Научная статья на тему 'Анализ архетипов кинопродукции как условие прогнозирования ее экономического успеха'

Анализ архетипов кинопродукции как условие прогнозирования ее экономического успеха Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
863
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕТИП / ТРЕЙЛЕР / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ КИНОКОНТЕНТА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ноакк Н. В., Знаменская А. Н.

В статье представлена методика анализа киноконтента, построенная на теории архетипов К.Г. Юнга. Проанализированы трейлеры к отечественным фильмам как с точки зрения наличия архетипов, так и в плане фиксации зрителями своих эмоций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ архетипов кинопродукции как условие прогнозирования ее экономического успеха»

22 (259) - 2014 УДК 1.159.99

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

АНАЛИЗ АРХЕТИПОВ КИНОПРОдУКЦИИ

как условие прогнозирования ее экономического успеха*

Н. В. НОАКК,

кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник E-mail: [email protected] Центральный экономико-математический институт РАН

А. Н. ЗНАМЕНСКАЯ, бизнес-тренер E-mail: [email protected] ООО «Тимсофт», Казань

В статье представлена методика анализа киноконтента, построенная на теории архетипов К.Г. Юнга. Проанализированы трейлеры к отечественным фильмам как с точки зрения наличия архетипов, так и в плане фиксации зрителями своих эмоций.

Ключевые слова: архетип, трейлер, эмоциональное состояние, восприятие киноконтента

Введение. Целью проводимого авторами исследования является изучение восприятия современной молодежью продукции киноиндустрии в целях прогнозирования кассовых сборов кинофильмов. В предыдущих публикациях были выявлены «зоны» представления зрителями о своих эмоциях в процессе потребления киноконтента (в качестве последнего предлагались трейлеры к фильмам) с помощью специально созданной диагностической процедуры. Были приведены данные факторного анализа результатов исследования, дополненные качественным анализом индивидуальных данных, представлены варианты методики прогнозирования успеха фильма по эмоциональному воздействию на зрителей [2, 3].

* Материал подготовлен при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 13-06-00394).

Методика анализа архетипов кинофильма. Одной из задач настоящего исследования являлось изучение влияния неэмоциональных факторов воздействия фильма на зрительскую аудиторию. В данном случае акцент был смещен с общего эмоционального восприятия зрителем фильма на сам фильм (синопсис*, вербальное сопровождение трейлера, его содержание) и проанализированы центральные элементы произведения - герои и сюжет, которые это эмоциональное состояние могут вызывать.

Авторы воспользовались практикуемой в исследовательской литературе о кинематографе схемой, согласно которой предметом анализа служит сюжет фильма и его герои в плане отражения в них базовых психологических потребностей и представлений зрителя. При этом для анализа обычно привлекаются различные психологические теории [1]. В настоящем исследовании за основу взята теория К.-Г. Юнга, которая, по мнению авторов, может объяснить некоторые феномены зрительских симпатий и антипатий, а через них - успех (или провал) того или иного фильма в прокате.

* Синопсис (в кинематографе) - краткое изложение сценария, основных сюжетных ходов фильма.

-,- 57

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

Выбор данной теории обусловлен следующим. Во-первых, в своих работах большое внимание Юнг уделял такой психологической субстанции, как «бессознательное», а известно, что кинематографическое творчество (сценариста, режиссера, как, впрочем, и зрителя) в значительной части обусловлено именно бессознательными образами. Во-вторых, в этом понятии Юнг выделял часть, которая, по его мнению, принадлежит всему человечеству. Он назвал эту часть коллективным бессознательным и считал, что именно она позволяет различным людям понимать друг друга не только в рамках одной культуры или одного времени и, собственно, обеспечивает связь времен, культур, поколений. Образы и сюжеты коллективного бессознательного Юнг назвал архетипами.

К.-Г. Юнг полагал, что архетипические мотивы и образы широко представлены, например, в сказках, мифах, легендах, общих для разных цивилизаций и этапов их развития и, таким образом, выражают всеобщие человеческие потребности и установки. Наиболее глобальные, емкие архетипы получили в теории Юнга имена - Эго (Персона), Тень, Анима, Анимус, Самость. Кроме того, исследователь ввел архетипы трансформации (инициации) Героя. В отличие от других теорий, посвященных «бессознательному», в данном случае делается акцент на объединяющие всех людей мотивы и образы. Безусловно, Юнг не отрицал наличия индивидуальных вариаций существования и восприятия архетипов, но сама их общечеловеческая основа может помочь в поиске базовых факторов симпатий или антипатий зрителей.

Дадим краткую характеристику архетипов, которые авторы использовали при анализе фильмов в данном исследовании. В глоссарии, составленном самим Юнгом к своим лекциям, читаем: «Понятие архетипа... вытекает из многочисленных наблюдений над мифами и сказками мировой литературы, которые, как оказалось, содержат определенные устойчивые мотивы, которые неожиданно обнаруживаются повсюду. Мы встречаем эти же мотивы в фантазиях, снах, бредах, галлюцинациях индивидов, живущих сегодня. Эти типичные образы и ассоциации являются тем, что я называю архе-типическими идеями... Они впечатляют, воздействуют и очаровывают нас. Они имеют свое происхождение в архетипе, который сам по себе является непредставимым бессознательным... » [4].

Кватерность. Согласно Юнгу, «кватерность является архетипом почти всеобщего распростра-

нения. Она образует логическую основу для любого целостного суждения... К примеру, если вы хотите описать горизонт как целое, вы называете четыре части света. Везде вы натыкаетесь на четыре элемента, четыре первичных качества, четыре цвета... Идеал завершенности есть круг или сфера, но ее минимальное естественное членение - кватерность... Кватерность, или кватерное, часто имеет структуру 3 + 1, в которой один из элементов, составляющих ее, занимает отличительное положение и составляет сущность, не схожую с остальными... Этот «четвертый», дополняя других, делает их «одним», символизируя всю сумму целиком...» [4].

Тень. «Сумма всех личностных и коллективных психических элементов, которые из-за несовместимости с избранной сознательной установкой не допускаются к жизненному проявлению и в результате объединяются в относительно автономную, «фрагментарную» личность с противоположными тенденциями в бессознательном. Тень выступает компенсаторно по отношению к сознанию... Тень воплощает все то, что субъект отказывается признавать в самом себе - ...низменные черты характера и другие несовместимые тенденции» [4].

«Тень есть то, что спрятано, подавлено... Хотя до настоящего времени полагали, что человеческая тень является источником всяческого зла, но теперь... может быть установлено, что бессознательный человек, т.е. его тень, не состоит только из исключительно морально предосудительных тенденций, но выражает также ряд хороших качеств, таких как нормальные инстинкты, соответствующие реакции, основанные на реальности инсайты, творческие импульсы и т.д.» [4].

Анима/Анимус. Данные категории обозначают воплощение женского начала в мужском бессознательном и мужского начала в женском бессознательном. Как регуляторы поведения, они являются самыми значительными архетипами.

По Юнгу, «... каждый мужчина носит в себе вечный образ женщины, не какой-либо конкретной женщины, но определенный женский образ. Этот образ, в сущности, бессознателен; наследственный фактор изначального происхождения, запечатленный в живущей органической системе человека, отпечаток или архетип всего наследственного опыта женщин, хранилище всех отпечатков, когда-либо запечатленных женщиной. Так как этот образ бессознателен, то он всегда (бессознательно же)

проецируется на предмет любви (другой человек) и является одной из главных причин для страстного увлечения или отвращения» [4].

«В своей исходной «бессознательной» форме анимусявляется соединением спонтанных, непреднамеренных взглядов, которые оказывают мощное влияние на эмоциональную жизнь женщины, в то время как анима является сходным соединением чувствований, которые влияют (искажающе или как-то иначе) на мужское миропонимание. Анимус и анима функционируют как мост или дверь, ведущие к образам коллективного бессознательного, как и Персона, являющаяся мостом в мир» [4].

Индивидуация. Данный архетип описан Юнгом следующим образом: «Яиспользую термин «индивидуация» для обозначения процесса, посредством которого человек становится психически. Мы можем перевести индивидуацию как «путь к себе», или «самореализация» [4].

Идея авторов состояла в том, чтобы задействовать анализ архетипов на этапе восприятия фильма в виде рекламного ролика-трейлера и, по возможности, применить эту методику к стадии написания сценария. Рабочая гипотеза состояла в том, что анализ архетипов делает успех/неуспех фильма более предсказуемым, и, соответственно - прогноз его популярности (или наоборот) среди зрителей более эффективным. Характер архетипических образов и мотивов дает базу для обеспечения единства восприятия, повышает шансы эмоционального «заражения» и, в конечном счете, художественного воздействия произведения искусства.

Для базового анализа были взяты два российских фильма 2013 г.: «Остров везения» и «Темный мир: равновесие». Такой выбор обусловлен тем, что, во-первых, главным потребителем киноконтента в настоящем исследовании является именно отечественный зритель, и, во-вторых, в этом случае существует возможность контакта с создателями фильмов (сценаристами, режиссерами, продюсерами) для внесения корректив в творческий материал в соответствии с данными исследований.

Анализ архетипов трейлера к фильму «Остров везения». Архетип индивидуации героя. Согласно теории Юнга, образ героя должен развиваться на протяжении всего повествования (сюжета), причем предполагаются его значительные изменения. В синопсисе и трейлере дается представление по крайней мере о двух изменениях героя, вызванных двумя крупными сюжетными поворотами. Первое

- из бывшей звезды телевидения в участника «шоу красоты» на острове, второе - когда начинаются непредвиденные события, и герой должен искать решение не только личной, но и общей (с героинями) проблемы. Это отражение более общего архетипа путешествия героя (структурные элементы: корабль, необитаемый остров). Героини фильма также претерпевают изменения: из заявленных в начале трех финалисток конкурса - принципиальной стервы, паникерши и классической блондинки -они превращаются в единую команду.

Архетип женственности (Анимы) здесь представлен в 3 формах (три героини). Этот архетип соединен еще с одним архетипом - кватерности (его также называют архетипом четверичности, мандалы). Таким образом, три героини и герой составляют символ целостности, обладающей огромной разрешающей способностью.

Архетип Тени. В синопсисе фильма «Остров везения» о Тени ничего не сказано. Однако трейлер дает некоторое представление о ее присутствии в фильме (например, внезапное, никак не комментируемое появление новых, «странных» людей на необитаемом острове, которое явно носит угрожающий характер).

Приведенный выше краткий, схематичный набросок дает возможность анализа синопсиса и вербального сопровождения трейлера с точки зрения присутствия архетипов. С другой стороны, само наличие архетипических образов еще не служит гарантией успеха фильма. Не менее важную роль играет художественная форма их воплощения, и здесь у «Острова везения» возможны проблемы. Наглядное представление о зрительской оценке фильма дает гистограмма средней частотности возникающих у зрителей (выборка составила 23 чел.) при оценке трейлера эмоций (рис. 1). Как видим, в данном случае гнев, безразличие, грусть занимают не последнее место и являются определяющими для решения не идти на просмотр фильма.

Трейлер к этому фильму рождает противоречивые чувства. Казалось бы, элементы некоторых архетипов налицо, хотя не в полном объеме, однако этого и не требуется. Другое дело, что архетипичес-кие мотивы представлены здесь слишком формально. Переходы в трансформации героя не отмечены ни вербально, ни в титрах, ни музыкально. Есть кадры, никак не вытекающие из предыдущих, и в этом смысле - нарушающие архетипическую канву и, соответственно, зрительские ожидания.

Рис. 1. Средняя частотность базовых эмоций при просмотре трейлера к к/ф «Остров везения»

Сюжетные перипетии оставляют большую часть аудитории равнодушными к переживаниям героев, а подчас вызывают раздражение и досаду (эмоции, входящие в базовую эмоцию гнев).

Основная задача создателя рекламного трейлера к новому кинофильму - привлечь зрителя, заинтересовать, заставить сопереживать, испытывать эмоции вместе с героем. Получилось ли это в данном случае? Как видно из рис. 1, преобладающий выбор такой эмоции, как безразличие, ведет к отказу зрителей от просмотра фильма.

Анализ архетипов трейлера к фильму «Темный мир: равновесие». Эмоциональная картина данного фильма, представленная на рис. 2, также неоднозначна. Как и в предыдущем случае, просмотр трейлера разделил зрителей (17 чел.) на

Рис. 2. Средняя частотность базовых эмоций при просмотре трейлера к к/ф «Темный мир: равновесие»

примерно равные группы по желанию идти или не идти на фильм. Здесь также значительное место (наряду с радостью и любовью) занимают эмоции: гнев, грусть и безразличие. Кроме того, к ним присоединяется эмоция страх.

Проанализируем второй фильм по методике архетипов кинофильма. Объектами анализа будут служить синопсис и вербальное сопровождение трейлера, а предметом - представленность архе-типических образов и элементов сюжета. По-прежнему пока неясным остается вопрос о критериях оценки их художественной формы.

Текст из синопсиса: Каждый день они крадут твои силы, твои эмоции, твою любовь. Мы называем их Тени. Работа таких, как мы, - доставлять их обратно в Темный мир. Надвигается катастрофа, и человечество может оказаться во власти тьмы... И только мы можем сохранить равновесие.

Из нескольких трейлеров к фильму для анализа берем тот, который мы демонстрировали респондентам. Текст из трейлера фильма (взят выборочно):

Каждый день они крадут твою жизнь... Мы называем их Тени. Работа таких, как мы, - доставлять их обратно в Темный мир.

- Знаешь, чему учится человек? Терпению. Только она может закрыть портал навсегда.

- Темные силы крепнут. Придет время - и только ты можешь остановить их.

- Ты ведьма?

- Еще какая!

- Ты - посвященная. Ты видишь то, что скрыто от других.

- Я выпущу теней, которые сожрут вас и ваш город.

- Не бойся, я на твоей стороне.

- Если бы ты только знал, как я счастлива, что ты появился в моей жизни.

- Он тебе так дорог? Равновесию придет конец.

- Остановись!

- Надеюсь, обойдется без разрушений.

Ключевые слова из синопсиса, связанные с архетипами: тени; любовь; темный мир; катастрофа; тьма; равновесие.

Ключевые слова из трейлера, связанные с архетипами: темные силы; ведьма; тени; равновесие; разрушение; посвященная; то, что скрыто.

Архетип героя представлен героиней, которая проходит различные препятствия, чтобы достичь цели.

Архетип индивидуации присутствует, хоть и неявно - некоторые реплики окружающих героиню людей должны дать зрителю представление о ее необыкновенных способностях, которые нужно пробудить.

Архетип Тени можно вычленить из вербального контекста как темные силы, тени, темный мир, тьма, ведьма.

Анима/Анимус представлен окружающими героиню мужчинами, причем разного возраста, выполняющими функции и наставников, и любимых, и противников.

Кватерность заключается в том, что в трейлере фигурируют четыре фигуры, и, скорее всего, на них построен основной сюжет. При этом, как уже было сказано, сохраняется принцип «один плюс три».

Замечания по поводу текста трейлера и синопсиса. Несмотря на неоднократное прямое использование мистических понятий (возможно, и по причине этого), они не дают нужного эффекта. Чересчур много «затертых», бесчисленное количество раз использованных слов, которые могут вызвать досаду и раздражение: «посвященная», «только ты можешь остановить их», «только она может закрыть портал навсегда». Есть слова и выражения, примитивные по своей сути: «равновесию придет конец», «я на твоей стороне», «темные силы крепнут».

Мистические мотивы (в частности, вербальные) используются в прямой, грубой, можно сказать, схематичной форме. Восприятие их неоднозначно (см. рис. 2) и делит аудиторию почти пополам. Определяющий фактор разделения пока неясен -возможно, это особенности художественного восприятия, опыт просмотра подобных фильмов (с аналогичными архетипическими мотивами). По крайней мере можно констатировать, что в определенной части зрительской аудитории просмотр трейлера к фильму вызывает злость, досаду, раздражение (базовая эмоция гнев), разочарование (базовая эмоция грусть).

Как видно, в обоих фильмах одно из ключевых позиций в оценке респондентами трейлера занимает безразличие. Оно в большой степени определяет выбор решения, касающегося просмотра фильма. Когда авторы попытались найти место этого явления в системе психологических категорий, то поначалу обратились к эмоциям. Однако в классических трудах по эмоциям это чувство не относится к базовым эмоциям (случаи, когда безразличие вместе с апатией оценивают как симптомы болезненного

состояния, не рассматриваются). В толковых и иных словарях слово «безразличие» определяется следующим образом.

Толковый словарь В.И. Даля: отсутствие отличительных свойств, однообразие, сходство, подобие, равенство как состояние. Безразличный, ничем не различаемый, неразличимый; безразличность (жен. безразличие) как свойство, качество.

Толковый словарь Д.Н. Ушакова: 1. Состояние полного равнодушия, незаинтересованности. Он выслушал приговор с видом совершенного безразличия. 2. Отсутствие различия, разницы между чем-нибудь (устар.).

Толковый словарь С.И. Ожегова: равнодушие, безучастное отношение к кому-либо, чему-либо, к окружающим.

Экономико-математический словарь: состояние, при котором одна альтернатива (благо, решение, проект и т.д.) не предпочитается другой (соответственно - другому благу, решению, проекту), но и последние не предпочитаются первым.

Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой: безучастное отношение к кому-либо или к чему-либо, равнодушие.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике: равнодушие, безучастное отношение к кому-либо или чему-либо.

Словарь терминов по психологическому консультированию: равнодушие, холодность человека к кому-либо или к чему-либо, характеризующаяся отсутствием у него интереса, положительных или отрицательных эмоциональных реакций на соответствующий объект.

Словарь синонимов: безучастие, хладнодушие, холодность, апатичность, апатия, нечувствительность, индифферентизм, безучастность, холод, безразличность, прострация, дофенизм, наплевательское отношение, презрение, бесчувственность, малочувствительно сть.

Итак, наиболее частое определение безразличия проводится через равнодушие, холодность (отсутствие всяких чувств, как положительных, так и отрицательных). С точки зрения авторов, заслуживают внимания определения безразличия как: а) состояния отсутствия заинтересованности и б) наплевательского отношения, презрения, которые соотносятся с результатами исследования [1].

Авторы предположили, что под безразличием респонденты зачастую понимают другие эмоции. Если обратиться к качественному анализу опорных слов, употребляемых зрителями при просмотре

трейлера, то окажется, что безразличие соотносится с опорными словами «бред», «кукольный фильм» (т.е. явно отрицательному переживанию соответствует эмоция «отсутствия переживаний). За опорными словами «красочно», «актриса хорошая», «смешной», «слишком сказочно» следует эмоция равнодушие (та же гамма переживаний, отраженная в опорных словах, но при выборе эмоций -равнодушие). Таким образом, безразличие берет на себя функцию регистрации нежелания респондента идти на фильм, выступает аналогом эмоционального отталкивания, сопротивления, негативизма (фактически индикатором отрицательных эмоций).

В любом случае употребление респондентами данного опорного слова сигнализирует о том, что они остались безучастны к происходящему на экране, т.е. последнее не заинтересовало их. Если трактовать их мотивы буквально, они не собираются принимать участия в дальнейшем просмотре самого фильма. Это подтверждается сопоставлением данных по числу выборов указанного слова, с одной стороны, и количества респондентов, изъявивших желание просмотра фильма «Темный мир: равновесие» - с другой (7 человек из 9, не желающих смотреть фильм, выбрали эмоцию безразличие).

Интересно также, что респонденты, выбирающие безразличие, указывают одновременно на ряд негативных эмоций, которые вызвал у них просмотр трейлера. Здесь имеются в виду в первую очередь досада, раздражение, недовольство, разочарование. Таким образом, можно предположить, что, выбирая безразличие, респонденты хотят подчеркнуть тем самым свое скорее негативное отношение к трейлеру, предваряя тем самым выбор решения не идти на просмотр фильма.

Заключение. Методика анализа архетипов фильма, использованная в настоящей статье, нуждается в доработке в направлении поиска критериев оценки художественности представленных архети-пических образов и мотивов. Проведение подобного анализа следует осуществлять параллельно с изучением эмоциональных оценок фильма зрителями. Тем не менее сопоставление результатов делает возможным коррекцию сценария на стадии трейлера с целью более точного учета ожиданий аудитории. Это касается прежде всего отечественных фильмов, поскольку здесь возможно сотрудничество аналитиков-психологов с создателями кинофильмов. Необходимо четко осознавать, что решение о том, стоит ли смотреть тот или иной фильм, зритель в большинстве случаев принимает именно после просмотра трейлера. Проводимые исследования, на взгляд авторов, позволят в большей степени учитывать ожидания зрителей и, соответственно, повысить качество отечественного кино.

Список литературы

1. Индик У. Психология для сценаристов. Построение конфликта в сюжете. М.: Альпина нон-фикшн, 2014, 348 с.

2. Ноакк Н.В., Неволин И.В. Развитие осознанности эмоциональной сферы молодежи при потреблении медиаконтента // Вестник Восточно-Сибирской академии образования. 2013. № 18. С. 36-39.

3. Ноакк Н.В., Неволин И.В., Татарников А.С. Методика прогнозирования выручки от проката кинофильмов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 48. С. 17-24.

4. Юнг К.-Г. Аналитическая психология (Тавис-токские лекции). СПб: ИД «Палантир», 1994, 136 с.

Social sphere

ANALYSIS OF FILM PRODUCTION ARCHETYPES AS A CONDITION OF FORECASTING ITS ECONOMIC SUCCESS

Nataliia V. NOAKK, Aleksandra N. ZNAMENSKAIA

Abstract

The article presents a methodology for analysis of movie content, built upon the K.G. Jung's theory of archetypes. The authors analyze trailers for domestic films, both in terms of availability of presence of

archetypes and in the respect of the spectator's fixation of their emotions.

Keywords: archetype, trailer, emotional state, perception of movie content

References

1. Indyk W. Psikhologiia dlia stsenaristov. Postro-enie konflikta v siuzhete [Psychology for screenwriters. Construction of the conflict in the story]. Moscow, Al'pina non-fikshn Publ., 2014, 348 p.

2. Noakk N.V., Nevolin I.V. Razvitie osoznan-nosti emotsional'noi sfery molodezhi pri potreblenii mediakontenta [Development of awareness of the emotional sphere of youth with the consumption of media content]. Vestnik Vostochno-Sibirskoi akademii obrazovaniia - Bulletin of East Siberian Academy of Education, 2013, no. 18, pp. 36-39.

3. Noakk N.V., Nevolin I.V., Tatarnikov A.S. Meto-dika prognozirovaniia vyruchki ot prokata kinofil'mov [The method of predicting revenue from movie rental]. Finansovaia analitika: problemy i resheniia - Finan-

cial analytics: science and experience, 2012, no. 48, pp.17-24.

4. Jung C.-G. Analiticheskaiapsikhologiia (Tavis-tokskie lektsii) [Analytical Psychology (Tavistock lectures)]. St. Petersburg, Palantir Publ., 1994, 136 p.

Nataliia V. NOAKK

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Central Economics and Mathematics Institute, Moscow, Russian Federation [email protected]

Aleksandra N. ZNAMENSKAIA

Timsoft Ltd., Kazan, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.