УДК 332
РО! 10.23672Я5463-7918-5538^
Митанова Александра Ивановна
магистр,
кафедра экономики промышленности:
учета, анализа и аудита,
Институт инженерной экономики
и гуманитарных наук
Московский авиационный институт
(Национальный
исследовательский университет) [email protected]
Суркова Екатерина Валерьевна
кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики
промышленности: учета, анализа и аудита,
Институт инженерной экономики
и гуманитарных наук
Московский авиационный институт
(национальный
исследовательский университет) [email protected]
Alexandra I. Mitanova
Master,
Department of Industrial Economics: Accounting, Analysis and Audit, Institute of Engineering Economics and the Humanities Moscow Aviation Institute (National Research University) [email protected]
Ekaterina V. Surkova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Economics industry: accounting, analysis and auditing, Institute of Engineering Economics and Humanities Moscow Aviation Institute (National Research University) [email protected]
Теоретические основы
импортозамещения на предприятиях авиационной промышленности
Theoretical bases
of import substitution in the aircraft industry
Аннотация. Активное развитие технологий в условиях нестабильной геополитической ситуации демонстрирует, что экономика одной страны в той или иной степени связана с экономиками других стран. В статье рассматриваются теоретические основы им-портозамещения на предприятиях авиационной промышленности. Исследуются предпосылки и особенности развития импортозамещения в России. Авторами представлена систематизированная информация за период 2014-2020 гг. о результатах реализации программы импортозамещения на отечественных предприятиях авиационной отрасли.
Ключевые слова: программа импортозамещения, авиационная промышленность, импорт, экспорт, развитие, предприятия, теория.
Annotation. The active development of technology in an unstable geopolitical situation demonstrates that the economy of one country is to some extent connected with the economies of other countries. The article examines the theoretical foundations of import substitution at the enterprises of the aviation industry. The prerequisites and features of the development of import substitution in Russia are investigated. The authors provide systematized information for the period 20142020. on the results of the implementation of the import substitution program at domestic enterprises of the aviation industry.
Keywords: import substitution program, aviation industry, import, export, development, enterprises, theory.
Активное развитие технологий в условиях нестабильной геополитической ситуации демонстрирует, что экономика одной страны в той или иной степени связана с экономиками других стран. Это выражается и в экспортно-импортных отношениях, которые также могут быть использованы против какой-либо страны. Эту особенность важно учитывать, если экономика государства зависит от импортных поставок, особенно - комплектующих частей и сырья.
По этой причине каждое государство стремится к одной цели - обеспечить свою экономическую
независимость. Тем самым, государство гарантирует себе как политическую независимость, так и самостоятельность. Для достижения этой цели правительству страны необходимо решать огромное количество задач - развитие собственного производства, налаживание и укрепление производственных связей и повышением качества отечественной продукции. Это дает возможность снизить зависимость от поставок продукции и сырья извне.
Впервые понятие «импортозамещение» возникло в Организации Объединенных Наций (ООН) в
1960-е гг. для обозначения имеющихся проблем в бывших колониях с монокультурной экономикой. В этих странах практически все необходимые для хозяйственной и экономической деятельности товары импортировались [1].
Однако еще в XIX веке немецкий ученый Фридрих Лист [2] уделял особое внимание взаимосвязи между экономическим ростом государства и необходимостью создания внутренней производственной базы для полноценного обеспечения нужд собственного рынка. Согласно его утверждениям, экономика отдельных стран развивается по своим законам, и потому у каждого государства имеется особенная «национальная экономия», задача которой заключается в создании наиболее благоприятных условий для развития производительных сил в данной стране [3].
В исследованиях зарубежных экономистов термин «импортозамещение» рассматривается в контексте создания и развития промышленности. Основываясь на исследованиях профессора экономики Гарвардского университета Альберта Хиршмана [4], Стефан Нойман постулирует, что предпосылками данного типа индустриализации являются неустойчивость платежного баланса, войны, рост внутреннего рынка и специальная политика, направленная на развитие. Нойман С. видит такую индустриализацию, как «внутриориен-тированную государственную стратегию экономического развития» [3].
Франклин Ману в статье «Замещение импорта или поддержка экспорта: вечная дилемма для развивающихся стран?» противопоставляет замещение импорта как «естественный» процесс и как объект государственной политики. Естественное замещение импорта, по его словам, имеет место тогда, когда «товары, которые ранее импортировались из-за того, что внутренний спрос был слишком мал, чтобы обеспечить конкурентоспособное производство внутри страны, постепенно заменяются или дополняются товарами местного производства» [5].
Многие исследователи разделяют мнение, что импортозамещение является особым типом экономической стратегии и промышленной политики государства, направленным на защиту национального производителя путем замещения импортируемой промышленной продукции товарами отечественного производства [1].
В России импортозамещение началось после кризиса 1998 года. До этого в 1990-е годы, на фоне либеральных реформ и разрыва производственных связей, которые существовали на тот момент в СССР, произошло двукратное падение промышленного производства в Российской Федерации. Однако резкое ослабление курса рубля в 1998 году благоприятно повлияло на рост внутреннего спроса в стране, а благодаря общей нормализации экономической политики, внутренним производителям удалось существенно нарастить собственное производство. В 2000-е гг. импортозамещение поддерживалось за счет масштабной государственной поддержки ключевых отраслей экономики страны. В этот период и были созданы
новые крупные госкомпании, которые объединили значительную долю предприятий в соответствующих областях. К таким корпорациям относятся:
1. Ростех (оборонка и машиностроение).
2. Росатом (атомные технологии и энергетика).
3. ОАК (Объединённая авиастроительная корпорация).
Роснано (нанотехнологии).
Государство обеспечило данным корпорациям базовый портфель заказов и кредитную поддержку, а прибыль от более успешных предприятий была перенаправлена на модернизацию отстающих предприятий и создание новых организаций.
Очень остро вопрос импортозамещения в России встал в 2014 году, на фоне украинского кризиса и антироссийских санкций, введённых после присоединения Крыма к России. Санкционные ограничения западных стран привели к рассмотрению импортозамещения как одного из приоритетных направлений развития экономики страны, был объявлен курс на импортозамещение, предполагающий обеспечение экономической безопасности страны, снижение доли импорта продукции, услуг, технологий, развитие производственной базы в наиболее важных отраслях [6].
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 г. № 936-р был утвержден План содействия импортозамещению в промышленности, в соответствии с которым были разработаны 23 отраслевых плана мероприятий по им-портозамещению в приоритетных отраслях промышленности, рассчитанные до 2020 года:
1. Автомобильная промышленность.
2. Гражданское авиастроение.
3. Индустрия детских товаров.
4. Легкая промышленность.
5. Лесопромышленный комплекс.
6. Машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности.
7. Медицинская промышленность.
8. Нефтегазовое машиностроение.
9. Производство строительно-дорожной, коммунальной и наземной аэродромной техники.
10. Промышленность обычных вооружений.
11. Радиоэлектронная промышленность.
12. Сельскохозяйственное и лесное машиностроение.
13. Станкоинструментальная промышленность.
14. Строительные материалы (изделия) и строительные конструкции.
15. Судостроительная промышленность.
16. Транспортное машиностроение.
17. Тяжелое машиностроение.
18. Фармацевтическая промышленность.
19. Химическая промышленность.
20. Цветная металлургия.
21. Черная металлургия.
22. Энергетическое машиностроение.
23. Кабельная и электротехническая промышленность.
С момента введения санкций 2014 года против Российской Федерации и объявления курса на импортозамещение прошло уже шесть лет. Что же произошло за этот период времени непосредственно в авиационной промышленности и в сферах, что с ней связаны?
Год Событие
2014 Белоруссия поставляет электронику для российского ОПК вместо Украины
Холдинг «Вертолёты России» первые собрал вертолёты Ми-8 без использования украинских запчастей в рамках программы импортозамещения
2015 Россия сокращает парк гражданской авиации и отказывается от приобретения самолётов Boeing и Airbus.
Производство двигателей для вертолётов Ми-8/Ми-17 организовано в России. Ранее данное производство располагалось на Украине
Производство лопаток для газотурбинных двигателей, устанавливаемых на вертолёты, перенесено в Россию. Ранее данное производство располагалось на территории Донецкой области
На авиационно-космическом салоне «МАКС-2015» был представлен новейший двигатель ПД-14. Данный двигатель будет установлен на отечественных самолётах Superjet-100 и MC-21. Более мощные модификации этого двигателя будут устанавливаться на Ил-96 и на Ту-214. На основе двигателя ПД-14 налаживается выпуск вертолётного двигателя ПД-12В, который заменит украинский двигатель Д-136
В ОПК было замещено 64 % украинских комплектующих и 43 % стран НАТО и Евросоюза
У-УАЗ (Улан-Удэнский авиационный завод) заменил все импортные комплектующие вертолётов «Ми» на отечественные
2016 «Роствертол» перешёл на использование российских вертолётных двигателей ВК-2500. Ранее использовались украинские аналоги ТВ3-117
АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК) добилась полной независимости от комплектующих с Украины для двигателей вертолётов и самолётов
Российские предприятия ОПК выполнили план по импортозамещению украинских поставок на 70-80 %.
Холдинг «Технодинамика» приступил к поставкам аварийных насосных станций НС-58 для самолётов «МиГ». Ранее данное производство располагалось на Украине
АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА) заключил контракт с Минобороны России на ремонт двигателей для грузо-транспортных самолётов Ан-124 «Руслан». Ранее ремонт производился на Украине.
Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) полностью перешёл на использование отечественной элементной базы при производстве вертолётных и самолётных радиолокационных станций. Ранее элементная база закупалась на Украине
2017 ПАО «Техприбор» запустил первый в России стенд для предварительных испытаний и сертификации топливных систем самолётов. Россия стала четвёртой страной, имеющей подобную систему после США, Франции и Китая
2018 АО «Авиастар-СП» приступил к монтированию первой в России полностью отечественной поточной линии сборки самолётов. Это первая полностью отечественная линия в России
В России началось производство отдельных деталей и сборочных единиц для двигателей Д-18Т, которые устанавливаются на сверхтяжёлые транспортные самолёты Ан-124 «Руслан». Ранее подобная работа выполнялась только на Украине
Россия полностью заменила комплектующие для военной техники на отечественные аналоги. К ним относятся двигатели для вертолётов, турбинные установки и редукторы для корветов и фрегатов.
2019 ПАО «Авиационная корпорация «Рубин» запустила новое производство привод-генераторов переменного тока и плунжерных насосов для авиационной техники. Новая продукция позволяет полностью заместить аналогичные агрегаты зарубежного производства
Первый полёт совершил комплекс «Форпост-Р» с полностью заменёнными комплектующими. Ранее данный комплекс выпускался по израильской лицензии
На Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) и в «ОДК-Климов» разрабатывается новейший двигатель ВК-800, который будет устанавливаться на все лёгкие вертолёты и самолёты.
2020 Российский пассажирский самолёт МС-21 до конца года должен совершить первый полёт на двигателях ПД-14. Ранее, до появления серийного ПД-14 планировалось устанавливать силовые агрегаты PW1400G американской компании Pratt & Whitney
Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) начала сертификационные испытания модернизированного навигационного комплекса для авиалайнеров семейства Ил-96
Заводы ОАК приступили к агрегатной сборке двух перспективных пассажирских самолётов Ил-114-300 с отечественными турбовинтовыми двигателями ТВ7-117СТ-01 разработки АО «ОДК-Климов»
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что реализация программы импортозамещения позитивно влияет на развитие авиаци-онно-промышленных предприятий. Постепенно
избавляясь от зависимости экспортных комплектующих и сырья, корпорации и предприятия начали создавать собственную экосистему, находить и налаживать утерянные технологические
связи, а это влечет за собой создание новых рабочих мест, привлечение все новых кадров, снижение безработицы.
Процесс импортозамещения - это долгосрочный процесс, и результаты, достигнутые на данный момент - не достаточны. Выступая с отчетом о полугодовых итогах работы правительства в Госдуме, Михаил Мишустин заявил, что Правительство РФ планирует актуализировать отраслевые планы импортозамещения к октябрю 2020 года.
«В рамках общенационального плана предусмотрена господдержка для многих отраслей. Здесь для нас приоритетом является импортозамеще-ние. К настоящему моменту четыреста двадцать таких проектов уже вышли на серийное производство, и девятьсот пятьдесят завершают подготовку к запуску. Планируем закончить актуализацию отраслевых планов импортозамещения и рассмотреть их уже в октябре», - сказал Мишустин [7].
Также, в конце июля, замглавы Минпромторга, Василий Осьмаков выступил с предложением
Литература:
1. Мансурова С.А. Систематизация подходов к понятию «импортозамещение» и его экономическая сущность // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 8. С. 43-47.
2. Лист Ф. Национальная система политической экономии - 1909 / Ф. Лист; Пер. с нем. В.М. Изер-гин. М.; Челябинск : Социум, 2017. 451 с.
3. Федосеева Г .А. Сущность и развитие теории импортозамещения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 3(93). С. 144-148.
4. Хиршман А.О. Интересы // Экономическая теория / А.О. Хиршман; Под ред.: Дж. Итуэлл, М. Милгейт, П. Ньюмен. М. : ИНФРА-М, 2004. 931 с.
5. Бондаренко Е.И. Модель реализации стратегии импортозамещения на промышленных предприятиях России // Социально-экономические явления и процессы. 2016. Т. 11. № 4. С. 5-14.
6. Васильева О.Н. Импортозамещение в России: что удалось заместить отечественными товарами? / О.Н. Васильева, А.В. Шаркова, Л.Г. Ах-метшина // Экономический научный журнал «Оценка инвестиций», 26.03.2020. URL : http:// www.esm-invest.com/ru/ (дата обращения 04.08. 2020).
7. Выступление М.В. Мишустина в Госдуме, от 22.07.2020. М., 2020. URL: https://ria.ru/20200722/ 1574698517.html (дата обращения 11.08.2020).
8. Атурин В.В. Антироссийские экономические санкции и проблемы импортозамещения в условиях современной международной конкуренции» // Вестник евразийской науки. 2019. № 2.
продления программы импортозамещения до 2024-2025 годов. На этот раз упор будет сделан на комплектующие и средства производства, и новая программа может заработать уже осенью 2020 года. Главная цель - восстановить всю технологическую цепочку - от отечественного сырья, материалов, комплектующих и до готовой продукции. В результате этого, планируется повысить глобальную конкурентоспособность отечественной продукции.
Первые годы после введения санкций и внедрения программы импортозамещения проходили сложно и тяжело для предприятий авиационной промышленности, да и для страны в целом. Но, тем не менее, результаты есть, какими бы они небыли. Итоги «первого» этапа показали, какие есть проблемы, над чем надо работать, какие задачи первостепенные, а какие нет. Очевидно, что в России есть корпорации, предприятия и холдинги, обладающие необходимыми ресурсами, навыками и специалистами, способные не копировать чужой опыт, а создавать собственный, востребованный на рынке продукт, способный удивлять своей уникальностью.
Literature:
1. Mansurova S.A. Systematization of approaches to the concept of «import substitution» and its economic essence // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2017. № 8. P. 43-47
2. List F. National system of political economy -1909 / F. List; Translation from German V.M. Izergin. M.; Chelyabinsk : Socium, 2017. 451 p.
3. Fedoseeva G.A. The essence and development of the theory of import substitution // Bulletin of the St. Petersburg State University of Economics. 2015. № 3(93). P. 144-148.
4. Hirschman A.O. Interests // Economic Theory / Edited by J. Itwell, M. Milgate, P. Newman. M. : INFRA-M, 2004. 931 p.
5. Bondarenko E.I. A model for implementing the strategy of import substitution at industrial enterprises in Russia // Socio-economic phenomena and processes. 2016. Vol. 11. № 4. P. 5-14.
6. Vasilyeva O.N. Import substitution in Russia: what have you managed to replace with domestic goods? / O.N. Vasilyeva, A.V. Sharkova, L.G. Akh-metshina // Economic scientific journal «Assessment of investments», 03/26/2020. URL : http://www.esm-invest.com/ru/ (date of application 04.08.2020).
7. Speech by M.V. Mishustin in the State Duma, from 22.07.2020 // Mostkva, 2020. URL : https:// ria.ru/20200722/1574698517.html (date of application 11.08.2020).
8. Aturin V.V. Anti-Russian economic sanctions and problems of import substitution in the context of modern international competition // Bulletin of Eurasian Science. 2019. № 2.
9. Казиханов А.М. Импортозамещение в условиях введения международных санкций // Вопросы структуризации экономики. 2018. № 1.
10. Суркова Е.В. Проблемы импортозамещения продукции в оборонной отрасли Российской Федерации / Е.В. Суркова, А.И. Митанова // 18-ая Международная конференция «Авиация и космонавтика» - 2019. 18-22 ноября 2019 года. М. : Типография «Люксор», 2019.
9. KazikhanovA.M. Import substitution in the context of the introduction of international sanctions // Questions of economic structuring. 2018. № 1.
10. Surkova E.V. Problems of import substitution of products in the defense industry of the Russian Federation / E.V. Surkova, A.I. Mitanova // 18th International Conference «Aviation and Cosmonautics» -2019. November 18-22, 2019. M. : Typography «Luxor», 2019.