Научная статья на тему 'Обучение студентов вуза с использованием блогов как средства управления их учебно-познавательной деятельностью'

Обучение студентов вуза с использованием блогов как средства управления их учебно-познавательной деятельностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
521
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА БЛОГА / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ БЛОГА / ТИПОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ БЛОГОВ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФАСЦИНАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / BLOG / DIDACTICAL PROPERTIES OF BLOG / DIDACTICAL FUNCTIONS OF BLOG / TYPOLOGY OF THE EDUCATIONAL BLOGS / INFORMATIONAL COMPETENCY / INFORMATIONAL EXPERTISE / FASCINATION OF STUDY MATERIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белов Семен Алексеевич, Лазарева Дарья Геннадьевна

Рассматривается возможность использования блогов как средства управления учебно-познавательной деятельностью студентов в учебно-воспитательном процессе высшей школы. Представлены дидактические свойства и функции блога. Описана типология учебных блогов. Отмечены положительные моменты использования блогов в образовательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белов Семен Алексеевич, Лазарева Дарья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training the University Students to Control their Educational and Cognitive Activity Using Blogs

The article considers possibility to use blogs for management educational and cognitive activity of students in educational process of the higher education. Didactical properties and functions of blog and typology of educational blogs are described. The positive sides of the blogs usage in the educational process in the higher institution are underlined.

Текст научной работы на тему «Обучение студентов вуза с использованием блогов как средства управления их учебно-познавательной деятельностью»

ББК 74.58

С.А. Белов, Д.Г. Лазарева

Обучение студентов вуза с использованием блогов как средства управления их учебно-познавательной деятельностью

S.A. Belov, D.G. Lazareva

Training the University Students to Control their Educational and Cognitive Activity Using Blogs

Рассматривается возможность использования блогов как средства управления учебно-познавательной деятельностью студентов в учебно-воспитательном процессе высшей школы. Представлены дидактические свойства и функции блога. Описана типология учебных блогов. Отмечены положительные моменты использования блогов в образовательном процессе вуза.

Ключевые слова: блог, дидактические свойства блога, дидактические функции блога, типология учебных блогов, информационная компетентность, информационные компетенции, фасцинация учебного материала.

The article considers possibility to use blogs for management educational and cognitive activity of students in educational process of the higher education. Didactical properties and functions of blog and typology of educational blogs are described. The positive sides of the blogs usage in the educational process in the higher institution are underlined.

Key words: blog, didactical properties of blog, didactical functions of blog, typology of the educational blogs, informational competency, informational expertise, fascination of study material.

В настоящее время высшее профессиональное образование (ВПО) вынуждено как никогда чутко реагировать на общественные процессы и вносить изменения в существующую систему обучения. Интернационализация образования и введение двухуровневой системы в высшей школе предполагает концептуально новые подходы к формированию содержания образования, к дидактическим методам и технологиям контроля качества и результативности обучения, новым способам организации и оптимизации учебно-познавательной деятельности студентов [1]. С другой стороны, современная экономика требует грамотных высококвалифицированных специалистов, обладающих необходимыми компетенциями в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В связи с этим одной из задач ВПО является формирование ИК-технологий компетенций студентов в междисциплинарных направлениях подготовки.

В качестве инструментального средства для формирования и дальнейшего повышения уровня информационной компетентности студентов предлагается использовать технологию блоггинга (блоги) [2]. Данная технология применяется в системе ВПО сравнительно недавно, а описание опыта внедрения встречается довольно редко (Е.В. Астахова, Е.В. Лазуткина, А.В. Филатова).

Блог - от англ. blog («web log») - «сетевой журнал», или «дневник событий») является одним из самых популярных социальных сервисов. Он представляет собой Web-пространство, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Существует огромное количество блогов, в которых представлен широкий спектр интересов. Все блоги имеют две основные устойчивые характеристики: социальность и интерактивность студентов [1].

На основе доработки данных А.В. Филатовой можно предложить следующие дидактические свойства и функции блога (табл. 1) [1].

Блог позволяет удовлетворять потребности отдельных личностей (студентов, преподавателей) и социальных групп (студенческие группы, сообщества преподавателей-предметников) в социализации и самореализации. В рамках образовательного пространства вуза блоги можно рассматривать как источник информации.

Блоги создают предпосылки для коммуникативного включения студентов в микро- и макросоциальные связи. Данное обстоятельство ведет к развитию соответствующей компетенции, которая позволит выпускникам вуза в дальнейшем осуществить социальнопрофессиональную мобильность как по горизонтали, так и по вертикали.

Таблица 1

Дидактические свойства и дидактические функции блога

Дидактические свойства блога Дидактические функции блога

Существование в контексте автора Мотивация познавательной деятельности; создание благоприятной среды для индивидуального обучения; развитие учебной автономии и креативности.

Интерактивность по принципу «я»^-«всем», «все»^-«мне» Формирование умения вести дискуссию (приводить аргументы и контраргументы, делать выводы, выносить собственное независимое суждение); развитие эмпатии; совершенствование навыков письменной речи разных стилей (формальный, разговорный, высокий).

Эффективность организации информационного пространства Возможность оперативного поиска информации через систему рубрикаций (тегов) и архивов; возможность оперативного информирования и обновления информации с применением RSS-потоков для синдикации контента.

Максимальная степень реализации мультимедийности Мотивация студентов и формирование творческого мышления; совершенствование рецептивных видов речевой деятельности (аудирование, чтение); учет индивидуальных стилей обучения.

Простота использования Повышение мотивации; устранение тревожности и неуверенности в отношении навыков пользования ИКТ.

Безопасность Обеспечение свободы самовыражения.

Фасцинация* учебного материала (привлекательность и новизна) Мультимедийная визуализация учебного материала повышает привлекательность и придает образную выразительность информации при сохранении ее научного содержания.

Актуализация содержания образования Обеспечивает широкие возможности для подбора учебного материала из полиграфических и электронных источников; сокращает сроки ввода научных фактов в учебные дисциплины.

Актуализация результатов обучения Применение блогов позволяет реализовать один из принципов андра-гогического обучения - незамедлительного использования полученных знаний для практических действий.

* Фасцинация - от англ. fascination - «очарование» - воздействие на собеседника, на его поведение через создание привлекательных для него форм, образов, символов и прочего, что создает оптимальную для сотрудничества среду, возбуждает интерес к предмету, развивает познавательную активность.

Блоги являются удобной площадкой для организации дискуссии, обеспечивают устойчивую обратную связь и достаточно высокую степень индивидуализации и дифференциации обучения. В результате прилагаемых умственных усилий для восприятия информационного содержания блога, его анализа и творческой подготовки к дискуссии у студентов расширяется диапазон интеллектуальной восприимчивости. Участвуя в дискуссиях, выполняя учебные задания с привлечением информационных ресурсов Интернета, студент развивает такие ИК-компетенции, как:

- умение организовать эффективную работу с потоками информации в глобальной сети;

- умение анализировать и фильтровать найденную информацию;

- знание основных средств самоопубликования

[2];

- овладение приемами расширения кругозора и эрудиции;

- умение «свертывать» и «разворачивать» информацию, представлять ее в другом масштабе и с дополнительными деталями;

- умение организовывать информацию в виртуальном пространстве (обогащение реальности (augmented reality), т.е. владение всеми видами идентификаторов (сигнальными, ориентирующими, оценивающими)).

Современная типология образовательных блогов в учебно-воспитательном процессе вуза представлена следующим образом:

- блог одного занятия или темы - может содержать как основной, так и дополнительный текстовый, аудио- или видеоматериал, подобранный преподавателем в сети;

- блог преподавателя-предметника - коллекция учебного материала, тематическая коллекция;

- блог студенческой группы или блог куратора (координатора) группы - информационная доска для студентов и их родителей;

- блог - учебный проект - может быть полезен студентам в проектной и исследовательской работе;

- блог студента, или электронная тетрадь студента, - это его электронное пространство, где он может размещать собственные материалы;

- блог для дистанционной поддержки студента -блог, созданный для студентов, временно не посещающих занятия или находящихся на дистанционном обучении [3].

А.В. Филатова предлагает несколько расширенную типологию учебных блогов (табл. 2) [1].

Таблица 2

Типология учебных блогов

Критерий Название блога Основные характеристики

По авторскому составу преподавательский (tutor blog) ведется преподавателем, включает в себя учебный план, задания для студентов, тематические ссылки на ресурсы Интернета

студенческий (learner blog) принадлежат отдельным студентам или малым группам, работающим над общим проектом

коллективный блог курса (class blog) является совместным пространством преподавателя и учебной группы, используется для ведения обсуждений по темам курса

По типу мультимедиа текстовый основное содержание - тексты; электронное портфолио (хранилище письменных работ) студента по изучаемому курсу

подкаст основное содержание - личные аудиозаписи учебного характера (лекции, декламации стихотворных произведений, монологи на заданные темы)

фотоблог основное содержание - графические файлы

видеоблог основное содержание - видеофайлы с текстовыми комментариями. Используется преподавателем для демонстрации конкретных явлений и процессов

мультимедийный блог основное содержание - различные виды аудио-, видеосервисов, слайд-шоу, графические изображения, элементы для интерактивного голосования и т.д.

По форме макроблоги большой объем учебной информации

микроблоги ограниченный объем (140-200 символов), носят неформальный характер

По степени интегрированности в учебный процесс основной, или коллективный основан на каком-либо учебном курсе

поддерживающий блог студента (студентов) или преподавателя создается для выполнения какого-то задания или проекта, проведения дискуссии по конкретной теме

По предоставлению права участвовать в дискуссиях и публиковать сообщения открытые блог открыт для широкой аудитории Интернета, любое заинтересованное лицо может оставить комментарии о публикациях как преподавателя, так и студентов

закрытые преподаватель решает, кому предоставить доступ к блогу. Этот выбор определяется уровнем владения языка, сложностью обсуждаемой проблемы, целями курса, временными рамками, особенностями компьютерноопосредованной коммуникации

С точки зрения технологии блог можно использовать как: а) инструмент администрирования учебного процесса; б) платформу для проведения дискуссий; в) среду для размещения публикаций в Интернете.

Блог является реальной средой, в которой можно высказаться и быть услышанным. Форма учебной работы с блогами способствует популяризации применения интернет-сервисов в образовательной деятельности, распространению инноваций в области ИКТ и педагогических технологий.

Следует отметить положительные моменты использования блогов в образовательном процессе вуза, такие как:

1. Использование блогов помогает студентам стать экспертами в изучаемой области. В процессе ведения блога можно выделить три этапа: «поиск», «фильтрацию» и «публикацию». Чтобы найти информацию, которую можно использовать в «дневнике событий» (прокомментировать, покритиковать, сослаться), авторы блогов посещают множество сайтов по определенной тематике. В процессе работы студенту предстоит ознакомиться с огромным количеством информации по теме. Необходимость регулярной работы - новые сообщения должны публиковаться по меньшей мере раз в неделю - делает непрерывным процесс пополнения знаний студентов по определенным темам.

2. Использование блогов усиливает интерес к процессу обучения. Новизна технологий является одним из мотивирующих факторов в обучении. Мотивация студентов при использовании блогов обусловлена не только технологическими возможностями, но и тем, что студенты пишут о том, что важно лично для них. Студенты сами управляют процессом своего обучения, занимаясь активным поиском информации и получая комментарии от других людей.

3. Использование блогов дает студентам право принимать участие в социальных процессах. Одна из целей обучения - аккультурация, включение студентов в жизнь общества. В процессе ведения блогов студенты быстро понимают, что их сообщения могут читать не только преподаватели и однокурсники. Блоги выводят выполняемые задания за рамки учебного процесса и взаимоотношений «преподаватель - студент», по-

зволяя всем желающим оценить и прокомментировать работы студентов.

4. Использование блогов открывает новые возможности для работы в учебной аудитории и за ее пределами. При традиционной организации обучения из-за недостатка времени на занятиях и ограниченности объема учебных курсов не у всех студентов есть шанс высказаться и быть услышанными. Ведение блога позволяет каждому принять участие в дискуссии, что открывает новые перспективы для обучения. С помощью блогов учебная аудитория переходит свои физические границы и расширяется до бесконечной интернациональной аудитории. Возможно, кто-то за пределами учебной аудитории просмотрит и прокомментирует учебный блог, и это позволит расширить возможности получения представления о том, как опубликованная информация воспринимается представителями «внешнего мира» [1; 3; 4].

5. Использование блогов актуализирует содержание образования, так как обеспечивает широкие возможности для подбора учебного материала не только в полиграфических изданиях, но и в электронных. Кроме того, позволяет резко сократить сроки ввода научных фактов, открытий в учебную дисциплину.

6. Использование блогов актуализирует результаты обучения. Через применение блогов в лабораторнопрактических занятиях и в самостоятельной работе возможно незамедлительное применение полученных знаний для практических действий.

7. Использование блогов повышает правовую и этическую осведомленность студентов, так как они должны предъявлять информацию с соблюдением ее авторских прав, они ответственны за интерпретацию представляемых сведений. Студенты учатся отделять достоверную информацию от вымышленной, и обязаны делать это в корректной форме.

Блог - это новая образовательная реальность. Обучение с использованием блогов может и должно стать одним из средств управления учебно-познавательной деятельностью студентов вуза. Важно, чтобы блоги как электронное средство обучения сообразовывались с личностно ориентированным подходом к педагогическому процессу.

Библиографический список

1. Филатова А.В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий (для студентов языковых специальностей вузов) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009.

2. Астахова Е.В. Использование блогосферы для повышения уровня информационной культуры субъектов образовательного процесса в вузе // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе : матер. Всерос. заоч. науч.-практ. конф. - Барнаул, 2010.

3. Использование интернет-технологий в современном образовательном процессе. Ч. III: Инструменты сетевого взаимодействия / сост. Ю.В. Ээльмаа. - СПб., 2010.

4. Richard E. Ferdig, Kaye D. Trammell. Content Delivery in the ‘Blogosphere’ // T.H.E. Journal. - 2004. - Febr. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.itlt.edu.nstu.ru/artic-le21_richard_ferdig_kaye_trammell.php.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.