Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЖИЗНИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЯКУТИИ (2010-2020 ГГ.)'

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЖИЗНИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЯКУТИИ (2010-2020 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МИГРАЦИЯ / СТАТИСТИКА / ДЕМОГРАФИЯ / ГОРОДСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / НОМИНАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / МАЛОИМУЩЕЕ НАСЕЛЕНИЕ / МАЛОИМУЩИЕ ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новоприезжий Александр Олегович, Маклашова Елена Гавриловна

В статье характеризуется процесс снижения численности сельского населения в Республике Саха (Якутия). Основной причиной выступает внутрирегиональная миграция (из села в город), что объясняется в первую очередь отсутствием возможностей достойного трудоустройства в сельской местности. Вместе с тем на основе сравнительного анализа статистических данных авторами статьи выявляются положительные тенденции в развитии сельских территорий Якутии, что проявляется в поступательном росте основных факторов личного благосостояния жителей - рост величины прожиточного минимума и номинальной заработной платы. Усилия федеральных и региональных органов власти по реализации конкретных мер социально-экономического характера, направленных на поддержку села, приводят к росту производительности труда, увеличению количества рабочих мест и, как следствие, сокращению доли малоимущего населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF DYNAMICS OF SOCIO-ECONOMIC INDICATORS OF LIFE QUALITY OF YAKUTIA’S RURAL POPULATION (2010-2020)

The article describes the population decline in rural areas of the Republic of Sakha (Yakutia). The main reason is intra-regional migration (from the countryside to the towns), which is primarily due to the lack of decent employment opportunities in rural areas. At the same time, based on a comparative analysis of statistical data, the authors of the article identify positive trends in the development of Yakutia's rural areas, which is manifested in the progressive growth of the main factors of personal well-being of residents - an increase in the living wage and nominal wages. The efforts of federal and regional authorities to implement specific socio-economic measures aimed at supporting rural areas make it possible to increase labor productivity, the number of jobs and, as a result, to reduce poverty.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЖИЗНИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЯКУТИИ (2010-2020 ГГ.)»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 10. С. 14-19. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 10. P. 14-19.

Научная статья

УДК 316.42(571.56)

https://doi.org/10.24158/spp.2021.10.1

Анализ динамики социально-экономических показателей жизни сельского населения Якутии (2010-2020 гг.)

Александр Олегович Новоприезжий1, Елена Гавриловна Маклашова2

12Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН, Якутск, Россия 1novopr170697@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0417-1360 2maklashova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5080-6473

Аннотация. В статье характеризуется процесс снижения численности сельского населения в Республике Саха (Якутия). Основной причиной выступает внутрирегиональная миграция (из села в город), что объясняется в первую очередь отсутствием возможностей достойного трудоустройства в сельской местности. Вместе с тем на основе сравнительного анализа статистических данных авторами статьи выявляются положительные тенденции в развитии сельских территорий Якутии, что проявляется в поступательном росте основных факторов личного благосостояния жителей - рост величины прожиточного минимума и номинальной заработной платы. Усилия федеральных и региональных органов власти по реализации конкретных мер социально-экономического характера, направленных на поддержку села, приводят к росту производительности труда, увеличению количества рабочих мест и, как следствие, сокращению доли малоимущего населения.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, миграция, статистика, демография, городское население, сельское население, прожиточный минимум, номинальная заработная плата, малоимущее население, малоимущие домашние хозяйства

Для цитирования: Новоприезжий А.О., Маклашова Е.Г. Анализ динамики социально-экономических показателей жизни сельского населения Якутии (2010-2020 гг.) // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 10. С. 14-19. https://doi.org/10.24158/spp.2021.10.1.

Original article

Analysis of dynamics of socio-economic indicators of life quality of Yakutia's rural population (2010-2020)

Alexander O. Novopriezzhiy1, Elena G. Maklashova2

^Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Yakutsk, Russia 1novopr170697@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0417-1360 2maklashova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5080-6473

Abstract. The article describes the population decline in rural areas of the Republic of Sakha (Yakutia). The main reason is intra-regional migration (from the countryside to the towns), which is primarily due to the lack of decent employment opportunities in rural areas. At the same time, based on a comparative analysis of statistical data, the authors of the article identify positive trends in the development of Yakutia's rural areas, which is manifested in the progressive growth of the main factors of personal well-being of residents - an increase in the living wage and nominal wages. The efforts of federal and regional authorities to implement specific socio-economic measures aimed at supporting rural areas make it possible to increase labor productivity, the number of jobs and, as a result, to reduce poverty.

Keywords: socio-economic development, migration, statistics, demography, urban population, rural population, living wage, nominal wages, poor population, poor households

For citation: Novopriezzhiy A.O., Maklashova E.G. Analysis of dynamics of socio-economic indicators of life quality of Yakutia's rural population (2010-2020) // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 10. P. 14-19. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.10.1.

Жители села являются главным фактором обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. Пристальное внимание государства к аграрному сектору определяется такими стратегическими документами, как Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [1],

© Новоприезжий А.О., Маклашова Е.Г., 2021

Комплексное развитие сельских территорий [2], Стратегия устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 г. [3]. Пакет федеральных установок конкретизируется в Республике Саха (Якутия) посредством определенных параметров: сохранение доли сельского населения в общей численности населения на уровне не менее 34,1 % в 2025 г. [4] и повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 6,6 % в 2025 г. [5]. Однако данные статистики подтверждают наличие негативных тенденций в данной сфере. Речь идет о демографических параметрах, касающихся прироста населения Якутии.

Эта проблема наглядно проявляется в сравнении численности городского и сельского населения. Если в 1990-е гг. среди жителей городов наблюдалась значительная демографическая убыль - численность сократилась с 743,3 тыс. чел. в 1990 г. до 611,9 тыс. в 2002 г., то с 2000-х гг. начинается прирост населения - с 611,1 тыс. в 2003 г. до 651,1 тыс. в 2021 г. Количество сельского населения в 1990-е гг. также сокращалось, с началом 2000-х гг. негативная демографическая тенденция сохранилась: 368,2 тыс. чел. в 1990 г.; 339,6 тыс. в 2002 г.; 330,9 тыс. в 2021 г. [6]. Первоочередной причиной этих процессов выступает миграция, преимущественно внутрирегионального характера: всего из Республики Саха (Якутия) мигрировало 62,5 тыс. чел. в 1990 г., 27,8 тыс. в 2002 г., 42,6 тыс. в 2019 г. [7]. В целом по региону миграционная убыль (разница между числом выбывших и прибывших) в 2019 г. составила 0,2 тыс. человек [8, с. 53]. Данные параметры свидетельствуют о существовании определенных кризисных явлений (низкая обеспеченность инфраструктурой, сокращение рабочих мест и номинальной заработной платы и др.) в области развития сельских территорий.

Итак, численность сельского населения Якутии по причинам миграции и урбанизации за последние 10 лет сокращается; в 2010 г. доля сельского населения составляла 341,6 тыс. чел.; в 2015 г. - 332,2 тыс.; в 2016 г. - 331,9 тыс.; в 2017 г. - 332,3 тыс.; в 2018 г. - 331,5 тыс.; в 2019 г. -329,6 тыс.; в 2020 г. - 329,3 тыс. чел. (рис. 1) [9].

345 340 ^ 335 '

330 '

325 '

320

шшш

□ в тыс.

2010 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Рисунок 1 - Динамика сокращения сельского населения

Вместе с тем сравнительный анализ статистических данных позволяет говорить о положительных тенденциях в развитии сельских территорий Якутии. Одним из главных критериев оценки личного благосостояния граждан является заработная плата. С 2013 г. по настоящее время наблюдается рост заработной платы, в том числе у субъектов малого и среднего бизнеса. В 2013 г. заработная плата работников сельского хозяйства составляла 23 387,3 р.; в 2014 г. -22 773,5 р.; в 2015 г. - 25 138 р.; в 2016 г. - 28 358,5 р.; в 2017 г. - 31 399,8 р.; в 2018 г. - 39 646,8 р.; в 2019 г. - 44 423,5 р.; в 2020 г. - 47 058 р.; в первом квартале 2021 г. - 37 419,4 р. (рис. 2) [10].

50 40 30 20 10

□ в тыс.

2013

2015

2017

2019

1 кв. 2021

0

Рисунок 2 - Динамика роста номинальной заработной платы

Увеличение заработной платы объясняется улучшением социально-экономической ситуации в Российской Федерации, выходом на траекторию стабильного развития. Также положительно влияет внедрение государственных и региональных программ поддержки села и сельскохозяйственной деятельности; реализация со стороны государства мер поддержки юридических и физических лиц, работающих в сельской местности, в том числе начинающих аграриев. Важную роль играет увеличение объема финансовой помощи муниципальным образованиям Республики Саха (Якутия), адресная поддержка в муниципалитетах, строительство и модернизация необходимой инфраструктуры. Уменьшение административной нагрузки на средний и малый бизнес позволяет предпринимателям расширить свою деятельность и создать дополнительные рабочие места.

Величина прожиточного минимума, помимо критерия роста цен потребительского блага, является критерием оценки общего уровня благосостояния граждан. Данная величина здесь используется в качестве отражения общего курса на рост благосостояния.

Величина прожиточного минимума в Республике Саха (Якутия) делится на две зоны, исходя от природно-климатических условий проживания. К I зоне относят арктические, северные и приравненные к ним территории: Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Нижнеколымский, Оймяконский, Оленекский, Сред-неколымский, Усть-Янский и Эвено-Бытантайский улусы (районы), а также поселок Айхал с населенными пунктами и город Удачный с населенными пунктами Мирнинского улуса (района).

11 зона - это остальная территория Якутии: Алданский, Амгинский, Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Кобяйский, Ленский, Мегино-Кангаласский, Мирнинский (кроме поселка Айхал с населенными пунктами и города Удачного с населенными пунктами), Намский, Нерюнгринский, Нюр-бинский, Олекминский, Сунтарский, Таттинский, Томпонский, Усть-Алданский, Усть-Майский, Хангаласский и Чурапчинский улусы (районы), а также город республиканского значения Якутск.

В 2010 г. величина прожиточного минимума составляла в I зоне 9 889 р., во II зоне -

9 030 р.; в 2011 г. в I зоне - 10 729 р., во II зоне - 9 877 р.; в 2012 г. в I зоне - 11 149 р., во II зоне -

10 384 р.; в 2013 г. в I зоне - 12 453 р., во II зоне - 11 187 р.; в 2014 г. в I зоне - 15 309 р., во II зоне -

12 576 р.; в 2015 г. в I зоне - 17 346 р., во II зоне - 14 871 р.; 2016 г. в I зоне - 18 826 р., во II зоне -

15 720 р.; в 2017 г. в I зоне - 19 880 р., во II зоне - 16 153 р.; в 2018 г. в I зоне - 19 675 р., во II зоне -

16 133 р.; в 2019 г. в I зоне - 20 199 р., во II зоне - 16 824 р.; в 2020 г. в I зоне - 20 713 р., во II зоне -

17 399 р. [11]. Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) величина прожиточного минимума в 2021 г. составляет в I зоне 21 438 р., во II зоне - 18 008 р. (рис. 3) [12].

25 -|

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Рисунок 3 - Динамика роста величины прожиточного минимума

Величины прожиточных минимумов устанавливались на основе расчетов Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия). Данные величины необходимо учитывать для отражения общего состояния начальных доходов населения как гарантию со стороны государства на благосостояние.

В 2017 г. можно заметить постепенный поступательный рост и увеличивающуюся дифференциацию величин прожиточного минимума между сельскими жителями арктической зоны/северными территориями и остальной частью Республики Саха (Якутия). Предполагаемыми причинами этого являются активизация и постепенный выход на первый план политической повестки российской Арктики с ее стратегией ускоренного социально-экономического развития арктической зоны Российской Федерации, где одно из основных мест в реализации правительственного курса занимает поддержка населения - снижение бедности и обеспечение гарантированного уровня личного дохода граждан в сельской местности.

Благодаря государственной помощи и поддержке сельских территорий и сельских жителей, а также ежегодной индексации величины прожиточного минимума в последние годы наблюдается сокращение количества малоимущего населения на всей территории Республики Саха (Якутия): в 2016 г. доля малоимущего населения в сельских населенных пунктах составляла 65,2 %; в 2017 - 58 %; в 2018 г. - 52 % (рис. 4) [13].

2016 2017 2018

Рисунок 4 - Динамика сокращения доли малоимущего населения в сельских населенных пунктах

В последние годы сокращается численность малоимущего домашнего хозяйства. В 2010 г. его доля составляла 46,7 % от общего количества, имеющегося в Республике Саха (Якутия); в 2011 г. - 42,5 %; в 2012 г. - 47 %; в 2013 г. - 52,4 %; в 2014 г. - 45 %; в 2015 г. - 50,6 %; в 2016 г. -61,3 %; в 2017 г. - 59,3 %; в 2018 г. - 49 % (рис. 5) [14].

70 60 50 40 30 20 10

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

0

□ в %

Рисунок 5 - Динамика сокращения численности малоимущего хозяйства

Данные положительные тенденции объясняются ежегодным увеличением и индексацией прожиточного минимума, адресной поддержкой и всесторонними мерами поддержки со стороны федеральных и региональных властей, таких как компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в сельской местности, единовременные компенсационные выплаты, грантовая поддержка местных инициатив, субсидии на возмещение части затрат в сельскохозяйственном производстве, заключение социальных контрактов с семьями, имеющими доход ниже прожиточного минимума, и т. д. Все это значительно повлияло на улучшение социально-экономического положения жителей муниципальных образований Республики Саха (Якутия).

Для объективной оценки результатов социально-экономического развития сельского населения с 2010 по 2020 гг. следует оценить позиции Республики Саха (Якутия) среди субъектов Дальневосточного федерального округа в настоящее время. В 2018 г. регион занимал 2-е место в округе по валовому региональному продукту. По состоянию на 2019 г. Якутия по численности населения занимает 5-е место; по сельскому населению - 2-е место; по уровню среднемесячной заработной платы - 5-е место; по численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума - 3-е место; по величине прожиточного минимума - 4-е место.

Таким образом, за последние 10 лет произошло постепенное улучшение социально-экономического положения сельского населения в Республике Саха (Якутия). Этому способствовал в первую очередь выход Российской Федерации на траекторию стабильного развития, что повлияло на формирование и реализацию государственных программ в разных отраслях экономики и социального блока, в том числе повышение благосостояния сельского населения. Благодаря поддержке со стороны федеральных и региональных властей созданы необходимые условия для

ведения малого и среднего бизнеса (льготное кредитование по видам деятельности, реструктуризация налоговых платежей, отсрочка по всем налогам и страховым взносам, налоговые каникулы, субсидии по финансовым затратам и др.), для создания дополнительных рабочих мест на государственных и частных предприятиях (примером служит успешная реализация гранта «Аг-ростартап» при создании для начинающих или расширении уже имеющихся крестьянских (фермерских) хозяйств), началось внедрение и активизация государственных широких мер поддержки (программы «дальневосточный гектар» и «дальневосточная ипотека», компенсация части расходов на приобретение сельскохозяйственной техники, государственное субсидирование при заключении договоров лизинга и т. д.). Данные мероприятия и реализация нового государственного курса по поддержке села позволили переломить негативную ситуацию и добиться стабильного поступательного роста личных доходов сельских жителей, ежегодного индексирования прожиточного минимума как гарантии со стороны государства на начальный доход, увеличения заработного платы и снижения уровня бедности в сельской местности.

Список источников:

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [Электронный ресурс]: утверждена Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 // Правительство России. URL: http://government.ru/rugovclassifier/815/events/ (дата обращения: 17.10.2021).

2. Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» [Электронный ресурс]: утверждена Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2019 г. № 696 // Правительство России. URL: http://govern-ment.ru/docs/36905/ (дата обращения: 17.10.2021).

3. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 г. [Электронный ресурс]: утверждена Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2015 г. № 151 -р // Правительство России. URL: http://government.ru/docs/16757/ (дата обращения: 14.03.2021).

4. Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2024 годы» (с изменениями на 14 сентября 2020 г.) [Электронный ресурс]: утверждена Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 10 декабря 2019 г. № 873 // Кодекс. http://docs.cntd.ru/document/561716494 (дата обращения: 14.03.2021).

5. Государственная программа Республика Саха (Якутия) «Комплексное развитие сельских территорий на 2020-2025 годы» (с изменениями на 28 сентября 2020 г.) [Электронный ресурс]: утверждена Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2019 г. № 906 // Кодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/561716506 (дата обращения: 14.03.2021).

6. Компоненты изменения численности городского и сельского населения [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). URL: https://sakha.gks.ru/folder/32348 (дата обращения: 17.10.2021).

7. Общие итоги миграции населения [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). URL: https://sakha.gks.ru/folder/32348 (дата обращения: 17.10.2021).

8. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия): статистический сборник. Якутск, 2020. 557 с.

9. Там же. С. 53.

10. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по видам экономической деятельности в Республике Саха (Якутия) за 2000-2020 гг. [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). URL: https://sakha.gks.ru/folder/32333 (дата обращения: 17.10.2021).

11. Величина прожиточного минимума по зонам Республики Саха (Якутия) за 2002-2020 гг. [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). URL: https://sakha.gks.ru/folder/32339 (дата обращения: 17.10.2021).

12. Величина прожиточного минимума по зонам Республики Саха (Якутия) на 2021 г. [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). URL: https://sakha.gks.ru/folder/32339 (дата обращения: 17.10.2021).

13. Распределение малоимущего населения в Республике Саха (Якутия) по месту проживания, возрасту, отношению к занятости [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). URL: https://sakha.gks.ru/folder/32339(дата обращения: 17.10.2021).

14. Распределение малоимущих домашних хозяйств в Республике Саха (Якутия) по основным категориям [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). URL: https://sakha.gks.ru/folder/32339 (дата обращения: 17.10.2021).

Информация об авторах А.О. Новоприезжий - лаборант-исследователь центра этносоциологических исследований Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН, Якутск, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=1086408.

Е.Г. Маклашова - доктор социологических наук, кандидат политических наук, заместитель директора по науке Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН, Якутск, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=374653.

Information about the authors A.O. Novopriezzhiy - Research Assistant, Center for Ethnosociological Research, Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Yakutsk, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=1086408.

E.G. Maklashova - D.Phil. in Social Science, PhD in Political Science, Deputy Director for Science, Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Yakutsk, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=374653.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 14.09.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 07.10.2021 ; Принята к публикации / Accepted for publication 21.10.2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.