Научная статья на тему 'Событийный туризм в Тульской области: анализ и перспективы развития'

Событийный туризм в Тульской области: анализ и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1384
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ МАРШРУТ / ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Титкина А. А.

Статья посвящена перспективам развития культурного туризма в Тульской области. В ней поднимается вопрос о развитии событийного туризма в регионе. Произведен анализ культурно-событийных мероприятий, проводимых на территории области, разработан маршрут событийного туризма для школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Событийный туризм в Тульской области: анализ и перспективы развития»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070

УДК 379.85

Титкина А.А.

Аспирантка кафедры философии и культурологии Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

г. Тула, Российская Федерация

СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ6

Аннотация

Статья посвящена перспективам развития культурного туризма в Тульской области. В ней поднимается вопрос о развитии событийного туризма в регионе. Произведен анализ культурно-событийных мероприятий, проводимых на территории области, разработан маршрут событийного туризма для школьников.

Ключевые слова

Культурный туризм, событийный туризм, туристский маршрут, Тульская область.

Развитие культурного туризма [6] в Тульской области является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации, поскольку обеспечивает создание и улучшение инфраструктуры, появление новых рабочих мест, развитие предпринимательской деятельности, что несет за собой отчисления в бюджет региона и соответственно появляются средства на улучшение качества жизни самого региона. С 2014 года действует государственная программа Тульской области «Развитие культуры и туризма Тульской области», целью которой сделать регион привлекательным для туристов, увеличить турпоток, сохранить культурное наследие и создать новые маршруты, основываясь на брендах Тульской области [5]. Здесь имеется и подпрограмма «Развитие внутреннего и въездного туризма в Тульской области». Её целью является «формирование на территории Тульской области современного конкурентоспособного высокоэффективного туристского пространства, обеспечивающего удовлетворение потребностей российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах» [1]. Упор на развитие туристического потенциала сделан и в «Программе социально-экономического развития Тульской области с 2016 по 2021 год», целью которой является повышение качества жизни граждан [2]. Одним из основных направлений программы - «Сохранение наследия и развитие туризма». Здесь поднимаются вопросы о популяризации русского языка и культуры, развитии инфраструктуры отдыха и туризма.

Отдельно стоит выделить маркетинговые и рекламные работы по привлечению туристов в регион. Реклама является неотъемлемой частью нашей жизни. В современной культуре преобладают визуальные образы, которые в свою очередь уже не являются частью какого-то комплексного объекта, но предстают как самостоятельные явления. В чем причина этого? Дело в том, что в эпоху глобализации происходит трансформация восприятия. Такая трансформация затрагивает все слои жизни общества. СМИ, кино, реклама, искусство - единая система, которая имеет сильную власть и оказывает влияние на восприятие окружающего мира человеком. Все вышеперечисленное является индустрией. Хоркхаймер и Адорно дают негативную оценку индустрии и считают, что культуриндустрия находится в зависимом положении от более значимой, к примеру, нефтяной и машиностроительной индустрии. Массовая культура - результат монополии, в которой «человек находится во власти идентичных программ» [7, с. 150], объектов искусства, рекламы, стиля жизни. Но плохо ли это? Однозначно ответить сложно. Мы живем в эпоху, которая не только унифицирует все культуры, но и помогает получать новые знания, упрощает обмен информацией. Благодаря подобному упрощению отдаленные и не слишком популярные в мире регионы России могут заявить о себе. Что известно о Тульской области в других регионах и за рубежом? Пряники, оружие, самовары. Но это далеко не весь список. В программе развития Тульской области указана возможность проведения агрессивной имиджевой кампании, что впоследствии повысит уровень заинтересованности регионом и увеличит турпоток. Общий объем туристического потока за первое полугодие 2016 года составил 270 тыс.

6 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №16-13-71001.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070

человек, а общее количество посетителей - 815 тыс. человек [3]. В планах увеличить годовой поток до 14,6 млн., в том числе пребывающих более 1 дня - до 5,1 млн человек [2].

Увеличение данных показателей отчасти возможно благодаря развитию такой разновидности культурного туризма как событийный туризм, программы которого направлены на организацию посещения туристами определенных культурно-массовых мероприятий. Это может быть фестиваль, народные праздники, паломничество, спортивные или личные события. В Тульской области имеется немалое количество событийных мероприятий, которые интересны людям разных возрастов. Можно выделить, такие направления как традиционное, театральное, историческое, и т.д.

Под традиционным направлением понимаются культурные мероприятия проводимые только на конкретной территории, целью которых является приобщение участников к характерным для данной территории культурным традициям. Каждый год в Щёкинском районе в поселке Крапивна проходит международный фестиваль крапивы. На нем можно узнать способы приготовления крапивы, как правильно ее есть, что из нее можно сделать, посетить ярмарку изделий ручной работы, крапивные бои, попробовать пироги с крапивой или квас. Акцент сделан на местный колорит. На фестивале проходят выставки, мастер-классы по традиционным ремеслам, участники съезжаются сюда из разных городов и стран, что бы продемонстрировать свою культуру. Крапива, в данном случае является, не только символом бывшего уездного города, но и символом межкультурной коммуникации. С каждым годом фестиваль становится шире по количеству участников и гостей.

Вообще такое понятие как гастрономический бренд хорошо прижилось на Тульской земле. В смешении с фольклором создаются новые мероприятия. Так, начинает свою историю фестиваль «Венёвская баранка». Город Венёв исторически считался хлебным городом, одной из самой массовой продукции была баранка в форме буквы «В». На фестивале проходят массовые гуляния, выступления артистов народной музыки, попробовать множество различных угощений и приобрести уникальную баранку, сделанную вручную. Направление брендов региона связано с популяризацией русской культуры. В том же Венёве проводится фольклорный фестиваль «12 ключей», где можно познакомиться с ремеслами, бытом, музыкальной и художественной культурой России.

Тульская область имеет и места боевой славы. Одним из таких является Первое ратное поле страны -Куликово поле. На территории этого музея-заповедника ежегодно в третью неделю сентября проходит военно-исторический фестиваль «Поле Куликово». На сегодня это единственное в России мероприятие, где собираются любители истории и реконструкции разных направлений. Здесь можно увидеть бои между армией Дмитрия Донского и Золотой Орды, а можно увидеть и средневекового европейского воина. Желающих ждет историческая ярмарка, где можно примерить костюмы, пострелять из лука, научиться владеть мечом, узнать особенности средневековой кухни. Гостей ждут показательные выступления, турнир по историческому фехтованию и почувствовать себя очевидцем Куликовской битвы.

В театральном направлении можно выделить следующие мероприятия. Во-первых, «Ясная Поляна». Усадьба известного русского писателя Л.Н. Толстого раз в год становилась театральным домом пода названием «Сад гениев». Здесь можно было посмотреть выставки, побывать на семинарах и посмотреть постановки различных театров мира. Традиционно это представители из Великобритании, Германии, Испании, Ирландии. В 2016 году прошел последний фестиваль, но на смену ему пришел новый -«Tolstoy.Weekend». Его проведение совпадает с датой рождения Л. Н. Толстого 9 сентября и проходит несколько дней. За это время зрители могут посмотреть постановки ведущих театров России.

Во-вторых, для любителей уличного искусства в Туле ежегодно проводится фестиваль уличных театров «Театральный дворик». Длится он несколько дней и собирает различные коллективы из городов России и стран зарубежья. В городе под это мероприятие выделяется несколько площадок.

Стоит отметить, что в Тульском регионе театральное искусство занимает особенное место. А с развитием событийного туризма необходимо создавать новые маршруты, ориентированные на разные возрасты. Одним из приоритетных направлений стоить выделить создание культурно-туристических маршрутов по Тульской области для школьников.

Разработанный нами маршрут «Тула театральная» является событийным и экскурсионным. Он

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070

должен нести в себе познавательный характер, при этом ребенок не должен устать и получить интересную информацию, которая расширит его кругозор и позволит применять полученные знания в процессе обучения и в повседневной жизни.

Театральное искусство основано на литературном творчестве, что поможет при дальнейшем изучении предмета (сравнить первоисточник с видением режиссера, умение правильно написать рецензию).

Целью маршрута является приобщение школьников к театральной культуре Тульской области. Задачи маршрута: 1) познакомить школьников с историей русского театра; 2) рассказать о русской усадьбе и ее театральной традиции; 3) посмотреть постановки; 4) обсудить постановки с точки зрения полученной информации по истории русского театра.

Центральным местом маршрута является Межрегиональный фестиваль самодеятельных театров «Федотовская весна». Проводится данное мероприятие ежегодно в конце мая в деревне Фёдоровка Ясногорского района в усадьбе актрисы Малого театра XIX века Гликерии Фёдоровой.

Место проведения маршрута: Тульская область, усадьба Поленова, деревня Фёдоровка, деревня Дворяниново. Все объекты были выбраны ввиду близкого расположения друг к другу и связны одной тематикой. Новизна маршрута заключается в том, что в Тульской области не существует культурно-туристического маршрута посвященного истории русского театра, в сам маршрут заложен региональный компонент, что делает его уникальным.

Продолжительность маршрута 3 дня и 2 ночи.

День 1. Заезд в гостиницу, находящуюся недалеко от усадьбы Поленова. Приезд в Поленово. Размещение в номерах. В музее-усадьбе В. Д. Поленова посещение экскурсии, ознакомление с историей русского театра. Школьники должны узнать об истории развития театра в доме Поленова и создании крестьянского театра, посмотреть работы художника. Поскольку, они будут находиться в природном заповеднике, то будет предоставляться свободное время - прогулка-пикник.

День 2. Дорога от усадьбы Поленова до деревни Фёдоровки занимает около получаса. Посещение фестиваля «Федотовская весна» (он приурочен дню рождению актрисы, тематика каждый раз новая). Продолжение знакомства с историей русского театра. Просмотр театральных постановок. Обед. Экскурсия по дому актрисы Гликерии Фёдоровой. Обсуждение увиденных постановок.

День 3. Посещение музея-усадьбы А. Т. Болотова [4], создателя первого детского театра в России. Здесь школьники узнают биографию Болотова, о его достижениях не только в театральном искусстве (он был автором пьес для постановок, участвовал в создании декораций в качестве художника), но и в агрономии, садоводстве. Выезд из отеля.

Итогом маршрута должно являться формирование у школьников общего представления истории возникновения и развития театра в России; знание театральных приёмов и их особенностей; умение анализировать полученную информацию; формирование культурных компетенций; привитие уважения к традициям и культуре нашей страны. В перспективе маршрут может быть разработан и для людей различных возрастов. Следует отметить, что событийный туризм чаще всего носит стихийный характер, что не всегда обеспечивает большой туристический поток, потому и возникает необходимость разработки подобных маршрутов как основы для создания программы развития туризма, предполагающей, регулярное и массовое посещение Тульской области.

«Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №16-13-71001».

Список использованной литературы:

1. Государственная программа Тульской области "Развитие культуры и туризма Тульской области"// Министерство культуры и туризма/Документы [электронный ресурс] - Режим доступа: URL http://culture.tularegion.ru/documents/# (Дата обращения: 24.09.2016)

2. Программа социально-экономического развития Тульской области [электронный ресурс] - Режим доступа: URL http://71.tularegion.ru/page130472.html (Дата обращения: 24.09.2016)

3. Сведения о достижении значений показателей государственной программы Тульской области «Развитие

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070

культуры и туризма Тульской области» за 1 полугодие 2016 года "// Министерство культуры и туризма/Документы [электронный ресурс] - Режим доступа: URL http://culture.tularegion.ru/documents/# (Дата обращения: 24.09.2016)

4. Солопов О.В. Культурный этос А. Т. Болотова в контексте развития регионального туризма // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 7-2 (45). С. 183-186.

5. Солопов О.В. Перспективы развития культурного и туристического потенциала Тульской области // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014. № 2 (10). С. 50-58.

6. Солопов О.В. Философское значение культурного туризма // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2015. № 2 (14). С. 79-86.

7. Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. - М.: СПб: Медиум, Ювента. 1997. - 312 с.

© Титкина А.А., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.