Научная статья на тему '2018.03.029. ПЛАТА ЗА ОБУЧЕНИЕ И ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ. FRAIS ET SYSTèMES NATIONAUX D’AIDES FINANCIèRES AUX éTUDIANTS DANS L’ENSEIGNEMENT SUPéRIEUR EN EUROPE - 2017/2018 / COMMISSION EUROPéENNE/EACEA/EURYDICE. - LUXEMBOURG: OFFICE DES PUBLICATIONS DE L’UNION EUROPéENNE, 2017. - 76 P'

2018.03.029. ПЛАТА ЗА ОБУЧЕНИЕ И ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ. FRAIS ET SYSTèMES NATIONAUX D’AIDES FINANCIèRES AUX éTUDIANTS DANS L’ENSEIGNEMENT SUPéRIEUR EN EUROPE - 2017/2018 / COMMISSION EUROPéENNE/EACEA/EURYDICE. - LUXEMBOURG: OFFICE DES PUBLICATIONS DE L’UNION EUROPéENNE, 2017. - 76 P Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЛАТА ЗА ОБУЧЕНИЕ / ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ / СТИПЕНДИИ СТУДЕНТАМ / СЕМЕЙНЫЕ ПОСОБИЯ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018.03.029. ПЛАТА ЗА ОБУЧЕНИЕ И ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ. FRAIS ET SYSTèMES NATIONAUX D’AIDES FINANCIèRES AUX éTUDIANTS DANS L’ENSEIGNEMENT SUPéRIEUR EN EUROPE - 2017/2018 / COMMISSION EUROPéENNE/EACEA/EURYDICE. - LUXEMBOURG: OFFICE DES PUBLICATIONS DE L’UNION EUROPéENNE, 2017. - 76 P»

Если индийские банки, анализируя возможности проектного финансирования, все еще находятся на стадии разведки, то Япония стала крупнейшим источником проектного финансирования в Африке уже в 2015 г., вложив почти в 3 раза больше средств, чем Китай.

Помимо проектного финансирования японские и индийские банки в Африке занимаются предоставлением корпоративных услуг (corporate banking). State Bank of India (SBI) и Mitsubishi UFJ Financial Group (MUFG) предоставляют займы, главным образом, индийским и японским компаниям или крупным компаниям африканских стран, в основном из ЮАР. Осваивать африканские страны иностранным банкам пока сложно и рискованно. Тем не менее SBI и MUFG расширяют сферу своего влияния, в частности SBI недавно обосновался в Ботсване, Нигерии, ЮАР и на Маврикии, а MUFG имеет представительства в ЮАР и Египте и осуществляет операции в 20 африканских странах. По мнению экспертов, большие возможности для японских и индийских банков имеет Марокко благодаря своей исторической близости с Европой и наличию растущего среднего класса.

Г. В. Семеко

2018.03.029. ПЛАТА ЗА ОБУЧЕНИЕ И ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ. Frais et systèmes nationaux d'aides financières aux étudiants dans l'enseignement supérieur en Europe - 2017/2018 / Commission eu-ropéenne/EACEA/Eurydice. - Luxembourg: Office des publications de l'Union européenne, 2017. - 76 p.

Ключевые слова: высшее образование; плата за обучение; финансовая помощь студентам; стипендии студентам; семейные пособия; налоговые льготы.

Эксперты информационной сети Eurydice при Еврокомиссии провели сравнительный анализ расходов студентов на обучение1 (далее - плата за обучение) и государственной финансовой помощи студентам в 2017/2018 учебном году в странах Европы, в том числе

1 Эти расходы включают плату непосредственно за обучение, а также регистрационный, вступительный, аттестационный и административный взносы. -Прим. реф.

в 28 странах ЕС и восьми других европейских странах1. Исследование охватывает 42 системы высшего образования2, включающие государственные вузы и частные учебные заведения, субсидируемые государством. В основном анализируются данные о студентах, обучающихся в режиме полной нагрузки (full-time students)3 на первом уровне высшего образования.

Соотношение между затратами студентов на обучение и предоставляемой им финансовой помощью влияет на решение молодежи о получении высшего образования: при слишком высоких затратах многие молодые люди вынуждены отказаться от поступления в вуз. Тяжесть затрат на обучение также может влиять на успехи в учебе и вызывать преждевременный уход студентов из вуза.

Структура и размеры затрат студентов существенно различаются в отдельных европейских странах. Как показал анализ, в четырех странах студенты - граждане страны и выходцы трех стран ЕС не обременены затратами на обучение (независимо от его продолжительности, специализации или результатов аттестации студентов), а в 12 странах все студенты несут расходы на обучение (здесь применяется всеобщая система оплаты обучения).

В большинстве обследованных стран политика в отношении платы за обучение на втором уровне аналогична той, которая применяется на первом. Исключение составляют такие страны, как Греция, Кипр, Мальта и Великобритания (Шотландия), где на первом уровне плата не взимается.

В странах ЕС используются разные подходы в отношении обучения иностранных студентов (из стран за пределами ЕС). Так, почти 3/4 стран установили для таких студентов более высокую плату за обучение, чем для коренных граждан и выходцев из стран

1 Босния-Герцеговина, Македония, Исландия, Лихтенштейн, Черногория, Норвегия, Сербия и Турция.

Рассматриваются не только общенациональные, но и региональные системы образования, в частности, в Бельгии (в трех языковых сообществах) и Великобритании (в Англии, Шотландии, Уэльсе). - Прим. реф.

3 Данный режим предполагает, что студент должен пройти курсы обучения общим объемом не менее 12 кредитных (зачетных) часов, т.е. получить не менее 12 кредитов (credits) за семестр. Студент, обучающийся в режиме частичной нагрузки (part-time students), - менее 12 часов в неделю, или кредитов. - Прим. реф.

ЕС, обучающихся по той же программе. Вместе с тем в таких странах, как Бельгия (немецкоговорящее сообщество), Чешская Республика, Эстония, Греция, Франция, Италия, Латвия, Люксембург, Исландия, Лихтенштейн и Черногория, применяется одинаковая политика в отношении иностранных студентов и студентов из стран ЕС.

Существуют также разные системы оплаты обучения для студентов с полной и частичной нагрузкой. Так, в 14 системах высшего образования в отношении этих двух групп студентов проводится одинаковая политика. В Германии, Греции, Финляндии, Швеции и Норвегии с них не взимается плата за обучение на первом уровне. Напротив, в Болгарии, Люксембурге, Нидерландах, Португалии, Великобритании (кроме Шотландии), Швейцарии, Македонии и Исландии обе категории студентов должны ее вносить.

В 18 странах размер оплаты обучения у студентов с частичной нагрузкой выше, чем у студентов с полной нагрузкой. В Дании, Мальте, Польше, Словении и Великобритании (Шотландия) отсутствие оплаты обучения для студентов с полной нагрузкой компенсируется ее взиманием со студентов с частичной нагрузкой. В Эстонии, Литве, Латвии, Венгрии и Словакии за обучение платят менее половины студентов с полной нагрузкой и более половины -с частичной.

В Бельгии, Чешской Республике, Франции, Исландии, Черногории, Сербии и Турции существует только один статус студента -с полной нагрузкой, а потому не существует указанных выше различий во взимании платы за обучение.

Размер годовой платы сильно варьируется от менее 100 евро в год в таких странах, как Чешская Республика, Польша, Словакия и Словакия. В Бельгии, Болгарии, Франции, Хорватии, Люксембурге, Австрии, Боснии-Герцеговине, Македонии, Исландии, Черногории, Сербии и Турции студенты платят от 101 до 1000 евро, а в Ирландии, Испании, Италии, Нидерландах, Португалии, Швейцарии и Лихтенштейне - от 1001 до 3000 евро. Самая высокая плата (10 028 евро) взимается со студентов в Великобритании (Англия)

(с. 12).

На втором уровне обучения размер платы за обучение может быть такой же, как и на первом, а может и существенно отличаться. Так, плата за обучение на втором уровне в Испании превышает

на 56% этот показатель на первом, а в Македонии - в 10 раз. Напротив, в Турции плата за обучение на втором уровне составляет всего 1/8 платы на первом.

В странах, где студенты первого уровня вообще не оплачивают обучение (Греция, Мальта, Кипр, Великобритания-Шотландия), плата за обучение на втором уровне колеблется от 400 евро в год на Мальте до 3625 евро в Греции и более 5000 евро на Кипре (с. 13).

Финансовая помощь студентам. Во всех странах имеется хотя бы одна форма прямой помощи студентам (стипендии или ссуды), а в половине действуют различные формы косвенной помощи (семейные пособия, налоговые льготы родителям) (на иностранных студентов эта помощь не распространяется).

В большинстве случаев обе формы помощи действуют раздельно друг от друга, причем каждая предоставляется по своим собственным правилам. Однако в Германии, Люксембурге, Швейцарии, Лихтенштейне и Норвегии прямая помощь имеет форму «комплексного пакета» (package), предусматривающего право студента на получение стипендии, стипендии и ссуды или только ссуды в зависимости от его дохода или дохода его семьи. Размер помощи определяется также исходя из нуждаемости студента или его семьи.

В пяти странах (Испания, Хорватия, Румыния, Босния-Герцеговина и Македония) существует только одна форма помощи студентам - стипендии (с. 14).

Единственной европейской страной, где нет стипендий студентам (но этот вопрос обсуждается), является Исландия. В Нидерландах с 2015/16 учебного года отказались от всеобщей системы стипендий и перешли на систему стипендий в зависимости от нуждаемости студентов. В Великобритании с 2016/2017 учебного года стипендии с целью материальной поддержки студентов (maintenance grant, living cost grant) были заменены на ссуды с целью материальной поддержки (maintenance loan).

Универсальные системы стипендий, на которые имеют право все студенты-резиденты с полной нагрузкой, применяются в северных странах (Дания, Финляндия, Швеция и Норвегия), Люксембурге и на Мальте. Они имеют форму еженедельных или ежемесячных выплат в течение всего срока обучения. Нуждающиеся студенты

особо не выделяются. Однако если у студента есть другой источник заработка, который превышает определенный порог, то в Швеции размер его стипендии сокращается, а в Дании, Финляндии и Норвегии стипендия ему не выплачивается.

В большинстве случаев основным критерием предоставления стипендии является степень материальной обеспеченности студента, которая оценивается с помощью таких показателей, как доход родителей (чаще всего), условия жизни семьи студента, профессиональный статус и уровень образования родителей (Венгрия), отсутствие родителей (статус сироты) (Болгария, Румыния), наличие других детей в семье и др. В семи странах (Болгария, Греция, Ирландия, Франция, Италия, Кипр и Австрия) учитываются одновременно уровень материальной обеспеченности студента и его успехи в учебе.

Охват студентов стипендиями в странах, где применяется универсальная система стипендий и / или стипендий, основанных на нуждаемости, колеблется от почти 100% в Люксембурге и на Мальте и 75% в Дании, Швеции, Финляндии и Великобритании (Шотландия) до 10% и менее в Болгарии, Чешской Республике, Хорватии, Италии, Кипре, Литве, Румынии и Швейцарии. Размер таких стипендий также сильно различается. В Болгарии, Эстонии, Латвии, Венгрии, Словакии, Македонии и Турции она обычно менее 1000 евро в год на студента с полной нагрузкой первого уровня обучения. В 15 системах высшего образования (Бельгия, Чешская Республика, Греция, Испания, Хорватия, Кипр, Литва, Люксембург, Мальта, Польша, Португалия, Румыния, Финляндия, Швеция, Великобритания (Шотландия)) стипендия колеблется от 1000 до 3000 евро, в шести системах (Ирландия, Италия, Нидерланды, Австрия, Великобритания (Северная Ирландия) и Норвегия) - от 3001 до 5000 евро, а в трех случаях она превышает 5000 евро (Германия, Великобритания (Уэльс) и Швейцария) (с. 18).

В 18 странах (Болгария, Чешская Республика, Германия, Эстония, Хорватия, Латвия, Литва, Венгрия, Польша, Португалия, Румыния, Словения, Словакия, Босния-Герцеговина, Македония, Черногория, Сербия, Турция) действуют системы стипендий, основанные на успехах в учебе, призванные стимулировать учебу. Такими стипендиями редко охвачены более 1/5 студентов с полной нагрузкой первого уровня обучения: в Венгрии, например, - около

1/3 студентов-бюджетников с полной нагрузкой первого уровня; в Литве, Австрии, Румынии, Словакии, Боснии-Герцеговине и Турции - от 10 до 20% всех студентов; в других странах (Германия, Эстония, Чешская Республика, Франция, Ирландия, Польша, Словения, Македония, Черногория, Сербия) - менее 10%. Годовая сумма стипендии, основанной на успехах в учебе, чаще составляет менее 1000 евро (Болгария, Франция, Латвия, Литва, Венгрия, Румыния, Словакия, Босния-Герцеговина, Черногория, Сербия, Турция) и реже от 1000 до 5000 евро (Германия, Эстония, Кипр, Австрия, Польша, Португалия, Словения) (с. 17).

Ссуды студентам применяются в 29 из 42 обследованных систем высшего образования для финансирования обучения и / или для обеспечения жизненных потребностей. При этом в 15 системах такой финансовой поддержкой пользуются от 7% студентов в Эстонии до почти 92% в Великобритании (Англия). Ссуды могут предоставляться на всеобщей основе (всем желающим) или исходя из определенных критериев. Например, в ряде стран право на ссуду имеют только студенты с полной нагрузкой. В Польше существуют ограничения, касающиеся дохода семьи студента и его возраста, в Черногории и Сербии - успеваемости студента и т.д.

Максимальная сумма ссуды варьирует от 450 евро в год в Черногории до более 7500 евро в Швеции. В Великобритании (Шотландия) и Исландии размер ссуды зависит от доходов, а в Болгарии, Венгрии и Великобритании (Англия) он эквивалентен величине расходов, которые ссуда должна покрыть.

Условия предоставления ссуд в большинстве стран предусматривают возможность отсрочки погашения долга на один-два года после получения диплома. Но есть исключения из этого правила: в Сербии студент обязан начать погашать долг сразу после получения диплома, в Венгрии - через четыре месяца, в Швеции -через шесть месяцев и в Норвегии - через семь месяцев. В Германии отсрочка составляет четыре года. В Великобритании (Англия, Уэльс) погашение долга начинается с момента устройства дипломированного выпускника на работу при условии, что его заработок превышает размер платежа по долгу.

Помощь семьям студентов. Косвенные формы поддержки (семейные пособия и налоговые льготы) применяются в половине систем высшего образования. В 11 системах высшего образования

(Бельгия, Чешская Республика, Германия, Франция, Литва, Австрия, Польша, Португалия, Словакия, Швейцария, Лихтенштейн) используются в комбинации налоговые льготы и семейные пособия. В Эстонии, Ирландии, Греции, Италии, Латвии, Мальте и Словении родители студентов пользуются только налоговыми льготами, а в Люксембурге - только семейными пособиями.

Получение обеих форм косвенной помощи обычно зависит от гражданства / места проживания студентов, их возраста и финансового положения. Обычно студенты должны обучаться в режиме полной нагрузки, иметь статус гражданина или резидента страны или региона, быть моложе 23-26 лет, не обладать личным доходом и проживать с семьей.

Налоговые льготы могут принимать разные формы: единовременный вычет фиксированной суммы из налогооблагаемого дохода в расчете на одного ребенка-студента (Чешская Республика, Германия, Латвия, Мальта, Австрия, Польша, Словакия и Лихтенштейн), повышение порога дохода, освобождаемого от налога, в зависимости от количества детей в семье (Бельгия) или вычет из налогооблагаемого дохода родителей определенной части платы за обучение (Италия - 19%, Литва - 15, Португалия - 30%). В Греции к доходам родителей студентов применяются более низкие налоговые ставки (с. 20).

Г. В. Семеко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.