УДК 337.373.24
Е. С. Смирнова
Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Новосибирск, Россия)
АНАЛИЗ ДОСТУПНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Принята к публикации 22.03.2018
В статье исследуется вопрос доступности дошкольного образования в Российской Федерации. Приводятся статистические данные за 2006—2016 гг. о рождаемости и об организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми. Изучается охват дошкольным образованием детей в возрасте от 1 до 6 лет за исследуемый период. Рассмотрены целевые показатели по государственной программе «Развитие образования», произведена оценка итоговых результатов. Проведен сравнительный анализ уровней доступности дошкольного образования в Новосибирске и других субъектах Сибирского федерального округа.
Ключевые слова: дошкольное образование, государственные дошкольные учреждения, детские сады, государственные программы, доступность дошкольного образования.
Дошкольное образование играет важную роль в становлении ребенка как личности, в его воспитании и взрослении. В России дошкольное образование обеспечивает интеллектуальное, личностное и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. Задачами дошкольного образования являются первичная социализация ребенка в обществе, обучение базовым основам культуры и правилам поведения, а также интеллектуальное и эстетическое развитие.
Именно с дошкольного воспитания начинается образование ребенка, закладываются основы социальной личности. Посещение детского сада дает ребенку возможность получать социальный опыт, осваивать способы общения и взаимодействия, находясь в детском сообществе. Наряду с этим дошкольное образование является важнейшим институтом поддержки семьи: родители могут спокойно работать и учиться и при этом быть уверенными, что их ребенок находится в комфортных условиях, нормально питается и с ним занимаются педагоги.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантируется общедоступность и безопасность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Но так ли это на самом деле? Действительно ли каждый ребенок в возрасте до 7 лет имеет возможность посещать детский сад?
Общую картину ситуации дает О. Игнатова со ссылкой на результаты исследования «Разви-
ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2018. № 1 (11). © Е. С. Смирнова, 2018
тие поддержки материнства и детства в России», проведенного Российской академией народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС): «Детские сады в России сегодня посещают лишь 64,6 процента детей, а 35,4 воспитываются либо дома, либо ходят в частные сады. Но из-за высокой стоимости частных садов доступны они лишь чуть более чем одному проценту от всех отечественных дошколят.
<...>
Проблема с детскими садами остро стояла с середины 2000-х годов, когда закрылось большинство ведомственных учреждений, но начался пик рождаемости» [2].
Рост количества мест в дошкольных образовательных учреждениях катастрофически отстает от роста количества детей и по сей день. Такая социально-экономическая ситуация заставляет ставить новые задачи перед системой дошкольного образования. «С 2010 г. строительство детских садов стало приоритетной задачей властей. За последние три года по программе модернизации региональных систем дошкольного образования построено свыше 5 тысяч новых современных комфортных зданий дошкольных учреждений. И туда смогли попасть около 1,5 миллиона ребятишек. <...> Тем не менее, как отмечается в исследовании, сегодня в среднем на 100 мест в дошкольных учреждениях приходится 106 детей. Иными словами, группы переполнены, что сказывается на нагрузках на воспитателей и ведет к ухудшению качества услуг» [2].
Нехватку мест в детских садах и наличие больших очередей на уже созданные места необходимо ликвидировать за счет строительства новых детских садов, поддержки дошкольных учреждений, создания групп кратковременного пребывания и групп при новых школах. Для решения этих задач необходимо стабильное финансирование бюджета различного рода государственных программ.
По данным Министерства финансов Российской Федерации, расходы на развитие образования в целом ежегодно увеличиваются, млрд руб.:
2006.........................................................810,1
200 7......................................................1 032,5
200 8......................................................1 292,2
200 9......................................................1 345,9
201 0......................................................1 450,9
201 1......................................................1 728,4
201 2......................................................2 047,0
201 3......................................................2 333,8
201 4......................................................2 474,3
201 5......................................................2 472,5
201 6......................................................2 546,9
Данная динамика, безусловно, является положительной, что должно способствовать повышению доступности образования для детей и качества предоставляемых услуг. Анализ дан-
ных показывает, что объемы бюджетных расходов на систему образования за период 2006— 2016 гг. увеличился в 3,1 раза за счет роста количества реализуемых социальных проектов и программ. Даже кризис 2008—2009 гг. не повлиял на динамику роста государственных расходов сферы образования. Необходимо отметить и тот факт, что начиная с 2010 г. динамика роста расходов на образование в разы увеличилась, что связано в первую очередь с введением новых мест в дошкольных учреждениях, необходимостью их оборудования и содержания.
Но на самом ли деле рост финансирования дошкольного образования из бюджета справляется с проблемой нехватки мест в государственных дошкольных учреждениях? Статистические данные демонстрируют рост численности детей в детских садах [4]. Так, к 2016 г. она увеличилась на 62 % по сравнению с 2005 г., а ежегодное увеличение составляет около 5 % (табл. 1). Несмотря на постоянный рост числа дошкольных учреждений, охват детей дошкольным образованием остается на уровне менее 70 %. Таким образом, на основе представленных данных можно сделать заключение, что только чуть больше половины детей в возрасте от 1 до 6 лет имеют возможность посещать детские сады.
Таблица 1
Информация по организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми
Год Число организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования — всего, тыс. Численность воспитанников — всего, тыс. человек На 1 000 детей в возрасте 1—6 лет приходится мест Охват детей дошкольным образованием, %
2005 46,5 4 530,4 597 56,7
2010 45,1 5 388,0 553 59,2
2011 44,9 5 661,1 570 60,6
2012 44,3 5 982,9 592 62,1
2013 43,2 6 347,3 600 63,0
2014 51,0 6 813,6 612 64,6
2015 50,1 7 151,6 625 66,2
2016 49,4 7 342,9 635 66,5
Между тем данные о численности рожденных детей в России за 2005—2016 гг. демонстрируют устойчивую динамику роста численности детей, тыс. человек:
200 5.........................................................1 457
200 6.........................................................1 480
200 7.........................................................1 610
200 8.........................................................1 714
200 9.........................................................1 762
201 0.........................................................1 789
201 1.........................................................1 797
201 2.........................................................1 902
201 3.........................................................1 896
201 4.........................................................1 943
201 5.........................................................1 940
201 6.........................................................1 889
Лишь в 2013 и 2016 гг. обнаруживается небольшой спад рождаемости. В целом с 2005 по 2016 г. рождаемость увеличилась в 1,3 раза, что влечет за собой увеличение потребности в новых местах в дошкольных учреждениях.
Если сопоставить показатели рождаемости с данными о количестве организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (см. табл. 1), то становится очевидной недостаточность государственных детских дошкольных учреждений. Более того, в некоторые периоды наблюдается их спад. Так, например с 2005 по 2013 г. их количество сократилось на 3 300, что составляет 7,1 %, при этом рождаемость за этот же период увеличилась на 438 476 человек, т. е. на 30,1 %.
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, эти два показателя должны коррелировать друг с другом, т. е. при увеличении рождаемости детей должно увеличиваться и количество дошкольных учреждений с целью обеспечения доступности мест в детских садах и достижения полного охвата детей дошкольным образованием. В данном случае видно, что за исследуемый период взаимный рост этих двух показателей отсутствует. Как следствие, показатели, характеризующие доступность дошкольного образования, имеют весьма невысокие показатели. Так, к 2016 г. на 1 000 детей в возрасте от 1 до 6 лет приходится 635 мест в детских садах, т. е. охват детей дошкольным образованием составляет чуть более 66 % (см. табл. 1).
В целях обеспечения высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения была создана
государственная программа «Развитие образования», рассчитанная на 2013—2020 гг. В своем составе она имеет подпрограмму 2 «Содействие развитию дошкольного и общего образования», целью которой является создание в системе дошкольного и общего образования равных возможностей для современного и качественного образования детей за счет формирования образовательной сети и финансово-экономических механизмов, которые будут способны обеспечить равный доступ населения к услугам дошкольного и общего образования детей [1].
Ожидаемым результатом программы стало достижение к 2016 г. и дальнейшее сохранение стопроцентной доступности дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет.
Рассмотрим целевые показатели (индикаторы) подпрограммы (табл. 2).
Таблица 2
Целевые показатели подпрограммы «Содействие развитию дошкольного и общего образования»
на период 2013—2016 гг., %
Показатель 2013 2014 2015 2016
План Факт План Факт План Факт План Факт
Охват детей дошкольными образовательными организациями (отношение численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, посещающих дошкольные образовательные организации, к общей численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет) 1,0 1,0 19,0 19,0 21,0 14,9 24,0 19,0
Доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования) 93,2 63,0 95,5 64,6 99,0 66,2 98,9 66,5
Удельный вес численности детей частных дошкольных образовательных организаций в общей численности детей дошкольных образовательных организаций 1,4 1,2 1,5 1,0 1,7 1,4 2,0 1,4
Сопоставление данных обнаруживает серьезное отставание достигнутых показателей от плановых значений. В большей степени от плановых отстает показатель, характеризующий доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет — по данному показателю план не выполнен в среднем на 30—40 %.
Необходимо отметить важность государственных и муниципальных программ поддержки и целевого финансирования сферы дошкольного образования. Так, в Новосибирской области в связи с необходимостью развития доступности дошкольного образования была разработана долгосрочная целевая программа «Развитие сети учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Новосибирской области на 2011—2015 годы».
Данная программа была ориентирована на детей в возрасте от 1 года до 6 лет и предусмат-
ривала создание более 24,5 тысячи дополнительных мест для дошкольников. Это фактически должно было обеспечить потребность в услугах дошкольного образования около 70 % детей региона.
Программа была рассчитана на следующие направления:
— увеличение количества мест в действующих дошкольных образовательных учреждениях;
— создание мест дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей;
— освобождение и перепрофилирование используемых не по целевому назначению помещений детских садов для размещения в них вновь создаваемых дошкольных образовательных учреждений;
— строительство и реконструкцию зданий под дошкольные учреждения с учетом террито-
риальной доступности в соответствии с нормативами обеспеченности населения услугами дошкольного образования.
Объем финансирования программы в 2011— 2015 гг. составил 9 109 722,0 тыс. руб. [3].
С 2012 по 2016 г. в городе увеличилось количество организаций, осуществляющих дошкольное образование, а именно к 2016 г. их число выросло на 18,8 % (табл. 3). Такой рост способствовал увеличению охвата детей дошкольным образованием и повышению его доступности. Так, доля детей в возрасте 1—6 лет, получающих дошкольную образовательную
услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях, в общей численности детей в возрасте 1—6 лет к 2016 г. достигла уровня 70 % [4]. Однако, несмотря на положительную динамику роста показателей в период с 2012 по 2016 г. , необходимо отметить их снижение с 2015 по 2016 г., что обусловлено окончанием программы «Развитие сети учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Новосибирской области на 2011—2015 годы».
Таблица 3
Информация по организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми в Новосибирске в 2012—2016 гг.
Показатель 2012 2013 2014 2015 2016
Число организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, всего 266 268 311 327 316
В том числе: дошкольные образовательные организации — — 270 267 267
Доля детей в возрасте 1—6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях, в общей численности детей в возрасте 1—6 лет, % 64,3 67 68,2 71,8 70,4
Число мест в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми 45 112 51 855 57 114 61 908 64 302
Численность воспитанников, посещающих организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми 60 673 65 958 72 497 81 235 83 823
Рассмотрим показатели состояния до- сти в сравнении с ближайшими регионами
школьного образования Новосибирской обла- (табл. 4 и 5).
Таблица 4
Численность детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях, по отдельным субъектам Российской Федерации Сибирского федерального округа в 2008—2016 гг.
Субъект Российской Федерации 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Кемеровская область 114 113 113 110 106 105 105 105 104
Красноярский край 109 109 110 103 103 101 101 99 99
Новосибирская область 110 111 114 115 117 112 112 114 113
Омская область 114 113 116 117 105 107 108 112 111
Томская область 116 115 118 106 105 103 101 100 99
Таблица 5
Охват детей в возрасте от 1 до 6 лет дошкольным образованием в отдельных субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа в 2008—2016 гг., %
Субъект Российской Федерации 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Кемеровская область 57,1 56,7 56,1 57,6 62,4 65,2 67,0 68,2 68,9
Красноярский край 56,1 55,0 54,6 56,0 55,4 57,3 59,0 61,6 63,4
Новосибирская область 56,4 56,6 57,8 59,1 60,8 61,3 61,8 64,9 65,2
Омская область 53,2 53,2 54,3 56,5 56,5 58,2 59,3 63,9 63,5
Томская область 58,1 57,1 58,0 60,4 62,9 64,0 64,5 66,5 67,9
Анализ данных показывает, что среди ре- детей дошкольными образовательными органи-
гионов, для которых характерен низкий охват зациями, можно выделить Омскую, Новосибир-
скую области и Красноярский край. При этом если в Омской области за анализируемый период видна стабильно положительная динамика увеличения доступности дошкольного образования, то в Красноярском крае до 2012 г. наблюдался спад данного показателя. Особенно остро проблема обеспеченности местами проявляется в Новосибирской области, так как численность детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях, ежегодно растет.
Лидерами среди субъектов Сибирского федерального округа по доступности детского дошкольного образования можно назвать Кемеровскую и Томскую области, их показатели в 2015—2016 гг. близки к 70 % и имеют положительную динамику роста. За период 2008— 2016 гг. в Кемеровской и Томской областях доступность дошкольного образования увеличилась в 1,2 раза. Данная динамика обусловлена реализацией большого количества государственных программ, социальных и городских проектов. Так, к примеру, в Кемеровской области с 2014 г. реализуется социальный проект — создание семейных дошкольных групп в структурных подразделениях муниципальных дошкольных образовательных организаций.
Также необходимо отметить, что по численности детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях, лучшие показатели имеют Красноярский край и Томская область. В данных субъектах этот показатель снизился к 2016 г. и составляет 99 детей.
Новосибирская область занимает среднее положение в регионе по исследуемым показателям. Несмотря на увеличение доступности дошкольного образования за период 2008— 2016 гг., проблема нехватки мест в детских садах остается актуальной.
Таким образом, изучив достаточно большое количество статистических данных, можно сделать вывод о том, что доступность дошкольного образования для всех детей без исключения в настоящее время можно назвать кризисной, несмотря на успешное решение и действие многочисленных образовательных программ на протяжении долгого времени.
На протяжении последних лет показатели, характеризующие охват детей дошкольным образованием, имеют положительную динамику, тем не менее около 30 % детей в возрасте от 1 до 6 лет не имеют возможности посещать детские сады. Другими словами, количество мест в детских садах по-прежнему отстает от общего количества детей, нуждающихся в них. Нехватка мест в детских садах приводит к тому, что многие дети не могут получить раннее развитие в полном объеме, гарантированное государством. Кроме того, это оказывает влияние на трудовой потенциал страны, так как матери детей, не получивших места в детских садах, не могут своевременно выйти на работу, теряя при этом стаж и профессиональные навыки.
Для решения данной проблемы необходима не только реализация государственных программ, направленных на строительство новых зданий детских садов, но и реализация государственных программ по созданию дополнительных мест. К примеру, это может быть строительство пристроек, выкуп готовых объектов у застройщиков и организаций, открытие дошкольных мест на первых этажах зданий, соответствующих условиям СанПиНа, а также развитие альтернативных форм дошкольного образования.
Список литературы
1. Данные по государственной программе «Развитие образования на 2013—2020 годы», подпрограмма 2 «Содействие развитию дошкольного и общего образования» [Электронный ресурс] // Портал госпрограмм Рос. Федерации. URL: http://programs.gov.ru/ Portal/programs/reportIndicators?gpId=2&itemId=F025468 C-C56C-4AAD-B571-76E5639222F9&year=2014
2. Игнатова О. Все в сад — с деньгами [Электронный ресурс] // РГ. 2017. 22 марта. Столичный выпуск № 7226 (60). URL: https://rg.ru/2017/03/22/ pochemu-ne-dlia-vseh-detej-v-rossii-dostupny-doshkolnye-uchrezhdeniia.html
3. Развитие сети дошкольных учреждений Новосибирской области [Электронный ресурс] // Офиц. сайт Правительства Новосиб. обл. URL: http ://www.nso .ru/page/2538
4. Российский статистический ежегодник, 2017. С. 179. [Электронный ресурс] // Офиц. сайт Федеральной службы гос. статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/year/year17.pdf
E. S. Smirnova
ANALYSIS OF AVAILABILITY OF PRE-SCHOOL EDUCATION IN RUSSIAN FEDERATION (BY THE CASE OF SIBERIAN FEDERAL DISTRICT)
In the article, the issue of availability of pre-school education in Russia Federation is investigated. on births and organizations that carrying out education on the programs of pre-school education, looking after children and child-care. The coverage of children aged 1 to 6 years by preschool education for the period under review is studied. The targets of state program "Development of education" is considered and the evaluation of total results is realized. Comparative analysis of the levels of availability of pre-school education in Novosibirsk and other subjects of the Siberian Federal District is conducted.
Keywords: pre-school education, state pre-school institutions, kindergarten, government programmes, availability of pre-school education.