ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
УДК 616.15:378.046.4 14.04.03 Организация фармацевтического дела
DO1: 10.3 7903/vsgma. 2020:2.29
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОВИЗОРОВ-ОРГАНИЗАТОРОВ В ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ © Муслимова Н.Н., Грибова Я.В., Гарифуллина Г.Х.
Казанский государственный медицинский университет, Россия, 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, 49
Резюме
Цель. Рассмотрение вопросов оптимизации профессиональной подготовки провизоров-организаторов в условиях развития последипломного образования (ПДО) в Казанском государственном медицинском университете.
Методика. Осуществление педагогического эксперимента, состоящего из двух последовательных этапов для повышения эффективности проводимого повышения квалификации и оптимизации образовательного процесса; дальнейшего применения их в практической фармации. Были применены эмпирические, теоретические и экспериментальные методы исследования и анализа эффективности данного процесса; использованы знаниево-ориентированные и личностно-ориентированные подходы.
Результаты. Было проведено предварительное социологическое исследование с провизорами до начала циклов повышения квалификации с анализом. Разработаны анкеты для обоих этапов эксперимента, в вопросах которых выделяли: организацию и частоту проведения циклов повышения квалификации, виды занятий; уровень профессиональной, организационной и методической подготовки; оснащенности и проведения циклов, соотношение дисциплин и разделов; предложения о внесении изменений и дополнений в циклы; методы обучения; личностные качества, профессиональную заинтересованность слушателя и стремление его к самообразованию и саморазвитию и т.п. Далее был проведен сравнительный анализ показателей первого и второго этапов эксперимента на различных уровнях и наглядно представлен на гистограммах.
Заключение. Выявлено качественное изменение мотивации обучаемых к образованию, профессиональному росту, стремлению к самообразованию и интерес к инновациям. Однако, существуют перспективы для совершенствования образовательного процесса и повышения данных показателей.
Ключевые слова: провизоры-организаторы, социологическое исследование, последипломное образование, мотивация, квалификация, профессиональный рост, саморазвитие
ANALYSIS OF EFFECTIVENESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF PHARMACISTS-ORGANIZERS
IN POSTGRADUATE EDUCATION
Muslimova N.N., Gribova Y.V., Garifullina G.H.
Kazan State Medical University of the Ministry of health of Russia, 49, Butlerova St., 420012, Kazan, Russia
Abstract
Objective. Consideration of issues of optimization of professional training of pharmacists-organizers in the development of postgraduate education (PG) in Kazan state medical University.
Methods. Implementation of pedagogical experiment, consisting of two successive stages to improve the efficiency of the training and optimization of the educational process; their further application in practical pharmacy. Empirical, theoretical and experimental methods of research and analysis of the effectiveness of this process were used; knowledge-oriented and personality-oriented approaches were used.
Results. A preliminary sociological study with pharmacists was conducted before the beginning of training cycles with analysis. Further questionnaires for both phases of the experiment were developed in
which questions were identified: organisation and frequency of conducting cycles of training, types of classes; the level of professional, organizational and methodical preparation; equipment and conduct of the cycles, the balance of disciplines and topics; proposals for amendments and additions to the cycles; methods of learning; personal qualities, professional interest of the listener and the desire for self-education and self-development, etc. Further a comparative analysis of the indicators of the first and second stages of the experiment at different levels was carried out and clearly presented on the histograms.
Conclusion. A qualitative change in the motivation of students to education, professional growth, the desire for self-education and interest in innovation it was revealed. However, there are prospects for improving the educational process and improving these indicators.
Keywords: pharmacists-organizers, sociological research, postgraduate education, motivation, qualification, professional growth, self-development
Введение
В конце XVIII - начале XIX в. возникли основные теории формирования содержания образования. Это формальная и материальная теории формирования содержания образования [5]. Дидактический формализм, формальная теория формирования содержания образования, видела обучение только как средство развития способностей и познания обучаемых. Развивающая ценность образовательного предмета в целом определялось главным критерием при отборе учебных предметов, методов и методик.
Дидактический материализм или энциклопедизм - материальная теория. Основная цель образовательного процесса состояла в передаче обучаемым как можно большего объема знаний из различных областей науки, а также практических умений и навыков. Так утверждали ее сторонники. В российской педагогике выделялась идея обеспечения единства материального и формального подходов к отбору содержания образования.
Необходимость повышения квалификации специалистов-провизоров в современной концепции прогресса здравоохранения и медицинской науки является важной стратегической задачей, без решения которой не может быть дальнейшего повышения качества лекарственной помощи [8]. Наиболее важные изменения, по результатам анализа современной обстановки, происходили в области организационно- экономической деятельности аптечных предприятий. Возникла необходимость в изучении специалистами основ менеджмента, включающего методы рационального планирования и оптимальной организации фармацевтической деятельности, эффективного контроля за качеством лекарственных средств и надзора за соблюдением аптечными организациями лицензионных требований и условий, в современной региональной кадровой политике; оптимизации содержания, форм и методов обучения, постоянном повышении квалификации, базирующейся на концепции непрерывного фармацевтического образования, глубокой его интеграции с научными достижениями и успехами в области разных видов фармацевтической деятельности [2].
Целью работы явилось изучение эффективности оптимизации профессиональной подготовки провизоров-организаторов в условиях последипломного образования путем проведения социологического исследования.
Методика
Постановка исследовательской задачи. На первом этапе было необходимо определить, как в процессе последипломного образования (ПДО) качества специалиста формируются, развиваются, закрепляются и преумножаются после выделения функций провизора-организатора и основных групп качеств специалиста-провизора и создания профессиональной модели провизора-организатора, уточнения «многоуровневой системы» профессиональной подготовки провизоров-организаторов в условиях непрерывного образования.
Был осуществлен педагогический эксперимент (с социологическим исследованием), состоящий из двух этапов для повышения эффективности проводимых сертификационных циклов, оптимизации образовательного процесса, наилучшего соответствия содержания циклов и используемых педагогических форм и методов потребностям практической фармации (а также личным
потребностям каждого провизора-организатора) [6]. Он является одним из методов эмпирического исследования, который содержит определенные особенности, конкретную структуру и имеет свою функциональную нагрузку в педагогическом исследовании [7].
Педагогический эксперимент (с социологическим исследованием) по оптимизации содержания профессиональной подготовки провизоров-организаторов в условиях послевузовского (последипломного) образования проводился в следующей последовательности (алгоритме): 1) анализ существующего уровня профессиональной подготовки провизоров; подбор комплекса методик и методов для первого этапа эксперимента; 2) создание анкеты для первого этапа эксперимента (базовые, предсертификационные данные) (анкета № 1); 3) подбор респондентов для первого этапа; 4) осуществление первого этапа эксперимента; 5) анализ результатов первого этапа эксперимента с помощью существующих статистических методов; 6) применение результатов и выводов в образовательном процессе ПДО провизоров-организаторов после оформления итогов первого этапа эксперимента; 7) разработка плана; второго этапа эксперимента после определения мотивации к его проведению 8) разработка и создание анкеты второго этапа эксперимента (анкета № 2) в соответствие с анкетой первого этапа эксперимента; 9) отбор респондентов для второго этапа эксперимента; 10) анализ данных второго этапа эксперимента; 11) анализ, сравнение, интерпретация данных обеих частей педагогического эксперимента после оформления итогов второго этапа эксперимента; 12) применение результатов, полученных экспериментальных выводов в образовательном процессе в системе ПДО провизоров-организаторов.
Прежде всего, в современном научном исследовании необходимо объективное описание сущности исследуемых явлений на основе оценки реальных показателей объекта или факта (они были разработаны нами в анкетах 1 и 2). Педагогическому эксперименту (с социологическим исследованием) при изучении новых педагогических явлений отведено важное место, так как он по своей цели должен решать задачу получения экспериментальных данных, характеризующих определенный вид деятельности обучаемых. Понятно, что была проанализирована деятельность обучаемых провизоров-организаторов внутри образовательного процесса (в период обучения на сертификационном цикле) и вне него (в практической фармации в профессиональной деятельности на рабочих местах).
С целью решения поставленных задач были применены следующие методы исследования: методы эмпирические: анкетирование и интервьюирование, наблюдение, рейтинг, социометрия, изучение опыта практической деятельности провизоров-организаторов, метод экспертных оценок; методы теоретические: изучение и анализ научно-методической литературы и нормативной документации, философской, психолого-педагогической литературы; методы экспериментальные: первый и второй этапы эксперимента, результаты которых были обработаны на ПЭВМ с использованием Microsoft Excel 2000, Statistica for Windows 98 (2000), XP Proffesional (2001) - в первом случае; Microsoft Excel 2016, Statistica for Windows 98 (2010), Microsoft Word 2016, - во втором случае.
Базами исследования являлись: кафедра управления и экономики фармации (УЭФ) (позднее -Институт фармации с 2018 г.) Казанского Государственного медицинского университета (КГМУ); факультет последипломного образования (курс фармации, позднее - кафедра фармации и далее Институт фармации с 2018 г.) КГМУ; учебно-методический центр КГМУ г. Набережные Челны (позднее - Представительство КГМУ); Управление здравоохранения г. Набережные Челны; учебно-методический центр КГМУ г. Йошкар-Ола (позднее - Представительство КГМУ); Управление по фармации и медицинской технике МЗ РТ; Управление Росздравнадзора МЗ РФ по РТ; ГУП «Таттехмедфарм»; ряд аптек разных форм собственности.
Профессиональное образование в свете непрерывного образования важно сделать постоянной необходимостью и потребностью для каждого специалиста. Это - открытая система, находящаяся в непрерывном развитии, обладающая динамичностью, имеющая тенденции к стабилизации, но и стремящаяся к постоянному совершенствованию и росту.
В данном контексте особый интерес представляли теоретические основы проектирования содержания непрерывного профессионального образования [3].
Как было отмечено выше, идея обеспечения единства материального и формального подходов к отбору содержания образования являлась особо важной. Так, содержание образования определялось как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, который достигается в результате учебно-воспитательной работы», в традиционной педагогике, ориентированной на применение преимущественно образовательных функций [4]. Это знаниево-ориентированный подход к выявлению основ содержания образования [1].
При знаниево-ориентированном подходе к содержанию образования знания, однако, объявлены абсолютной ценностью и затеняют собой сущность самого человека. Это ведет к регламентации
210
научного ядра знаний, их излишнему академизму, направленности содержания образования на «среднего» человека и ряду иных негативных последствий. А при личностно-ориентированном подходе к выявлению основ содержания образования абсолютной ценностью становятся не отдельные от личности знания, а сам человек. Такой подход предоставляет свободу выбора содержания образования для удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей человека, гуманное отношение к его развитию, создание и закрепление его личной индивидуальности и возможности роста индивида в культурном и образовательном и профессиональном пространстве.
Результаты исследования их обсуждение
В последипломном образовании провизоров-организаторов кафедра Управления и экономики фармации (УЭФ) Казанского государственного медицинского университета принимает участие с 1993 г. Был поставлен педагогический эксперимент (с социологическим исследованием), состоящий из 2-х больших этапов. Изучали деятельность обучаемых в существующей системе непрерывного образования; а на втором этапе эксперимента, уже после введения разработанных нами изменений, дополнений и инноваций в образовательный процесс после первого этапа эксперимента.
Провели анкетирование и интервьюирование респондентов до начала процесса усовершенствования провизоров при кафедре УЭФ. По результатам проведенных социологических исследований (анализ 300 анкет) было выявлено, что 75% выпускников фармацевтического факультета КГМУ не поддерживали связи с вузом; лишь 15% респондентов были уверены, что обеспечены специальной литературой и расширяют свои знания; только 25% респондентов осуществляли повышение своей квалификации на профессиональных курсах.
Отметим для сравнения, что в настоящее время положение заметно улучшилось: 70% выпускников имеют связь с Институтом фармации; около 90% уверены, что обеспечены специальной литературой, при чем более 75% регулярно повышают свой профессиональный уровень; более 80% обучаются на циклах повышения квалификации регулярно.
Авторами (педагогами системы ПДО), был предпринят педагогический эксперимент (с социологическими исследованиями), состоящий из двух вышеназванных этапов с целью совершенствования процесса последипломного образования провизоров-организаторов, оптимизации содержания их профессиональной подготовки в системе послевузовского непрерывного образования. Первый этап был начат после накопления значительного опыта в условиях послевузовского (последипломного) образования провизоров. Кафедра УЭФ Казанского государственного медицинского университета к этому моменту (2000 г.) уже опиралась на шестилетний опыт проведения сертификационных циклов для провизоров-организаторов. Анализ существующего уровня профессиональной подготовки провизоров-организаторов в условиях ПДО при кафедре УЭФ, который всегда регламентирован рядом нормативных документов МЗ РФ и РТ, существующими образовательными стандартами и программами по ПДО, был целью данной части эксперимента. Но в тоже время была выявлена региональная специфика, особенности фармацевтического рынка РТ, кадровой политики в республике, долевое соотношение специалистов в аптечных организациях различного уровня, значения и форм собственности.
Была разработана анкета №1, включающая в себя 36 вопросов. Личность респондента, качества, уровень подготовки и другие особенности определяли первые 11 вопросов. Последующие вопросы выделяли: организацию и частоту проведения циклов повышения квалификации, виды занятий (предпочтительное соотношение); уровень профессиональной, организационной и методической подготовки; оснащенности и проведения циклов, соотношение дисциплин и разделов; предложения о внесении изменений и дополнений в циклы (продолжительность, место проведения, участие специалистов-практиков и т.п.); методы обучения; личностные качества, профессиональную заинтересованность слушателя и стремление его к самообразованию и саморазвитию. Всего проанкетировано 300 провизоров-организаторов (слушателей сертификационных циклов ПДО). Количество анкет, было необходимым и достаточным для получения достоверных результатов, что подтверждается формулой для определения достаточной группы экспертов:
N
П = - [5]
1 + 0,015N
где, п - число экспертов; N - общее число специалистов в данной области.
211
Общая численность провизоров в Республике Татарстан составляла на тот момент 1233 специалиста, значит минимальное количество анкет могло бы быть:
1233
п =-« 63
1 + 0,015 • 1233
Таким образом, результаты, полученные от анализа 300 анкет, повышают достоверность эксперимента. Помимо этого, проводилось интервьюирование провизоров-организаторов в аптеках, на аптечных складах, центрах контроля качества, аптечных магазинах, киосках, пунктах, фармацевтических производствах в Республике Татарстан (в местах проведения сертификационных циклов в гг. Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма, Чистополь, Лениногорск, Елабуга).
Были получены следующие данные: подавляющее большинство респондентов (по результатам проведенного исследования) - 88% отметили полную удовлетворенность циклами повышения квалификации (12% - частично); продолжительность цикла в 144 часа подходит 77% респондентов; проведение цикла раз в пять лет отметили как оптимальное 73% респондентов (14% полагали, что возможно проводить циклы реже, 13% считают, что необходимо проводить циклы чаще, т.к. за пять лет фармация изменяется очень сильно); 65% респондентов полностью одобрили ныне существующую форму проведения циклов, т.е. с отрывом от производства (28%-хотели бы без отрыва от работы, 6% - просили о заочной форме обучения;
Было отмечено по оснащенности циклов: методическим обеспечением были полностью довольны 91% обучаемых; наглядное сопровождение называли достаточным - 86% обучаемых; желали иметь методический комплект в личное пользование: 35% - постоянно, 24% - только в период обучения, 17% - уверены, что достаточно методических подборок на столах, 24% - считали достаточным только материал лекций;
По содержанию и видами занятий: виды занятий разделили следующим образом: должны в основном быть лекции - 64% респондентов; далее голосовали за семинары и практические занятия; экскурсии предпочитали только 5%; за возрождение «круглых столов» проголосовало -73%; приглашать чаще специалистов-практиков советовали 57% слушателей, из них на первом месте - юрист, далее - фармаколог, специалисты контрольно-ревизионной службы, специалисты по кадровым вопросам; к самостоятельным заданиям тяготели - 48% слушателей; 29% к ним относились резко отрицательно; в отношении написания рефератов 71% отозвались отрицательно и лишь 18% - положительно (это обосновывают отсутствием свободного времени. Некоторые провизоры-организаторы, по результатам интервьюирования, называли эту форму приемлемой только для студентов);
Респонденты на перспективу и развитие: ставят своей целью производственный рост около 42%; самообразование важно для 74% респондентов, и 26% - частично уделяют этому время; чтение специальной литературы 68% - считают необходимым, однако 31% читает - нерегулярно (это довольно высокий показатель); постоянно участвуют в конференциях, съездах и коллегиях - 42% специалистов, участвуют нерегулярно - 36% (от случая к случаю).
Полученные результаты обосновывались производственной необходимостью; постоянными изменениями, которые происходят в фармации в целом и на фармацевтическом рынке; высокой степенью контроля со стороны вышестоящей организации; а также стремлением наших обучаемых к профессиональному и производственному росту. Повышенная степень профессиональной и личной ответственности воспитывается у провизоров с первого курса, закрепляется и умножается годами практической деятельности, обостряется с возрастом.
На кафедре УЭФ Казанского государственного медицинского университета дальнейшая работа по совершенствованию процедуры сертификационного экзамена, а также подготовительного периода, предшествующего этому, продолжалась после проведения первого этапа эксперимента с учетом мнений и пожеланий слушателей системы ПДО и продолжается по сей день в институте фармации.
Далее нами была поставлена задача разработки анкеты для второго этапа эксперимента после подведения итогов первого этапа эксперимента, внедрения в образовательный процесс нововведений, сделанных на основе выводов и предложений из первого этапа. Анкета №2 создавалась последовательно и согласованно с анкетой №1. Кроме того, был использован накопленный опыт преподавателей по управлению и экономике фармации в системе ПДО, предложения обучаемых, прошедших повышение квалификации; рекомендации специалистов-практиков, а также опыт ведущих фармацевтических вузов РФ, занимающихся ПДО, как и мы.
Анкета №2 состояла из 40 вопросов, первые 6 давали характеристику респондентов по ряду показателей. Последующие же вопросы были сгруппированы в ряд смысловых разделов: мотивация обучаемых к образованию и изменения после прохождения циклов ПДО; рост качества циклов; изменения в образовательном процессе за 5 лет и более; ранжирование специальных качеств провизора-организатора; применение тестового контроля; качество преподавания на циклах.
Анкетирование проводилось у 300 обучаемых на сертификационных циклов, (аналогично анкете №1). По завершении анализа данных было выявлено следующее. В частности, отмечено, что мотивацией для прохождения сертификационных циклов является: производственная необходимость для 52,7% респондентов; желание повышать свою квалификацию для - 17,7%; необходимость получения новых знаний - 15%; получения квалификационной категории - для 61% респондентов после получения сертификата, (очень высокий процент). Сменить место работы собираются 26%; ставят целью производственный рост - 81,7%; (причем интересно отметить, что более 77% из них приняли это решение в ходе повышения квалификации); считают необходимым саморазвитие - 28%; самосовершенствование - 64,3%; нововведения в коллективе - 43%; научные исследования - 9% респондентов.
Провизоры-организаторы заметили, оценивая качество проведения циклов, что: объем и уровень новых знаний, преподаваемых на цикле повысился в среднем на 48%; объем и уровень знаний, умений и навыков, преподаваемых на цикле, вырос (по мнению 84% респондентов); особо необходим материал, преподаваемый специалистами-практиками (по мнению 94% обучаемых); важен материал по смежным дисциплинам (фармакология, фармацевтическая технология, фармацевтическая химия и фармакогнозия) (82% отмечено респондентов).
Обучаемые сделали пожелания о соотношении объемов знаний, даваемых специалистами-практиками: первое место - знания по фармакологии; второе место - по юридическим вопросам; третье место - по вопросам контроля качества лекарственных средств; четвертое место - знания по кадровой политике в аптечных организациях. Отмечена удовлетворенность методическим обеспечением сертификационных циклов - у 95% респондентов; наглядным обеспечением в ходе обучения - у 93% респондентов.
Был выделен раздел анкеты, адресованный провизорам, неоднократно обучавшимся на циклах ПДО по специальности управление и экономика фармации. Была дана оценка положительным, прогрессивным изменениям и тенденциям, произошедшим на циклах повышения квалификации за 5 лет и более по целому ряду показателей. Получено следующее: отметили высокий уровень преподавания 95,3% респондентов; совершенствование и расширение методов преподавания увидели 94%; уровень методического обеспечения высоко оценили 94,7% респондентов; уровень наглядного обеспечения - 93%; уровень и долю знаний по смежным дисциплинам отметили 90,3%; доля знаний, преподносимых специалистами-практиками повысилась, по мнению 85,3% обучаемых; виды контроля знаний стали разнообразнее и сложнее, по мнению 71,7% провизоров; варианты заданий (практические задания, ситуационные, задачи, деловые игры) изменены и осовременены, по мнению 66,3% респондентов.
Качества преподавателей, ведущих занятия на циклах респондентов, отметили в следующем порядке: профессионализм преподавателей называли 98,7%; культуру общения считали высокой 98,7%; использование педагогических инноваций в образовательном процессе увидели 94,3%; стремление преподавателей к сотрудничеству все 100% обучаемых; умение творчески применять в учебном процессе опыт специалистов-практиков отметили 99,7% провизоров-организаторов.
Был представлен вопрос в анкете и о перспективных изменениях в образовательном процессе на циклах ПДО, которые приведут к неуклонному повышению качества циклов и, соответственно, к полной удовлетворенности обучаемых. Получили следующие рекомендации наших респондентов: изменение в содержании образовательного процесса (в плане увеличения разделов по фармакологии, юридическим вопросам и работе с НТД) называли 11,7%; дифференциацию обучения отметили как прогрессивную 57,3%; отметили необходимость улучшения материального оснащения 35% (имеется в виду оборудование отдельного компьютерного класса). Провизоры-организаторы, обучавшиеся на циклах повышения квалификации отметили высокую оснащённость учебного процесса методическим материалом. В последнее время они отмечают наиболее позитивное современное изменение - использование в процессе обучения симуляционной аптеки. Ряд разделов (например, «Фармацевтический маркетинг») проводят именно в симуляционной аптеке, где условия приближены к реальным максимально. Обучаемые очень заинтересованы в проведении подобных занятий. Они показывали прекрасные практические навыки и глубокое удовлетворение.
Сейчас круг подобных занятий постоянно расширяется. Обрабатываются профессиональные умения и навыки прямо на рабочих местах. Педагоги обмениваются опытом с обучаемыми, большинство из которых имеет значительный стаж работы. И они, в свою очередь делятся с нами своим практическим подходом и инновациями.
После анализа результаты первого и второго этапов эксперимента были сведены в итоговые гистограммы, представленные на рис. 1, 2, 3.
Рис. 1. Сравнительный анализ результатов первого и второго этапов эксперимента на мотивационном уровне
Как видно из гистограмм, на первом этапе эксперимента мотивацией была производственная необходимость и получение новых знаний, а на втором этапе существенную долю стали составлять подготовка к квалификационной аттестации, производственный и профессиональный рост и саморазвитие. Это показывает иной, более высокий, уровень мотивации.
Рис. 2. Сравнительный анализ результатов первого и второго этапов эксперимента на профессионально-компетентностном уровне
Отмечено, что и на профессионально-компетентностном уровне произошел качественный скачок во второй части эксперимента - а именно, в части профессионального и личностного роста, работы в новых областях деятельности. На эмоционально-ценностном уровне и, значительно, в области самообразования и работы с профессиональной литературой тоже наблюдается заметный прогресс.
Рис. 3. Сравнительный анализ результатов первого и второго этапов эксперимента на познавательном уровне
Рисунок демонстрирует рост удовлетворенности сертификационными циклами на втором этапе и особый интерес к сочетанию методов преподавания, что указывает на профессиональную и личностную зрелость обучаемых в образовательном процессе.
Результаты исследований были обсуждены на вышеназванных базах исследования: кафедра управления и экономики фармации (УЭФ) (позднее - Институт фармации с 2018 г.) Казанского Государственного медицинского университета (КГМУ); факультет последипломного образования (курс фармации, позднее - кафедра фармации и далее Институт фармации с 2018 г.) КГМУ; учебно-методический центр КГМУ г. Набережные Челны (позднее-Представительство КГМУ); Управление здравоохранения г. Набережные Челны; учебно-методический центр КГМУ г. Йошкар-Ола (позднее - Представительство КГМУ); Управление по фармации и медицинской технике МЗ РТ; Управление Росздравнадзора МЗ РФ по РТ; ГУП «Таттехмедфарм»; ряд аптек разных форм собственности. Кроме того, были сделаны доклады и опубликованы статьи по результатам данных исследований на ежегодной Всероссийской конференции «Актуальные вопросы повышения качества последипломной подготовки фармацевтических кадров». Выявлено качественное изменение мотивации обучаемых к образованию, профессиональному росту, стремлению к самообразованию и интерес к инновациям. Однако, существуют перспективы для совершенствования образовательного процесса и повышения данных показателей.
Проведенная работа была оценена положительно и были намечены перспективы дальнейшего совершенствования педагогического процесса в системе ПДО провизоров.
Выводы
1. Проведенный педагогический эксперимент (с социологическим исследованием) однозначно доказал действенность наших педагогических условий, способствующих оптимизации образовательного процесса провизоров по специальности УЭФ в системе ПДО. Выявлено, что мотивация к обучению на сертификационных циклах наших обучаемых качественно изменилась - они стремятся не только к получению новых знаний, умений и навыков, а к применению их во время прохождения квалификационной аттестации, участия в конкурсах, для профессионального и должностного роста и постоянного саморазвития и самосовершенствования.
2. Общее количество специалистов провизоров по специальности УЭФ, стремящихся к должностному и профессиональному росту (по данным сравнительного анализа двух этапов педагогического эксперимента (с социологическим исследованием), увеличилось почти на 40%. Больше провизоров по специальности УЭФ стремятся работать в современных сферах деятельности: в области фармацевтического маркетинга, фармацевтического менеджмента, экономики фармации. Значительно увеличилась доля провизоров-организаторов, которые стали стремиться к постоянному саморазвитию и самообразованию. Специалисты начали реализовывать себя и в области фармацевтической науки.
3. Результаты проведенного эксперимента (социологического исследования) продемонстрировали повышение удовлетворенности у обучаемых педагогическим процессом обучения на сертификационных циклах (на 10% на втором этапе эксперимента по сравнению с первым) и рост интереса к инновационным методам и формам обучения (почти на 35%).
Литература (references)
1. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Издательство КГУ, 2000. - 606 с. [Andreev V.I. Pedagogika. Uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. Pedagogy. Training course for creative self-development. - Kazan: KSU publishing house, 2000. - 606 p. (in Russian)]
2. Барило О.Н. Отдельные аспекты государственного регулирования фармацевтической деятельности. Аккредитация и лицензирование // Приоритетные проблемы организации и экономики российской фармации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2011. - С. 73-75. [Barilo O.N. Prioritetnye problemy organizatsii i ehkonomiki Rossijskoj Farmatsii: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Priority problems of organization and economy of russian pharmacy: Materials of the All-Russian Science-Practical Conference. - Moscow, 2011. - P. 73-75. (in Russian)]
3. Леднев В.С. Непрерывное образование: структура и содержание. - М.: Высшая школа, 1990. - 296 с. [Lednev V.S. Nepreryvnoe obrazovanie: struktura i soderzhanie. Continuing education: structure and content. -Moscow: Higher school, 1990. - 296 p. (in Russian)]
4. Леднев В.С. Содержание образования. - М.: Высшая школа, 2009. - 360 с. [Lednev V.S. Soderzhanie obrazovaniya. Content of education. - Moscow: Higher school, 2009. - 360 p. (in Russian)]
5. Мухаметзянова Г.В. Методология проектирования и развития системы среднего профессионального образования в регионе. - Казань: ИСПО РАО, 2008. - 128 с. [Mukhametzyanova G.V. Metodologiya proektirovaniya i razvitiya sistemy srednego professional'nogo obrazovaniya v regione. Methodology of design and development of secondary vocational education system in the region. - Kazan: ISPO RAE, 2008. - 128 p. (in Russian)]
6. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н.В.Кузьминой. - М.: Наука, 2009. - 192 с. [Pod red. N.V.Kuz'minoj. Metody sistemnogo pedagogicheskogo issledovaniya. Methods of system pedagogical research. - Мoscow: Science, 2009. - 192 p. (in Russian)]
7. Платонова А.Е. Статистический анализ в медицине и биологии: задачи, терминология, логика, компьютерные методы. - М.: Издательство РАМН, 2010. - 52 с. [Platonova A.E. Statisticheskij analiz v meditsine i biologii: zadachi, terminologiya, logika, komp'yuternye metody. Statistical analysis in medicine and biology: problems, terminology, logic, computer methods. - Moscow: Publishing house Russian Academy of medical Sciences, 2010. - 52 p. (in Russian)]
8. Райс Дж., Клилэнд К. Вопросы организации и управления в российском здравоохранении XXI века: стиль, стратегия, система // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. - 2006. - №2. - С. 3641. [Rajs Dzh., Klilehnd K. Problemy sotsial'noj gigieny i istorii meditsiny. Problems of social hygiene and history of medicine. - 2006. - N2. - P. 36-41. (in Russian)]
Информация об авторах
Муслимова Наталья Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент Института фармации ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail: [email protected]
Грибова Янина Владимировна - кандидат фармацевтических наук, доцент, доцент Института фармации ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail: [email protected]
Гарифуллина Гюзель Хисамовна - кандидат фармацевтических наук, доцент, доцент Института фармации ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail: [email protected]