Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДРАМЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО «БЕСПРИДАННИЦА» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК'

АНАЛИЗ ДРАМЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО «БЕСПРИДАННИЦА» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
858
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРАМА А. Н. ОСТРОВСКОГО «БЕСПРИДАННИЦА» / УРОК ЛИТЕРАТУРЫ / ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ОБРАЗ-ХРОНОТОП / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЬЕСЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Магадиева Юлия Сергеевна, Ибатуллина Гузель Муртазовна

Цель исследования - определить продуктивные с литературоведческой и методической точки зрения пути изучения драмы А. Н. Островского «Бесприданница» на уроках литературы. В статье рассматриваются методические приемы анализа пространственно-временной организации произведения, выявляются функции образов-хронотопов. Научная новизна исследования заключается в разработке рекомендаций по интерпретации текста, объясняющей учащимся связь системы хронотопов с духовно-нравственным содержанием «Бесприданницы». В результате доказано, что обучающий и воспитательный потенциал пьесы может быть полноценно реализован на уроке при учете особенностей ее художественного строя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSING A. N. OSTROVSKY’S DRAMA “WITHOUT A DOWRY” AT LITERATURE LESSONS IN HIGH SCHOOL FROM THE PERSPECTIVE OF SPATIAL AND TEMPORAL CHARACTERISTICS

The research aims to determine productive ways of studying A. N. Ostrovsky’s drama “Without a Dowry” in literature lessons from a literary and methodological perspective. The paper considers methodological techniques for analysing the spatial and temporal organisation of the work, identifies the functions of images-chronotopes. Scientific novelty of the research lies in developing recommendations for the interpretation of the text, explaining the connection of the chronotope system with the spiritual and moral content of “Without a Dowry” to students. As a result, it has been proved that the learning and educational potential of the play can be realised fully in the classroom taking into account the peculiarities of the play’s artistic structure.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДРАМЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО «БЕСПРИДАННИЦА» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК»

ИЗДАТЕЛЬСТВО

фгротота

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

2022. Том 7. Выпуск 4. С. 404-407 | 2022. Volume 7. Issue 4. P. 404-407

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Анализ драмы А. Н. Островского «Бесприданница»

на уроках литературы в старших классах

с точки зрения пространственно-временных характеристик

Магадиева Ю. С., Ибатуллина Г. М.

Аннотация. Цель исследования - определить продуктивные с литературоведческой и методической точки зрения пути изучения драмы А. Н. Островского «Бесприданница» на уроках литературы. В статье рассматриваются методические приемы анализа пространственно-временной организации произведения, выявляются функции образов-хронотопов. Научная новизна исследования заключается в разработке рекомендаций по интерпретации текста, объясняющей учащимся связь системы хронотопов с духовно-нравственным содержанием «Бесприданницы». В результате доказано, что обучающий и воспитательный потенциал пьесы может быть полноценно реализован на уроке при учете особенностей ее художественного строя.

EN

Analysing A. N. Ostrovsky's Drama "Without a Dowry"

at Literature Lessons in High School

from the Perspective of Spatial and Temporal Characteristics

Magadieva J. S., Ibatullina G. M.

Abstract. The research aims to determine productive ways of studying A. N. Ostrovsky's drama "Without a Dowry" in literature lessons from a literary and methodological perspective. The paper considers methodological techniques for analysing the spatial and temporal organisation of the work, identifies the functions of images-chronotopes. Scientific novelty of the research lies in developing recommendations for the interpretation of the text, explaining the connection of the chronotope system with the spiritual and moral content of "Without a Dowry" to students. As a result, it has been proved that the learning and educational potential of the play can be realised fully in the classroom taking into account the peculiarities of the play's artistic structure.

Введение

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что вопросы изучения драматургии А. Н. Островского на школьных уроках литературы, как и проблемы многоаспектного литературоведческого анализа художественного наследия драматурга в целом, оказались в последние годы на периферии внимания исследователей. Разумеется, это не означает, что данное научно-тематическое поле остается совершенно пустым, среди методических работ последних двух десятилетий можно назвать статьи Л. С. Айзермана (2007), Э. С. Косты-левой (2003), диссертации Л. В. Дербенцевой (2002), Б. В. Тюркина (2005). Однако количество лакун в названной области достаточно велико.

Задачи исследования:

- выявить особенности включения пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» в школьные программы по литературе;

- разработать методические рекомендации к уроку «Пространственные образы в пьесе А. Н. Островского "Бесприданница"».

Указанными задачами определяется и актуальность исследования, поскольку работы, посвященные обозначенной нами проблематике, практически отсутствуют - вследствие того, что методисты в первую очередь обращаются к драме «Гроза», входящей во все учебные программы.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20220060

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/

Для достижения поставленной цели и решения задач в работе использовались следующие методы: теоретические - анализ и обобщение научных источников; эмпирические - структурно-сопоставительный и ми-фопоэтический методы анализа текста.

Теоретической базой исследования послужили публикации В. И. Мильдона (1992), Э. П. Хомич (2002), В. Г. Маранцмана, Т. В. Чирковской (1977), посвященные интерпретации драмы А. Н. Островского «Бесприданница».

Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в курсах преподавания литературы в школе и вузе, а также имеют перспективу дальнейшей научной разработки.

Апробация исследования. Литературоведческие аспекты анализа, представленные в статье и принадлежащие ее авторам, прошли предварительную апробацию в ряде докладов на научных конференциях и нашли отражение в публикациях (см., например: Ибатуллина, Ракоед, 2018).

Основная часть

Пьеса А. Н. Островского «Бесприданница» в школьных программах по литературе

Как уже было отмечено, «Бесприданница» А. Н. Островского, в отличие от «Грозы», представлена далеко не во всех современных программах по литературе. На наш взгляд, во многом это объясняется методической традицией, оставшейся от эпохи советской школы и ориентированной прежде всего на возможности идеологической интерпретации героев и событий анализируемых произведений. Катерина, названная еще А. Н. Добролюбовым «лучом света в темном царстве» и нередко трактовавшаяся как олицетворение прямого протеста против этого царства, более четко вписывалась в господствующую социально-историческую концепцию. Между тем пьеса «Бесприданница» не уступает «Грозе» ни в социально-философской и этической глубине, ни в художественной органичности, и это понимание нашло отражение в ряде постсоветских учебных программ по литературе.

В авторских программах под редакцией В. Г. Маранцмана (Программы общеобразовательных учреждений..., 2007Ь), Т. Ф. Курдюмовой (Курдюмова, Колокольцев, 2016), А. Н. Архангельского (Литература..., 2017а) изучение пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» предусмотрено в 10 классе, в программе Г. В. Москвина (Москвин, Пуряева, Ерохина, 2017а; 2017Ь) предлагается знакомство с ней в 8 классе. Авторы двух учебно-методических комплексов по литературе: Б. А. Ланин (Литература., 2017Ь) и С. А. Зинин, В. А. Чалмаев, Г. С. Меркин (Программа курса., 2016; 2018) - драму «Бесприданница» вынесли на самостоятельное изучение. В программе под редакцией В. Ф. Чертова (Рабочие программы..., 2015) «Бесприданница» включена только в списки внеклассного чтения, а в рабочих программах В. Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений., 2007а) и Т. М. Воителевой, И. Н. Сухих (2014) пьеса не рассматривается.

Таким образом, мы видим, что пьеса «Бесприданница» в школьном курсе литературы в значительной степени оттеснена на периферию, несмотря на то, что воспитательный, духовно-нравственный потенциал произведения, по нашему мнению, во многих своих аспектах гораздо больше, нежели в «Грозе», резонирует с этической проблематикой современного нам социума. Основной конфликт в «Бесприданнице» связан не с противоречиями «века нынешнего» и «века минувшего», а с противостоянием разных моральных ценностей в рамках современной реальности: идеалов истинной духовности // свободы // любви, с одной стороны, и прагматизма // корысти // «капитала» - с другой. Формы и способы воплощения данного конфликта в пьесе тесно связаны с особенностями ее художественной организации. Далее мы рассмотрим методические аспекты одного из уроков по пьесе «Бесприданница», где анализируются пространственно-временные образы (хронотопы) и основные образы-символы, позволяющие выявить суть центрального конфликта произведения.

Методические рекомендации к уроку «Пространственные образы в пьесе А. Н. Островского "Бесприданница"»

Целью урока предполагается определение роли пространственно-временных образов и мотивов, связанных с сюжетным конфликтом и главной героиней произведения. Примерная формулировка задач урока подразумевает ряд аспектов: знакомство учащихся с понятием хронотопа; выявление ключевых образов-хронотопов и определение их функций; объяснение взаимосвязей пространственно-временной организации произведения и нравственно-философского смысла изображаемых событий.

На первом этапе урока необходимо выяснить, как изображено в пьесе купечество и каково место Ларисы Огудаловой среди жителей города Бряхимова. Рекомендуется рассказать об истории создания произведения, о том, что именно этой пьесой начинается новый этап творчества А. Н. Островского.

Очертив социально-исторические контексты эпохи, можно перейти к объяснению понятия хронотопа. Учитель предлагает школьникам попытаться определить содержание термина самостоятельно, опираясь на семантику его корней, а затем дает более точную научную формулировку: художественный образ, в котором отражена смысловая взаимосвязь пространственно-временных координат. Далее идет более глубокое усвоение понятия в процессе работы с текстом. Учащиеся делятся на две группы: первая занимается объяснением художественного смысла хронотопа реки и связанных с ним водных образов, вторая анализирует особенности хронотопа дома.

Работая с первой группой, следует обратить внимание учащихся и на другие пространственные образы, соотнесенные с хронотопом реки, самые значимые среди них - образы города Бряхимова и Заболотья. Целесообразно подчеркнуть, что они создают бинарную оппозицию: «здесь» - это город Бряхимов, а «там» -Заболотье, в которое так стремится «сбежать» Лариса (на данную пространственную оппозицию указывает

406

Теория и методика обучения и воспитания

В. И. Мильдон (1992, с. 124)). Учителю необходимо подвести школьников к выводу о том, что А. Н. Островский с самого начала средствами сценографии выделил основные тематические ориентиры пьесы: координаты простора, то есть открытого пространства (воля // Волга), в противовес замкнутости (неволя // город).

Учащиеся должны найти в тексте образы водных просторов. Они обращают внимание на авторскую ремарку, которой открывается пьеса: «Городской бульвар на высоком берегу Волги.» (Островский, 2002, с. 237); на слова Ларисы: «Я сейчас за Волгу смотрела: как там хорошо, на той стороне!» (Островский, 2002, с. 249) - и др. Учитель предлагает ответить на несколько вопросов, которые помогут объяснить смысл наблюдений над текстом: «Как эти образы связаны с героями пьесы? Как в них выражена оппозиция "здесь - там"?».

Школьники приходят к выводу, что водные образы помогают автору в воссоздании основной конфликтной ситуации произведения. Волга в пьесе символизирует границу между зависимой и невыносимой жизнью на одном берегу и свободной, легкой, радостной - на другом. Волга связана с неоднозначностью и противоречивостью русской души, ее безмерностью и непредсказуемостью, страданиями и радостями, удалью и талантливостью.

Переходя ко второй группе учащихся, анализирующей образ дома, учитель задает вопрос: «Какое значение "дом" имеет для интерпретации образа главной героини?». Старшеклассники в ходе работы с текстом приходят к выводу о том, что рядом с образом дома группируются сопутствующие образы, такие как «мать», «семья», «цыганский табор» и другие. Для Ларисы дом отождествляется с цыганским табором, который не оберегает героиню от внешней суровой реальности, а, наоборот, «выживает» героиню из своего пространства. В диалоге с Паратовым Лариса признается, что выходит замуж за Карандышева только потому, что жить в доме с матерью невозможно: «Но что меня заставило. Если дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме скандалы, если надо бежать и из дома и даже из городу.» (Островский, 2002, с. 271).

Лариса мечтает покинуть дом («Нет, уехать надо, вырваться отсюда. Я по крайней мере душой отдохну» (Островский, 2002, с. 262-263)), потому что Заболотье Ларисе кажется раем, а жизнь дома в Бряхимове - адом («Но пусть там и дико, и глухо, и холодно; для меня после той жизни, что я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем» (Островский, 2002, с. 263)). Лариса утратила ощущение дома, она пытается оторваться от него («Мне так хочется бежать отсюда» (Островский, 2002, с. 265)), стремясь найти «свой» мир в другом месте.

Учащиеся обращают внимание на то, что дом в «Бесприданнице» оказывается не только подобием «цыганского табора», но одновременно и подобием тюрьмы, поскольку предполагает жесткий «порядок», диктуемый Харитой Игнатьевной. Она неоднократно говорит о «правилах», которым должна следовать дочь: притворяться, лгать и унижаться, чтобы «потом жить по-человечески». Именно эти три постулата определяли жизнь в доме Огудаловых, и именно от них так устала Лариса: «Ах, мама, мало, что ли, я страдала? Нет, довольно унижаться»; «Нет, не могу; тяжело, невыносимо тяжело»; «Опять притворяться, опять лгать!» (Островский, 2002, с. 265). В заключение работы с хронотопом дома учитель объясняет, что этот образ приобретает в пьесе сюжетообразующее значение, будучи тесно связанным с личностью и судьбой главной героини.

На финальном - рефлексивном - этапе урока учитель предлагает школьникам составить синквейн, отражающий ключевые аспекты проделанного анализа произведения, основные затронутые проблемы и наиболее важные выводы. Данные ответы прозвучали на уроке при апробации представленных в статье методических рекомендаций:

Волга

Властная, губительная Волнует, спасает, очищает Главный образ пьесы Лариса Дом

Чужой, трагичный Выгоняет, подавляет, убивает Дом - тюрьма для героини Мать

После предварительного подведения итогов дается домашнее задание: найти в тексте драмы «Бесприданница» фрагменты, характеризующие Ларису (ремарки, реплики героев), - что подразумевает продолжение работы над пьесой на следующем уроке. Второй урок по «Бесприданнице» будет посвящен главным героям произведения и связанной с ними символике.

Таким образом, предложенные методические рекомендации способствуют формированию у обучающихся знаний о взаимосвязях системы хронотопов в «Бесприданнице» с этической проблематикой произведения.

Заключение

В результате проведенного исследования мы приходим к следующим выводам.

Изучению драмы А. Н. Островского «Бесприданница» на уроках литературы современные школьные программы уделяют недостаточное внимание. Вместе с тем пьеса открывает большой спектр возможностей для актуализации в сознании школьников как литературоведческих знаний, так и более глубоких представлений об истинных и ложных нравственных ценностях.

Методически выверенная интерпретация пьесы требует многостороннего анализа текста не только с точки зрения его содержания, но и художественной формы, в том числе поэтики пространства-времени.

Акцентуация внимания школьников на особенностях художественного строя драмы «Бесприданница» позволяет полноценно реализовать обучающий, креативно-развивающий и воспитательный потенциал произведения.

Предложенные в статье методические рекомендации прошли практическую апробацию на уроках литературы, показавшую, что учащиеся продуктивно воспринимают новое для них понятие образа-хронотопа, понимают смысловые связи между логикой пространственно-временной организации пьесы и ее духовно-нравственным содержанием. Перспективы дальнейшего исследования связаны с разработкой второго урока по пьесе «Бесприданница», посвященного интерпретации символических образов в пьесе.

Источники | References

1. Айзерман Л. С. «Гроза» без грозы // Русская словесность. 2007. № 2.

2. Воителева Т. М., Сухих И. Н. Русский язык и литература (базовый уровень): программа для 10-11 классов: среднее общее образование. М.: Академия, 2014.

3. Дербенцева Л. В. Изучение драматических сказок XIX и XX веков в 7-8 классах средней школы: на примере пьес-сказок А. Н. Островского «Снегурочка» и Е. Л. Шварца «Дракон»: автореф. дисс. ... к. пед. н. Н. Новгород, 2002.

4. Ибатуллина Г. М., Ракоед Ю. С. Архетипическая парадигма образа Ларисы Огудаловой в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» // Художественный текст: проблемы чтения и понимания в современном обществе / отв. редактор Э. А. Радь. Стерлитамак: СФ БашГУ, 2018.

5. Костылева Э. С. Использование индивидуальных и коллективных заданий текста для активизации познавательной самостоятельности учащихся // Вестник Челябинского государственного университета. 2003. Т. 2. № 1.

6. Курдюмова Т. Ф., Колокольцев Е. Н. Русский язык и литература. Литература для 10-11 классов // Русский язык и литература. 10-11 классы: рабочие программы / сост. Е. И. Харитонова. М.: Дрофа, 2016.

7. Литература. 5-9 классы: рабочая программа / под ред. А. Н. Архангельского, Т. Ю. Смирновой. М.: Дрофа, 2017a.

8. Литература. 5-9 классы: рабочая программа / под ред. Б. А. Ланина. М.: Вентана-Граф, 2017b.

9. Маранцман В. Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977.

10. Мильдон В. И. Открылась бездна. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1992.

11. Москвин Г. В., Пуряева Н. Н., Ерохина Е. Л. Литература: 5-9 классы: рабочая программа. М.: Вентана-Граф, 2017a.

12. Москвин Г. В., Пуряева Н. Н., Ерохина Е. Л. Литература: 10-11 классы: рабочая программа. М.: Вентана-Граф, 2017b.

13. Островский А. Н. Избранные сочинения: в 2-х т. / коммент. В. Лакшина. М.: Мир книги; Литература, 2002. Т. 2.

14. Программа курса «Литература». 5-9 классы / авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин. М.: Русское слово - учебник, 2016.

15. Программа курса «Литература». 10-11 классы. Базовый уровень / авт.-сост. С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. М.: Русское слово - учебник, 2018.

16. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень). 10-11 классы (профильный уровень) / под ред. В. Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2007a.

17. Программы общеобразовательных учреждений. Программа литературного образования. 5-9 классы / под ред. В. Г. Маранцмана. М.: Просвещение, 2007b.

18. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Ф. Чертова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. M.: Просвещение, 2015.

19. Тюркин Б. В. Методика школьного изучения драматического произведения в аспекте жанра: дисс. ... к. пед. н. Самара, 2005.

20. Хомич Э. П. А. Н. Островский: поэтика эпического театра: монография. М. - Барнаул, 2002.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Магадиева Юлия Сергеевна1

Ибатуллина Гузель Муртазовна2, д. филол. н., доц.

1 2 Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

Magadieva Julia Sergeevna1

Ibatullina Guzel Murtazovna2, Dr

1 2 Sterlitamak Branch of Bashkir State University

1 rakoed1996@mail.ru, 2 guzel-anna@yandex.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 25.01.2022; опубликовано (published): 23.05.2022.

Ключевые слова (keywords): драма А. Н. Островского «Бесприданница»; урок литературы; пространственно-временная организация произведения; образ-хронотоп; воспитательный потенциал пьесы; A. N. Ostrovsky's drama "Without a Dowry"; literature lesson; spatial and temporal organisation of a work; image-chronotope; educational potential of a play.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.