УДК 629.7.05
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕГУЛЯРНОСТИ ОТПРАВЛЕНИЙ
ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
*
Д. А. Смятских , М. А. Ламонов Научный руководитель - Р. А. Акзигитов
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail: dmitrysmyatskih098@gmail.com
Проведён анализ динамики регулярности отправлении воздушных судов за определённый период.
Ключевыеслова: анализ, регулярность отправлении воздушных судов, распределение.
ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF THE DISTRIBUTION OF THE REGULARITY OF AIRCRAFT DEPARTURES
D. A. Smyatskih*, M. A. Lamonov Scientific Supervisor - R. A. Akzigitov
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: dmitrysmyatskih098@gmail.com
The article analyzes the dynamics of the regular departures of aircraft for a certain period.
Keywords: analysis, regularity of aircraft departures, distribution.
Анализ динамики распределений регулярности отправлений воздушных судов должен начинаться с анализа распределения показателя РОВС за определенный период.
Представляет интерес сравнение динамики характера распределений РОВС за весь период и для месяцев: январь (спрос не предполагается), март-апрель (предполагается спрос РОВС на увеличение), август (предполагается спрос РОВС на уменьшение).
В рамках исследования можно описать распределение РОВС, используя сглаживающую кривую, выбираемую из ряда полиномов различных степеней степенной зависимости, логарифмической, экспоненциальной и линейной. При этом в качестве факторного признака будет выступать номер интервала. Как показали оценки, в этом случае наиболее оправдано использование описания полиномами четвертой степени (в большинстве случаев гипотеза о значимости зависимости не отвергается).
Полученные результаты дают возможность установить причины изменения РОВС и особенности изменения асимметрии распределения РОВС.
Причины изменения складываются из объективного и субъективного факторов. Объективный фактор заключается в том, что авиакомпания, предоставляющая чартерные перевозки, сталкивается с периодами роста и спада активности, которые обусловлены неравномерностью спроса на авиаперевозки в течение года.
Исходя из рис. 1. видно, что в апреле спрос на услуги значительно меньше, чем в августе. Из субъективной стороны следуетухудшение состояния парка ВС, что вместе с плотным графиком оборота самолетов, повлекло за собой увеличение количества задержек и суммарного времени [1].
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 2
Некоторые из полученных результатов представлены на рис. 1.
|" Доля дней с РОВС, %
За январь
1 2 3 4 5 6 Номер интервала ^
Ж
Рекомендуемое минимальное среднее значение РОВС ("грмшиа
принятия решения")
<£> Интервал РОВС
Рис. 1. Характер зависимостей, аппроксимирующих распределения показателя РОВС
В области регулярности полетов воздушных судов гражданской авиации обеспечено представление изменения кривой распределения РОВС и характеристик распределения в динамике. При этом используются скользящие по ряду выборки объемом 30 дней с шагом равным одному дню. Объем выборки, шаг и положение «границы принятия решения» (см. рис. 1) могут задаваться людьми, принимающими решения по оценке РОВС и управляющими выработкой корректирующих мероприятий с учетом особенностей статистических данных по конкретному предприятию [2].
В практической деятельности авиакомпаний описанный анализ распределения РОВС следует сочетать с анализом ряда РОВС, сглаженного способом скользящего среднего, например, по 15 дням. При наличии отрицательной тенденции изменения РОВС - разделить анализ по дням недели, кодам, интервалу времени суток с целью установления переменной, приводящей к такому результату [3].
Исходя из выше сказанного, можно с уверенностью сказать о причинах РОВС и особенностях изменения характеристик распределения РОВС. Анализ РОВС в динамике поможет установить момент начала отрицательной тенденции в его изменении и, после установки причин такого изменения.
Разработанное программное обеспечение обеспечивает представление в динамике рассмотренных распределений регулярности.
В заключение выполним сравнение показателей задержек и регулярности для двух месяцев по дням недели.
Отклонения значений РОВС за август от соответствующих значений за апрель, представлены на рис. 2 (показатели за апрель рассматриваются как базовые).
Рис. 2. Характер распределения отклонений РОВС по дням недели в августе от показателей в апреле
Наиболее значительное ухудшение наблюдается по понедельникам и воскресеньям, что, как и результаты, полученные ранее, может быть объяснено недостатками в планировании парка ВС.
Анализ средней продолжительности задержек по дням недели и определение отношений средней продолжительности задержек по дням недели (апрель/август) по отправлению дает результаты.
Выводы, которые позволяет сделать эта диаграмма, подтверждают результаты, полученные ранее. Апрель - месяц с наилучшими показателями РОВС, в августе все наоборот, показатели намного хуже. Только по понедельникам средняя продолжительность задержек по отправлению в апреле превышает данный показатель по августу. В апреле было мало задержек, зато длительных, как правило, образующихся в результате перехода воскресных рейсов на понедельник. Регулярные рейсы, как правило, задерживались из-за метеоусловий аэропортов вылета - прилета, в том числе имели место случаи, когда ВС был вынужден уйти на запасной аэродром. Чартерные рейсы, как правило задерживались неисправностью материальной части, также был случай задержки доставкой бортового питания, в случае поломки, либо других причин. Вторые рейсы задерживались поздним прибытием самолета.
Библиографическиессылки
1. Малышева Т.А. Оценка регулярности полетов воздушных судов, выполняемых авиакомпаниями РФ // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. № 100. 2006. С. 178-181.
2. Руководство по обеспечению и учету регулярности полетов воздушных судов гражданской авиации СССР (РРП ГА-90), утверждено Приказом МГА СССР № 6 от 10.01.1990.
3. Чичков Б. А., Малышева Т. А. Анализ распределения задержек рейсов в авиапредприятиях элиминированием по интервалам времени суток, продолжительности и кодам // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. № 109. 2006. С. 144-147.
© Смятских Д. А., Ламонов М. А., 2020