Научная статья на тему 'Анализ рентабельности продаж торговых организаций'

Анализ рентабельности продаж торговых организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1424
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБЫЛЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОДАЖ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / ВЫРУЧКА / ТОРГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / PROFIT / SALES PROFITABILITY / COST / REVENUE / TRADE ORGANIZATIONS / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанова С.М., Широкова Н.П.

В статье представлены результаты анализа рентабельности продаж торговой организации за 2016-2018г.г., выявлены факторы, влияющие на динамику этого показателя, дана сравнительная характеристика рентабельности исследуемой торговой организации и прочих торговых организаций Ивановской области. Проведен сравнительный анализ рентабельности продаж торговых организаций Ивановской области и соседних областей. Выявлен ряд причин, которые объясняют наименьшее значение рентабельности продаж организации Ивановской области. По результатам исследования были рассчитаны прогнозные значения рентабельности продаж и прогнозные величины основных показателей отчета о финансовых результатах испрогнозированы три варианта развития событий, способствующих повышению эффективности деятельности исследуемой торговой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Степанова С.М., Широкова Н.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PROFITABILITY OF SALES OF TRADE ORGANIZATIONS

The article presents the results of the analysis of the profitability of sales of a trade organization for 2016-2018, identifies factors affecting the dynamics of this indicator, gives a comparative description of the profitability of the trade organization and other trade organizations of the Ivanovo region. A comparative analysis of the profitability of sales of trade organizations of the Ivanovo region and neighboring areas.Identified a number of reasons that explain the lowest value of the profitability of sales of the organization of the Ivanovo region. According to the results of the study, projected values of the profitability of sales and projected values of the main indicators of the financial results report were calculated and three scenarios were predicted that would increase the efficiency of the trading organization under study.

Текст научной работы на тему «Анализ рентабельности продаж торговых организаций»

УДК 336.051

АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ ТОРГОВЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ

С.М. Степанова, Н.П. Широкова

Ивановский филиал Российского экономического факультета им. Г.В.Плеханова

В статье представлены результаты анализа рентабельности продаж торговой организации за 2016-2018г.г., выявлены факторы, влияющие на динамику этого показателя, дана сравнительная характеристика рентабельности исследуемой торговой организации и прочих торговых организаций Ивановской области. Проведен сравнительный анализ рентабельности продаж торговых организаций Ивановской области и соседних областей. Выявлен ряд причин, которые объясняют наименьшее значение рентабельности продаж организации Ивановской области. По результатам исследования были рассчитаны прогнозные значения рентабельности продаж и прогнозные величины основных показателей отчета о финансовых результатах испрогнозированы три варианта развития событий, способствующих повышению эффективности деятельности исследуемой торговой организации.

Ключевые слова: прибыль, рентабельность продаж, себестоимость, выручка, торговые организации, региональная экономика

В период глобализации, активного роста и развития рыночных отношений, торговля становится одним из важнейших секторов экономики, который относится к наиболее прогрессивным видам деятельности, затрагивающим все слои населения. Торговля играет важную роль в экономике государства, поскольку затрагивает ключевые бизнес-процессы, связанные с продажей товаров и услуг и их доведения до конечного потребителя. Торговля (% от ВВП) в России в 2017 году составила 46 %, что на 0,502 п. п. больше, чем в 2016 году (46 %). Доля занятых в торговле составляет 16%. Реальный располагаемый доход населения, в 2015-2017 опустившийся до уровня 2012 года, начал восстанавливаться, и в новом году, прогнозируют эксперты, продолжит расти, что означает новые возможности для бизнеса. Несмотря на возможное ускорение инфляции в результате повышения НДС и потенциального ослабления рубля, рост доходов от сырьевого экспорта позитивно отразится на размерах зарплат россиян, а увеличение налоговых поступлений в бюджет позволит государству улучшить программы социальной поддержки[2].

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Можно выделить ряд факторов, определяющих эффективность деятельности организации, независимо от их отраслевой направленности, но главным из них является «финансовый результат деятельности», характеризуемый общим размером полученной прибыли (убытка). Известно, что финансовые результаты деятельности организации зависят от состояния всех сфер ее деятельности выполнения производственных планов, снижения себестоимости продукции, роста эффективности производства, а также факторов в сфере обращения товарных и денежных операций, связанной с организацией, коммерческой деятельностью и от объективного их отражения в бухгалтерской отчетности[1].

Финансовый результат деятельности организации служит своего рода показателем ее значимости. В рыночных условиях хозяйствования каждая организация заинтересована в получении поло-

жительного результата от своей деятельности.

Поэтому для того чтобы обеспечить выживаемость организации, управленческому персоналу необходимо уметь оценивать финансовый результат как важнейший показатель хозяйственной деятельности, поскольку именно он определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самой организации и ее партнеров в финансовых и производственных отношениях. Оценка финансовых результатов деятельности - важнейшая характеристика финансовой деятельности организации.

Эффективная деятельность организации в современных рыночных условиях возможна лишь на основе совершенствования внутрифирменного планирования прибыли и рентабельности, позволяющего рационально использовать ресурсы и добиться максимального ре-зультата.Прибыль не может рассматриваться в качестве единственного и универсального показателя финансовых результатов. Для оценки интенсивности и эффективности производственного развития организации в практике экономической работы широко используется система показателей рентабельно-сти.Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и так далее. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или используемыми ресурсами[3].

Существует множество показателей рентабельности, однако одним из наиболее ценных и весомых является

рентабельность продаж, который показывает процент прибыли, получаемой с рубля выручки, и характеризует эффективность рыночной и операционной деятельности, поскольку зависит от ценовой политики и эффективности контроля за расходами. То есть путем расчета определяется норма прибыли на текущий момент, которая сравнивается со значениями прошлых лет. Следовательно, величина данного показателя в рассматриваемой организации будет сравниваться за период 2016-2018 годов.

Прежде чем переходить к анализу рентабельности продаж стоит отметить, что на величину прибыли влияет множество внешних и внутренних факторов. Основными из них являются:

1. рост и снижение объема продаж:

2. изменение цен;

3. изменение ассортимента или его структуры;

4. изменение норм производимых затрат, инфляция и т.д.

Но по большому счету меняется либо себестоимость, либо выручка -именно эти показатели служат основанием для проведения анализа, в процессе которого оценивается выгодность реализуемой продукции и других аспектов деятельности компании.

Внимание к изучению эффективности коммерческой деятельности ООО «ЭТР» объясняется необходимостью повышения конкурентоспособности предприятия на рынке, обеспечения инвестиционной привлекательности, создания эффективного механизма управления собственностью, соблюдения баланса интересов всех финансово заинтересованных лиц.

В таблице 1 представлены данные для проведения факторного анализа рентабельности продаж ООО «ЭТР».

Таблица 1

Анализ рентабельности продаж

Показатели 2016г. 2017г. 2018г.

Выручка, тыс. руб. 852925 631364 624196

Себестоимость продаж, тыс. руб. 765035 548475 542897

Коммерческие расходы, тыс. руб. 83154 76015 73781

Прибыль от продаж, тыс. руб. 4736 6874 7518

Рентабельность продаж, % 0,56 1,09 1,20

Можно отметить, что за исследуемый период увеличение рентабельности продаж происходило за счет уменьшения себестоимости продаж в 2017г. на 216560 тыс. руб., а в 2018г. на 5578 тыс. рублей. В результате влияния данного фактора рассматриваемый показатель увеличился на 35,43% и на 1,247%. Второй фактор, выручка от продаж, повлиял отрицательно на изменение исследуемого объекта за счет ежегодного уменьшения объема продаж на 221561 тыс. руб. в 2017г. и на 7168 тыс. руб. в 2018году. В результа-те.рентабельность продаж сократилась на 34,9%, а затем на 1,137%. В данном случае можно говорить о том, что увеличение рентабельности произошло благодаря

снижению себестоимости продаж, что свидетельствует о достаточно успешном развитии организации.

Однако, проведенного анализа рентабельности продаж недостаточно для полной характеристики исследуемой фирмы.Понятно, что анализируя лишь внутрифирменные показатели, невозможно определить место своего предприятия в иерархической системе организаций области. Следовательно, необходимо сравнить полученную величину рентабельности продаж исследуемой организации с величиной рентабельности торговых предприятий Ивановской области за 2017 год.

Рис.1. Сравнительная характеристика рентабельности ООО «ЭТР» и прочих торговых организаций Ивановской области [4]

Проведя анализ рисунка 1, можно сказать, что полученный уровень рентабельности рассматриваемой фирмы, составивший всего 1,09%, складывался под воздействием множества причин. Однако то, что данный показатель оказался столь

Исходя из представленных на рисунке 2 данных, можно заключить, что наименьшей рентабельностью обладают организации Ивановской области - 2,6%. При сравнении с соседними регионами можно выявить ряд причин, которые объясняют сложившуюся ситуацию. Так, на основании данных, представленных службой статистики, выявлено, что темп инфляции в 2017г. существенно замедлился и составил 107,2% по сравнению с 117,0% в 2016г., покупательная способность населения сохранила тенденцию к понижению и сократилась на 3,6%.

При сравнении с Костромской областью выявлено, что здесь создаются комфортные условия для ведения бизнеса, являющиеся стимулом для организаций показывать реальные суммы прибыли, превращающиеся в экономическую рентабельность. Расхождение между показателями рентабельности Костромской области и Ивановского региона составило 0,4%. Также в Костромском регионе активно внедряется программа, результатом которой должно стать привлечение как внешних, так и внутренних инвесторов. А именно: налоговые льготы, помощь в создании инфраструктуры, со-

малым, является результатом низкой конкурентоспособности организации. Определив величину рентабельности в нашем регионе, разумно обратить внимание на состояние данного показателя в соседних областях.

кращение сроков административных процедур. Что же касается Ивановской области, то она характеризуется низким уровнем инвестиционной привлекательности и неблагоприятным бизнес-климатом.

Показатель рентабельности Ярославской области, равный 4,4%, объясняется не только высокой инвестиционной привлекательностью, которая обеспечивает приток финансовых ресурсов в регион, но и такими конкурентными преимуществами как: промышленный потенциал, небольшая удаленность от Москвы, благоприятный бизнес-климат и научно-образовательный потенциал области. Также стоит учитывать, что именно в нашем регионе в кризисные периоды обостряется проблема занятости населения, тогда как в Ярославской и Костромской областях данная проблема практически отсутствует.

Стоит отметить, что наша область является дотационной, в регионе практически отсутствуют производственные предприятия, тогда как основной приток денежных средств поступает от торговых организаций. Торговля является доминирующим видом деятельности нашего ре-

8,00% 6,00% 4,00%% 2,00°% 0,00%%

Ивановская область Костромская область Ярославская область Владимирская область

2,60% 3,00% 4,40% 5,80%

Ряд1

Рис. 2. Сравнительная характеристика рентабельности продаж в 2017г., % [4]

гиона, в связи с чем конкуренция между организациями является существенной. Прямо противоположная ситуация складывается в соседних регионах, где преобладает промышленное производство. Так, например, во Владимирской области доля промышленности в ВРП региона составляет 35%, она является ведущей отраслью экономики региона.

Анализируя значения рентабельности продаж ООО «ЭТР» следует отметить, что на протяжении рассматриваемого периода уровень рентабельности увеличивался, однако это происходило только за счет снижения себестоимости, тогда как объем продаж продолжал сокращаться.

В условиях ориентации организации на максимизацию прибыли, основными факторами успеха являются ее составляющие: рост цены продажи и минимизация затрат. Учитывая, что на рассматриваемом предприятии никогда не велось систематической работы по сокращению затрат, о чем свидетельствуют ежегодно возрастающие размеры кратко-

Исходя из представленных в таблице 2 данных, можно констатировать существенное сокращение выручки на 24,1%, сопровождающееся уменьшением себестоимости продаж на 26,9%. Все это

срочных кредитов, то акцент был сделан на цену, о чем свидетельствуют результаты факторного анализа. В результате в ООО «ЭТР» сложилась следующая негативная тенденция: ежегодное сокращение выручки, свидетельствующее о падении объемов продаж, уменьшение удельного веса себестоимости продаж, однако, несмотря на то, что это является положительным моментом деятельности организации, данного снижения недостаточно, чтобы признать его одним из факторов увеличения прибыли от продаж. Все это происходит на фоне стремительно растущей цены на реализуемую продукцию и, как результат, именно под влиянием данного фактора происходит увеличение величины прибыли. Учитывая, что влияние данных обстоятельств статично, были рассчитаны прогнозные величины основных показателей отчета о финансовых результатах на 2019 год с помощью программного обеспечения для расчета прогнозов и разработки планов КоуоЕогееа81Рго[5].

Таблица 2

должно произойти на фоне резкого увеличения процентов к уплате на 1620 тыс. руб., свидетельствующих о росте количества кредитов, полученных организацией. И, как следствие, чистая прибыль ООО

Анализ финансовых результатов с использованием программы

^уоРогеса81Рго

Показатели 2016 год, 2017 год, 2018 год, Прогноз на

тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. 2019 год, тыс. руб.

Выручка 852925 631364 624196 474099

Себестоимость продаж 765035 548475 542897 396664

Валовая прибыль 87890 82889 81299 77435

Коммерческие расходы 83154 76015 73781 68277

Прибыль от продаж 4736 6874 7518 9158

Проценты к уплате 847 3223 3330 4950

Прочие доходы 11694 34878 12466 20451

Прочие расходы 11884 35753 13008 21339

Прибыль до налогообложения 3699 3011 3778 3575

Чистая прибыль 2954 2407 2831 2608

«ЭТР» уменьшится на 223 тыс. рублей (или на 7,9%).

ООО «ЭТР» целесообразно повышать величину выручки за счет увеличения объема продаж. Основными направлениями роста объема реализации продукции будут выступать:первое - расширение рынков сбыта;второе - создание сайта для коммерческих продаж;третье -рассылка предложений потенциальным покупателям.

Несомненно, внедрение вышеперечисленных мероприятий будет способствовать увеличению затратных статей организации. Однако, при осуществлении расчетов можно прийти к выводу, что при транспортировке продукции в соседние города стоит учитывать только логистические затраты, так как складские помещения, используемые организацией для хранения продукции, в других городах у компании имеется. Следовательно, прибыль, полученная в результате торговли, превысит транспортные расходы, что позволяет свидетельствовать о рациональности данного направления деятельности. Претворение в жизнь второго и третьего направлений повышения эффективности работы не увеличат затрат организации, так как в ООО «ЭТР» есть штатный программист, в обязанности ко-

Рассматривая прогнозную рентабельность организацииможно отметить, что при проведении ряда необходимых

торого будет входить создание сайта и рассылка предложений.

Таким образом, вследствие внедрения и осуществления предлагаемых мероприятий увеличения продаж, возможно, спрогнозировать 3 варианта развития событий. Первый вариант предполагает повышение реализации продукции на 11%. Исходя из этого, величина выручки будет равна 692858 тыс. руб., себестоимость продаж увеличится на 4,3% , а прибыль от продаж составит 11966 тыс. рублей. Второй вариант - рост объема продаж продукции на 15%, следовательно, величина выручки также возрастет и составит 717825 тыс. руб., себестоимость увеличится на 6%. Также повысится прибыль от продаж, равная 12718 тыс. рублей. Третий вариант предполагает увеличение реализации продукции на 21%. В таком случае выручка составит 755277 тыс. руб., себестоимость продаж возрастет на 9,5%, а прибыль от продаж будет равна 13846 тыс. рублей. Благодаря полученным данным рассчитаем варианты прогнозной рентабельности продаж ООО «ЭТР» за 2019 год.

Для наглядности сравним фактическую и прогнозную рентабельность организации, представленную на рисунке 3:

мероприятий и принятия эффективных управленческих решений ООО «ЭТР» способно развиваться и получать боль-

2,00% 1,00% 0,00%

I Рентабельность продаж, %

Факт. рент,

, ~о/ Прогн. рент.

и/о 1, 1,7 2%

Прогн. рент.

2, 1,77%

Прогн. рент.

3, 1,83%

Рис. 3. Сопоставление фактической и прогнозной рентабельности продаж

ООО «ЭТР»

шую прибыль, несмотря на то, что рентабельность дотационной Ивановской области будет сокращаться до тех пор, пока наш регион не уменьшит величину государственного долга. Следовательно, не смотря на множество негативных факторов, оказывающих губительное влияние на эффективность деятельности организаций Ивановской области, в рассматриваемой компании прогнозируется повышение уровня рентабельности на 0,57%. Можно утверждать, что данное явление — это результат грамотно разработанных управленческих решений, а также их успешного внедрения. Развитие розничной торговли имеет большое значение, как для Ивановской области, так и для экономики страны в целом. Несмотря на кризисную ситуацию, эта сфера экономики активно развивается, что видно по общему уровню товарооборота 148132,7 млн. рублей в 2015 г и 156904,6 млн. рублей в 2017 г. Постоянные положительные изменения в этой сфере все больше привлекают иностранных инве-

JEL code: О 21

сторов, что, несомненно, носит положительный характер для развития экономики страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев М.А., Аржаных Т.Ф., Бушуева М.А., Голышева Е.Е., Гретченко А.А., Гуськова И.В., Деменко О.Г., Емельянов А.А., Жукова Я.Э., Кочеткова Т.С., Омельченко И.В., Прокопова Г.А., Рухманова Н.А., Соколов Н.Н., Степанова С.М., Туртин Д.В., Шинкаренко Л.И.Концепция развития экономики и потребительского рынка региона

Иваново, 2017.

2. Кондратьева К. В. Состояние и перспективы развития розничной торговли в России // Молодой ученый. 2018. №50. С. 150-153.

3.Степанова С.М., Коробова В.Ф., Широкова Н.П. Разработка модели ресурсного портфеля организации // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2017. № 4 (52). С. 112-117.

4. Федеральная служба государственной статистики по Ивановской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа:ivanovo.gks.ru

5. Novo Forecast Pro. - Режимдоступа: novoforecast.com

Рукопись поступила в редакцию 20.06.2019г.

ANALYSIS OF PROFITABILITY OF SALES OF TRADE ORGANIZATIONS

CM. Stepanova, N.P. Shirokova

The article presents the results of the analysis of the profitability of sales of a trade organization for 20162018, identifies factors affecting the dynamics of this indicator, gives a comparative description of the profitability of the trade organization and other trade organizations of the Ivanovo region. A comparative analysis of the profitability of sales of trade organizations of the Ivanovo region and neighboring areas.Identified a number of reasons that explain the lowest value of the profitability of sales of the organization of the Ivanovo region. According to the results of the study, projected values of the profitability of sales and projected values of the main indicators of the financial results report were calculated and three scenarios were predicted that would increase the efficiency of the trading organization under study.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: profit, sales profitability, cost, revenue, trade organizations, regional economy

LITERATURE

1. Ananiev MA, Arzhanykh T.F., Bushueva MA, Golysheva E.E., Gretchenko A.A., Guskova I.V., Demenko O.G., Emelyanov A.A., ZhukovaYa.E., Kochetkova TS, Omelchenko IV, Prokopova G.A., Rukhmanova N.A., Sokolov N.N., Stepanova S.M., Turtin D.V., Shinkarenko L .AND. The concept of economic development and consumer market in the region Ivanovo, 2017.

2. Kondratyeva KV State of the art and prospects of development of retail trade in Russia // Young scientist. 2018. №50. Pp. 150-153.

3. Stepanova S.M., Korobova V.F., Shirokova N.P. Development of a model of the resource portfolio of the organization // Modern high technologies. Regional application.2017. No. 4 (52). Pp. 112-117.

4. Federal State Statistics Service for the Ivanovo Region [Electronic resource]. - Access Mode: ivano-

vo.gks.ru

5. Novo Forecast Pro. - Access Mode: novoforecast.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.