DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.57.108 Дегтярев А.В.1, Клестова О.А.2
1ORCID: 0000-0001-8811-4552, заведующий кафедрой теории и методики хоккея и футбола, 2ORCID: 0000-0001-5103-7979, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры О НЕКОТОРЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ХОККЕЙНЫХ
ВРАТАРЕЙ 14-17 ЛЕТ
Аннотация
В статье рассмотрено понятие общей и специальной выносливости хоккейных вратарей. Авторами обосновывается необходимость развития специальной выносливости у вратарей 14-17 лет в хоккее. Дано описание интервального метода круговой тренировки, позволяющего развить специальную выносливость хоккейных вратарей в тренировочном процессе. Приведены методики тестирования исследуемой выносливости. Представлены некоторые результаты средних показателей по специализированным тестам, полученным в ходе тестирования выносливости контрольной и экспериментальной групп.
Ключевые слова: хоккейный вратарь, развитие выносливости, специальная выносливость, результаты тестирования.
Degtyarev A.V.1, Klestova O.A.2 1ORCID: 0000-0001-8811-4552, Head of the Department of theory and technique of hockey and football, 2ORCID: 0000-0001-5103-7979, PhD in Pedagogy, assistant professor, Ural State University of Physical Culture ON DEVELOPMENT RESULTS OF SPECIAL ENDURANCE OF HOCKEY GOALTENDERS
OF 14-17 YEARS OLD
The paper deals with the concept of the general and special endurance of hockey goaltenders. The author substantiates the need for the development of special endurance of goaltenders of 14-17 years old in hockey. A description of the interval method of circuit training is presented; it allows to develop a special endurance of hockey goaltenders in the training process. Testing techniques for the estimation of endurance are given as well. Some results of the average parameters on specialized tests are obtained during endurance testing in experimental groups.
Keywords: hockey goaltender, endurance development, special endurance, test results.
За последние пятнадцать лет техника игры хоккейного вратаря претерпела определенные изменения. Так, поменялась игра вблизи ворот, начала применяться техника «баттерфляй» (перемещение вратаря на щитках по льду, отталкиваясь одним коньком). В связи с этим возросла роль физической подготовки вне льда над выносливостью, так как многократные перемещения на щитках по льду требуют хорошей физической подготовленности. Во время тренировки и игры вратарям необходимо исполнять быстрые, мощные перемещения, но особенно возрастает роль выносливости в конце матча и в овертайме. После двух игровых периодов физическая нагрузка, полученная вратарем на ноги, не позволяет ему держать стойку, быстро и многократно перемещаться в зоне ворот. В связи с этим необходимы дополнительные тренировочные занятия на выносливость в предсезонный период и в течение всего соревновательного периода, что даст возможность вратарям играть более стабильно, особенно в конце матча.
Выносливость хоккейного вратаря - это способность эффективно выполнять игровую и тренировочную деятельность без снижения ее интенсивности и противостоять утомлению [1, С. 310].
Различают общую, специальную, силовую, скоростную, скоростно-силовую, статическую и координационную выносливость.
Общая выносливость обеспечивается аэробными энергетическими процессами в организме. Для хоккейного вратаря такая направленность не характерна, но значение аэробных возможностей велико для него в период восстановления после нагрузок (в интервалах между упражнениями, во время остановки игры, в перерывах между периодами матча, а также после тренировок и матчей). Чем выше уровень развития аэробной системы, тем быстрее идет процесс восстановления. Аэробная подготовленность является основной для последующего развития иных качеств.
Для хоккейного вратаря характерен анаэробный механизм энергообеспечения, в первую очередь алактатный, который имеет решающее значение в кратковременных упражнениях максимальной интенсивности. От него зависят такие физические качества, как сила, быстрота, специальная выносливость, которая позволяет вратарю быть в хорошей физической форме на тренировках и во время соревнований.
Специальная выносливость - способность спортсмена эффективно выполнять нагрузку в течение времени, обусловленного требованиями его специализации. И соответственно способность организма к длительному выполнению какой-либо физической нагрузки без снижения ее эффективности.
Специальная выносливость вратаря - качество комплексное. Основными ее составляющими являются скоростная, статическая и координационная выносливость [1, С. 311].
Специальную выносливость связывают со спецификой игровой деятельности:
- это способность вратаря противостоять утомлению, развивающемуся в процессе определенной игровой деятельности;
- выносливость специфичная для деятельности, в которой происходит игровая специализация;
- выносливость по отношению к определенной деятельности;
- выносливость по отношению к определенной деятельности, избранной как предмет специализации;
- выносливость по отношению определенной двигательной деятельности.
При развитии специальной выносливости, а также силы, быстроты, ловкости, гибкости вратаря необходимо различать каждое тренировочное средство по продолжительности, интенсивности, количеству повторений, интервалу и характеру отдыха. Специальная выносливость хоккейного вратаря требует комплексного развития выносливости, характеризующейся общей, скоростной и силовой подготовленностью, владением техникой и развитием опорно-двигательного аппарата, то есть развитием скоростной, силовой и координационной выносливости. Совершенствование выносливости хоккеиста происходит лишь в том случае, если в тренировочной и соревновательной деятельности он преодолевает определенное утомление. Зная о том, что в основе физического утомления и выносливости лежат различные процессы энергообеспечения мышечной деятельности, можно целенаправленно воздействовать на них соответствующими средствами и методами с целью повышения уровня их функционирования. Другими словами, выносливость вратаря в хоккее с шайбой - это способность противостоять процессу утомления в тренировочной и игровой деятельности.
Для проведения эксперимента (2015-2016 гг.) по развитию специальной выносливости нами были выбраны экспериментальная (15 человек) и контрольная группа (15 человек) хоккейных вратарей 14-17 лет.
Различие тренировочного процесса в контрольной и экспериментальной группах состояло в следующем: в экспериментальной группе реализовывалась тренировочная программа подготовки, включающая в себя дополнительные упражнения на развитие физической выносливости, а в контрольной группе обучение велось по стандартной программе с использованием традиционных методик.
Для повышения скорости, соответствующей анаэробному порогу, и для выхода на новый уровень достаточна тренировочная программа продолжительностью 3-4 недели.
В тренировочных занятиях в экспериментальной группе нами был использован интервальный метод круговой тренировки [2]. Он включает в себя выполнение упражнений от 40-60 с с мощностью 50% от максимального, при минимальном отдыхе между станциями от 30 до 40 с, с нагрузкой близкой к максимальной интенсивности. Все упражнения применяли по три серии, между сериями использовали активный отдых - жонглирование теннисных мячей. Упражнения в основном были с использованием прыжков, с исходным положением вратарской стойки с возвратом в стойку после прыжков. Для развития выносливости на льду основным элементом во время тренировки было выполнение ускорений, торможений, как в линейной, так и в латеральной плоскости, также остановки, движения вперед и из стороны в сторону.
Контрольная группа использовала стандартный набор подготовки вратарей в зале, где прыжковые упражнения не использовались.
Для контроля развития специальной выносливости в подготовке хоккейных вратарей указанного выше возраста нами были использованы следующие тестовые методики:
1. «Танец Третьяка»
И. п. - присед, руки перед собой (как в основной стойке вратаря), синхронно выбрасываем в сторону руку и ногу (попеременно в правую и в левую сторону); нога должна полностью распрямиться, у руки допускается небольшое сгибание в локте.
Тест выполняется на время (по 8 раз в каждую сторону).
2. «Перебрасывание ног в стороны в упоре лежа боком»
И. п. - упор лежа боком, опора на две руки, перебрасываем ноги в правую сторону (отрывая от пола правую руку и возвращая ее в и. п.). Затем необходимо подгибая обе ноги перебросить тело в левую сторону. После окончания возврат в и. п.
Тест выполняется на время (по 8 раз в каждую сторону).
3. «Веер» короткий» (челночный бег)
И. п. - три фишки-маркера устанавливаются на расстоянии 3 м от линии старта: одна по центру, две под углом 3045° в разные стороны от центральной фишки. По сигналу тестируемый бежит лицом вперед к фишке, расположенной по центру, касается ее рукой и возвращается спиной вперед к линии старта, касается линии старта рукой. То же самое необходимо сделать в обе стороны от центральной фишки. Финиш фиксируется после касания рукой линии старта. Выполняется на время.
4. «Веер» прыжками на двух ногах»
И. п. - три фишки-маркера устанавливаются на расстоянии 3 м от линии старта: одна по центру, две под углом 90° в разные стороны от центральной фишки-маркера. Первый способ (на время) - по сигналу, тестируемый прыжками на двух ногах в основной стойке прыгает к фишке, расположенной по центру, касается ее рукой и возвращается бегом спиной вперед к линии старта, касается линии старта рукой. Далее прыжками боком на двух ногах в основной стойке двигается к одной из фишек, установленной сбоку от линии старта, возвращается бегом спиной вперед. Тоже в противоположную сторону. Финиш фиксируется после касания рукой линии старта. Второй способ (на дальность) -прыжки совершаются тем же способом по три прыжка в каждую из трех сторон.
5. «Веер» длинный» (челночный бег)
И. п. - две фишки устанавливаются на расстоянии 8-10 м от точки старта под углом 45° (примерное расстояние от линии ворот до точек вбрасывания). По сигналу тестируемый бежит лицом вперед к одной из фишек, касается ее рукой и возвращается к точке старта бегом спиной вперед. Аналогичным образом в другую сторону. Финиш фиксируется по касанию точки старта.
6. «Жонглирование теннисными мячами на балансировочной доске»
Инвентарь: балансировочная доска, теннисные мячи (три штуки).
И. п. - стоя, в руках теннисные мячи. По сигналу тестируемый встает на балансировочную доску и начинает жонглировать мячами. Необходимо как можно дольше удержать равновесие на доске и не уронить мяч. Отсчет времени начинается после того, как тестируемый встанет обеими ногами на доску.
В таблице 1 показаны результаты вычислений средних показателей по специализированным тестам экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп, выявленных в ходе контрольных срезов.
Таблица 1 - Сравнение средних показателей по специализированным тестам экспериментальной (ЭГ) и _контрольной (КГ) групп, в с_
Виды тестов ЭГ КГ
средние показатели изменен ия, % средние показатели изменения, %
2015 год 2016 год 2015 год 2016 год
«танец Третьяка» 7,68 7,58 1,3 7,75 7,69 0,77
«веер» короткий 8,33 8,14 2,28 8,39 8,24 1,79
«веер» длинный 12,04 11,86 1,5 12,01 11,95 0,5
«веер» прыжками в основной стойке 9,13 9,03 1,1 9,15 9,11 0,43
перебрасывание ног в упоре 12,93 12,88 0,39 12,98 12,93 0,39
жонглирование на балансировочной доске 55,50 74,45 34,14 55,61 65,54 17,86
«веер» прыжками в основной стойке лицом вперед 529 514 527 527 0,57 0,57
правым боком 509 505 511 511 0,59 0,59
левым боком 523 516 529 529 1,3 1,3
Средний показатель 185,18 184,33 5,07 185,88 185,5 2,69
Как видно из таблицы, результаты проведенных тестов показали, что наблюдается рост средних показателей - от 0,39% (перебрасывание ног в упоре) до 34,14% (жонглирование на балансировочной доске) у экспериментальной группы и от 0,43% («веер» прыжками в основной стойке) до 17,86% (жонглирование на балансировочной доске) у контрольной группы. В среднем изменение показателей специализированных тестов у экспериментальной группы выше в два раза, чем в контрольной группе.
Сравнивая показатели экспериментальной и контрольной групп, мы пришли к выводу, что в подготовке хоккейных вратарей необходимо уделять дополнительное внимание физической подготовке. Недостаточно проводить предсезонную подготовку вратарей вместе с игроками команды, необходимо давать им более специфическую нагрузку во время сборов и в течение всего игрового сезона.
Список литературы / References
1. Никонов, Ю. В. Подготовка квалифицированных хоккеистов : учеб. пособие / Ю. В. Никонов. - Мн. : ООО «Асар», 2003. - 352 с.
2. Чемберс, Д. Тренировочные занятия в хоккее: 446 упражнений для развития мастерства хоккеистов / Дэйв Чемберс ; пер. с англ. В. Сизоненко. - К. : Олимп. л-ра, 2010. - 360 с.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Nikonov, Ju. V. Podgotovka kvalificirovannyh hokkeistov : ucheb. posobie [Training of qualified players : tutorial] / Ju. V. Nikonov. - Mn. : OOO «Asar» [Mn. LLC «Asar»], 2003. - 352 p. [in Russian]
2. Chembers, D. Trenirovochnye zanjatija v hokkee: 446 uprazhnenij dlja razvitija masterstva hokkeistov [A training session in hockey: 446 exercises to develop hockey skills] / Djejv Chembers ; per. s angl. V. Sizonenko [translated from English V. Sizonenko]. - K. : Olimp. l-ra [K: Olympus. l-ra], 2010. - 360 p. [in Russian]