СОЦИАЛЬНАЯСФЕРА
16 (253) - 2014
УДК 1.159.99
анализ эмоций кинозрителя
как условие прогнозирования кассового успеха фильма*
Н. В. НОАКК,
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник E-mail: [email protected] Центральный экономико-математический институт РАН
А. Н. ЗНАМЕНСКАЯ, бизнес-тренер E-mail: [email protected] ООО «Тимсофт», Казань
Статья является продолжением цикла работ по междисциплинарному исследованию прогнозирования кассовых сборов кинофильмов на основе их эмоционального восприятия зрителем. Предметом анализа являются такие эмоции, как удивление, интерес, безразличие, которые, как показали результаты предыдущих исследований, обладают значительной семантической емкостью и прогностическими возможностями.
Ключевые слова: эмоциональная составляющая трейлера, позитивные и негативные эмоции, принятие решения, адаптационные механизмы психики в ситуации неопределенности
Введение. В ходе первого этапа эксперимента анализировались эмоциональные факторы воздействия кинопродукции на зрителей. Респондентам демонстрировались трейлеры готовящихся к выходу в прокат фильмов, после чего зрителями заполнялись специальные анкеты. Установлено, что зрители оценивают эмоциональную составляющую трейлера при планировании похода в кино [3]. В ходе следующих этапов эксперимента накапливались данные
* Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 13-06-00394.
как по количеству просмотренных фильмов, так и по палитре фиксируемых респондентами эмоций.
В процессе качественного анализа ответов респондентов выяснено, что особыми характеристиками обладают такие эмоции, как удивление, интерес, безразличие. Они входят в различные сочетания с другими эмоциями, употребляются часто и, по всей видимости, обладают значительной семантической емкостью. В частности, анализ анкет показывает, что нежелание смотреть фильм значительно коррелирует с непредсказуемостью и неожиданностью ролика - респонденты так и указывали в анкетах: «замешательство», «сюрприз», «нестабильность». В то же время других зрителей неожиданность завязки сюжета в трейлере держала в напряжении и вызывала азарт, что объясняло возникшее у них желание посмотреть фильм [2].
Важно и то, что у молодежи уже стало привычным осуществлять оценку чего-либо по шкале «заинтересовал - не заинтересовал» (на это работают Интернет, СМИ и т.д., где предлагается очень быстрый анализ какого-либо контента). Фактически, речь идет о редуцировании осознания эмоциональной палитры при восприятии до 2-3 эмоций. Это быстро, удобно для опроса, дает некоторый минимум информации для тех, кто заинтересован
в получении оценки, но, к сожалению, обедняет эмоциональное восприятие «человека воспринимающего».
Следует отметить, что все три эмоции включены в следующий вариант анкеты для респондентов, предлагающий оценить эмоциональное впечатление от трейлера по 21 эмоции. Акцент при анализе в первую очередь будет сделан на связи удивления (так же как и интереса и безразличия) и решения зрителей о просмотре фильма.
Удивление как предмет анализа. Методика анализа отчасти определялась особенностями исследуемой эмоции, о которых будет сказано ниже и которые требуют включения в орбиту исследования не только уже названных нами безразличия и интереса, но и всей палитры указываемых респондентами эмоций - как негативных, так и позитивных.
Несколько слов об удивлении как предмете анализа. В исследовательской литературе существуют различные, порой противоположные, взгляды на удивление как эмоцию личности. Практически специалисты сходятся в описании двух главных ее характеристик: во-первых, кратковременности и, во-вторых, вследствие этого быстрого перехода к какому-либо другому эмоциональному состоянию. Удивление мгновенно проходит, как только мы осознаем происходящее, и затем превращается в страх, радость, облегчение, гнев, отвращение и т.д., в зависимости от того, что именно нас удивило [4]. Здесь можно добавить, что в этом случае зрители могут зафиксировать и такие эмоции, как досада, разочарование, безразличие.
Профиль аффективных параметров для ситуации удивления, полученный в исследовании Ф. Бартлетта и К. Изарда [4], характеризуется высокой степенью удовольствия. Это согласуется с мнением о том, что большинство людей расценивают чувство удивления как позитивное переживание. К. Изард, описывая удивление, выделяет его особенности: оно недолговечно, поэтому, видимо, реакция удивления не получает достаточного осмысления; его внезапность порождает у нас чувство неопределенности [1]. По мнению исследователя, удивление несет важнейшую функцию - подготовить человека к эффективному взаимодействию с новым, внезапным событием и его последствиями.
Таким образом, К. Изард подчеркивает связь удивления с адаптационными механизмами психики человека в ситуации неопределенности. Последующий анализ позволяет подтвердить и дополнить
эту краткую характеристику эмоции на качественно другом материале - художественном контенте. К. Изард также приводит оригинальную точку зрения Э. Чарлзуорта [5], который в своем детальном резюме обширной литературы, посвященной проблеме удивления, определяет его как функцию ошибки ожидания (в отличие от неожиданности).
Исследование. Для анализа были взяты рекламные трейлеры к 15 российским и зарубежным кинофильмам. Выборка составила 165 чел., из которых часть посмотрела два и более трейлеров. Группа респондентов, принявших решение посмотреть фильм (после просмотра соответствующего трейлера), обозначена как группа I, противоположная по целевой направленности - группа II.
В настоящей статье приняты следующие обозначения: после названия фильма, страны-производителя и года выпуска в скобках приведены две цифры, первая из которых указывает на общее число посмотревших трейлер к фильму, вторая - на количество респондентов группы I. На гистограммах по оси ординат представлена средняя частотность выбора зрителями базовых эмоций при просмотре трейлера фильма, по оси абсцисс - названия семи базовых эмоций, испытываемых зрителями при просмотре.
1. «Остров везения», Россия, 2013 г. (23/11). При просмотре трейлера к этому фильму безразличие занимает первое место (наряду с радостью) по частоте выбора среди базовых эмоций (рис. 1). Практически все зрители, выбравшие безразличие, входят в группу II (10 из 11 чел.). На втором месте среди эмоций стоит удивление, причем число респондентов из группы II, выбравших удивление, несколько превышает число респондентов группы I (как и в целом по фильму). Отметим также, что группа II в этом случае преобладает (6 зрителей из 10).
2. «Темный мир: равновесие», Россия, 2013 г. (17/8). В данном случае наблюдалась картина, очень похожая на предыдущую: то же деление на примерно одинаковые по численности группы I и II, налицо значимая роль безразличия. Более того, здесь эта эмоция стоит на первом месте по числу выборов и, фактически, определяет итоговый результат -подавляющее большинство выборов относится к группе II (7 из 8).
Эмоция удивление набрала 6 баллов, группы I и II распределились таким образом, что количество выборов удивления респондентами группы I в два
Не пойдут смотреть фильм (группа II)
Пойдут смотреть фильм (группа I)
<<г
Рис. 1. Средняя частотность базовых эмоций при просмотре трейлера к к/ф «Остров везения»
(группа II)
Пойдут смотреть фильм (группа I)
<5г
с*
#
Рис. 2. Средняя частотность базовых эмоций при просмотре трейлера к к/ф «Темный мир: равновесие»
Не пойдут смотреть фильм (группа II)
Пойдут смотреть фильм (группа I)
¿Г
Рис. 3. Средняя частотность базовых эмоций при просмотре трейлера к к/ф «Горько!»
раза превышает количество выборов в группе II (рис. 2). Кроме того, следует отметить наличие высоких баллов по негативным эмоциям: недовольству, раздражению, волнению, досаде (базовая эмоция - гнев), страху, тревоге (базовая эмоция - страх), грусти, разочарованию (базовая эмоция - грусть). Как видно из рис. 2, выбор данных эмоций определил решение большинства респондентов отказаться от просмотра этого фильма.
3. «Горько!», Россия, 2013 г. (16/14). В этом случае бросаются в глаза очень высокие баллы по эмоциям любовь и радость (рис. 3). Удивление отметила у себя только треть опрошенных, правда, все они входят в группу I. Обращает на себя внимание и то, что хотя безразличие выразили 6 респондентов, однако количество идущих на Не пойдут смотреть фильм фильм достаточно велико.
Что касается негативных эмоций, то, несмотря на достаточно высокие баллы по раздражению, недовольству (базовая эмоция - гнев) и разочарованию (грусть), это практически не повлияло на решение зрителей о просмотре — большая часть выбравших указанные эмоции респондентов вошла в группу I.
4. «Армагеддец», Великобритания, 2013 г. (16/8). Здесь оценки делят зрителей на две равные группы по желанию и нежеланию пойти на просмотр фильма (рис. 4). Безразличие занимает второе место по числу выборов с примерно равными долями желающих посмотреть фильм и отказавшихся от просмотра. Уже на данном этапе анализа можно предположить, что данная эмоция отражает общую тенденцию в оценках.
По удивлению ситуация аналогичная - выборов не очень много, и они поделены поровну между группами. Те из группы II, кто выбрал удивление, указал одновременно недовольство и раздражение. По двум последним эмоциям баллы находятся на уровне средних значений, причем, как уже было сказано, большая часть выборов принадлежит респондентам из группы II. Обращает на себя внимание еще одна особенность эмоциональной палитры фильма: респонденты разделились на примерно равные группы также и по интересу, что встречается довольно редко. Как
правило, большая часть респондентов, указавших данную эмоцию, принимает позитивное решение о просмотре фильма, т.е., по всей видимости, эта эмоция обладает таким потенциалом, что ее осознание уже мотивирует к определенным действиям (при этом, конечно, бывают исключения).
5. «Вечеринка», Испания, 2013 г. (16/10). Большая часть зрителей, посмотревших трейлер к этому фильму, выразила желание пойти в кинотеатр (рис. 5).
Этот мотив отражен и в выборах по безразличию: оно представлено небольшим числом баллов - всего два выбора, поделенных поровну между группами. Здесь обращают на себя внимание две эмоции - страх и радость. Если заглянуть в протоколы ответов, то страх (базовая эмоция) представлен как собственно страхом, так и тревогой, в этом смысле все логически понятно. А радость как базовая эмоция, что интересно, представлена в большой степени не собственно эмоцией радости, а интересом и предвкушением (выбор интереса, как уже говорилось выше, обычно определяет положительное решение респондентов).
Любопытно также, что удивление выбрали пять респондентов, причем почти все они относятся к группе I (идущих в кино). В этой связи стоит отметить самые высокие значения по эмоциям страха и тревоги (базовая эмоция - страх). При этом выбор и страха, и удивления принадлежит одним и тем же респондентам. Здесь, как мы видим, происходит трансформация удивления в страх и тревогу, однако, в отличие от жизненной ситуации страх оказывается мотиватором к дальнейшему переживанию (просмотру фильма).
6. «Гонка», США — Германия — Великобритания, 2013 г. (8/5). В этом случае наблюдается небольшой перевес той части зрителей, которая выразила желание посмотреть фильм (рис. 6). Любопытно, что баллы эмоции безразличие очень малы, и выбор принадлежит респондентам группы I. Казалось бы, здесь можно было ожидать большее число выборов, по крайней мере, совпадающих с количеством респондентов из группы II.
Не пойдут смотреть фильм (группа II)
Пойдут смотреть фильм (группа I)
<5>
Рис. 4. Средняя частотность базовых эмоций при просмотре трейлера к к/ф «Армагеддец»
I Не пойдут смотреть фильм (группа II)
Пойдут смотреть фильм (группа I)
¿Г
.А?
Рис. 5. Средняя частотность базовых эмоций при просмотре трейлера к к/ф «Вечеринка»
При просмотре трейлера к этому фильму два первые места разделяют радость и страх. Эмоция удивление набрала небольшое количество баллов. В целом общая картина по данному фильму не ясна, видимо, по причине малого числа респондентов.
7. «Ведьмы», США — Великобритания, 1990 г. (11/7). Здесь наблюдается картина, в некотором смысле противоположная предыдущему фильму Если любовь и радость остаются почти на прежних позициях, тоудив-ление имеет самый высокий балл, а страх, в отличие от предыдущего фильма, служит в большей степени демотиватором и характеризует группу II (рис. 7).
Помимо волнения, базовая эмоция гнев представлена здесь в большой степени раздражением,
Не пойдут смотреть фильм (группа II)
Пойдут смотреть фильм (группа I)
1 -
.у4*4
«Г
С*
Рис. 6. Средняя частотность базовых эмоций при просмотре трейлера к к/ф «Гонка»
10 9 8 7 б 5 4 3 2 1 0
I Не пойдут смотреть фильм (группа II)
Пойдут смотреть фильм (группа I)
^ ^ Щ (группа I)
¿9
/
к®1
О*"
Рис. 7. Средняя частотность базовых эмоций при просмотре трейлера к к/ф «Ведьмы»
злостью и недовольством, а грусть - разочарованием. Если снова обратиться к удивлению, то заметим, что значения поделены между группой I и группой II в той же пропорции, что и общее соотношение обеих групп. Знаковость удивления, таким образом, снова подтверждается при просмотра трейлера к этому фильму: имеется в виду, как уже говорилось выше, указание значений данной эмоции на общую картину соотношения желающих и нежелающих смотреть фильм.
8. «Лучшие дни впереди», Франция, 2013 г. (13 /12). Здесь снова видна знаковая роль безразличия для понимания поведения группы II (всего 2 балла),
и несомненное преобладание группы I (рис. 8).
В данном случае велика роль удивления — по частоте выборов эта эмоция находится на втором месте после радости. Удивление, как и безразличие, является здесь знаковой эмоцией для указания на общую картину соотношения желающих и нежелающих смотреть этот фильм. Здесь она представлена почти исключительно группой I, тем самым наглядно отражая общее соотношение выбора групп.
Значимое место в данной выборке (учитывая единодушие зрителей в решении пойти на фильм) занимают негативные эмоции - грусть, гнев, страх. Грусть представлена почти всеми тремя эмоциями (грусть, разочарование, сожаление), разделяя второе место с удивлением (после радости). При этом самые большие значения среди группы I - по грусти и сожалению, а разочарование представлено достаточно низким баллом (пара удивление — разочарование, видимо, также значима для прогноза решения зрителей: если после удивления не наступает разочарования - это хороший знак). В целом рис. 8 наглядно показывает присутствие в оценках всех эмоций предложенного зрителям списка, причем по протоколу из базовой эмоции гнев выбраны волнение и досада, а не злость и раздражение (т.е. эмоции с меньшим негативным зарядом). Прогноз для данного фильма по числу зрителей самый благоприятный.
9. «План побега», США, 2013 г. (12/10). Значительная часть посмотревших трейлер к этому фильму составила группу I (рис. 9). Посмотрим на «поведение» интересующих нас эмоций.
В данном случае удивление представлено достаточно высокими значениями, целиком принадлежащими группе I. Безразличие выбрали двое респондентов, составляющие группу II, таким образом, знаковость этой эмоции для общего распределения по группам здесь сохраняется. На двух первых местах по количеству баллов — радость и удивление. Эмоция страх, тем не менее, также набирает достаточно высокие значения. Гнев и грусть присутствуют в разных проявлениях, даже в самых интенсивно негативных - злость, недовольство, разочарование, досада (помимо волнения, набравшего самый высокий балл). При этом большая часть респондентов принимает решение о просмотре фильма. Отдельно стоит отметить страх - здесь эта эмоция представ-
лена очень высокими баллами как не пойдут смотреть фильм собственно страха, так и тревоги, (группа и) Однако и эти респонденты входят
Пойдут смотреть фильм в группу [ х е принимают реше-
ние идти в кинотеатр.
10. «Пятая власть», США -Бельгия, 2013 г. (10/9). В данном случае гистограмма распределения базовых эмоций похожа на аналогичную к фильму «План побега» (рис. 10).
Отметим высокий балл по ^ 3> # удивлению - здесь он выше, чем в
^ сЯ «Плане побега» и равен баллу по
радости, а также низкий балл по
Рис. 8. Средняя частотность базовых эмоций при просмотре трейлера к к/ф «Лучшие дни впереди»
(группа I)
Рис. 9. Средняя частотность базовых эмоций при просмотре трейлера к к/ф «План побега»
безразличию (всего 2 балла), равномерно распределенный между группами I и II. Следует отметить С не пойдут смотреть фильм высокий балл по интересу (входит (группа п} в базовую эмоцию радость), что
пойдут смотреть фильм оправдывает наблюдения авторов за этой эмоцией, сделанные выше. Любопытная картина наблюдается по отрицательным эмоциям: респонденты отметили практически все из них, входящие в базовые. Это злость, раздражение, досада (гнев), разочарование, сожаление (грусть), страх, тревога (страх), однако такое впечатление не помешало зрителям трейлера принять решение посмотреть фильм целиком. Выше уже встречалось похожее явление, но такое разнообразие мы видим, пожалуй, впервые.
I Не пойдут смотреть фильм Таким образом, ЗДвСЬ МОЖНО
(группа II) выделить три фактора, влияющих
пойдут смотреть фильм на схоль единодушное мнение зри-
(группа!) „
телеи: высокии балл по интересу в сочетании с низким баллом по безразличию, достаточно высокий балл по удивлению, а также выбор всей предлагаемой палитры эмоций (включая негативные) в сочетании с принятием решения о просмотре.
¿С® ¿9
£ ¿Г * Л с**
^Р ^¡^ ^ ^ Рис. 10. Средняя частотность базовых эмоций
при просмотре трейлера к к/ф «Пятая власть»
- 63
Пойдут смотреть фильм (группа I)
11. «Игра Эндера», США, 2013 П До СМОТРеТЬ ФИЛЬМ (9/5>- В Данном слУчае обе группы :: Пойдут смотреть фильм зрителей примерно одинаковы по (группа I) численности, с небольшим преиму-
ществом группы I (рис. 11).
Для этого фильма самый высокий балл получает безразличие, хотя в целом соотношение групп примерно одинаково. При этом безразличие однозначно ведет к отказу от просмотра. Эмоция удивление, как и ^ „ „ . ^ . ранее, несмотря на невысокие баллы,
^ ^ # ^ отражает соотношение групп I и II.
^ ^ Среди негативных эмоций при
общих невысоких значениях ба-Рис. 11. Средняя частотность базовых эмоций при просмотре трейлера „ , ,
,1 тт гч г-г-г-г-г- зовых эмоции (грусти и гнева)
к к/ф «Игра Эндера» 4 у
отметим единодушие в указании на
□ не пойдут смотреть фильм разочарование (базовая эмоция - грусть) и на (группа м) недовольство и раздражение в базовой эмо-
ции гнев в группе II. В свою очередь, группа I формируется в основном за счет достаточно высоких значений по любви (удовольствие, восхищение) и радости (интерес, предвкушение, воодушевление).
12. «Он гораздо популярнее тебя», США, 2013 г. (9/5). Для данного фильма выбор зрителей, главным образом, определяется распределением по эмоции безразличие (2 человека в # <§> & группе 1,3 человека - в группе II) (рис. 12).
^^ / ^¡^ ^ & Самый высокий балл в данном случае
^ набирает безразличие, что объединяет гистог-
,, „ _ „ раммы этого фильма и ленты «Игры Эндера».
Рис. 12. Средняя частотность базовых эмоции Г т г- г-
при просмотре трейлера к к/ф «Он гораздо популярнее тебя» Как и для послеДHего, здесь достаток высоки баллы по негативным эмоциям: злости,
недовольству, раздражению (гнев),
Не пойдут смотреть фильм .
(группам) разочарованию (грусть), однако в
Пойдут смотреть фильм отличие от «Игр Эндера» выбор не-(группа I) гативной эмоции ведет к принятию
отрицательного решения нелинейно, что и «спасает» фильм от однозначного неприятия зрителями.
13. «Семейка вампиров», Германия, 2012 г. (7/0). Данный случай интересен тем, что практически все, просмотревшие трейлер, отказались идти на просмотр фильма (рис. 13). ^о ^г ^ <3$ Такой выбор не является случайным.
^ ^ ^ Самый высокий балл здесь полу-
чает безразличие, за ним идут грусть, Рис. 13. Средняя частотность базовых эмоций причем с самым высоким значением
при просмотре трейлера к к/ф «Семейка вампиров»
0,5 -
<0°
по разочарованию, гнев с высокими 3 5 баллами по недовольству и раздражению. Эмоция удивление представлена лишь одним баллом, да и то - из группы II.
14. «Очень голодные игры», США, 2013 г. (7/2). Здесь ситуация весьма похожа на предыдущую: то же количество опрошенных и практически то же число респондентов, принявших решение не идти на фильм (рис. 14) . Посмотрим, как распределились эмоции зрителей трейлера.
В данном случае удивление, как и в других фильмах, показывает тенденцию выбора - скорее, не пойти на просмотр, чем пойти (группа II в два раза больше группы I). Это может быть также связано и с распределением негативных эмоций: значения по раздражению, гневу, разочарованию здесь выше среднего, причем все они относятся к выбору группы II.
15. «Ромео и Джульетта», Великобритания - Италия - Швейцария, 2013 г. (14/12). На гистограмме распределения эмоций сразу обращает на себя внимание очень низкое присутствие безразличия (1 балл), причем принадлежащий группе II (рис. 15).
В данном примере знаменательны также данные по радости и любви - баллы этих эмоций достаточно высоки. Кроме того, здесь все опрошенные входят в группу I (принявших решение о просмотре).
Что касается негативных эмоций - гнева и грусти, то почти все выбравшие их, во-первых, относятся к группе I, а во-вторых, из этих базовых эмоций выбраны волнение (гнев), грусть и сожаление (грусть), в отличие от некоторых приведенных выше случаев, которые включали разочарование, злость, недовольство или раздражение. Достаточно высоки значения страха - как собственно страха, так и тревоги. Тем не менее отметившие эти эмоции респонденты практически все входят в группу I.
Заключение. В ходе анализа эмоций кинозрителей при просмотре трейлеров к 15 различным кинофильмам подтверждена значимая связь эмоции удивление и решения респондентов о просмотре соответствующего фильма. Можно предположить, что в ряде случаев показатели по данной эмоции
Не пойдут смотреть фильм (группа II)
Пойдут смотреть фильм (группа I)
У/
о*
Рис. 14. Средняя частотность базовых эмоций при просмотре трейлера к к/ф «Очень голодные игры»
Не пойдут смотреть фильм (группа II)
Пойдут смотреть фильм (группа I)
.¿у
«г
с*
Рис. 15. Средняя частотность базовых эмоций при просмотре трейлера к к/ф «Ромео и Джульетта»
могут служить своеобразным триггером для прогнозирования решения зрителей. Что касается собственно интереса к предлагаемой картине -влияние этой эмоции на выбор требует дальнейшего исследования.
Полученные результаты позволяют выдвинуть гипотезу о том, что наибольшим успехом у зрителей пользуются трейлеры к фильмам, которые позволяют им испытывать разнообразные, в том числе и некоторые негативные эмоции (например, грусть, сожаление, страх, тревогу, волнение).
Однозначно негативно на решение респондентов действует выбор эмоций безразличие и разочарование.
Список литературы
1. Изард К. Психология эмоций. СПб: Питер, 2000, 464 с.
2. Ноакк Н.В., Неволин И.В. Развитие осознанности эмоциональной сферы молодежи при потреблении медиаконтента // Вестник Восточно-Сибирской академии образования. 2013. № 18. С. 36-39.
3. НоаккН.В., НеволинИ.В., ТатарниковА.С. Методика прогнозирования выручки от проката кинофильмов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 48. С. 17-24.
4. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. СПб: Питер, 2010, 336 стр.
5. Charlesworth W.R. The role of surprise in cognitive development. Studies in cognitive development. New York and London. Oxford University Press, 1969, pp. 257-314.
Social sphere
THE ANALYSIS OF A FILMGOER'S EMOTIONS AS A CONDITION TO PREDICT BOX OFFICE SUCCESS
Nataliia V. NOAKK, Aleksandra N. ZNAMENSKAIA
Abstract
The article is a continuation of a cycle of the works on interdisciplinary research of forecasting of a box office of movies on the basis of filmgoer's emotions. The authors analyze the emotions like surprise, interest, indifference, which, as shown by the results of the previous studies, have significant semantic capacity and prognostic features.
Keywords: emotional component, trailer, positive emotions, negative emotions, decision making, adaptation mechanism, psyche, uncertain situation
References
1. Izard K. Psikhologiia emotsii [Psychology of emotions]. St. Petersburg, Piter Publ., 2000, 464 p.
2. Noakk N.V., Nevolin I.V. Razvitie osoznan-nosti emotsional'noi sfery molodezhi pri potreblenii mediakontenta [Development of awareness of the youth emotional sphere at media content consumption]. Vestnik Vostochno-Sibirskoi akademii obrazovaniia -Bulletin of East Siberian Academy of Education, 2013, no. 18, pp. 36-39.
3. Noakk N.V., Nevolin I.V., Tatarnikov A.S. Metodika prognozirovaniia vyruchki ot prokata kinofil'mov [A method to predict the revenue from distribution of films]. Finansovaia analitika: problemy i resheniia - Financial analytics: science and experience, 2012, no.48, pp. 17-24.
4. Ekman P. Psikhologiia emotsii. Ia znaiu, chto ty chuvstvuesh [Emotions revealed: recognizing faces and feelings to improve communication and emotional life]. St. Petersburg, Piter Publ., 2010, 336 p.
5. Charlesworth W.R. The role of surprise in cognitive development. Studies in cognitive development. New York and London, Oxford University Press, 1969, pp.257-314.
Nataliia V. NOAKK
Central Economics and Mathematics Institute, Moscow,
Russian Federation
Aleksandra N. ZNAMENSKAIA
Timsoft Ltd., Kazan, Russian Federation [email protected]