повысить за шесть месяцев свои физические и функциональные возможности.
2. За шесть месяцев показатели относительного прироста уровня развития физической подготовленности имели следующий ранговый вид:
В экспериментальной группе школьников 15-16 лет: 1-е место - статическая выносливость (39,7%), 2-е место - гибкость (20,4%), 3-е место - скоростно-сивые качества (14,5%), 4-е место - силовая выносливость (12,8%), 5-е место - ловкость (8,0%) и 6-е место
- быстрота (4,6%);
В контрольной группе школьников 15-16 лет: 1-е место - статическая выносливость (10,4%), 2-е - силовая выносливость (6,5%), 3-е - ловкость (2,6%), 4-е - скоростно-силовые качества (2,4%), 5-е - быстрота - (2,3%), 6-е место - гибкость (2,1%).
3. За шесть месяцев занятий атлетической гимнастикой показатели относительного прироста уровня развития функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной системы имели следующий ранговый вид:
В экспериментальной группе школьников 15-16 лет: 1-е место - проба Руфье-Диксона (23,6%), 2-е - проба Штанге (13,8%), 3-е место - проба Генчи (12,7%).
В контрольной группе школьников 15-16 лет: 1 - проба Руфье-Диксона (6,3%), 2 -проба Штанге (3,7%), 3-е - проба Генчи (2,4%).
ЛИТЕРАТУРА
1. Виноградов, Г.П. Атлетизм: теория и методика тренировки : учебник для вузов / Г.П. Виноградов. - М. : Советский спорт, 2009. - 328 с.
2. Давыдов, О.Ю. Базовая атлетическая подготовка студентов : монография / О.Ю. Давыдов, Л.С. Дворкин ; Южно-Уральский федеральный ун-т. - Екатеринбург : [б.и.], 2014. - 292 с.
3. Дворкин, Л.С. Атлетизм в системе физического воспитания и спорта (история, теория, методика и технология) : монография / Л.С. Дворкин, С.М. Ахметов. - Краснодар : Неоглори, 2012.
- 688 с.
4. Дворкин, Л.С. Спортивно-ориентированная физическая подготовка детей и подростков : монография / Л.С. Дворкин. - Краснодар : Экоинвест, 2018. - 458 с.
REFERENCES
1. Vinogradov, G.P. (2009), Athletic: Theory and Methodology of Training: monograph, Soviet Sport, Moscow.
2. Davydov, O.Yu. and Dvorkin, L.S. (2014), Basic athletic training of students: monograph, Ekaterinburg.
3. Dvorkin, L.S. and Akhmetov, S.M. (2012), Athletic in the system of physical education and sports (history, theory, methods and technology): monograph, Neoglory, Krasnodar.
4. Dvorkin, L.S. (2018), Sports-oriented physical training of children and adolescents: monograph, Ecoinvest, Krasnodar.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.04.2019
УДК 796.966
РАЗРАБОТКА ТЕСТОВ ОЦЕНКИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ - ВРАТАРЕЙ
Александр Владимирович Дегтярев, доцент, Надежда Петровна Петрушкина, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой, Ольга Ивановна Коломиец, кандидат биологических наук, доцент, Надежда Александровна Симонова, научный сотрудник, Уральский государственный университет физической культуры (УралГУФК), Челябинск
Аннотация
Цель исследования - разработка тестовых упражнений и расчет оценок тестов, характеризирующих двигательные качества, необходимые для эффективной спортивной
деятельности вратарей в хоккее с шайбой. Проведен выбор тестов, отражающих спортивную деятельность вратаря, характеризующих следующие качества: преимущественно координационные (Жонглирование на балансировочной доске), преимущественно скоростные (Веер короткий, Веер длинный), преимущественно скоростно-силовые (танец Третьяка, Перебрасывание ног в упоре, Веер прыжками, Веер прыжками в основной стойке лицом вперед, правым боком и левым боком). Было получено 60 измерений, которые легли в основу разработки средних значений результатов выполнения тестов. Используя шкалы сигмальных отклонений, были разработаны критерии оценки результатов выполнения тестов. Разработанные референтные значения результатов выполнения этих тестов могут быть использованы не только для количественных оценок, но и для качественных -определение уровня: «средний», «выше-среднего» и «высокий», «ниже среднего» и «низкий». Располагая индивидуальной информацией о спортсмене, тренер сможет прогнозировать его деятельность и корректировать тренировочный процесс. На следующем этапе исследования будет разработана методика подготовки вратарей в хоккее с шайбой. Для оценки ее эффективности планируется использовать предлагаемые в данной работе тесты и разработанные референтные значения.
Ключевые слова: хоккей с шайбой, вратари, специальная выносливость, тестирование, референтные значения.
DEVELOPMENT OF TESTS FOR EVALUATION OF MOTOR QUALITIES OF YOUNG HOCKEY GOALKEEPERS
Alexander Vladimirovich Degtyarev, the senior lecturer, Nadezhda Petrovna Petrushkinа, the doctor of medical sciences, department chairman, Olga Ivanovna Kolomiets, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Nadezhda Aleksandrovna Simonova, the research associate, Ural state University of physical culture, Chelyabinsk
Annotation
The purpose of the study is development of the test exercises and the calculation of the test scores, characterizing the motor qualities necessary for effective sports activities of goalkeepers in ice hockey. A selection of the tests reflecting the goalkeeper's sporting activities was carried out, characterizing the following qualities: predominantly focal (Juggling on the balancing board), predominantly speed (Veer short, Fan long), predominantly speed-power (Tretyak dance, Flip ups, Veer jumps, Veer jump in the main stand facing forward, right side and left side). It was obtained 60 measurements, which formed the basis for the development of average values of test results. Using the scales of sigma deviations, criteria were developed for evaluating the results of test execution. The developed reference values of the results of these tests can be used not only for quantitative assessments, but also for qualitative ones - determining the level: medium, above-average and high, below-average and low. Having individual information about the athlete, the coach will be able to predict his activity and adjust the training process. At the next stage of the study, the method of training goalkeepers in ice hockey will be developed. To assess its effectiveness, it is planned to use the tests proposed in this work and the developed reference values.
Keywords: ice hockey, goalkeepers, special endurance, testing, reference values.
ВВЕДЕНИЕ
Многолетняя подготовка высококвалифицированного спортсмена является сложным процессом и определяется знанием механизмов адаптации к мышечной работе на различных этапах спортивной подготовки [10, 14, 17, 21]. Постоянное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок требует оптимизации тренировочного процесса, которой в доступной литературе уделяется достаточно внимания. В лабораториях УралГУФК и НИИОС постоянно разрабатываются программы, направленные на повышение спортивной результативности и эффективности восстановления, на улучшение метаболизма и снижение перетренированности, травматизма и т.д. [5, 6, 11, 13, 15, 16, 18].
Очевидно, что для научно обоснованного планирования, коррекции и оптимизации тренировочного процесса необходимо располагать характеристиками двигательных
качеств спортсменов, занимающихся конкретным видом спорта. Хоккей с шайбой требует развития таких качеств как: скоростно-силовые, выносливость, ловкость, координирован-ность и т.д. Методам развития этих качеств, а также технической и тактической подготовке юных хоккеистов посвящено большое число работ [4, 19, 8, 12, 24].
Специальная выносливость в литературе рассматривается как способность спортсмена эффективно выполнять нагрузку в течение времени, обусловленного требованиями его специализации исполнения [9, 14]. Специальную выносливость связывают со спецификой игровой деятельности. Для вратаря - это способность противостоять утомлению, развивающемуся в процессе его игровой деятельности. Это качество комплексное. Основными ее составляющими являются скоростная, статическая и координационная выносливость. Таким образом, специальная выносливость хоккейного вратаря требует комплекс -ного развития общей, скоростной и силовой и координационной выносливости.
С учетом специфики спортивной деятельности вратаря в хоккее с шайбой, актуальной становится проблема его подготовки. Очевидно, что и тренировочный процесс для вратарей, должен значительно отличаться от такового для полевых игроков. Однако следует отметить, что оптимизации двигательной деятельности именно хоккеистов-вратарей уде -ляется недостаточно внимания. Как следствие этого, на наш взгляд, недостаточно не только программ тренировочного процесса вратарей, но и подходов к оценкам их двигательных качеств.
Цель данной работы состояла в разработке тестовых упражнений и расчете оценок тестов, характеризирующих двигательные качества, необходимые для эффективной спортивной деятельности вратарей в хоккее с шайбой.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
На первом этапе на основе анализа многих литературных источников [20, 23, 24, 25] был проведен выбор тестов, отражающих спортивную деятельность вратаря [1, 4, 22]. Оценивали следующие качества: преимущественно координационные (Жонглирование на балансировочной доске), преимущественно скоростные (Веер короткий, Веер длинный), преимущественно скоростно-силовые (танец Третьяка, Перебрасывание ног в упоре, Веер прыжками, Веер прыжками в основной стойке лицом вперед, правым боком и левым боком). Все контрольные упражнения выполняются во вратарской стойке в спортивном зале. Фиксируется время выполнения тестов в секундах.
Тест «Жонглирование теннисными мячами на балансировочной доске». И.П. - стоя на балансировочной доске, в руках теннисные мячи. Вратарь по сигналу начинает жонглировать мячами (темп жонглирования средний). Необходимо как можно дольше удержать равновесие на доске и не уронить мяч. Отсчет времени идет от того момента, как тестируемый встанет обеими ногами на доску, начиная жонглировать, и заканчивается при первом падении теннисного мяча.
Тесты «Веер» прыжками в основной стойке лицом вперед», «Веер» прыжками в основной стойке правым боком», «Веер» прыжками в основной стойке лицом левым боком». Три стойки устанавливаются на расстоянии 3 м от линии старта. Одна по центру, две под углом 90° влево и вправо от центральной стойки. Тестируемый по сигналу, из положения полуприсед выполняет движение прыжками на двух ногах к стойке, расположенной по центру, касается ее рукой, возвращается бегом спиной вперед к линии старта и касается линии старта рукой. Далее прыжками на двух ногах в основной стойке вратарь двигается (правым боком) к одной из стоек, установленной сбоку от линии старта, и возвращается боком приставными шагами. Затем повторяет упражнение в противоположную сторону (левым боком). Финиш фиксируется после касания рукой линии старта.
Тест «Танец Третьяка». И.П. - присед, руки перед собой (как в основной стойке вратаря), голову держать прямо. Испытуемый синхронно выбрасывает руку и ногу попеременно в правую и в левую сторону. Выполняя движение в сторону, необходимо ногу
полностью выпрямить, при этом руки слегка согнуты в локтевом суставе, имитируя отбивание и ловлю шайбы. Тест выполняется 8 раз в каждую сторону на время. При выполнении упражнения не допускаются прыжки вверх; плечи должны находиться на одном уровне.
Тест «Веер» короткий» (челночный бег). И.П. - три стойки устанавливаются на расстоянии 3 м от линии старта: одна по центру, две под углом 30-45° в разные стороны от центральной стойки. Короткими перебежками по сигналу спортсмен должен перемещаться лицом вперед к стойке, расположенной по центру, касаться ее рукой и возвращаться спиной вперед к линии старта. При перемещении влево он производит касание линии левой рукой, а при перемещении вправо - правой рукой. То же самое выполняется в обе стороны от центральной стойки. Финиш фиксируется после касания рукой линии старта.
Тест «Веер» длинный» (челночный бег). Две стойки устанавливаются на расстоянии от точки старта под углом 45° (примерное расстояние от линии ворот до точек вбрасывания). По сигналу, вратарь, бежит лицом вперед к одной из стоек, касается ее рукой и возвращается к точке старта бегом спиной вперед. Аналогичным образом в другую сторону. Выполняется попеременно по одному разу влево и вправо, финиш фиксируется по касанию точки старта ногой.
Эти же тесты мы применяли для оценки выносливости, преимущественно ско-ростно-силовой и координационной. При этом фиксировалось время (в секундах) качественного выполнения теста (до утомления, которое определяется снижением темпа).
Далее было проведено тестирование хоккеистов-вратарей 14-17 лет, тренирующиеся в ДЮСШ по хоккею с шайбой [3]. Было получено 60 измерений, которые легли в основу разработки средних значений результатов выполнения тестов. На заключительном этапе этой работы, используя шкалы сигмальных отклонений разработаны критерии оценки результатов выполнения тестов: выше среднего, высокий, ниже среднего и низкий [2].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Полученные результаты отражены в таблицах 1-2. В таблице 1 представлены значения различных оценок однократного выполнения тестов, характеризующих двигательные качества вратарей в хоккее с шайбой: преимущественно координационные (Жонглирование на балансировочной доске), преимущественно скоростные (Веер короткий, Веер длинный), преимущественно скоростно-силовые (танец Третьяка, Перебрасывание ног в упоре, Веер прыжками, Веер прыжками в основной стойке лицом вперед, правым боком и левым боком). Полученные значения являются референтными для оценок: средние, выше, средних, высокие, ниже средних и низкие.
Таблица 1 - Предлагаемые оценки результатов однократного выполнения тестов, характе-зизующих двигательные качества вратарей_
Тесты Значение оценки выполнения теста (время однократного выполнения теста, в с)
Низкое Ниже среднего Среднее Выше среднего Высокое
Жонглирование на балансировочной доске, с <10,8 53,5-10,8 53,6-135,0 135,1-179,0 >179,0
Веер короткий >8,0 7,6-8,0 6,4-7,5 5,9-6,3 <6,3
Веер длинный >11,6 11,3-11,6 10,3-11,2 9,9-10,2 <9,9
«Танец Третьяка» >7,5 7,1-7,5 6,1-7,0 5,9-6,0 <5,9
Перебрасывание ног в упоре >12,8 12,4-12,8 11,2-12,3 10,7-11,3 <11,3
Веер прыжками в основной стойке лицом вперед, с >12,8 9,7-12,7 3,4-9,6 3,0-3,5 <3,0
правым боком, с >12,5 8,6-12,5 4,4-8,5 2,4-4,3 <2,4
левым боком, с >10,5 8,5-10,5 4,7-8,4 2,9-4,6 <2,9
В таблице 2 представлены рассчитанные значения результатов максимального выполнения (до наступления утомления) тестов, характеризующих специальную
выносливость вратарей. Представленные данные также являются референтными для оценок результатов выполнения тестов: средние, выше, средних, высокие, ниже средних и низкие.
Таблица 2 - Предлагаемые оценки результатов максимального выполнения тестов, характеризующих специальную выносливость вратарей_
Тесты Значение оценки выполнения теста (максимальное время выполнения теста, в с)
Низкое Ниже среднего Среднее Выше среднего Высокое
Жонглирование на балансировочной доске, с <38,5 38,5-160,7 160,8-405,2 405,3-539,0 >539,0
Веер короткий <17,7 17,7-19,3 19,3-22,4 22,5-24,0 >24,0
Веер длинный <29,7 29,7-30,0 30,1-33,5 33,6-34,6 >34,6
«Танец Третьяка» <16,5 16,5-17,8 17,9-22,4 22,5-24,0 >22,5,0
Перебрасывание ног в упоре <32,1 32,1-33,6 33,7-36,9 37,0-38,5 >38,5
Веер прыжками в основной стойке лицом вперед, с <9,3 9,3-10,1 10,2-28,7 28,8-38,9 >38,9
правым боком, с <7,2 7,2-13,2 13,3-25,5 25,6-31,6 >31,6
левым боком, с <8,7 8,7-14,1 14,2-25,3 25,4-30,8 >30,8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Двигательная деятельность вратаря в хоккее многогранна и отличается от деятельности полевых игроков. Соответственно и различаются требования к формированию их двигательных качеств. На данном этапе исследования был сформирован комплекс тестов, позволяющих дать интегральную оценку качеств, необходимых хоккеисту-вратарю. Разработанные референтные значения результатов выполнения этих тестов могут быть использованы не только для количественных оценок, но и для качественных - определение уровня: средний, выше среднего и высокий, ниже среднего и низкий. Располагая индивидуальной информацией о спортсмене, тренер сможет прогнозировать его деятельность и корректировать тренировочный процесс. На следующем этапе исследования будет разработана методика подготовки вратарей в хоккее с шайбой. Для оценки ее эффективности планируется использовать предлагаемые в данной работе тесты и разработанные референтные значения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анализ индивидуальных и командных технико-тактических действий в современном хоккее / В.Е. Горский, И.В. Захаркин, Л.В. Михно, И.А. Чичелов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 57-63.
2. Методологические подходы при организации научных исследований в сфере физической культуры и спорта / Е.В. Быков, О.И. Коломиец, Н.П. Петрушкина, Н.А. Симонова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2019. - Т. 14, № 1. - С. 176-184.
3. Особенности организации научного исследования в сфере физической культуры и спорта (работа этического комитета УралГУФК) / Е.В. Быков, О.И. Коломиец, А.Н. Коваленко [и др.] // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. - 2019. - Т. 21, № 1. - С. 63-69.
4. Вайнбергер, Е.А. Методика подготовки хоккеистов : учеб.-метод пособие для самостоятельной работы студентов 2-3 курсов / Е. А. Вайнбергер. - Челябинск : Уральская Академия, 2014. - 116 с.
5. Возможности применения нейрокогнитивных технологий для улучшения внимания и уравновешенности нервной системы спортсменов-игровиков / Н.А. Симонова, Н.П. Петрушкина, Е.В. Жуковская, Т.В. Михайленко // Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам : материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. - Казань, 2017. - С. 325-328.
6. Особенности метаболических адаптационных изменений при различных физических нагрузках / О.И. Коломиец, Н.П. Петрушкина, Е.В. Быков // Наука. Инновации. Технологии. - 2017. - № 1. - С. 207-216.
7. Михно, Л.В. Содержание и структура спортивной подготовки хоккеистов : учеб. пособие / Л.В. Михно. - СПб. : Питер, 2011. - 223 с.
8. Никитушкин, В.Г. Современная подготовка юных спортсменов : метод. пособие / В.Г. Никитушкин. - М. : Москомспорт, 2009. - 112 с.
9. Никитушкин, В.Г Построение годичного цикла тренировки юных хоккеистов / В.Г Никитушкин, В.Ю. Бодров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 249-253.
10. Николаев, А.А. Развитие выносливости у спортсменов / А.А. Николаев, В.Г Семенов. -М. : Спорт, 2017. - 143 с.
11. Оптимизация тренировочного процесса хоккеистов пубертатного возраста на основе комплексной оценки специальной и функциональной подготовленности / Н.П. Петрушкина, Н.А. Симонова, Е.В. Быков [и др.] // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). -С. 261-266.
12. Особенности функционального состояния нервной системы и заболеваемости хоккеистов пубертатного возраста различного уровня биологического созревания / Н.А. Симонова, Е.Ф. Орехов, Н.П. Петрушкина, О.И. Коломиец // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 217-223.
13. Павлова, Н.В. Дескриптивная модель управления тренировочным процессом в многолетней спортивной подготовке юных хоккеистов / Н.В. Павлова, И.Т. Лысаковский, О.М. Куликова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 255-259.
14. Пат. 109032 Российская Федерация. Схема «Модель влияния компьютерных игр на состояние нервной системы хоккеистов подросткового возраста» / Петрушкина Н.П., Симонова Н. А., Коломиец О.И., Жуковская Е.В., Дегтярев А.В., Быков Е.В. ; заявитель и патентообладатель Уральский государственный университет физической культуры. - 2017504135 ; заявл. 24.08.17 ; опубл. 08.06.2018. Бюл. № 6. - 3 с.
15. Петрушкина, Н.П. Физиологические основы спортивной деятельности / Н.П. Петрушкина, В.А. Пономарев. - Челябинск : [б.и.], 2014. - 60 с.
16. Петрушкина, Н. П. Влияние морфофункционального статуса спортсменов пубертатного возраста на возникновение спортивных травм / Н.П. Петрушкина, О.И. Коломиец, Н.А. Симонова // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 5. - С. 38-40.
17. Петрушкина, Н.П. Особенности заболеваемости хоккеистов пубертатного возраста / Н.П. Петрушкина, Н. А. Симонова // Вестник уральской медицинской академической науки. - 2014. - № 3 (49). - С. 175-176.
18. Петрушкина, Н.П. Спортивная физиология (конспект лекций) : пособие для самостоятельной работы студентов высших учебных заведений физической культуры / Н.П. Петрушкина ; Урал. гос. ун-т физ. культуры. - Челябинск : [б.и], 2014. - 116 с.
19. Петрушкина, Н.П. Повышение функционального состояния юных хоккеистов посредством восстановительных мероприятий / Н.П. Петрушкина, Е.Е. Ердаков // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры. XX региональная научно-практическая конференция : сборник материалов. - Челябинск, 2010. - С. 270272.
20. Руководство по медико-биологическому сопровождению подготовки в детско-юношеском хоккее / И.В. Левшин, Л.В. Михно, А.Н. Поликарпочкин, Д.Г. Елистратов. - М. : Спорт, 2016. - 148 с.
21. Савин, В.П. Особенности подготовки юных вратарей в хоккее : учеб. пособие / В.П. Савин, Г.Г. Удилов. - М. : С. Принт, 2002. - 61 с.
22. Таймазов, В.А Психофизиологическое состояние спортсмена (методы оценки и коррекции) / В.А. Таймазов, Я.В. Голуб. - СПб. : Изд-во «Олимп СПб», 2004. - 400 с.
23. Твист, Питер. Хоккей: теория и практика / Твист Питер. - М : АСТ ; Апрель, 2005. - 288
с.
24. Уолтер, Р. Стратегия и тактика лучших команд мира / Р. Уолтер, М. Джонсон. - Москва : Издательство Э, 2017. - 239 с.
25. Хоккей : программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М. : Советский спорт, 2012. - 101 с.
26. Чемберз, Дейв. Тренировочные занятия в хоккее : 446 упражнений для развития мастерства хоккеистов / Дейв Чемберз. - Киев : Олимпийская литература, 2010. - 360 с.
REFERENCES
1. Gorsky, E.V., Zakharkin, I.V., Mikhno, L.V. and Chichelov, I.A. (2016), "Analysis of individual and team technical - tactic actions in modern hockey", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (132), pp. 57-63.
2. Bykov, E.V., Kolomiets, O.I., Petrushkina, N.P. and Simonova, N.A. (2019), "Methodological approaches in scientific research organization in the field of physical culture and sports", Pedagogical-psychological and medical-biological problems ofphysical culture and sport, Vol. 14, No. 1, pp. 176-184.
3. Bykov, E.V., Kolomiets, O.I., Kovalenko A. N. et al. (2019), "Features of scientific research organization in the field of physical culture and sports (work of the UralSUPC Ethical Committee)", Scientific and Sport Bulletin of Ural and Siberia, Vol. 21, No. 1, pp. 63-69.
4. Weinberger, E.A. (2014), Hockey Players' Training Methods: Study Guide for 2nd-3rd Year Students' Independent Work, Ural Academia, Chelyabinsk.
5. Simonova, N.A., Petrushkina, N.P., Zhukovskaya, E.V. and Mikhaylenko, T.V. (2017), "Possibility of neurocognitive technologies use to improve athletes', playing games-based sport, nervous system attention and balance", Physiological and Biochemical Bases and Pedagogical Technologies of Adaptation to Different Physical Loadings: materials of the all-Russian Research and Practice Conference with International Participation, Kazan, pp. 325-328.
6. Kolomiets, O.I., Petrushkina, N.P. and Bykov, E.V. (2017), "Features of metabolic adaptive changes at various physical loadings", Science. Innovations. Technologies, No. 1, pp. 207-216.
7. Mikhno, L. V. (2011), Hockey Players' Sports Training Content and Structure: manual, Peter, St. Petersburg.
8. Nikitushkin, V.G. (2009), Young Athletes' Modern Training: Study Guide, Moskomsport, Moscow.
9. Nikitushkin, V.G. and Bodrov, V.Yu. (2019), "Young Hockey Players' Annual Training Cycle Development", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (168), pp 249-253.
10. Nikolaev, A.A. and Semenov, V. G. (2017.), Sportsmen's Endurance Development, Sport, Moscow.
11. Petrushkina, N.P., Simonova N.A., Bykov, E.V. et al. (2018), "Hockey Players' in Pubertal Age Training Process Optimization on the Basis of Special and Functional Training Comprehensive Assessment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (165), pp.261-266.
12. Simonova, N.A., Orekhov, E.F., Petrushkina N.P. and Kolomiets, O.I. (2016), "Nervous System Functional State and Morbidity Features in Pubertal Aged Hockey Players, Having Different Levels of Biological Maturation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (133), pp. 217-223.
13. Pavlova, N.V., Lysakovsky, I.T. and Kulikova, O.M. (2018), "Training Process Management Descriptive Model in Young Hockey Players' Long-Term Sports Training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (164). pp. 255-259.
14. Petrushkina N.P., Simonova N. A., Kolomiets O.I., Zhukovskaya E.V., Degtyarev A.V. and Bykov E.V.: Patent 109032 The Russian Federation "Computer Games Influence on Hockey Players' in Adolescence Nervous System Model, Scheme", available at: https://patentinform.ru/industrial-designs/reg-109032.html.
15. Petrushkina, N.P and Ponomarev V.A. (2014), Physiological Basis of Sports Activity, Chelyabinsk.
16. Petrushkina, N.P., Kolomiets O.I. and Simonova N.A., (2016), "Puberty Aged Athletes' Morpho functional Status Influence on Sports Injuries Occurrence", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 38-40.
17. Petrushkina, N.P. and Simonova, N.A., (2014), "Puberty Aged Hockey Players' Morbidity Peculiarities", Bulletin of Ural Medical Academic Science, No. 3 (49), pp. 175-176.
18. Petrushkina, N.P. (2014), Sports physiology (compendium of lectures): Study Guide for Higher Educational Establishments of Physical Culture Students' Independent Work, Chelyabinsk.
19. Petrushkina, N.P. and Erdakov E.E. (2010), "Young Hockey Players' Functional State Improving through Rehabilitation Measures", Educational Process Optimization in Educational Institutions of Physical Culture, Proceedings of the XX Regional Scientific and Practical Conference, collection works, Chelyabinsk, pp. 270-272.
20. Levshin, I.V., Mikhno, L.V., Polikarpochkin A.N. and Elistratov D.G. (2016), "Guide to medical and biological support in youth hockey training', available at: http://biblioclub.ru/in-dex.php?page=book&id=454247.
21. Savin, V.P. and Udilov, G.G. (2002), Young Goalies' Training Peculiarities in Hockey: Study Guide, S. Print, Moscow.
22. Taymazov, V.A. and Golub Ya.V. (2004), Sportsman's Psycho-Physiological State (Evaluation and Correction Methods), Olymp SPb, St. Petersburg.
23. Twist, P. (2005), Hockey: Theory and Practice, April, Moscow.
24. Walter, R. and Jonson M. (2017), Best World Teams' Strategy and Tactics, Apublisher, Moscow.
25. Hockey: Sport Training Program for Youth Sport Schools and Specialized Children and Youth Sports Schools of the Olympic Reserve (2012), Soviet Sport, Moscow.
26. Chembers, D. (2010), Training Lessons in Hockey: 446Exercises to Develop Hockey Players' Skills, Olympics Literature, Kiev.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.04.2019
УДК 796.921
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 9-11 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА (СРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ)
Антон Юрьевич Дронь, кандидат биологических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет (СурГПУ); Касум Магомед-Расулович
Касумов, старший тренер, Муниципальное автономное учреждение спортивной подготовки "Спортивная школа олимпийского резерва " Сургутского района, Сургут
Аннотация
Выявлено, что наличие критических периодов развития, а также незрелость функциональных систем юных лыжников-гонщиков относит их к категории наиболее чувствительной к физическим нагрузкам. Кроме того, выражается влияние среды обитания и нагрузки в виде изменений антропометрических показателей. Анализ возрастной динамики антропометрии юных лыжников-гонщиков и сравнительный анализ показателей детей других Федеральных областей в исследованиях других авторов приводит к выводам, что среда обитания детей влияет на физическое развитие мальчиков. Так сравнительный анализ юных лыжников-гонщиков 9-11 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера, имеют различия в таких показателях как окружность грудной клетки и индекс-Кетле, что свидетельствуют о влияние тренировок на организм и особенностей естественного отбора в группах начальной подготовки.
Ключевые слова: лыжники-гонщики, антропометрия, физическое развитие, Север, функциональные показатели.
ASSESSMENT OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF YOUNG SKIERS-RACERS AGED 9-11 YEARS OLD IN THE CONDITIONS OF FAR NORTH (CENTRAL
PRIOBYE)
Anton Yurievich Dron, the candidate of biology sciences, senior lecturer, Surgut State Pedagogical University; Kasum Magomed-Rasulovich Kasumov, the senior coach, Municipal autonomous authority of sports preparation "Sports school of the Olympic reserve" of the Surgut
district, Surgut
Annotation
It is revealed that existence of the critical periods of development, and also immaturity of functional systems of young skiers-racers refers them to category of the most sensitive to physical activities. Besides influence of the habitat and loading is expressed as changes of anthropometrical indicators. The analysis of age dynamics of anthropometry of young skiers-racers and the comparative analysis of indicators of the children of other Federal areas in researches of other authors leads to conclusions that the habitat of children influences on physical development of boys. So, differences in such indicators as a circle of a thorax and the index Quetelet following the comparative analysis of young skiers-racers of 9-11 years old living in conditions of Far North testify about influence of trainings on the organism and features of the natural selection in groups of initial preparation.