Научная статья на тему 'Анализ долгосрочных целевых программ в сфере культуры и туризма, реализуемых в Рязанской области'

Анализ долгосрочных целевых программ в сфере культуры и туризма, реализуемых в Рязанской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
317
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / LONG-TERM TARGET PROGRAMS / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / SOCIAL SECTOR / КУЛЬТУРА / CULTURE / РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / RYAZAN REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шлыков Владимир Викторович

В статье рассматриваются вопросы использования программно-целевых методов управления в социальной сфере региона. Анализируются программы, реализуемые Комитетом по культуре и туризму Рязанской области. Вносятся предложения по совершенствованию долгосрочных целевых программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Long-Term Target Programs in the Field of Culture and Tourism, Implemented in the Ryazan Region

The article deals with the use of program-target management in the social sector in the region. Programs implemented by the Committee on Culture and Tourism of the Ryazan region are analyzed. Suggestions for improving long-term target programs are made.

Текст научной работы на тему «Анализ долгосрочных целевых программ в сфере культуры и туризма, реализуемых в Рязанской области»

Шлыков Владимир Викторович

канд. экон. наук, доцент, профессор, кафедра государственного и муниципального управления,

Рязанский институт экономики Санкт-Петербургского университета управления и экономики

Ryazan [email protected]

Анализ долгосрочных целевых программ в сфере культуры и туризма, реализуемых в Рязанской области

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы использования программно-целевых методов управления в социальной сфере региона. Анализируются программы, реализуемые Комитетом по культуре и туризму Рязанской области. Вносятся предложения по совершенствованию долгосрочных целевых программ.

Ключевые слова: долгосрочные целевые программы, социальная сфера, культура, Рязанская область

Расходы на финансирование региональных долгосрочных целевых программ в период 2010-2012 гг. возросли в Рязанской области с 4,8 до 8,5 млрд. руб., что соответствует тенденции, согласно которой всё большая часть региональных бюджетов должна расходоваться на основе программного подхода.

В настоящее время в Рязанской области реализуется свыше 50 таких программ, причем несколько долгосрочных целевых программ — «Развитие внутреннего и въездного туризма в Рязанской области на 2010-2012 гг.», «Культура Рязанской области на 2010-2012 гг.», «Развитие Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на 2010-2015 гг.» и «Модернизация и развитие материально-технической базы областных театров на 2011-2015 гг.», ориентированы на развитие социально-культурной среды региона.

Целью долгосрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Рязанской области на 2010-2012 гг.» является создание условий для развития внутреннего и въездного туризма в области.

Предполагается достижение поставленной цели посредством решения следующих задач:

• совершенствование нормативного, информационного и методического обеспечения туристской отрасли;

• содействие в развитии туристской инфраструктуры;

• повышение конкурентоспособности регионального туристского продукта;

• совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма;

• поддержка и развитие социального туризма.

В табл. 1. представлено финансирование данной Программы:

Таблица 1

Финансирование долгосрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Рязанской области на 2010-2012 гг.»

Период Объем финансирования

2010 г. 3436,0 тыс. руб.

2011 г. 3669,0 тыс. руб.

2012 г. 3919,0 тыс. руб.

За трехлетний период 11024, 0 тыс. руб.

Оценка социально-экономической эффективности Программы основывается на достижении результатов по нескольким направлениям:

• наличие и эффективность правового механизма регулирования развития туризма в области;

• внедрение системы мониторинга состояния отрасли, включая финансовые показатели;

• создание положительного туристского имиджа области;

• расширение сервиса в сфере туриндустрии, спектра туристских маршрутов и современных средств размещения туристов;

• повышение профессионального уровня кадров.

Реализация запланированных мероприятий и формирование конкурентоспособной индустрии туризма обеспечит:

• увеличение денежных поступлений и доли туризма в общем совокупном доходе Рязанской области;

• увеличение объема туристских услуг и услуг средств размещения туристов со среднегодовым темпом роста не менее 10%;

• рост инвестиций на развитие индустрии туризма не менее 10% в год в сумме не менее 3,0 млрд. руб.;

• рост числа гостиниц и аналогичных средств размещения туристов не менее 11% в год;

• увеличение числа посетителей (туристов и экскурсантов) Рязанской области со среднегодовым темпом роста не менее 9%;

• рост занятости населения области в туристской сфере (средства размещения, питания, оздоровительные комплексы, учреждения культуры, туристские фирмы) со среднегодовым темпом роста 10%;

• создание условий для развития сферы услуг в области, расширения ассортимента видов туристских услуг, повышения качества обслуживания туристов;

• повышение коэффициента доступности туристских услуг для населения области;

• повышение уровня доходов населения, создание условий для удовлетворения потребностей различных категорий населения области в полноценном отдыхе;

• сохранение и развитие природного и социально-культурного наследия области как важнейших туристских ресурсов;

• повышение эффективности культурно-духовного воспитания населения и гостей на основе развития различных видов туризма;

• нейтрализации негативных социальных последствий депопуляции в районах области (оттока населения из сельской местности в города), падения мобильности населения;

• увеличение числа занимающихся самодеятельным оздоровительным туризмом не менее 6% в год [1].

Несомненно, указанное очень полезно для области, однако нам представляется, что во-первых, затраты, планируемые по ряду статей, являются не обоснованными, поскольку не раскрывают конкретного механизма их реализации.

Например, «Совершенствование нормативного, информационного и методического обеспечения туристической деятельности», предполагающего создание условий для развития сферы услуг в области, расширения ассортимента видов туристских услуг, повышения качества обслуживания туристов — 952 тыс. руб.; «Повышение конкурентоспособности регионального туристического продукта» — 5, 768 млн. руб.;

«Участие в международных, всероссийских, региональных туристских выставках, ярмарках, форумах» — не менее 12 выставок в год — 3,24 млн. руб.

Во-вторых, если в целом по стране на финансирование программ, связанных с туризмом, свыше 80% средств приходится на внебюджетные источники, то в Рязанской области этого вообще не предусмотрено [2].

Целью долгосрочной целевой программы «Культура Рязанской области на 2010-2012 гг.» является расширение доступа населения области к культурным ценностям и свободе творчества в сфере культуры, закрепленные в Конституции РФ. Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

• сохранение, использование и популяризация культурного и исторического наследия;

• создание условий для улучшения доступа населения Рязанской области к информации и знаниям;

• создание условий для внедрения инновационной и проектной деятельности в сфере культуры;

• сохранение и развитие творческого потенциала Рязанской области;

• укрепление единого культурного пространства Рязанской области;

• интеграция культуры Рязанской области в российское и мировое культурное пространство.

В табл. 2. представлено финансирование Программы:

Таблица 2

Финансирование долгосрочной целевой программы «Культура Рязанской области

на 2010-2012 гг.»

Период Объем финансирования

2010 г. 64468, 0 тыс. руб.

2011 г. 68852,0 тыс. руб.

2012 г. 73534, 0 тыс. руб.

За трехлетний период 206854, 0 тыс. руб.

В процессе реализации Программы предполагается получить следующие результаты, определяющие ее социально-экономическую эффективность:

• обеспечение сохранности объектов культурного наследия на территории Рязанской области, в том числе недвижимых памятников истории и культуры, музейных ценностей и библиотечных фондов;

• укрепление единого культурного пространства области, культурных связей между муниципальными образованиями, обеспечение выравнивания доступа к культурным ценностям жителей различных муниципальных образований и социальных групп;

• увеличение доли отремонтированных культурно-досуговых учреждений культуры от общего количества объектов культуры;

• увеличение доли представленных зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда;

• увеличение ежегодного роста количества посещений музеев;

• увеличение количества посещений спектаклей и концертов на 1000 человек населения Рязанской области до 292;

• увеличение доли населения муниципальных образований Рязанской области в театрально-концертной аудитории;

• увеличение книгообеспеченности (число изданий в библиотеках / число читателей) до 13,2;

• создание государственной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей с охватом к 2012 г. до 14% детского населения школьного возраста Рязанской области;

• создание информационной базы данных о талантливых и одаренных детях школьного возраста Рязанской области;

• увеличение количества одаренных детей школьного возраста, занявших призовые места на областных и всероссийских конкурсах, фестивалях, выставках в рамках Программы [1].

Однако сравнение целевых индикаторов и показателей (раздел 8 программы) с целевыми индикаторами и показателями Федеральной целевой программы «Культура России (2006-2011 гг.)» [3], показывает, что в региональной программе отсутствуют показатели:

• доля национальных фильмов в общем объеме проката;

• доля представленных зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов фондов;

• доля архивных документов, находящихся в условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение в общем количестве архивных документов;

• доля отреставрированных уникальных и особо ценных архивных документов в общем количестве требующих реставрации документов этой категории;

• увеличение количества посещений сайтов библиотек по сравнению с предыдущим годом и ряд других.

Не смотря на в целом позитивную направленность Программы, следует отметить: из 14 целевых индикаторов и показателей Программы, которые являются переходящими из областной целевой программы «Культура Рязанской области на 2006-2010 гг.», в 6 внесены изменения, снижающие запланированный ранее уровень [4].

Равно как и в предыдущей программе не предусмотрено использование внебюджетных источников финансирования.

Целью долгосрочной целевой программы «Развитие Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на 2010-2015 гг.» является создание культурно-исторической музейно-усадебной экосистемы (микросреды), обеспечивающей эффективное функционирование и развитие Музея, направленное на увеличение и совершенствование предоставляемых музейных услуг для посетителей.

Задачи Программы:

• сохранение и воссоздание объектов культурного наследия на территории Музея в селе

Константинове и г. Спас-Клепики;

• улучшение режима содержания и охраны природного ландшафта;

• совершенствование учета, обработки и использования музейных фондов;

• совершенствование экспозиционно-выставочной деятельности;

• организация научной и научно-издательской деятельности;

• развитие культурно-просветительной деятельности;

• развитие и совершенствование инфраструктуры Музея;

• популяризация творчества великого русского поэта С.А. Есенина и деятельности

Музея.

Цель и задачи Программы соответствуют культурной политике РФ, обозначенной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г., утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р.

Программой предполагается адаптация богатого историко-культурного и профессионального потенциала Музея к современности путем модернизации всех направлений деятельности, направленной на создание оптимальных условий развития.

Главным итогом реализации настоящей Программы станет сохранение и эффективное развитие Музея как уникального объекта культурного наследия России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация Программы предполагает провести полный объем реставрационных работ и обеспечит сохранность важнейших объектов культурного и природного наследия,

откроет доступ к культурным и духовным ценностям России нашим соотечественникам и зарубежным посетителям.

Программой предусматривается совершенствование фондовой работы, включая собирательско-коллекционную, учетно-хранительскую работу, изучение и популяризацию фондовых коллекций, реставрацию музейных предметов и более полное и эффективное введение в научный и экспозиционный оборот музейных предметов. Объем финансирования Программы из областного бюджета на 6 лет составляет 124248 тыс. руб. (табл. 3).

Таблица 3

Финансирование долгосрочной целевой программы «Развитие Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на 2010-2015 гг.»

Объем финансирования В том числе по годам (тыс. руб.)

2010 2011 2012 2013 2014 2015

124248 27701 17184 10724 28100 25450 15089

По мнению разработчиков программы, воссозданные объекты культурного наследия (дом священника Смирнова, крестьянская усадьба на базе домов Минаковых и Дорожкиных, каретный сарай в с. Константинове, школа грамоты в г. Спас-Клепики), а также созданные и открытые в этих объектах экспозиции, привлекут внимание посетителей Музея, что позволит увеличить их число до 5% ежегодно. Мероприятия по консервации амбара позволят, сохраняя мемориальный объект (1913 г.), увеличить на 0,1% число посетителей Музея в год. Ремонтно-реставрационные работы дома Л.И. Кашиной создадут условия для сохранения объекта культурного наследия и увеличения числа посетителей Музея до 0,1% в год.

Улучшение режима содержания и охраны природного ландшафта (мероприятия по укреплению берега р. Оки в с. Константинове Рыбновского района) позволит восстановить природный ландшафт, сохранить рельеф на территории Музея и увеличить число посетителей Музея на 1% ежегодно.

Проведение других мероприятий также позволит увеличить число посетителей Музея до 3% ежегодно.

С выполнением всех плановых мероприятий должен измениться имидж с. Константиново как привлекательного места с развитой инфраструктурой. Будет обеспечено привлечение более широких слоев населения Рязанской области, других регионов России, зарубежных гостей и позволит увеличить поток туристов до 9,5% в год.

Тем не менее, представляются необоснованными предложения по финансированию разработки проекта воссоздания каретного сарая (конюшни): 600 тыс. руб. — 2010 г.;

воссоздания малых архитектурных форм (беседка, баня, теплица, амбар): 6 млн. руб. — 2013 г.; реконструкция домов Минаковых и Дорожкиных: 9 млн. руб. — 2011-2012 гг., что составляет 12,5% общего финансирования программы.

Не учтено в данной Программе, равно как и в остальных рассмотренных, внебюджетное финансирование. Хотя в 2008 г. от приносящей доход деятельности музеем-заповедником С.А. Есенина получено 13,9 млн. руб.

Программа «Модернизация и развитие материально-технической базы областных театров на 2011-2015 гг.» направлена на обеспечение качественно новых условий для доступа населения Рязанской области к культурным ценностям (табл. 4).

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

• реконструкция и капитальный ремонт зданий театров;

• модернизация сценического оборудования театров в соответствии с современными требованиями к техническому оснащению, приобретение музыкальных инструментов;

• компьютеризация творческого и производственного процессов в театрах.

Таблица 4

Финансирование долгосрочной целевой программы «Модернизация и развитие материально-технической базы областных театров на 2011-2015 гг.»

Объем финансирования В том числе по годам (тыс. руб.)

2011 2012 2013 2014 2015

341550,0 40000,0 114515,0 52295,0 63790,0 70950,0

В процессе реализации Программы будут достигнуты следующие результаты, определяющие социально-экономическую эффективность Программы:

• соответствие требованиям, предъявляемым к театрально-зрелищным учреждениям культуры, обеспечение безопасных и комфортных условий труда работников театров и пребывания зрителей;

• модернизация светового, звукового оборудования и техническое оснащение сценических площадок;

• укрепление творческого потенциала театров;

• обеспечение доступности театрального искусства как детям из отдаленных микрорайонов г. Рязани, так и жителям районов области за счет укрепления автопарка театров;

• увеличение доли отремонтированных театральных учреждений от общего количества объектов культуры;

• увеличение количества посещений спектаклей на 1000 человек населения Рязанской области до 180;

• увеличение доли населения муниципальных образований Рязанской области в театральной аудитории до 22%;

• повышение престижа театрального искусства Рязанской области.

На наш взгляд, финансирование данной программы тоже может быть скорректировано. Например, разработка проектно-сметной документации на реконструкцию гаража и капитальный ремонт гаража театра кукол в сумме 4300,0 тыс. руб. и разработка дизайн-проектов и сметной документации на устройство ограждения и благоустройство его территории и выполнение работ в сумме 8290,0 тыс. руб. могли бы быть профинансированы на 50% меньше.

Представляется, что реконструкция хозяйственной части здания театра для детей и молодежи, которая в программе оценивается 39500,0 тыс. руб., могла бы быть произведена за сумму вдвое меньшую.

Общий объем финансирования рассмотренных программ из областного бюджета с разбивкой по годам представлен в табл. 5. В этой же таблице приведен объем финансирования статей с необоснованными ожидаемыми результатами.

Таблица 5

Общий объем финансирования долгосрочных целевых программ Рязанской

области (млн. руб.)

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Общий объем финансирования 95,60 129,70 202,70 80,40 89,24 86,04

Объем финансирования статей с необоснованными ожидаемыми результатами 3,0 7,741 47,54 1,45 17,74

Вывод

Анализ научной литературы, посвященной современным проблемам программно-целевого планирования на региональном уровне, позволяет сделать вывод о том, что ряд из них нуждается в корректировке [5]. Рассмотренные нами программы не свободны от недостатков.

Не смотря на их положительное влияние на социально-экономическое развитие региона, расширение доступа населения Рязанской области к культурным ценностям, создание новых рабочих мест, привлечения в регион инвестиций, на наш взгляд необходимо:

1. Произвести корректировку объемов финансирования статей «Совершенствование нормативного, информационного и методического обеспечения туристической деятельности», «Повышение конкурентоспособности регионального туристического продукта», «Участие в международных, всероссийских, региональных туристских выставках, ярмарках, форумах» (общий объем 9, 96 млн. руб.) долгосрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Рязанской области на 2010-2012 гг.»; «Финансирование разработки проекта воссоздания каретного сарая (конюшни)», «Воссоздания малых архитектурных форм (беседка, баня, теплица, амбар)», «Реконструкция домов Минаковых и Дорожкиных» (общий объем 15,6 млн. руб.) долгосрочной целевой программы «Развитие Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на 2010-2015 гг.»; «Разработка проектно-сметной документации на реконструкцию гаража и капитальный ремонт гаража театра кукол» в сумме 4300,0 тыс. руб. и «Разработка дизайн-проектов и сметной документации на устройство ограждения и благоустройство территории и выполнение работ театра кукол» в сумме 8290,0 тыс. руб., «Реконструкция хозяйственной части здания театра для детей и молодежи» (общий объем 39500,0 тыс. руб.) долгосрочной целевой программы «Модернизация и развитие материально-технической базы областных театров на 2011-2015 гг.» в сторону уменьшения на 50%, ввиду необоснованности ожидаемых результатов, что позволит сократить затраты на реализацию программ на 37,78 млн. руб.;

2. Предусмотреть привлечение для финансирования программ внебюджетных средств, с целью замещения части расходов областного бюджета в размере 10% по каждой программе ежегодно, что позволит получить экономию в сумме не мене 64 млн. руб.

3. Внести изменения в существующие целевые индикаторы, и на их основе провести корректировку действующих программ. А именно, в раздел 8 «Целевые индикаторы и показатели» целевой долгосрочной программы «Культура Рязанской области на 2010-2012 гг.», следующие показатели:

• доля национальных фильмов в общем объеме проката;

• доля представленных зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов фондов;

• доля архивных документов, находящихся в условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение в общем количестве архивных документов;

• доля отреставрированных уникальных и особо ценных архивных документов в общем количестве требующих реставрации документов этой категории;

• увеличение количества сайтов библиотек по сравнению с предыдущим годом;

• увеличение количества посещений сайтов библиотек по сравнению с предыдущим годом.

Таким образом, предложенные мероприятия, позволят более эффективно реализовать в Рязанской области долгосрочные целевые программы в сфере культуры и туризма и осуществить экономию средств Областного бюджета в размере около 100 млн. руб.

Литература

1. Рязанские ведомости 3 ноября 2009.

2. Шлыков В.В. Программно-целевое управление в сфере культуры и туризма региона. Монография. Рязань. - 2010. - С. 81.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. № 740.

4. Шлыков В.В. Программно-целевое управление в сфере культуры и туризма региона. Монография. Рязань. - 2010. - С. 83.

5. Дедюхин В.А. Совершенствование программно-целевого управления социально-трудовой сферой региона. Автореф. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. М. 2008. Исаков А.Г. Критерии оценки целевых программ на уровне субъекта Федерации // Финансы. 2010. № 1.

Vladimir V. Shlykov

Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Professor, Chair of State and Municipal Management, Ryazan Institute of Economy of Saint-Petersburg University of Management and Economy

Analysis of Long-Term Target Programs in the Field of Culture and Tourism, Implemented in the Ryazan Region

Annotation:

The article deals with the use of program-target management in the social sector in the region. Programs implemented by the Committee on Culture and Tourism of the Ryazan region are analyzed. Suggestions for improving long-term target programs are made.

Keywords: long-term target programs, social sector, culture, Ryazan region

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.