Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОДУКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АНАЛИЗ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОДУКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПАО "ОБЪЕДИНЕННАЯ АВИАСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ" / АО "ВЕРТОЛЁТЫ РОССИИ" / SUKHOI SUPERJET 100

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бударина Н. А., Жракова Д. И.

Для расширения международных связей и обеспечения конкурентоспособности страны на мировых рынках необходимо развить экспортный потенциал государства. Как показывают статистические данные, экспорт продукции гражданского назначения авиационной промышленности практически не осуществляется. Низкие показатели экспорта авиационной продукции России обуславливаются рядом проблем, которые определены в данной статье. В связи с выявленными проблемами появляется необходимость проанализировать экспортный потенциал продукции рассматриваемой отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EXPORT POTENTIAL OF CIVIL PURPOSE PRODUCTS OF THE AIRCRAFT INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION

To expand international relations and ensure the country's competitiveness in world markets, it is necessary to develop the export potential of the state. As statistics show, there is practically no export of civilian products from the aviation industry. The low export rates of Russian aviation products are caused by a number of problems that are identified in this article. In connection with the identified problems, it becomes necessary to analyze the export potential of the products of the industry in question.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОДУКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

БИТ 2021 Том 5 № 2 (18) УДК 339.137.44

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

АНАЛИЗ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОДУКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бударина Н.А., Жракова Д.И.

Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия»

ANALYSIS OF THE EXPORT POTENTIAL OF CIVIL PURPOSE PRODUCTS OF THE AIRCRAFT INDUSTRY OF THE RUSSIAN

FEDERATION

Budarina N.A., Zhrakova D.I.

Russian Customs Academy

Аннотация

Для расширения международных связей и обеспечения конкурентоспособности страны на мировых рынках необходимо развить экспортный потенциал государства. Как показывают статистические данные, экспорт продукции гражданского назначения авиационной промышленности практически не осуществляется.

Низкие показатели экспорта авиационной продукции России обуславливаются рядом проблем, которые определены в данной статье. В связи с выявленными проблемами появляется необходимость проанализировать экспортный потенциал продукции рассматриваемой отрасли.

Ключевые слова: Экспортный потенциал, авиационная промышленность, ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», АО «Вертолёты России», Sukhoi Superjet 100.

Abstract

To expand international relations and ensure the country's competitiveness in world markets, it is necessary to develop the export potential of the state. As statistics show, there is practically no export of civilian products from the aviation industry.

The low export rates of Russian aviation products are caused by a number of problems that are identified in this article. In connection with the identified problems, it becomes necessary to analyze the export potential of the products of the industry in question.

Keywords: Export potential, aviation industry, JSC «United Aviation Corporation», JSC «Russian Helicopters», Sukhoi Superjet 100.

Введение. Поддержка экспорта несырьевой продукции является актуальным и значимым вопросом для России, поскольку сырьевая ориентация экспорта не способствует экономическому росту страны, тормозит процессы модернизации промышленности и не обеспечивает страну должной конкурентоспособностью на мировых рынках. Так, поддержка несырьевого экспорта необходима для повышения уровня диверсификации экспорта России, для усиления конкурентоспособности и обеспечения недискриминационного доступа продукции на зарубежные рынки.

Информационную базу исследования составили такие документы, как Указ президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также государственные программы и национальные проекты, такие

как «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.»; «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 -2010 гг.»; «Развитие внешнеэкономической деятельности»; «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»; «Международная кооперация и экспорт в промышленности».

Целью данного исследования является выявление проблем авиационной отрасли Российской Федерация и определение мер государственной поддержки на основе анализа экспортного потенциала данной отрасли

Основные результаты исследования. В настоящее время продукция авиационной промышленности имеет наиболее общеэкономическое значение для государств, а авиационная промышленность в целом -это перспективное направление развития

экономики развитых стран. Поэтому дальнейший анализ мер государственной поддержки экспорта будет основываться на поддержке продукции авиационной промышленности. Это связано с тем, что на сегодняшний день процессы глобализации, затронувшие международную торговлю, способствовали активному и бесперебойному перемещению товаров, услуг и ресурсов, что стало основой для развития транспортного комплекса.

Транспортный комплекс для любой страны - это важный элемент национальной экономики, который способствует совершению межрегиональных связей и появлению новых внешних отношений без существенных затрат, с повышенной эффективностью и безопасностью.

Эффективность экономического развития России во многом зависит именно от транспортного комплекса, поскольку транспортная инфраструктура вносит существенный вклад в ВВП государства.

На сегодняшний день авиационная промышленность РФ является одной из передовых отраслей, которые создают высокотехнологичную продукцию по мировым стандартам для международных рынков. Так, одной из приоритетных целей РФ является построение в стране инновационной экономики, что основывается на внедрении механизмов государственно-частного партнёрства, механизмов защиты национальных интересов на международной арене от внешних угроз, повышение числа прямых государственных инвестиций в экономику, в частности, в рассматриваемую авиационную отрасль.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что компаниям недостаточно производить качественную продукцию, необходимо обладать следующими характеристиками: иметь безупречную репутацию поставщика, являться финансово устойчивой, иметь производственные мощности лучше, чем у конкурентов, а также корпоративную прозрачность. То есть в современных условиях конкуренция возникает не среди продуктов, а среди компаний.

Как показывают статистические данные, экспорт продукции гражданского назначения авиационной промышленности практически не осуществляется. Так, в 2019 году на экспорт были представлены 11 самолётов гражданского назначения (преимущественно SSJ100) и 6 вертолётов гражданского назначения (3 Ми-8, Ми-17, 2 Ка-

32А11ВС, 1 Ми-26ТС). Экспорт комплектующих, которые не поставляются в составе воздушного судна, минимальный и не учитывается в официальной статистике Роса-виации и Минпромторга РФ [4].

В связи с низкими статистическими показателями появляется необходимость проанализировать экспортный потенциал продукции рассматриваемой отрасли.

На уровне отрасли экспортный потенциал представляет собой способность предприятий отрасли экспортировать конкурентоспособную продукцию на мировой рынок. В частности, на формирование экспортного потенциала отрасли влияют как внешние, так и внутренние факторы [3].

Перейдём к анализу экспортного потенциала продукции гражданского назначения, который на сегодняшний день представлен ключевыми экспортёрами, деятельность которых направлена на развитие потенциала авиационной отрасли.

Так, в самолётостроительной отрасли ключевыми экспортёрами являются ПАО «ОАК», в вертолётостроении - АО «Вертолёты России».

Серийные поставки на экспорт гражданской продукции самолётостроительной отрасли осуществляются за счёт Sukhoi Superjet 100. В 2016 году был собран 100-ый экземпляр данной модели, а благодаря государственной поддержки в период с 2013 года по 2019 год на экспорт было поставлено 39 самолётов SSJ100 [4]. С целью поддержания экспорта данной продукции осуществляется широкий перечень мер государственной поддержки, направленной на [1]:

- структурирование финансовых условий экспортной сделки;

- обеспечение запасными частями эксплуатирующих лиц;

- обучение персонала;

- обеспечение эффективного развития системы послепродажного обслуживания.

Экспорт другой продукции этой отрасли, представленной такими самолётами, как Ил-96-300, Ил-114-300, носит единичный характер и по состоянию на 2019 год прекратился. Так, планируются серийные поставки самолёта Ил-114-300 до 2023 года, и самолёта МС-21 до 2025 года (таблица 1).

Согласно данным таблицы 1 [2] , серийное производство самолёта МС-21 было запланировано на 2017 год, но в связи с санкциями было перенесено на 2018 год, на

БИТ 2021 Том 5 № 2 (18)

2021 год и по последней информации перенесён до 2025 года. Также не оправдали себя серийные поставки самолёта Ту-204. По словам экспертов, данное обстоятельство является естественной сменой поколений: по современным меркам самолёт обладает неэкономичным двигателем (рост цен на авиационный керосин), дефицит запасных частей, а также малая тяговооружён-ность. Решающим фактором послужило вступление России в ВТО. Так, недостаточное качество и высокая цена самолёта не позволило Ту-204 конкурировать на зарубежном авиационном рынке.

По данным 2020 года эксплуатация самолёта не приостановлено, и на сегодняшний день Ту-204 продолжает летать в качестве грузовика «Почты России» [5].

Также не оправдала себя динамика поставок самолёта Ssj100. На отрицательную динамику данной модели влияют такие факторы, как: недостаточный уровень компетенций по части организации деятельности на мировых рынках, отсутствие эффективной системы поставщиков, ограничения отечественных производителей по части получения европейских и американских сертификатов, низкая компетенция по части послепродажного обслуживания, высокая стоимость финансовых ресурсов, необходимых для экспортных сделок.

Перейдём к анализу экспортного потенциала гражданской продукции отрасли вер-толётостроения.

Серийные поставки на экспорт гражданской продукции отрасли вертолётостро-ения осуществляются за счёт вертолётов Ми-17, Ка-32 и их модификациями. В перспективе рассматриваются поставки на экспорт таких продуктов, как «Ансат», Ка-226Т, Ка-62, Ми-171А2 и Ми-38 [5]. Конкурентоспособность первых двух перспективных

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

вертолётов ограничена отсутствием сертификатов Европейского агентства авиационной безопасности и Федерального управления гражданской авиацией США, однако преимуществом данных моделей является цена, которая может стать существенным фактором для эффективного продвижения на зарубежных рынках.

Легендарный российский вертолёт Ми -8 изготавливается на Улан-Удэнском авиационном заводе и Казанском вертолетном заводе Корпорации «Вертолеты России». В 2014 году было изготовлено более 12 000 вертолётов данной модели, что стало ре-

кордным показателем во всём мире. Они были поставлены в более ста стран по всему миру. Так, плюсом Ми-8 является цена, высокая степень лояльности эксплуатирующих продукт, однако для экспорта в страны, где российские вертолёты малоизвестны (например, США, Западная Европа) потребуется модифицировать систему эксплуатации и сформировать конкурентоспособный финансовый пакет для заказчиков.

В целом проблема серийной поставки на экспорт вертолётов заключается в отсутствии сертификатов Европейского агентства авиационной безопасности и Федерального управления гражданской авиацией США.

Серийная поставка продукции отрасли двигателестроения, приборостроения и аг-регатостроения осуществляется, в основном, в составе воздушных судов или с целью обеспечения поддержания лётной годности воздушного судна. Так, среди зарубежных производителей комплектующих сложились крепкие кооперационные связи, которые являются преградой для входа на рынок новых игроков.

Производство гражданских авиационных двигателей в России находится на

Таблица 1

Динамика поставки гражданских самолётов на внешние рынки за период 2008-2019 гг., ед.

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

МС-21 Первый полёт МС-21 совершён 28 мая 2017 года - - -

Белой - - - 1 3 14 9 5 11 2 7 3

Ту - 204 1 1 - - - - - - - - - -

Итого 1 1 - 1 3 14 9 5 11 2 7 3

этапе формирования, и они устанавливаются только на воздушные судна российского производства. Зарубежные производители (например, Pratt & Whitney), в свою очередь, активно нарабатывают репутацию и опыт в программах не только отечественных, но и иностранных производителях воздушных судов.

На сегодняшний день можно выделить следующие причины, которые препятствуют продвижению на зарубежные рынки авиационной продукции отрасли агрегато-строения, приборостроения и двигателе-строения:

- отсутствие компетенций в области разработок по стандартам проектирования, необходимые для зарубежных заказчиков, а также отсутствие глобальной системы технического сервиса производимых комплектующих;

- несоответствие отечественных площадок требованиям иностранных заказчиков в части стандартов производства и качества производимой продукции;

- отсутствие узнаваемого на зарубежных рынках бренда.

Несмотря на существенные проблемы, связанные с реализацией продукции отраслей двигателе - приборо - агрегатострое-ния, российские компании удерживают лидирующие позиции по объёмам поставок авиационных материалов и полуфабрикатов.

Так, ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» покрывает около 35% нужд компании Boeing, 60% - Airbus, 100% - Embraer в изделиях из титана. ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод» занимается выпуском полуфабрикатов из алюминиевых сплавов, и поставляет свою продукцию производителям финальной авиационной продукции и поставщикам, так как Airbus, Boeing, Bombardier.

Также очень активно создаются совместные предприятия с участием российских компаний, осуществляющих производство авиационных комплектующих. Например, ЗАО «Хамильтон Стандард-Наука», созданное российской компанией АО «НПО «Наука» и американской компанией «Collins Aerospace» реализуют теплообменники, использующиеся в самолётах Airbus, Boeing, Bombardier и Embraer.

Если провести анализ географии возможного развития экспортных поставок авиационной продукции гражданского назначения, то наибольший спрос зафиксирован на рынках с наибольшим объёмом перевозок, что характерно для стран с высокой плотностью населения и доходов. Так, следует выделить Северную Америку и государства Европейского Союза, а также активно развиваются рынки АТР.

Однако в США и ЕС создан собственный мощный комплекс авиации, который доминирует не только на внутреннем рынке, но и на мировом рынке авиации соответственно. Китай, занимающий лидирующие позиции в данном сегменте среди государств АТР, также сосредоточен на развитие отечественного авиастроения. Таким образом, приоритетной задачей как США, так и Китая является удовлетворение спроса на внутреннем рынке, опираясь на собственное производство. Это затрудняет проникновение российской продукции на рынки данных государств.

Рынки Ближнего Востока, СНГ, Африки и Индии не могут рассматриваться как приоритетные, поскольку у них отсутствует потенциальный спрос на авиатехнику. Для проведения экспансии следует рассматривать рынки стран Латинской Америки, ряда стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а именно: Индонезия, Республика Корея, Австралия, Пакистан, Таиланд, Малайзия, Филиппины, Вьетнам, Сингапур, Мьянма, Камбоджа, Бруней.

В 2019 году основными торговыми партнёрами России стали Германия, Узбекистан, Китай, Ирландия, Испания и ОАЭ [2].

Таким образом, на сегодняшний день Россия практически не поставляет на мировой рынок авиационную продукцию гражданского назначения. В экспорте отрасли самолётостроения преимущественно представлен самолёт SSJ100, откладываются серийные поставки МС-21 до 2025 года. В экспорте отрасли вертолётостроения представлены вертолёты Ми-17, Ка-32 и их модификации, а серийная поставка продукции отрасли двигателестроения, приборостроения и агрегатостроения на зарубежные рынки не осуществляется.

Список литературы

1. Проект Федерального закона «О поддержке экспорта» (подготовлен Минэкономразвития России в 2015 г) // СПС КонсультантПлюс

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

2. Национальный авиационный журнал «Крылья Родины», №1-2, 2020

3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М.

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: rosstat.gov.ru/about

5. Официальный сайт ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация». URL:

uacrussia.ru/ru/.

Поступила в редакцию 30.03.2021

Сведения об авторах:

Бударина Наталья Александровна - профессор кафедры международных экономических отношений Российской таможенной академии, доктор экономических наук, доцент, e-mail: [email protected].

Жракова Дарья Игоревна - магистрант кафедры международных экономических отношений экономического факультета Российской таможенной академии, e-mail: [email protected].

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.