Научная статья на тему 'Анализ этнографического начала поэмы А. Е. Кулаковского «Наступление лета»'

Анализ этнографического начала поэмы А. Е. Кулаковского «Наступление лета» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3821
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЯ / ЫСЫАХ / ВИДЫ ЫСЫАХА / ДУХОВНОЕ БОГАТСВО / МИРОСОЗЕРЦАНИЕ / ДУХОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Уарова Л.П.

В данной статье рассматривается творчество основоположника якутской литературы А.Е. Кулаковского, как этнографа и фольклориста в поэме «Наступление лета». Через его произведение выявляется изменения традиций, духовно-эстетических ценностей национального праздника ысыах. Путем анализа и рассуждения определяются отличительные черты современного и традиционного праздника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ этнографического начала поэмы А. Е. Кулаковского «Наступление лета»»

26

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Список литературы:

1. Бахтин М.М. Слово в романе // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М., 1975.

2. Ильф И., Петров Е. 12 стульев. - М., 2014.

3. Плутовской роман: Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 22.05.2015).

АНАЛИЗ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО НАЧАЛА ПОЭМЫ А.Е. КУЛАКОВСКОГО «НАСТУПЛЕНИЕ ЛЕТА»

© Уарова Л.П.*

Институт языков и культур народов Северо-Востока РФ Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

В данной статье рассматривается творчество основоположника якутской литературы А.Е. Кулаковского, как этнографа и фольклориста в поэме «Наступление лета». Через его произведение выявляется изменения традиций, духовно-эстетических ценностей национального праздника ысыах. Путем анализа и рассуждения определяются отличительные черты современного и традиционного праздника.

Ключевые слова этнография, ысыах, виды ысыаха, духовное богат-сво, миросозерцание, духовные постулаты, традиции.

Уникальное духовное богатство народа саха ысыах представляет собой весенне-летний праздник в честь божества Айыы и возрождения природы, наступления лета. Сопровождается обрядом молений, кумысопитием, национальными играми, конными скачками и всеобщим единением людей в танце осуохай.

Ысыах - любимый и почитаемый праздник народа саха. Как обрядовый и народный праздник он прошел долгий путь своего развития. В поэме А.Е. Кулаковского «Наступление лета» (1924) дается живописное описание природы, празднование и устройство (тутула-хаамыыта) ысыаха. Написана в Сей-имчане, где поэт жил в очень трудных условиях. О работе поэта над текстом этого произведения в комментариях академического издания цитируются отрывки из его дневника: «18-19 февраля: задался целью написать песню о лете. Запись от 23 февраля: «... Пишу песню о лете». 7 марта: «Окончил “Лето ”» [1, с. 590-591]. Таким образом, поэма написана всего за 17 дней.

Поэма состоит из шести частей: 1. «Таянье снегов и ледоход»; 2. «Насекомые, птицы, животные»; 3. «Гром, дождь»; 4. «Земля зеленеет, трава рас-

Магистрант кафедры Якутской литературы.

Литературоведение

27

тет»; 5. «Участь скота и людей»; 6. «Праздник в честь наступления лета» (ысыах). Таким образом, в поэме «воссоздается время в движении: однопланово развивающийся сюжет поэмы заключен в завязку, символически перекликающийся с концовкой поэмы «Дары реки» (1909) и развязку-апофеоз как церемониальное воспевание наступления летнего солнцеворота -нового года по якутскому народному календарю - и как приветствие радости вообще» [3, с. 49]. Из одной части зарождается другая часть как в якутских народных песнях. Например, таянье снега - причина наступления весны, произрастания трав и т.д. Эта особенность подчеркивается в работе фольклориста С.Д. Мухопевой в том плане, что в народных песнях «первый образ текста является причиной появления второго образа, а второй в свою очередь, - причина третьего и т.д.» [5, с. 84].

Последняя часть поэмы - самая большая, посвященная к празднованию национального праздника. А это главное событие, поэтому, не зря А.Е. Ку-лаковский описал ысыах в заключительной части поэмы. Ведь, именно, ысыах ярко выражает самобытность народа саха. Философ и этнограф К.Д. Уткин по этому поводу пишет: «Летний праздник ысыах - национальное самовыражение духа и творчества народа, эстетических и этнических идеалов» [7, с. 3].Убедительное подтверждение находим в работе этнографа Е.Н. Романовой: «Ысыах - это уникальное духовное богатство якутского народа. Он был и пока остается главенствующим фактором сплочения якутского этноса, самовыражения его нации» [6, с. 149].

Таким образом, духовные постулаты ысыаха равняются живым динамичным формам передачи культуры, которая сфокусировала в себе духовные ценности, взгляды, миросозерцание народа.

Уникальность ысыаха, как своеобразного национального и социального явления, объясняется прежде всего его историческим долголетием, глубинными корневыми истоками. Романова Е.Н. называет три разновидности ысыаха: 1) Ысыахи, связанные с культом айыы; 2) Ысыахи, не связанные с культом айыы и 3) Ысыахи, имевшие ситуативно-бытовую приуроченность. Если исходить из этого современного научного обобщения, А.Е. Кулаков-ский в своей поэме описал первый вид ысыаха.

С этой точки зрения, содержание поэмы можно разделить на две части: 1) Описание природных явлений и 2) описание ысыаха. А эту часть поэмы составляют собственно три «эпизода». 1) Описание видов ысыаха; 2) Представление хода традиционного национального праздника; 3) Описание гостей ысыаха.

1. Виды ысыаха А.Е. Кулаковский перечисляет в следующем отрывке:

В пору белого изобилья Молочных яств Малым ысыахом сперва Свой очаг освятил,

28

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Сувеличеньем в дому Благодати земной Средним ысыахом он Сородичей развеселил.

А когда всеобщая радость Охватила всех,

Он ысыахом великим Окружающих мир всплошил.

(Пер. С. Поделкова)

2. Ход ысыаха в поэме описывается относительно третьего вида. Подготовка к празднику - наряжение, места проведения ысыаха; далее, встреча гостей; третий этап специальное представление алгыса - это собственно начало праздника, после чего идут спортивные соревнования и конные скачки; завершается ысыах, песнями, танцами, осуохай. Из этих эпизодов А.Е. Ку-лаковский более подробно описал алгыс.

Известный фольклорист, Г.У Эргис, об алгысах написал следующее: «На старинных ысыахах жрец - айыы ойууна (белый шаман) или заклинатель алгысчыт возносил перед огнем благодарность, хвалу и молитву небожителям и духам-хозяевам природы, затем начиналось общее пиршество и веселье, устраивались спортивные игры (бег, прыжки, борьба, стрельба в цель, конские скачки), а также круговые танцы yhtcyy» [8, с. 154]. Но в поэме А.Е. Кулаковский пишет не о белом шамане или заклинателе, а представил алгыс, в исполнении самого старогоуважаемого человека из гостей, который по просьбе, равном знаку почтения, исполняет светлый алгыс.

Потом -

Прославившийся вещун Из далеких краев,

Известный провидец судеб В улусах пяти,

Знаменитейший, как мудрец,

В улусах семи,

Своенравный, ценивший себя,

С чарующим светом слов,

Сладкогласий певец Старейший отыскан был...

(Пер. С. Поделкова)

3. Гости ысыаха. Как написал А.Е. Кулаковский, гостями ысыаха являлся весь народ саха:

Воистину тут Все собрались -Малые и большие,

Литературоведение

29

Молодые и старики,

Хромые и кривоглазые,

Именитые и голытьба.

(Пер.С. Поделкова)

А в нынешнее время отношение людей к традиционному якутскому празднику изменилось. Если в прошлом народ приходил наслаждаться, отдыхать, то нынче наблюдаем другую картину. Например, круговой танец осуохай, выступление олонхосутов превратились в конкурс. Но, тем не менее, ысыах с каждым годом проводится масштабно, имеет популярность среди разных народов, как тюркских, так и европейских.

В заключении, мы убеждаемся, что А.Е. Кулаковский очень хорошо знал этнографию своего народа, якутский национальный праздник - ысыах. Приведем пример из работы К.Д. Уткина: «Лучшие представители художественной интеллигенции, понимая духовно-эстетическую ценность народных праздников, выступали пропагандистами и продолжателями народных традиций. Кулаковский А.Е., Ойунский П.А. являлись инициаторами организации праздников ысыах в своих улусах или на далеких окраинах, где им приходилось побывать» [7, с. 11].

Список литературы:

1. Кулаковская Л.Р. Поэтические произведения // Кулаковская Л.Р. Наступление лета. Комментарии: в 9 т. Т. 1 / А.Е. Кулаковский; сост. Л.Р. Кулаковская. - Новосибирск: Наука, 2009. - С. 590-591.

2. Кулаковский А.Е. Стихи и проза. Избранные сочинения / Пер. с якут. В. Солоухина и С. Поделкова / Вступит. статья В. Кочеткова; худож. Б. Ко-сульшиков. - М.: Современник, 1986. - 383 с.

3. Максимова П.В. Жанровая типология якутской поэзии: Вопросы эволюции и классификации форм. - Новосибирск: Наука, 2002. - 255 с.

4. Максимова П.В. Поэтические произведения // Максимова П.В. Наступление лета. Комментарии: в 9 т. Т. 1 / А.Е. Кулаковский; сост. Л.Р. Кулаковская. - Новосибирск: Наука, 2009. - С. 594-595.

5. Романова Е.Н. Якутский праздник Ысыах: Истоки и представления. -Новосибирск: ВО Наука. Сибирская издательская фирма. 1994. - 160 с.

6. Уткин К.Д. Ысыах как этнокультурное явление. - Якутск. 1994.

7. Эргис ГУ Очерки по якутскому фольклору / ГУ Эргис; [отв. ред. В. Гусев; отв. за переиздание В.М. Никифоров]; Рос. акад. наук, Сибирское отделение, Якутский научный центр, Институт гуманитарных исследований и проблем многочисленных народов севера. - Якутск: Бичик, 2007 - 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.