Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

АНАЛИЗ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анализ технологий обучения / дидактическое проектирование / методическое проектирование / методы и процедуры / виртуальная образовательная среда / обучающие программные продукты / экспертные системы / классификационные признаки электронного обучения / analysis of learning technologies / didactic design / methodological design / methods and procedures / virtual educational environment / training software products / expert systems / classification features of e-learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.П. Аванесова, С.А. Баляева, В.А. Митрахович, С.М. Будённого

Статья посвящена анализу периодов использования различных технологий для подготовки к профессиональной деятельности в соответствии с поставленной целью. Внедрение электронного обучения в практику подготовки специалистов актуально, поскольку открывает новые возможности освоения профессиональной деятельности за короткий период времени. Модернизация новых версий технологий происходит в результате анализа применения старых с учётом всех замечаний практического внедрения. Отдельные элементы навыков отрабатываются простейшими тренажёрами, в то время как комплекс действий доводится до автоматизма с помощью сложных технологий. Обучающие программные продукты выступают виртуальной образовательной средой для создания различных профессиональных ситуационных задач с целью их корректной реализации. Решение рассматриваемой проблемы предполагает обоснование и разработку методологии проектирования компьютерных технологий подготовки. Выявлены противоречия, подтверждающие необходимость выполнения данного научного исследования. Представлены методы и процедуры дидактического проектирования технологий обучения, в виде проектно-ориентированных классификационных признаков электронного обучения. Взаимосвязаны иерархическая структура системы автоматизированного обучения и эмпирические правила оценки возможностей дидактических систем. Методика конструирования ЭО заключает в себе дидактическое проектирование и конструирование процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.П. Аванесова, С.А. Баляева, В.А. Митрахович, С.М. Будённого

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE STAGES OF TECHNOLOGY DEVELOPMENT AND METHODOLOGY OF PEDAGOGICAL DESIGN OF E-LEARNING

The article presents an analysis of periods of using various technologies to prepare for professional activity in accordance with the set goal. The introduction of e-learning into the practice of training specialists is relevant, since it opens up new opportunities for mastering professional activities in a short period of time. The modernization of new versions of technologies occurs as a result of the analysis of the application of the old ones, taking into account all the comments of practical application. Individual elements of skills are practiced by the simplest simulators, while the complex of actions is brought to automatism with the help of complex technologies. Educational software products act as a virtual educational environment for creating various professional situational tasks in order to solve them correctly. The solution of the problem under consideration necessarily involves the justification and development of a methodology for designing computer training technologies. Contradictions have been revealed confirming the need to carry out this scientific research. The methods and procedures of didactic design of learning technologies in the form of project-oriented classification features of e-learning have been presented. The hierarchical structure of the automated learning system and the empirical rules for evaluating the capabilities of didactic systems are interrelated. The methodology of EO design includes didactic design and construction of the learning process.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

7. Ma D. Prichiny vozniknoveniya mezh'yazykovoj grammaticheskoj interferencii pri izuchenii russkogo yazyka nositelyami kitajskogo yazyka. Vestnik Tadzhikskogo nacional'nogo universiteta. 2020; № 6: 171-176.

8. Van Ya. Vliyanie suschestvuyuschih znanij anglijskogo yazyka na izuchenie russkogo yazyka. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2019; № 9-1: 29-31.

9. Kuznecova E.G. Izuchenie glagolov dvizheniya v perenosnom znachenii na zanyatiyah po russkomu yazyku kak inostrannomu (yazyk special'nosti). Sovremennyeproblemynauki i obrazovaniya. 2020; № 2: 74.

10. Zlobin A.A. Russkij yazyk v sovremennom mire: k voprosu povysheniya motivacii izucheniya russkogo yazyka kak inostrannogo. Aktual'nye voprosy obucheniya zarubezhnyh grazhdan v medicinskih vuzah: materialy V Rossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Volgograd: Volgogradskij gosudarstvennyj medicinskij universitet, 2020: 103-104.

11. Koval I.A. Learning Russian as a reason for the value orientations of high school students in France. Obrazovanie isocializaciya lichnosti v sovremennom obschestve: materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Krasnoyarsk: Krasnoyarskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. V.P. Astaf'eva, 2022: 184-186.

12. Akimova E.N., Bezkorovaynaya G.T., Ionova S.V. Active processes in modern Russian: possibilities of ecological and linguistic study. Science Journal of Volgograd State University. Linguistics. 2022; Vol. 21, № 6: 204-214.

13. Alekseeva M.V. Current topics of teaching and learning Russian at language. Academic Bulletin of the Yakutsk State Agricultural Academy. 2021: № 4 (21): 14-16.

14. Pahrudinova R.O. Uchet osobennostej rodnogo yazyka pri izuchenii russkogo yazyka v dagestanskoj shkole. Stanovlenie obschestva znaniya: novye strategii nauki: sbornik nauchnyh trudov po materialam VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: B. i., 2019: 21-24.

Статья поступила в редакцию 14.12.23

УДК 378

Avanesova T.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Admiral F. Ushakov Maritime State University (Novorossiysk, Russia), E-mail: avanesova1@mail.ru

Balyaeva S.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Admiral Ushakov Maritime State University (Novorossiysk, Russia), E-mail: bs702@mail.ru

Mitrakhovich V.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Military Orders of Zhukov and Lenin Red Banner Academy of Communications n.a. Marshal of the Soviet

Union S.M. Budyonny (Saint Petersburg, Russia), E-mail: V_mitrakhovich@mail.ru

ANALYSIS OF THE STAGES OF TECHNOLOGY DEVELOPMENT AND METHODOLOGY OF PEDAGOGICAL DESIGN OF E-LEARNING. The article presents an analysis of periods of using various technologies to prepare for professional activity in accordance with the set goal. The introduction of e-learning into the practice of training specialists is relevant, since it opens up new opportunities for mastering professional activities in a short period of time. The modernization of new versions of technologies occurs as a result of the analysis of the application of the old ones, taking into account all the comments of practical application. Individual elements of skills are practiced by the simplest simulators, while the complex of actions is brought to automatism with the help of complex technologies. Educational software products act as a virtual educational environment for creating various professional situational tasks in order to solve them correctly. The solution of the problem under consideration necessarily involves the justification and development of a methodology for designing computer training technologies. Contradictions have been revealed confirming the need to carry out this scientific research. The methods and procedures of didactic design of learning technologies in the form of project-oriented classification features of e-learning have been presented. The hierarchical structure of the automated learning system and the empirical rules for evaluating the capabilities of didactic systems are interrelated. The methodology of EO design includes didactic design and construction of the learning process.

Key words: analysis of learning technologies, didactic design, methodological design, methods and procedures, virtual educational environment, training software products, expert systems, classification features of e-learning

Т.П. Аеанесоеа, д-р пед. наук, доц., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: avanesova1@mail.ru

С.А. Баляееа, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: bs702@mail.ru

B.А. Митрахоеич, д-р пед. наук, проф., Военная орденов Жукова и Ленина Краснознамённая академия связи имени Маршала Советского Союза

C.М. Будённого, г. Санкт-Петербург, E-mail: V_mitrakhovich@mail.ru

АНАЛИЗ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья посвящена анализу периодов использования различных технологий для подготовки к профессиональной деятельности в соответствии с поставленной целью. Внедрение электронного обучения в практику подготовки специалистов актуально, поскольку открывает новые возможности освоения профессиональной деятельности за короткий период времени. Модернизация новых версий технологий происходит в результате анализа применения старых с учётом всех замечаний практического внедрения. Отдельные элементы навыков отрабатываются простейшими тренажёрами, в то время как комплекс действий доводится до автоматизма с помощью сложных технологий. Обучающие программные продукты выступают виртуальной образовательной средой для создания различных профессиональных ситуационных задач с целью их корректной реализации. Решение рассматриваемой проблемы предполагает обоснование и разработку методологии проектирования компьютерных технологий подготовки. Выявлены противоречия, подтверждающие необходимость выполнения данного научного исследования. Представлены методы и процедуры дидактического проектирования технологий обучения, в виде проектно-о-риентированных классификационных признаков электронного обучения. Взаимосвязаны иерархическая структура системы автоматизированного обучения и эмпирические правила оценки возможностей дидактических систем. Методика конструирования ЭО заключает в себе дидактическое проектирование и конструирование процесса обучения.

Ключевые слова: анализ технологий обучения, дидактическое проектирование, методическое проектирование, методы и процедуры, виртуальная образовательная среда, обучающие программные продукты, экспертные системы, классификационные признаки электронного обучения

Актуальность темы заключается в постановке проблемы и попытке разработки методологии проектирования компьютерных технологий обучения.

Цель исследования состоит в повышении эффективности компьютерных технологий подготовки специалистов на основе разработки взаимоувязанной совокупности методов их проектирования для дальнейшего внедрения.

Объект исследования - компьютерные технологии подготовки специалистов к профессиональной деятельности.

Предмет исследования - теория проектирования процессов электронного обучения.

Задачи исследования:

1) обоснование концепции проектирования компьютерных технологий обучения специалистов МФ;

2) разработка методов дидактического проектирования (макропроектирования) электронного обучения;

3) разработка методов методического проектирования (микропроектирования) электронного обучения;

Научная новизна заключается в методах и процедурах дидактического проектирования технологий обучения, представленных в виде проектно ориентиро-

ванных классификационных признаков электронного обучения. Взаимосвязаны иерархическая структура системы автоматизированного обучения (САО) и эмпирические правила оценки возможностей дидактических систем.

Теоретическая и практическая значимость состоит во внедрении электронного обучения в практику профессиональной подготовки, дидактически эффективной при условии применения методологии проектирования и целесообразного использования компьютерных технологий обучения, гарантирующих: 1) обеспечение уровня усвоения выше, чем при традиционном процессе обучения; 2) соответствие техническим возможностям реализующих его компьютерной системы обучения (КСО); 3) предоставление в виде, обеспечивающем его дальнейшую формализацию и реализацию в виде программного продукта.

В исследовании рассматривались работы известных учёных методологии и педагогики (В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, А.М. Новиков, М.Н. Скаткин и др.); педагогики высшей военной школы (А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, Н.А. Давыдов и др.); дидактики высшей школы (С.И. Архангельский, В.А. Сластенин, С.А. Смирнов и др.).

В процессе исследования учитывались основные положения педагогического и дидактического проектирования (А.П. Аношкин, Е.С. Заир-Бек, И.А. Ко-

лесникова, В.М. Монахов, П.И. Образцов, О.Н. Олейникова, В.Е. Радионов, В.В. Юдин); образовательно-педагогической прогностики (Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, И.А. Липский и др.); психологических теорий обучения и усвоения (П.Я. Гальперин, В.И. Загвязинский, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, В.А. Якунин и др.), концепций технологизации процесса обучения (С.А. Баляева, Б.П. Беспалько, М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев, А.В. Долматов, В.С. Збаровский, Л.Н. Ланда, Е.С. Полат, П.И. Образцов, ГК. Селевко, Н.Ф. Талызина, В.Ф. Тени-щева, А.Н. Томилин, В.А. Трайнев, В.И. Чупрасова и др.), теории учебных задач (ГА. Балл) и теории дидактических систем (Б.П. Беспалько).

Для решения отдельных задач использовались теоретические положения и методы педагогической информатики (В.П. Соломин, Е.Н. Пасхин, В.Е. Пешкова и др.), подходы к формализации педагогических знаний (В.П. Мизенцев, В.И. Минев, Т.А. Ратанова, Л.П. Леонтьев, А.П. Свиридов, Л.Т. Турбович), подходы к проектированию и применению компьютерных средств и технологий обучения (С.А. Багрецов, А.И. Башмаков, В.П. Беспалько, Б.П. Бичаев, Н.А. Давыдов, В.А. Красильникова, В.В. Мачулин, Е.И. Машбиц, И.А. Морев, И.В. Роберт, А.В. Со-ловов, А.М. Стручков, В.А. Трайнев и др.), положения концепции автоматизированной среды подготовки морских специалистов (Ю.Ф. Волынец, О.Е. Чудаков), а также концепции системы автоматизированного обучения (А.Н. Печников).

Поскольку внедрение КСО во взаимодействие преподавателя и обучающихся необходимо приводит к трансформации системы обучения из гуманоид-ной в антропотехническую систему, для решения задач данного исследования использовались отдельные положения и методы теории систем, теории управления и системного анализа, инженерно-психологического и эргономического проектирования (А.Н. Печников), психолого-педагогического проектирования, чтобы в дальнейшем провести экспертную оценку (Митрахович В.А., Бердюгин С.Ю.), имитационное моделирование, планирование эксперимента и математическую обработку полученных результатов.

Анализируя историю создания вычислительной техники и внедрения информационных технологий в различные сферы деятельности, в том числе в области таких наук, как психология, педагогика, социология и др., следует отметить, что обучающие программные продукты открывают новые горизонты профессионального обучения [1]. Развитие компьютерной техники уходит глубоко корнями во времена, когда для ведения товарно-денежных отношений использовались пальцы, камешки, счетные палочки, ремни или веревки с узелками, счёты абака (более 1500 лет тому назад). Этот период считается первым ручным этапом развития вычислительной техники в качестве информационной поддержки, используемой в профессиональной деятельности. На смену простейшим вычислительным устройствам пришли калькуляторы, персональные компьютеры, целевое использование которых можно разделить на три основных периода: создание первых вычислительных аппаратов, век программированного обучения и период интеллектуализации - применения интеллектуальных тренажёров и коммуникационных технологий при их проектировании и использовании в учебном процессе (табл. 1).

В настоящее время возможности использования телекоммуникационных связей значительно изменили систему получения профессиональных навыков с помощью компьютерной тренажёрной подготовки, вопросы которой впервые обсуждались на всесоюзных научно-практических конференциях, состоявшихся в Калининграде. В тезисах докладов была предоставлена информация о создании, устройстве и использовании тренажёров. Рассматривались способы запоминания и дальнейшего освоения учащимися необходимых профессиональных действий [5; 6].

Тренажёры рассматриваются как учебно-тренировочные устройства для отработки профессиональных навыков различной деятельности. Отдельные элементы навыков отрабатываются простейшими тренажёрами, в то время как комплекс действий доводится до автоматизма с помощью сложных технологий. Модернизация новых версий технологий происходит в результате анализа применения старых с учётом всех замечаний практического применения. Конечно же, апробация, как правило, происходит в учебном процессе с помощью экспертных систем (ЭС). С их помощью проводится классификация, анализ компонентов, определение методологии, поиск неисправностей и др. Они являются неотъемлемой частью искусственного интеллекта (Египко В.М.).

Наряду с ЭС появились гипертекстовые информационные системы, при активировании которых предоставляется возможность получения ссылки на различные источники. Разработка веб-технологий, представленная в виде гипертекста В. Бушем (1945), Т. Нельсоном (1965), Pfaffenberger B. (1997), December J. (2002), дала возможность поиска дополнительных сведений информации пользователем. В образовательной практике это веб-учебники, программы ThinkQuest. Мультимедиа расширила концепции гипертекста с применением графической и звуковой информации и переросла в гипермедиа [3].

Все вышеописанные технологии различных этапов информационной поддержки могут учитываться при проектировании электронного обучения с целью подтверждения в экспериментальной работе научного исследования. Компьютерные технологии и средства обучения сегодня широко внедряются во все сферы образования (А.И. Башмаков, И.А. Башмаков, ГК. Селевко, А.М. Стручков). Однако особое место они занимают в подготовке специалистов экстремального профиля, к числу которых относятся профессии морских и военно-морских специалистов. В таких профессиях они обеспечивают подготовку к деятельности в ситуациях, создание которых в реальности либо невозможно, либо опасно.

Таблица 1

Этапы развития информационной поддержки, используемой в профессиональной деятельности

Первый период начинается с появлением настоящей счетной машины, осуществляющей определенную последовательность инструкций. Выполнение действий стали называть программой, а устройство для вычислений - компьютером. Такие теоретические разработки, как логарифмическая линейка (1654), ткацкий станок Жозефа Мари Жак-кара, изобретение перфокарты (1801), арифмометр Карла Томаса (1820-е годы), нашли применение в создании средств, осуществляющих счёт в точных науках, в том числе и для учебных целей (Б. Тарасов, А.В. Дорофеева)

Второй период применение компьютерных средств можно охарактеризовать как век программированного обучения, начало которого относится к первой половине XX века, когда возросла потребность реализации компьютерных проектов для использования в профессиональной деятельности, в том числе и для военных нужд - баллистики, криптографии, над которыми работали одновременно несколько групп исследователей. Совершенствование размеров, форм и функциональных возможностей вычислительной техники, оснащённой клавиатурой, монитором и мышью, магнитными дисками, дискетами, было достигнуто с появлением точечных транзисторов, новейших систем счисления в программировании, интегрированных электронных микросхем, стандартов для обмена информацией, языков программирования. Использование микрочипов памяти способствовало производству микропроцессоров. Стремительный рост в области программирования отмечен появлением языков программирования (ЯП) нового типа, способствующих осуществлению диалога между программистами и машинами. Период 60-80-х годов - период появления огромного количества ЯП, нашедших своё применение в учебном процессе таких дисциплин, как программирование, прикладная математика, языки программирования, операционные системы, искусственный интеллект, архитектура ЭВМ [2]. Появление большого количества ЯП высокого уровня (в настоящее время их уже более трёх тысяч) обусловлено ориентированием на решение различных классов задач - вычислительных, экономических, графических, экспертных и др. Создание и совершенствование операционных систем, обеспечивающих взаимодействие с внешними устройствами и с пользователем, включают дополнительные функции - средства работы с файлами, защиту информации, многопользовательский режим, индивидуальную работу и работу в сети и т. д. Большую популярность приобретают персональные компьютеры (PC), широко используемые для решения профессиональных задач и образовательной деятельности. Текстовые, программы электронной почты, мессенджеры, мультимедийные программы, компьютерные игры, графические программы, веб-браузеры, среды разработки программного обеспечения предоставляются различными приложениями [3]. В настоящее время в обучении профессиональным навыкам используются различные компьютерные системы: стационарные, планшетные, карманные PC, мобильные телефоны и др. 2 сентября 1969 г. принято считать днём рождения Интернета, компьютерной сети Internet. Для общения на огромных расстояниях создаются глобальные информационные сети - одно из важных достижений человечества, способствующих информатизации общества. Глобальная сеть Internet объединяет огромное число сетей национального, отраслевого и регионального уровней. Пользователю глобальной сети доступна практически любая область деятельности при обращении к гиперссылке. Большие изменения произошли в области образования и профессиональной деятельности. Режимы информационного обмена онлайн/офлайн могут происходить в форме диалога в течение длительного реального времени - периода обработки информации. Режим онлайн имеет сходство с разговором по телефону. При режиме офлайн происходит обмен информацией, подобный переписке по почте. Существует много глобальных сетей, охватывающих университеты, колледжи и научные центры и объединяющих коллективных участников разных стран

Третий период начинается с применения глобальных сетей в процессе формирования профессиональных навыков и охарактеризован как век интеллектуализации, использования интеллектуальных тренажёров и коммуникационных технологий в учебном процессе. Стремительный рост информационных сетей заставил по-новому оценить возможности информационных систем и сетей. В сфере социальной практики создаётся гибридный человеко-машинный интеллект, базирующийся в системах интернет-технологий [4]

Актуальность данного научного исследования обусловлена рядом противоречий. Существуют высокоэффективные компьютерные системы обучения (КСО), используемые в реальном процессе обучения в течение длительного времени (более 3-5 лет), но они составляют не более 10-15% от общего числа. Остальные 85-90% составляют неэффективные КСО, которые создаются, но в процессе обучения не используются или используются в течение краткого периода времени (менее полугода). Налицо противоречие между высоким дидактическим потенциалом КСО и отсутствием методов гарантированной реализации этого потенциала [7].

В процессе обучения КСО могут использоваться совместно с преподавателем или раздельно от него. При раздельном подходе к использованию КСО все учебные занятия чётко делятся на два вида, с одной стороны, управление учебной деятельностью обучающихся осуществляется только с помощью КСО, с другой стороны, преподаватель осуществляет управление учебной деятельностью обучающихся.

Мы предлагаем совместный подход к использованию КСО, при котором преподаватель и КСО согласованно выполняют функции управления обучением в процессе проведения одного и того же учебного занятия. При этом преподаватель и КСО как два альтернативных субъекта управления процессом обучения обладают рядом достоинств и недостатков. При совместном управлении деятельностью обучающихся достоинства преподавателя могут компенсировать недостатки КСО, и, наоборот, недостатки преподавателя могут быть компенсированы достоинствами КСО. При раздельном подходе к использованию КСО такая компенсация невозможна. Поэтому целесообразен выбор совместного подхода.

Подходы к педагогическому проектированию и реализации процесса обучения, управление которым осуществляет преподаватель, общеизвестны. Организация самостоятельного взаимодействия обучающихся также в достаточной мере представлена как в педагогической, так и в специализированной технической литературе. А вот вопросы проектирования и реализации процесса обучения совместно с преподавателем и КСО лишь обозначены. Налицо противоречие между целесообразностью оперативного взаимодействия преподавателя и КСО в управлении процессом обучения и отсутствием методов педагогического проектирования такого взаимодействия.

За последние 30-40 лет в педагогике широкое распространение получил технологический подход, при котором описание процесса обучения строится на определенной теоретической основе и в соответствии с парадигмой производственного технологического процесса. В педагогике считается, что педагогическая технология является такой формализованной формой описания процесса обучения, которая полностью обеспечивает его адекватную реализацию и гарантирует получение планируемых результатов.

Однако в информатике оценка этих педагогических технологий как описаний процесса обучения совсем другая. Все авторы, занимающиеся проектированием КСО, указывают на неспособность современной педагогики представить технологическое описание проектируемого процесса обучения в виде, обеспечивающем его дальнейшую формализацию и реализацию средствами информационных и коммуникационных технологий. Следствием этой неудовлетворенности является инициируемый процесс разработчиками КСО создания в рамках информатики некоторой "компьютерной дидактики", ставящий под сомнение все достижения и положения современной педагогической науки. Налицо противоречие между существующей в педагогике удовлетворенностью в достигнутом уровне технологизации процесса обучения и неспособностью педагогики представить описание процесса обучения в виде, обеспечивающем создание компьютерных технологий обучения.

Приведенные противоречия определяют существование проблемы проектирования компьютерных технологий обучения в сферу профессиональной подготовки специалистов для дальнейшего их эффективного внедрения в учебный процесс. Решение этой проблемы предполагает обоснование и разработку взаимоувязанной совокупности концептуальных положений и практических методов проектирования электронного обучения. В основе компьютерных технологий находятся концепции, выдвинутые в научных трудах таких учёных, как Ю.Ф. Волынец, А.Н. Печников, охватывающие системную задачу проектирования и системную задачу использования электронного обучения (ЭО). Методы эргономического и педагогического проектирования, лежащие в основе методологии проектирования и целесообразного внедрения компьютерных технологий обучения, описаны в научных трудах В.П Евграфова, А.Н. Печникова. Методология проектирования компьютерных средств обучения описана в работах В.К. Алтуни-на, А.М. Стручкова, О.М. Туровского. Концепция интегративно-контекстной подготовки морских специалистов рассматривается в научных изысканиях А.А. Вербицкого, В.Ф. Тенищевой [8].

Применение новых информационных технологий для формирования профессиональных навыков рассматриваются во многих научных изысканиях в области психологии, методики, педагогики и военной педагогики. Проделанный анализ педагогических исследований показал, что с помощью информационных технологий в процессе профессиональной подготовки происходит:

- решение проблем гуманизации, гуманитаризации, гармонизации и информатизации, нацеленных на фундаментализацию профессиональной подготовки специалиста, связывалось с интегрированием профессиональных навыков в процессе обучения различным дисциплинам [9];

- решение проблемы реализации таких принципов профессионального образования, как «обучение через науку», «синтез теории и практики», «интеграция образования, науки и производства», решаются через создание и внедрение в вузовскую подготовку компьютеризированных искусственных технических систем с целью актуализации научно-технических инноваций. Освоение инновационной инженерной деятельности усиливает взаимозависимость социальной детерминации студентов, гуманитаризации и творчества (Н.А. Эмих);

- решение проблемы низкого уровня подготовки студентов в результате недополученных знаний в системе школьного и среднего специального образования связывается с внедрением информационно-компьютерного инструментария в процесс обучения в вузах;

- решение проблемы использования многофункционального MS Excel c помощью графических редакторов, информационно-справочных систем Norton Guide, интегрированного пакета MS Works, пакетов прикладных программ, электронных учебников и т. п. По мнению Л. Куцева, использование информационных технологий позволит защитить обучающихся от появления «комплекса неполноценности» [10], при этом подчеркивается важность создания интерактивных компьютерных поддерживающих программ, имеющих дружественный интерфейс, большую информативную базу и обеспечивающих диалоговое взаимодействие;

- решение проблемы самоактуализации, саморазвития и самореализации студента в осваиваемой профессиональной деятельности решаются через интеграцию в информационных технологиях культурологического, деятельност-ного, аксиологического, личностно ориентированного и компетентностного подходов в рамках гуманистической образовательной парадигмы [11, 12, 13];

- решение проблемы создания самостоятельной целостной организационно-содержательной единицы учебной программы дисциплины связывается педагогами с ее обеспечением компьютерной поддержкой (С.Я Батышев, К.Я. Ва-зина, В.Н. Лебедев, Н.Н. Суртаева, П.Ю. Цявичене, Т.Н. Шамова и др.), при этом проблемы контроля вуза за самостоятельной работой обучающегося решаются посредством сетевых технологий обучения в режимах онлайн и офлайн (О.В. Кононова, Л.Н. Жилина);

- решение проблемы информатизации региональных образовательных систем решаются через интеграцию инфокоммуникационных систем и педагогических технологий в процессе учёбы для создания информационно-управленческого пространства образовательного учреждения. Такая информационная база данных обеспечивает более качественный уровень формирования профессиональных знаний, умений и навыков студентов в процессе решения задач практического содержания [14];

- решение вопросы организации действий учащихся по запоминанию учебного материала с помощью компьютерной поддержки реализуется через обеспечение обратной связи (С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Э.П Ма-линочка, Т.П. Аванесова);

- решение проблемы поэтапного усвоения специалистом лингвистического, страноведческого, речевого, рефлексивного и интерактивного компонентов профессиональной деятельности в иноязычной среде в рамках интегративно-контекстного информационного модуля (В.Ф. Тенищева, Т.П. Аване-сова);

- решение проблемы дистанционного обучения посредством виртуальных ресурсов при самостоятельном обучении, в том числе и при изучении иностранного языка (Р.В. Ардовская, А.Н. Богомолов, Ю.Н. Веревкина-Рохальская, Н.Т. Ержанов, Е. Пульбинская, В. Демкин, А.В. Дмитриченко, И.И. Пашнина, М.П. Петрова, Л.П. Халяпина, И.Н. Шегай) связывается с дидактически обоснованным использованием интернет-среды, объемно отражающей современный поликультурный мир. (РВ. Ардовская, Ю.Н. Веревкина-Рохальская, Н.Т. Ержанов, Е. Пульбинская. В.П. Демкин, Е.В. Пульбинская, А.В. Дмитриченко, И.И. Пашнина и др.);

- решение проблемы информационной безопасности [15].

Очевидно, что информационные технологии выступают средством оптимизации образовательного процесса и позволяют решать ряд дидактических и методических задач формирования навыков различных видов речевой деятельности посредством организации самостоятельной работы учащегося. Являясь носителями аутентичных материалов профессионального и страноведческого характера, они направлены на гуманизацию, гуманитаризацию, гармонизацию и интенсификацию учебной деятельности студента, обеспечивая его самоактуализацию, саморазвитие и самореализацию в осваиваемой профессиональной деятельности.

Рассматривая методы и процедуры дидактического проектирования технологий обучения, следует отметить, что их можно представить в виде проектно ориентированных классификационных признаков электронного обучения, где прослеживается взаимосвязь иерархической структуры системы автоматизированного обучения (САО) с эмпирическим правилом оценки возможностей дидактических систем (ПА. Балл).

Иерархическая структура системы автоматизированного обучения (САО) состоит из типа организационной структуры, вида технологии управления, вида информационной технологии, адаптивных характеристик учебных элементов (УЭ). Тип организационной структуры объединяет обучающегося, (САО) и (АОС). Вид информационной технологии объединяет обучающего, автомати-

зированные обучающие системы (АОС) и компьютерные обучающие системы (КОС). Адаптивныехарактеристики моделиучебныхэлементов - это функциональные подсистемы КОС, сама КОС и автоматизированные учебные занятия АУЗ (рис. 1).

Рис. 1. Методы и процедуры дидактического проектирования

Рис.З.Типовая процедура обучения

Методика конструирования электронного обучения

Требования к концепции проектирования КТО

Обеспечение формализации педагогических знаний, корректность сопряжения положений педагогики и системотехники

Рис. 2. Основные задачи проектирования электронного обучения

Если теоретическое обучение является частью основных типовых процедур, в основе которых находятся информация, контроль, консультация, творчество, исследование, то в основе практического обучения находятся «зада-ча-творчество»,«задача-способ», «задача-умение»,«задача-навык»(рис.3).

Методика конструирования ЭО заключает в себе процедуру реализаци и вчтимизидсющего иодхода а равчабескепроцессаабучения и пеаупдуриэрзоно-мического проектирования процесса обучения в рамках дидактического проекти-«хсаичеч констауированчя исиаевна еасчения(рн«.ВЗ.

Рис.4.Методикаконструирования ЭО

Являясь результатом совместной работы педагогики и информатики, технология обучения реализуется с помощью ЭВМ. КТО определяется и рассматривается как результат взаимодействия педагогики в проектировании процесса обучения, в котором отдельные процедуры управления учебной деятельностью обучающихся представлены в виде программных продуктов и реализуются ЭВМ. Педагогика (стратегия и тактика обучения), методология системного проектирования (принципы, уровни и виды проектирования), методология технологий управления (компоненты), концепция системы автоматизированного обучения (структуры и принципы функционирования) являются теоретико-методологическим базисом проектирования КТ, которые предусматривают дидактическое про-ектированиеиконструированиесценария обучения (рис.5).

В соответствии с данными таблицы следует обратить внимание, что педагогика отвечает за разработку стратегии обучения при проектировании КТО, а методикаотвечаетзаразработкутактикиобучения.

В исследовании справедливо обосновано, что общепринятая в системотехнике классическая структура технологии управления применительно к процессу обучения непосредственно определяет, что педагогика в процессе разработки электронногообучения играетдвоякую роль:

1) служит базовой основой для разработки нормативного технологического описания процесса обучения и определяет требования к средствам его реализации (область эмпирических знаний об условиях, содержании и процедурах эффективного осуществления способов обучения);

2) определяет методологию (принципы, закономерности, структуры) управления с целью обучения (повышения компетентности или квалификации объекта управления) и требования к техническим средствам управления (специальная теория управления).

Проанализировав этапы развития технологий в качестве информационной поддержки для решения проблем профессионального обучения, описанных в научных изысканиях, отметим следующее:

- новейшие электронные проекты отвечают образовательной парадигме, позволяют проводить диагностику уровня усвоения учебного материала, организацию его освоения и закрепления и контроль качества его усвоения; выбирать приёмы и методы дополнительной работы с целью улучшения знаний;

- определение слабого звена и дополнительная работа с ним базируются на теории организации и преобразования знания с помощью компьютерной поддержки с применением обратной связи, способствуют формированию социальной и социокультурной компетенции студентов;

- раскрывают широкие возможности развития познавательных способностей обучающегося, его саморазвития, формирования его творческого потенциала, эмоционально-волевой устойчивости и готовности к трудовой деятельности;

- способствуют освоению стратегий решения типовых задач профессиональной деятельности;

- создают виртуальную образовательную среду для создания решения профессиональных задач.

В этом случае информационные технологии будут выступать средой моделирования профессиональной деятельности студента и общения как средства освоения технологии его будущей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Образцов П.И. Дидактические аспекты эффективного применения компьютерных средств обучения в вузе. Сборник научных трудов ученых Орловской области. Орел: ОрелГТУ, 1996; Выпуск 2: 468-475.

2. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: учебник. Москва: Academia, 2001: 82-90.

3. Леонтьев В. Новейшаяэнциклопедияперсональногокомпьютера.Москва:ОЛМО-ПРЕСС, 1999.

4. Андреев А.А., Пилипонский А.Г Проблемы применения ИНТЕРНЕТ в учебном процессе. Новые технологии в образовании: материалы VIII Международной конференции. Троицк, 1998.

5. Тренажёры в формировании профессиональных навыков при подготовке специалистов: тезисы докладов I Всесоюзного научно-технического семинара. Всесоюзный совет научно-технических обществ. Москва, 1979.

6. Тренажёры и компьютеризация профессиональной подготовки: тезисы докладов III Всесоюзной научно-практической конференции. Калининград. Правление союза научных и инженерных обществ СССР Москва, 1991.

7. ПечниковА.Н.,Шиков А.Н. Проектированиеи применение компьютерныхтехнологий обучения: монография. Санкт-Петербург: Издательство ВВМ, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Тенищева В.Ф., Филоненко В.А., Кузнецова Ю.С. Профессиональная самоорганизация в иноязычной подготовке морского специалиста. Мир науки, культуры, образо-вания.2021;№2 (87):106-108.

9. Хомутцов С.В. Гуманизация как ведущая идея развития. Научно-теоретический и учебно-методический альманах. Барнаул: Издательство БГПУ 2002; Выпуск 6.

10. Куцев Л. Компьютерные технологии: опыт использования. Высшее образование в России. 2004; № 5: 112-115.

11. Веретенников В.П. Саморазвитие личности учащихся в условиях дидактической компьютерной среды (на примере изучения гуманитарных предметов). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 200Э.

12. Аванесова Т.П., Груздева Л.К., Мефлех М.В., Акетина О.С. Методика проектирования компьютерного обучения как средство улучшения овладением профессионально ориентированным английским языком у будущих кадров морского флота. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019; № Э/42: 41-54.

13. Современные тренды высшего образования: коллективная монография. Ульяновск: Зебра, 202Э.

14. Формирование профессиональных компетенций в высшей школе: монография. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2019.

15. Попова Ю.Н., Кириленко В.В., Рыскин С.В., Козленко С.Л. Основные составляющие профессиональной подготовки курсантов в образовательной среде. Информационная безопасность - актуальная проблема современности. Совершенствование образовательных технологий подготовки специалистов в области информационной безопасности: сборник трудов. 2018; № 1 (9): Э77-Э81.

References

1. Obrazcov P.I. Didakticheskie aspekty 'effektivnogo primeneniya komp'yuternyh sredstv obucheniya v vuze. Sbornik nauchnyh trudov uchenyh Orlovskoj oblasti. Orel: OrelGTU, 1996; Vypusk 2: 468-475.

2. Mogilev A.V., Pak N.I., Henner E.K. Informatika: uchebnik. Moskva: Academia, 2001: 82-90.

3. Leont'ev V. Novejshaya 'enciklopediya personal'nogo komp'yutera. Moskva: OLMO-PRESS, 1999.

4. Andreev A.A., Piliponskij A.G. Problemy primeneniya INTERNET v uchebnom processe. Novye tehnologiivobrazovanii: materialy VIII Mezhdunarodnoj konferencii. Troick, 1998.

5. Trenazhery v formirovaniiprofessional'nyh navykov pripodgotovke specialistov: tezisy dokladov I Vsesoyuznogo nauchno-tehnicheskogo seminara. Vsesoyuznyj sovet nauchno-tehnicheskih obschestv. Moskva, 1979.

6. Trenazhery i komp'yuterizaciya professional'noj podgotovki: tezisy dokladov III Vsesoyuznoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kaliningrad. Pravlenie soyuza nauchnyh i inzhenernyh obschestv SSSR. Moskva, 1991.

7. Pechnikov A.N., Shikov A.N. Proekíirovanie iprimenenie komp'yuternyh tehnologijobucheniya: monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo VVM, 2014.

8. Tenischeva V.F., Filonenko V.A., Kuznecova Yu.S. Professional'naya samoorganizaciya v inoyazychnoj podgotovke morskogo specialista. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 106-108.

9. Homutcov S.V. Gumanizaciya kak veduschaya ideya razvitiya. Nauchno-teoreticheskij i uchebno-metodicheskij al'manah. Barnaul: Izdatel'stvo BGPU, 2002; Vypusk 6.

10. Kucev L. Komp'yuternye tehnologii: opyt ispol'zovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2004; № 5: 112-115.

11. Veretennikov V.P. Samorazvitie lichnosti uchaschihsya v usloviyah didakticheskoj komp'yuternoj sredy (na primere izucheniya gumanitarnyh predmetov). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 200Э.

12. Avanesova T.P., Gruzdeva L.K., Mefleh M.V., Aketina O.S. Metodika proektirovaniya komp'yuternogo obucheniya kak sredstvo uluchsheniya ovladeniem professional'no orientirovannym anglijskim yazykom u buduschih kadrov morskogo flota. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2019; № Э/42: 41-54.

13. Sovremennye trendy vysshego obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Ul'yanovsk: Zebra, 202Э.

14. Formirovanie professional'nyh kompetencij v vysshej shkole: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2019.

15. Popova Yu.N., Kirilenko V.V., Ryskin S.V., Kozlenko S.L. Osnovnye sostavlyayuschie professional'noj podgotovki kursantov v obrazovatel'noj srede. Informacionnaya bezopasnost' - aktual'naya problema sovremennosti. Sovershenstvovanie obrazovatel'nyh tehnologij podgotovki specialistov v oblasti informacionnoj bezopasnosti: sbornik trudov. 2018; № 1 (9): Э77-Э81.

Статья поступила в редакцию 11.12.23

Рис. 5. Общая структура концепции проектирования компьютерной технологии обучения (КТО)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.