Научная статья на тему 'Анализ экономических показателей для оценки эффективности деятельности предприятия'

Анализ экономических показателей для оценки эффективности деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6721
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Букреев Павел Александрович

В статье проведен анализ экономических показателей для оценки эффективности функционирования предприятия. Показаны основные факторы, учитываемые при проведении оценки стоимости и эффективности деятельности предприятия.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Букреев Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n clause the analysis of economic parameters for an estimation of efficiency of functioning of the enterprise is lead. The major factors considered at carrying out of estimation of cost and efficiency of activity of the enterprise are shown.

Текст научной работы на тему «Анализ экономических показателей для оценки эффективности деятельности предприятия»



Таким образом, можно утверждать, что эффективное стимулирование в АО характеризуется участием работников в акционировании и позволяет повысить производительность труда. Тот факт, что при сохранении тенденции текучести персонала (на протяжении 2006-2007 гг.) и при одновременном признании большей частью акционеров, что владение акциями является сильным стимулирующим средством, производительность труда повышается, говорит о том, что данный показатель может считаться основным критерием эффективности внедряемых программ стимулирования в АО. Хотя сама динамика прироста показателей, изображенная на рис. 1, постепенно снижается, сама она является достаточной и положительной на протяжении рассматриваемого периода, что говорит об эффективной экономической политике АО. Поскольку нам известно, что никаких существенных шагов в прочих функциональных областях деятельности не предпринималось, мы считаем, что основная заслуга обусловлена реализацией стратегии стимулирования труда.

Кроме того, владение акциями, которое предполагает при дальнейшем эффективном акционировании корпорации, рост дивидендов, существенно снижает зависимость уровня мотивации к труду от наличия карьеры и прочих факторов. То есть, в данном случае для ощущения стабильности рабочего места и прогнозируемого будущего, получаемого от участия в собственности корпорации, оказывается достаточно для того, чтобы персонал работал эффективно и был заинтересован в повышении производительности труда.

Таким образом, стимулирование мотивации персонала корпорации и формирование нового сегмента владельцев акций предприятия может, по нашему мнению, привести к преодолению отчуждения персонала от средств производства и результатов труда, а также даст важный эффект в виде повышения производительности труда.

Разработка и реализация программ стимулирования персонала являются важнейшими направлениями повышения производительности труда и эффективности функционирования акционерных обществ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Турчинов А.И. Социальная ценность экономики труда как науки и практической деятельности// Концептуальные аспекты управления персоналом: материалы всероссийской научно-практической конференции — СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. 2005. С. 43.

2. Экономика предприятия / Под ред. А.Я.Гринберга. М.: Дело. 2003. С. 219.

3. Громова Д. Мотивация персонала в условиях антикризисного управления и реструктуризации // Материалы всероссийской конференции «Управление в России: зачем мы нужны миру?» Москва, МГУ, 12-13 сентября 2006 г. М.: Изд-во МГУ. 2006. С. 131.

Букреев П.А.

Анализ экономических показателей для оценки эффективности деятельности предприятия

Процессы глобализации и роста рынков, стремительное развитие новых рынков, внедрение новых технологий и многократное усиление конкуренции привели к появлению постоянно меняющейся внешней среды, и как следствие,

усложнили весь процесс управления предприятием. В этих условиях при сохранении базовых принципов финансового менеджмента сам процесс управления потребовал поиска новых подходов и разработки новых критериев его эф-

фективности, способных повысить конкурентоспособность компаний и устранить противоречия между руководителями предприятия и ее собственниками.

Важнейшей характеристикой деятельности предприятия является эффективность. В самом общем виде экономическую эффективность можно определить как отношение результатов к затратам на их достижение. Именно рост эффективности, получение максимального результата характеризует экономический прогресс организации в условиях ограниченности ресурсов. При этом вопрос эффективной деятельности организации — является основной проблемой экономической науки [1, с. 27].

Показатели экономической эффективности отражают реакцию организаций на изменения во внешней среде и внутренние процессы развития самого предприятия. Руководитель должен четко понимать, как эффективно работает компания, насколько последовательно она приближается к поставленным целям.

Обычно под экономической эффективностью понимается тот количественный результат, с которым предприятие достигает намеченные тактические и стратегические цели. Традиционно диагностирование устойчивости и эффективности работы предприятия реализовывалось с помощью финансовых показателей, которые отражались в бухгалтерской и управленческой отчетности.

Существующие методы оценки экономической эффективности деятельности предприятия требуют соблюдения определенных требований для обеспечения наглядности и сопоставимости данных, корректной трактовки получаемых значений показателей и правильной интерпретации результатов.

Успешная деятельность предприятий, функционирующих в рыночной среде, подтвердила необходимость по новому обосновать систему частных и общих показателей эффективности. Это требует анализа особенностей внешней среды предприятия, причин изменения самих показателей и исходных данных для их расчета.

Повышение значимости внешнего окружения, использование факторов рыночной неопределенности для выработки стратегии организации обусловили появление стратегического планирования, которое пришло на смену долгосрочному планированию на основе анализа внутренних возможностей предприятия.

Стратегическое планирование позволило по-новому раскрыть сущность финансовых и нефинансовых показателей эффективности принимаемых решений. Для вариативного анализа стали разрабатываться финансовые показатели, которые позволили комплексно оценивать преимущества сценариев развития, сопоставлять и сравнивать их. Стратегия предприятия без экономического обоснования не может быть использована собственниками, руководителями, сотрудниками. Появилось осознание значимости комплексной оценки стратегических планов, которая обеспечивается системой взаимосвязанных финансовых и нефинансовых показателей, относящихся к разным уровням управления.

Основная проблема, которую следует решить при обосновании экономической эффективности, — согласование выбранной стратегии предприятия с интересами собственников и руководителей на разных уровнях управления с учетом передаваемой им ответственности.

Возникшее противоречие между факторами, направленными на создание широких конкурентных возможностей, и малоактивной моделью бухгалтерской отчетности предприятия привело к созданию некоего синтезированного явления — сбалансированной системы показателей (ССП) [3, 6].

Разработка концепции формирования ССП была обусловлена следующими причинами:

—требуется формирование дерева взаимосвязанных показателей, различающихся по уровню управления и характеризующих вклад каждого уровня в общий интегральный показатель эффективности.

— необходимо анализировать не только финансовые, но и другие экономические показатели.

— финансовые показатели не могут определяться только информацией организации, поскольку собственник имеет альтернативные варианты вложения средств. Организация должна быть привлекательна для инвестора, поэтому в составе показателей эффективности должны быть индикаторы, отражающие требования и ожидания инвесторов. [3, с. 69]

Традиционные относительные показатели экономического состояния предприятия, полученные на основе данных финансовой отчетности, могут быть представлены в виде математических выражений, которые отражены в таблице.

Относительные показатели оценки эффективности деятельности предприятия

Показатель Формула расчета

Коэффициент реинвестирования (Retention Ratio) RR = RE , NPAT где RE — реинвестированная прибыль (Retainded Earnings), NPAT — чистая прибыть после налогообложения (Net Profit after Tax)

Коэффициент роста собственного капитала (Equity Growth) EG = E1, e2 где Ej — собственный капитал на начало периода (Equity), E2 — собственный капитал на конец периода

Рентабельность собственного капитала (Return on Equity) ROE = NPAT, E где NPAT — чистая прибыль после налогообложения (Net Profit after Tax), E — собственный капитал (Equity)

Экономический рост компании (Sustainable Growth) SG = RONA x FL x RR x(P - Ia) X (1 - T) x E , P e где RONA — рентабельность чистых активов (Return on Net Assets), FL — финансовый рычаг (Financial Leverage), RR — коэффициент реинвестирования (Retention Ratio), P — оперативная прибыль (Operational Profit), Ia — сумма процентов по кредиту (Interest amount), T — процентная ставка налога на прибыль

Рентабельность чистых активов (Return on Net Assets) RONA = P, NA где P — оперативная прибыль (Operational Profit), NA — чистые активы (Net Assets)

Рентабельность продаж (Return On Sales) ROS = b-TP, SP где bTP — прибыль до вытлаты налогов (before-Tax Profit), SP — выручка от реализации (Sale Proceeds)

Относительные показатели оценки деловой активности предприятия

Показатель Формула расчета

Оборачиваемость чистыгх активов (Activity Ratio) AR = SP, NA где SP — выручка от реализации (Sale Proceeds), NA — чистые активы (Net Assets),

Оборачиваемость оборотных фондов (Inventory Turnover) IT = —, In где SP — выручка от реализации (Sale Proceeds), In — оборотные фонды (Inventory)

Оборачиваемость запасов (Stock Turnover) ST = —, S где SP — выручка от реализации (Sale Proceeds), S — запасы (Stock)

Оборачиваемость дебиторской задолженности (Average Collection Period) ACP = AAR x 365, S где AAR — средний размер дебиторской задолженности (Average Accounts Receivable), NT — чистый объем продаж (Net Trade)

Абсолютные финансово-экономические показатели деятельности предприятия

Относительные показатели оценки ликвидности и рыночной устойчивости предприятия

Показатель Формула расчета

Коэффициент финансовой независимости (Equity to Total Assets) E ETA = —, TA где E — собственный капитал (Equity), TA — суммарный актив(ТЛа1 Asset)

Текущий коэффициент ликвидности (Current Ratio) CR = FA, FL где FA — текущие активы (Floating Assets), FL — текущие пассивы (Floating Liabilities)

Критический коэффициент ликвидности (Quick Ratio) QR = CA + AR, FL где CA — денежные средства (Cash Assets), AR — дебиторская задолженность (Accounts Receivable), FL — текущие пассивы (Floating Liabilities)

Коэффициент покрытия процентов по кредиту (Times Interest Earned) TLE = bTP, Ia где bTP — прибыль до выплаты налогов (before-Tax Profit), Ia — сумма процентов по кредиту (Interest amount)

Показатель Формула расчета

Чистая прибыль (Net Profit) NP = bTP - Ia - PT где bTP — прибыль до выплаты налогов (before-tax Profit), Ia — сумма процентов по кредиту (Interest amount), PT — налог на прибыль (profits tax)

Чистые активы (Net Assets) NA = E + LtC + StC где E — собственный капитал (Equity), LtC — долгосрочный кредит (long-term credit), StC — краткосрочный кредит (short-term credit)

Оборотные активы (Working Assets) WA = S+AR + CA - AP где S — запасы (Stock), AR — дебиторская задолженность (Accounts Receivable), CA — денежные средства (Cash Assets), AP — кредиторская задолженность (Account Payable)

Дебиторская задолженность (Accounts Receivable)

Кредиторская задолженность (Account Payable)

Оценка эффективности работы предприятия, как правило, основывается на анализе рассмотренных выше различных финансовых показателей. Однако, составляя список финансовых коэффициентов, на основании которых будут приниматься стратегические решения, необходимо учитывать преимущества и недостатки использования этих показателей на практике.

Традиционно организации анализируют и планируют чистую прибыль, а также денежные потоки, которые давно стали стандартной практикой оценки эффективности работы предприятия, но другие показатели, используются далеко не на всех предприятиях.

Современному руководителю необходимо понимать особенности расчета и применения таких показателей эффективности, как рентабельность инвестиций, остаточный доход, экономическая добавленная стоимость и рыночная стоимость компании.

Рентабельность инвестиций (Return on Investments, ROI) рассчитывается как отношение чистой прибыли к инвестициям, осуществленным в организацию [9, с. 119] Под инвестициями необходимо подразумевать не только инвестированные денежные средства (собственные и заемные), но и переданные подразделению активы (оборудование, технологии, товарные знаки)

где NP — чистая прибыль (Net Profit), E — собственный капитал (Equity), FL — долгосрочные обязательства (Fixed Liabilities)

Оценку эффективности работы предприятия на основании показателя рентабельности инвестиций следует проводить по сопоставимым данным аналогичных компаний. Среди основных недостатков, связанных с расчетом ROI, можно выделить возможность искажения этого показателя в результате минимизации затрат (например, сокращения издержек на НИОКР). Поскольку в таких случаях значение рентабельности инвестиций повысится, при возможном ухудшении перспектив предприятия.

Остаточный доход (Residual Income, RI) рассматривается как аналог показателя чистой прибыли, но учитывает стоимость капитала компании.

RI = OP - IV X г,

где OP — операционная прибыль (Operating Profit), IV — объем инвестиций (Investments Volume) г — норма прибыли (Rate of return) Основное преимущество использования показателя остаточного дохода для оценки эффективности работы предприятия — возможность учета стоимости инвестированных средств. Показатель остаточного дохода обладает всеми преимуществами, присущими показателю ROI. Вместе с тем, в отличие от ROI, на основе этого показателя можно принимать управленческие решения о продаже неэффективных подразделений без дополнительных корректировок.

К недостаткам показателя RI можно отнести определение значение в абсолютных величинах, поэтому на его основе сложно сравнивать эффективность работы не зависящих друг от друга компаний.

Экономическая добавленная стоимость (Economic Value Added, EVA) может рассматриваться как модифицированный подход к определению остаточного дохода. [2, 73]

Расчет экономической добавленной стоимости можно провести несколькими способами:

EVA = NOPAT - WACC X CI,

EVA = CI X (ROIC - WACC),

где NOPAT — чистая операционная прибыль за вычетом налогов до выплаты процентов (Net Operating Profit After Taxes),

WACC — средневзвешенная стоимость капитала (Weighted Average Cost of Capital),

CI — инвестированный капитал (Capital Invested),

ROIC — рентабельность инвестированного капитала (Return on Invested Capital)

К основным преимуществам использования показателя экономической добавленной стоимости можно отнести то, что этот показатель, учитывает стоимость инвестированного капитала. При расчете EVA необходимо учитывать активы, которые не были отражены в бухгалтерском учете. Это позволяет оценить эффективность использования новых технологий, патентов, лицензий, ноу-хау и учесть большее количество факторов, влияющих на эффективность работы организации [8, с. 79].

К недостаткам использования этого показателя на практике можно отнести необходимость расчета двух различных показателей для целей мотивации руководителей и для оценки эффективности работы подразделения, что значительно повысит трудоемкость расчетов. В первом случае из расчета показателя EVA следует исключить те активы, которыми менеджмент не может управлять в силу ограниченных полномочий.

Для инвесторов и акционеров рыночная стоимость компании (Market Value, MV) является показателем, определяющим величину их потенциальных доходов. Поскольку ожидаемые владельцами будущие дивиденды и доходы от акций основываются на реальной стоимости предприятия или его способности генерировать денежные потоки, изменение рыночной стоимости может считаться одним из важнейших показателей оценки деятельности предприятия со стороны акционеров [5, стр. 263].

При определении стоимости предприятия, как правило, используется два основных подхода:

I. Рыночная стоимость определяется как произведение акций компании на их справедливую рыночную цену, за которую участники фондового рынка готовы приобрести эти акции.

II. Стоимость предприятия исчисляется на основании денежных потоков, которые, по прогнозам экспертов, она способна генерировать на протяжении длительного времени.

Основным существенным недостатком показателя рыночной стоимости предприятия является большое количество допущений и прогнозов, которые приходится использовать при его расчете. Вместе с тем этот показатель позволяет наиболее полно учесть все факторы, влияющие на эффективность работы предприятия.

Для достоверной и надежной оценки результатов деятельности компании, необходимо учесть следующие важные особенности использования различных финансовых показателей, а именно:

1) многие финансовые коэффициенты и показатели не позволяют получить полную достоверную картину финансового состояния предприятия. Например, пересмотр продуктовой матрицы предприятия на основе показателя рентабельности продаж товара может привести к сокращению величины прибыли по причине неучтенного показателя оборачиваемости товара.

2) в расчете отдельных показателей применяется историческая стоимость различных активов и пассивов, тогда как реальные условия ведения бизнеса требуют использования справедливых рыночных цен, откорректированных с учетом инфляции.

Следует отметить, что использование для оценки результативности работы предприятия только финансовых показателей не позволит заранее диагностировать многие проблемы, такие как снижение качества выпускаемой продукции, уровень обслуживания клиентов, эффективность управления персоналом.

Рассмотренные в статье показатели, применяемые для оценки эффективности деятельности предприятия, могут применяться при разработке финансовой перспективы ССП. При интерпретации полученных расчетных значений описанных показателей, крайне важно понимать, какая информация послужила основой для расчета.

Исходя из того что важнейшей задачей предприятия является повышение эффективности

его деятельности, необходимо учитывать следующее:

• финансовые показатели деятельности предприятия должны быть всеобъемлющими и соответственно включать рост доходов, денежных потоков и прибыли на инвестиции;

• в течение жизненного цикла предприятия на каждой стадии роста различные финансовые показатели имеют различную степень важности. Поэтому традиционно рассчитываемые показатели не должны «затмевать» другие значимые показатели;

• измерение эффективности работы предприятия с помощью набора финансовых показателей необходимо совместить отслеживанием фактического выполнения запланированных значений показателей.

Таким образом, описанные автором показатели эффективности и методы их расчета помогают принимать обоснованные управленческие решения. Каждый отдельно взятый показатель не может достоверно и однозначно характеризовать ту или иную ситуацию. В случаях, когда значения одних показателей находятся в пределах нормы, а другие нельзя считать удовлетворительными, требуется детальный и комплексный анализ для окончательного вывода об экономической эффективности организации.

Успешные предприятия находят разумный баланс между общими подходами к информационно-аналитическому обеспечению и собственной индивидуальностью, используют комбинацию различных подходов, моделей и систем, дополняющих друг друга.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Булгакова Л.А. Оптимизация соотношения факторов производства и оценка эффективности их использования // Финансы и кредит. 2003. № 19(133). С. 27-31.

2. Воронина Л.А., Шевченко И.В. Сбалансированная система финансовой оценки стратегического развития российских нефтегазовых корпораций на основе зарубежного опыта // Финансы и кредит. 2006. № 10 (214). С. 64-75.

3. Жданов А.Ю. Стратегическая информация на службе корпоративного управления: современные подходы к постро ению системы показателей // Финансы и кредит. 2004. № 16(154). С. 60-69.

4. Кабанов В.Н., Михайлов С.Н. Интегральный показатель экономической надежности как определяющий элемент диагностической оценки функционирования процессов промышленной организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. № 6. С. 112-114.

5. Кокинз Г. Управление результативностью: Как преодолеть разрыв между объявленной стратегией и реальными процессами / Гэри Кокинз; Пер. с аргл. М.: Альпина Бизнес Букс. 2007. 315 с.

6. Крылов С.И. Сбалансированная система показателей как аналитический инструмент стратегического управления в условиях современной

рыночной экономики // Экономический анализ. 2007. № 24(105). С. 2-10.

7. Медников В.И., Орехов С.А. Эффективное управление предприятием // Экономика и управление. 2007. № 2(28). С. 101-106.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Управление эффективностью бизнеса. Концепция Business Performance management / Е.Ю. Духонин, Д.В.Исаев, Е.Л.Мостовой и др.; Под ред. Г.В. Генса. М.: Альпина Бизнес Букс. 2005. 269 с.

9. Фелпс Боб Умные бизнес-показатели: Система измерений эффективности как важный элемент менеджмента /Пер. с англ. Днепропетровск: Баланс-Бизнес Букс. 2004. 312 с.

10. Яшин С.Н., Яшина Н.И. Совершенствование теоретических и практических основ определения экономического состояния промышленных предприятия в целях управления их экономическим развитием // Финансы и кредит. 2003. № 12(216). С. 43-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.