Секция «АКТУАЛЬНЬШ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОСМОСА И КОСМОНАВТИКИ»
УДК 338.222:629.73
ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В АВИАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ
И.И. Галабурдин, С.П. Дуреев
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Раскрывается политика импортозамещения в авиационной промышленности, направленная на организацию производства собственного самолётостроения, авиационных агрегатов, узлов и приборов.
Ключевые слова: политические отношения, политика импортозамещения, политическое решение, самолётостроение, университетская наука.
POLICY OF IMPORT SUBSTITUTION IN THE AVIATION INDUSTRY
O.Galaburdin, S.P. Dureev
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
Exports import substitution policy in the aviation industry, aimed at organizing the production of its own aircraft, aircraft units, components and instruments.
Keywords: political relations, import substitution policy, political decisions, aircraft industry, university science.
Обострение политических отношений во внешней политике России в последние годы непосредственно связано с присоединением Крыма в начале марта 2014 года. В отношении российских компаний начались вводиться экономические санкции - внешнеторговые ограничения со стороны западных стран, в частности со стороны США, Канады, стран Европейского союза и др. Перманентность экономических санкций заметно пошатнула экономические взаимоотношения, в том числе и в области самолётостроения. Подобные шаги со стороны стран Запада направлены на ограничение поставок импортных компонентов для гражданского авиастроения [1]. К настоящему времени такие санкции уже ввелись против ПАО «Корпорация Иркут», которая занимается производством военных самолётов Су-30 и Як-130, компонентов для гражданского самолёта А-320. Также эта корпорация занимается разработкой гражданского самолёта МС-21. Кроме того под санкции попала компания «Сухой КнААЗ им. Ю.А.Гагарина», которая занимается производством гражданского SSJ100, и АО «Уральский завод гражданской авиации», которое занимается выпуском компонентов авиадвигателей и ремонтом самолётной и вертолётной техники [2].
Перед РФ встала задача о развитии и укреплении собственной авиационной отрасли, дабы избежать давления со стороны государств, наложивших экономические санкции. Большинство самолётов в крупнейших авиакомпаниях России, таких как «Аэрофлот», «Россия» и «Уральские авиалинии», являются иностранного производства - в основном это разновидности «Airbus»(214 самолётов) и «Boeing»(99 самолётов). Из парка отечественных самолётов используются «Sukhoi SuperJet»(50 самолётов), которые эксплуатируются компанией «Аэрофлот» [3-5].
Важным политическим решением данной проблемы является Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 303 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»». Целью этой программы
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2019. Том 3
является создание высоконкурентной авиационной промышленности и закрепление её позиций на мировом рынке в качестве ведущего производителя по объёмам выпуска авиационной техники, в том числе по производству воздушных судов и их комплектующих. В связи с этим перед предприятиями отечественного самолётостроения были поставлены следующие задачи: содействие разработке и продвижению отечественного самолетостроения, вертолётостроения, авиационного двигателестроения, авиационных агрегатов и приборов; содействие формированию непрерывно обновляемого опережающего научно-технического задела; реализация дополнительных мер поддержки авиационной промышленности, направленных на комплексное развитие отрасли [6].
Следует отметить, что, начиная с 2015 года, наблюдается заметное развитие в авиационной отрасли. Вот несколько примеров. В ноябре 2015 года - процесса замещения импортных товаров и услуг товарами и услугами отечественного производства, был запущен проект производства отечественных региональных самолётов Ил-114-300 на базе Ил-114, первый полёт которого предполагается уже в 2020 году. По предварительным расчётам данный проект позволит сэкономить до $5 млрд. на импортных поставках аналогичной техники [7].
Более того, в реализации политики импортозамещения есть конкретные результаты. Например, в Объединенной двигателестроительной корпорации «ОДК» холдинга «Ростех» на фоне западных санкций в рамках политики импортозамещения разработали для новейшего вертолёта Ми-38 совершенно новый вертолётный двигатель: «Для новейшего вертолета Ми-38 разработан и сертифицирован новый отечественный двигатель ТВ7-117В, заместивший канадский двигатель PW127T/S» [8].
28 мая 2017 года впервые поднялся в небо МС-21 - отечественный самолёт, который находится в той же категории, что и семейство самолётов А-320/А-321 и Boeing 737, но начало полномасштабного серийного производства пока так и не началось. Это связано с тем, что большинство узлов и агрегатов, установленные на модель МС-21, иностранного производства. Но уже в октябре 2018 года двигатель ПД-14, специально разрабатанный для самолёта МС-21, получил сертификат, позволяющий рассматривать его как силовую установку и для других отечественных самолётов. Данная разработка направлена на реализацию политики импортозамещения двигателей иностранного производства «Pratt Whitney». Лётные испытания МС-21 с двигателем ПД-14 предполагается провести во втором полугодии 2019 года [9].
Несмотря на значительный рост авиационной промышленности, политика импортозамещения всё же сталкивается с одной явной проблемой - это техническое отставание в области развития гражданской авиации. Значительную долю авиационного парка российских авиакомпаний на 2019 год составляет самолёты иностранного производства. К тому же, самолёты отечественного производства, такие как SSJ100 и МС-21, оборудованы иностранными деталями [10]. Данное обстоятельство указывает на отсутствие возможности у российских предприятий авиационной промышленности эффективно противодействовать экономическим санкциям, вводимым со стороны Запада.
Для решения данной проблемы мы предлагаем активнее использовать университетскую науку с её огромным творческим потенциалом. Государственная поддержка университетской науки позволит ускорить процесс реализации политики импортозамещения авиационных деталей, узлов и агрегатов. Студенческие проекты в области развития отечественного самолётостроения будут способствовать скорейшему формированию и укреплению авиационной промышленности.
Таким образом, политика импортозамещения в области авиастроения в России за последние годы шагнула далеко вперёд. В основном это благодаря ряду санкций со стороны Запада, т. к. именно после их введения отрасль начала развиваться активно - сначала в ряде политических решений, а затем и на практике, когда отечественные разработки шаг за шагом становились реальностью, вытесняя западные образцы авиационных агрегатов, узлов и приборов. Однако ввиду наличия технического отставания от иностранных коллег в РФ стоит больше уделять внимания университетской науке, где формируется значительный инженерно-технический потенциал, который необходимо активно привлекать в реализации политики импортозамещения.
Секция «АКТУЛЛЬНЬШ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОСМОСА И КОСМОНАВТИКИ»
Библиографические ссылки
1. Критская С.С., Клочков В.В, «Анализ перспектив развития авиационной промышленности с учётом угрозы введения санкций против Российской экономики» [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-perspektiv-razvitiya-aviatsionnoy-promyshlennosti-s-uchetom-ugrozy-vvedeniya-sanktsiy-protiv-rossiyskoy-ekonomiki (дата обращения:25.03.2019)
2. Санкционные списки против российских граждан и компаний [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20140718/1016514535.html (дата обращения:24.03.2019)
3. Сайт авиакомпании «Аэрофлот» [Электронный ресурс]. URL: https://www.aeroflot.ru/ru-ru/flight/plane_park (дата обращения:20.03.2019)
4. Сайт авиакомпании «Россия» [Электронный ресурс]. URL: https://www.rossiya-airlines.com/ about/about_us/fleet/aircraft/ (дата обращения:20.03.2019)
5. Сайт авиакомпании «Уральские авиалинии» [Электронный ресурс]. URL: https://www. uralairlines.ru/passengers-info/about/fleet/ (дата обращения:20.03.2019)
6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 303 (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_162188/ (дата обращения: 23.03.2019)
7. Для региональной авиации России разработают самолет на базе Ил-114 [Электронный ресурс]. URL: http://importozamechenie.ru/dlya-regionalnoj-aviacii-rossii-razrabotayut-samolet-na-baze-il-114/#more-2078 (дата обращения: 20.03.2019)
8. Интервью Владимира Артякова [Электронный ресурс]. URL:https://rostec.defence.ru/article/vladimir-artyakov-dvigatel-dlya-pak-fa-poyavitsya-v-oktyabre/ (дата обращения: 21.03.2019)
9. Авиация России: итоги 2018, планы на 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://aviation21.ru/aviaciya-rossii-itogi-2018-plany-na-2019/ (дата обращения: 21.03.2019)
10. Минпромторг планирует заказать разработку полностью российского SSJ-100 [Электронный ресурс]. URL:https://www.newsru.com/russia/11mar2019/superjet.html (дата обращения: 23.03.2019)
© Галабурдин И.И., Дуреев С.П., 2019