УДК 330.3
В.Л. Васильев, И.М. Г аниев
АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ И ВОЗМОЖНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ ПОВЫШЕНИЮ НА УРОВНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Раскрывается понятие экономической безопасности производственного сектора. Анализируется макроэкономическая и промышленная государственная политика в контексте достижения необходимого уровня экономической безопасности. Формулируются мероприятия по снижению рисков потери экономической безопасности предприятия на примере ОАО «ПО ЕлАЗ».
макроэкономические показатели, окупаемость мероприятий, промышленная политика, риск, экономическая безопасность.
Понятие экономической безопасности производства в промышленном секторе российской экономики
В настоящее время становятся актуальными вопросы стабильного развития экономики и экономической безопасности страны. Как правило, производство добавленной стоимости как на текущей технологической базе, так и на развивающихся перспективных технологиях обеспечивают обрабатывающие промышленные предприятия. Поэтому важно обеспечить их экономическую безопасность. Согласно статистическим данным, величина спада в отечественной промышленности оказалась самой глубокой.
Индекс промышленного производства в начале 2009 года к уровню предыдущего в Республике Татарстан по сравнению с общероссийскими 80 процентами 1 составил умеренную величину - 84,1 процента 2. Это объясняется более агрессивной инвестиционной политикой Республики по сравнению с другими территориями, высокой дифференциацией производства, наличием секторов с полным циклом создания потребительской стоимости, положительным торговым балансом, инновационной активностью предприятий, в том числе ориентированных на экспорт.
Снижение экономического уровня развития предприятий произошло по многим причинам. Значительную роль сыграл мировой финансовый кризис, обусловивший падение спроса на промышленную продукцию, а также отсутствие системы риск-менеджмента на предприятиях, низкая способность и готов-
1 URL : www.gks.ru
2 URL : www.tatstat.ru
ность своевременно реагировать на кризисные явления и поддерживать необходимый уровень экономической безопасности.
Под экономической безопасностью предприятия, по нашему мнению, следует понимать устойчивое положение и совокупность мер, обеспечивающих достаточное для функционирования и развития предприятия наличие экономических ресурсов: финансовых, трудовых, капитальных, социальных, инвестиционных, институциональных и др.
В последнее время российская экономика характеризовалась определенными тенденциями, влияющими на экономическую безопасность промышленности 3.
Во-первых, гипертрофированная зависимость от нефти. По характеру регулирования добычи и экспорта сырья в условиях реакции на снижение мировых цен на углеводороды все страны можно разделить на три группы: предусмотрительные (сократили объемы при первых признаках кризиса), страны-регуляторы (изменяли объемы прямо пропорционально изменению цен) и упертые (увеличивали объемы, несмотря на «снижение» цен). Россия относится к третьей группе. Именно в «вынужденном» экспорте по низким ценам и в неспособности увеличить предложение при высоких ценах (а не в большем объеме добычи и экспорта) проявляется чрезмерная зависимость этих стран от нефти. Норвегия, относящаяся к первой группе стран, где доля экспорта нефти занимает такую же значительную часть в бюджете страны, как и в России, не испытала такого экономического кризиса. В Саудовской Аравии, относящейся ко второй группе стран, где доля экспорта нефти и газа еще больше, чем в бюджете Российской Федерации, вообще не было снижения валового внутреннего продукта (ВВП). Усугубляет ситуацию низкая диверсификация экспорта российской экономики (64 % экспорта приходятся на нефть, газ, нефтепродукты, никель и алюминий) при относительно низком уровне открытости экономики (отношение экспорта к ВВП невелико, торговое сальдо устойчиво положительно, по валютным резервам Россия в числе лидеров, объем внешнего государственного и корпоративного долга умеренный).
Во-вторых, низкое качество институтов российской экономики снижает экономическую безопасность производства. Согласно данным Всемирного экономического форума (индекс конкурентоспособности), Россия относится к числу государств с наихудшим развитием институтов. Среди 24 крупнейших стран она занимает последнее место по двум из 19 «номинаций» (достоверность отчетности и права миноритариев), предпоследнее - по трем «номинациям» (защита прав собственности, независимость судебной системы, уровень корпоративной этики), третье с конца - еще по пяти. Более того, по показателям подъема-спада ВВП в условиях кризиса прослеживается положительная корреляция с показателями подъема-спада защищенности прав собственности. При укреплении институтов будет повышаться и экономическая безопасность производства.
3 Смирнов С. Факторы циклической уязвимости российской экономики // Вопросы экономики. 2010. № 6. С. 44-69.
В-третьих, в российской экономике отсутствуют действенные механизмы регулирования пропорционального роста (развития) реального и финансового секторов экономики. Это приводит к росту фиктивного капитала, неподкреп-ленного ростом материального (инновационного) производства. Статистика показывает высокий уровень «перегретости» российской экономики перед кризисом. По темпам роста фондовых индексов (147 %), индексов кредитования реального сектора (45 %) и индексов цен на недвижимость (48 %) Россия оказалась лидером. Эти же показатели в среднем в развитых странах составляли 50, 15 и 10 процентов соответственно.
В-четвертых, необходимо учитывать степень (скорость) цикличности развития отраслей народного хозяйства и их взаимосвязь. Традиционное сельское хозяйство и строительство показывают более медленные темпы роста (спада), а отрасли торговли, промышленности, транспорта и связи более чутко реагируют на состояние экономической конъюнктуры. Однако если рассматривать динамику ВВП различных стран с различной долей добывающей или обрабатывающей промышленности, то трудно сформулировать какие-либо закономерности. Россия оказалась исключением: имея низкую долю обрабатывающей промышленности (более чувствительную к кризису), экономика не смогла сохранить положительную динамику ВВП. Наоборот, имея высокую долю добывающей промышленности и энергетики (обычно умеренно чувствительных к кризису), кризис в стране оказался более глубоким, чем в других странах. Доля потребительских расходов в ВВП (самый стабильный вид расходов во время кризиса) в России низкая, что также увеличивает риски экономической безопасности.
В-пятых, в России наблюдается кризис отдельных секторов экономики, в первую очередь обрабатывающей промышленности. Хотя наибольший вклад в кризисное падение ВВП внесли торговля, финансовая деятельность и строительство, кризис в российской промышленности имел сопоставимые значения с развитыми странами, где промышленность стала лидирующей отраслью по темпам спада.
В-шестых, необходимо снижать неопределенность показателей спроса на российскую продукцию, при этом к негативным факторам относятся: кредитное сжатие, курсовая нестабильность, усиление протекционизма, разрыв международных производственных цепочек. Важным показателем в этом случае является чистый экспорт и его влияние на динамику ВВП. По данным статистики, снижение экспорта вследствие сжатия спроса во многих странах компенсировалось снижением импорта. Для России же в момент кризиса было характерно снижение импорта на 30 процентов и экспорта на 5 процентов, что также сказалось на показателях промышленного производства. Отрицательным фактором стала девальвация рубля, которая привела к ограничению закупок импортных комплектующих для российских предприятий. Резкое сокращение инвестиционных вложений в основной капитал (-7,4 %) во время кризиса, наряду с сокращением личного потребления (-7,7 %), особенно повлияло на падение российского ВВП. Отрицательный вклад внесло и сокращение запасов, во многом определяющих уровень экономической безопасности производства.
В-седьмых, необходимо применение современных методик управления запасами, в том числе используя методологию «бережливого производства». Это препятствует «затовариванию», сглаживает динамику производства и уменьшает амплитуду циклических колебаний. Кроме факта наличия запасов на складе, значительную роль в производстве должны играть другие компоненты: оперативное планирование и гибкость производства, возможность обновления товарной линейки, скорость переключения на другие рыночные ниши, обновление и универсальность технологического процесса и оборудования.
Рассмотрим одно из ведущих обрабатывающих промышленных (машиностроительных) предприятий Республики Татарстан ОАО «ПО ЕлАЗ», также пострадавшее от несвоевременного предотвращения рисков мирового финансового кризиса. Сегодня ОАО «ПО ЕлАЗ» стабильное предприятие, расположенное в городе Елабуге (Республика Татарстан), практически восстановившее докризисный уровень производства. Основными продуктами предприятия являются: спецтехника для нефтегазовой отрасли, спецтехника на базе тракторов, автокомпоненты, транспортные и телекоммуникационные услуги. Гибкая диверсификация деятельности и высокое качество сделало бренд «ЕлАЗ» узнаваемым и авторитетным и в Республике, и за ее пределами. Так, по производству и сбыту подъемных агрегатов по ремонту скважин ОАО «ПО ЕлАЗ» входит в тройку лидеров на российском рынке.
Изучив финансово-хозяйственное состояние ОАО «ПО ЕлАЗ», нами было выявлено, что в 2009 году из-за снижения спроса на продукцию валовая прибыль предприятия уменьшилась на 288 923 тысячи рублей, или на 63,96 процента, а чистая прибыль уменьшилась на 178 949 тысяч рублей, или на 157,67 процента 4
Банкротство предприятия предотвратила республиканская политика обеспечения новых источников спроса на машиностроительную продукцию. Новым заказом ОАО «ПО ЕлАЗ» стало изготовление металлоконструкций для строительства новых мощностей нефтехимической переработки в городе Нижнекамске.
Как показала статистика и исследование процесса такого значительного спада производства, основной причиной снижения экономической безопасности стало сокращение спроса на продукцию ОАО «ПО ЕлАЗ». Данная тенденция характерна и для многих российских предприятий.
Актуальность таких событий обусловлена двумя причинами. Во-первых, обычно они являются следствием наступления общего экономического кризиса в стране и поэтому тяжело поддаются управлению со стороны только предприятия. Во-вторых, на профессиональном рынке страховых услуг, страхование риска снижения спроса на продукцию предприятия практически не представлено и требует принятия государственной стратегии по развитию данного вида страхования.
Для выработки мероприятий по снижению данного вида риска потери экономической безопасности необходимо проанализировать государственную
4 URL : www.elaz.ru
промышленную и антикризисную политику, которая в большем счете определяет возможности внешнего спроса и внутренние возможности ОАО «ПО ЕлАЗ».
Повышение экономической безопасности производства и государственная макроэкономическая политика
Проблемы обрабатывающего промышленного сектора российской экономики являются, на наш взгляд, следствием проводимой сугубо монетарной государственной политики. При этом следует провести анализ работы российского финансового сектора, который является центральным объектом регулирования при такой политике.
Среди многообразия институтов, регулирующих финансовый сектор, можно выделить следующие:
- Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР);
- Центробанк и коммерческие банки;
- фондовые биржи;
- агенты финансового рынка (депозитарные компании, клиринг-центры, брокеры, маклеры).
На протяжении последних предкризисных лет данным институтам оказывалось повышенное внимание со стороны законодательных органов в направлении расширения видов и свободы их деятельности.
Так, за последнее время действовали и были приняты следующие нормативно-правовые акты:
1) Развитие рынка ценных бумаг и деятельность ФСФР России с 2006 года осуществляется в рамках стратегии развития финансового рынка Российской Федерации, принимаемая на соответствующий период.
2) С 2007 до 2011 года действовала стратегия развития банковского сектора. В ближайшее время планируется принять новую - до 2015 года.
3) С 1 января 2010 года уже вступил в силу закон, определяющий порядок операций с производными финансовыми инструментами, включая деривативы.
Как известно, излишняя либерализация финансового рынка приводит к кризису. В представленных выше документах содержатся явно опасные положения. Например, в 2008 году ФСФР в «Докладе о мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспективу» включала перечень таких мер, как: создание широких возможностей для секьюритизации активов и эмиссии новых финансовых инструментов; расширение спектра производных финансовых инструментов и развитие срочного рынка. Именно реализация этих мер без внимания к производственному сектору привела к финансовому кризису.
В целом данная стратегия была направлена на увеличение активности финансового рынка, обеспечение быстрого роста всех его показателей: капитализации активов, числа инвесторов, инвестиционных инструментов, производных ценных бумаг, числа паевых фондов, количества новых размещений, размеров торговых сделок и т.д.
Такая политика дала свои результаты 5. Капитализация финансового рынка в 2007 году составила 32 триллиона рублей при годовом ВВП страны 33 триллиона рублей, что превысило намеченные планы на 30 процентов. Количество паевых инвестиционных фондов с 2006 по 2007 год возросло на 40 процентов с 642 до 1030, а прирост их активов за год составлял 50 процентов (346 миллиардов рублей) от их капитализации, что соответствовало 17 процентам всех сбережений населения и обгоняло их по темпам роста. При этом фонды недвижимости росли на 170 процентов в год. Рост числа фондов в два раза обгонял рост числа пайщиков.
Такие показатели являются, на наш взгляд, чрезмерно высокими и свидетельствуют о непропорциональном росте секторов материального производства и финансовой надстройки. Это, как известно, является одним из предвестников кризиса национальной экономики, что было доказано и в трудах К. Маркса, и Дж.М. Кейнса. Так, например, в 2007 году рост производства машин и оборудования составил всего 19,3 процента к 2006 году 6.
Особенно удивительно, что, наряду с уменьшением суммарной стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, их число продолжает расти. Так, максимальное значение фондов в июне 2008 года составляло 552 миллиарда рублей, к началу 2010 года произошло их падение на 40 процентов, что составило 307 миллиардов рублей. Соответственно количество фондов за этот же период выросло на 20 процентов - с 1052 до 1252 единиц 7. Это говорит о внутренней тенденции к росту данного вида бизнеса, его привлекательности даже в условиях отсутствия ликвидности и падения благосостояния населения. Между тем количество и качество работы хозяйствующих субъектов, производящих добавленную стоимость в экономике страны за время кризиса значительно снизилось, что свидетельствует о вымывании финансовых средств из реального сектора производства, об их перетоке в спекулятивные сектора экономики и деградации воспроизводственного процесса.
Разделенный на два фонда в начале 2008 года Стабилизационный фонд составлял 3,8 триллиона рублей 8, притом что объем антикризисных мероприятий по разным источникам оценивается примерно в 6 триллионов рублей. Соответственно непонятно, почему средства продолжали аккумулироваться не доходя до решения конкретных проблем модернизации промышленности. В конечном итоге на пособия по безработице и организацию временных работ, не влияющих на долгосрочное развитие производства, было потрачено практически в два раза больше накопленных средств. В литературе представлен анализ управления Стабилизационным фондом России и критика в его адрес. Интересен следующий факт: перечень ценных бумаг других стран, в которые были вложены средства Фонда, составлен на английском языке, что вызывает вопрос, в чьих инте-
5 Доклад ФСФР за 2008 год. URL : http://www.fcsm.ru/ru/about/activity_results/drond
6 Александров Н. Российская промышленность: темпы - есть, дело за ростом. URL: http://metal4u.ru/articles/by_id/222
7 Паевые инвестиционные фонды в России. URL : http://ru.wikipedia.org
8 Стабилизационный фонд Российской Федерации. URL : http://ru.wikipedia.org
ресах был создан сам Фонд. При этом норма доходности по приобретенным зарубежным ценным бумагам уступает проценту кредита, под который отечественные предприятия занимали деньги за рубежом. В результате, денег в стране становилось не меньше и главная цель - снижение инфляции - не достигалась, а процентные расходы страны увеличивались, обогащая финансовых магнатов за рубежом.
При этом меры по снижению инфляции, проводимые за счет сжатия денежной массы и инвестиционных возможностей промышленности, были, мягко говоря, не совсем успешными. В 2007 и 2008 годах произошел не прогнозируемый скачок инфляции до 11,9 процента и 13,3 процента соответственно 9.
Между тем задолженность корпоративного сектора, поставленного в жесткие рамки мировой конкуренции и необходимости модернизации, возросла к 2008 году до 35 процентов от ВВП, а темпы ее прироста составили 50 процентов 10, причем задолженность росла преимущественно зарубежная. Предлагаемые Министерством финансов коммерческим банкам средства под 7,5 процента годовых являлись более высокими, чем зарубежным банкам. Из 550 миллиардов рублей было распределено на аукционе только 58 миллиардов. Возможно, и срок размещения российских средств был недостаточен - всего один месяц. С таким сроком коммерческим банкам привлечь потребителей, способных освоить и вернуть эти средства, сложно. Естественным выходом остаются краткосрочные финансовые вложения и игра на фондовом рынке. Однако с таким мотивационным механизмом модернизацию экономики не провести.
Основная доля задолженности - долги по приобретениям крупных нефтяных активов - составляет 77 процентов совокупного внешнего долга. Это подводит к выводу, что в случае дефолта заемщика, например вследствие усиления кризиса, имущество российских предприятий и право добычи природных ресурсов будет принадлежать иностранцам, что уже повышает риски экономической безопасности страны в целом и промышленного производства в частности.
В настоящее время руководством страны для стабилизации положения предпринимаются следующие шаги 11:
1. Максимальное обеспечение естественного отбора хозяйствующих субъектов. В случае социальной значимости предприятия помощь предоставляется взамен реалистичной программы долгосрочного развития. Продолжение антикризисных мер по самозанятости.
2. Поощрение инноваций через налоговые стимулы, институты развития и инфраструктуру. Повышение эффективности вложений в науку, стимулирование создания объектов интеллектуальной собственности, совершенствование технических регламентов.
9 Инфляция в России. URL : http://ru.wikipedia.org
10 Конищева Т. Взаймы до последнего. Внешний долг корпоративного сектора вырос на 50 процентов // Российская бизнес-газета. 2008. 27 мая. № 655.
11 Путин В. поручил вести мониторинг развития предпринимательства // Информационное агенство «Альянс Медиа». URL : www.alance-media.ru
3. Поддержка выхода новых российских компаний на мировой рынок. Сокращение административных барьеров (как это было сделано для малого и среднего бизнеса) во всех сферах экономики и гражданского общества.
4. Повышение контроля за работой финансового сектора. Реализация ряда законов по регулированию производных финансовых инструментов, связанных со сделками различных субъектов хозяйствования.
5. Формирование механизмов работы в рамках единого экономического пространства между Беларусью, Россией и Казахстаном, в том числе создание системы поддержки экспорта. Вступление во Всемирную торговую организацию и Организацию экономического сотрудничества и развития способствует устранению торговых барьеров для отечественной продукции и совершенствованию работы государственного сектора на принципах современного корпоративного управления.
В инновационной политике государства приняты к реализации следующие
задачи 12:
1. Создать экспертные советы, способные определить инновационность компании. Для инновационных компаний снизить налог на прибыль, имущество и землю. В будущем распространить льготы и для компаний, занимающихся модернизацией.
2. Реализовать возможность получить инвестиционный налоговый кредит (отсрочка уплаты налогов).
3. Освободить на три года от налога на имущество компании, устанавливающие энергоэффективное оборудование. Критерием отнесения оборудования к энергоэфективному является специальный реестр или параметры по энергоэффективности.
4. Снизить страховые платежи с 34 до 14 процентов для некоторых видов бизнеса (программное обеспечение и др.).
5. Ввести льготы для инвесторов инновационных компаний-держателей акций не менее 5 лет. Упростить процедуры ликвидации компаний.
Рекомендации по повышению экономической безопасности промышленного предприятия (на примере ОАО «ПО ЕлАЗ»)
Методы управления риском снижения экономической безопасности предприятия включают:
Уклонение (отказ от ненадежных партнеров, замена рисковых стадий производственного процесса, страхование хозяйственных рисков, поиск гарантов, отказ от рисковых проектов).
Локализация (создание венчурных предприятий, создание специальных внутренних подразделений для выполнения рисковых проектов, аутсорсинг отдельных стадий производственного процесса, оптимизация организационной структуры, поиск надежных партнеров).
12 Кукол Е. Бизнесу полегчает: инноваторы и медицинские компании получат льготы по налогам. URL : www.rg.ru
Диссипация (распределение риска во времени, распределение ответственности между участниками, диверсификация видов деятельности и зон хозяйствования, диверсификация сбыта и поставок, распределение риска во времени).
Компенсация (стратегическое планирование деятельности, прогнозирование внешней обстановки, мониторинг социально-экономической и нормативноправовой ситуации, создание системы резервов, активный целенаправленный маркетинг).
Рассмотрим мероприятия, которые может реализовать ОАО «ПО ЕлАЗ» для повышения своей экономической безопасности.
1. Для снижения риска пожара - страхование, проверка пожарной безопасности, модернизация завода и оборудования огнеупорными материалами (компенсация, уклонение). После пожара на заводе двигателей «КамАЗ» в 1993 году сумма ущерба составила 350 миллиардов рублей. Учитывая, что «КамАЗ» в 4 раза больше ОАО «ПО ЕлАЗ», для «ПО ЕлАЗ» ущерб от пожара может составить от 50 до 80 миллиардов рублей. Страховая премия при страховании имущества от пожара (объекты страхования: здания (включая отделку) и сооружения; оборудование, машины и другие основные средства; продукция, сырье, материалы, товары и т.п.) на сумму, например, на 200 миллионов рублей по базовому страховому тарифу ОАО «НАСКО» составит 1200 тысяч рублей. Экономический эффект даже при страховании на 50 лет составит примерно 40 миллиардов рублей.
2. Для снижения риска аварии водостока или водоснабжения - страхование, контроль водосточных труб, модернизация завода качественными трубами (компенсация, уклонение). По данным статистики, средний ущерб от одного затопления составляет около 4 миллионов рублей. По оценке специалистов, количество аварий ежегодно увеличивается в 1,7-2 раза, что приносит значительный материальный ущерб. При страховании от аварии водостока или водоснабжения (объекты страхования: здания (включая отделку) и сооружения; оборудование, машины и другие основные средства; продукция, сырье, материалы, товары и т.п.) на сумму 4 миллиона рублей страховая премия по базовому страховому тарифу ОАО «НАСКО» составит 12 тысяч рублей.
3. Для снижения риска отключения электроэнергии - наличие резервных аварийных источников и способов энергоснабжения (локализация). Средняя валовая прибыль предприятия за 2008-2009 годы составляет 350 миллионов рублей. Отключение электроэнергии на один день принесет убыток предприятию на в 950 тысяч рублей. Для предотвращения сбоя электроснабжения предприятию необходимо осуществлять инвестиции в энергосберегающие технологии. Например, компания «Новая генерация» предлагает спроектировать и построить по очень выгодным ценам надежные автономные газотурбинные установки Solar Turbines - электростанции Turbomach. Экологически чистые модульные станции Turbomach долгие годы работают для различных отраслей промышленности во многих регионах России и СНГ. Их электрическая мощность составляет от 5 до 150 МВт. Стоимость присоединения к электросети - 45 миллионов рублей за один киловатт. Следовательно, стоимость электростанции с электрической
мощностью 50 МВт составит 2250 миллионов рублей. Для реализации такого крупного инвестиционного проекта ОАО «ПО ЕлАЗ» может вступить в кооперацию с другими предприятиями промышленной площадки «Алабуга».
4. Для снижения риска некачественной работы поставщика - диверсификация поставщиков, рейтинг поставщиков, система стимулирования добросовестных поставщиков, черный список поставщиков (диссипация). Вследствие поступления некачественной продукции от поставщиков завод терпит убытки в размере примерно 100 тысяч рублей ежегодно. Для ведения мониторинга расходы поставщиков будут составлять приблизительно 30 тысяч рублей в год.
5. Для снижения риска потери спроса на продукцию - активная маркетинговая работа, выход на новые рынки, улучшение качества, инновационное развитие предприятия, диверсификация продукции (компенсация, диссипация). Из-за снижения спроса на свою продукцию валовая прибыль ОАО «ПО ЕлАЗ» к третьему кварталу 2009 года по сравнению с третьим кварталом 2008 года уменьшилась на 290 миллионов рублей. Для постоянного поиска новых рыночных ниш, разработки новой продукции и поддержания спроса необходимо создать Фонд НИОКР ОАО «ПО ЕлАЗ» в размере 500 тысяч рублей.
6. Для снижения риска нехватки оборотных средств - стратегическое планирование деятельности, сокращение потерь в производственном процессе, экономия производственных ресурсов (компенсация). Нехватка оборотных средств может привести к задержкам выпуска продукции, простою оборудования и потере валовой прибыли. Потеря валовой прибыли за один день достигает 950 тысяч рублей. Страховой фонд на пополнение оборотных средств ОАО «ЕлАЗ» может составить 500 тысяч рублей.
7. Для снижения риска внепланового ремонта оборудования - обновление основных фондов, правильная эксплуатация оборудования (компенсация). Потеря валовой прибыли по причине отказа и несвоевременного ремонта оборудования за один день может составить 950 тысяч рублей. Для своевременной замены и ремонта оборудования целесообразно использовать амортизационный фонд ОАО «ПО ЕлАЗ» в размере 500 тысяч рублей ежегодно.
8. Для снижения риска потери профессиональных кадров (ушли к конкуренту) - оптимизация системы мотивации персонала, достойная заработная плата, индивидуальные программы кадрового роста, мероприятия по развитию корпоративной культуры (компенсация). По данным статистики, потеря профессиональных кадров может снизить прибыль предприятия от 5 до 10 процентов. Средняя валовая прибыль предприятия за 2008-2009 годы составила 350 миллионов рублей, 7 процентов составит 25 миллионов рублей. Для сохранения кадрового потенциала предприятию следует выделить 300 тысяч рублей на фонд стимулирования работников.
Следует отметить, что сложно дать прямую оценку предложенным мероприятиям, так как сама система поддержки экономической безопасности, затраты на ее функционирование будут окупаться косвенным образом и выражаться в бесперебойной работе предприятия.
В конечном итоге положительные денежные потоки будут превышать отрицательные. Величина эффекта будет зависеть от вероятности реализации вышеописанных причин риска снижения экономической безопасности производства. Если рассматривать различные варианты развития событий от оптимистичных до пессимистичных, то в среднем можно ожидать величину экономического эффекта в 10-15 миллионов рублей в год.
Чтобы осуществить эти мероприятия, можно использовать средства Российского фонда технологического развития (РФТР), который наряду с Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) был создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 апреля 1992 года № 426 «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» 13.
Средства Российского фонда технологического развития направляются на научные исследования и экспериментальные разработки различной отраслевой направленности по созданию новых видов наукоемкой продукции, новых видов сырья и материалов, новых технологий и совершенствованию уже применяемых, по повышению технического уровня продукции.
Средства Фонда предоставляются организациям в форме беспроцентного целевого займа на срок, необходимый для проведения научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы и внедрения полученных результатов. С учетом собственных и привлеченных затрат на реализацию антирисковых мероприятий для ОАО «ПО ЕлАЗ» может составить от 3 до 6 лет при различных условиях внешней среды. Бюджетная эффективность будет составлять еще большую величину за счет налоговых поступлений от расширения и стабилизации производства ОАО «ПО ЕлАЗ» и смежных с ним предприятий. Возникнет мультипликативный эффект, сила которого будет пропорциональна количеству промышленных предприятий, внедряющих систему поддержки экономической безопасности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
1. Александров, Н. Российская промышленность: темпы - есть, дело за ростом [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://metal4u.ru/articles/by_id/222
2. Доклад ФСФР за 2008 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www. fcsm.m/m/about/activity_results/drond
3. Инфляция в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ru.wikipedia.org
4. Конищева, Т. Взаймы до последнего. Внешний долг корпоративного сектора вырос на 50 процентов // Российская бизнес-газета. - 2008, 27 мая. - № 655.
5. Кукол, Е. Бизнесу полегчает: инноваторы и медицинские компании получат льготы по налогам [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.rg.ru
6. Паевые инвестиционные фонды в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ru.wikipedia.org
13 http://www.rftr.ru
7. Путин В. поручил вести мониторинг развития предпринимательства [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Альянс Медиа». - Режим доступа : www.alance-media.ru
8. Смирнов, С. Факторы циклической уязвимости российской экономики [Текст] // Вопросы экономики. - 2010. - № 6. - С. 44-69.
9. Стабилизационный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ru.wikipedia.org