Научная статья на тему 'Анализ доступности высшего образования для инвалидов'

Анализ доступности высшего образования для инвалидов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
642
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ доступности высшего образования для инвалидов»

ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378

АНАЛИЗ ДОСТУПНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

Н.В. Зайцева,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, СГСЭУ

Д.В. Зайцев,

кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной антропологии и социальной работы, СГТУ

ВЕСТНИК. 2004. №9

Высшее образование как социальный институт выступает одним из важнейших факторов социальной мобильности человека. Однако в силу проводимых в России социально-экономических преобразований значительные изменения коснулись всей вертикали образования в стране. Многим социальным категориям высшее образование стало недоступно, что негативно сказывается как на общем уровне образования населения, уровне научно-технического потенциала страны, так и на процессе формирования основ социального государства.

Основной задачей в настоящее время должно выступать расширение доступности высшего профессионального образования для всех заинтересованных категорий населения независимо от состояния здоровья и материальной обеспеченности. Особенно это касается лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, количество которых в России насчитывает более 15 млн человек1. Реализуемая в России до настоящего времени государственная социальная политика ориентирована на сегрегацию, изоляцию инвалидов. Оптимальным вариантом их социализации считается интернирование, помещение в учреждения интернатного типа, трудовая занятость в рамках производственной системы общественных организаций инвалидов.

Традицией стало явное и латентное нарушение конституционных прав инвалидов на получение полного среднего образования, высшего профессионального образования, на доступ к информационным, рекреационным и просто жизненным ресурсам окружающей среды. До настоящего времени не решены проблемы транспортного обеспечения инвалидов (например, специальные маршрутные такси), архитектурного дизайна учреждений образования, культуры, службы быта (например, устройство достаточных дверных проемов, пандусов, перил), методической и технической оснащенности практик интегрированного образования.

В целом законодательство Российской Федерации в сфере социальной интеграции и высшего образования инвалидов соответствует международным стандартам обеспечения равенства возможностей, а барьеры повышения доступности высшего образования инвалидов следует искать не в нормативно-правовых документах, а в механизме их реализации.

Одним из наиболее эффективных средств реализации конституционных прав инвалидов, действенных средств социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями выступает интегрированное образование - процесс совместного обучения лиц с различным уровнем психофизического развития. Высшее образование для инвалида - это не только возможность получения специальности, но и возможность личностной самореализации.

Одним из важных факторов обеспечения доступности высшего профессионального образования выступает позиция представителей администрации высшего учебного заведения. В их компетенции находятся вопросы создания безбарьерной среды, интег-ративной среды, обеспечения процесса интеграции инвалидов социально-психологическим сопровождением. Именно поэтому нами в 2003 г. проводилось исследование особенностей отношения представителей администрации различных высших учебных заведений к реализации практик интегрированного обучения инвалидов в стенах вузов, где они работают2. В исследовании приняли участие 18 человек (13 женщин и 5 мужчин) в возрасте от 30 до 60 лет. Все респонденты - представители администрации государственных вузов Казани, Красноярска, Москвы, Новосибирска, Самары, Санкт-Петербурга, Саратова, Челябинска. В качестве основного принципа отбора респондентов выступало наличие практик обучения в вузе студентов-инвалидов.

В ходе интервью с респондентами было установлено, что в целом ряде вузов России существуют комплексные программы обучения, сопровождения и поддержки инвалидов, которые разработаны высшим учебным заведением и реализуются им. К таким учреждениям можно отнести Красноярский торгово-экономический институт (ТЭИ), Московский государственный педагогический университет (МГПУ), Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ), Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), Российский государственный педагогический университет СПб (РГПУ), Северо-западный государственный технический университет СПб (СЗТУ), Самарский медицинский коммерческий институт (РЕАВИЗ), Татарский институт содействия бизнесу (ТИСБИ, г. Казань), Челябинский государственный университет (ЧелГУ).

Однако в подавляющем большинстве вузов нашей страны специальные образовательные программы отсутствуют, и инвалиды могут рассчитывать лишь на социальную стипендию при наличии барьерной среды, отсутствии какой-либо помощи от вуза. К таким вузам, например, относится большинство саратовских институтов, университетов и академий. Наряду с социальной стипендией эти вузы предоставляют инвалидам место в общежитии в первую очередь. Многими представителями вузовских ад-

министраций указывается, что в принципе единой программы быть не должно, так как «для каждого инвалида нужны свои меры помощи».

С нашей точки зрения, вузы, осуществляющие обучение инвалидов и составившие выборку исследования, проведенного нами3, можно дифференцировать по ряду оснований: по генезису идей интеграции инвалидов; ориентации на обучение инвалидов определенной категории; источникам финансирования образовательной интеграции.

Относительно первого основания можно указать, что в основном на развитие идей образовательной интеграции повлиял позитивный международный опыт, а их реализация на практике стала возможной благодаря инициативе самих высших учебных заведений (например, МГПУ, Красноярский ТЭИ, Самарский мединститут, ЧелГУ). В ряде случаев причиной стала необходимость упрочивания позиций вуза на рынке образовательных услуг (ТИСБИ), а также увеличение числа студентов-инвалидов (Саратовский государственный университет). В основном деятельность вузов в данных ситуациях направлена на создание безбарьерной среды, разработку и реализацию программ социальной и психолого-педагогической поддержки инвалидов.

По второму основанию - ориентация на обучение определенных категорий инвалидов - не представляется возможным определить приоритеты вузов. В среднем студенты с нарушениями сенсорной сферы или опорно-двигательной системы представлены в равных долях, за исключением, конечно, тех учебных заведений и центров при них, которые ориентированы на конкретную категорию инвалидов (например, МГТУ им. Н.Э. Баумана - на обучение инвалидов с нарушением слуха).

В качестве основных источников финансирования программ высшего образования инвалидов остаются до настоящего времени региональный и местный бюджеты (ЧелГУ, ТЭИ, МГПУ), в ряде случаев - федеральный (МГТУ им. Н. Э. Баумана), иногда - средства спонсоров (Самарский мединститут). Грантовая поддержка имеет место не везде и не является постоянной. Наибольшая поддержка развитию практик интегрированного высшего образования была оказана в рамках программ ТЕМПУС, РГНФ.

Таким образом, до настоящего времени программы образовательной интеграции инвалидов в основном инициируются и финансируются самими вузами. Данная ситуация несомненно снижает степень доступности высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

По результатам нашего исследования под «доступностью образования для инвалидов» респонденты понимают возможность их беспрепятственного поступления в любой вуз, на любую специальность. С этой целью должны быть устранены финансовые и

бюрократические барьеры. Предлагается внедрить зарубежную практику - принимать в вуз всех желающих, а потом по результатам экзаменов за первый курс осуществлять отсев (по принципу - все должны попробовать свои силы в учебе в вузе).

В целом, рассуждая о необходимости расширения доступности высшего образования для инвалидов, респонденты ориентируются на общегуманистические положения: «Каждый достоин жить так, как он хочет жить. Общество должно дать возможности для развития» (жен., 48лет, начальник учебно-методического отдела Педагогического института СГУ, Саратов, февраль 2003); «Инвалиды такие же люди и имеют право учиться в вузе. ...Высшее образование - это пропуск в жизнь. Инвалид без высшего как бы вдвойне инвалид» (жен., 50 лет, декан одного из ф-тов Педагогического института СГУ, Саратов, март 2003).

В качестве способов повышения доступности высшего образования для инвалидов указываются следующие: раннее включение инвалида в систему интегрированного обучения и воспитания инвалидов; введение новых льгот, например поступление без экзаменов; прием инвалидов на все специальности, независимо от основы обучения по ним (бюджетная, коммерческая), в данном случае респонденты предполагают, что государство должно оплачивать обучение инвалида; расширение рекламной деятельности вуза; выявление инвалидов в школах и приглашение их в вуз; создание эффективной системы довузовской подготовки инвалидов; финансовая помощь и поддержка со стороны государства в создании безбарьерной среды, системы социально-психологического сопровождения процесса обучения инвалидов; материальная поддержка студентов-инвалидов со стороны государства; широкое освещение в обществе (например, через СМИ) опыта интегрированного высшего образования инвалидов; расширение присутствия инвалидов в различных сферах жизни общества.

Последние два способа латентно ориентированы на формирование позитивного отношения к инвалидам в обществе. Именно негативное социальное отношение к инвалидам в целом часто определяет их нежелание лишний раз показываться на люди: «Наше общество сейчас злобностью отличается, агрессивностью. Иногда смотришь, и волосы дыбом встают. Надо понемногу приучать обычных детей, что если ребенок сидит в колясочке, то он такой же ребенок, но у него просто ограниченные двигательные способности. Ведь в умственном развитии эти дети могут достигать даже большего, например в компьютерах» (жен., 50лет, проректор Педагогического института СГУ, Саратов, март 2003).

Высказываясь о решении проблем доступности, некоторые респонденты указывают, что, во-первых,

по большому счету о доступности для всех речь вести нельзя, так как у всех людей разный уровень знаний и уровень жизни и, во-вторых, доступными для инвалидов должны быть те вузовские специальности, которые доступны им по состоянию их здоровья. Причем инвалидов нужно как бы «направлять» на эти специальности. Данный процесс должен регулироваться сверху. В качестве позитивного фактора повышения степени доступности образования для инвалидов некоторые эксперты рассматривают демографический спад в России. По их мнению, уменьшение контингента вузов заставит внимательнее относиться к проблемам студентов, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности: «Уменьшение числа абитуриентов заставит нас более внимательно относиться к тем, кто выберет наш институт, наши специальности, наши профессии, и в том числе к инвалидам» (жен., 50лет, проректор по заочному и вечернему образованию Самарского государственного университета, Самара, февраль 2003). Следовательно, чтобы сохранить свой контингент или преумножить число студентов, вуз будет заинтересован в приеме инвалидов и пойдет на расходы по созданию для них адаптивно-развивающей среды.

Поэтому сегодня о реконструкции зданий вузов в плане повышения степени их доступности для инвалидов никто из администраторов серьезно не говорит, так как, во-первых, число инвалидов пока незначительно и из-за одного-двух человек устанавливать лифт экономически нецелесообразно и, во-вторых, для этого нужно дополнительное финансирование, которого нет. Сами вузы не могут из внебюджетных средств тратить на это деньги: «Просто таких расходных статей у вуза нет, куда эти пандусы вписываются. Все лето сидели, КРУ объяснительные писали. Доказывали, что мы благое дело делаем» (жен., 45лет, зам. директора регионального образовательно-реабилитационного центра при Красноярском ТЭИ, Москва, апрель 2003).

Рассуждая о факторах, влияющих на решение инвалидов поступить в вуз, респонденты указывали, прежде всего, на позицию семьи инвалида в данном вопросе. Подчеркивали, что не инвалид, а его родители в первую очередь решают, поступать ему или нет и в какое образовательное учреждение. Это связано с тем, что семья несет основную нагрузку в процессе социализации инвалида. Следовательно, успешность мероприятий по обучению инвалида прежде всего зависит от стремления, желания семьи помочь ему в этом и, конечно, от ее ресурсов.

Основным мотивом получения высшего образования для инвалида, по мнению респондентов, выступает надежда относительно успешного дальнейшего трудоустройства. Обобщение мнений о целях получения инвалидами высшего образования представлено в словах одного из респондентов: «Полу-

чение высшего образования необходимо лицам с ограниченными возможностями, чтобы чувствовать себя полноценными, чтобы участвовать в социальной жизни» (жен., 47 лет, зам. директора по методической работе Самарского медицинского института «РЕАВИЗ», Самара, апрель 2003). В качестве очевидных, с точки зрения опрашиваемых, являются цели, связанные с расширением круга межличностной коммуникации, кругозора инвалида. В то же время ряд экспертов считают, что часть инвалидов (хотя и незначительная) стремится попасть в вуз «для себя, для общего развития», «чтобы чем-то заниматься», «доказать себе самому, что могу преодолеть трудности».

Несомненно, что наличие в вузе безбарьерной среды, специальных образовательных и социальных программ, подготовленных кадров, персональных ассистентов будет выступать для инвалида и его семьи в качестве мотива получения высшего образования. Однако в российских вузах все это встречается пока еще редко.

Анализ процесса поступления инвалидов в вуз показал, что внутренние документы, отражающие особенности процедуры приема абитуриентов-инвалидов, чаще всего отсутствуют. Инвалиды поступают на общих основаниях. При этом лишь в отдельных вузах абитуриентам-инвалидам идут навстречу и в зависимости от специфики нарушения увеличивают время экзамена, заменяют устный экзамен на письменный (Самарский мединститут «РЕАВИЗ»). И это несмотря на то, что инвалиды имеют право в соответствии с законодательством РФ на данные формы поддержки. С точки зрения многих администраторов вузов, данные послабления излишни, так как в дальнейшем инвалиду придется учиться с обычными студентами, и никто его ждать не будет; раз он решил поступать в вуз, должен быть как все: «Если инвалид сможет на общих основаниях обучаться -пожалуйста, пусть учится. Гпавное, чтобы он не доставлял лишних хлопот никому» (жен., 40 лет, проректор по учебной работе Татарского института содействия бизнесу, Москва, апрель 2003).

Таким образом, подчеркивается, что инвалиды должны поступать в вуз на общих основаниях. Иногда складывается ситуация, когда члены приемной комиссии вынуждены отказать инвалиду в возможности обучения по определенной специальности в связи с особенностями его физического состояния (например, когда абитуриент, не имеющий одну из верхних конечностей, стремится стать стоматологом).

В качестве основных проблем, с которыми сталкиваются инвалиды, поступая в вуз, респонденты в основном отмечают негативное латентное социальное отношение, наличие предвзятого взгляда на инвалида как на обузу, с которым придется «нянчиться», который создаст массу дополнительных проблем.

Кроме того, многие представители вузовских администраций обращали внимание на невысокий уровень школьных знаний инвалидов, создающих трудности успешного прохождения ими вступительных испытаний: «Вот школьная подготовка иногда, да, хромает. Первые годы им тяжело, а потом, учитывая то, что они стараются... они справляются» (муж., 48 лет, декан факультета стоматологии Самарского мединститута «РЕАВИЗ», Самара, март 2003). В связи с этим в интервью подчеркивалась важность организации их довузовской подготовки, создания для лиц с ограниченными возможностями подготовительных отделений при институтах, университетах и академиях, а также формирования специальных приемных комиссий для инвалидов. Например, в одном из интервью указывалось: «Специфику вот этого контингента мы должны учитывать, делать отдельный конкурс, комиссия должна быть по приему инвалидов, в ее состав должны входить представители и социальной защиты, и медицинских органов, для того чтобы объективно оценить возможность обучения инвалида в данном вузе» (жен., 44 года, зав. кафедрой экономического менеджмента СГТУ, Саратов, апрель 2003).

Практически все респонденты подчеркивали, что в их вузе процесс обучения инвалидов осуществляется строго в соответствии с действующим в России законодательством, основными недоработками которого выступают, во-первых, ограничение самостоятельности вуза в расходовании внебюджетных средств и, во-вторых, запрет органам социальной защиты финансировать получение инвалидами высшего профессионального образования. Интересно, что никто из респондентов не вспомнил о возможности на основании ст. 42 закона РФ «Об образовании» самостоятельного внесения изменений в устав вуза, например с целью официального направления определенной части внебюджетных средств на повышение степени доступности высшего образования, создание безбарьерной среды в вузе4 .

Также в качестве основных трудностей, возникающих в ходе подготовки специалистов высшего образования среди инвалидов, респонденты, прежде всего, указывали на архитектурно-планировочную неприспособленность зданий вузов (отсутствие лифтов), более низкий темп усвоения учебного материала инвалидами, отсутствие специальных дидактических технических средств, необходимость дополнительных консультаций преподавателя. Тем не менее во многих вузах дополнительные консультации преподавателями проводятся, в ряде случаев имеет место реализация элементов индивидуального учебного плана: «Прямо в расписании ставятся индивидуальные занятия с инвалидами. Идет оплата из внебюджетных средств. Просто так никто работать не будет» (жен., 45 лет, замести-

тель директора регионального образовательно-реабилитационного центра при Красноярском ТЭИ, Москва, апрель 2003).

Пока только артикулируется респондентами одна из важнейших проблем высшего интегрированного образования - проблема повышения квалификации преподавательского состава, его подготовки к работе с инвалидами. В настоящее время никакой специальной подготовки для работы в группах, где учатся инвалиды, преподаватели не проходят. Соответственно ни о каких дополнительных критериях оценки работы преподавателей речь не идет. Однако при решении вопроса о возможности работы преподавателя в смешанных (интегрированных) группах в ряде вузов учитываются морально-этические качества человека, его желание, умение найти общий язык со студентами,рейтинг в студенческой среде.

Анализ респондентами специфики межличностных отношений в контексте процесса обучения в вузе показывает, что со стороны обычных студентов не наблюдается негативного отношения к инвалидам. Чаще всего имеет место проявление доброты, заботы, помощи.

Многие респонденты подчеркивали позитивное влияние на обычных студентов присутствия в группе инвалида. В свою очередь инвалиды, несомненно, расширяли бы круг своих друзей и знакомых, а также получили бы возможность первоначальной профессиональной самореализации.

Со стороны преподавателей также не наблюдается отрицательного отношения. При необходимости оказывается консультативная помощь, проводятся дополнительные индивидуальные занятия, иногда вносятся изменения в процесс обучения инвалида. Кроме того, латентно существует система помощи инвалидам на зачетах, экзаменах, что в основном выражается в снижении уровня требований к имеющимся у них знаниям, умениям и навыкам, завышении отметок.

Во многом позитивное отношение к инвалидам определяется неплохой успеваемостью таких студентов, даже по сравнению с обычными студентами, прилежанием, ответственностью. Если при поступлении инвалиды демонстрируют более слабые знания по учебным предметам, то в ходе обучения в вузе они догоняют обычных студентов. Наличие у инвалидов обостренного чувства ответственности, усидчивость позволяют им в короткие сроки догнать сокурсников и даже опередить многих из них: «У нас есть инвалиды, которые учатся лучше, чем здоровые ... поскольку они с большим интересом к учебе относятся» (муж., 48лет, декан ф-та стоматологии Самарского мединститута «РЕАВИЗ», Самара, март 2003); «Есть инвалид, учится, кстати, блестяще. Для инвалидов это свойство, пожалуй, типично» (муж., 61 год, директор Поволжского регионального юридического института, Са-

ратов, апрель 2003); «Инвалиды часто показывают знания лучше, чем нормальные. Почему? Может, им больше заниматься нечем? Все ведь по дискотекам, клубам, там свидания, любовь, а у них этого нет. Вот и сидят, занимаются» (жен., 50 лет, декан одного из ф-тов Педагогического института СГУ, Саратов, март 2003).

Достаточно специфичным, по мнению вузовских администраторов, является профессиональное самоопределение инвалидов. Обычно выбор инвалидами той или иной специальности для обучения определяется уровнем психофизического развития, группой инвалидности, а также потребностями самого инвалида или его семьи. По большому счету инвалид может обучаться по любой специальности, если это позволяет ему психическое и физическое состояние. Тем не менее в настоящее время инвалиды с видимыми признаками болезни учатся (в вузах, составивших выборку нашего исследования) по таким направлениям, как государственное и муниципальное управление, информационные технологии, менеджмент туристического бизнеса, олигофренопедагогика, общая педагогика, психология, социальная работа, филология, экономика, юриспруденция и др. Таким образом, спектр получаемых инвалидами специальностей достаточно широк и ограничен лишь особенностями в основном физического развития.

Тем не менее, с точки зрения экспертов, выбор инвалида относительно поступления на ту или иную специальность должен корректироваться представителями вуза или чиновниками, чтобы инвалиды «ориентировались на те специальности, которые они смогут освоить и которыми они смогут воспользоваться в дальнейшем» (жен., 48лет, проректор по научной работе Московского гос. гуманитарного института-интерната, Москва, апрель 2003). В данном случае очевидными являются ограничения уровня притязаний абитуриента и желание реализовать дискриминационные практики. Поэтому наиболее подходящими для инвалидов, по мнению информантов, являются специальности, которые нельзя отнести к разряду сложных, технологичных, требующих активной социальной, экономической деятельности: «Что-нибудь, не требующее больших физических затрат: секретари, делопроизводители, библиотекари. Работа, которая требует отвечать только за себя, за результаты своего труда» (жен., 45лет, проректор по внеучеб-ной работе Поволжской академии госслужбы, Саратов, февраль 2003).

В целом, без поддержки, помощи государства решить проблемы высшего интегрированного образования, проблемы его развития невозможно. Оптимальными направлениями государственной социальной политики по повышению уровня доступности высшего образования для лиц с ограниченными возмож-

ностями являются, с точки зрения экспертов от образования, следующие: законодательное закрепление возможности направления вузом определенной части внебюджетных средств на создание безбарьерной среды для инвалидов; компенсация вузу стоимости обучения инвалидов; помощь вузу в решении транспортных проблем инвалидов; развитие дистанционных форм обучения; организация курсов повышения квалификации преподавателей,задействованных в процессе обучения инвалидов; создание координационного центра при органах власти по решению проблем высшего образования лиц с ограниченными возможностями.

Таким образом, высшее образование инвалидов выступает в настоящее время реальностью, но реальностью вопреки существующему негативному социальному отношению, предвзятости в ряде случаев приемных комиссий, реализации ими латентных практик дискриминации. Централизованной помощи в процессе обучения инвалиды не получают, и их благополучие, создание адекватных дидактических условий в основном зависят от усилий семьи, иногда от частной инициативы однокурсников, профессорско-преподавательского состава, администрации вузов. Можно говорить, что в вузах практически отсутствуют программы комплексной поддержки инвалидов. Большинство представителей администраций вузов не знакомы с международным и отечественным опытом интегрированного высшего образования. Административные работники хотя и признают необходимость расширения доступности высшего образования, но во избежание лишних не-

приятностей предпочитают не разворачивать широкомасштабных мероприятий по социально-образовательной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. Несмотря на то, что в России существует законодательная основа для обучения инвалидов в вузах, механизмы реализации данного процесса отсутствуют, что негативно сказывается на степени доступности высшего профессионального образования для социально уязвимых категорий населения.

1 http://www.minzdravrf.ru/; http://supol.narod.ru/archive/ 2002/

2 Исследование проводилось в рамках проекта «Доступность высшего образования для инвалидов» (руководитель доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой социальной антропологии и социальной работы Саратовского государственного технического университета Е.Р Ярская-Смирнова), проводимого при поддержке Фонда Форда и Независимого института социальной политики (Программа «Анализ доступности высшего образования» [грант 1035-0257]).

3 Выборка исследования была представлена 16 вузами. Из них: в Москве - 2 (МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГПУ); в Санкт-Петербурге - 2 (РГПУ им. Герцена, Северо-западный технический ун-т); в Новосибирске - 1 (НГТУ); в Казани - 1 (ТИСБИ); в Красноярске - 1 (КТЭИ); в Челябинске - 1 (ЧелГУ); в Самаре - 2 (педагогический ун-т, медицинский институт «РЕАВИЗ»); в Саратове - 6 (ПАГС, СГАП, СГАУ СГСЭУ, СГТУ СГУ).

4 См.: Закон РФ «Об образовании» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.