3. Петрушевский В.П. Использование программных продуктов при процессном подходе на металлообрабатывающих предприятиях // Международный научный журнал «Вестник науки» - № 2 (47) Т. 1, февраль, 2022 - С. 177-189.
4. Паскова А.А. Технологии Big Data в автоматизации технологических и бизнес-процессов // Научное обозрение. Технические науки. -2018. - № 4. - С. 23-27; URL: https://science-engineering.ru/ru/ article/view?id=1193 (дата обращения: 15.10.2022).
5. Скородумов П.В. Моделирование бизнес-процессов: подходы, методы и средства. // Вопросы территориального развития - № 2, 2014.
6. Л.В. Марыгина, О.А. Пестрикова Повышение эффективности управления инвестиционно-строительными компаниями на основе цифровизации. // Инженерный Вестник Дона - № 2, 2022 г.
7. Гриненко Ю.К. , Матов М.Б. Особенности применения BI технологий в условиях развития цифровой экономики. // Московский экономический журнал, № 6, 2022 - С. 670-682.
8. Moskalkov, A. V. Application of Big data analytics in oil and gas industry / A. V. Moskalkov // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. - 2021. - Vol. 11. - No 1(33). - P. 88-99. - EDN FUAOJE.
EDN: ZIJYKZ
Е.А Ратникова - к.э.н., доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия, [email protected],
E.A Ratnikova - candidate of economic sciences, associate professor of the department «Management of high-tech enterprises », Moscow aviation institute (national research university), Moscow, Russia;
И.А. Сергеева - к.э.н., доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», Москва, Россия, [email protected], I.A. Sergeeva - candidate of economic sciences, associate professor of the department «Management of high-tech enterprises », Moscow aviation institute (national research university), Moscow, Russia.
АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РИСКОВ, СОПУТСТВУЮЩИХ ПРОЦЕДУРАМ СТАНДАРТИЗАЦИИ, НА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ (НА ПРИМЕРЕ АВИАСТРОЕНИЯ) ANALYSIS OF ECONOMIC RISKS ASSOCIATED WITH STANDARDIZATION PROCEDURES, AT HIGH-TECH ENTERPRISES (USING THE E XAMPLE OF AIRCRAFT CONSTRUCTION)
Аннотация. Предметом рассмотрения в данной статье выступает комплекс основных рисков, сопутствующих процедурам стандартизации и технического регулирования, на предприятиях авиастроительной отрасли в условиях импортозамеще-ния, а также повышенных требований экономической и информационной безопасности.
Под комплексом основных рисков, сопутствующих процедурам стандартизации и технического регулирования, на предприятиях авиастроительной отрасли, предлагается понимать все риски технического, технологического, производственного, финансово-экономического и социально-экономического характера, сопутствующие проведению процедур стандартизации и технического регулирования, на высокотехнологичных предприятиях авиастроительной отрасли и приводящие к невозможности создания образцов наукоемкой высокотехнологичной продукции с заданными технико-экономическими характеристиками, эргономическими, экологическими и эксплуатационными показателями в сроки, указанные в утвержденных мероприятиях Федеральных целевых, ведомственных и других государственных программ [7].
Модернизация основных методов и процедур стандартизации авиационной наукоемкой продукции является сегодня одним из основных факторов повышения конкурентоспособности высокотехнологичных предприятий, поскольку предполагает активизацию использования всех основных составляющих производственного, информационного, в т.ч. интеллектуального, и финансового потенциала, а также выявление внутренних резервов и использование инновационного подхода в управлении ресурсами, процессами и событиями во внешней постоянно меняющейся конкурентной среде.
В статье рассмотрены основные положения по разработке организационно-методического механизма управления основными рисками, сопутствующих процедурам стандартизации и технического регулирования, на предприятиях авиастроительной отрасли в условиях импортозамещения, а также повышенных требований экономической и информационной безопасности. Анализируются основные существующие недостатки процедур стандартизации и технического регулирования. Рассматриваются наиболее приоритетные направления повышения эффективности управления данными рисками предприятий авиастроительной отрасли.
Abstract. The subject of consideration in this article is a set of major risks associated with standardization and technical regulation procedures at aircraft manufacturing enterprises in the context of import substitution, as well as increased requirements for economic and information security.
Under the complex of the main risks accompanying standardization and technical regulation procedures at aircraft manufacturing enterprises, it is proposed to understand all the risks of a technical, technological, industrial, financial, economic and socio-economic nature accompanying standardization and technical regulation procedures at high-tech aircraft manufacturing enterprises and leading to the impossibility of creating samples of high-tech high-tech products with the specified technical and economic characteristics, ergonom-ic, environmental and operational indicators within the time limits specified in the approved measures of Federal target, departmental and other state programs [7].
Modernization of the basic methods and procedures for standardization of aviation science-intensive products is today one of the main factors in increasing the competitiveness of high-tech enterprises, since it involves the activation of the use of all the main components of production, information, including intellectual, and financial potential, as well as the identification of internal reserves and the use of an innovative approach in the management of resources, processes and events in an external constantly changing environment. competitive environment.
The article discusses the main provisions on the development of an organizational and methodological mechanism for managing the main risks associated with standardization and technical regulation procedures at aircraft manufacturing enterprises in the context of import substitution, as well as increased requirements for economic and information security. The main existing shortcomings of standardization and technical regulation procedures are analyzed. The most priority directions of increasing the efficiency of managing these risks of aircraft industry enterprises are considered.
Ключевые слова: риски, авиастроительная отрасль, стандартизация, техническое регулирование, экономическая безопасность.
Keywords: risks, aircraft industry, standardization, technical regulation, economic security.
Под техническим регулированием в сфере авиационной промышленности в данной статье понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к авиационной технике (АТ) и ее компонентам, процессам их разработки и производства, послепродажного обслуживания и эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к АТ и ее компонентам, процессам их разработки и производства, послепродажного обслуживания и эксплуатации, храпения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (стандартизация и сертификация). На основе теоретических положений и законодательства в области технического регулирования в РФ, а также на базе зарубежного опыта российскими учеными была разработана обобщенная классификация основных элементов технического регулирования для различных сфер деятельности [13]. Авторами статьи данная классификация была модифицирована с учетом специфики авиационной промышленности (рисунок 1) [8].
Рассмотрим более подробно стандартизацию.
Элемент 2 (рисунок 1). Стандартизация на национальном уровне - это деятельность, осуществляемая в масштабе авиационной промышленности РФ.
Рисунок 1 - Модернизированная классификация элементов системы технического регулирования с учетом специфики авиационной промышленности
В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения наукоемкой авиационной продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг [16]. Инструментами стандартизации на национальном уровне являются стандарты, классификаторы и правила (нормы, рекомендации) по стандартизации. Основополагающим документом в области национальной стандартизации является ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в РФ. Основные положения».
Стандартизация осуществляется в целях:
- повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, в области экологии, здоровья и жизни животных и растений, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- обеспечения конкурентоспособности продукции, работ, услуг; научно-технического прогресса; рационального использования ресурсов; совместимости и взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов); информационной совместимости; сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений технических и экономико-статистических данных; сравнительного анализа характеристик продукции; государственных заказов; внедрения инноваций; подтверждения соответствия продукции (работ, услуг); решений арбитражных споров, судебных решений; выполнения поставок;
- создания систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации; систем каталогизации продукции; систем обеспечения качества продукции; систем поиска и передачи данных; доказательной базы и условий выполнения требований технических регламентов;
- содействия проведению работ по унификации.
Национальные стандарты утверждаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) при отсутствии серьезных возражений по существенным вопросам у квалифицированного большинства сторон, т.е. при общем согласии (консенсусе), которое достигается в результате процедуры публичного обсуждения проекта стандарта. При этом учитываются мнения всех сторон и сближаются несовпадающие точки зрения на основе учета всех замечаний, поскольку участвующие в обсуждении стороны равноправны [17]. Целесообразность разработки национальных стандартов определяется их социальной, экономической и технической значимостью и приемлемостью при применении, которые могут быть в свою очередь обусловлены принятием технических регламентов.
Элемент 3. Стандартизации на уровне организации (предприятия) авиастроения - это деятельность по установлению правил и характеристик на производимую наукоемкую авиационную продукцию, выполняемые процессы и работы, оказываемые услуги в рамках организации (предприятия).
Инструментом стандартизации на уровне организации (предприятия) являются стандарты организации (предприятия) [18]. Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом ГОСТ Р 1.4 - 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения». Проект стандарта организации разработчик может представлять в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта [15].
Объектами стандартизации внутри организаций и предприятий авиастроительной отрасли могут быть: составные части (детали и сборочные единицы) разрабатываемой или производимой наукоемкой авиационной продукции; процессы организации и управления производством; процессы менеджмента; технологическая оснастка и инструмент; технологические процессы, а также общие технологические нормы и требования с учетом обеспечения безопасности жизни и здоровья работников предприятия и третьих лиц, окружающей среды и имущества; методы и методики проектирования, проведения испытаний, измерений и (или) анализа; номенклатура сырья, материалов, комплектующих изделий, применяемых в производственном процессе; процессы выполнения работ на различных стадиях жизненного цикла наукоемкой авиационной продукции и проч. [14].
Стандарты организаций не должны противоречить требованиям технических регламентов, а также национальных стандартов, разработанных для содействия соблюдению требований технических регламентов.
Основными субъектами деятельности в сфере технического регулирования являются: Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг России); Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) [14]. До 2018 г. головным институтом Минпромторга в области стандартизации в авиационной промышленности являлся ФГУП «Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации» (ФГУП «НИИСУ»), Распоряжением Росимущества № 406-р от 09.06.2018 г. он был присоединен к ФГУП «ВНИИ «Центр». В таблицах 1 и 2 представлены структура работ по стандартизации АТ и структура работ по разработке и пересмотру стандартов на АТ в рамках реализации ФЦП «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.» (по данным ФГУП «НИИСУ» и ФГУП «ВНИИ «Центр»). В таблице 3 рассмотрена ориентировочная стоимость по нормативному обеспечению реализации ФЦП «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.», млн руб., в ценах соответствующих лет.
На рисунке 2 рассмотрен анализ существующей структуры документов по стандартизации а авиационной промышленности, а на рисунке 3-4 представлены актуальные направления развития стандартизации авиационной наукоемкой продукции.
Таблица 1 - Структура работ по стандартизации АТ в рамках реализации
ФЦП «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.»
Вид работ Разработка новых нормативных документов Пересмотр Внесение изменений Всего
ГОСТ 3 - - 3
ГОСТР 32 6 - 38
ГОСТ РВ 15 5 - 20
ОСТ1 60 26 77 163
ОСТ 38 12 31 81
Другие НД 73 34 1 108
НИР 50 - - 50
Итого 271 83 109 463
Основой экономической деятельности по стандартизации в авиастроительной отрасли являются различные источники финансирования - как бюджетные, так и внебюджетные. Бюджетные средства, выделяемые на стандартизацию, направляются на выполнение приоритетных государственных задач. Мировой опыт показывает, что бюджетное финансирование работ, проводимых национальными органами по стандартизации, составляет в среднем от 20 % до 40 % [19]. Внебюджетные источники, как правило, формируются за счет средств, получаемых национальными органами по стандартизации от реализации стандартов и других смежных видов деятельности, а также от заинтересованных организаций авиастроения в любой разрешенной законодательством форме. Увеличить экономическую заинтересованность предприятий авиастроительной отрасли в работах по стандартизации можно за счет отнесения этого вида деятельности к НИР, а затрат на разработку стандартов - на себестоимость наукоемкой авиационной продукции.
Таблица 2 - Структура работ по разработке и пересмотру стандартов на авиационную технику в рамках реализации ФЦП «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.»
ГОСТ ГОСТР ГОСТ РВ ОСТ1 ОСТГ Другие НД НИР Всего
Объект программы в целом на АТ 2 9 5 8 4 22 7 57
Конечные изделия, входящие в объект программы ЛА - 4 - 8 2 1 4 19
Составные части изделий, входящие в объект программы 1 24 6 30 41 26 9 137
Комплектующие изделия - 1 9 36 34 40 26 146
Материалы - - - 3 - 6 - 9
Технологические процессы - - - 78 - 13 4 95
Итого: 3 38 20 163 81 108 50 463
Рисунок 2 - Анализ структуры документов по стандартизации в авиационной промышленности
17 марта 2022 г. состоялось заседание Технического комитета по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника», где одним из пунктов повестки дня являлось обсуждение Проекта 2-го этапа Программы стандартизации в авиационной промышленности на 2022-2027 гг.
Рисунок 3 - Предлагаемые изменения в ФЗ РФ «Воздушный кодекс РФ» в части технического регулирования и стандартизации
Программа стандартизации в авиационной промышленности на 2022-2027 гг. (2-й этап) состоит из шести разделов и включает работы по актуализации, разработке и внесению в Федеральный информационный фонд стандартов более 1380 документов по стандартизации [21]. В качестве приоритетных направлений формирования Программы национальной стандартизации в РФ на 2022 г. определено обеспечение реализации национальных проектов и государственных программ инструментами стандартизации.
Ключевыми областями разработки стандартов в 2022 г. являются такие как: информационные технологии; медицина и фармацевтика; безопасность и охрана окружающей среды; транспорт; обеспечение безопасности дорожного движения; предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций; обеспечение качества товаров (работ, услуг), процессов и технологий; единство измерений; атомная промышленность; химическая промышленность; композиционные и неметаллические материалы; специальные стали и прецизионные сплавы; станкостроение; авиационная промышленность; судостроительная промышленность; ракетно-космическая промышленность; биотехнологии; энергоэффективность; нефтегазовая промышленность; угольная промышленность; водородные технологии; промышленность строительных материалов; классификация и кодирование информации; интеллектуальная собственность и защита от контрафакта и другие [22]. Реализация Программы позволит обеспечить импортозамещение и внедрение современных технологий, направленных на усиление конкурентных позиций российских авиационных организаций на мировом рынке (в т.ч. на российском рынке), содействие достижению импортонезависимости в авиационной промышленности РФ путем актуализации и повышения эффективности применения действующего фонда нормативных и нормативно-технических документов в авиационной и смежных отраслях промышленности.
Декларируемые в ст. 3 ФЗ о техническом регулировании принципы также должны учитываться при формировании и реализации Программы стандартизации в авиационной промышленности на 2022-2027 гг., а также при разработке регламентирующих документов и практической деятельности.
Основные принципы технического регулирования[8]:
1. Соответствие системы технического регулирования уровню развития авиастроения и национальной экономики в целом, материально-технической базы и научно-технического развития. Так, требования, закладываемые в технические регламенты (ТР) и авиационные стандарты, должны:
а) разрабатываться, с одной стороны, с учетом возможности их технической реализации и последствий их введения для национальной экономики, бизнеса и потребителей;
б) с другой стороны, с учетом мирового уровня научно-технического развития, иначе документы в сфере технического регулирования превращаются в инструмент стагнации экономики и снижения конкурентоспособности отечественной продукции.
Рисунок 4 - Необходимые направления развития стандартизации оборонной, в т.ч. авиационной продукции
2. Применение единых правил установления требований к наукоемкой авиационной продукции и производственным процессам [23]. Принцип касается установления требований к безопасности продукции и означает, что:
а) требования формулируются единообразно независимо от вида наукоемкой авиационной продукции и процессов, формы собственности предприятия и т.д.;
б) единство и обязательность для исполнения на всей территории страны требований авиационных ТР, принятых Российской Федерацией;
в) устанавливаются единым субъектом - государством - с помощью единого носителя обязательных требований - ТР.
3. Формирование механизма технического регулирования на основе оценки риска применения наукоемкой авиационной продукции. Разработчикам ТР и производителям наукоемкой авиационной продукции необходимо доказывать, что риски, относящиеся к конкретной продукции, устранимы или минимизированы.
4. Недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР в авиастроении. Принцип направлен на исключение влияния частного капитала на деятельность, являющуюся по закону деятельностью государственного органа.
5. Установление в ТР эксплуатационных характеристик наукоемкой авиационной продукции. Различия одноименной продукции, произведенной по разной технологии в разных странах, не станет причиной барьера в торговле, если в ТР устанавливать не конструкционно-технологические, а эксплуатационные требования.
6. Предупреждение дискриминации. ТР применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от места происхождения наукоемкой авиационной продукции [24]. ТР, применяемые для допуска в страну импортируемой продукции, должны устанавливать не менее благоприятный режим, чем для собственной продукции на свой рынок. Этот же принцип распространяется на процедуры оценки соответствия. Принцип исключает политику «двух стандартов».
7. Обеспечение условий для взаимного признания в Российской Федерации иностранных государствах -торговых партнерах Российской Федерации результатов подтверждения соответствия [25].
Разобранные принципы 1-5 используются для регулирования на внутреннем рынке, принципы 6, 7 - на внешнем рынке.
Процессы трансформации системы технического регулирования РФ, происходящие на сегодняшний день, отражены на рисунок 5.
Рисунок 5 - Трансформация действующей системы технического регулирования
Далее на рисунках 6-8 показаны основные рискообразующие факторы влияния действующей системы технического регулирования на конкурентоспособность предприятий авиастроительной отрасли.
Однако, говоря о преимуществах стандартизации и технического регулирования при организации производства в авиастроительной отрасли, необходимо указать и основные, связанные с этим, риски.
Остановимся на трех группах наиболее распространенных рисков, сопутствующих процедурам стандартизации и технического регулирования, при организации производства в авиастроительной отрасли и возможных мерах по их преодолению.
Типы Факторы Цели системы Механизм влияния на
технического конкурентоспособность
регулирования
Ценовая Низкие цены Снизить Оптимальный режим
ресурс издержки технического
ов подтверждения ре(улирования позволяет
соответствия подтвердить соответствие
продукции обязательным
установленным требованиям с
требованиям наименьшим возможным
уровнем затрат, что позволит снизить издержки производителя.
ценовая Ресурсосбер повысить издержки требования к безопасности
ежение использовании производства стимулируют
технологий с производителей выбирать
низким уровнем более современные и
безопасности наукоемкие технологии, что
в долгосрочном перспективе стимулирует
_инновационное развитие
Рисунок 6 - Основные рискообразующие факторы влияния действующей системы технического регулирования и стандартизации на конкурентоспособность предприятий (организаций) авиастроительной отрасли
Типы Факторы Цели сисюш технического регужрования Механизм влития на конкур ешоспособность
Не-ценовая Обеспечение Оооигь издержни покупателей. Достоверное подтверждение
безопасност СВОа>«.[1 с поиском соответствия продукты
и продушин безопасней продукции, а приводит к повышенно
таюке издержки продавцов на убеждение покупателей в безопасности максимальной готовности потребителей платить за товар
производимой продукции
Внутрен-няя Предпоч-тения Снизить уровень риска, Достоверное подтверждение
потребителе й связанный с потреблением продумай. в предстаатении потребителей соответствия продукции устаноакмш требованиям приводит к расширению спроса со стороны
потребителей, отрицателю относящихся к риску
Внешняя Режим доступа Гармонизировать инструменты Гармонизадия регулирования
рьиш технического регулирования с целешми внешними рынками позволит снизить дополнительные затраты, необходимые для доступа на внешние ринки
Рисунок 7 - Основные рискообразующие факторы влияния действующей системы технического регулирования и стандартизации на конкурентоспособность наукоемкой авиационной продукции
1. Отсутствие ожидаемого «дебюрократизационного» эффекта от введения новых стандартов или элементов системы технического регулирования на предприятиях авиастроительной отрасли [26].
Отсутствие существенного снижения административного давления на авиастроительное производство вследствие принятия «первой волны» законопроектов из пакета по дебюрократизации (законы «О регистрации юридических лиц», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)») дает повод говорить о недостаточно эффективной политике дебюрократизации в целом.
Принятие обязательных требований на уровне федерального закона может вести к появлению большого количества «непредумышленных» барьеров. В частности, возможна ситуация, при которой к серьезным издержкам предприятий авиастроения будет приводить не соблюдение требований отдельного стандарта или ТР, а их совокупности (противоречивость требований, причем не на уровне текста законов, что преодолимо, а на уровне их практической реализации). При этом следует иметь в виду, что процедура корректировки ФЗ более сложная, чем подзаконного акта, так что возникшие вследствие «ошибки законодателя» барьеры будет достаточно сложно отменить или скорректировать.
Меры технического регулирования Характеристики рынков с Характеристики рынков с максимальным отрицательным
положительным эффектом эффектом
Сокращение административных Рынки однородной продукции издержек производителей (основной тип конкуренции -
(доступность обязательных ценовая) требований, оптимизация оценки соответствия)
Ужесточение обязательных Низкие барьеры Низкая текущая сравнительная |
требований входа/выхода на рынок конкурентоспособность
Высокая инвестиционная отечественных привлекательность отрасли производителей
Обноапение национа/ьных стандартов Высокая инвестиционная
привлекательность отрасли
Гармонизация с международными и Высокая доля экспорта в Высокая доля импорта на региональные обязательными производстве отрасли; низкая внутреннем рынке требованиями и стандартами доля импорта на внутреннем
рынке
Участие в разработке международных Отрасли с высокой долей экспорта стандартов или высоким экспортным
потенциалом
Рисунок 8 - Основные рискообразующие факторы влияния действующей системы технического регулирования и стандартизации на конкурентоспособность рынков наукоемкой авиационной продукции
Еще одна опасность связана с недостаточной «пропускной способностью» Государственной Думы. С учетом того, что стандарты и/или ТР представляют собой весьма специфические документы, оценка содержания которых во многих случаях требует специальных знаний, велики шансы, что они будут приниматься в спешке, без достаточного экспертного анализа. Соответственно, велик риск «ошибки законодателя» [27].
С другой стороны, при недостаточно быстром принятии стандартов и/или ТР возможна ситуация, когда их значительная часть будет принята постановлениями Правительства, что само по себе противоречит общей концепции, заложенной в законе. Таким образом, стадия принятия стандартов и/или ТР как законов также может оказаться «узким местом».
Существует также риск, что «дебюрократизационный» эффект законодательства о стандартизации и техническом регулировании будет снижен путем принятия отраслевых законов, устанавливающих обязательные требования к наукоемкой авиационной продукции, процессам производства и т.п., иные процедуры контроля за соблюдением этих требований, другие положения, не соответствующие положениям закона «О техническом регулировании».
В рамках создания системы технического регулирования возможен следующий ряд мер для снижения указанных рисков:
- необходимо скорейшее определение списка общих и, желательно, специальных стандартов и/или технических регламентов, которые должны быть приняты, и примерные сроки их разработки. Необходимо проранжи-ровать их по приоритетности, чтобы не допустить ситуации, при которой наиболее актуальные стандарты и/или ТР принимались в спешке или без соблюдения процедур. Существует риск, что первыми разрабатываться и вноситься в Государственную Думу будут отнюдь не те стандарты и/или ТР, которые действительно актуальны;
- необходима четкая позиция Правительства РФ, в каких случаях оно считает необходимым (допустимым) принятие стандартов и/или ТР собственным постановлением [26];
- при экспертизе проектов стандартов и/или ТР со стороны законодательной и исполнительной власти необходимо обращать внимание не только на текст данного конкретного документа, но и на его соотношение с другими подобными документами. Это предполагает расширение круга экспертных комиссий, рассматривающих проекты стандартов и/или ТР. Необходимость взаимоувязки стандартов и/или ТР должна быть учтена при разработке положений о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию и стандартизации;
- необходима разработка методических рекомендаций для контролирующих органов на переходный период, четко определяющих, каким образом определяется обязательность или необязательность требований, а также разъяснительная кампания для организаций и предприятий авиастроения;
- необходимо установление принципа, при котором при нарушении процедур разработки и публичного обсуждения проекта стандарта и/или технического регламента соответствующий закон не может быть принят;
- составной частью ТР должен быть перечень нормативных документов, включая ГОСТы, СанПины и т.п., которые отменяются в связи с введением данного технического регламента.
2. Риск негативного воздействия на конкуренцию.
Одним из основных факторов, определяющих состояние и характеристики конкуренции на рынке наукоемкой авиационной продукции, являются барьеры входа. В этой связи на первый план выходят ожидаемые распределительные аспекты тех правил, которые содержатся в ТР, тогда как координационные аспекты, отвечающие за снижение уровня неопределенности, оказываются побочным результатом такого рода взаимодействия [28].
Для получения конкурентных преимуществ в рамках законодательства о стандартизации и техническом регулировании может быть использовано несколько стратегий:
- лоббирование принятия стандартов и/или ТР, создающих барьеры входа на рынок / вытесняющих с рынка часть конкурентов;
- разработка и принятие национальных стандартов;
- создание систем добровольной сертификации.
Возможность использования системы технического регулирования для создания входных барьеров может привести и еще к двум неблагоприятным последствиям: отраслевому и содержательному перекосам системы обязательных требований [29].
Соответственно, возникает риск, что реальным критерием для разработки стандартов и/или ТР станет не общественная необходимость установления обязательных требований к экономической и информационной безопасности, а возможность использовать этот инструмент для ограничения конкуренции посредством создания барьеров входа [26].
Для снижения этого риска необходимы следующие основные меры:
- разработка и принятие программы разработки стандартов и/или ТР, позволяющей определить приоритетные сферы установления системы обязательных требований (как уже указывалось выше);
- технические регламенты, использование которых будет связано со значительными положительными внешними эффектами, но частные выгоды от которых не столь значительны, должны стать приоритетом в законодательной деятельности государства;
- обязательная оценка конкурентных последствий принятия ТР при проведении общей экспертизы проекта ТР.
3. Риски снижения качества наукоемкой авиационной продукции.
Вопрос о возможном снижении качества наукоемкой авиационной продукции логично вытекает из самой постановки задачи сокращения количества обязательных требований к продукции [26].
Следует иметь ввиду, что «старая» система при всей ее дороговизне и «тотальном» характере контроля не обеспечивала реальный контроль качества и безопасности. Нарушением считалось, прежде всего, отсутствие сертификата, а не низкое качество продукции, на которую был выписан этот сертификат. Переход к контролю по меньшему количеству позиций (и товарных групп, и параметров) возможно, позволит осуществлять контроль более тщательно. Потенциально чрезвычайно сильной мерой обеспечения безопасности наукоемкой авиационной продукции является процедура отзыва. Если система отзыва заработает, то опасность отзыва будет более действенным стимулом для обеспечения безопасности, чем риск быть оштрафованным контролирующим органом. С другой стороны, формулировки закона позволяют применять процедуры отзыва не только к производителю, но и к продавцу. В результате возможна ситуация, что контролирующие органы предпочтут выдавать предписания и применять эту процедуру именно к продавцам, а не к производителям, особенно если производитель находится в другом регионе или обладает существенной переговорной силой. В качестве основных мер для снижения этого риска предлагается:
- развитие правоприменительной практики по отзыву продукции, как по искам государственных контролирующих органов, так и по искам других заинтересованных субъектов (организаций потребителей и др.) с ориентацией на применение процедур отзыва к производителям или импортерам;
- создание национальной системы учета и анализа случаев причинения вреда вследствие нарушения требований ТР. Накапливаемая в результате информация позволит более адекватно оценить риски возникновения ситуаций, не соответствующих ключевым условиям технически регламентов, что в свою очередь позволит произвести более тонкую настройку контрольно-проверочной деятельности на стороне государства [8].
Вывод
В результате анализа основных направлений и преимуществ использования процедур стандартизации и технического регулирования при организации производства наукоемкой продукции в авиастроительной отрасли сформированы организационно-методические рекомендации по снижению и возможному предотвращению основных экономических рисков, связанных с использованием данных процедур. На основе такого анализа также предложена классификация основных рискообразующих факторов, сопутствующих проведению процедур технического регулирования и стандартизации, а, кроме того, предложены основные меры по их нейтрализации.
Источники:
1. Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 г.г.», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации 15.04.2014 г. № 303.
2. Федеральный закон от 27.12.2002 г. N° 184-ФЗ (ред. от 03.12.2012 г. с изменениями, вступившими в силу с 15.12.2012 г.) «О техническом регулировании».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».
4. Информационный менеджмент на предприятии: Учебник /Калачанов В.Д., Рыжко А.Л., Рыбников А.И., Шилов А.К., Джамай Е.В., Рузаков М.А., Рыжко Н.А.; Под редакцией д-ра экон. наук, проф. В.Д. Калачанова. - М.: Изд-во МАИ-ПРИНТ, 2012.
5. Информационный менеджмент на предприятии авиастроения. Учебник под научной редакцией д.э.н., проф. В.Д. Калачанова -М.: Ред. изд. центр ФГУП НИИСУ, 2011.
6. Организация производства наукоемкой продукции в авиастроении. Калачанов В.Д., Сорокин А.Е., Турищева М.А. Учебник. - Калуга: изд. КГУ им. К,Э. Циолковского, 2011 г.
7. Ратникова Е.А., Новиков С.Н., Калачанов В.В. Финансово-экономическая безопасность организации производства в высокотехнологичных секторах экономики. Уч. пособ. - М.: ФГБНУ «Аналитический центр», 2016.
8. Демин С.С., Ратникова Е.А., Бондарев Д.В., Сергеева А.Ю. Техническое регулирование инновационных процессов при производстве авиационной техники с учетом требований экономической безопасности // Научный вестник ГосНИИГА, февраль 2016 № 2 (325), - М.: Изд-во ГосНИИГА, февраль 2016 № 2 (325), (0,8 п.л. в т.ч. лично автором 0,3 п.л.).
9. Ратникова Е.А. Разработка организационно-методического механизма автоматизации управления рисками на предприятиях авиастроения // Научный журнал «Управленческий учет», № 6, 2021, УДК 658.5.
10. Васин С.М. Управление рисками на предприятии: учебное пособие / С. М. Васин, В. С. Шутов. - М.: КНОРУС, 2010.
11. Балабанов И. Т. Риск-менеджмент. — М.: Финансы и статистика, 2006.
12. Риск-менеджмент. Учебник для ВУЗов под ред. Орлова А.И. - М.: изд-во «Изумруд», 2003 г.
13. Зворыкина Т.И. Концептуальные основы формирования системы технического регулирования сферы услуг. Диссертация на соискание ученой степени д.э.н., Москва. 2005 г.
14. Повышение качества управления наукоемким машиностроением на основе корпоративной стандартизации: теория, методология, практика, https://vak.minobrnauki.gov.ru/advert/88117001.
15. Стандартизация и сертификация в туризме, https://lib.rucont.ru/efd/133990/info, 2009, Баумгартен Л. В.
16. https://portal.tpu.ru/SHARED/n/NNCH/academics/Модуль 3_Стандартизация_основыЛос.
17. http://spbguga.ru/wp-content/uploads/2016/10/MY-5.doc.
18. https://peskiadmin.ru/fundamentals-of-technical-regulation-in-technical-regulation.html.
19. http://info.levandovskiy.info/wp-content/uploads/2016/09/techn_reg_i_stand_2014_project.pdf.
20. http://minpromtorg.gov.ru/.
21. https://www.aviationunion.ru/media/news/23950/.
22. https://www.rst.gov.ru/portal/gost/home/presscenter/news7portal.
23. https://sarud.uni-hohenheim.de/fileadmin/einrichtungen/sarud/downloads/RUDECO_Modules/M11_RU_ Goryachkin.pdf
24. https://peskiadmin.ru/fundamentals-of-technical-regulation-in-technical-regulation.html.
25. Основы технического регулирования учеб. Пособие, https://lib.rucont.ru/efd/278523/info
26. http://gosniiga.ru/wp-content/uploads/2018/05/13-2016 .pdf.
27. https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskaya-priroda-tehnicheskogo-reglamenta-v-kyrgyzskoy-respublike
28. https://lib.rucont.ru/efd/393359/info.
29. Экономико-правовые проблемы технического регулирования в России, https://elibrary.ru/item.asp?id=27124621.