Научная статья на тему 'Охват детей дошкольным образованием: уровень, межрегиональная дифференциация и ее причины'

Охват детей дошкольным образованием: уровень, межрегиональная дифференциация и ее причины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
943
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОХВАТ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селиверстова Ирина Валериевна

В 2007 г. Межрегиональная ассоциация мониторинга и статистики образования провела комплексное исследование состояния системы дошкольного образования в России. Исследование включало изучение международных данных, социологическое обследование и анализ статистической информации по следующим направлениям: факторы и условия вовлеченности детей старшего дошкольного возраста в процесс реализации образовательных программ; доступность качественного дошкольного образования; соответствие спроса на образовательные услуги и предложения в сфере обучения детей старшего дошкольного возраста. В обследовании участвовали 14 пилотных регионов, в которых опрашивались все основные группы активных участников взаимодействия в области дошкольного обучения. Изучалось мнение как родителей, так и представителей самой сферы образования, причем опрашивались как родители, чьи дети посещают дошкольные образовательные учреждения, так и родители, чьи дети не получают общественного дошкольного образования. Всего в исследовании участвовали 5155 родителей и 2034 специалиста сферы дошкольного образования. В настоящем материале представлена небольшая часть полученных результатов, касающаяся статистического анализа охвата детей дошкольным обучением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In 2007, The Interregional Association for Education Monitoring and Statistics conducted a complex study of preschool education in Russia. It included an overview of international data, a sociological survey, and an analysis of statistics on the following topics: · Factors and conditions on enrolment of older preschool children in education programs; · Accessibility of quality pre-school education; · Balance between the demand and supply of education for older pre-school children. The survey covers 14 pilot regions, where all types of principal actors in the sphere of preschool education were polled. Both parents and educators were polled, and parents of children both attending and not attending pre-school institutions were included in the sample. 5,155 parents and 2,034 preschool educators took part in the survey.

Текст научной работы на тему «Охват детей дошкольным образованием: уровень, межрегиональная дифференциация и ее причины»

И.В. Селиверстова

ОХВАТ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ: УРОВЕНЬ, МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ЕЕ ПРИЧИНЫ

Статья поступила в редакцию в мае 2008 г.

В 2007 г. Межрегиональная ассоциация мониторинга и статистики Аннотация

образования провела комплексное исследование состояния сис- _________

темы дошкольного образования в России1. Исследование включало изучение международных данных, социологическое обследование и анализ статистической информации по следующим направлениям:

• факторы и условия вовлеченности детей старшего дошкольного возраста в процесс реализации образовательных программ;

• доступность качественного дошкольного образования;

• соответствие спроса на образовательные услуги и предложения в сфере обучения детей старшего дошкольного возраста.

В обследовании участвовали 14 пилотных регионов, в которых опрашивались все основные группы активных участников взаимодействия в области дошкольного обучения. Изучалось мнение как родителей, так и представителей самой сферы образования, причем опрашивались как родители, чьи дети посещают дошкольные образовательные учреждения, так и родители, чьи дети не получают общественного дошкольного образования. Всего в исследовании участвовали 5155 родителей и 2034 специалиста сферы дошкольного образования.

В настоящем материале представлена небольшая часть полученных результатов, касающаяся статистического анализа охвата детей дошкольным обучением.

В 2006 г. охват дошкольным образованием детей в возрасте 3-6 лет в целом по стране достиг отметки 59,6%, в городской и

1 Исследование являлось частью комплексного проекта «Мониторинг состояния и развития системы образования детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации преемственности дошкольного и начального общего образования», выполненного в рамках ФЦПРО.

199

а

Статистика и социология образования

сельской местности этот показатель составил 67,8 и 40,6% соответственно (рис.1).

Рис.1. Динамика охвата дошкольным образованием детей

в возрасте 3-6 лет (%)

Анализируя вовлеченность детей в дошкольное обучение, необходимо отметить значительную дифференциацию субъектов Российской Федерации. Разница между регионом с самым высоким показателем охвата дошкольным образованием детей в возрасте 3-6 лет и с самым низким составила в 2006 г. 85,6 процентных пункта (рис. 2).

Определенные различия в охвате дошкольным образованием наблюдаются и между федеральными округами. Самое низкое вовлечение детей в возрасте 3-6 лет в дошкольное обучение традиционно демонстрируют Южный и Сибирский федеральные округа (в 2006 г. 44 и 54% соответственно), что объясняется как худшей сформированностью сети дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), так и социально-экономическими и культурными особенностями регионов: более высокой долей сельского населения, низким уровнем жизни, высокой безработицей, традициями семейного воспитания и многодетности (рис. 3). В то же время необходимо отметить, что высокий уровень охвата дошкольным обучением зависит не только от социально-экономического благополучия региона, но и от эффективной образовательной политики, проводимой его властями.

200

И.В. Селиверстова

Охват детей дошкольным образованием: уровень, межрегиональная дифференциация и ее причины

Z

Рис. 2

Охват дошкольным образованием детей в возрасте 3-6 лет

по субъектам РФ, 2006 г. (%)

Чукотский АО Корякский АО Новгородская область Вологодская область Республика Коми Мурманская область Эвенкийский АО Ненецкий АО Удмуртская Республика Владимирская область Республика Карелия Архангельская область Ярославская область Челябинская область Ивановская область Кировская область Магаданская область Костромская область Камчатская область Нижегородская область Ямало-Ненецкий АО Республика Татарстан Пермский край г. Санкт-Петербург Московская область Ленинградская область Чувашская Республика Республика Саха (Якутия) Республика Марий Эл Тверская область Свердловская область Самарская область Тюменская область Белгородская область Псковская область Республика Мордовия Смоленская область Сахалинская область Ханты-Мансийский АО Тульская область Брянская область Орловская область Калужская область Иркутская область Хабаровский край Всего по России Республика Башкортостан Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО Еврейская авт. область Рязанская область Кемеровская область Красноярский край Томская область Калининградская область Саратовская область Приморский край Оренбургская область Липецкая область Краснодарский край Амурская область Астраханская область Ставропольский край Ульяновская область г. Москва Республика Хакасия Волгоградская область Ростовская область Республика Северная Осетия Курганская область Республика Адыгея Пензенская область Новосибирская область Омская область Воронежская область Агинский Бурятский АО Читинская область Республика Калмыкия Республика Бурятия Кабардино-Балкарская Республика Республика Тыва Тамбовская область Алтайский край Курская область Карачаево-Черкесская Республика Усть-Ордынский Бурятский АО Республика Алтай Республика Дагестан Республика Ингушетия Чеченская Республика

26 8

0 10 20 30

= 83,0 81,6 80,0 3 79,5 3 79,4 73,2

7.1

7.1 7,0 6,6

72,0

□ 71,4

□ 71,4 3 71,2 70,6

69,3

69,0

68,8

67,

66,

65,

=164,8 = 64,1 63,5 63,3 63,1 62,6 62,4 61,9 61,3 61,0 60,8

60,3

60,0

59.6

59.6 59,3 59,2

59.0

59.0 58,6

58,0

57,8

5

57

57

56,

56,

56,2

56,

56,

55,

55,

54,6

53.9

53.9 53,8 53,7 53,1 52,5 52,4 52,0

50.9

50.9 50,8 50,5 49,9 49,4 49,2

47,8

47,0 46,3 43,1 □ 41,5 41,3

92,0

40 50 60 70 80 90 100

201

а

Статистика и социология образования

Рис. 3. Охват дошкольным образованием детей в возрасте 3-6 лет

по федеральным округам РФ, 2006 г. (%)

Южный федеральный округ Сибирский федеральный округ Российская Федерация Центральный федеральный округ Дальне- восточный федеральный округ Приволжский федеральный округ Уральский федеральный округ Северо- Западный федеральный округ

□ Всего □ Город □ Село

В целом территориальный фактор имеет, как показывают результаты различных обследований, наиболее сильное влияние на охват дошкольным образованием. Это понятно, учитывая низкую мобильность контингента. Уровень вовлеченности в дошкольное обучение детей в возрасте 3-6 лет, по расчетам Росстата, колебался в 2006 г. от 6,4, 6,7 и 26,8% в республиках Чечня, Ингушетия и Дагестан до 92, 86,3 и 83% в Чукотском автономном округе, Корякском автономном округе и Новгородской области соответственно. Значительная дифференциация в уровне охвата дошкольным образованием может быть объяснена различными внешними и внутренними причинами. Среди социально-экономических факторов наибольшее влияние имеют:

• уровень урбанизации региона;

• уровень благосостояния региона;

• уровень занятости и безработицы.

Межрегиональная дифференциация показателей охвата дошкольным образованием в первую очередь обусловлена степенью урбанизации регионов (рис. 4).

202

И.В. Селиверстова

Охват детей дошкольным образованием: уровень, межрегиональная дифференциация и ее причины

Z

Рис. 4. Охват дошкольным обучением и степень урбанизации региона, 2005 г.

Показатели охвата дошкольным образованием в сельской местности традиционно ниже, чем в городских поселениях. Это объясняется как худшей сформированностью сети ДОУ, так и более широкими и прочными семейными и родственными связями, что позволяет оставлять ребенка дома под присмотром старших членов семьи. В сельской местности проживает 27% населения России (38 649 тыс. человек), причем только 34,4% из них — в населенных пунктах с числом постоянно проживающих больше 100 человек. Именно преобладание населенных пунктов с малой численностью постоянно проживающих определяет специфику формирования сети ДОУ в сельской местности и уменьшает доступность дошкольного образования.

Не менее сильное влияние, чем степень урбанизации, оказывает уровень благосостояния региона: чем богаче регион, тем выше в нем уровень охвата дошкольным образованием (рис. 5).

Данные государственной статистики подтверждают тот факт, что чем выше средняя зарплата в регионе, тем более востребованы услуги дошкольного образования и соответственно выше охват дошкольным образованием. Взрослому населению, в том числе матерям и бабушкам, выгоднее работать и платить за услуги детского сада, чем сидеть дома и воспитывать ребенка (рис. 6). Следует подчеркнуть, что в этих условиях дети из дотационных регионов, а также из малообеспеченных и неблагополучных семей оказываются в меньшей степени вовлечены в дошкольное образование и это заведомо ставит их в неравные стартовые условия и негативным образом сказывается на их дальнейшей образовательной и жизненной траектории.

203

а

Статистика и социология образования

Рис. 5. Охват дошкольным образованием

и социально-экономическое развитие региона, 2005 г.

ВРП на душу населения с учетом ИБР

Рис. 6. Охват дошкольным образованием и средняя зарплата в экономике региона

с учетом прожиточного минимума, 2005 г.

Статистические расчеты показывают, что региональный уровень охвата дошкольным образованием в большей степени связан со среднемесячной номинальной начисленной заработной платой, нежели с размером денежных доходов населения, что объясняется в первую очередь значительной дифференциацией доходов отдельных групп населения в разных регионах.

204

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И.В. Селиверстова

Охват детей дошкольным образованием: уровень, межрегиональная дифференциация и ее причины

Z

Следует отметить, что низкий уровень жизни населения не всегда напрямую влияет на охват дошкольным образованием. Например, такой показатель, как доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (т.е. фактически доля бедного населения), не связан с уровнем охвата дошкольным обучением, потому что при грамотной образовательной и социальной политике для этой группы населения детские сады фактически выполняют функцию социальной защиты.

Одним из самых значимых факторов, определяющих дифференциацию регионов по охвату дошкольным образованием, наряду с урбанизацией и благосостоянием является уровень занятости и безработицы населения: чем выше экономическая активность населения в субъекте Федерации, там больше охват дошкольным образованием детей в возрасте от 3 до 6 лет. Уровень экономической активности имеет несравненно большее влияние в городах, чем в сельской местности, точно так же как и экономическая активность женщин обнаруживает более высокую корреляцию с охватом дошкольным образованием, нежели экономическая активность мужчин.

Из всех ранее названных факторов уровень занятости населения оказывает самое сильное влияние на вовлеченность детей в дошкольное образование (рис. 7): чем выше уровень занятости населения, тем выше охват всеми формами дошкольного образования. Наиболее четко эта зависимость прослеживается в двух возрастных группах: 20-29 лет и 60-72 года. Первая группа — это молодые работающие родители, обычно матери, вторая группа — старшие родственники, причем не всегда бабушки и дедушки.

Рис. 7. Охват дошкольным образованием и уровень занятости, 2005 г.

205

а

Статистика и социология образования

Понятно, что безработица отрицательно коррелирует с охватом дошкольным образованием, но здесь интересно другое: чем дольше срок поиска работы, тем меньше детей пользуются услугами детских садов (рис. 8).

Рис. 8. Охват дошкольным образованием и среднее время поиска работы, 2005 г.

Подводя некоторый итог, можно отметить, что социально-экономический контекст является одним из важных факторов, определяющих положение дел в сфере дошкольного образования. На охват дошкольным обучением детей в возрасте от 3 до 6 лет в первую очередь влияют уровень урбанизации региона и уровень занятости населения. Среди экономических факторов определяющими являются размер средней начисленной заработной платы и, в несколько меньшей степени, размер ВРП на душу населения.

Дошкольное образование является первой ступенью в системе общеобразовательных программ, ее контингент составляют дети от 3 до 6 лет, поэтому система дошкольного образования первой испытывает на себе влияние изменений демографических тенденций. Среди них наибольшее значение имеет динамика уровня рождаемости, поскольку существенные изменения численности когорты приводят к подвижкам в относительной численности контингента. Помимо этого немаловажное, но опосредованное влияние на функционирование системы дошкольного образования, в силу его необязательности, имеют такие демографические факторы, как изменение возрастной структуры населения, численности и половозрастного состава занятого в экономике и экономически активного населения, доля пенсионеров, процессы, измеряемые

206

И.В. Селиверстова

Охват детей дошкольным образованием: уровень, межрегиональная дифференциация и ее причины

Z

суммарным и возрастным коэффициентом рождаемости, уровень миграции и др.

Конец XX в. ознаменовался в России резким демографическим спадом, проходящим на фоне процесса общей депопуляции, которая носит устойчивый и долговременный характер. Падение рождаемости в нашей стране произошло за беспрецедентно короткий по демографическим меркам период и отражает существенные перемены в репродуктивном поведении россиян, произошедшие в 1990-е годы под влиянием кардинальных изменений в общественно-политическом и социально-экономическом развитии страны (рис. 9).

Рис. 9. Число родившихся (тыс. человек)

Годы

В 2006 г. в России родились 1469 тыс. младенцев, а общий коэффициент рождаемости — число рождений на 1000 человек всего населения — составил 10,3 (для сравнения: в 1999 г. — 8,3). Однако обнадеживающий на первый взгляд прирост обусловлен в основном временным увеличением численности женщин в наиболее детородных возрастах — 20-29 лет (рис. 10).

Данные государственной статистики свидетельствуют, что постепенно средний возраст матерей в России увеличивается: если в 1990 г. он составлял 25,2 года, то в 2005 г. — 26,6 года (средний возраст рожающих горожанок еще выше — 26,9 года). Как видно на рис. 10, стали чаще рожать женщины старших возрастов, что еще больше увеличивает спрос на услуги дошкольного образования, так как работающая женщина во многих случаях не может себе позволить полностью использовать отпуск по уходу за ребенком, поскольку ее заработок составляет значительную часть бюджета семьи.

Одним из факторов, обусловливающих уменьшение рождаемости и активно влияющих на стратегию домохозяйств в отношении

207

а

Статистика и социология образования

Рис. 10. Количество детей, родившихся живыми, на 1000 женщин

в каждой возрастной группе, 1995, 2005 г.

I |

о

О ,s

О о

о

03

о.

0

С[

-0 5

о

о

с;

s

С[

О

0_

дошкольного образования, является сокращение числа лиц, состоящих в браке, и рост частоты разводов. Чем больше частота разводов в регионе, тем выше уровень охвата дошкольным образованием. Зависимость между уровнем охвата дошкольным образованием и количеством заключенных браков на 1000 населения также прослеживается, но является менее выраженной по сравнению с количеством разводов (рис. 11).

Рис.11. Соотношение охвата дошкольным образованием и количества разводов

на 1000 человек населения в 2005 г. по регионам РФ

Неполные семьи чаще нуждаются в услугах ДОУ, и это еще одна причина растущего спроса на дошкольное образование, по-

208

И.В. Селиверстова

Охват детей дошкольным образованием: уровень, межрегиональная дифференциация и ее причины

Z

скольку в России продолжается рост внебрачной рождаемости. В 2005 г. доля детей, рожденных вне брака, составила 30%, при этом около 16,2% всех появившихся на свет детей рождены вне брака и зарегистрированы по заявлению только матери.

По данным переписи населения 2002 г.1 практически четверть (23,1%) всех домохозяйств, воспитывающих детей до 18 лет, составляют домохозяйства только с одним из родителей, но при этом они могут включать других членов домохозяйства (родственников и не родственников). При анализе потребности в услугах дошкольного образования важен тот факт, что 14% родителей из всех домохозяйств, имеющих детей до 18 лет, воспитывают ребенка в одиночку, т.е. в состав такого домохозяйства входит один из родителей и один или несколько детей, никто из родственников или не родственников с ними не проживает.

1 Демографический ежегодник России. 2005: стат. сборник. M.: Росстат, 2005.

209

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.