УДК 339.9
АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ
Ермаков Д.Н. - д.э.н., д.полит. н., проф., профессор АНО ВО «Национальный институт бизнеса»,
г. Москва, РФ https://orcid.org/ 0000-0002-0811-0058 ermakov@iccaras.ru Ткаченко Д.Ю. кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и бухгалтерского учета АНО ВО «Национальный институт бизнеса»,
г. Москва, РФ. https://orcid.org/0000-0002-0119-237X
Аннотация. Данная статья посвящена существующим механизмам противодействия экономическим санкциям в России и Китае. Выбор этих стран не случаен. В настоящее время существует довольно небольшое количество инструментов воздействия на государства в сфере международных отношений. Наиболее эффективным средством являются экономические санкции, которые применяются против государств, проводящих политику, не всегда удобную для других государств. В современном мире именно Россия и Китай являются государствами, против которых достаточно активно применяются экономические санкции. Важно провести сравнительное исследование правовых механизмов противодействия применяемым экономическим санкциям.
Ключевые слова: «сравнительное исследование», «встречный правовой механизм», «экономические санкции», «встречный правовой механизм против экономических санкций».
ANALYSIS OF ECONOMIC MECHANISMS OF OVERCOMING THE RUSSIAN FEDERATION AND THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA INTERNATIONAL SANCTIONS
Ermakov D.N.- Grand Dr. of Economy Science, Grand Dr. of Political Sciences, professor ANO VO "National Institute of Business", Moscow, Russian Federation ermakov@iccaras.ru https://orcid.org/ 0000-0002-0811-0058
Tkachenko D.Y. Candidate of Economic Sciences,
Associate Professor, Associate Professor of Finance and Accounting Department ANO VO "National Institute of Business",
Moscow, Russia.
Annotation. This article is devoted to the existing mechanisms of countering economic sanctions in Russia and China. The choice of these countries is not accidental. Currently, there are quite a small number of instruments of influence on States in the field of international relations. The most effective means are economic sanctions, which are applied against States pursuing policies that are not always convenient for other States. In the modern world, it is Russia and China that are the states against which economic sanctions are being applied quite actively. It is important to conduct a comparative study of the legal mechanisms of opposition to the applied economic sanctions. Keywords: Comparative study, counter legal mechanism, economic sanctions, counter legal mechanism against economic sanctions.
Нет никаких признаков ослабления глобальных экономических санкций против России или Китая, принятых США. Эти санкции оказали большое влияние на мировую экономику. Ограничительный контроль за импортом и экспортом препятствует потоку сырья и промежуточных товаров, задерживая или даже останавливая производство товаров. В последние годы односторонние экономические санкции США продемонстрировали три основные тенденции. Во-первых, диверсификация санкций, от "первичных санкций" против целевых стран до "вторичных санкций" и даже "третичных санкций". Во-вторых, сфера применения санкций стала шире, и она расширилась от торгового контроля до финансовой сферы; в-третьих, ее власть стала сильнее, и применение односторонних экономических санкций стало нормой, что серьезно нарушает основополагающий принцип международного права суверенного равенства. [ ] Что такое санкции? Хотя в международном праве нет единого авторитетного определения, термин "санкция" обычно используется для обозначения политических и правовых принудительных мер, не связанных с войной, которые принимаются одним или различными государствами, чтобы заставить государство, на которое распространяются санкции, изменить свои политические или экономические решения. Правовая база санкций США состоит из трех взаимосвязанных уровней: законов, обнародованных Конгрессом, исполнительных указов, изданных президентом, и директив или правил, [2] Эти статуты являются основой санкций США, уполномочивая США реализовывать свои цели в области национальной безопасности и внешней политики путем принятия конкретных мер (включая санкции) и, таким образом, обеспечивая внутреннюю законность односторонних санкций. IEEPA, в частности, уполномочивает президента США вводить экономические санкции для борьбы с
определенными обычными и чрезвычайными угрозами. Во-вторых, президент США имеет дополнительные полномочия издавать указы в соответствии с указанными статутами для определения объема и степени санкци-онных мер. В настоящее время президент Джо Байден продолжил эту программу, подписав 15 апреля 2021 года вступивший в силу указ 14024 «О блокировании собственности в связи с указанной вредной иностранной деятельностью Правительства Российской Федерации». Эти указы устанавливают рамки для действующих санкций США, уточняя тип, сферу применения и стандарт каждой санкции. В-третьих, по завершении действия санкций определенные департаменты или ведомства федерального правительства США впоследствии будут применять законы и правила о санкциях, издавая директивы или правила. Таким образом, Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов (OFAC) отвечает за разработку, внедрение и обеспечение соблюдения санкций США путем издания директив в соответствии с указами президента. Например, OFAC выпустило 4 директивы в соответствии с Е.О. 14024, а именно Директиву 1А "Запреты, связанные с определенным суверенным долгом Российской Федерации". [3] Поскольку важной целью введения экономических санкций США является продвижение своих целей в области национальной безопасности и внешней политики, несоблюдение санкций считается угрозой национальной безопасности или международным отношениям. Таким образом, несоблюдение санкций обязательно может привести к серьезной уголовной или гражданской ответственности. Активное применение внутренних и международных правил для борьбы с санкциями и совместной работы по созданию системы защиты от санкций. Правовой механизм борьбы с санкциями характеризуется профессионализмом, технологией и сложностью, и каждой стране необходимо быть знакомой с правовыми механизмами и механизмами и постепенно устанавливать международно-правовые принципы, отражающие практику или ценности России и Китая. Россия и Китай должны и далее совершенствовать внутренние законы, регулирующие международную торговлю, инвестиции, финансовые и экономические трения, занимают активную позицию для решения различных неблагоприятных ситуаций с помощью различных правовых систем. [4] Предотвращение и ограничение торгового протекционизма и односторонности других стран не только сдержит силы торгового протекционизма, но и повысит силу и эффективность внешнеторговых, инвестиционных, финансовых и экономических переговоров наших стран, а также эффективно расширит участие наших стран в системе международного экономического управления и права высказываться, и направлять развитие международного экономического порядка в направлении, которое отвечает национальным интересам и ценностным требованиям наших стран. Лучшим подходом для России и Китая является активное применение международных правил для борьбы с санкциями и вторичными санкциями США, а также совместная работа по созданию системы защиты
от санкций. Во-первых, активно участвовать в разработке международных правил и создавать органичную институциональную экологическую сеть. Путем активного участия в формулировании международных правил при построении системы защиты от санкций, создания органической институциональной экологической сети с различными странами и активного использования международных правил для борьбы с санкциями и вторичными санкциями, а также создания многостороннего механизма урегулирования санкций через механизм урегулирования споров ВТО. "Гибридная территориальная и личная" юрисдикция, предложенная Соединенные Штаты не соответствуют юрисдикционным принципам международного права.
Законность вторичных санкций уже была опровергнута в 1996 году резолюцией 51/22 Генеральной Ассамблеи ООН.[5] В то же время и Россия, и Китай могли бы в полной мере задействовать механизм сотрудничества инициативы "Пояс и путь", укрепить институциональные связи со странами вдоль маршрута взаимовыгодного сотрудничества и объединить рамки сотрудничества Шанхайской организации сотрудничества и другие рамки сотрудничества для углубленного многостороннего и регионального сотрудничества, мобилизовать энтузиазм стран-партнеров в отношении участия, инициативы в области управления, инноваций и синергии, а также внести свой вклад в создание и развитие международной системы борьбы с санкциями.
Список использованных источников
1. Mohamad, R. (2015). Unilateral Sanctions in International Law: A Quest for Legality. In: Marossi, A., Bassett, M. (eds) Economic Sanctions under International Law. T.M.C. Asser Press, The Hague.
2. DIRECTIVE 1A1 UNDER EXECUTIVE ORDER 14024 Prohibitions Related to Certain Sovereign Debt of the Russian Federation //https://home.treasury.gov/system/files/126/russia_directive_1a.pdf
3. Tom Ruys, Cedric Ryngaert, Secondary Sanctions: A Weapon out of Control? The International Legality of, and European Responses to, US Secondary Sanctions, British Yearbook of International Law, 2020.
4. H.R.927 - Cuban Liberty and Democratic Solidarity (LIBERTAD) Act of 1996 //https://www.congress.gov/bill/104th-congress/house-bill/927/text.
5. See Jeffrey A. Meyer, Second Thoughts on Secondary Sanctions, 30 U. Pa. J. Int'l L. 940 (2009).
References
1. Mohamad, R. (2015). Unilateral Sanctions in International Law: A Quest for Legality. In: Marossi, A., Bassett, M. (eds) Economic Sanctions under International Law. T.M.C. Asser Press, The Hague.
2. DIRECTIVE 1A1 UNDER EXECUTIVE ORDER 14024 Prohibitions Related to Certain Sovereign Debt of the Russian Federation //https://home.treasury.gov/system/files/126/russia_directive_1a.pdf
3. Tom Ruys, Cedric Ryngaert, Secondary Sanctions: A Weapon out of Control? The International Legality of, and European Responses to, US Secondary Sanctions, British Yearbook of International Law, 2020.
4. H.R.927 - Cuban Liberty and Democratic Solidarity (LIBERTAD) Act of 1996 //https://www.congress.gov/bill/104th-congress/house-bill/927/text.
5. See Jeffrey A. Meyer, Second Thoughts on Secondary Sanctions, 30 U. Pa. J. Int'l L. 940 (2009).