в Лозанне, Швейцария.

2. Сценарий - Колумбийский университет в Нью-Йорке, США.

3. Продюсирование - Токийский университет искусств «Гэйдай», Япония.

4. Звукорежиссура - Всероссийский институт кинематографии (ВГИК), Москва, Россия.

5. Художник-постановщик - Институт кино и телевидения в Пуна, Индия.

6. Сценарий - Высшая школа сценических искусств и техник массовой коммуникации (ШБАБ) в Брюсселе, Бельгия.

7. Дистрибьютор - Высшая школа кино и телевидения в Мюнхене, Германия.

8. Операторское искусство - Высшая школа кино и телевидения в Мюнхене, Германия.

9. Режиссура - Киноакадемия в Баден-Вюр-темберге, Германия.

Студенты четвертого курса, учащиеся на операторов, имеют возможность посетить

международный фестиваль кинооператорского искусства «Camerimage» в Польше - крупнейший и самый значимый фестиваль для операторов. Студенты, обучающиеся по курсу «Создание телесериалов», совершают учебную поездку в Израиль и страны Скандинавии. Продюсеры совместно с европейской мастерской Людвигсбург-Париж совершают поездку в Лондон, а также в Нью-Йорк на кинофестиваль «Трайбека».

Система высшего образования в Германии также имеет свои отличительные особенности, которые оказывают существенное влияние на систему подготовки кадров для киноиндустрии. Базовым принципом построения высшей школы является «академическая свобода», которая выражается не только в том, что немецкие высшие учебные заведения представляют собой автономные образования, но и в свободе и самостоятельности, которые предоставляются каждому члену вузовского сообщества [6].

Ключевой особенностью немецкого образования является то, что в нем не предусмотрено жесткой системы обучения в обязательном порядке: каждый студент самостоятельно выбирает определенную специальность и соответствующую учебную программу и в соответствии с ними организовывает свой учебный план согласно общим требованиям, предъявляемым к обучающимся по данной программе. В связи с этим средняя продолжительность обучения в высшем образовательном учреждении Германии составляет пять лет.

Германия является европейским лидером по количеству крупных высших учебных заведений, в которых идет подготовка кадров для индустрии кино и телевидения. Так, можно выделить сразу семь киношкол Германии: Киноакадемия Баден-Вюртемберга (г. Людвигсбург), Университет телевидения и кино (г. Мюнхен), Гамбургская медиа-школа (г. Гамбург), Немецкая киноакадемия (г. Берлин), Высшая художественная меди-ашкола (г. Кельн), Бабельсбергский киноуниверситет им. Конрада Вольфа (г. Бабель-

сберг) и Международная киношкола Кельна (г. Кельн).

Одной из наиболее крупных и успешных киношкол Германии является Киноакадемия Баден-Вюртемберг. Эта киношкола работает с 1991 г. и за это время стала одной из ведущих в мире. Проектно-ориентированный подход к образованию позволяет киноакадемии сократить период интеграции выпускников в профессиональную отрасль, создавая условия, при которых все студенты в ходе обучения проходят практику на крупных съемочных площадках. Кроме того, в данной киношколе активно используется обмен студентами с другими киношколами мира - Франции, Аргентины, США, Канады, ЮАР, Израиля и т. д.

Киноакадемия Баден-Вюртемберга в рамках обучения готовит таких специалистов, как продюсер, режиссер игрового кино, режиссер неигрового кино, оператор, звукорежиссер, специалист по motion design, сценарист, монтажер, кинокомпозитор [7]. В отдельные направления выделяются «создатели сериалов» и «режиссер/продюсер рекламных роликов/ фильмов». Однако более всего Киноакадемия Баден-Вюртемберга славится созданным в 2002 г. институтом анимации, который считается одним из лучших в мире, а специалисты, прошедшие обучение в нем, - лауреаты международных кинофестивалей и кинопремий, включая премию американской киноакадемии «Оскар».

Как и в киношколах Франции, в Баден-Вюр-темберге набор производится на общее направление, без разделения на специальности. Студенты должны обучиться азам каждой кинопрофессии, после чего - в конце второго курса - происходит распределение на специальности. Проектно-ориентированный подход предполагает, что после второго курса и до конца обучения студенты в основном будут заняты кинопроизводством, что позволяет Киноакадемии Баден-Вюртемберга создавать около 250 фильмов ежегодно.

Немецкая киноакадемия или академия кино и телевидения в Берлине является одной из

старейших киношкол Германии, она начала свою деятельность в 1966 г. Данная киношкола сосредоточивает свое внимание на основных кинопрофессиях, поэтому обучение проходит по пяти основным специальностям: режиссура, продюсирование, операторское мастерство, сценарий и монтаж/звукорежис-сура. Обучение делится на две фазы: базовое и профессиональное.

На первых курсах, вне зависимости от уровня подготовки студентов и их специальности, идет общеобразовательное обучение. Студенты должны приобрести базовые знания о каждой из профессий кино, накопить обширные знания о режиссерах и их методах работы, понять принципы кинопроизводства и т. д. На третьем и четвертых курсах происходит более углубленная работа непосредственно по выбранной специальности, изучаются технологии и приобретаются более продвинутые навыки. В конце четвертого курса все специалисты должны утвердить свои дипломные проекты, реализации которых посвящен весь пятый курс [8].

Обучение строится на еженедельных курсах по истории кино с обязательным просмотром различных фильмов, проходят многочисленные мастер-классы с деятелями кино, практические и теоретические семинары. Также в академии активно применяется междисциплинарный подход к обучению. В рамках международного сотрудничества, Берлинская академия кино и телевидения сотрудничает с киношколами БАМи (Чехия) и Лодзинской киношколой (Польша).

Для российских студентов, желающих начать или продолжить свое кинообучение за границей, могут подойти киноинституты в Польше и Чехии. Преимущества данных стран заключаются в языковой схожести, а также в их более близком расположении по отношению к России.

Ключевой киношколой Польши является школа в городе Лодзь. Это одна из старейших киношкол мира, в которой на данный момент основное внимание уделяется практической составляющей. Направление подготовки

ведется по следующим специальностям: режиссура, операторство, продюсирование, сценарное мастерство, анимация, монтаж и актерское искусство. Обучение представляет собой многочисленные практические занятия, сопровождающиеся теоретической частью - изучением теорий истории, искусства и культуры, способствующее фундаментальному художественному развитию каждого студента.

Важной особенностью киношколы в Лодзи является мнение ее руководителей, что знания по кинопрофессиям лучше всего приобретаются на профессиональной съемочной площадке, а не в стенах института. Именно этой позицией и определяется крен в обучении, сделанный в сторону практики и творческой свободы студентов [9].

Киношкола обладает новейшим техническим оборудованием и студией постпродак-шна, позволяя студентам работать с профессиональным оборудованием для лучшей и более быстрой интеграции в индустрию. В конце обучения все студенты защищают свой дипломный фильм, а также диссертацию, получая степень магистра.

Выпускники Лодзинской киношколы стали обладателями трех премий «Оскар», двух «Золотых пальмовых ветвей» Каннского кинофестиваля, трех «Золотых медведей» Берлинского кинофестиваля, трех «Золотых львов» Венецианского кинофестиваля, а также получали неоднократные номинации на эти награды. Известными выпускниками являются: режиссеры Анджей Вайда, Роман Полански, Кшиштоф Кесьлевский, Кшиштоф Занусси. Степени почетного доктора Лодзин-ской киношколы имеют Анджей Вайда, Роман Полански, Витторио Стораро, Мартин Скорсезе, Михаэль Ханеке.

Факультет кино и телевидения Академии изящных искусств в Праге (БАМи) также является одной из старейших киношкол в Европе, ведя свою деятельность с 1947 г. БАМи является одним из основателей Международной ассоциации школ кино и телевидения (С1ЬЕСТ), Европейской лиги институтов

искусств (ELIA), Европейской группы школ кино и телевидения (GEECT) и Европейской киноакадемии.

Помимо образовательных целей, FAMU активно способствует развитию международных отношений в области кино, исследовательской деятельности, интеграции своих преподавателей и студентов в профессиональные организации и киностудии. В связи с этим среди отделов FAMU присутствует Центр аудиовизуальных исследований. Кроме этого, FAMU ведет подготовку специалистов по режиссуре, операторству, продюсированию, монтажу, драматургии, звукорежиссуре, анимации.

FAMU имеет международный факультет, в рамках которого проводятся занятия на английском языке для иностранных студентов. Особенно много партнерских соглашений заключено с американскими институтами Майами, Йеля, Нью-Йорка [10].

Учебная программа ориентирована, как и во многих других киношколах Европы, в первую очередь, на практику. В Чехии наблюдается система, отдаленно напоминающая систему мастерских в российских киношколах (однако ею не являющаяся в полной мере). Каждая группа имеет своего наставника, который проводит занятия, помогает студентам в реализации своих творческих идей и т. д. Остальные предметы проходят в формате элективных курсов, которые студенты выбирают для себя самостоятельно. Кроме того, FAMU приглашает для лекций и мастер-классов крупнейших представителей киноиндустрии со всего мира.

Известными выпускниками киношколы FAMU являются Эмир Кустурица, Милош Форман, Иржи Менцель, Агнешка Холланд.

Таким образом, можно выделить общие черты, которыми обладают представленные европейские киношколы, что в свою очередь связано с тем, что все они являются участниками Болонского процесса, а страны, в которых они находятся, предъявляют схожие требования к образовательному процессу.

Обучение студентов в киношколах Европы ориентировано на выпуск специалистов, готовых к работе в кинематографе или на телеви-

дении. Студенты получают доступ к лучшему техническому оборудованию, чтобы в тот момент, когда они окажутся на профессиональной съемочной площадке, им уже были знакомы камеры, осветительные приборы, операторская техника и т. д. Программа обучения направлена на практику, все студенты в киношколах Европы с первого же курса обязаны снимать короткометражные фильмы. Обстановка во время обучения максимально приближена к реальной. При этом важно отметить, что практически во всех киношколах обучение строится таким образом, чтобы каждый студент вне зависимости от выбранной им специальности изучил и другие профессии кинопроизводства, умел пользоваться оборудованием, предоставленным ему. Студенты имеют большой объем практических заданий, отрабатывая каждый этап работы над фильмом.

В рамках обучения студенты получают теоретические, практические, технические и творческие компетенции, позволяющие стать специалистов высокого уровня в сфере кинопроизводства. Таким образом, можно заметить, что, несмотря на практическую направленность, во всех киношколах Европы обязательным элементом получения диплома является защита не только дипломного фильма, но и диссертации, что способствует, в том числе, научному развитию индустрии кино и телевидения как в каждой отдельно взятой стране, так и на мировой арене в целом.

Еще одной важнейшей особенностью европейских высших образовательных учреждений в сфере кино и телевидения является повышенная интеграция студентов в программы международного обмена.

При помощи данных мер реализуется выполнение главной цели европейского кинообразования, которую можно сформулировать, как подготовка выпускников - специалистов кино- и телеотрасли, готовых к постоянным изменениям, характерным для современного рынка средств массовой информации, а также способных самостоятельно развивать киноискусство в целом.

Список литературы

1. Евменов А. Д., Данилов П. В. Проблемы и перспективы развития российского кинообразования // Петербургский экономический журнал. 2016. № 1. С. 6-11.

1. Алексеева П. А., Будилов В. М., Данилов П. В. Анализ рынка подготовки кадров для сферы кино и телевидения в России // Петербургский экономический журнал. 2019. № 1. С. 103-117.

2. Будилов В. М., Данилов П. В., Ртищева Т. В. Проектный подход к кинообразованию: трансформация системы подготовки кадров для кинематографии и телевидения // Петербургский экономический журнал. 2017. № 3. С. 16-23.

3. ENS Louis-Lumiere. Официальный сайт национальной высшей школы кинематографии им. Луи Люмьера. URL: https://www.ens-louis-lumiere.fr (дата обращения: 15.10.2019).

4. La Femis. Официальный сайт высшей национальной школы аудиовизуальных искусств «La Femis». URL: http://www.femis.fr (дата обращения: 15.10.2019).

5. Ноздрачева О. А. Система вариативного дистанционного образования // Евразийский союз ученых. 2015. № 5-6. С. 146-149.

6. Filmakademie Baden-Württemberg GmbH. Официальный сайт киноакадемии Ба-ден-Вюртемберг. URL: https://www.filmakademie.de/ https://www.filmakademie.de (дата обращения: 16.10.2019).

7. DFFB. Официальный сайт немецкой академии кино и телевидения в Берлине. URL: https://www.dffb.de (дата обращения: 16.10.2019).

8. Lodz Film School. Официальный сайт киношколы в Лодзи. URL: http://www. filmschool.lodz.pl (дата обращения: 17.10.2019).

9. FAMU. Официальный сайт факультета кино и телевидения академии изящных искусств в Праге. URL: https://www.famu.cz (дата обращения: 17.10.2019).

10. CET Academic programs. Официальный сайт организации академических путешествий за рубежом. URL: https://cetacademicprograms.com (дата обращения 17.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.