Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАЛИЗАЦИЯ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОДАЖ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / SALES / PROFITABILITY / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дейкун О.Л.

В данной статье рассматривается методика анализа эффективности реализации готовой продукции промышленного предприятия. В основу динамической модели анализа положена система показателей рентабельности. Представлен факторный анализ рентабельности продаж способом цепных подстановок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYZING THE SALES EFFICIENCY OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE

In this article the methodology for analyzing the sales efficiency of finished goods of an industrial enterprise is considered. The dynamic analysis model is based on a system of profitability indicators. A factor analysis of sales profitability by the method of chain substitutions is presented.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 658.8

Дейкун О.Л. студент магистратуры 1 курс, факультет «Экономический» Гомельский Государственный Университет им. Ф. Скорины научный руководитель: Алексеенко Н.А., к. э.н.

доцент Беларусь, г. Гомель

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: В данной статье рассматривается методика анализа эффективности реализации готовой продукции промышленного предприятия. В основу динамической модели анализа положена система показателей рентабельности. Представлен факторный анализ рентабельности продаж способом цепных подстановок.

Ключевые слова: реализация, рентабельность продаж, эффективность.

Deykun O.L. magistrate 1rd year, faculty of economics Gomel State University F. Skaryna supervisor: Alekseenko N.A., can. of economic sciences

associate professor Belarus, Gomel

ANALYZING THE SALES EFFICIENCY OF AN INDUSTRIAL

ENTERPRISE

Annotation: In this article the methodology for analyzing the sales efficiency of finished goods of an industrial enterprise is considered. The dynamic analysis model is based on a system of profitability indicators. A factor analysis of sales profitability by the method of chain substitutions is presented.

Key words: sales, profitability, efficiency.

Анализ эффективности сбытовой деятельности является актуальным для субъектов различных отраслей и видов деятельности, в том числе и промышленных предприятий.

Под эффективностью сбытовой деятельности понимают способность организации достигать своих целей на рынке при условии экономичности использования всех видов ресурсов [1, с.83].

По мнению Квасниковой В.В., в различных трудах отечественных и зарубежных авторов существует множество методик к оценке эффективности сбытовой деятельности, однако в них нет единого подхода.

Большинство методик содержит общие показатели оценки эффективности, такие как рентабельность продаж, рентабельность реализации и др.

В отечественной практике рентабельность определяется путем соотношения различных видов прибыли с величиной применяемых ресурсов или величиной произведенных затрат. Поэтому рентабельность представляет собой относительный показатель уровня прибыли и может называться прибыльностью, а если показатель рентабельности отрицательный - то убыточностью.

Проведём анализ эффективности реализации готовой продукции предприятия по производству кабельной продукции СОАО «Гомелькабель».

Виды деятельности СОАО «Гомелькабель»: производство изолированных и неизолированных проводов, розничная торговля и общественное питание, транспортная деятельность.

СОАО «Гомелькабель» выпускает эмалированные, неизолированные и обмоточные провода с бумажной, стекловолокнистой и стеклополиэфирной изоляцией.

Продукция СОАО «Гомелькабель» экспортируется в РФ, Армению, Республику Молдова, Украину, Латвию, Литву, Эстонию, Чехию, Польшу, Болгарию, Сербию, Словакию, Испанию, Италию, Нидерланды.

Для оценки эффективности реализации продукции предприятия рассчитаем следующие показатели рентабельности:

1 Рентабельность продаж, которая часто также называется рентабельностью оборота или рентабельностью реализации, определяется по формуле (1):

Пр

Рпр = -^х100, (1)

В

где В - выручка от реализации продукции;

Пр - прибыль от реализации продукции.

2 Рентабельность реализованной продукции, рассчитывается по формуле (2):

Пр

РР = Ср00, (2)

где Ср - полная себестоимость реализованной продукции;

Рентабельность продаж можно представить в виде следующей факторной модели (3):

В - С - РР - Ур

Рпр =----х100, (3)

В

где С-себестоимость реализованной продукции;

РР - расходы на реализацию;

Ур- управленческие расходы.

На завершающем этапе исследования реализации продукции проводят анализ и оценку её эффективности с применением факторного анализа.

Рассчитаем рентабельность продаж и рентабельность реализованной продукции по формулам (1) и (2) и представим их в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика показателей эффективности реализации

продукции СОАО «Гомелькабель» за 2017 - 2018 гг.

Показатель 2017 г. 2018г. Отклонение Темп роста,%

1 Выручка от реализации продукции, тыс.руб. 37030 42835 5805 115,7

2 Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. 33573 38286 4713 114,0

3 Расходы на реализацию, тыс.руб. 368 260 -108 70,7

4 Управленческие расходы, тыс.руб. 2403 2652 249 110,4

5 Прибыль от реализации продукции, тыс.руб. 686 1637 951 2,4 раз

6 Рентабельность продаж, % 1,85 3,82 1,97 X

7 Рентабельность реализованной продукции, % 1,89 3,97 2,08 X

Из таблицы1видно, показатель рентабельности продаж вырос в 2018г. по сравнению с прошлым годом на 1,97 п.п. и составил 3,82 %.

Рентабельность продаж отражает, сколько прибыли приходится на 1руб. выручки от реализации. Таким образом, на 1 руб. выручки от реализации приходилось 1,85 коп. в 2017 г. и 3,82 коп. в 2018 г. прибыли от реализации.

Рентабельность реализованной продукции повысилась в 2018г. по сравнению с 2017 г. на 2,08п.п. и составила 3,97 %. Это значит, что на 1 руб. затрат на производство и реализацию получено 1,89 коп. в 2017 г. и 3,97 коп. в 2018г. прибыли от реализации.

Проведём факторный анализ рентабельности продаж способом цепных подстановок, используя формулу (3).

Исследуем изменение рентабельности продаж за счёт влияния выручки от реализации, себестоимости реализованной продукции, расходов на реализацию, управленческих расходов. Данные расчётов внесём в таблицу2:

Таблица 2 - Анализ влияния факторов на изменение рентабельности продаж

Факторы Влияние

1 Изменение выручки от реализации продукции, п.п. 13,301

2 Изменение себестоимости реализованной продукции, п.п. -11,002

3 Изменение расходов на реализацию, п.п. 0,251

4 Изменение управленческих расходов, п.п. -0,580

Итого 1,97

Таким образом, результаты факторного анализа показывают следующие положительные изменения. Рентабельность продаж в 2018 году увеличилась по сравнению с 2017 годом на 1,97 п.п. за счёт роста выручки от реализации продукции и снижения расходов на её реализацию. Отрицательное влияние оказали себестоимость продаж и рост управленческих расходов.

Использованные источники:

1. Квасникова, В.В. Мацкевич,Н.В.Методические подходы к оценке эффективности сбытовой деятельности промышленных организаций// Сб. ст. по мат. 50-й междунар.науч.-технич.конф. 2017. с. 83-85.URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_30073247_73642098.pdf(дата обращения: 22.11.2019)

2. Мережко, И.Что показывает рентабельность продаж // Экономическая газета. URL: https://neg.by/mvosti/otkrytj/chto-pokazyvaet-rentabelnost-prodazh(дата обращения: 22.11.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.