Научная статья на тему 'Анализ докторского образования в контекстеформированияединого Европейского образовательного и научного пространства'

Анализ докторского образования в контекстеформированияединого Европейского образовательного и научного пространства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДОКТОР НАУК / ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ANALYSIS / EDUCATION / DOCTOR OF SCIENCES / EUROPEAN EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бибик Ирина Евгеньевна

В статье рассмотрен европейский опыт организации докторского образования в рамках автономных университетов в ходе Болонского процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бибик Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DOCTORAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE FORMATION A SINGLE EUROPEAN EDUCATIONAL SPACE

The article deals with theEuropean experience of the organization of doctoral education in the Autonomous universities in the Bologna process.

Текст научной работы на тему «Анализ докторского образования в контекстеформированияединого Европейского образовательного и научного пространства»

Берестнев Михаил Александрович, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой гражданского и земельного права юридического факультета ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет», тел. 8-920-748-4224, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

CONCEPT «RUOGH VIOLATION» AT IMPLEMENTATION BY OFFICIALS OF THE STATE CONTROL (SUPERVISION) AND MUNICIPAL CONTROL

Berestnev M.А.

This article is analyzedquestions of non-compliance by officials of the government and municipal agencies requirements of the legislation about the state control (supervision) and municipal control

Keyword: officials, agencies of the state control (supervision) and municipal control,

administrative responsibility

Berestnev M.А., candidate of legal science, head ofuniversity department, tel. 8-920-748-4228, e-mail: [email protected] (Russia, Tula, Tula State University)

УДК 343

АНАЛИЗ ДОКТОРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И НАУЧНОГО ПРОСТРАНСТВА

И.Е. Бибик

В статье рассмотрен европейский опыт организации докторского образования в рамках автономных университетов в ходе Болонского процесса.

Ключевые слова: анализ, образование, доктор наук, Европейское образовательное пространство.

Учитывая ключевую роль докторского образования в формировании научной карьеры как в академических, так и в неакадемических сферах занятости, а также в обеспечении привлекательности Единого европейского образовательного и научного пространства, европейские страны стремятся обеспечить надлежащее управление, высокий статус, соответствующую финансовую поддержку для докторантов и предложить им адекватные стимулы.

В настоящее время ответственность за докторское образование в разных европейских странах несут различные государственные организационные структуры управления.

Как видно из таблицы 1, в Европе существуют две модели управления докторским образованием. Первая предусматривает наличие организационной структуры на национальном уровне, а вторая - управление, зависящее в

большей части от степени автономности университетов и в меньшей части от национального правительства.

В большинстве стран министерства, обладающие юрисдикцией по отношению к образованию и науке, несут ответственность за докторское образование. И тот факт, что высшее образование и научные исследования курирует одно министерство, говорит о том, что их правительства признают наличие тесной связи между ними. Такие административные структуры, вероятно, способны провести реформы на уровне докторского образования, необходимые для перехода к обществу знаний.

Таблица 1. Государственные органы, ответственные за докторское образование [1]

Тип министерства или другого органа Количество стран Страна

Министерство образования и науки 22 Андорра, Албания, Армения, Австрия, Хорватия, Эстония, Франция, Грузия, Германия, Исландия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Черногория, Нидерланды, Норвегия, Польша, Румыния, Россия, Испания, Швеция

Министерство образования 9 Бельгия-Фландрия, Кипр, Чешская Республика, Финляндия, Греция, Лихтенштейн, Мальта, Словацкая Республика, Турция

Министерство науки 1 Дания

Министерство образования и научные советы по финансированию высшего образования и научных исследований 2 Великобритания и Шотландия

Конференция ректоров 1 Швейцария

Министерство французской общины и Национальный фонд научных исследований Б ельгия-В аллония

Министерство по гражданским делам Босния-Герцеговина

Большинство стран имеют национальное законодательство, которое в целом регулирует докторское образование, однако основные факторы, охватываемые такими законами, варьируются от страны к стране. Это относится к продолжительности обучения, требованиям при поступлении, условиям контроля за подготовкой диссертационной работы, условиям защиты докторской диссертации, условиям аккредитации учреждений по присуждению ученых степеней, к правам и обязанностям докторантов (особенно в странах, где докторанты работают на штатных должностях), а в некоторых случаях и к учебным программам. Количество и тип факторов, охватываемых

национальным законодательством, зависят в основном от степени автономии высших учебных заведений.

Следует отметить, что Г ермания, Ирландия, Нидерланды и Швейцария не имеют национального законодательства, которое регулирует докторское образование в этих странах. В Германии, Нидерландах и Швейцарии университеты несут полную ответственность за докторское образование. В Ирландии, несмотря на отсутствие национального законодательства, политику по отношению к докторскому образованию разрабатывают совместно Ассоциация ирландских университетов и Совет директоров (для технологических высших учебных заведений).

Великобритания и Шотландия имеют национальное законодательство, которое гарантирует автономию университетов. Ирландия и Великобритания имеют кодексы практики, принятые высшими учебными заведениями, которые устанавливают стандарты для качества образования. Это общепринятая практика по организации программ Ph.D. в ирландских университетах и Кодекс практики по обеспечению академического качества и стандартов высшего образования и докторских программ в Великобритании.

В общем можно констатировать, что в большинстве европейских стран в последние годы активно проводятся реформы докторского образования. Национальное законодательство, регулирующее докторское образование, является сравнительно новым во многих странах [1].

В большинстве европейских стран срок финансирования докторского обучения составляет 3-4 года, но при необходимости этот срок может быть продлен. В качестве максимального срока подготовки докторской диссертации в ряде стран приняты 7-8 лет, но таких стран совсем немного и, как правило, это связано с тем, что докторанты непосредственно заняты своими диссертационными исследованиями неполный рабочий день, так как вынуждены еще работать, чтобы обеспечить себе приемлемый уровень жизни.

Следует отметить, что две трети европейских стран осуществляют тем или иным способом государственное финансирование докторского образования.

Продолжительность государственного финансирования зависит от периода аккредитации докторских программ или школ и, как правило, меньше, чем фактический срок подготовки диссертации. Государственное финансирование обычно не покрывает всех расходов докторантов при подготовке диссертаций.

Существуют различные схемы государственного финансирования докторского образования. Например, в Финляндии финансирование докторантов в течение 4 лет осуществляется на конкурсной основе Министерством образования. Норвегия только рассматривает вопрос о введении схемы государственного финансирования докторантов. Однако пока такие государственные схемы финансирования непосредственно докторантов применяются в ограниченном количестве стран [2].

Основными способами финансирования докторантов являются стипендии и гранты, хотя примерно в половине европейских стран оклады и оплата за работу докторантов на должностях ассистентов тоже предусмотрены. Только в Словацкой Республике для докторантов предусмотрены исключительно должностные оклады.

В таблицах 2 и 3 отражены различные способы финансирования для докторантов, докторских программ и докторских школ.

Таблица 2. Способы финансирования докторантов [3]

Способ финансирования Количество стран Страна

Оклады (1) 1 Словацкая Республика

Стипендии и гранты (2) 8 Босния-Герцеговина, Чешская Республика, Грузия, Литва, Польша, Россия, Великобритания и Шотландия

Оплата преподавания на ассистентской должности (3)

Смешанное (1) и (2) 5 Австрия, Хорватия, Дания, Финляндия, Швеция

Смешанное (1) и (3) 1 Черногория

Смешанное (2) и (3) 7 Албания, Андорра, Армения, Ирландия, Латвия, Румыния, Испания

Смешанное (1), (2) и (3) 11 Бельгия-Фландрия, Кипр, Эстония, Франция, Германия, Греция, Исландия, Лихтенштейн, Мальта, Швейцария, Турция

Таблица 3. Способы финансирования докторских программ [3]

Способ финансирования Количество стран Страны

Гранты для исследовательских проектов 11 Албания, Бельгия-Фландрия, Хорватия, Эстония, Финляндия, Мальта, Черногория, Румыния, Россия, Испания, Турция

Гранты для университетов и научных центров 4 Франция, Грузия, Лихтенштейн, Шотландия

Оба способа 17 Андорра, Армения, Австрия, Чешская Республика, Дания, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Польша, Словацкая Республика, Швеция, Швейцария, Великобритания

В разных европейских странах существуют значительные различия в соотношениях объемов финансовых ресурсов, выделяемых непосредственно докторантам и для докторских программ и школ, в общем объеме финансирования докторского образования. Например, в Эстонии 1/3 всех финансовых ресурсов, предусмотренных на докторское образование,

направляется непосредственно докторантам и 2/ 3 на докторские программы, во Франции примерно та же картина - 30% общего финансирования

выплачивается докторантам и 70% идет на финансирование университетских докторантур и докторских школ. В Латвии 43,33% объема общего финансирования идет на индивидуальную поддержку, а 57,67% - на докторские программы. Румыния предоставляет 40% средств непосредственно докторантам и 60% - на докторские программы. В Италии финансирование не предоставляется отдельным докторантам, а полностью идет на финансирование докторских программ.

Таким образом, намечена следующая тенденция: финансовая поддержка в большей мере оказывается докторским программам и школам, чем отдельным лицам. Однако вопреки общей тенденции в Германии 85% средств на докторское образование идет непосредственно докторантам, а только 15% - на программы. Вполне возможно, что это связано с высокой степенью централизации управления высшим образованием и научными исследованиями в этой стране.

В таблице 4 представлены механизмы финансирования докторского образования, которые используются правительствами разных стран. Конкурсные гранты используются в половине европейских стран, но в одной трети стран механизмы финансирования имеют смешанный характер. Две трети европейских стран осуществляют государственное финансирование докторского образования. Национальные и частные фонды, а также Европейский научный фонд в основном являются источниками дополнительного финансирования. В некоторых странах, где есть докторские школы, созданы специальные фонды для них, как, например, Deutsche Forschungs gemeinschaft в Германии. Франция имеет выделенную бюджетную линию для финансирования докторских школ.

Таблица 4. Механизмы финансирования докторского образования [3]

Финансовый механизм Количество стран Страна

Общая сумма от правительства 11 Босния-Герцеговина, Хорватия, Кипр, Греция, Латвия, Черногория, Норвегия, Польша, Россия, Шотландия, Словацкая Республика

Конкурсные гранты 6 Албания, Андорра, Армения, Финляндия, Мальта, Турция

Смешанный 13 Австрия, Чешская Республика, Дания, Эстония, Германия, Исландия, Ирландия, Италия, Литва, Румыния, Испания, Швеция, В еликобритания

Специальные фонды для докторских программ и школ 10 Андорра, Эстония, Франция, Германия, Нидерланды, Норвегия, Румыния, Швейцария, Великобритания и Шотландия

В Великобритании средства Научного совета, предназначенные на послевузовское образование, могут использоваться и на докторское образование. В Швейцарии Межведомственное агентство и Швейцарский национальный научный фонд направляют средства для внедрения структурированных докторских программ [3].

Что касается иностранных источников финансирования докторского образования, то многие европейские университеты используют рамочные программы Европейской Комиссии и специальные европейские программы, такие как Программа Марии Кюри по подготовке научных кадров, ERASMUS MUNDUS и TEMPUS. Северные европейские страны используют региональную программу Nord Forsk. Для небольших стран эффективным механизмом финансовой поддержки являются Европейский научный фонд и крупные программы ведущих стран, такие как Fulbright (США), DAAD (Германия), British Council (Великобритания).

При проведении исследований ЕАУ был выявлен тот факт, что правительства не всех европейских стран смогли предоставить точные ответы на вопросы, связанные с объемами финансирования докторского образования. Что касается ежегодных расходов на докторское образование, то во многих странах нет разбивки общих объемов финансирования высшего образования по трем ступеням последнего. Кроме того, разные страны в ежегодные расходы на докторское образование включают разные составляющие, поэтому представленные ими данные не сопоставимы между собой и не существует достоверного способа их сравнения и оценки среднего уровня. В большинстве стран нет достоверной статистики по расходам на докторское образование. Некоторые страны смогли дать ответы только на отдельные вопросы.

По данным за 2006 год самые большие расходы на докторское образование были во Франции - 374,8 млн. евро в год. Эта сумма включает в себя финансирование докторских школ, финансирование обучения докторантов, расходы на научное руководство и специальные программы по международному сотрудничеству по руководству подготовкой диссертаций. Однако она не включает финансирование таких учреждений, как центральные органы управления высшим образованием и наукой, государственные научноисследовательские институты, фонды и региональные органы управления научной деятельностью.

В то же время в Эстонии ежегодные расходы на одну докторскую программу составляли 50 тыс. евро. В Финляндии ежегодные расходы на каждую из докторских школ, финансируемых Министерством образования, составляли 360 тыс. евро. В Великобритании (Англия и Уэльс) по данным Совета по финансированию высшего образования ежегодные расходы на научное руководство докторскими программами в одном высшем учебном заведении составляли для Англии 1,9 млн. евро и более чем 800 тыс. евро для Уэльса.

В бывших социалистических странах - Чехии, Польше, Румынии -подавляющее число докторантов финансируются государством. В других

странах количество докторантов, не имеющих государственной поддержки, весьма значительно, однако они могут иметь финансовую поддержку из различных негосударственных научных фондов. Так, во Франции доля докторантов, которые не имеют государственной поддержки, составляет около 20%, а в Италии - близка к 60%.

Что касается количества докторантов, которые сами оплачивают свое докторское образование, то здесь существуют значительные отличия между европейскими странами. В Боснии-Герцеговине и Мальте большинство докторантов сами оплачивают свою учебу, в Италии - около 40%. В некоторых бывших социалистических странах этот показатель на очень низком уровне, хотя в Румынии и России таких докторантов 15-20% [2].

В европейских странах значительные отличия имеются в численности докторантов заочной формы обучения. Например, в Словацкой Республике 70% общего числа докторантов обучается заочно, в Шотландии - 21%, в Эстонии -2,3%. Данные по дисциплинарной разбивке финансируемых государством докторантов имеются только по одиннадцати европейским странам. В большинстве из них наибольшее число докторантов сосредоточено в естественнонаучных и технических дисциплинах, и доли объемов государственного финансирования в этих науках колеблются между 40 и 70%, за исключением Исландии и Швеции, где они составляют 33 и 23% соответственно. Доля государственного финансирования докторантов в области гуманитарных наук в большинстве стран колеблется между 16 и 23%, в области социальных наук - в пределах между 8 и 33%, в медицине - между 9 и 23%, за исключением Швеции, которая на медицинское докторское образование выделяет 39% общего объема финансирования докторских программ [2].

В европейских странах существуют большие различия в суммах минимальных государственных стипендий (грантов) для докторантов (таблица 5). Особенно низкий уровень финансирования докторантов (менее 5000 евро в год) в странах, которые присоединились к Болонскому процессу, но не являются членами ЕС, и новых странах - членах ЕС. В «старых» странах ЕС эти суммы находятся в диапазоне от 7000 евро до 21000 евро в год. Более высокие государственные стипендии для докторантов в Нидерландах - 24000 евро, а также в Дании и Норвегии - более 30000 евро в год. В Австрии имеются большие различия в размерах грантов, предоставляемых Управлением научными грантами, - от 180 до 7272 евро. Это означает, что здесь существуют различные уровни грантовой государственной поддержки в зависимости от статуса докторанта, а докторанты, которые зачислены на основе трудового договора, получают 30 000 евро в год.

Следует отметить, что интерпретация «грантового финансирования» в разных странах также может отличаться. В ходе проведенного ЕАУ исследования было выяснено, что в большинстве европейских стран правительственные структуры, курирующие высшее образование, не отслеживают в полном объеме данные относительно финансирования докторантов, докторских программ и докторских школ.

Сумма гранта Количество стран Страна

Менее 5000 евро 9 Австрия, Хорватия, Чешская Республика, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Россия, Словацкая Республика

7000 - 21 000 евро 13 Андорра, Австрия, Бельгия-Фландрия, Финляндия, Франция, Исландия, Ирландия, Италия, Лихтенштейн, Испания, Швеция, Великобритания и Шотландия

Более 22 000 евро 5 Австрия, Дания, Нидерланды, Норвегия, Швейцария

Доля докторантов-нерезидентов в различных европейских странах варьирует от менее 1% до более 40% общего числа докторантов, что свидетельствует о высоком уровне интернационализации докторского образования в Европе. По этому признаку условно европейские страны можно разделить на три группы: первая группа - страны, где доля докторантов-нерезидентов (иностранных граждан) составляет менее 10%, вторая группа - от 10 до 20% и третья - от 30% и более (табл. 6). Почти во всех новых странах -членах ЕС доля докторантов-нерезидентов составляет примерно 10%. Исключением является Финляндия, где эта величина равна 7,1%, и Италия -2%. В Великобритании, Швейцарии и Лихтенштейне доля докторантов-нерезидентов составляет более 40% [2].

Таблица 6. Уровень интернационализации докторского образования [2]

Доля докторантов-нерезидентов Количество стран Страна

Менее 10% 13 Албания, Армения, Хорватия, Кипр, Чешская Республика, Эстония, Финляндия, Италия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словацкая Республика

10% - 20% 9 Австрия, Бельгия-Фландрия, Дания, Германия, Исландия, Норвегия, Россия, Испания, Швеция

30% и более 4 Франция, Лихтенштейн, Швейцария, В еликобритания

Является ли такое распределение европейских стран по уровню интернационализации докторского образования спонтанным или результатом

какого-то политического вмешательства, может быть интересным вопросом для дальнейшего исследования. Конечно, размер страны, язык обучения, традиции играют важную роль в обучении докторантов-иностранцев и могут иметь определенные последствия для многих из них.

Как следует из вышеизложенного, в Европе существует большое разнообразие в организации и управлении докторским образованием, различные каналы, механизмы и модели его финансирования, различные уровни интернационализации докторского образования. Существует большое количество различных типов организаций, которые обеспечивают

финансирование. Возможно, что со временем при приближении к обществу знаний это разнообразие сможет увеличиться, как и источники

финансирования. Одна треть европейских стран имеют единообразную

организационную структуру управления докторским образованием,

относящуюся к системе высшего образования. Две трети европейских стран имеют «смешанную» организационную структуру управления, где докторское образование находится в системе управления образованием и наукой. Только в одной стране - Дании - докторское образование находится под юрисдикцией Министерства науки, а в Великобритании, Шотландии, Швейцарии, Бельгии и Боснии-Герцеговине - под юрисдикцией различных организационных структур.

Большинство европейских стран имеют национальные правила, которые определяют структуру и содержание докторского образования и условия государственной аккредитации высших учебных заведений для присуждения докторских степеней. Однако есть страны, в которых высшие учебные заведения являются полностью автономными по отношению к управлению докторским образованием.

Значительное разнообразие наблюдается в форме обучения и статусе докторантов. Докторанты могут быть зачислены как на индивидуальные, так и структурированные докторские программы, а также в докторские школы. В некоторых странах они считаются студентами, а в других - штатными научными работниками.

Существует разнообразие в том, как финансируется докторское образование. В некоторых странах в качестве единовременной выплаты предоставляются гранты на высшее учебное заведение, в других странах конкурсные гранты на докторское образование предоставляются непосредственно докторантам, а в одной трети европейских стран есть два механизма государственного финансирования: докторанты получают

стипендию и заработную плату или стипендию и гранты.

Правительства многих европейских стран не располагают ежегодными количественными данными об уровне финансирования докторского образования и не отслеживают их.

Государственное финансирование докторского образования не адекватно задачам развития общества знаний и во многих странах оно явно недостаточно для обеспечения докторских программ и докторских школ. Как правило, для

подготовки докторской диссертации необходимо время, превышающее период государственного финансирования обучения в докторантуре. Существует большое разнообразие в европейских странах в доле докторантов, финансируемых государством, по отношению к общему числу соискателей докторской степени, как и докторантов, которые сами оплачивают свое обучение.

Степень интернационализации докторского образования также различна в разных странах. Хотя трудно определить оптимальную долю иностранцев среди соискателей докторской степени, но и для таких стран, как Великобритания (более 40%), она представляется чрезмерной.

Список литературы:

1. Электронный ресурс сети интернет: http://epp.eurostat.ec.europa.eu-Site3-TGMtable;

2. Report on the EUA survey on doctoral education funding, by Yukiko Fukasaku. Innovmond, France, 2007// Doctoral Programmes in Europe's Universities: Achievements and Challenges. EUA, 2007. P. - 25-39. www.eua.be.; Doctoral Programmes in Europe's Universities: Achievements and Challenges;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Report prepared for European Universities and Ministers of higher education. EUA. 2007. P.-39. www.eua.be.

Бибик Ирина Евгеньевна, канд. юрид. наук, тел:. 8(916)194-71-40, E-mail: [email protected] (Россия, Москва)

ANALYSIS OF THE DOCTORAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE FORMATION A SINGLE EUROPEAN EDUCATIONAL SPACE

I.E. Bibik

The article deals with the European experience of the organization of doctoral education in the Autonomous universities in the Bologna process.

Keywords: analysis, education, doctor of Sciences, European educational space.

Bibik Irina Evgenievna, Candidate of Juridical Sciences, 8(916)194-71-40, [email protected] (Russia, Moscow)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.