Научная статья на тему 'Анализ эффективности управления организацией (методологический подход)'

Анализ эффективности управления организацией (методологический подход) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
944
470
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ. / СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ. / УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ БИЗНЕСА. / EFFICIENCY AND EFFECTIVENESS OF A COMPANY MANAGEMENT. / BALANCED SCORECARD. / BUSINESS EFFICIENCY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бородина Елена Ивановнаu, Болотова Лидия Сергеевнаu

Анализ эффективности управления в современных условиях имеет ключевое значение при разработке системы показателей для стратегического и оперативного управления, при сопоставлении фактически достигнутых результатов с целевыми значениями разработанных показателей, выявлении причин отклонений и резервов развития компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бородина Елена Ивановнаu, Болотова Лидия Сергеевнаu

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analyzing the efficiency of organization management (theoretical approach)

Analysis of management efficiency represents a key point in developing a system of indicators to facilitate strategic and operational management, when comparing the results actually achieved with the the targeted values, as well as revealing the causes of deviations and the existing potential of a company's development..

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности управления организацией (методологический подход)»

анализ эффективности управления организацией (методологический подход)

Е.и. Бородина

доцент кафедры «Экономический анализ и аудит» Финакадемии

л.С. Болотова

стажер ЗАо «кПМГ»

Методологический подход к анализу эффективности управления организацией, по мнению ав-торов, должен быть основан, прежде всего, на разграничении понятий «эффективность» и «результативность»1 .

Эффективность - это соотношение между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами применительно к конкретному объекту анализа, тогда как результативность - степень достижения запланированных результатов (целей), сформулированных для разных уровней управления, решения конкретных задач и разных временных отрезков.

Стремление к эффективности не имеет смысла без постановки задачи. Применительно к деятельности хозяйствующего субъекта как сложной социально-экономической системы, такой задачей является разработка стратегических целей, достижение которых необходимо обеспечить наиболее экономичным способом, учитывая изменчивость внешней среды и в соответствии с потенциалом организации. Достижение цели любой ценой при высоких издержках производства, сбыта и управления не может дать долговременного эффекта, поэтому результативность и эффективность управления организацией необходимо рассматривать в едином контексте.

Проблема анализа и оценки результативности и эффективности управления сложна и многогранна. Во-первых, она актуальна для организации в целом и разных уровней управления в организации; может быть рассмотрена применительно к основным и

инфраструктурным бизнес-процессам; к системе в целом и к отдельным её элементам; к используемым ресурсам и готовому продукту. Во-вторых, анализ результативности и эффективности управления не может быть проведён без учёта тех управленческих технологий, которые применяются в организации для достижения целей. В-третьих, анализ невозможен без системы показателей, характеризующих эффективность управления.

Объектом анализа является эффективность управления организацией в процессе достижения поставленных целей как целостное понятие, которое может быть представлено следующими взаимосвязанными и взаимодействующими элементами:

• эффективность общей организационной структуры компании, которая должна соответствовать реализации её стратегии и не может оставаться неизменной при изменении стратегии;

• эффективность управленческой деятельности как особого вида трудовой интеллектуальной деятельности;

• эффективность бизнес-процессов управления, обеспечивающих инфраструктуру бизнеса;

• эффективность маркетинга, непосредственно обеспечивающего связь организации с рынком;

• производственная эффективность (основные бизнес-процессы, технологии, производственные ресурсы, текущие затраты, качество и т.д.);

• эффективность управления человеческими ресурсами как особым видом приоритетного ресурса;

1 PeterF. Drucker. The Effective Executive // Published by Elsevier Ltd., 2007, c. 2.

• финансовая эффективность, получающая отражение в обобщающих стратегических финансовых показателях.

При этом неодинаковые стратегические цели компаний могут иметь одну основу - направленность на увеличение стоимости компании. Тогда проблема анализа и оценки эффективности и результативности преломляется через призму факторов стоимости, что требует соответствующей системы финансовых и нефинансовых показателей, обоснования их количественных значений и разработки методики их анализа и оценки.

Возникает закономерный вопрос: что понимать под системой показателей, которую необходимо разработать для анализа эффективности управления? В последние годы наиболее востребованной концепцией является концепция сбалансированной системы показателей, предложенная Капланом Р. и Нортоном Д. (далее - BSC)1, которая содержит четыре перспективы (составляющие) и соответственно четыре блока взаимосвязанных стратегических показателей.

Показатели финансовой перспективы содержат обобщающие финансовые показатели, призванные ответить на ожидания акционеров. В их число могут входить такие традиционные показатели, как объём продаж, чистая прибыль, рентабельность используемого капитала и др., и относительно новые в практике управления, например, экономическая добавленная стоимость. Выбор конкретного набора финансовых показателей, как считают Каплан и Нортон, необходимо привязать к этапу бизнес-цикла, поскольку возможны различные стадии стратегического развития, вплоть до ликвидации бизнеса. Такой подход представляется важным для правильного выбора показателей и оценки результативности и эффективности, учитывая характер поставленных целей.

Выбранные сегменты рынка как источники дохода могут быть описаны системой показателей, соотнесённых, во-первых, с состоянием целевых потребительских групп, во-вторых, направленных на достижение удовлетворенности покупателей, расширение клиентской базы, в-третьих, на рост дохода в расчёте на постоянных покупателей, новых покупателей и прибыльность клиентов. Эта группа показателей формирует клиентскую перспективу.

Наиболее специфичной является составляющая внутренних бизнес-процессов, показатели которой

характеризуют инновационную, операционную деятельность и послепродажное обслуживание, направленные на удовлетворение потребностей клиентов. Каплан и Нортон рекомендуют определять полную стоимостную цепочку внутренних бизнес-процессов и разрабатывать показатели этого блока после показателей финансовой и клиентской перспектив, что позволяет ориентировать параметры бизнес-процессов на цели двух предыдущих блоков.

Последняя составляющая BSC формирует цели и показатели обучения и развития персонала, которые следует рассматривать как факторы для выполнения уже сформулированных целей в первых трёх компонентах. Последний блок представляется достаточно разнородным, т.к. предполагает три различных, по сути, элемента:

- возможности работника;

- возможности информационных систем;

- мотивацию, делегирование полномочий, соответствие личных целей корпоративным.

На наш взгляд, разработка подсистемы показателей этого блока представляется наиболее сложной, так как наряду с известными и традиционными показателями (показатель текучести кадров) предполагается использование показателей удовлетворённости работника, эффективности работника и др. Эффективность работника понимается как соотношение количества произведенной продукции и численности работников, занятых её изготовлением. Однако же не все категории персонала могут быть оценены таким образом.

Достаточно ли оценивать достижение целей и эффективность управления в соответствии с концепцией BSC2, если предлагаемый Капланом и Нортоном подход построен на показателях, отражающих достижение стратегических целей, а значит, результаты функционирования компании в целом, а точнее, объекта управления в экономической системе. Рассматривая вопросы инициативности работников и мотивации персонала, важность работы в команде, Каплан и Нортон не уделяют внимания проблемам оценки управленческого труда и эффективности управленческих бизнес-процессов.

С позиций концепции эффективности управления бизнесом показатели, характеризующие качество труда руководителей, взаимодействие менеджеров разных подразделений и, следовательно, последствия управленческих решений не менее важны, чем показатели клиентского блока или пока-

1 Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. // ЗАО «Олимп-Бизнес», Москва, 2003, PDF ebook © BigSun 2004, с.18

2 Известно, что имеется опыт расширения BSC за счет блока «Поставщики», что позволяет лучше управлять цепочкой ценностей; показателей социального блока, усиливающего роль человеческих ресурсов; экологического блока, что отвечает интересам не только группы акционеров, но общества в целом.

затели операционных бизнес-процессов для достижения финансовой эффективности, поскольку все элементы экономической системы находятся под перманентным воздействием субъекта управления.

С позиции же системного подхода в развитии сложной экономической системы выделяют две составляющие: саморазвитие и развитие как результат реализации управленческих бизнес-процессов. В период стабильности, когда система сбалансирована, роль управления заключается в поддержании существующего уровня и изыскании путей повышения эффективности управленческих бизнес-процессов с целью повышения системной устойчивости.

Вместе с тем, уже созданный резерв системной устойчивости снижает цену управленческой ошиб-

ки. В период кризиса эффективность управленческих бизне с-проце ссов и оперативность реагирования со стороны менеджмента организации выходит на первый план. Задача состоит не только в использовании системной устойчивости как буфера неблагоприятных изменений, но и в масштабной ревизии внутренних бизнес-процессов. В посткризисном периоде, в ходе основной структурной перестройки системы, роль управления, равно как и цена управленческих ошибок, достигают максимума. В этот период показатели эффективности функционирования субъекта управления становятся основополагающими.

Всё это подтверждает целесообразность комплексного подхода к анализу эффективности управления и разработке соответствующей системы показателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Peter F. Drucker. The Effective Executive // Published by Elsevier Ltd., 2007, с. 2.

2. Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. // ЗАО «Олимп-Бизнес», Москва, 2003, PDF ebook © BigSun 2004, с. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.