УДК 338.486; 351.85
О.В. Солопов (ТГПУ им. Л.Н. Толстого) Тел.: 89036582514, e-mail: podvizhnik@mail .ru
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОГО И ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье анализируется государственная программа «Развитие культуры и туризма Тульской области» с 2014 по 2020 года. Определяются основные тенденции развития культуры и туризма в регионе. Анализируются основные показатели культуры Тульской области, а также программные способы улучшения данных показателей.
Ключевые слова: культура, туризм, Тульская область, государственная программа.
Тульская область является примером высокого потенциала развития культуры и туризма в России. В одном регионе сосредоточены десятки музеев, храмов самой различной архитектуры, часть из которых отреставрированы, а часть представляют собой развалины, а также множество иных памятников как древней и так современной культуры. Наиболее ярким примером является музей-заповедник Куликово Поле на котором, как известно, произошло сражение, изменившее весь ход русской истории. К другим значительным памятникам культуры относятся усадьбы знаменитых личностей Тульского края, из которых следует выделить: усадьбы Л.Н. Толстого Ясная Поляна и музей-усадьба в селе Никольское-Вяземское, усадьба А.Т. Болотова в селе Дворяниново, усадьба В.Д. Поленова, усадьба А.С. Хомякова в селе Богучарово, а также Богородицкий дворец, принадлежавший некогда графам Бобринским. На территории Тульской области также расположены и другие усадьбы, которые в настоящее время нуждаются в реставрации.
На территории Тульской области родились, жили и трудились такие выдающиеся деятели как: А.Т. Болотов, В.В. Вересаев, А.С. Даргомыжский, Н.Д. Демидов, В. А. Жуковский, М.В. Лодыженский, С.И. Мосин, В. Д. Поленов, В.Ф. Руднев, Л.Н. Толстой, Г.И Успенский, К.Д. Ушинский, А.С. Хомяков и др.
Не следует забывать и об известных тульский брендах, таких как самовары, пряники, оружие, гармонь, филимоновская игрушка, тульское оружие, наиболее оригинальные образцы которых представлены в музеях Тулы.
Культура и история региона заключена не только в музеях, но также в необычных ландшафтах. Живописнейшими пейзажами являются Ишутинское городище в Ефремовском районе и Романцевские горы в Узловском районе. Таинственными и полными загадок и тайн предстают Харинские и Араповские пещеры (монастырь). Весьма примечательным памятником является также мегалит в Ефремовском районе, носящий имя «Конь-камень».
Тульская область является не только центром культуры прошлого, но также центром современной культуры. Одним из оригинальнейших примеров музеев современной культуры является «Автомузей» Михаила Красинца,
собравшего на поле в Чернском районе сотни различных моделей отечественного автопрома. Другим подобным примером может стать проводящийся с 2004 года на территории Тульского Кремля ежегодный автомобильный фестиваль «Автострада».
Государственная политика в области развития культуры и туризма реализуется в рамках следующих федеральных целевых программ:
• «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» (утверждена постановлением правительства РФ от 2 августа 2011 г. N 644) [1];
• «Культура России (2012 - 2018 годы)» (утверждена постановлением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. N 186) [2];
• «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 2567-р) [3].
В постановлениях Правительства РФ об утверждении каждой из указанных программ рекомендуется органам исполнительной власти субъектов РФ разработать с учетом положений данных программ государственные программы в сферах культуры и туризма.
В Тульской области подобная работа была произведена и с 1 января 2014 года, на основании постановления Правительства Тульской области от 05.11.2013 № 619, вступает в силу государственная программа «Развитие культуры и туризма Тульской области» (далее - программа) [5]. Принятый документ характеризует весь план по развитию культуры и туризма в области с 2014 по 2020 год, регламентирует цели и задачи культурной модернизации региона, отражает количество затраченных на реализацию программы бюджетных средств.
В данной программе характеризуется общее состояние развития культуры и туризма в Тульской области, выявляются основные проблемы, сдерживающие развитие культурной отрасли и способы их решения.
Основными показателями развития культуры является:
1. В Тульской области на государственной охране состоят 3560 объектов культурного наследия (по состоянию на 01.01.2013), из которых 271 -памятники истории и культуры федерального значения, 847 - регионального значения и 2442 - выявленные объекты культурного наследия. С каждым годом растет количество утраченных, превращенных в руины памятников культуры, а также объектов, находящихся в аварийном состоянии. Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия по состоянию на 2013 год составляет 20,2 %.
2. В Тульской области функционирует 401 библиотека. К государственным библиотекам относятся: Тульская областная детская библиотека, Тульская областная универсальная научная библиотека, Тульская областная специальная библиотека для слепых. Остальные 398 библиотек являются муниципальными. Услугами библиотек пользуется 492,7 тыс. человек. Количество посещений государственных библиотек за 2012 год составило 205 тыс. человек.
3. На территории Тульской области действуют 55 музеев и их филиалов (по состоянию на начало 2013 года), фонды которых входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. К музеям действующим в форме государственных учреждений культуры относятся: ГУК ТО «Тульский областной экзотариум», ГУК ТО «Объединение «Историко-краеведческий и художественный музей» (в том числе 14 филиалов), ГУК ТО «Музей-усадьба А. Т. Болотова «Дворяниново». Перечисленные музеи действуют в форме государственных учреждений культуры. Основной фонд государственных и муниципальных музеев Тульской области насчитывает 170513 единиц хранения. Количество посещений музеев в 2013 году составило 207 тыс. человек. Доля музеев, имеющих сайт в сети «Интернет», в общем количестве музеев Тульской области составляет всего 1%. Доля государственных и муниципальных музеев, в которых используются информационные системы учета и ведения каталогов в электронном виде на 2013 составляла 60%.
4. На территории Тульской области действует 5 государственных театрально-концертных учреждений: государственное учреждение культуры Тульской области «Тульская областная филармония имени народного артиста Российской Федерации Михайловского И.А.», государственное учреждение культуры Тульской области «Тульский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр драмы имени М. Горького», государственное учреждение культуры Тульской области «Тульский областной театр юного зрителя», государственное учреждение культуры Тульской области «Тульский государственный театр кукол», театр государственное учреждение культуры Тульской области «Новомосковский государственный драматический театр имени В.М. Качалина». В Туле также функционируют муниципальный Театр русской драмы «Эрмитаж», Тульский камерный драматический театр, а также учебный Народный театр «Синяя птица» Тульского областного колледжа культуры и искусств. В 2013 году государственных театрально-концертных учреждения Тульской области посетило 350 тыс. человек.
5. На территории Тульской области функционирует государственное учреждение культуры «Дом народного творчества и кино», занимающееся координацией деятельности учреждений культуры клубного типа по сохранению и развитию традиционной народной культуры и кино. Количество областных культурно-досуговых мероприятий организованных данным учреждением, на 2010 год составило 30 выставок декоративно-прикладного творчества и областных фестивалей самодеятельного творчества.
6. В настоящее время на территории Тульской области функционируют следующие образовательные организации культуры и искусства: 26 детских школ искусств, 17 детских музыкальных школ, 3 художественные школы, 3 организации среднего профессионального образования. Специалисты в области культуры и искусства также выпускаются Тульским государственным педагогическим университетом им. Л.Н. Толстого. Общая численность детей, получающих услуги дополнительного образования в области искусств, в возрасте 6 лет - 18 лет за 2012 год составляет 13,47%. Общая численность
участников международных, всероссийских и межрегиональных среди учащихся и студентов образовательных организаций культуры и искусства за 2012 год составляет 530 человек. Общее количество учащихся организаций среднего и высшего профессионального образования Тульской области по специальностям отрасли «Культура» за 2012 год составило 812 человек.
7. На территории Тульской области функционируют 97 коллективных средства размещения, количество которых продолжает увеличиваться с каждым годом. К ним относятся: 54 коллективных средства размещения общего назначения, 39 коллективных средства размещения специального назначения, 1 мотель, 3 пансионата. В настоящее время в регионе также действуют более 350 туристических фирм, 28 из которых внесены в Единый федеральный реестр туроператоров.
Наблюдается положительная динамика развития туризма в регионе. Так, общий туристический поток в 2010 году составлял 309,72 тыс. человек, а в 2012 году уже 425,17 тыс. человек. Количество иностранных туристов в области также заметно возросло с 6,98 тыс. человек в 2010 году до 38,7 тыс. человек в 2012 году. Материальной базой принятия туристов являются средства размещения, совокупный номерной фонд которых на 2013 год составлял 11958 номеров. Также вырос и объем оказанных туристических услуг, составлявший в 2010 году 357,4 млн. рублей, а в 2012 уже 1213,63 млн. рублей.
Содержание программы «Развитие культуры и туризма Тульской области» предстает в виде независимых друг от друга подпрограмм, каждая из которых направлена на достижение значимых для развития области целей и решение конкретных задач.
Подпрограмма №1 «Памятники истории и культуры Тульской области» направлена на сохранение культурного наследия Тульской области. Общий объем финансирования подпрограммы составляет 309085,8 тыс. рублей. Реализация подпрограммы №1 обеспечивается решением следующих задач:
1. Сохранение и использование объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Конечным показателем решения данной задачи является: увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия, на 23,4 %.
2. Оказание технической поддержки по формированию Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Конечным показателем решения данной задачи является: увеличение количества пакетов документов, подготовленных для регистрации в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, на 11 единиц.
3. Контроль за техническим состоянием, использованием и приспособлением объектов культурного наследия Тульской области для современного использования. Конечным показателем решения данной задачи является: увеличение количества проведенных натурных обследований объектов культурного наследия и экспертных заключений, на 142 единицы.
Подпрограмма №2 «Сохранение и развитие библиотечного дела» направлена на обеспечение права граждан на свободный доступ к информации, хранящейся в библиотеках Тульской области. Общий объем финансирования составляет 1082852,1 тыс. рублей. Задачей реализации подпрограммы №2 является сохранение и развитие библиотечного дела. Конечными показателями решения данной задачи являются: увеличение обновления фондов библиотек с 3 до 4 %; увеличении количества посещений государственных библиотек в год на 1 тыс. жителей с 205 до 210.
Подпрограмма №3 «Сохранение и развитие музеев Тульской области» направлена на обеспечение конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям, хранящимся в государственных и муниципальных музеях. Общий объем финансирования составляет 1283360,6 тыс. рублей. Реализация подпрограммы №1 обеспечивается решением следующих задач:
1. Сохранение и развитие музейного дела. Конечными показателями решения данной задачи являются: увеличение доли музеев, имеющих сайт в сети «Интернет», в общем количестве музеев Тульской области, до 20 %; увеличении количества посещений музеев в год на 1 тыс. жителей с 207 до 215.
2. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в отрасли культуры. Конечным показателем решения данной задачи является: увеличение доли государственных и муниципальных музеев, в которых используются информационные системы учета и ведения каталогов в электронном виде, до 95 %.
Подпрограмма №4 «Поддержка театрально-концертной деятельности» направлена на обеспечение доступности театрального, музыкального искусства для различных групп населения. Общий объем финансирования составляет 1519348,0 тыс. рублей. Задачей реализации подпрограммы №4 является адресная поддержка профессионального искусства и творчества в целях сохранения и развития традиций репертуарного театра и музыкального искусства. Конечным показателем решения данной задачи является увеличение количества посещений театров, филармонии в год на 1 тыс. жителей с 350 до 354.
Подпрограмма №5 «Сохранение и развитие традиционной народной культуры, промыслов и ремесел» направлена на сохранение и популяризация традиционной народной культуры и кино. Общий объем финансирования составляет 916683,2 тыс. рублей. Реализация подпрограммы №5 обеспечивается решением следующих задач:
1. Создание условий для обеспечения доступности населения к услугам учреждений, ориентированных на популяризацию традиционной народной культуры. Конечным показателем решения данной задачи является увеличение удельного веса населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, до 75%.
2. Сохранение и развитие традиционной народной культуры, промыслов и ремесел Тульской области. Конечным показателем решения данной задачи является увеличение количества областных культурно-досуговых мероприятий, до 35.
3. Развитие кинообслуживания населения. Конечным показателем решения данной задачи является увеличение количества посещений киносеансов в государственных и муниципальных киноорганизациях, до 40100.
4.Укрепление материально-технической базы учреждений культурно-досугового типа и кино. Конечным показателем решения данной задачи является увеличение количества ремонтных работ (количество учреждений, в которых проведены ремонтные работы), до 15.
Подпрограммы 6 «Развитие организаций образования отрасли «Культура» направлена на обеспечение доступа населения Тульской области к получению начального, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования по специальностям отрасли «Культура». Общий объем финансирования составляет 1643005,8 тыс. рублей. Реализация подпрограммы №6 обеспечивается решением следующих задач:
1. Привлечение детей к занятиям в организациях дополнительного образования в сфере культуры. Конечным показателем решения данной задачи является увеличение количества детей, получающих услуги дополнительного образования в области искусств до 14,5%.
2. Поддержка молодых дарований. Конечным показателем решения данной задачи является увеличение количества участников международных, всероссийских и межрегиональных конкурсов из числа учащихся и студентов образовательных организаций культуры и искусства с 530 до 580 человек;
3. Подготовка кадров для организаций культуры и искусства. Конечным показателем решения данной задачи является увеличение количества учащихся организаций среднего и высшего профессионального образования Тульской области по специальностям отрасли «Культура» с 812 до 850 человек.
Подпрограмма №7 «Развитие внутреннего и въездного туризма» направлена на формирование на территории Тульской области современного конкурентоспособного высокоэффективного туристского пространства, обеспечивающего удовлетворение потребностей российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах. Общий объем финансирования подпрограммы составляет 1716815,5 тыс. рублей. Реализация данной подпрограммы обеспечивается решением следующих задач:
1. Развитие туристских комплексов и кластеров Тульской области, создание благоприятных условий для развития внутреннего и въездного туризма. Конечными показателями решения данной задачи являются: увеличение количества созданных новых рабочих мест на 5000 единиц; увеличение совокупного номерного фонда в коллективных средствах размещения с 11958 до 17500 мест; введение в строй 14 новых или реконструированных объектов культуры.
2. Повышение качества туристских услуг, оказываемых на территории Тульской области, расширение ассортимента предлагаемого туристического продукта. Конечными показателями решения данной задачи являются: увеличение общего объема туристского потока с 425,17 до 1000 тыс. человек; увеличение общего количества посетителей региона с 1463,7 до 2770 тыс. человек.
3. Продвижение туристического продукта Тульской области на мировом и внутреннем туристских рынках. Конечными показателями решения данной задачи являются: увеличение общего объема услуг, оказанных в сфере туризма с 1213630 до 3518000 тыс. руб.; увеличение количества значимых туристских мероприятий, проведенных на территории региона при поддержке министерства культуры и туризма Тульской области, с 2 до 7 единиц в год.
По каждой из указанных задач в программе обозначается ряд обязательных мероприятий, с учетом их финансирования из бюджетных и внебюджетных фондов. Характер данных мероприятий не раскрывается в программе, но только обозначается в общем виде. При этом, частичное представление о характере преобразований можно получить на основании анализа «Стратегии развития туризма на территории Тульской области на период до 2020 года» (далее - Стратегия), утвержденной Постановлением Правительства Тульской области от 01.10.2012 № 532 [4]. Так, одной из главных задач подпрограммы №7 является создание так называемого туристско-рекреационного кластера под названием «Тульский феномен» (обозначенный в Стратегии как «Тульский край»).
В Стратегии дается два определения кластера:
1. Под кластером понимается совокупность сконцентрированных по географическому принципу взаимосвязанных хозяйствующих субъектов, объектов инфраструктуры, исследовательских и других организаций, отдельных лиц, а также связей и отношений между ними, ориентированных на формирование конкурентоспособной отрасли туризма и объединяющих воедино интересы трех сторон: бизнеса, общества и государства.
2. Туристско-рекреационный кластер - группа территориально соседствующих и взаимодействующих организаций и связанных с ними органов государственной власти, формирующих и обслуживающих туристские потоки и использующих культурно-исторический и рекреационный потенциал и ресурсы региона.
Кластер, в свою очередь, состоит из комплексов, связанных между собой системой туристской инфраструктуры, коммуникациями, туристскими маршрутами и туристскими проектами. Специализация каждого комплекса складывается на основании уникального сочетания туристско-рекреационных ресурсов и факторов, характеризующих особенности территории.
Очевидно, что создание и развитие кластера предполагает постоянное сотрудничество организаций, осуществляющих свою деятельность по самым различным направлениям.
Важную роль в создании кластера и комплексов играют внебюджетные источники софинансирования, представляющие собой организации заинтересованные в коммерческом успехе осуществляемых мероприятий. Так, из 1716815,5 тыс. руб., предусмотренных на реализацию подпрограммы №7, 1501080 тыс. руб. составляют внебюджетные источники финансирования. Подобное положение дел демонстрирует, что успех реализации данной подпрограммы во многом зависит от негосударственных коммерческих организаций.
Содержание подпрограммы №7 подчеркивает высокую значимость контролирующей функции органов государственной власти и функцию коммерческих организаций по финансированию, однако не ясной остается роль исследовательских и образовательных учреждений в рамках реализации данной подпрограммы.
Комплексный анализ программы вызывает сомнения в обоснованности отдельных плановых мероприятий и их бюджетов, а также их действенность в решении заявленных целей. Так, например, в стратегии важное место уделяется подготовке и повышению квалификации кадров, задействованных в сфере туризма, однако в программе практически отсутствует статья, посвященная данному вопросу. Всего 100 тыс. руб. и только в 2014 году выделяется на организацию системы аккредитации и регулярного повышения квалификации гидов, гидов-переводчиков и экскурсоводов на территории области, в то время как на мероприятия (подпрограмма 2) по повышению доступности и качества информационного обслуживания населения государственными библиотеками Тульской области выделяется за все время программы 21000,0 тыс. руб.
Другим признаком недостаточной проработки программы является указание на отсутствие вузов готовящих специалистов в области культуры и искусства (подпрограмма 5). Также подчеркивается, что Подпрограммой 5 предусмотрено открытие организации высшего профессионального образования в сфере культуры в Тульской области. Данная информация является неверной, т.к. на протяжении многих лет «Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук» ТГПУ им. Л.Н. Толстого выпускает специалистов в области культуры и искусства. При этом, бюджетное финансирование может быть направлено непосредственно на оплату обучения будущих специалистов.
Следует отметить исключительно «количественный», но не качественный подход рассматриваемой программы в достижении поставленных целей, что едва ли следует считать верным применительно к проблеме развития культуры.
Анализ программы позволяет сделать вывод о том, что несмотря на высокую значимость заявленных целей, отсутствие принципа интегральности не позволяет данной программе предстать в виде стройной системы способной на практике продемонстрировать преобразование культуры в регионе. Поэтому, каждая из указанных целей в лучшем случае является «основой», «составным элементом» возможной системы управления культурой в Тульской области, но ещё не конкретным модернизационным решением.
Литература
1. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 «О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы) "» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 34. Ст. 4966.
2. Постановление Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 186 «О
федеральной целевой программе "Культура России (2012 - 2018 годы)"» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 13. Ст. 1516.
3. Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 2567-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 2. Ст. 105.
4. Постановление Правительства Тульской области от 1 октября 2012 г. № 532 "Об утверждении Стратегии развития туризма на территории Тульской области на период до 2020 года" // Тульские известия. 2012. 11 окт. (№ 151)
5. Постановление Правительства Тульской области от 5 ноября 2013 № 619 «Об утверждении государственной программы Тульской области "Развитие культуры и туризма Тульской области"» [Электронный ресурс] // Портал правительства Тульской области : [официальный сайт]. URL: http://tularegion.ru/tula/protivkorr/ppa/2014/03/04/ppa 3066.html (дата обращения: 05.04.2014).
6. Мелешко Е.Д., Назаров В.Н. Идея религиозно-философского краеведения как культурный и образовательный проект // Роль университетов в поддержке гуманитарных научных исследований: материалы V Международной научно-практической конференции. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2010. С. 26-31.
7. Мосин В.И. Социокультурное развитие Тулы в условиях финансово-экономического кризиса // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2012. № 2. С. 43-60. URL: http://tsput.ru/fb/hum/2/index.html#43/z (дата обращения: 05.04.2014).
8. Слобожанин А.В. Особенность первичной и вторичной модернизации Тульской области в 2000-2011 гг. // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 3 (30). С. 185-190.
O. V. Solopov
DEVELOPMENT PROSPECTS OF CULTURAL AND TOURIST POTENTIAL OF TULA REGION
The article analyzes the state program "Development of Culture and Tourism of the Tula region " from 2014 to 2020. Identifies the main trends in the development of culture and tourism in the region. The article represents the main highlights of Tula region's culture, as well as ways to improve statistic indexes.
Keywords: culture, tourism, Tula region, the state program.