Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЙ НА ТРЕНАЖЕРЕ FITLIGHT, ИСПОЛЬЗУЕМОМ ВО ВНЕЛЕДОВОЙ ПОДГОТОВКЕ ВРАТАРЕЙ ХОККЕЙНОЙ ШКОЛЫ'

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЙ НА ТРЕНАЖЕРЕ FITLIGHT, ИСПОЛЬЗУЕМОМ ВО ВНЕЛЕДОВОЙ ПОДГОТОВКЕ ВРАТАРЕЙ ХОККЕЙНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
85
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ХОККЕЙ С ШАЙБОЙ / ВРАТАРИ / ТРЕНАЖЕР / ВНЕЛЕДОВАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕСТИРОВАНИЕ / БЫСТРОТА РЕАКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Павлов Александр Сергеевич

Требование повышения эффективности подготовки хоккеистов обуславливает широкое использование в тренировочном процессе дополнительных упражнений, соответствующих специфике выполняемой соревновательной работы. В статье отмечена всё более расширяющаяся практика использования специализированных тренажеров в подготовке хоккеистов различной квалификации. При этом указано на игнорирование тренерами необходимости оценки эффективности применения тех или иных тренажеров в подготовке хоккеистов. Авторами проведен анализ использования тренажера Fitlight во внеледовой подготовке хоккейных вратарей. Для оценки простой и сложной реакций хоккейных вратарей 10-16 лет были проведены тестирования в начале и конце представленного в статье эксперимента. Анализ результатов тестирований выявил прирост показателей быстроты простой и сложной реакции у всех вратарей хоккейной школы. Полученные в проведенном эксперименте результаты свидетельствуют об эффективности применения тренажера Fitlight для развития быстроты простой и сложной реакции в подготовке хоккейных вратарей в возрасте от 10 до 16 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Павлов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF TESTING RESULTS ON THE FITLIGHT SIMULATOR USED IN OFF-ICE TRAINING OF ICE HOCKEY SCHOOL GOALKEEPERS

The requirement to increase the efficiency of hockey players’ training determines the widespread use of additional exercises in the training process, which correspond to the specifics of the performed competitive work. The article notes the ever-expanding practice of using specialized simulators in the training of hockey players of various qualifications. At the same time, it is pointed out that coaches ignore the need to assess the effectiveness of the use of certain simulators in the training of hockey players. The authors of research analyzed the use of the Fitlight simulator in off-ice training of ice hockey goalkeepers. To assess the simple and complex reactions of 10-16 year old ice hockey goalkeepers tests were carried out at the beginning and at the end of the experiment. The analysis of the test results revealed an improvement of a simple and complex reactions among all the goalkeepers of the ice hockey school. The results obtained in the experiment indicate about the effectiveness of using the Fitlight simulator for the development of simple and complex reaction in the preparation of ice hockey goalkeepers at the age of 10 to 16 years.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЙ НА ТРЕНАЖЕРЕ FITLIGHT, ИСПОЛЬЗУЕМОМ ВО ВНЕЛЕДОВОЙ ПОДГОТОВКЕ ВРАТАРЕЙ ХОККЕЙНОЙ ШКОЛЫ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЙ НА ТРЕНАЖЕРЕ FITLIGHT, ИСПОЛЬЗУЕМОМ ВО ВНЕЛЕДОВОЙ ПОДГОТОВКЕ ВРАТАРЕЙ ХОККЕЙНОЙ ШКОЛЫ

А.С. ПАВЛОВ, ПХК ЦСКА, г. Москва

Аннотация

Требование повышения эффективности подготовки хоккеистов обуславливает широкое использование в тренировочном процессе дополнительных упражнений, соответствующих специфике выполняемой соревновательной работы. В статье отмечена всё более расширяющаяся практика использования специализированных тренажеров в подготовке хоккеистов различной квалификации. При этом указано на игнорирование тренерами необходимости оценки эффективности применения тех или иных тренажеров в подготовке хоккеистов. Авторами проведен анализ использования тренажера Fitlight во внеледовой подготовке хоккейных вратарей. Для оценки простой и сложной реакций хоккейных вратарей 10-16 лет были проведены тестирования в начале и конце представленного в статье эксперимента. Анализ результатов тестирований выявил прирост показателей быстроты простой и сложной реакции у всех вратарей хоккейной школы. Полученные в проведенном эксперименте результаты свидетельствуют об эффективности применения тренажера Fitlight для развития быстроты простой и сложной реакции в подготовке

хоккейных вратарей в возрасте от 10 до 16 лет.

Ключевые слова: хоккей с шайбой, вратари, тренажер, внеледовая подготовка, тестирование, быстрота реакции.

ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF TESTING RESULTS ON THE FITLIGHT SIMULATOR USED IN OFF-ICE TRAINING OF ICE HOCKEY SCHOOL GOALKEEPERS

A.S. PAVLOV, PHC CSKA, Moscow city

Abstract

The requirement to increase the efficiency of hockey players' training determines the widespread use of additional exercises in the training process, which correspond to the specifics of the performed competitive work. The article notes the ever-expanding practice of using specialized simulators in the training of hockey players of various qualifications. At the same time, it is pointed out that coaches ignore the need to assess the effectiveness of the use of certain simulators in the training of hockey players. The authors of research analyzed the use of the Fitlight simulator in off-ice training of ice hockey goalkeepers. To assess the simple and complex reactions of 10-16 year old ice hockey goalkeepers tests were carried out at the beginning and at the end of the experiment. The analysis of the test results revealed an improvement of a simple and complex reactions among all the goalkeepers of the ice hockey school. The results obtained in the experiment indicate about the effectiveness of using the Fitlight simulator for the development of simple and complex reaction in the preparation of ice hockey goalkeepers

at the age of 10 to 16 years.

Keywords: ice hockey, goalkeepers, simulator, off-ice training, testing, reaction speed.

Введение

Применение тех или иных дополнительных средств подготовки спортсменов всегда должно базироваться на требованиях их основной соревновательной деятельности [7]. В подготовке хоккеистов сегодня относительно широко используются различные тренажеры. Однако при этом в большинстве случаев тре-

неры игнорируют требование необходимости оценки динамики роста двигательных характеристик, развиваемых с помощью этих тренажеров, что и определяет оправданность применения того или иного средства подготовки в тренировочном процессе хоккеистов.

В подготовке хоккеистов вне льда основное внимание традиционно уделяется развитию физических качеств спортсменов, в числе которых принято выделять быстроту, определяющую скоростные способности атлета [1, 3, 10, 13, 14]. Многие специалисты заявляют, что быстрота атлета обусловлена генетически [8] и трудно поддается воспитанию у спортсменов старше 12-14 лет [2, 9, 11]. Однако результаты современных исследований доказывают возможность успешного развития скоростных показателей (а следовательно, и быстроты) хоккеистов в возрасте 17-19 лет в беге на коньках на дистанциях 9 м и 27 м [5].

Быстроту простой и сложной реакции относят к скоростным способностям. T. Spiteri с соавт. (2013) считают, что быстрота реакции является критическим компонентом во многих видах спорта. Ученые из Тегеранского медицинского университета в ходе исследования по оценке быстроты реакции у волейболистов и спринтеров пришли к выводу, что спортсмены лучше справлялись с теми тестами на реакцию, которые по своим характеристикам в большей степени отражают их соревновательную деятельность [12]. Это косвенно подтверждает необходимость применения в тренировочном процессе специфических средств тренировки, ориентированных на конкретный вид спорта. Специфичность тренировочных воздействий и специфика методов оценки за уровнем специальной тренированности - основы эффективного построения тренировочного процесса [6].

Нами оценено влияние использования во внеледовой тренировочной работе вратарей хоккейной школы тренажера Fitlight на рост показателей быстроты простой и сложной реакции указанных спортсменов.

Цель и задачи исследования - оценить динамику показателей быстроты простой и сложной реакции хоккейных вратарей во внеледовых тестовых упражнениях на тренажере Fitlight.

Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Организация исследования

В исследовании приняли участие 19 вратарей хоккейной школы в возрасте от 10 до 16 лет. Длительность эксперимента составила 11 месяцев. Тренажер Fitlight, использованный в исследовании, представляет собой 8 датчиков, закрепленных на стене в соответствии с размерами хоккейных ворот (см. фото). Методика тестирований хоккейных вратарей на тренажере Fitlight была описана в ранее проведенном исследовании [4].

Тестирование включает следующие тестовые упражнения:

1. Тест «Простая реакция». Оценивается скорость реакции вратаря на световой и звуковой сигналы датчика. Выполняется 20 касаний.

2. Тест «Сложная реакция». Оцениваются: сложная избирательная двигательная реакция на световой и звуковой сигналы; концентрация внимания и скорость принятия решения в условиях моделирования ситуации ис-

ключения «ложных бросков по воротам». Испытуемый реагирует только на зажигание одного выбранного цвета. Выполняется 20 касаний.

3. Тест «60 секунд». Оценивается скорость реакции вратаря и его способность поддерживать концентрацию внимания на световой и звуковой сигналы датчика в течение одной минуты (выбор времени теста ориентирован на продолжительность среднего игрового отрезка в хоккее).

4. Тест «Быстротареакции» (левая/правая рука). Оценивается простая двигательная реакция на световой и звуковой сигналы. Самый простой тест - выполняется 5 касаний, фиксируется лучший результат.

Выполнение тестового упражнения хоккейным вратарем на тренажере Fitlight

По результатам тестов оценивается количество успешных касаний и промахов, среднее время реакции, худший и лучший показатель времени реакции, время выполнения теста.

Внеледовые занятия вратарей с использованием тренажера Fitlight проводились с февраля 2019 по январь 2020 г. еженедельно, за исключением июня (перерыв в годичном цикле подготовки команд) и июля (выезд на 3-недельные предсезонные сборы). Занятия на тренажере проводились раз в неделю, перед основной тренировкой на льду. Каждый из вратарей провел около 40 тренировочных занятий на тренажере Fitlight. Необходимо отметить, что некоторые вратари старших возрастов (15-16 лет) пропускали работу на тренажере Fitlight из-за вызовов в сборные команды России. В каждом занятии на тренажере принимали участие 3-4 спортсмена. Продолжительность работы на тренажере каждого спортсмена составляла около 30-45 мин, включая паузы отдыха. В работе на тренажере уделялось внимание технике касаний датчиков (имитация парирования шайбы блином тыльной стороной руки или ловля шайбы ловушкой ладонью) и вратарской стойке. Таким образом, внеледовые занятия с применением тренажера Fitlight были максимально ориентированы на специфическую соревновательную работу вратарей.

В конце эксперимента было проведено заключительное контрольное тестирование вратарей хоккейной школы на тренажере Fitlight с применением вышеописанных тестов.

Результаты исследования

Заключительные тестирования на тренажере Fitlight показали прирост показателей быстроты простой и сложной реакции у всех вратарей хоккейной школы. Результаты тестов представлены на рисунках.

По результатам, представленным на рис. 1, видно, что в тесте «Простая реакция» наибольший прирост показателей зафиксирован у вратарей в возрасте 13-14 лет. Прирост показателя (уменьшение времени реакции) в возрастных группах в среднем составил: 15-16 лет -14% от исходного значения, 13-14 лет - 22%, 10-12 лет -14%.

На рисунке 2 приведены результаты, продемонстрированные спортсменами в тесте «Сложная реакция», что представляет интерес для практики хоккея в силу избирательности реагирования вратаря на звуковой и световой сигналы. Данное тестовое упражнение моделирует ложный бросок, который применяется нападающими соперника в игре. Тем самым здесь убирается фактор предвосхищения событий, и вратарь реагирует только

на конкретный сигнал. Прирост показателя (уменьшение времени реакции) в возрастной группе 15-16 лет в среднем составил 17% от исходного значения, 13-14 лет - 17%, 10-12 лет - 9% (наименьший прирост).

На рисунке 3 приведены результаты теста «60 секунд», характеризующего способность вратаря продолжительное время максимально быстро реагировать на сигнал. Прирост показателя (уменьшение времени реакции) в возрастной группе 15-16 лет в среднем составил 18% от исходного значения, 13-14 лет - 19%, 10-12 лет -12%. Данный тест является в высокой степени интенсивным и «нагрузочным», в частности, для спортсменов младших групп.

В тестовом упражнении «60 секунд» прирост показателя количества касаний был зафиксирован во всех возрастных группах (рис. 4). В возрастной группе 15-16 лет прирост составил 26%, в группе 13-14 лет - 32%. Наибольший прирост был зафиксирован в возрастной группе 10-12 лет - 62%.

На рисунке 5 приведены результаты теста «Быстрота реакции». Отдельно оценивались показатели левой и правой руки. Следует уточнить, что все вратари хоккейной школы, принимавшие участие в исследовании, ловушку используют левой рукой, а блин с клюшкой - правой рукой.

Возраст

Рис. 1. Тест «Простая реакция»

13-14 лет 10-1: Возраст

Рис. 2. Тест «Сложная реакция»

Рис

15-16 лет 13-14 лет 10-12 лет Возраст

3. Изменение показателя времени реакции в тесте «60 секунд»

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

15-16 лет

13-14 лет

10-12 лет

Возраст

Рис. 4. Динамика прироста количества касаний в тесте «60 секунд»

\ Февраль 2019 г.

Январь 2020 г.

На рис. 1-5 представлено сравнение (февраль 2019 г. и январь 2020 г.)

результатов разных тестирований на тренажере Fitlight с участием вратарей хоккейной школы в возрасте 10-16 лет (n = 19)

С*)

10-12 лет 13-14 лет 15-16 лет

10-12 лет

13-14 лет

15-16 лет

0,319 0,325

] 0,281 0,280

0,321

0,276

0,365

□ Правая рука (февраль 2019 г.)

□ Правая рука (январь 2020 г.)

□ Левая рука

(февраль 2019 г.)

■ Левая рука (январь 2020 г.)

0,250

0,300 Время (с)

0,350

0,400

Рис. 5. Динамика прироста показателей левой и правой руки в тесте «Быстрота реакции»

Интересна динамика результатов работы правой руки у вратарей хоккейной школы в возрастной группе 10-12 лет. В данной возрастной группе средний показатель быстроты реакции правой руки (в которой находится блин с клюшкой) ухудшился на 2%. Вместе с тем средний показатель быстроты реакции левой руки (ловушка) вратарей данной возрастной группы улучшился на 14%. В возрастной группе 13-14 лет средний показатель быстроты реакции правой руки остался практически неизменным, тогда как тот же показатель работы левой руки улучшился на 27%. В возрастной группе 15-16 лет средний показатель быстроты реакции правой руки улучшился на 16%, а тот же показатель работы левой руки улучшился на 31%. Таким образом, наибольший прирост показателей в тесте «Быстрота реакции» продемонстрировали вратари хоккейной школы в возрасте 15-16 лет.

Выводы

1. Наиболее существенное улучшение показателей быстроты реакции в трех тестах («Простая реакция», «Сложная реакция», «60 секунд») зафиксировано в возрастной группе 13-14 лет. Данный результат, по нашему мнению, связан с большим количеством тренировочных занятий на тренажере Fitlight в данной возрастной группе, по сравнению со старшей возрастной группой (15-16 лет), а также с более высоким уровнем владения техникой вратарских движений по сравнению с вратарями младшей возрастной группы (10-12 лет). Следовательно, основой повышения показателей быстроты реакции хоккейных вратарей является овладение техникой вратарских движений и регулярность занятий на тренажере Fitlight.

2. Относительно меньшие улучшения среднегруппо-вых показателей быстроты реакции в указанных тестах у вратарей возрастной группы 10-12 лет может быть объ-

яснено тем, что в подготовке вратарей в этом возрасте в тренировочной работе превалируют: работа над техникой спортивных движений и развитие специальных двигательных характеристик. Такой принцип построения подготовки вратарей данной возрастной группы следует считать абсолютно оправданным. Однако следует учитывать, что превалирование стандартной специфической тренировочной работы в подготовке вратарей обеспечивает доминирование реакций организма именно на эту работу и снижает эффективность любой дополнительной работы (в том числе работы над развитием быстроты реакции).

3. Меньшее улучшение среднегрупповых показателей быстроты реакции в указанных тестах у вратарей возрастной группы 15-16 лет объяснимо меньшим количеством занятий на тренажере из-за вызовов в сборные команды России. Также стоит отметить, что вратари данной возрастной группы имеют большую тренировочную и соревновательную нагрузки (в силу участия в двух чемпионатах - по своему году рождения и в юниорском чемпионате), что влияет на степень их восстановления и готовности к выполнению «скоростной» тренировочной работы.

4. В тесте «Простая реакция» у вратарей всех возрастных групп зафиксированы существенные улучшения среднегруппового показателя быстроты реакции в упражнении, выполняемом левой рукой (рука, в которой во время работы на льду находится ловушка). В аналогичном тесте, выполняемом правой рукой (рука, в которой во время работы на льду находится блин и клюшка) показатель быстроты реакции правой руки улучшился только у вратарей возрастной группы 15-16 лет, тогда как у вратарей младших возрастных групп он ухудшился, либо остался неизменным. Зафиксированное в тесте «Простая реакция» различие показателей динамики быстроты реакции левой и правой рук вратарей свиде-

С*)

// //

// //

// //

0

тельствуют против бытующих в спортивной педагогике представлений о существовании «общих физических качеств» (и «быстроты», как одного из «физических качеств», в частности).

5. Скоростные характеристики конкретных двигательных актов и в т.ч. демонстрируемая в них быстрота реакции абсолютно поддаются развитию у спортсменов в возрасте 10-16 лет.

Заключение

Полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности применения тренажера Fitlight для развития быстроты простой и сложной реакции в специфических движениях хоккейных вратарей в возрасте от 10 до 16 лет. В основе эффективности тренировочной работы на тренажере Fitlight должны находиться овладение техникой вратарских движений и регулярность занятий на самом тренажере. При этом следует стремиться к оптимизации соотношения объемов основной тренировочной работы на льду и дополнительной работы на тренажере Fitlight. Вне всякого сомнения, генетические

факторы являются основополагающими при развитии скоростных характеристик различных двигательных актов атлетов. Но возможности реализации индивидуальной генетической предрасположенности спортсменов к совершению быстрых движений обусловлены суммарной спецификой регулярно совершаемой атлетами тренировочной работы. Следует принять как факт, что показатели быстроты реакции развиваются только в тех конкретных двигательных актах, которые регулярно используются для развития данной двигательной характеристики.

Литература

1. Захаркин, И.В. Современный взгляд на специальную физическую подготовку хоккеистов / И.В. Захаркин, А.П. Давыдов, В.В. Крутских, Д.Р. Черенков, С.Е. Павлов // Олимпийский бюллетень № 9. - М.: Физкультура и спорт. - 2008. - С. 123-128.

2. Никонов, Ю.В. Подготовка квалифицированных хоккеистов: учеб. пособие. - Минск: ООО «Асар», 2003. -232 с.

3. Озолин, Н.Г. Легкая атлетика / Н.Г. Озолин. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 599 с.

4. Павлов, А.С. Современные технологии в подготовке хоккейных вратарей / А.С. Павлов, А.Е. Деев, А.А Давыдов, А.Х. Шигапов, В.Е. Чумичев // Спортивно-педагогическое образование. - 2020. - № 1. - URL: http://www. sporgufk.ru/sites/www.sporgufk.ru/files/no1-2020_spo_ setevoe_izdanie.pdf (дата обращения: 28.03.2020).

5. Павлов, А.С. Скорость и скоростная выносливость хоккеистов / А.С. Павлов. - Москва: ОнтоПринт, 2017. -152 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Павлов, С.Е. Современная теория и практика спорта / С.Е. Павлов, Д.В. Александров, А.С. Павлов. - ООО «Печатный Дом», 2020. - 102 с.

7. Павлов, С.Е. Современные технологии подготовки спортсменов высокой квалификации / С.Е. Павлов, А.С. Павлов, Т.Н. Павлова. - 2-е изд., дораб. и доп. - М.: ОнтоПринт, 2020. - 300 с.

8. Платонов, В.Н. Скоростные способности и основы методики их развития / В.Н. Платонов // Наука в олимпийском спорте. - 2015. - С. 20-22.

9. Савин, В.П. Теория и методика хоккея: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Савин. - М.: Академия, 2003. - 400 с.

10. Сидоренко, С.П. Развитие скорости в игровых видах спорта / С.П. Сидоренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 4. - С. 90-94.

11. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. - М.: Академия, 2000. - 480 с.

12. Nuri, L. Reaction time and anticipatory skill of athletes in open and closed skill-dominated sport / Leila Nuri // European journal of sport science. - 2013. - Vol. 13 (5), Pp. 431-436.

13. Reigal, R.E. Relationships between reaction time, selective attention, physical activity, and physical fitness in children / R.E. Reigal, S. Barrero, I. Martín, V. Morales-Sánchez, R. Juárez-Ruiz de Mier, A. Hernández-Mendo // Front. Psychol. - 2019. - 10: 2278.

14. Spiteri, T. The Evaluation of a New Lower-Body Reaction Time Test / T. Spiteri, J. Cochrane, S. Nimphius // Journal of Strength and Conditioning Research. - January 2013, vol. 27 (issue 10). - Pp. 174-180.

References

1. Zakharkin, I.V., Davydov, A.P., Krutskikh, V.V., Cheren-kov, D.R. and Pavlov, S.E. (2008), Modern view of the special physical training of hockey players, Olimpiyskiy Bulleten', no. 9, Moscow: Fizkul'tura i Sport, pp. 123-128.

2. Nikonov, Yu.V. (2003), Training of qualified hockey players: Textbook, Minsk: Asar, 232 p.

3. Ozolin, N.G. (1979), Athletics, Moscow: Fizkul'tura i Sport, 599 p.

4. Pavlov, A.S., Deev, A.E., Davydov, A.A., Shigapov, A.Kh. and Chumichev, V.E. (2020), Modern technologies in the training of hockey goalkeepers, Sportivno-pedagogicheskoe obrazovanie, no. 1, [Online] URL: http://www.sporgufk.ru/ sites/www.sporgufk.ru/files/no1-2020_spo_setevoe_izdanie. pdf (access date: 03/28/2020).

5. Pavlov, A.S. (2017), Speed and high-speed endurance of hockey players, Moscow: OntoPrint, 152 p.

<&

6. Pavlov, S.E., Aleksandrov, D.V. and Pavlov, A.S. (2020), Modern theory and practice of sport, LLC "Pechat-niy Dom", 102 p.

7. Pavlov, S.E., Pavlov, A.S. and Pavlova, T.N. (2020), Modern technologies for training highly qualified athletes. 2nd ed., Rev. and add. Moscow: OntoPrint, 300 p.

8. Platonov, V.N. (2015), Speed abilities and the foundations of the methodology of their development, Nauka v Olympiyskom sporte, pp. 20-22.

9. Savin, V.P. (2003), Theory and methodology of hockey: Textbook for students. Higher education Institutions, Moscow: Publishing Center "Academiya", 400 p.

10. Sidorenko, S.P. (2009), The development of speed in game sports. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Les-gafta, no. 4, pp. 90-94.

11. Kholodov, J.K. and Kuznetsov, V.S. (2000), Theory and methodology of physical education and sports: Textbook. manual for stud. Higher education institutions, Moscow: Publishing Center "Academiya", 480 p.

12. Nuri, L. (2013), Reaction time and anticipatory skill of athletes in open and closed skill-dominated sport, European journal of sport science, vol. 13 (5), pp. 431-436.

13. Reigal, R.E., Barrero, S., Martín, I., Morales-Sánchez, V., Juárez-Ruiz de Mier, R. and Hernández-Mendo, A. (2019), Relationships between reaction time, selective attention, physical activity, and physical fitness in children, Front. Psychol, vol. 10, p. 2278.

14. Spiteri, T., Cochrane, J. and Nimphius, S. (2013), The Evaluation of a New Lower-Body Reaction Time Test, Journal of Strength and Conditioning Research, vol. 27 (issue 10), pp. 174-180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.