Научная статья на тему 'Анализ эффективности использования блога при обучении иностранному языку в вузе'

Анализ эффективности использования блога при обучении иностранному языку в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЛОГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОТИВАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / BLOG / EDUCATIONAL TOOLS / INTERACTION / MOTIVATION / FOREIGN LANGUAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азизова Самера Магомедганиевна

В статье представлено описание опыта использования образовательных блогов при обучении иностранному языку. Анализ эффективности блоггинга в вузе дается на примере образовательного блога для студентов-юристов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF EFFECTIVENESS OF USING THE BLOG IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE AT UNIVERSITY

The current paper presents a review of the research on the use of blogs in English learning contexts. The analysis of the effectiveness of using blogs is based on the example of educational blog for law students

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности использования блога при обучении иностранному языку в вузе»

С.М. Азизова

(г. Махачкала)

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЛОГА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

ANALYSIS OF EFFECTIVENESS OF USING THE BLOG IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE AT UNIVERSITY

В статье представлено описание опыта использования образовательных блогов при обучении иностранному языку. Анализ эффективности блоггинга в вузе дается на примере образовательного блога для студентов-юристов.

Ключевые слова: блог, образовательные инструменты, взаимодействие, мотивация, иностранные языки.

The current paper presents a review of the research on the use of blogs in English learning contexts. The analysis of the effectiveness of using blogs is based on the example of educational blog for law students.

Key words: : blog, educational tools, interaction, motivation, foreign languages.

В последнее время, как в отечественной, так и в зарубежной дидактике происходит изменение подходов к организации взаимодействия между преподавателями и студентами. Современная парадигма образования предполагает переход от «трансляции знаний» преподавателем к самостоятельному «добыванию» необходимой информации в ходе партнёрского взаимодействия обучающих и обучающихся как активных участников обучения [6, с. 10]. В этом контексте востребованным инструментом в обучении иностранным языкам стало использование блогов.

Исследователи провели анализ того, как учителя иностранных языков используют системную функциональную лингвистику для разработки своих учебных программ, основанных на блогах, и сделали вывод о том, что учащиеся, которым предлагалось работать с материалами образовательных блогов, значительно повысили уровень грамотности. Более того, в работе, посвященной изучению связи мотивации к обучению с содержанием образовательного блога, от-

мечается, что блоги полезны для студентов, во-первых, как источники информации о содержании курса, во-вторых, материалы блогов используются для улучшения навыков критического мышления и навыков чтения [2, с. 174].

Широкое распространение данная технология получила в нашей стране. В рамках Программы стратегического развития ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» стартовал научный проект «Разработка и внедрение Web 2.0 технологий в практику преподавания иностранных языков в университете» [4, с. 7]. Перед преподавателями была поставлена задача эффективно использовать блоги в рамках существующих учебных планов. Проведенное исследование использования блогов в качестве инструмента обучения иностранным языкам показало, что до настоящего времени остается нерешенным ряд вопросов. В нашей работе рассматриваем такие аспекты использования блог-технологии в обучении иностранному языку, как качество материалов, используемых на страницах блогов,

воспитание толерантности и уважения к духовным ценностям разных стран и народов, интерактивность блогов, как один из элементов вовлечения студентов в совместное учение, организация самостоятельной работы, повышение мотивации обучающихся и формирование основных языковых навыков при помощи блоггинга.

Педагогические цели блога для студентов-юристов, изучающих английский язык, заключаются в том, чтобы способствовать совершенствованию языковых навыков студентов, а также предоставить пространство для использования языка. Блог обеспечивает благоприятную обстановку для реализации творческого потенциала обучающегося и позволяет студенту сосредоточиться на своих интересах. Задача современного преподавателя состоит не только в том, чтобы предоставить студенту знания в соответствии с утвержденным учебным планом, но и научить его навыкам работы с информацией. Таким образом, меняется и методическая основа обучения, на передний план начинают выступать методики овладения знаниями [5, с. 206].

Студентам юридического профиля на страницах образовательного блога предлагается ознакомиться со статьями Конвенции прав человека ООН, обсудить новости о ситуации в мире, просмотреть и прокомментировать видеоматериалы. Обучающиеся используют свои знания языка в различных ситуациях, обмениваются мнениями со своими сверстниками, совершенствуют коммуникативные навыки. Сообщения бло-га представляют собой дополнительные материалы, но их тематика и языковое наполнение соответствуют программным требованиям дисциплины и учитывают новые стратегии обучения с целью овладения профессиональным иноязычным общением: Content And Language Integrated Learning.

Преподаватели ищут оптимальные формы организации самостоятельной работы студентов, работают над созданием новых видов учебных материалов с учетом тех стратегий, которые необходимо применить обучающимся для самостоятельного усвоения знаний. Высокое качество аутентичных

материалов, грамотно подобранные задания к ним способствуют повышению качества подготовки специалистов, развитию когнитивных и исследовательских умений, формированию информационной культуры, расширению кругозора и повышению общей культуры студентов. Студенты работают с материалами об исторических прецедентах судебных решений, размышляют о том, как бы сейчас рассматривали в судах аналогичные дела, прими судья другое решение. Такие задания создают среду для развития критического мышления.

Образовательный блог для студентов-юристов оказался комфортной средой для общения на изучаемом языке, для самовыражения, взаимодействия, самооценки языкового прогресса. Визуальное представление текста сообщения студента на страницах блога или его видеозапись дает возможность реализации технологии самооценки. Интерактивность технологии Web 2.0 помогает реализовать принцип социального обучения. Возможность прочесть, оценить сообщения сверстников и отреагировать на них способствует совместному обучению. Обучающиеся создают сообщения и размышляют об учебных материалах, дают оценку просмотренным видеозаписям судебных заседаний. Комментирование сообщений обеспечивает общение в режиме реального времени. Тот факт, что студенты при этом работают с профессионально-направленными материалами, подтверждает возможности для профессионального развития студентов через совместное и социальное взаимодействие. Более продуктивно происходит усвоение юридической терминологии, данные лексемы входят в активный вокабуляр студентов.

Достигнуть высокой мотивации обучающихся удается только путем создания таких учебных ситуаций, когда студенты вовлекаются в совместную продуктивную деятельность в процессе обучения иностранным языкам. Блоги востребованы для совместной работы над проектами и эффективно используются для обратной связи по принципу «студент-студент».

Ряд сообщений образовательного блога для студентов-юристов представляет собой

учебные материалы для подготовки к предстоящему занятию по английскому языку. Просмотр видео и работа с текстовыми сообщениями, ссылки на другие источники, в которых предложен другой подход к изучаемой проблеме, способствуют погружению в тему планируемого занятия. Для рефлексии и размышления над пройденным материалом студентам предлагаются другие сообщения по обозначенной теме. Студенты комментируют сообщения, обмениваются мнениями. Высокая активность обучающихся демонстрирует позитивное отношение к использованию блогов, часто студенты отражают оффлайновые темы в своих личных блогах, что указывает на их заинтересованность студентов в саморазвитии и самообразовании.

Анкетирование студентов юридического института Дагестанского государственного университета показало, что «положительное» отношение к форме организации самостоятельной работы по иностранному языку имеют более 99% опрошенных. Работа с онлайн-ресурсами, в том числе с материалами образовательного блога, является предпочтительным видом самостоятельной работы для 90% анкетируемых. Работа с учебниками и другими традиционными дополнительными источниками информации не теряет своей актуальности, предпочтение онлайн-ресурсов объясняется, в том числе, их удобством и доступностью. Тем не менее, не все студенты готовы работать в таком пространстве. У первокурсников часто отсутствует опыт работы с такого рода учебными материалами, они теряются в потоке информации. Здесь на помощь студенту должны прийти профессиональные и тактичные онлайн - и - оффлайн рекомендации преподавателя.

Опыт работы над совершенствованием навыков чтения посредством текстовых сообщений образовательного блога для студентов юридического профиля показал, что, благодаря материалам блога, студенты больше узнают о процессах мышления и чтения. Изучение ответов на задания по он-лайн-письму в блоге демонстрирует улучшение навыков чтения, повышение грамот-

ности студентов и возросший уровень их участия. Эффективность и успешность ведения блога английского языка, соответствие его содержания курсу дисциплины, на наш взгляд, не вызывает сомнений.

Большинство авторов работ, посвященных изучению целесообразности использования образовательных блогов как обучающей среды, сходятся во мнении, что блоги стимулируют развитие и совершенствование навыков письма [3, с. 390]. Для того чтобы сделать выводы об эффективности использования блога для развития навыков письма, мы сравнили результаты обучающихся двух групп. Студенты одной группы пользовались блогами в ходе выполнения письменных онлайн-заданий, таких как аннотирование научных статей по юриспруденции, со студентами другой группы применяли только традиционные формы работы, направленные на развитие навыков письма. Анализ показал, что в первой группе улучшается качество письменных работ, повышается мотивация к письму как к одному из видов речевой деятельности на иностранном языке. Блоги оказались здесь инструментом для развития во взаимодействии.

Обратная связь стимулирует обучающихся быть более точными при формулировании идей и мнений. У студентов изменились установки и, следовательно, отношение к самостоятельной работе. Сочинения студентов, которые они выложили онлайн, оказались более логично организованы, интереснее выглядело и их лексическое наполнение. Вероятно, одним из стимулов писать более качественные тексты оказалась доступность этих материалов в сети, то, что эти сочинения оценивались и комментировались не только преподавателем, но и их сверстниками. Можно отметить, что первокурсники более ориентированы на комментарии однокурсников и поэтому более требовательны к собственным сочинениям и пересматривают свои работы перед публикацией.

Блог как образовательная среда предлагает возможность проведения дебатов, что в свою очередь подталкивает обучающихся

к приобретению навыков убеждения и аргументации. По сравнению с простыми дискуссионными форумами блоги предоставляют больше возможностей [8]. Помимо совершенствования навыков письма, бло-ггинг формирует риторические стратегии студентов, совершенствует грамматические навыки, значительно способствует улучшению письменных работ, таких как эссе, литературные обзоры, отзывы. Так М.В. Плак-сина, групповой блог считает идеальным вариантом для развития письменных навыков и критического мышления[7, с. 155].

Блог-технологии воздействуют преимущественно на пассивные речевые компетенции: чтение и письмо, - они также достаточно легко могут быть адаптированы к активным языковым навыкам. Использованию блога как платформы для формирования и совершенствования навыков говорения может способствовать такой элемент, как «Нанагонг» (Nanagong).

Публикация аудио записей в блоге может стать отличным способом для студента услышать свой собственный голос, развить способности формулировать и отстаивать свое мнение, это формирует собственный стиль мышления, способность видеть, какую реакцию его идеи вызывают у других людей. Технология мозгового штурма, мониторинг, оценка, самопрезентация и навыки обмена информацией - это то, что можно внедрить в процесс обучения при помощи образовательного блога.

Современные тенденции модернизации образования содержат в себе такие требования к преподавателям иностранных языков, как практическая направленность обучения, прозрачность и оперативность. Основная задача - воспитание личности, желающей и способной вступать в межкультурную коммуникацию. Одна из целей образовательного блога для студентов-юристов - развитие межкультурной компетенции, поэтому блог является открытым, что побуждает к общению с представителями другой культуры, способствует развитию социолингвистической и дискурсивной компетенций. Блог является идеальной площадкой для обучения в сотрудничестве,

проблемного обучения и работы по проектной методике.

Использование блогов повышает интерес к процессу обучения и способствует поддержанию высокого уровня мотивации студентов. Новизна технологий является одиним из важных факторов, влияющих на успешность обучения. Открытость публикаций и наличие потенциальной читательской аудитории способствуют улучшению качества письменных работ. Ведение блога способствует развитию учебной автономии, пониманию необходимости обучения на протяжении всей жизни, так как сам студент управляет процессом своего обучения, занимаясь активным поиском информации и получая комментарии от других людей.

Литература

1. Aydin S. The Use of Blogs in Learning English as a Foreign Language, in: Mevlana International Journal of Education, Vol. 4(1), 2014. С.244-259. [Электронный ресурс]. - URL: https://files. eric.ed.gov/fulltext/ED545624.pdf (Дата обращения 17.09.2018)

2. Johnson D. Teaching with authors' blogs: Connections, collaboration, creativity, in: Journal of Adolescent & Adult Literacy, Volume 54(3), 2010. С.172-180.

3. Rivens Mompean A. The development of meaningful interactions on a blog used for the learning of English as a foreign Languag, in: ReCALL, Volume 22(03), C. 376-395. [Электронный ресурс]. - URL: doi: 10.1017/S0958344010000200 (Дата обращения 17.09.2018).

4. Аннотированная программа стратегического развития Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дагестанский государственный университет» на 2012-2016 годы. 35с. [Электронный ресурс]. - URL: http://science.dgu.ru/Content/files/strategy_2013.pdf

5. Мишаева М.В. О внедрении технологий web2.0 в процесс обучения английскому языку в вузе // Языки народов мира и Российской Федерации: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и языкового образования». - Махачкала, - 2015. - С. 206-208

6. Перфилова Г.В. Примерная программа по дисциплине «Иностранный язык» для подготовки магистров (неязыковые вузы). М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. - 55 с.

7. Плаксина М.В. Использование блога учебной группы в обучении иностранному языку. Вестник тамбовского университета. - №7-8 - Т.21. - С. 159-160. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ispolzovanie-bloga-uchebnoy-gruppy-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (Дата обращения: 17.09.2018).

8. Сумцова О. В. Использование блогов для самостоятельной работы студентов технических вузов по иностранному языку. Молодой ученый. - 2010. - №12. Т.2. - С. 127-129. [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/archive/23/2372/ (Дата обращения: 17.09.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.