Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕГУЛЯРНОСТИ ОТПРАВЛЕНИЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ '

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕГУЛЯРНОСТИ ОТПРАВЛЕНИЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анализ / регулярность отправлений воздушных судов / распределение / analysis / regularity of aircraft departures / distribution

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д.А. Смятских, М.А. Ламонов, Р.А. Акзигитов

Проведён анализ динамики регулярности отправлении воздушных судов за определённый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF THE DISTRIBUTION OF THE REGULARITY OF AIRCRAFT DEPARTURES

The article analyzes the dynamics of the regular departures of aircraft for a certain period.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕГУЛЯРНОСТИ ОТПРАВЛЕНИЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ »

УДК 629.7.05

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕГУЛЯРНОСТИ ОТПРАВЛЕНИЙ

ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

*

Д. А. Смятских , М. А. Ламонов Научный руководитель - Р. А. Акзигитов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: dmitrysmyatskih098@gmail.com

Проведён анализ динамики регулярности отправлении воздушных судов за определённый период.

Ключевыеслова: анализ, регулярность отправлении воздушных судов, распределение.

ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF THE DISTRIBUTION OF THE REGULARITY OF AIRCRAFT DEPARTURES

D. A. Smyatskih*, M. A. Lamonov Scientific Supervisor - R. A. Akzigitov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: dmitrysmyatskih098@gmail.com

The article analyzes the dynamics of the regular departures of aircraft for a certain period.

Keywords: analysis, regularity of aircraft departures, distribution.

Анализ динамики распределений регулярности отправлений воздушных судов должен начинаться с анализа распределения показателя РОВС за определенный период.

Представляет интерес сравнение динамики характера распределений РОВС за весь период и для месяцев: январь (спрос не предполагается), март-апрель (предполагается спрос РОВС на увеличение), август (предполагается спрос РОВС на уменьшение).

В рамках исследования можно описать распределение РОВС, используя сглаживающую кривую, выбираемую из ряда полиномов различных степеней степенной зависимости, логарифмической, экспоненциальной и линейной. При этом в качестве факторного признака будет выступать номер интервала. Как показали оценки, в этом случае наиболее оправдано использование описания полиномами четвертой степени (в большинстве случаев гипотеза о значимости зависимости не отвергается).

Полученные результаты дают возможность установить причины изменения РОВС и особенности изменения асимметрии распределения РОВС.

Причины изменения складываются из объективного и субъективного факторов. Объективный фактор заключается в том, что авиакомпания, предоставляющая чартерные перевозки, сталкивается с периодами роста и спада активности, которые обусловлены неравномерностью спроса на авиаперевозки в течение года.

Исходя из рис. 1. видно, что в апреле спрос на услуги значительно меньше, чем в августе. Из субъективной стороны следуетухудшение состояния парка ВС, что вместе с плотным графиком оборота самолетов, повлекло за собой увеличение количества задержек и суммарного времени [1].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 2

Некоторые из полученных результатов представлены на рис. 1.

|" Доля дней с РОВС, %

За январь

1 2 3 4 5 6 Номер интервала ^

Ж

Рекомендуемое минимальное среднее значение РОВС ("грмшиа

принятия решения")

<£> Интервал РОВС

Рис. 1. Характер зависимостей, аппроксимирующих распределения показателя РОВС

В области регулярности полетов воздушных судов гражданской авиации обеспечено представление изменения кривой распределения РОВС и характеристик распределения в динамике. При этом используются скользящие по ряду выборки объемом 30 дней с шагом равным одному дню. Объем выборки, шаг и положение «границы принятия решения» (см. рис. 1) могут задаваться людьми, принимающими решения по оценке РОВС и управляющими выработкой корректирующих мероприятий с учетом особенностей статистических данных по конкретному предприятию [2].

В практической деятельности авиакомпаний описанный анализ распределения РОВС следует сочетать с анализом ряда РОВС, сглаженного способом скользящего среднего, например, по 15 дням. При наличии отрицательной тенденции изменения РОВС - разделить анализ по дням недели, кодам, интервалу времени суток с целью установления переменной, приводящей к такому результату [3].

Исходя из выше сказанного, можно с уверенностью сказать о причинах РОВС и особенностях изменения характеристик распределения РОВС. Анализ РОВС в динамике поможет установить момент начала отрицательной тенденции в его изменении и, после установки причин такого изменения.

Разработанное программное обеспечение обеспечивает представление в динамике рассмотренных распределений регулярности.

В заключение выполним сравнение показателей задержек и регулярности для двух месяцев по дням недели.

Отклонения значений РОВС за август от соответствующих значений за апрель, представлены на рис. 2 (показатели за апрель рассматриваются как базовые).

Рис. 2. Характер распределения отклонений РОВС по дням недели в августе от показателей в апреле

Наиболее значительное ухудшение наблюдается по понедельникам и воскресеньям, что, как и результаты, полученные ранее, может быть объяснено недостатками в планировании парка ВС.

Анализ средней продолжительности задержек по дням недели и определение отношений средней продолжительности задержек по дням недели (апрель/август) по отправлению дает результаты.

Выводы, которые позволяет сделать эта диаграмма, подтверждают результаты, полученные ранее. Апрель - месяц с наилучшими показателями РОВС, в августе все наоборот, показатели намного хуже. Только по понедельникам средняя продолжительность задержек по отправлению в апреле превышает данный показатель по августу. В апреле было мало задержек, зато длительных, как правило, образующихся в результате перехода воскресных рейсов на понедельник. Регулярные рейсы, как правило, задерживались из-за метеоусловий аэропортов вылета - прилета, в том числе имели место случаи, когда ВС был вынужден уйти на запасной аэродром. Чартерные рейсы, как правило задерживались неисправностью материальной части, также был случай задержки доставкой бортового питания, в случае поломки, либо других причин. Вторые рейсы задерживались поздним прибытием самолета.

Библиографическиессылки

1. Малышева Т.А. Оценка регулярности полетов воздушных судов, выполняемых авиакомпаниями РФ // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. № 100. 2006. С. 178-181.

2. Руководство по обеспечению и учету регулярности полетов воздушных судов гражданской авиации СССР (РРП ГА-90), утверждено Приказом МГА СССР № 6 от 10.01.1990.

3. Чичков Б. А., Малышева Т. А. Анализ распределения задержек рейсов в авиапредприятиях элиминированием по интервалам времени суток, продолжительности и кодам // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. № 109. 2006. С. 144-147.

© Смятских Д. А., Ламонов М. А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.