— уточнение резервов;
— проверка первичных документов;
— внесение исправлений в учёт.
Формы годового отчёта по УСН за 2015 г. уже известны, их 12. Сдавать годовой отчёт по УСН придётся по 7 старым формам и 5 новым.
Не изменятся формы для годового отчёта по УСН-2015:
1. Отчёт о среднесписочной численности.
2. 4-ФСС за 2015 г. (изменилась с расчёта за полугодие).
3. РСВ-1 за 2015 г. (изменилась с расчёта за полугодие).
4. Баланс за 2015 г.
5. Отчёт о финансовых результатах за 2015 г.
6. Декларация по транспортному налогу.
7. Декларация по налогу на имущество организаций.
Изменятся формы к годовому отчёту по УСН-2015:
1. Декларация по УСН.
2. Справки о невозможности удержать НДФЛ.
3. Справки 2-НДФЛ.
4. Декларации по ЕНВД за IV квартал.
5. Декларации по НДС за IV квартал [3].
Так, годовой отчёт по УСН в 2016 г. для всех
фирм включает в себя декларацию по УСН, баланс и отчёт о финансовых результатах. Предприниматели баланс и отчёт о финансовых результатах не сдают и не заполняют, это обязанность только юридических лиц.
Также при наличии имущества и земли компании сдают декларацию по налогу на имущество и декларацию по земельному налогу. А если у юрлица есть в собственности транспорт, то тогда нужно отчитаться и по транспортному налогу. Предприниматели все эти три отчёта за 2015 г. не сдают и не заполняют.
Кроме того, есть ещё один вид годовой отчётности. Это отчётность за работников в налоговую и фонды. В налоговую инспекцию за 2015 г. нужно сдать 2-НДФЛ, а в фонды — годовые расчёты 4-ФСС по взносам на социальное страхование и РСВ-1 по взносам на пенсионное страхование. Эти три формы годовой отчётности сдают и юридические лица, и ИП при наличии работников.
Если компания или ИП совмещают УСН и ЕНВД, то дополнительно в составе годового от-
чёта за 2015 г. сдаётся декларация по ЕНВД за IV квартал 2015 г.
Для удобства сроки сдачи годового отчёта за
2015 г. при УСН мы собрали в таблицу.
Мы составили точный и удобный календарь бухгалтера на 2016 г. Из него можно быстро узнать, какую отчётность необходимо сдавать при УСН в
2016 г., каковы сроки сдачи отчётности, а также в каком виде нужно сдавать отчётность — на бумаге или по Интернету.
В календарь бухгалтера на 2016 г. включён график сдачи отчётности в 2016 г. и вся годовая отчётность за 2015 г.
Также следует помнить: если налогоплательщик торгует в Москве, то должен уведомить ИФНС не позднее 5 рабочих дней с даты возникновения объекта обложения торговым сбором. Уведомление представляется по форме, которая утверждена ФНС. Непредставление уведомления наказывается штрафом 10% от доходов за период торговли без уведомления, но не менее 40000 руб. Кроме того, без уведомления торговый сбор нельзя поставить в вычет по налогу при УСН [4].
С 2016 г. вступят в силу глобальные изменения, к которым нужно быть готовым всем бухгалтерам. Поменяются сроки уплаты зарплатных налогов с отпускных и больничных. Вводится новая ежеквартальная отчётность по НДФЛ. Упрощенцы смогут открывать представительства и экономить на НДС. Лимит по основным средствам вырастет в 2,5 раза. А на объекте «доходы» можно будет применять пониженную ставку налога — 1% вместо 6%. Кроме того, изменения произойдут в учётной политике, в минимальном налоге при УСН и детских вычетах [5].
Литература
1. Сафина З.З. Изменение в бухгалтерском учёте во второй половине 2014 г. / З.З. Сафина, А.Р. Ахметова, Д.Г. Янтилина, Р.Ф. Сундукова // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-2 (46-2). С. 531-534.
2. Отчёт ру. [Электронный ресурс]. URL: http://www.26-2. ru/art/178629-godovaya-otchetnost-za-2016-god?from= contentblock_articles
3. Отчёт ру. [Электронный ресурс]. URL: http://www.26-2.ru/ news/174640-v-godovoy-otchet-po-usn-za-2015-god-voydut-7-staryh-form-otchetnosti-i-5-novyh?from=contentblock_news
4. Отчёт ру. [Электронный ресурс]. URL: http://www.26-2. ru/art/178588-sroki-sdachi-otchetnosti-v-2016-godu-pri-usn?from=contentblock_articles
5. Отчёт ру. [Электронный ресурс]. URL: http://e.262ru/ article.aspx?aid=423314&from=content_art&utm_medium= referer&utm_source=www.26-2.ru&utm_content=2&utm_ campaign=content_art_26-2.ru
Анализ элементов государственного регулирования уровня себестоимости мясного скотоводства в Республике Башкортостан
Г.Г. Ибатова, магистр, ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ мышленного комплекса России. Резкое сокраще-
ние поголовья крупного рогатого скота с начала Увеличение производства говядины является 1990-х гг. привело к уменьшению производства одной из наиболее актуальных проблем агропро- говядины по стране почти в 3 раза [1—3]. В сло-
жившихся условиях наиболее приемлемый путь наращивания производства говядины — это интенсификация её производства. Между тем в условиях рынка сокращение затрат труда и средств на производимую говядину и снижение её себестоимости приобретает первостепенное значение.
В последние 20 лет в России произошло существенное сокращение поголовья крупного рогатого скота [1]. Такая тенденция сохранилась и в Республике Башкортостан в хозяйствах региона всех категорий: с 2006 г. уменьшилось почти на 30% и к концу 2015 г. составило 685,3 тыс. гол. (рис.).
В период с 2011 по 2015 г. можно наблюдать одинаковый уровень поголовья крупного рогатого скота, в том числе и мясного.
Следует отметить, что в 2015 г. рост численности поголовья крупного рогатого скота наблюдался у
ГОДЫ
Рис. - Динамика поголовья крупного рогатого скота во всех хозяйствах Республики Башкортостан
сельскохозяйственных товаропроизводителей типа крестьянских (фермерских) хозяйств более чем на 125%. Такой рост можно объяснить активизацией с 2013 г. государственного регулирования мясного скотоводства через экономические механизмы. Особое внимание направлено на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств.
Однако выявленную тенденцию сложно назвать безусловно положительной, поскольку вклад крестьянских (фермерских) хозяйств в формирование поголовья скота в регионе незначителен: в среднем за 5 лет 6,8% от общей численности поголовья в хозяйствах республики всех типов (табл. 1). Вместе с тем можно отметить положительную динамику: доля крестьянских (фермерских) хозяйств в формировании поголовья крупного рогатого скота Республики Башкортостан с 2006 г. выросла почти на 5%.
Объём производства с 2010 г. (467,1 тыс. т) сократился на 18,6%, однако следует отметить, что сельскохозяйственные организации увеличили своё производство в 2015 г. на 31,6%. Положительная динамика показателей производства наблюдалась и в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Данные изменения можно объяснить сельскохозяйственными реформами, направленными на поддержку сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Снижение основных показателей состояния отрасли мясного скотоводства в республике обусловливает резкое падение рентабельности производства мяса крупного рогатого скота, что подтверждает динамика основных экономических показателей отрасли (табл. 3).
Изменения в экономике Российской Федерации привели к убыточности мясного скотоводства [4, 5]. Так, в 2010 г. уровень убыточности составил
1. Удельный вес различных категорий хозяйств в формировании поголовья КРС
Республики Башкортостан, %
Категория хозяйства Год
2006 2011 2012 2013 2014 2015
Все категории хозяйств 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Сельскохозяйственные организации 37,7 41 38,9 38 37,4 35,0
Личные подсобные хозяйства 58,4 53,5 54,8 54,5 54,9 56,2
Крестьянские (фермерские) хозяйства 3,9 5,5 6,3 7,5 7,7 8,8
Показатель Год Темп роста 2014 г. к 2010 г., %
2010 2011 2012 2013 2014
тыс. т в % к итогу тыс. т в % к итогу тыс. т в % к итогу тыс. т в % к итогу тыс. т в % к итогу
Все категории хозяйств 467,1 100,0 378,9 100,0 366,4 100,0 372,7 100,0 393,8 100,0 84,3
В т.ч.: сельскохозяйственные 112,8 24,15 111,5 29,46 115,2 31,45 126,1 33,84 148,5 37,71 131,7
организации
личные подсобные хозяйства 338,2 72,40 252,8 66,72 236,5 64,55 230,6 61,86 227,1 57,66 67,2
крестьянские (фермерские) 16,1 3,45 14,6 3,86 14,7 4,0 16,0 4,3 18,2 4,63 113,1
хозяйства
2. Динамика объёма и структура выращивания крупного рогатого скота в разрезе категорий хозяйств в Республике Башкортостан
23,1%. В 2011—2012 гг. наметилось снижение убытка от реализованной продукции. В 2013 и 2014 гг. развивалась обратная тенденция: по сравнению с 2010 г. отмечено увеличение на 3855,72 и 3873,13 млн руб. соответственно. По таблице 3 видно, что основные причины сложившейся ситуации заключались в непропорциональном соотношении себестоимости продукции и цены её реализации: в течение 5 лет уровень себестоимости был значительно выше цены реализации.
Одним из главных показателей, определяющих уровень рентабельности производства продукции мясного скотоводства, является себестоимость продукции. Именно в отношении себестоимости продукции необходимо осуществлять мероприятия с целью снижения её уровня, при неизменности других показателей деятельности (выручка от реализации, объём реализации и др.).
Государственное регулирование является одним из инструментов целенаправленного воздействия на себестоимость. Необходимо отметить, что на восстановление любого направления животноводческой отрасли сельского хозяйства требуется много средств и времени [4—7]. Поэтому без государственной поддержки региональных сельскохозяйственных товаропроизводителей продукции мясного скотоводства добиться устойчивого развития отрасли в современных условиях невозможно. Так, в 2013 г. была утверждена ведомственная целевая программа «Развитие мясного скотоводства и интенсификация производства говядины».
Государство предоставляет субсидии в целях оказания финансовой поддержки сельскохо-
зяйственных товаропроизводителей по ставкам, утверждённым приказом Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, на компенсацию части затрат и в размере, не превышающем 90% фактических затрат (с учётом финансирования за счёт субсидий, поступивших из федерального бюджета, и за счёт предусмотренных на эти цели средств бюджета Республики Башкортостан), по следующим направлениям:
а) содержание неплеменного маточного поголовья по системе «корова — телёнок»;
б) приобретение товарного помесного и мясного скота для создания мясных стад;
в) технологическая модернизация мясных ре-продукторных ферм. Субсидии предоставляются на приобретение оборудования для откормочных площадок, мясных репродукторных ферм по ставкам до 50% от стоимости оборудования без НДС и транспортных расходов по перечню, утверждённому приказом Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан [8];
г) создание и технологическая модернизация откормочных предприятий.
Описанный механизм финансирования мероприятий по развитию скотоводства мясного направления в регионе позволит сократить себестоимость продукции и преодолеть убыточность отрасли.
Программа «Развитие мясного скотоводства и интенсификация производства говядины» оказала влияние на рентабельность производства продукции мясного скотоводства (табл. 4).
Как видно по таблице 4, средства целевого финансирования позволили сократить полную себестоимость продукции, произведённой сель-
3. Экономическая эффективность реализации продукции мясного скотоводства в сельскохозяйственных организациях Республики Башкортостан
Показатель Год 2014 г. в % к 2010 г.
2010 2011 2012 2013 2014
Выручка от реализации, млн руб. 11979,36 14115,9 13651,2 11361,61 14850 124,0
Цена реализации 1 ц, руб. 10620 1266 11850 9010 10000 94,2
Себестоимость 1 ц, руб. 12030 14560 14800 14915 15026 124,9
Полная себестоимость реализованной 15569,84 16234,4 17049,6 18807,81 22313,61 143,3
продукции, млн руб.
Убыток от реализации, млн руб. 3590,48 2118,5 3398,4 7446,2 7463,61 207,9
Убыточность реализованной продукции,% 23,1 13,0 19,9 39,6 33,4
Год
Показатель 2012 2013 2014
с учётом субсидий без субсидий с учётом субсидий без субсидий с учётом субсидий без субсидий
Выручка от реализации, млн руб. Полная себестоимость 13651,2 17049,6 13651,2 17049,6 11361,61 18807,81 11361,61 20180,78 14850 22313,61 14850 24433,40
реализованной продукции, млн руб. Убыток от реализации, млн руб. Убыточность реализованной 3398,4 19,9 3398,4 19,9 7446,2 39,6 8819,17 43,7 7463,61 33,4 9583,4 39,2
продукции, %
4. Сравнительная эффективность реализации мяса крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях Республики Башкортостан [9]
скохозяйственными организациями Республики Башкортостан. Это в свою очередь способствовало сокращению показателя убыточности в 2013 г. на 4,1 п.п., в 2014 на 5,8 п.п. Конечно, это снижение нельзя назвать значительным, поскольку убыточность не сменилась рентабельностью. Однако сделаны первые шаги по преодолению убыточности продукции мясного скотоводства.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что весь комплекс мер воздействия со стороны государства на систему экономических отношений в мясном скотоводстве играет немаловажную роль в развитии отрасли. Разработанные механизмы субсидирования позволяют сокращать себестоимость производимой продукции, уровень который определяет величину финансового результата и рентабельности всего производства.
Литература
1. Даутова Г.М., Сафина З.З. Особенности бухгалтерского учёта в крестьянских (фермерских) хозяйствах // Бухгалтерский
учёт, анализ и аудит итоги студенческой научной сессии. Уфа: Башкирский ГАУ, 2015. С. 108-112.
2. Ибатова Г.Г., Лукманов Д.Д. Динамика развития мясной промышленности в Республике Башкортостан // Материалы VI регион. науч.-практич. студенч. конф. Уфа, 2015. С. 52-54.
3. Овезов Д.М., Сафина З.З. Бухгалтерский и управленческий учёт оборотных активов в ФГУП УЧХОЗ «Миловское» БГАУ // Проблемы социально-экономического развития регионов: сб. статей Междунар. науч.-практич. конф. Уфа: Аэтерна, 2015. С. 48-50.
4. Солодовникова А.М. Анализ элементов государственного регулирования уровня себестоимости продукции мясного скотоводства // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2013. № 2. С. 62-65.
5. Шайнурова З.М., Сафина З.З., Насырова А.Д. Учётная политика 2014 год // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2014. № 1 (29). С. 141-144.
7. Юмагужина А.Ф., Лукманов Д.Д. Импортозамещение мёда на агропродовольственном рынке // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2015. № 3 (35). С. 146-148.
8. Развитие мясного скотоводства и интенсификация производства говядины в Республике Башкортостан на 2013-2015 годы. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 августа 2013 № 393. [Электронный ресурс]. URL: http://resbash.ru/pdf/2013/12/RB-13-12-10.pdf.
9. Республика Башкортостан в цифрах. Комплексный сборник. Уфа, 2015. Ч. 2. 232 с.