Научная статья на тему 'Анализ динамики ротационных приводов производственных машин'

Анализ динамики ротационных приводов производственных машин Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
127
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИКА / ПРИВОД / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ / ПЕЧАТЬ / АППАРАТ / DYNAMICS / DRIVES / INDIVIDUAL ELECTRIC MOTORS / PRINTING DEVICE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Воронов Артем Евгеньевич

Статья посвящена рассмотрению динамических явлений в приводах машин. * которых технологически связанные рабочие органы приводятся в движение от индивидуальных электродвигателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of dynamics of rotational drives of industrial machines

The article is devoted to dynamic processes in drives of machines technologically where operating bodies are driven by individual electric motors.

Текст научной работы на тему «Анализ динамики ротационных приводов производственных машин»

УДК 62-82:655

А. Е. ВОРОНОВ

Омский государственный технический университет

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РОТАЦИОННЫХ ПРИВОДОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН

Статья посвящена рассмотрению динамических явлений в приводах машин, в которых технологически связанные рабочие органы приводятся в движение от индивидуальных электродвигателей.

Ключевые слова: динамика, привод индивидуальные электродвигатели, печатный аппарат.

В статье поставлена задача определить, как в технологических машинах обеспечить заданную технологическим процессом синхронизацию рабочих органов. получающих движение от индивидуальных электродвигателей. Решение такой задачи актуально для машин разного назначения. Схемы некоторых из них приводятся на рис. 1 -3.

Так, на рис. 1 изображена схема привода двухбарабанного ленточного транспортера посредством индивидуальных двигателей 1.

Здесь в роли элемента, синхронизирующего частоты вращения барабанов, выступает лента 3, которая может удлиниться или укоротиться в пределах свойства упругости материала или проскользнуть по поверхностям приводящих шкивов. В качестве основного критерия работоспособности этого привода выступает срок службы ленты до достижения ею предельной вытяжки или до разрушения.

На рис. 2 представлена схема привода грузовых барабанов 4 от двух независимых двигателей. Здесь рассогласование вращения барабанов компенсируется за счет зубчатых венцов 3. Они первыми воспринимают на себя динамические нагрузки, возникающие в ветвях привода вследствие естественных различий в законах изменения движущих моментов двигателей 1. В этом случае критериями для расчета предельного рассогласования являются условия прочности или жесткости элементов привода, определяющие срок службы привода.

На рис. 3 рассматривается схема индивидуального привода двух последовательных ротационных печатных анпаратов(рабочих органов), с помощью которых наносятся изображения на проводимую цилиндрами без проскальзывания бумажную ленту. Рассогласованность рабочих органов в этом приводе становится причиной изменения натяжения ленты, а поэтому - изменение качества наносимых на неё изображений. Накладывала, друг на друга при последовательном впечатывании красок, они полностью не совпадают и образуют дефект печати, называемый непрнводкой. Допустимая величина дефекта [8}£0,05 мм. Её обеспечение требует высокой степени согласованности вращения цилиндров. В данной схеме привода она достигается за счет использования системы автоматического регулирования (САР) движением цилиндров. В качестве дополнительного синхронизатора здесь выступает и бумажная лента.

Анализируя три вышеприведенные схемы, приходим к выводу, что наиболее жесткие условия накладываются на систему привода печатных аппаратов. Поэтому далее необходимо изучить динамические явления в этом случае. Решение задачи актуально при

выборе, обслуживании и эксплуатации в типографиях рулонных печатных машин.

Для рассмотрения возникающих динамических явлений используем следующую математическую модель, |3|, записанную в неявном виде (такая ({юрма записи даёт возможность более наглядно представить сущность происходящих в приводе взаимодействий):

-М, -А/Л = Щ +Св(<о,(3,-яИ1|), (|'= 1,2): (1)

Ф,=^01[\-у,(М^ + Т,М„)]. (/= 1,2); (2)

Рис. (.Схема приводного механизма двухбарабанного привода ленточного конвейера |І|: I - электродвигатели; 2 - редукторы; 3 - лента; ПБ - приводной ба рабан

Рис. 2. Механизм главного подъема литейного крана (2):

1 - электродвигатели: 2 - редукторы; 3 - зубчатые венцы; 4 - грузовые барабаны

Рнс. 3. Схем» индивидуального привода двух последовательных аппаратов |3]:

ТГ - тахогенератор; ЭД - электродвигатель; ПЛ - печатный аппарат; БД - бумажная лента; СЛР - система автоматического регулирования

-I

1

25

20

15

10

У ч 2.

/

О, А С

7

6

5

4

•1

Ь2. с 23

22

О

оА

8

6

4

2

О 02 06 10 Сд10'\Нм 0 06 10 /4

о)

-/

Ь2.с

-/

6)

--

б)

V

\

'Чг

\

а2.о,.с_

4 3 2 1

г)

у. л

V

...

01 02 03 01 ТгТ2.с 0 02 04

д) е)

06

т. с

Рис. 4. Графики зависимостей корней характеристического уравнения от параметров системы; I - с учетом времени Т,2 - без учета времени Т,,

гдек( - коэффициенты снижения натяжения ленты на последующих участках её проводки по отношению к предыдущим как указано на эпюре натяжения ленты (рис. 3); ф, - углы поворота цилиндров; Св-крутильная жесткость, создаваемая бумажной лентой; й>л, V, - скорости идеального холостого хода и коэффициенты крутизны статической характеристики двигателей; ул = ^-Еа'Ьд - коэффициент, характеризующий свойства бумаги и её геометрические характеристики: модуль упругости, ширина и

толщина бумажной ленты; г = ~ 1 Остальные

обозначения указаны на рис. 3.

В системе уравнений (I) - (3) уравнения (1) описывают динамику движения цилиндров в ПА 1,2; уравнения (2) - динамические характеристики ЭД1.2; уравнения (3) - изменения натяжения ленты. В нерегулируемой системе привода все элементы создают возможность изменения частот вращения ведущей и ведомой печатных пар.

Условие синхронизации вращения цилиндров обеспечивается САР, в составе которой принято апериодическое звено 1-го порядка. Математическое выражение условия в операторном виде будет таким [4|:

г„+1

L-^.И-12), 14!

‘m2

С,Ф,

где /с,' - коэффициенты усиления сигналов в тахогенераторах;кр, Т - коэффициент усиления и постоянная времени САР, С,. Ф, — конструктивные постоянные и магнитные потоки в роторах двигателей.

Условие (4) есть выражение передаточной функции, определяемой как отношение выходных сигналов звеньев САР 1^ к входным сигналам звеньев 1^. Техническая реализация этого условия направлена на обеспечение синхронизации вращения печатных пар в заданных пределах.

Решаемые совместно, уравнения (1) - (4) позволяют сформулировать условия работоспособности исследуемой схемы привода по критериям синхронизации движения.

Приведем алгоритм получения конечного результата. Вначале получено характеристическое уравнение матмодели вида:

фики изменения численных значений корней характеристического уравнения при изменении численных значений параметров исследуемой системы.

По полученным данным сделаны следующие выводы:

- основная частота Ьг крутильных колебаний зависит от жесткости Сп и моментов инерции цилиндров 1,2, влияние остальных параметров пренебрежимо мало;

- первая частота Ь, крутильных колебаний появляется вследствие взаимодействия электродинамических явлений в двигателях и зависит в первую очередь от коэффициента V, а также от времени Т,, и моментов инерции I, г;

- действительные корни а, и а7 являются функциями времени: а, - времени Т, 3, а, - времени т. Меньшие значения времени повышают численные значения корней.

С целыоустановления аналитических выражений корней характеристического уравнения било сделано допущение. чтоТ, = Т;->0, т.е. по условию физики характеристики двигателей приняты статическими. В этом случае уравнение (5) преобразуется в уравнение пятой степени, в котором так же ро = 0. Оставшиеся

Р(р) "P-lP^ + ej^+a^ + a^' + a^ + ajP + a^ (5) корни оказались смешанными, т.е. р,=а,‘; рг = а

где а((| = 0,...,5) - коэффициенты, зависящие от параметров системы.

Уравнение (5) имеет семь корней, а именно: р0“0; р, = а,; р,=а,; р^-с.йЬ,; рад-с*ЙЬ*

Это установлено поданным численных расчетов на ЭВМ корней данного уравнения по принятым ис-ходным данным (табл. 1).

На основании расчетов на рис. 4 изображены гра-

р,, = с ±1Ь Для них. используя теорему Виета. (5|. получены следующие аналитические выражения:

/с,-г, h /,

= А, - о,;

Ijl. 1 1 ^ 1

■ —, — = — н—, г /|2 /, 1,

(6)

(7)

Результаты расчета корней характеристического уравнения (5)

Таблица I

№ п/п Переменная величина ". °2 С\ С2 Ь>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С -1

1 2 3 4 5 6 7 8

1. Сб «0,2 Нм -7.84 1.72 -5 5 -1.22 12.11

2 Сб «0,6 Н м •8.88 -1.9 -5 5 -0.61 18.83

3. Сб п |,4 Нм •9.42 -1.96 -5 5 -0.31 27,56

4. у-0,6 10”3 1 /Нм -9.12 -1.82 -5.02 6.73 -0.51 23.87

5. V = 10"3 1 /Нм -9.24 -1.94 -5 5 -0.41 23.62

6. у = 1,4 10”3 1 /Нм -9.33 -2.06 -4.33 4.01 -0.37 23.51

7. 2 /! » 3.8 кг ■ м -9.23 -1.94 -5.01 5.16 -0.41 23.87

8 2 /| ■ 4.4 кг ■ м -9.24 -1.95 -4.98 4.7 -0.42 23.18

9. 2 /| ■ 4.8 кг ■ м -9.24 -1.96 -4.37 4.41 -0,43 22.82

10. г ■ 0.2 с -9.3 -4.64 -5 5 -0.53 24.07

11. г - 0.4 с -9.24 -2.41 -5 5 -0.42 23.69

12. г • 0.6 с -9.23 -1.63 •5 5 -0.4 23.56

13. 7*1 2 ■ 0.1 с -9.24 -1.94 -5 5 -0.41 23.62

14. 7"| 2 3 0.3 с -3.24 -1.94 -1.67 3.73 •0.08 23.05

15. Т 1.2 ■ 0.5 с -2 -1.91 -1 3 -0.05 22.91

Исходные данные:

I,-I,- 4кгм’Св- Ю’Н-м, v — 10 1 I/Hm.v.,-6 JO’Hc.k.-O.IS.kj-0.2.Г - 0.1 м.ю - 50с', Т,-Т,-0.1 с

с.

06

08

Ю

1?

к Ю'\ 1/Нм

Фц{!\с'

Рис. 5. Графики зависимости с ■ Г,(у)исв (,(о>)

<МОЮ-\с‘|

а)

б)

Рис. 0. Сравнительные графики (I)

где

* * * л 1

А,^В)а,Л.В:

(8)

19)

1 +-1

У*1*____ъЬ-- 1 - 1

± + _1 У, К*>А

Аз Г|Г2сл

(10)

На приводимых графиках, рис. 4, показаны в виде кривых 2 изменения корней уравнения для этого случая. Из них следует, что расхождения в величинах незначительны, но первый комплексный корень преобразуется в дна действительных. Значит, при Т, = Тг = 0 связь между электродинамическими явлениями в двигателях нарушается.

Особое значение имеют формулы (6) - (9). Они позволяют без решения характеристического уравнения производить расчет и анализ корней и устанавливать, от каких именно параметров в наибольшей степени они зависят:

- собственная частота основных колебаний Ь‘ зависит только от жесткости Сл и инерционного по*

I

казателя —; м»

- оставшиеся корни имеют существен ную зависимость от параметров двигателей V .со ,1 и времени т. В самом деле, можно убедиться, что в формуле

для «В» слагаемое —в знаменателе пренебре-

ЛГгСв

1

жимо мало в сравнении с —, поэтому при у, = уг = у

я 1 - 1 11

у~ I .х,. (и • В подтверждение этого вывода приводим графики (рис.5) в дополнение к графикам на рис. 4 б,е.

Кроме того, по данным табл. 1 дополнительно можно убедиться, что значения корней агг и с’ от жесткости С„ не зависят.

Наряду с анализом характеристического уравнения на основании разработанной модели, состоящей из уравнений (1) - (3) и условия (4), получено выражение, позволяющее выявить способность исследуемой схемы привода к реализации технологических требований. Выражение имеет следующий вид

(#» -ФГ )-М) -ГрЬ'11/, /,

ег,51пЬ1+е т' -I +«а(0

где

(м? М1

I ' ~ I,.

е0*'-!

——БШЬ I +

Ь а

(12)

Оценка этой способности, приводимая ниже, сводится к тому, чтобы рассчитать на выходе системы регулирования наибольшую разность частот вращения печатных пар ф'ш и , ведущих ленту, при которой будет обеспечено допустимое значение дефекта печати [в].

В качестве внешних возмущений в формулах (11) и (12) приняты внезапно приложенные к обеим печатным парам технологические моменты амплитудой М“ и М“, возникающие вследствие прилипания бумаги или при перестановке приводочных валиков внезапной силы Р". Закон отработки этих возмущений зависит от значений коэффициента усиления к(1 и постоянной времени Тр регулятора САР.

В последующих расчетах принято, что внезапная сила Е,° прикладывается к ленте перед первой печатной парой, что создает на него возмущающий момент М,° ■ Е°г, при этом М“ = 0. Параметры С, Ф. V и а) двигателей здесь приняты одинаковыми, а динамические свойства системы привода характеризуются значениями аи, Ь’ и с‘, т.е. получены как решения характеристического уравнения (6) - (9).

На рис. 6а,б изображены сравнительные графики Фл(1) при указанных в табл. 1 исходных данных для двух вариантов коэффициентов V крутизны статической характеристики двигателей у’» 10* 1/Н м и у" =5- Ю М/Н м.

При принятых параметрах в обоих вариантах частота колебаний одинакова и равна Ь' = 23 с'1, а другие характеристики а\3 и с’ и размах колебаний очевидны из рис. 6. Значит, большее значение крутизны наклона характеристики двигателей 10 г 1/Н м приводит к увеличению размаха колебаний $,,(/)• Наибольшее значение размаха колебаний в первом варианте 1,7-102 с'\ а во втором 1,6 102 с 1.

Отсюда следует, что с помощью полученной зависимости (11) назначение параметров привода и САР можно обосновать путем расчета, так, чтобы рассогласование <£»Л(0 цилиндров печатных пар находилось в заранее заданных пределах.

Допустимость пределов связана с требованиями заказчика к качеству многоцветной печатной продукции. Например, если дефект печати |.ч| не должен превышать 0,05 мм, то и удлинение ленты Д1. в результате рассогласования ограничено этим значением, т.е.:

ЕтЬ8

ф] = 510л(м).

(13)

Отсюда двойная амплитуда изменения натяжения ленты

РТ'=^Е.Ъ 6- (14)

Ш

I

Принимая Ц» 1м. Ей»0.410,0Па. Ь = 1м,5= 10 \ч,

С.1Л-4

получим г;™* = £_1г_ .0.4-1010 -10'4 =20 И .

Максимальное рассогласование на основании формулы (3) будет равно:

• ПЬ»1

<Ъ\

Я™* У гЕаЪ-8

(15)

Пусть V = 5 м/с, г = 0.1 м. тогда:

20-5

0,1 0,4 10е

г5 \0^ с*'

Пугем подстановки выражения (14) в формулу (15) можно убедиться, что рассогласование ф,,(0 не зависит от свойств бумаги.

Сравнивая полученное численное значение *2,5-10'3 с*1 с графиками (рис. 6а,б), убеждаемся, что требуемое условие реально может быть отработано САР, в технической системе с параметрами, соответствующими рис. 66. Это подтверждает её способность к обеспечению пределов дефекта печати (8)50,05 мм.

Для машин другого назначения (рис. 1. 2) должно быть выполнено аналогичное исследование с учетом требований по синхронизации движения отдельных ветвей привода.

Библиографический список

1. Спиваковский. А.О. Транспортирующие машины / А.О. Спиваконский. В.А. Дьячков. - М. : Машиностроение, 1983. - 487 с.

2. Фотнев. М.М. Электропривод и электрооборудование металлургических и литейных цехов / М.М. Фо* тиев. - М. : Металлургия. 1983. - 288 с.

3. Воронов. А.Е. Механическая система приводов ротационных машин. Исследование, расчет, проектирование / А.Е. Воронов. Е.А. Воронов. Е.Н. Гусак. -Омск Изд-во ОмГТУ. 2008. - 116 с.

4 Клюев, А.С. Автоматическое регулирование / А С. Клюев. - М. : Высшая школа, 1986. - 351с.

5. Бронштейн. И.Н. Справочник по математике / И.Н. Бронштейн, К.А. Семендяев. - М. : Машгиз. 1986. -608 с.

ВОРОНОВ Артём Евгеньевич, аспирант кафелры «Теория механизмов и машин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дата поступления статьи в редакцию: 02.03.2009 г.

Ф Воронов А.Е.

оме* и А научный метни* т 1 оп. гео» илшмиосткхим и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.