Научная статья на тему 'Анализ дисфункций системы управления здравоохранением России'

Анализ дисфункций системы управления здравоохранением России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / HEALTHCARE SYSTEM / ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / HEALTHCARE SYSTEM FINANCING / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ганеев А.М.

В статье рассматривается текущее состояние сферы здравоохранения в Российской Федерации. Анализируются проблемы и особенности финансирования системы здравоохранения в условиях сокращения бюджетных ассигнований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An analysis of dysfunctions of the Russian control system for health care

The author considers current condition of health sector of the Russian Federation. The issues and the features of financing of a health system in the conditions of reducing budgetary appropriations are analyzed.

Текст научной работы на тему «Анализ дисфункций системы управления здравоохранением России»

Вестник Института экономики Российской академии наук

6/2016

А.М. ГАНЕЕВ

научный сотрудник Института экономики РАН

АНАЛИЗ ДИСФУНКЦИЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ РОССИИ

В статье рассматривается текущее состояние сферы здравоохранения в Российской Федерации. Анализируются проблемы и особенности финансирования системы здравоохранения в условиях сокращения бюджетных ассигнований.

Ключевые слова: система здравоохранения, финансирование системы здравоохранения, государственно-частное партнерство.

JEL: I11, I13, I18.

Россия по состоянию системы здравоохранения заняла последнее место в международном рейтинге, составленном агентством Bloomberg, - из 55 стран с населением более пяти миллионов человек наша страна заняла 55-ое место1.

При этом, учитывая сложившиеся в настоящее время внешнеполитические и экономические условия и проводив политику сокращения государственных расходов с целью достижения сбалансированности бюджета, правительство Российской Федерации в ближайшие годы планирует сократить финансирование системы здравоохранения, расходы на которое по сравнению с 2011 г., в реальном выражении уменьшатся на 32%2. Такое значительное снижение государственных затрат на социальную сферу, в т.ч. и на здравоохранение, неизбежно приведет к падению уровня жизни и ухудшению здоровья россиян в связи с недоступностью услуг здравоохранения для огромной части населения России.

Российская Федерация уже сейчас затрачивает государственных средств на здравоохранение значительно меньше, чем развитые страны. Так, в 2012 г. на здравоохранение было израсходовано - 3,7% ВВП страны, в 2013 г. - 3,5%3, в 2014 г. - 3,5 %, а в США в 2013 г. - 8,1% ВВП, в Германии

1 Сайт Интерфакса. http://www.interfax.ru/world/530433.

2 Сайт журнала «Эксперт». http://expert.ru/expert/2015/45/na-olenej-hvataet.

3 Здравоохранение в России. 2015 М.: Росстат, 2015. С. 159.

А.М. Ганеев

в 2012 г. - 8,6% ВВП, в Нидерландах в 2012 г. - 9,9% ВВП. Даже Украина израсходовала в 2014 г. больше, чем Россия, - 3,6% ВВП4.

Счетной палатой Российской Федерации была проведена проверка, которая выявила резкое снижение объемов финансирования территориальных программ, осуществляемых за счет консолидированного бюджета регионов, по сравнению с 2014 г. В 2014 г. дефицит финансовых средств был выявлен в 59 регионах в размере 102 млрд руб., а в 2015 г. - в 62 регионах в размере 127 млрд руб. 9 субъектов Российской Федерации на 2015 г. приняли территориальные программы с дефицитом средств обязательного медицинского страхования в общем объеме 4,93 млрд руб. из-за неисполнения обязательств регионов по финансированию медпомощи, оказываемой сверх базовой программы ОМС5.

С 2014 г. под видом оптимизации проходит масштабная реформа системы здравоохранения. Из 952 медицинских учреждений за 20142018 гг. планируется закрыть 41 медицинскую организацию, преобразовать в филиалы 911 медицинских учреждений. В 2014 г. было реформировано 359 медицинских учреждений, из них было закрыто 26, а 330 перестали быть самостоятельными. В процессе реформирования до конца 2018 г. будут ликвидированы еще 15 медицинских учреждений и реорганизовано 581. С 1 января 2014 г. до конца 2018 г. число больничных учреждений планируется сократить на 11,2%, амбулаторно-поликлинических организаций - на 7,2%. Также с целью оптимизации до 2018 г. намечается ликвидировать фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, частично заменив их офисами врачей общей практики. При этом в России 17,5 тыс. населенных пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тыс. находятся на расстоянии свыше 20 км от ближайшего медицинского учреждения, где есть доктор. 879 малых населенных пунктов не прикреплены ни к одному фельдшерско-акушерскому пункту или к офису врачей общей практики6.

Такая масштабная оптимизация сферы здравоохранения приведет к снижению доступности услуг здравоохранения для всех слоев населения страны, а в ряде случаев - к их полной недоступности.

Демографическая ситуация в Российской Федерации также нуждается в особом внимании и вмешательстве государства. С 1992 г. по 2012 г. происходило сокращение общей численности населения, которое в период 2000-2010 гг. достигало порядка 700 тыс. человек в год.

4 Там же. С. 160.

5 Сайт Счетной палаты. http://www.ach.gov.ru/press_center/news/21297.

6 Там же.

210 | Вестник ИЭ РАН. №6. 2016

С. 209-215

При этом показатель естественного прироста населения в 2012 г.

С каждым годом проблема старения населения и снижения доли граждан, находящихся в трудоспособном возрасте, становится все крупнее. Число лиц старше трудоспособного возраста постоянно растет - с 27621 тыс. человек в 1990 г., что составляло 18,7% от всего населения, до 35986 тыс. человек в 2016 г., или 24,5% (см. табл.).

Угрожающе растет заболеваемость населения Российской Федерации. В 1990 г. было выявлено 158,3 млн случаев8 заболеваний населения, в 2000 г. —191,3 млн случаев9, а в 2014 г. - уже 235 млн случаев10, т.е с 1990 г. по 2014 г. их количество увеличилось на 48%.

Снижение объемов финансирования государством системы здравоохранения и снижение качества жизни населения, безусловно, ведут к падению средней продолжительности жизни. Так, в начале 90-х ХХ в. годов резкое ухудшение уровня жизни населения повлекло за собой сокращение продолжительности жизни на 5 лет. С 1997 по 1999 гг., после кризиса 1998 г., в условиях сокращения финансирования системы здравоохранения (в % от ВВП - с 3,7% в 1997 г. до 2,6% в 1999 г.), средняя продолжительность жизни населения сократилась на 1,84 года. Увеличение показателя средней продолжительности жизни в 2005-2007 гг. было связано с повышением государственных расходов на здравоохранение в целом - с 3,2% ВВП в 2005 г. до 3,5% ВВП в 2007 г.11

Финансирование российской системы здравоохранения, несмотря на сложную экономическую ситуацию, сложившуюся в нашей стране в настоящее время, необходимо сохранить хотя бы на текущем уровне, так как дальнейшее снижение объемов финансовых поступлений скажется крайне негативно на показателях здоровья и качества жизни населения Российской Федерации, что, в свою очередь, приведет к снижению производительности труда и отрицательно повлияет на развитие экономики России в целом.

Тем не менее в ближайшие годы правительство Российской Федерации планирует и далее сокращать государственные расходы на здравоохранение и передает обязанности по его финансированию Федеральному фонду обязательного медицинского страхования и на региональный уровень. Однако бюджеты ФФОМС и субъектов Российской Федерации не имеют достаточных средств для обеспечения необходи-

7 Сайт Росстата. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1135087342078.

8 Здравоохранение в России. Стат.сб. М.: Госкомстат. , 2001. С. 56.

9 Здравоохранение в России. 2011. М.: Росстат., 2011. С. 21.

10 Здравоохранение в России. 2015. М.: Росстат., 2015. С. 29.

11 Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.

составлял 4,2 тыс. человек7.

ы

I—'

ю

Таблица

Распределение населения России по возрастным группам (на 1 января)

1990 1996 2002 2006 2008 2010 2012 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Все население 147665 148292 145649 143236 142748 142833 143056 143667 146267 146545

Из общей численности -население в возрасте (тыс. чел.):

моложе трудоспособного 36101 33615 27274 23671 22842 23086 23568 24717 25689 26360

трудоспособном 83943 84540 88515 90157 89745 88561 87055 85162 85415 84199

старше трудоспособного 27621 30137 29860 29408 30161 31186 32433 33788 35163 35986

Из общей численности -население в возрасте (в %):

моложе трудоспособного 24,45 22,7 18,7 16,53 16 16,2 16,5 17,2 17,6 18

трудоспособном 56,85 57 60,8 62,94 62,9 62 60,8 59,3 58,4 57,5

старше трудоспособного 18,7 20,3 20,5 20,53 21,1 21,8 22,7 23,5 24 24,5

w

П

н И S

Я

S ш

'-а

>

X

Г) •

Ю ю*

0 ON чо •

1 к> к> о 1—1 ь-1 U1 ON

Рассчитано автором по статистическим сборникам: Российский статистический ежегодник. 2012 / Росстат. М. 2012. С. 81.; Российский статистический ежегодник. 2013 / Росстат. М., 2013. С. 82.; Российский статистический ежегодник. 2014 / Росстат. М. 2014. С. 72.; Здравоохранение в России. 2015 / Росстат. М., 2015. С. 18. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/m/statistics/population/ demography.

мого уровня финансирования сферы здравоохранения, что повлечет за собой повышение расходов частных домохозяйств на медицинские услуги, которые и так с 2000 г. по 2014 г. существенно увеличились - с 143 руб. на человека12 до 2529,5 руб.13. Тенденция перехода к частной (рыночной) системе здравоохранения, подразумевающей преобладание частного финансирования здравоохранения над государственным, на наш взгляд, вызывает опасения, поскольку со снижением государственных расходов и роли государства в регулировании данной сферы снижается уровень доступности медицинских услуг для слоев населения с низкими доходами.

Стабильно высокий уровень государственных затрат на здравоохранение сохраняется в большинстве развитых стран, а в США, даже при рыночной системе здравоохранения, уровень государственного финансирования составляет 8,1% ВВП в 2013 г. В последние годы в США активно обсуждается создание всеобщей государственной системы медицинского страхования.

Доля граждан старше и моложе трудоспособного возраста, а также устойчивое повышение уровня заболеваемости указывают на то, что система здравоохранения России не справляется в должной мере с задачей предоставления качественных и доступных медицинских услуг. Также в ближайшей перспективе правительство столкнется с проблемой снижения налоговых поступлений в бюджет в связи с уменьшением числа граждан, находящихся в трудоспособном возрасте.

В условиях существующего дефицита государственного бюджета и планируемого сокращения государственных расходов сферы здравоохранения необходим поиск и привлечение новых источников финансирования.

На наш взгляд, в современных условиях наиболее многообещающим направлением в решении проблемы недостатка финансирования сферы здравоохранения является создание благоприятных условий и возможностей для выгодного и эффективного взаимодействия государства и бизнеса. Государство привлекает ресурсы и инвестиции частного партнера в те проекты, которые оно не в состоянии реализовать на данный момент самостоятельно, сохраняя контрольные функции за собой. Частный партнер извлекает прибыль в процессе осуществления проектов, а общество получает доступ к высококачественным медицинским услугам. Также важно отметить, что «распределение задач и ответственности между государством и частным сектором зависит от сферы реализации проекта. Чем большее общественное значение имеет услуга, тем ниже рыночные риски, связанные с ее ока-

12 Здравоохранение в России. 2011. М.: Росстат., 2011. С. 262.

13 Здравоохранение в России. 2015. М.: Росстат., 2015. С. 173.

А.М. Ганеев

занием, и тем выше потребности в государственном регулировании»[3, с. 126]. Для государства формы и механизмы государственно-частного партнерства могут обеспечить «не только регулярное, устойчивое по годам поступление доходов в бюджет, но и повышение эффективности использования государственной собственности»[2, с. 13].

ГЧП представляет собой механизм гармоничного и эффективного развития экономики, гарантирующего защиту интересов людей, разрешая противоречия между обслуживанием общественных интересов и обеспечением прибыли при динамике развития, формируя культуру взаимодействия власти и бизнеса, позитивно влияя на социально-экономические отношения в России [4, с. 30].

На наш взгляд, сегодня в России наиболее перспективными и эффективными направлениями развития системы здравоохранения являются:

1. Увеличение государственных расходов в развитие системы здравоохранения и обновление материально-технической базы медицинских учреждений, в том числе за счет привлечения частных инвестиций;

2. Усовершенствование системы обязательного медицинского страхования;

3.Ускоренное внедрение механизмов государственно-частного партнерства в сферу здравоохранения;

4. Жесткий контроль за сохранением и повышением уровня доступности медицинских услуг для граждан России с низкими доходами;

5.Мониторинг и использование наиболее эффективных и инновационных форм и методов оказания медицинских услуг.

В ситуации нехватки государственного финансирования системы здравоохранения и острой необходимости в высококачественных и доступных для населения медицинских услуг государственно-частное партнерство предоставляет возможность для развития системы здравоохранения даже в сложившихся в настоящее время в РФ сложных экономических условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ганеев А.М. Финансирование здравоохранения: состояние и проблемы. // Вопросы экономики и права. 2013. № 63.

2. Зельднер А. Г. Ширяева Р.И. Приватизация в России: новый этап,

неучтенный опыт и возможная альтернатива // Экономические

науки. 2012. № 1.

3. Осипов В.С. Управление цепочкой ценности. М.: ИПКгосслужбы,

4. Халтурин Р.А. Развитие инфраструктуры и возможности государственно-частного партнерства // Экономические науки. 2012. № 5.

2011.

A.M. GANEEV

research fellow of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

Azat.g@rambler.ru

AN ANALYSIS OF DYSFUNCTIONS OF THE RUSSIAN CONTROL SYSTEM FOR HEALTH CARE The author considers current condition of health sector of the Russian Federation. The issues and the features of financing of a health system in the conditions of reducing budgetary appropriations are analyzed.

Keywords: healthcare system, healthcare system financing, public-private partnership. JEL: 111, 113, 118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.