Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ТУРИСТСКОГО РЫНКА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И ВЫБОР СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА'

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ТУРИСТСКОГО РЫНКА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И ВЫБОР СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
569
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / КОЛЛЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ / ТУРИСТСКИЙ РЫНОК / УДОВЛЕТВОРЕННЫЙ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ СПРОС НА ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / СТРУКТУРА СПРОСА НА ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / СЕГМЕНТАЦИЯ ПО ТУРИСТСКИМ ПРЕДПОЧТЕНИЯМ / ТУРИСТСКО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / INBOUND TOURISM / COLLECTIVE ACCOMMODATION FACILITIES / TOURIST MARKET / SATISFIED AND POTENTIAL DEMAND FOR TOURISM SERVICES / STRUCTURE OF DEMAND FOR TOURISM SERVICES / SEGMENTATION BY TOURIST PREFERENCES / TOURIST INFORMATION CENTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аксенов Виктор Алексеевич, Хмелев Игорь Борисович, Шимин Николай Андреевич

Рассматриваются ключевые показатели, составляющие структуру и динамику въездного туризма в российских регионах, проводится анализ маркетинговой информации, необходимой для формирования стратегии развития въездного туризма в Нижегородской области. На основании изученных статистических данных по количеству туристов, их географии, направлениям туристских поездок и ключевым сегментационным признакам предлагаются ряд институциональных решений по привлечению иностранных туристов в Нижегородскую область и механизмы их реализации. В центре внимания соответствующих структур управления туризмом в Нижегородской области должны оказаться туристы из Китая, для привлечения которых необходимо приложить значительные усилия по продвижению и созданию конкурентоспособного и привлекательного нижегородского туристского продукта (с учетом имеющихся у туристов из КНР предпочтений).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF THE TOURIST MARKET OF THE NIZHNY NOVGOROD REGION AND THE CHOICE OF REGIONAL DEVELOPMENT STRATEGY

The authors consider key indicators that make up the structure and dynamics of inbound tourism in the Russian regions and provide an analysis of the marketing information necessary to formulate a strategy for the development of inbound tourism in the Nizhny Novgorod region. Based on the studied statistical data on the number of tourists, their geography, directions of tourist trips and key segmentation features, a number of institutional solutions are proposed to attract foreign tourists to the Nizhny Novgorod region and the mechanisms for their implementation. The focus of the relevant tourism management structures in the Nizhny Novgorod region should be tourists from China. To attract them, significant efforts are required to promote and create a competitive and attractive Nizhny Novgorod tourism product (taking into account the preferences of tourists from China).

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ТУРИСТСКОГО РЫНКА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И ВЫБОР СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2020, № 2 (58), с. 7-13

7

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 338.48

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ТУРИСТСКОГО РЫНКА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И ВЫБОР СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

© 2020 г. В.А. Аксенов, И.Б. Хмелев, Н.А. Шимин

Аксенов Виктор Алексеевич, к.и.н.; доц.; доцент кафедры сервиса и туризма Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Хмелев Игорь Борисович, к.э.н.; доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Москва ibkhmelev_hs 1957@rambler. ru Шимин Николай Андреевич, к.э.н.; старший преподаватель кафедры сервиса и туризма Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

shimazu@rambler. ru

Статья поступила в редакцию 13.04.2020 Статья принята к публикации 25.05.2020

Рассматриваются ключевые показатели, составляющие структуру и динамику въездного туризма в российских регионах, проводится анализ маркетинговой информации, необходимой для формирования стратегии развития въездного туризма в Нижегородской области. На основании изученных статистических данных по количеству туристов, их географии, направлениям туристских поездок и ключевым сегментационным признакам предлагаются ряд институциональных решений по привлечению иностранных туристов в Нижегородскую область и механизмы их реализации. В центре внимания соответствующих структур управления туризмом в Нижегородской области должны оказаться туристы из Китая, для привлечения которых необходимо приложить значительные усилия по продвижению и созданию конкурентоспособного и привлекательного нижегородского туристского продукта (с учетом имеющихся у туристов из КНР предпочтений).

Ключевые слова: въездной туризм, коллективные средства размещения, туристский рынок, удовлетворенный и потенциальный спрос на туристские услуги, структура спроса на туристские услуги, сегментация по туристским предпочтениям, туристско-информационный центр.

Введение

Современный рынок туристских услуг характеризуется высоким уровнем дифференциации, являющейся необходимым условием гибкого приспособления к быстро меняющемуся спросу и внешним условиям жесткой конкуренции. Сравнительно недавно (май 2018 года) на федеральном уровне Правительством РФ была принята новая Федеральная целевая программа (ФЦП) развития туризма на 2019-2025 гг., согласно которой общий объем финансирования туристской отрасли из федерального бюджета составит около 70 млрд рублей. Программа предполагает привлечение не менее 2.2 рубля внебюджетных инвестиций на каждый рубль вложенных бюджетных средств. Конечным результатом реализации программы должно стать увеличение совокупного туристского потока по России до 93 млн человек (рост - 28%) и достижение увеличения вклада туризма в ВВП РФ более чем на 70% (к концу 2025 года). Осуществле-

ние программы в полном объеме возможно только в случае акцента на развитии внутреннего и въездного туризма в регионах России.

В условиях крайне динамичной, многофакторной среды российским регионам приходится разрабатывать различные туристские стратегии для сохранения имеющихся, а также создания новых конкурентных преимуществ. При этом анализ российского рынка туристских услуг должен опираться на исследование специфики региональных рынков. Однако оценка ситуации на рынках российских регионов, по нашему мнению, требует обработки очень большого объема крайне разнообразной информации, вследствие чего в настоящий момент она носит в значительной мере поверхностный характер, а наибольший интерес представляют экспертные оценки. Существующие базы данных крайне разноплановы и лишь частично интегрированы для принятия решений [1, с. 120-124].

Мы исходим из гипотезы о назревшей необходимости организации постоянного глубокого

маркетингового исследования регионального туристского рынка. В данной статье собраны вторичные данные, используемые нами при оказании консультационных услуг субъектам туристского рынка [2, с. 46-57]. Ключевые положения статьи основаны на ряде теоретических фундаментальных положений [3, с. 17-20], а также практическом опыте развития въездного туризма в Нижнем Новгороде. Они не претендуют на законченный и всеобъемлющий характер и сформулированы в порядке постановки проблемы.

Теоретико-методологические подходы

Въездной туризм в последние несколько лет показывает впечатляющие результаты на фоне роста выездного туризма, продолжающегося даже в условиях санкций, кризиса и т. п. (выездной туризм из России рос в 2018-2019 годах на 6-7%) [4].

При рассмотрении количественных характеристик следует оговориться, что статистические показатели по въезду иностранных граждан и показатели объема въездного туризма существенно различаются. Так, например за 2017 год общее число иностранцев, посетивших Россию, составило около 32 млн, при этом чуть более 71% из них - это граждане СНГ и других стран «ближнего зарубежья», с которыми у РФ существует безвизовый режим [5]. В 2018 году наибольшее число иностранцев въехало в Россию из Украины (6 млн 673 тыс. человек) и Казахстана (2 млн 699 тыс. человек) [6], при этом граждане из стран «ближнего зарубежья» приезжают в Россию в основном с рабочими, а не туристическими целями. Хотя какая-то часть из них предъявляет спрос на туристские услуги [7, с. 264-269], но статистически точно это установить крайне сложно.

Рассмотрим далее географический аспект тренда. Согласно данным пограничной службы ФСБ РФ, в первом полугодии 2019 года в РФ въехали 15 073 826 иностранных граждан (на 0.78% (11 781 человека) больше, чем в первом полугодии 2018 года). Четырьмя странами -лидерами по въездному туризму в Россию стали Украина (3 896 310 человек, снижение на 9.1%), Казахстан (1 930 964 человека, рост на 2.03%), Узбекистан (1 436 585 человек, рост на 16.51%) и Таджикистан (836 953 человека, рост на 26.68%). При этом по сравнению с первой половиной 2018 года наблюдается падение объемов въездного потока из республик бывшего СССР и приграничных стран (в порядке убывания): Молдавия (снижение на 13.85%), Украина (снижение на 9.1%), Польша (снижение на

7.3%), Финляндия (снижение на 6.8%), Литва (снижение на 6.73%), Армения (снижение на 2.5%). В общей сумме из вышеперечисленных государств в 2019 году приехало на 515 800 человек меньше, чем за аналогичный период 2018 года. При этом практически все визиты были совершены с нетуристическими целями (например, посещение родственников, шопинг, трудовая миграция). Одновременно при снижении количества нетуристских прибытий из приграничных стран происходит рост классического туристского потока из европейских и азиатских стран: за первое полугодие 2019 года с туристскими целями Россию посетили 1 967 221 человек, что почти на 25% больше аналогичных цифр первого полугодия 2018 года (1 574 113 человек). Абсолютными лидерами по «чистому» туристскому потоку в нашу страну стали Китай (959 817 человек, рост на 15.88%), Германия и Южная Корея. Из топ-10 стран -поставщиков туристов в Россию наибольший прирост показали также Испания, Индия, Италия, Франция, Израиль. Кроме того, незначительный рост числа въездных туристов наблюдался даже из Великобритании и США (хотя общее число въехавших в Россию американцев и англичан и упало на 24.3% и 16.1% соответственно, но не за счет снижения числа туристов, а за счет сокращения количества частных и деловых визитов). Среди остальных стран прирост туристского потока в РФ показали также (в порядке убывания): Япония (29.5 тыс. человек, рост на 54.96%), Австрия (13.7 тыс. человек, рост на 32%), Таиланд (30.7 тыс. человек, рост на 28.46%), Бельгия (10.6 тыс. человек, рост на 19.14%), Швейцария (13.9 тыс. человек, рост на 16.8%), Нидерланды (16.7 тыс. человек, рост на 12.06%), Гонконг (10.2 тыс. человек, рост на 11.05%), Австралия (23.3 тыс. человек, рост на 10.64%), Турция (23.4 тыс. человек, рост на 8.83%), Канада (18 тыс. человек, рост на 3.44%), Куба (10.5 тыс. человек, рост на 2.9%). Среди стран, откуда прибыли менее 10 тыс. туристов в первом полугодии 2019 года, следует отметить ОАЭ (рост количества туристов с 370 до 2918 человек), Вьетнам (рост на 143%), Индонезию (рост на 75%), Португалию (рост на 50%), Иран (рост на 18.34%), Чили (рост на 15.5%) и Мексику (+4.7%) [8]. Надо отметить, что в отчетный период не вошли июль, август и сентябрь -«пиковые месяцы» туристического сезона.

Показатели статистики крайне интересны. Воспользоваться позитивным трендом могут нижегородские турагентства и средства размещения, имеющие налаженные связи с вышеуказанными странами. Их успех будет зависеть от точности понимания предпочтений и ожиданий

Таблица 1

Численность иностранных граждан, размещенных в КСР (без учета микропредприятий), тыс. чел.

Субъект Год

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

РФ 3055.4 3413.4 3865.9 4213.6 4443.6 4607.9 5033.5 6092.2 8028.8

Москва 1194.8 1402.3 1622.0 1734.4 1822.8 1827.0 2074.5 2516.6 3790.7

Московская область 135.4 103.1 102.1 173.2 169.6 139.5 164.7 227.9 293.0

Санкт-Петербург 758.7 806.9 936.1 917.7 1046.9 900.5 1004.0 1277.6 1667.7

Составлено авторами на основе данных [11].

Таблица 2

Данные по въездному туризму топ-10 регионов России по итогам Национального рейтинга за 2017 год, __2018 год и первое полугодие 2019 года__

Место за 2019 год Наименование субъекта РФ Общее кол-во баллов Всего туристов, чел., 2018 год Туристов на 1000 жителей, 2018 год Прирост иностранных туристов, чел., 2018 год

1 Москва 25.5 4 971435 432 1 180 757

2 Санкт-Петербург 25.2 1 865 132 382 197 409

3 Приморский край 24.8 393 865 201 137 886

4 Московская область 24 395 584 56 102 538

5 Краснодарский край 23.5 249 320 48 77 949

6 Калининградская область 23.4 109 582 115 40 988

7 Нижегородская область 23.3 144 202 44 104 012

8 Республика Татарстан 22.5 140 526 37 51 600

9 Новгородская область 22.4 73 868 116 14 257

10 Свердловская область 21.8 141 912 - 28 283

Составлено авторами на основе данных [11, 13].

новых клиентов, потенциальной возможности удовлетворить их спрос. Серьезным плюсом Нижнего Новгорода является и тот факт, что за последнее время в городе появился целый ряд отелей, представляющих международные гостиничные сети [9] или находящихся под управлением крупных компаний, имеющих возможность использования качественной информации о международных рынках. Тем не менее возможности широкомасштабного привлечения качественных экспертов по различным зарубежным рынкам в городе довольно серьезно ограничены кадровыми и финансовыми ресурсами [10, с. 468-473].

Однако областному руководству, на наш взгляд, более важно обратить внимание на другую тенденцию. Рассмотрим данные статистики с 2009 по 2017 год о количестве иностранных граждан, воспользовавшихся за данный период услугами коллективных средств размещения (КСР, табл. 1).

Очевидно, что доля Москвы по общему количеству иностранцев, посетивших РФ в 2017 году и размещенных в КСР (без учета микропредприятий), составила более 47%. За весь предшествующий период доля Москвы колебалась в пределах от 39% до 42%, а в 2017 году произошел существенный скачок (с 41% до 47%) за счет абсолютного притока иностранных граждан в город. С учетом других средств размещения в 2017 году в Москве побывало более 4.8 млн иностранных туристов [12].

Итоги Национального рейтинга въездного туризма за 2018 год и первое полугодие 2019 года показали ту же тенденцию (см. табл. 2). Лидер гонки - Москва выглядит недосягаемой для остальных российских регионов по количеству принимаемых иностранных туристов. При этом столица с 2015 года увеличила турпоток в 2.5 раза, Московская область - в 2 раза, Приморский край - в 2.7 раза.

11 российских регионов принимали в 2018 году матчи Чемпионата мира по футболу, что позволило им вырваться в лидеры рейтинга. Так, Нижегородская область зафиксировала прирост иностранных гостей в 2018 году - в 3.5 раза больше, чем в 2017 году (4-е место в рейтинге регионов). Входя в первую, «золотую» группу рейтинга с условным названием «5 звезд» (20 регионов), Нижегородская область с девятого места в 2018 году поднимается на седьмое, обогнав Татарстан и Свердловскую область, столицы которых - крупнейшие деловые центры Казань и Екатеринбург - также проводили матчи Чемпионата мира по футболу. На наш взгляд, в этих результатах велика роль географической близости Нижнего Новгорода к Москве.

Результаты

С учетом логистики Нижний Новгород располагает неплохим доступом к туристским потокам Москвы. Собственный международный аэропорт (резервный для столицы) и 3.5-часовой

Таблица 3

Топ-30 стран по числу въездных туристских поездок их граждан _ в Россию за первое полугодие 2019 года [15]_

Место Страна Количество туристов, чел.

1 Китай 780109

2 Финляндия 430043

3 Польша 323134

4 Германия 270117

5 Монголия 180622

6 Республика Корея 178290

7 США 114187

8 Франция 106301

9 Израиль 100686

10 Италия 96234

11 Великобритания 76191

12 Испания 47512

13 Япония 42197

14 Турция 38465

15 Индия 32674

16 Таиланд 32256

17 Нидерланды 29576

18 Сербия 26068

19 Австрия 24904

20 Вьетнам 24358

21 Норвегия 22579

22 Австралия 22410

23 Канада 22127

24 Швейцария 21554

25 Чехия 20226

26 Швеция 17539

27 Бельгия 16102

28 Бразилия 15981

29 Болгария 14193

30 Греция 13134

железнодорожный маршрут позволяет воспользоваться сложившимся положением [14, с. 106— 109]. Поэтому достигнутые результаты нельзя назвать потолком роста. В этой связи возникает важный вопрос: как использовать рост абсолютного притока иностранных граждан в Москву? И второй вопрос: какое количество иностранных граждан потенциально готово предъявлять спрос на туристические услуги в Нижнем Новгороде и на какие услуги?

На основании данных Росстата журнал «Отдых в России» составил рейтинг стран по количеству иностранных граждан, приехавших в Россию в первом полугодии 2019 года (см. табл. 3). Чтобы определить целевые группы, проведем сегментацию туристов, посещающих Москву. За период в 5 лет (2015-2019 гг.) наблюдается устойчивый рост въездного туризма в Россию из Китая.

Динамика въездного туризма в Россию из КНР представлена ниже (см. табл. 4).

На основе представленных данных можно утверждать, что прирост туристского потока в Россию из Китая в последнее время довольно велик. Если считать, что около 47% этих туристов посетили Москву, то получим весьма значительные цифры.

Рассмотрение китайских туристов в качестве ключевой и наиболее перспективной целевой группы предполагает ответ на вопрос относительно её социально-демографического состава. По некоторым оценкам, среди китайских туристов преобладают люди среднего возраста (от 35 до 65 лет), среди которых отдельно необходимо отметить контингент туристов активного возраста (от 25 до 45 лет), представляющий китайский «средний класс».

Согласно данным туристской ассоциации «Мир без границ», сайтов hotels.com и visit-russia.ru, портрет китайского туриста в России получается следующим: это женщина (63%) среднего возраста (50 лет), путешествующая в составе туристской группы (80%), с супругом и детьми (54%), родственником (46%) или другом (45%), реже - с возлюбленным (6%) или в одиночку (16%). Более 50% всех китайских туристов предпочитает посещать Москву по безвизовому каналу.

Китайские туристы предпочитают культурно-познавательный туризм. Российская часть очень популярного у китайских туристов «Красного маршрута» включает Ульяновск, Казань, Шушенское и ряд других населенных пунктов, связанных с биографией В.И. Ленина.

Составлено авторами на основе данных [13].

Таблица 4

Динамика въездного туризма из Китая в Россию__

Период 2015 год 2016 год 2017 год Январь - июнь 2018 года

Въезд в Россию из Китая (в рамках безвизовых групповых туристических обменов) 537 381 (+87%) 762 452 (+41%) 943 722 (+23%) 373 577 (+20%)

Въезд в Россию граждан Китая (в т. ч. с деловыми, учебными и прочими целями) 1 млн 122 тыс. 1 млн 71 тыс. 1 млн 243 тыс. 828 235

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5

Структура въезда туристов из Китая (по данным погранслужбы ФСБ за 2015-2018 гг.)_

Год Индивидуальные туристские поездки Туристские поездки в составе «безвизовых» групп Всего туристских поездок

2015 194 500 537 400 677 600

2016 162 800 762 500 890 700

2017 128 200 943 722 1 106 500

2018 140 200 1 062 000 1 257 000

Составлено авторами на основе данных [4, 8, 16].

Таблица 6

Составлено авторами на основе данных [4, 8, 16].

Таблица 6

Особенности поведения туристов из Китая [17]_

Характеристики Самостоятельный турист Групповой турист

Возраст Моложе 35 лет Старше 35 лет

Среднегодовой доход 272 000 тыс. юаней 276 000 тыс. юаней

Траты за день поездки 8 тыс. юаней 4 тыс. юаней

Протяженность поездки 1.5 недели 1.3 недели

Делятся впечатлениями в соц. сетях 73% 55%

Оставляют отзывы на туристских сайтах 32% 32%

Таблица 7

Особенности спроса туристов из Китая [17]_

Предъявляемый спрос Доля в %

Достопримечательности 73

Местная кухня 64

Шопинг 56

Пляжи 36

Музеи 20

Экотуризм 17

Организованные экскурсии 12

Искусство 7

Спорт 3

С этой точки зрения очень перспективным является включение Нижнего Новгорода в этот маршрут, а также во всемирно известное «Золотое кольцо» России, которому в следующем году исполняется 50 лет.

Что касается туристских расходов (расходов на потребление туристских услуг), то зависимость между уровнем доходов иностранных туристов в стране постоянного проживания и уровнем расходов в стране временного пребывания, безусловно, существует, но при этом не является линейной и в значительной степени определяется склонностью к потреблению и национально-культурными особенностями. В этой связи, по нашему мнению, необходимо проведение специальных маркетинговых исследований структуры туристского потребления китайских туристов из разных регионов для вы-

явления и отслеживания устойчивых потребительских различий, определения тенденций изменения потребительских предпочтений.

Заключение

Для руководителей туристского бизнеса полноценный анализ факторов туристского спроса со стороны иностранных туристов достаточно сложно осуществим в силу необходимости научного анализа и длительного процесса контроля динамики, выявления трендов российского и регионального туристских рынков [18, с. 207-211]. Можно выделить несколько ключевых направлений подобной деятельности. Во-первых, совершенствование статистической методики учета въездных туристов с более подробным количественным и качественным

охватом иностранных граждан, предъявляющих спрос на туристские услуги, с целью разработки более реалистичных управленческих стратегий участниками туристского рынка (туроператоры, турагентства, средства размещения, транспортные компании). Во-вторых, исследования тенденций изменения географии туристских потоков для более достоверной сегментации рынка по географическому признаку с целью выработки и закрепления перечня приоритетных мер по увеличению туристского спроса со стороны разных групп китайских туристов. В-третьих, подробный анализ структуры расходов иностранных туристов с целью выявления наиболее привлекательных туристских услуг и совершенствования процесса их оказания. И, наконец, в-четвертых, выявление ключевых сегментов потребителей (на основе анализа демографических признаков) туристических услуг и оценка их потребительских предпочтений.

Подобного рода исследования весьма сложны, дорогостоящи и трудоёмки. Их окупаемость требует долгосрочного горизонта планирования, поэтому руководители туристского бизнеса предпочитают прибегать к помощи сторонних консультантов, наиболее оптимальным вариантом которых по соотношению затрат средств и времени нам видятся квалифицированные специалисты профильных вузов.

Постоянные масштабные маркетинговые исследования по выявлению и структурированию туристского спроса со стороны иностранных граждан также могли бы выполняться, например, ГБУ НО «Нижегородский туристско-информационный центр» [19], МАУ «Управление по туризму Нижнего Новгорода» [20] или иной подобной структурой.

Нижний Новгород входит в десятку самых посещаемых китайскими туристами городов Европейской России. Он уступает только Москве, Санкт-Петербургу и городам «Золотого кольца» (Владимир - Суздаль - Ярославль). К сожалению, в топ объектов для показа нижегородские достопримечательности не входят (однако в топ-5 лучших экологических маршрутов входят круизы по Волге). Проблемой является и то, что соседние регионы активно осваивают перспективный китайский рынок. Так, например, туристическая ассоциация «Мир без границ», которая специализируется на российско-китайском сотрудничестве, заявила, что в ближайшее время девять городов маршрута «Золотое кольцо» будут адаптированы для туристов из КНР. Начнут со столицы маршрута - Ярославля, вторым городом названа Кострома. На улицах появятся китайские надписи, а вот в чем еще будет заключаться адаптация - пока не со-

всем ясно. Власти Суздаля заявили о готовности к «китаизации». Самый большой туристический комплекс «Суздаль» стал участником программы China Friendly («Дружественный Китаю»). Участники этой программы должны иметь версию своего сайта и таблички-указатели на китайском языке. На стойке администратора должны присутствовать визитки, газеты, буклеты на китайском. Кроме того, необходимо иметь терминалы и банкоматы, которые работают с китайской платежной системой China UnionPay. Питание должно быть адаптировано для гостей из КНР, а розетки обязаны подходить под стандарты этой страны. Это не говоря уже о говорящем на китайском персонале [16].

Список литературы

1. Цуба Г.В., Хмелькова Н.В. Информационные технологии как инструмент анализа сезонности социально-экономических процессов // Российский человек в «разломе эпох»: quo vadis?: Материалы XV Международной научно-практической конференции. 2012. С. 120-124.

2. Аксенов В.А., Богатищева Ю.Н., Любимова М.В. Региональный аспект КСО // Управленческие науки. 2013. № 2. С. 46-57.

3. Агеносов А.В., Хмелькова Н.В. Прогнозная модель оценки спроса в логистике // Вестник Гуманитарного университета. 2013. № 3 (3). С. 17-20.

4. Въездной турпоток в Россию в первом полугодии 2019 года вырос на 25% / Информационное агентство ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/6754 844 (дата обращения: 09.12.2019).

5. Сайт Tourprom. URL: www.tourprom.ru/news/ 39242/ (дата обращения: 03.12.2019).

6. Сайт Turstat. URL: http://turstat.com/inboun dtravelrussia9month2018 (дата обращения: 05.12.2019).

7. Хмелев И.Б. Факторный анализ динамики туристического рынка и консультирование московского бизнеса // Развитие сферы услуг: стратегии, инновации, компетенции: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Н. Новгород, 26 марта 2019 г. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2019. С. 264-269.

8. Иностранный турпоток в Россию вырос на 25% // Вестник АТОР. URL: https://www.atorus.ru/news/ press-centre/new/48103.html (дата обращения: 09.12.2019).

9. В Нижегородской области номерной гостиничный фонд за пять лет вырос вдвое // Портал «Новости Нижнего Новгорода». URL: https://newsnn.ru/ news/society/10-09-2018/v-nizhegorodskoy-oblasti-no mernoy-gostinichnyy-fond-za-pyat-let-vyros-vdvoe (дата обращения: 06.12.2019).

10. Ефремова М.В., Богатырева Л.Г. Анализ финансово-экономических показателей в гостиничном менеджменте // Инновационная экономика: глобальные и региональные тренды: Материалы XI Международной научно-практической конференции (Ниж-

ний Новгород, 31 мая - 1 июня 2019 г.). Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2019. С. 468-473.

11. Сайт Russiatourism. URL: https://www.russia tourism.ru/contents/statistika/ (дата обращения: 06.12.2019).

12. Сайт Investmoscow. URL: https://investmoscow. ru/investment/priority-sectors/tourism/ (дата обращения: 02.12.2019).

13. Сайт Visit-Russia. URL: http://www.visit-russia.ru/rossiysko-kitayskiy-turizm/statistika (дата обращения: 06.12.2019).

14. Кочкурова Е.А., Шимин Н.А. Анализ туристского потенциала региона с учетом фактора риска на примере Нижегородской области // Инновации и инвестиции: научно-аналитический журнал. 2015. № 8. С. 106-109.

15. Т0П-30 стран по числу въездных туристских поездок их граждан в Россию за 1-е полугодие 2019

года // Журнал «Отдых в России». URL: https:// rustur.ru/top-30-stran-po-chislu-vezdnyx-turistskix-poez dok-ix-grazhdan-v-rossiyu-za-1 -oe-polugodie-2019-goda (дата обращения: 11.12.2019).

16. Китайцы захватят // Журнал «Отдых в России». URL: https://rustur.ru/kitajcy-zaxvatyat (дата обращения: 11.12.2019).

17. Сайт Hotels.com. URL: https://ru.hotels.com (дата обращения: 10.12.2019).

18. Шимин Н.А. Управление туризмом на региональном уровне: маркетинговый аспект // Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 4-1 (27). С. 207-211.

19. Портал «Туристический Нижний Новгород». URL: http://nn-grad.ru/ (дата обращения: 10.12.2019).

20. Туристический портал Нижегородской области. URL: https://visitnizhny.ru/ (дата обращения: 10.12.2019).

ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF THE TOURIST MARKET OF THE NIZHNY NOVGOROD REGION AND THE CHOICE OF REGIONAL DEVELOPMENT STRATEGY

V.A. Aksenov1,1.B. Khmelev2 , N.A. Shimin1

'Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod 2Plekhanov Russian University of Economics

The authors consider key indicators that make up the structure and dynamics of inbound tourism in the Russian regions and provide an analysis of the marketing information necessary to formulate a strategy for the development of inbound tourism in the Nizhny Novgorod region. Based on the studied statistical data on the number of tourists, their geography, directions of tourist trips and key segmentation features, a number of institutional solutions are proposed to attract foreign tourists to the Nizhny Novgorod region and the mechanisms for their implementation. The focus of the relevant tourism management structures in the Nizhny Novgorod region should be tourists from China. To attract them, significant efforts are required to promote and create a competitive and attractive Nizhny Novgorod tourism product (taking into account the preferences of tourists from China).

Keywords: inbound tourism, collective accommodation facilities, tourist market, satisfied and potential demand for tourism services, structure of demand for tourism services, segmentation by tourist preferences, tourist information center.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.