Научная статья на тему 'Анализ эффективности тренировочных нагрузок на учебно-тренировочных сборах футболистов 12-13 лет'

Анализ эффективности тренировочных нагрузок на учебно-тренировочных сборах футболистов 12-13 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
629
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРЕНИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРЕНИРОВОЧНАЯ НАГРУЗКА / ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ / ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПАРАМЕТРЫ КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плешаков Александр Александрович, Орлов Алексей Викторович

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся различных параметров тренировочных нагрузок, выполненных юными футболистами на сборах, характеризующие их объем, величину и специализированность, а также результаты тестирования физических качеств юных футболистов до и после воздействия тренировочных нагрузок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плешаков Александр Александрович, Орлов Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of efficiency of training loads during preparatory and training camps of football players aged 12-13 years

The article deals with the various parameters of training loads performed by the young players at training camps, characterizing their volume, size and specialization, as well as the results of testing the physical qualities of young players before and after the impact of training loads.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности тренировочных нагрузок на учебно-тренировочных сборах футболистов 12-13 лет»

6. Ilyin, E.P. (2008), The Psychology of sports, Peter, St. Petersburg.

7. Makarov Yu.M. and Lutkova, N.V. (2016), "The concept of a "play aggression" in Cornell activities players athletes", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No.3 (133), pp. 298-301.

8. Nemov, R.S. (2002), Psychology in 3 book, book 3 Psycho-diagnosis, Vlados, Moscow.

9. Crocker, J. and Luhtanen, R.K. (2003), "Level of self-esteem and contingencies of self-worth: Unique effects on academic, social and financial problems in college freshmen", Personality and Social Psychology Bulletin, V. 29, pp. 701-712.

10. Luhtanen R.K. and Crocker, J. (2005), "Alcohol use consequences in College students level of self-esteem, narcissism and contingent self-worth", Psychology of Addictive behavior, V. 19, pp. 99-103.

Контактная информация: kolomiec_o@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.04.2018

УДК 796.332

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК НА УЧЕБНО-

ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРАХ ФУТБОЛИСТОВ 12-13 ЛЕТ

Александр Александрович Плешаков, заведующий кафедрой, Алексей Викторович Орлов, кандидат педагогических наук, доцент,

Московский политехнический университет (Московский Политех), г. Москва

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся различных параметров тренировочных нагрузок, выполненных юными футболистами на сборах, характеризующие их объем, величину и специализированность, а также результаты тестирования физических качеств юных футболистов до и после воздействия тренировочных нагрузок.

Ключевые слова: соревновательная деятельность, тренировочная деятельность, тренировочная нагрузка, физические способности футболистов, основные документы планирования и параметры контроля в системе многолетней подготовки футболистов.

ANALYSIS OF EFFICIENCY OF TRAINING LOADS DURING PREPARATORY AND TRAINING CAMPS OF FOOTBALL PLAYERS AGED 12-13 YEARS

Aleksandr Alexandrovich Pleshakov, the Department chairman,

Alexey Viktorovich Orlov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow Polytechnic University, Moscow

Annotation

The article deals with the various parameters of training loads performed by the young players at training camps, characterizing their volume, size and specialization, as well as the results of testing the physical qualities of young players before and after the impact of training loads.

Keywords: competitive activity, training activity, training load, physical abilities of players, basic planning documents and control parameters in the system of long-term training of football players.

ВВЕДЕНИЕ

Футбол - наиболее популярная и массовая игра во всем мире. Как вид спорта футбол постоянно развивается: совершенствуются методы тренировочных воздействий, двигательная деятельность футболиста интенсифицируется и усложняется. Для повышения эффективности тренировочного процесса необходимо учитывать взаимосвязь физической и технико-тактической подготовки футболистов. Летний период является неотъемлемой и важнейшей частью годичного учебно-тренировочного цикла на этапе спортивной специализации, который в нормативных документах именуется тренировочным этапом и начинается как раз с возраста 12 лет. На этом этапе заканчивается в основном процесс обучения базовым элементам техники и тактики футбола, на первый план выходят задачи освоения всего разнообразия технических приёмов в условиях игры, то есть в условиях постоянного

дефицита времени и пространства и в противоборстве с соперником. Условия летнего периода предоставляют редкую для современного детского тренера возможность спланировать цикл интенсивных нагрузок, решающих одновременно задачи как технико-тактической подготовки, так и физической подготовки юных футболистов.

Цель нашего исследования заключается в анализе эффективности влияния тренировочных нагрузок двухнедельных летних тренировочных сборов на динамику развития физических качеств юных футболистов 12-13 лет.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Показатели объема тренировочных нагрузок. Структурной единицей тренировочного процесса в футболе, как и в большинстве других видах спорта, является недельный цикл (НЦ). В условиях домашнего проживания юные футболисты тренируются, как правило, один раз в день. В условиях учебно-тренировочного сбора появляется возможность проводить двух- и трёхразовые занятия. Продолжительность их колеблется от 45 минут до 120 минут, в зависимости от решаемых в тренировочном занятии задач и общей направленности НЦ.

Учебно-тренировочный сбор состоял из двух недельных микроциклов и включал в себя 25 тренировочных занятий общей продолжительностью 2210 мин. Средняя продолжительность одного тренировочного занятия составила, таким образом, 88,4 мин. Общее время учебно-тренировочных занятий в первом недельном микроцикле составило 1165 мин, а средняя продолжительность одного занятия - 90 мин. Общее время учебно-тренировочных занятий во втором недельном микроцикле составило 1045 мин, а средняя продолжительность составила 87 мин. Можно сказать, что средняя продолжительность одного занятия была одинаковой и в первом и во втором недельных циклах и составляла стандартные для этого возрастного периода полтора часа.

Отметим также, что в первом недельном цикле (НЦ) сбора происходило постепенное снижение объема тренировочных воздействий в первом (дневном) занятии к четвертому дню, затем некоторое увеличение на 5-й день и опять снижение вплоть до исключения дневного занятия в заключительный, седьмой день микроцикла. При этом динамика объема нагрузок второго (вечернего) занятия носила также волнообразный характер, но с противоположной направленностью - на третий-четвертый день сбора объем нагрузок достигал максимума, затем следовало резкое снижение более чем на 60% на пятый день и вновь увеличение на 6-й день с незначительным (10% от достигнутого объёма) снижением в седьмой день НЦ. Второй НЦ имеет схожую динамику объема нагрузок. Общий объем дневных нагрузок во втором микроцикле снижается. Снижается и общий объем тренировочных нагрузок второго занятия, при этом динамика сохраняет тенденцию, характерную для первого микроцикла, но становится более плавной, без скачкообразных колебаний длительности учебно-тренировочных занятий. Обращает на себя внимание показатель объема тренировочной работы в середине второго НЦ: после первых трех дней, в течение которых происходит едва заметный прирост общего объема нагрузки, следует резкий спад объема более чем на 50% с дальнейшим нарастанием объема на пятый день на 220%. По существу, второй НЦ сбора состоит из двух микроциклов. В первом, длительностью в четыре дня, общий объем нагрузки ступенчато увеличивается каждый день на 1%, а в последний день резко снижается. Второй микроцикл, длительностью три дня, характеризуется вначале резким ростом общего объема нагрузки до 100% с последующим последовательным снижением на 10% и 55% от предыдущего объема.

Весьма незначительно уменьшается средняя продолжительность одного тренировочного занятия во втором недельном цикле сбора. Это можно объяснить, в первую очередь, общим уменьшением количества тренировочных занятий во втором НЦ, что обусловлено смещением акцентов в выборе задач спортивной подготовки юных футболистов во второй половине сбора с повышения уровня общей выносливости на преимущественное

развитие скоростно-силовых качеств, совершенствовании командных и групповых тактических действий и повышении уровня специальной выносливости. Однако это изменение находится явно в пределах статистической погрешности, и может не учитываться в выводах.

Направленность и специализированность нагрузок. Направленность нагрузки -это степень воздействия тренировочных средств (упражнений) на развитие того или иного двигательного качества.

Анализ документов планирования учебно-тренировочного сбора показал, что в двух недельных циклах спортивной подготовки незначительно преобладали нагрузки ско-ростно-силовой направленности. Преобладание таких нагрузок закономерно, поскольку работа по развитию основных физических качеств юных футболистов происходит на фоне приоритета технической и технико-тактической подготовки, когда приемы техники владения мячом выполняются в условиях, максимально приближенных к игровым. В футболе такую деятельность традиционно относят к нагрузкам скоростно-силового характера [1].

В структуре нагрузок на изучаемом учебно-тренировочном сборе преобладали нагрузки скоростно-силовой направленности - чуть менее 50% всего объёма нагрузок на сборе. На втором месте (44%) нагрузки, направленные на развитие различных видов выносливости. На этом фоне решались задачи технико-тактической подготовки: наигрывание различных вариантов основного состава, освоение новых тактических вариантов командных действий в атаке и обороне, а также индивидуальная техническая подготовка юных футболистов. Ловкости и гибкости были посвящены два тренировочных занятия из 25, это 8% общего объема нагрузки. Однако здесь следует учесть, что ежедневная утренняя зарядка целиком посвящались работе над этими двумя качествами, а это еще 280 мин. тренировочного времени, или почти 13% общего объема проанализированных нами тренировочных нагрузок данного сбора.

Анализ результатов показал, что доля нагрузок скоростно-силового характера от первого ко второму микроциклу возросла на 11,6%, а нагрузки с общей направленностью на развитие выносливости уменьшились на 20,5%. Такое распределение можно считать близким к оптимальному, поскольку известно, что базой для успешного прироста показателей скоростно-силовых качеств является общая выносливость [2]. Несколько возрастает во втором микроцикле доля нагрузок, направленных на воспитание ловкости и гибкости, что объясняется общим снижением объема нагрузок во втором НЦ.

Специализированность нагрузки подразумевает распределение тренировочных упражнений на группы в зависимости от степени их сходства с соревновательными действиями. [3] По этому признаку все тренировочные средства (упражнения) были распределены на специфические и неспецифические. Доля специфических упражнений на данных сборах составила 57,8%, а доля неспецифических упражнений - 42,2%. В первом недельном цикле несколько преобладали неспецифические средства - 52,3% против 47,7% соответственно. А вот во втором НЦ объем специфичных упражнений значительно увеличился: до 69% от общего объема тренировочных средств. На долю неспецифичных упражнений пришлось всего 31%.

Чем это можно объяснить? Во-первых, тем, что в первом НЦ приоритетной была задача формирования базы, фундамента физической подготовленности юных футболистов: аэробной (общей) выносливости, гибкости и общей силы. Решение этих задач предполагает широкое использование в тренировочном процессе неспецифических упражнений. Вместе с этим сжатый временной формат сборов предполагал уже в первом НЦ параллельное решение задач специальной физической подготовки и восстановления технических и технико-тактических навыков и умений юных футболистов после трехнедельных каникул. Во вторую неделю акцент был смещен больше на групповые упражнения с мячом, направленные на решение задач технико-тактической подготовки, освоения новых коллективных тактических действий в атаке и обороне, а также на развитие скорости и скоростной (специальной) выносливости.

Проведенное в начале и в конце сбора тестирование уровня развития физических качеств юных футболистов позволило проанализировать степень эффективности тренерского планирования сборов в аспекте решения задач физической подготовки и сделать выводы о том, насколько удалось достичь ставившиеся цели данного сбора. В течение двухнедельного учебно-тренировочного сбора произошли значительные сдвиги в лучшую сторону в показателях всех тестов, что является объективным подтверждением адекватности и эффективности тренировочной программы сборов, которая была предложена юным футболистам.

Наибольший прирост результатов мы видим в прыжках в длину - 26%, характеризующих развитие «взрывной» силы мышц ног, и в тесте Купера - 18%, характеризующем уровень общей выносливости. В блоке скоростных тестов наибольший прирост - 9% заметен в результатах бега на 10 м с места, характеризующих уровень стартовой скорости, в значительной степени зависящей от уровня «взрывной» силы мышц ног. Сопоставляя средние значения вместе с их стандартным отклонением в начале и в конце сбора, мы делаем вывод о том, что выявленные сдвиги в результатах всех тестов являются статистически достоверными и отражают, следовательно, реальные тренды развития основных двигательных качеств юных футболистов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные результаты тестирования физических качеств юных футболистов говорят о том, что задачи физической подготовки - повышения уровня развития основных физических качеств были успешно решены. Следовательно, планирование тренировочных нагрузок на данном учебно-тренировочном сборе можно признать эффективным и рекомендовать как методический образец для использования в своей работе тренерами, работающими с возрастной группой юных футболистов 12-13 лет. Анализ результатов тестирования показал также, что двигательный потенциал юных футболистов экспериментальной группы достаточно средний, но, с учетом эффективности планирования тренировочных нагрузок на данном тренировочном сборе, позволяет говорить об имеющемся хорошем потенциале развития при условии столь же высокой эффективности планирования тренировочных нагрузок на последующих этапах многолетней спортивной подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Годик, М.А. Физическая подготовка футболистов / М.А. Годик. - М. : Терра-Спорт, Олимпия-Пресс, 2006. - 272 с.

2. Нистратов, Е. Д. Функциональная подготовленность юных футболистов в годовом цикле / Е. Д. Нистратов // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 5. - С. 38-40.

3. Суслов, Ф.П. Тренировочные и соревновательные нагрузки в системе физической подготовки спортсменов / Ф.П. Суслов // Теория и практика футбола. - 2002. - № 3. - С. 24-27.

REFERENCES

1. Godik, M.A. (2006), Physical training of football players, Terra-Sport, Olympia-Press, Moscow.

2. Nistratov, E.D. (2010), "Functional readiness of young players in the annual cycle", Theory andpractice of physical culture, No. 5, pp. 38-40.

3. Suslov, F.P. (2002), "Training and competitive loads in the system of physical training of athletes", Theory and practice offootball, No. 3, pp. 24-27.

Контактная информация: kfvum@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.05.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.