УДК 347.1
Митрюхина К.К.
Магистрант
ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
(Россия, г. Екатеринбург)
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПАО БАНК «ФК ОТКРЫТИЕ»
Аннотация: в статье рассматривается система управления персоналом в организации, ее составляющие.
Также автор рассматривает процесс управления человеческими ресурсами, его особенности.
Особое внимание автором статьи уделяется анализу эффективности системы управления персоналом в ПАО Банк «ФК Открытие».
Ключевые слова: персонал, управление персоналом, система управления персоналом, человеческие ресурсы, эффективность системы управления персоналом.
В различных научных источниках представлены различные точки зрения, определяющие термин «управление персоналом», в которых акцентируется внимание на различных аспектах данного понятия: организационных (целях и методах, обеспечивающих достижение управленческих целей) и содержательных аспектах (функции управления).
Так, можно отметить управление персоналом как деятельность, выполняемую на предприятиях, способствующую наиболее эффективному использованию людей (работников) для достижения организационных и личных целей [1, с. 60].
Также управление персоналом представляет собой системное воздействие взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер для использования трудовых качеств работника (рабочей силы) в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития занятых на нем работников.
При анализе зарубежных источников достаточно часто встречается термин personnel administration (администрирование персонала, кадровое администрирование, управление кадрами) который рассматривает набор, расстановку, подготовку и использование персонала, а также отношения между административным персоналом и подчиненными [2, с. 45]. Наряду с этим, используется термин Personnel management (управление персоналом, кадровый менеджмент) определяющий систему подбора, подготовки, оплаты, условий труда, техники безопасности, а также вопросы взаимоотношений администрации и работников.
Также в терминологии используется термин Personnel relation (кадровые отношения) определяемый как отношения с персоналом, включающие внутриорганизационный PR и конфликт-менеджмент [3, с. 70].
Human resource management (HR-management) (Управление человеческими ресурсами) опирается на концепции управления человеческим капиталом, т.е. потенциала знаний, умений, навыков и способностей.
При определении содержания понятия «управление персоналом» авторами делается акцент на наиболее важных, на их взгляд, сторонах вопроса:
- комплекс экономических, организационных и социально-психологических методов, которые обеспечивают конкурентоспособность организации, а также эффективность деятельности работников;
- мотивационные установки персонала в соответствии со стоящими перед организацией задачами;
- обеспечение необходимым количеством персонала, для реализации производственных функций;
- степень и сроки реализации задач, поставленных административным аппаратом, управленческая деятельность, которая способствует достижению целей организации за счет эффективного использования персонала;
- управленческая деятельность, структурными элементами которой являются: определение потребности в персонале, его привлечение и развитие, высвобождение работников путем изменения технологии и структурирования работ, система
мотивации, управления затратами и контроллинга персонала;
13
- систематическое воздействие на процессы развития рабочей силы путем управленческих мероприятий, направленных на организацию условий для максимально эффективного использования трудового потенциала работников и всестороннего их развития. Показателем эффективности управления персоналом, при этом выступает достижение целей организации объем реализации, сокращении затрат на персонал и себестоимость единицы продукции [4, с. 49].
На основе выше перечисленных определений можно определить, что управленческая деятельность, направлена на стимулирование персонала для достижения результатов и максимальной эффективности деятельности предприятия. При этом управление персоналом складывается из совокупности следующих элементов системы управления:
1. Кадровая политика организации (принципы расстановки, подбора и отбора персонала; условия найма, перевода и увольнения кадров; обучение, повышение квалификации, подготовка и переподготовка персонала; методы оценки персонала).
2. Оплата и стимулирование труда (формы организации оплаты труда; оценка и пути повышения производительности труда; система экономического и материального стимулирования труда).
3. Отношения в коллективе (управление персоналом и методы его включения в процессы управления; значение рабочих групп в управленческом процессе; система взаимоотношений в организации; роль профсоюзов в управленческих решениях).
4. Социально-психологические аспекты управления персоналом (мотивация персонала, условия для реализации инновационных предложений работников; корпоративная культура предприятия; взаимосвязь эффективности системы управления персоналом и производственно-сбытовой деятельности).
Концентрация усилий на осуществлении определенных стратегий и оперативных
задачах и программах, распределенных по целям и периодам реализации
осуществляется в результате эффективной системы управления, при этом ее
эффективность определяется эффективным использованием умственных и физических
возможностей персонала. Наиболее важной целью создания эффективной системы
управления персоналом является максимальное сближение интересов администрации и
14
учредителей с интересами персонала, связанные с его профессиональной деятельностью.
Источником человеческих ресурсов для ПАО Банк «ФК Открытие» является, как правило, местный рынок труда. Организация под свои потребности сегментирует этот рынок с учетом своей специализации, организационной структуры, ценовой политики и других факторов. Для замещения дефицитных вакансий могут наниматься специалисты и из других городов.
Найм и адаптация персонала осуществляется в соответствии с политикой организации ПАО Банк «ФК Открытие» в этой области управления персоналом, а сам процесс регламентируется соответствующими документами:
- Положение о найме (наборе и отборе) сотрудников;
- Положение об адаптации персонала.
Индивидуальный план развития (ИПР) работника - документ, содержащий в себе цели и программу развития сотрудника, его профессиональных и деловых качеств.
ИПР необходим для осуществления контроля и учета мероприятий по развитию каждого конкретного сотрудника в компании, например в рамках системы оценки персонала или развития кадрового резерва.
Выполнение ИПР является показателем эффективности работы самого работника ПАО Банк «ФК Открытие», его руководителя и системы обучения и развития персонала организации в целом.
Рассмотрим методы адаптации персонала в ПАО Банк «ФК Открытие»:
1. Тестирование новых сотрудников.
Цель - выявление их профессиональных знаний и умений, уровня мотивации, индивидуальных особенностей.
2. Вводный инструктаж о правилах компании.
3. Книга сотрудника (корпоративная брошюра).
При расстановке персонала в ПАО Банк «ФК Открытие» учитываются преобладающие виды мотивации персонала, которые могут оказывать влияние на удовлетворенность трудом и эффективность трудовой деятельности работника:
материальное (премии, надбавки) и нематериальное стимулирование (бесплатное обучение, бесплатное питание и др.) [5, с. 49].
Главной отрицательной системы управления персоналом в ПАО Банк «ФК Открытие» является то, что банк заинтересован в высокопрофессиональных сотрудниках, однако не придает большое значение обучению и развитию персонала. Нельзя сказать, что компания стремится обеспечить высокий уровень квалификации работников, который бы содействовал реализации амбициозных бизнес-задач.
С целью развития системы обучения в стратегическом управлении персоналом необходимо ввести внедрить программы обучения в Корпоративном Учебном Центре.
Менеджер по обучению и развитию персонала будет заниматься разработкой программы по обучению и развитию персонала, т.е. проводить тренинги, деловые игры, опросы сотрудников.
Список литературы
Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация : учеб. пособие / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. - М. : ИНФРА-М, 2019. - 301 с.
Митрофанова Е.А. Экономика управления персоналом : учебник / А.Я. Кибанов, Е.А. Митрофанова, И.А. Эсаулова ; под ред. А.Я. Кибанова. - М. : ИНФРА-М, 2019. - 427 с. Дуракова И.Б. Актуальные проблемы управления персоналом: моббинг : учеб. пособие / И.Б. Дуракова, Е.С. Корыстина. - М. : ИНФРА-М, 2019. - 226 с. Басюк А.С. Концептуальная модель оценки эффективности управления персоналом как основа качества управления организацией [Текст] / А.С. Басюк // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2018. № 1. С. 272-283. Данилина, Е.И. Инновационный менеджмент в управлении персоналом [Текст]: Учебник для бакалавров / Е.И. Данилина. - М.: Дашков и К, 2017. - 208 с.