Научная статья на тему 'Анализ динамики и специфики развития услуг социальной инфраструктуры экономики Республики Татарстан'

Анализ динамики и специфики развития услуг социальной инфраструктуры экономики Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / THE SERVICE OF SOCIAL INFRASTRUCTURE / ДИНАМИКА ЦЕН / СПРОС НА СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / DEMAND FOR THE SOCIAL SERVICES / МОТИВАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ / THE MOTIVATION OF POPULATION / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC INCREASE / ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ / PAID SERVICES TO POPULATION / PRICE BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткачев С.В.

Автор на основе анализа динамики развития услуг социальной инфраструктуры региона выявляет ряд важных с точки зрения структурного строения экономики тенденций, важнейшей среди которых является ускоренный рост спроса на услуги социальной инфраструктуры, который в свою очередь значительно тормозится опережающим ростом цен на эти услуги по сравнению с доходами населения, что в конечном итоге приводит к снижению мотивации населения к росту производительности и эффективности труда в реальном секторе экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ динамики и специфики развития услуг социальной инфраструктуры экономики Республики Татарстан»

УДК 338.46(470.41)

С. В. Ткачев

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ УСЛУГ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Ключевые слова: услуги социальной инфраструктуры, динамика цен, спрос на социальные услуги, мотивация населения, экономический рост, платные услуги населению.

Автор на основе анализа динамики развития услуг социальной инфраструктуры региона выявляет ряд важных с точки зрения структурного строения экономики тенденций, важнейшей среди которых является ускоренный рост спроса на услуги социальной инфраструктуры, который в свою очередь значительно тормозится опережающим ростом цен на эти услуги по сравнению с доходами населения, что в конечном итоге приводит к снижению мотивации населения к росту производительности и эффективности труда в реальном секторе экономики региона.

Key words: the service of social infrastructure, price behavior, demand for the social services, the motivation of population, economic

increase, paid services to population.

The author on the basis of the analysis of the dynamics of the development of the services of the social infrastructure of region reveals a number of the tendencies important from the point of view of the structural structure of the economy, most important among which appears the accelerated increase in the demand for the services of social infrastructure, which is in turn considerably inhibited by the anticipating increase in the prices of these services in comparison with the incomes of population, which in the final analysis leads to reduction in the motivation of population to a rise in productivity and productivity of labor in the real sector of economy of region.

Анализ динамики специфики развития услуг социальной инфраструктуры экономик региона необходимо начинать с отражения ее взаимосвязи с основными параметрами развития экономики региона. Как свидетельствуют данные официальной статистики прирост валовой добавленной стоимости промышленного производства в Республике Татарстан был сопоставим на протяжении последних 5 лет с приростом объемов услуг отраслей социальной инфраструктуры. Так, если индекс валовой добавленной стоимости промышленного производства в

2011 году составлял 107,7%, в 2012 - 105,5%, в 2013 - 102,0%, то индекс реальных доходов населения региона составлял, соответственно, 108,1%; 109,3% и 110,1% [1].

Однако сопоставление только этих параметров не отражает всей сложной системы взаимной зависимости между параметрами экономического роста и социальной инфраструктурой. Если же учесть влияние индекса потребительских цен на услуги социальной инфраструктуры, то картина существенно изменится. Анализ динамики индекса потребительских цен на услуги социальной инфраструктуры в 2013 году показал, что, например, прирост реальной начисленной заработной платы в 2013 году на 8,7% был практически полностью нивелирован приростом цен на жилищно-коммунальные услуги (8%), бытовые услуги (7,4%), услуги пассажирского транспорта (6,6%) и многие другие.

Как показывает анализ данных, приведенных на рисунке 1, наибольший прирост цен на услуги социальной инфраструктуры зафиксирован в

2012 году на жилищно-коммунальные услуги (16,7%), услуги в системе образования (16,7%), а также медицинские услуги (7,4%).

Медицинские услуги Услуги физкультуры и спорта Услуги зарубежного туризма Санаторно-оздоровительные услуги Услуги пассажирского транспорта Бытовые услуги Жилищно-коммунальные услуги Услуги организаций культуры Услуги в системе образования

16,7

16,7

-4-2 0 2 4 6 8 1012141618

Рис. 1 - Динамика цен на платные услуги социальной инфраструктуры в Республике Татарстан в 2012-2013 годах (к предыдущему периоду)

Эти параметры в большинстве своем опережают индексы роста цен на продукцию основных отраслей промышленности, которые составляли, например, в целом по промышленности 11,9%, в добыче полезных ископаемых - 4,0%, в обрабатывающей промышленности - 8,7%, в отрасли по производству транспортных средств и оборудования -1,1%, в отрасли текстильного и швейного производства - 8,0%. Таким образом, темпы прироста цен на услуги социальной инфраструктуры существенно опережают темпы прироста цен на продукцию основных отраслей промышленного производства в Республике Татарстан, что снижает степень их доступности для основной массы населения региона [2]. Анализ динамики индексов потребительских цен на услуги социальной инфраструктуры Республики Татарстан в 1995-2012 годах показывает, что наиболее высокими темпами росли цены на такие услуги социальной инфраструктуры, как услуги коммунальных сетей, учреждений образования, пассажирского транспорта, правовые услуги, санаторно-

курортные услуги. Это наиболее значимые и социально востребованные услуги социальной инфраструктуры, высокие темпы роста цен на которые существенно сокращают их доступность для основной массы населения Республики Татарстан и отрицательно влияет на количественные и качественные параметры экономического роста региона.

Анализ данных динамики индекса производства и экономического оборота предприятий и организаций по видам экономической деятельности Республики Татарстан за 2009-2013 годы показывает, что индексы объемов услуг социальной инфраструктуры по отдельным отраслям значительно опережают индексы промышленного сектора экономики региона, что свидетельствует об опережающих темпах роста спроса на услуги социальной инфраструктуры по сравнению с промышленностью. Так, если объем социальных услуг и услуг здравоохранения за три последние годы ежегодно увеличивался более, чем на 50%, то за этот же период ежегодный прирост объемов промышленного производства в регионе не превышал 7%.

В данном случае ускоренный рост спроса на услуги социальной инфраструктуры значительно тормозится опережающим ростом цен на эти услуги по сравнению с доходами населения, что в конечном итоге приводит к снижению мотивации населения к росту производительности и эффективности труда в реальном секторе экономики региона.

Анализ динамики объемов платных услуг населению Республики Татарстан за период с 1995 по 2013 годы показывает, что в динамике ряда комплементарных отраслей социальной инфраструктуры наблюдаются определенные тенденции и закономерности. Наблюдается выраженное снижение темпов прироста услуг связи, когда их почти 30% рост в 2005 году сменился чуть более 1% прироста в последние три года. Наиболее устойчиво и системно растут объемы коммунальных услуг. Однако рассматривать эту тенденцию как положительное явление никак нельзя в силу того, что этот рост практически полностью достигается за счет роста цен на энергоносители.

В то же время, достаточно стабильно развиваются платные медицинские услуги, что также нельзя расценивать однозначно как положительное явление. Если в 2008 году их ежегодный прирост не превышал 9%, то в 2013 году он вырос более, чем в 10 раз и составил 198% или двойной рост по отношению к 2012 году. Нельзя забывать, что этот рост во многом обусловлен сокращением программы государственных гарантий по оказанию населению бесплатной медицинской помощи и выводом из нее целого ряда медицинских услуг, что заставляет население приобретать эти услуги за плату у тех же государственных и муниципальных лечебных учреждений.

Ярко выражена тенденция снижения объемов платных услуг в системе образования, что обусловлено и снижением доли этих услуг в структуре платных услуг, потребляемых домохозяйствами. Эта тревожная тенденция во многом обусловлена новыми образовательными стандартами, применяемыми

нашими вузами в соответствие с условиями вхождения в ВТО. Аналогичные тенденции подтверждаются и анализом данных о динамике развития платных услуг на душу населения в Республике Татарстан в 1995-2013 года. Анализ структуры платных услуг отраслей социальной инфраструктуры Республики Татарстан в период с 1995 по 2013 годы, показывает, что доминирующая доля в их структуре приходится на коммунальные услуги (19,6%); транспортные услуги (17,7%); бытовые услуги (16,6%); услуги связи (11,4%). Именно эти комплементарные услуги устойчиво росли в структуре потребления услуг социальной инфраструктуры региона. Существенно меньшая доля приходится на услуги образования (8,2%), медицинские (6,4%) и жилищные услуги (5,8%). Остальные услуги отраслей социальной инфраструктуры, такие как услуги культуры, туристские, гостиничные, услуги физической культуры и спорта занимают незначительное место в структуре платных услуг населению. Так, практически не растет в последние пять лет доля услуг физической культуры и спорта, туристских услуг, услуг культуры. При этом ярко выражена тенденция падения доли санаторно-курортных услуг в совокупном объеме услуг социальной инфраструктуры региона. Если в 1995 году на их долю приходилось 4,9% в совокупном объеме платных услуг населению региона, то в 2013 году на их долю приходится всего 1,3%.

Сложившаяся диспропорция в структуре услуг социальной инфраструктуры в Республике Татарстан свойственна большинству регионов России и отражает наиболее насущные проблемы населения, связанные с удовлетворением, прежде всего, комплементарных услуг в ущерб услугам, способствующим развитию личности, образованности, физической культуры и спорта.

Противоречивость объемной динамики и структурных сдвигов в отраслях социальной инфраструктуры региона наиболее наглядно отражаются в приведенной ниже таблице 1, где рост одних отраслей сопровождается падением других, что, по нашему мнению, требует специального анализа.

Анализ динамики отдельных параметров основных показателей услуг социальной инфраструктуры Республики Татарстан с 1995 по 2013 годы показывает, что положительные, на первый взгляд, тенденции в одних отраслях сопровождаются отрицательными тенденциями в других.

Так, преодолеть естественную убыль населения региона (превышение смертности над рождаемостью) удалось лишь в 2011 году, когда впервые количество вновь родившихся превысило умерших на 300 человек. Казалось бы, этому очевидно противоречит системное снижение количества коек в лечебных учреждениях, приходящихся на 10 тыс. человек населения региона. Однако, снижение количества коек на 10 тыс. человек населения проводится в рамках стратегической политики реформирования здравоохранения, направленной на ликвидацию низкоэффективных лечебных учреждений в отдаленных сельских районах Республики, где отсутствуют квалифицированные специалисты и необходимое медицинское оборудование. Они заме-

няются строительством в районных центрах достаточно крупных лечебных учреждений, оснащенных современным медицинским оборудованием и квалифицированными специалистами. Об этом свидетельствуют и данные о резком сокращении амбула-торно-поликлинических учреждений в сельской местности. Так, если в 2005 году их было 138, то к 2013 году их осталось только 15 [4].

Таблица 1 - Динамика отдельных параметров основных показателей услуг социальной инфраструктуры Республики Татарстан с 1995 по 2013 годы

1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Естественный прирост (убыль) на 1000 человек населения (N ,7 го ,0 ,2 го (N ,2 ,3 •о ,2 •о + 0,3 + 2,3 + 2,6

Уровень безработицы, в процентах 1Л оо 1Л 1Л СЛ 1Л оо го, ГО, оо (N ОО

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, кв. м. 16,9 18,6 20,5 20,9 21,3 21,9 22,2 22,8 23,0 23,3 23,9

Численность обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, тыс. чел. 577,0 572,9 441,5 416,3 400,2 392,2 386,1 378,3 371,4 368,5 363,1

Число больничных коек на 10 тыс. чел. населения ГО (N 7 о о 0 о со о со со о 76,7 74,8 71,6

Число больничных учреждений, единиц 5 ГО 0 со (N 9 о 2 4 (N 0 (N 9 8 3 111 9 о 6 о

Число врачебных амбулаторно- поликлинических учреждений, единиц 5 го ^ о ^ 6 со го (N 3 5 2 5 (N 9 о 2 3 СЛ 2 2 2 2 2 2

Число санаторно-курортных организаций 9 со 8 о го го 8 (N 5 ZH 110 6 о 2 о СЛ (N СЛ

Источник:

2]

Однако это требует адекватной политики в сфере обеспечения доступности этих лечебных учреждений, связанной с наличием дорог с твердым покрытием и рейсовых автобусных маршрутов. Только в этом случае эти структурные сдвиги в здравоохранении региона могут принести ожидаемые результаты [3].

Снижение численности обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлено проводимой в стране политикой смены приоритетов в этой области, когда экономика страны больше нуждается в квалифицированных рабочих специальностях, чем в специалистах с высшим образованием, количество которых сегодня превышает аналогичные показатели в развитых зарубежных странах. Для этих целей государство достаточно эффективно применяет финансовые рычаги и инструменты.

2323 1

Высшие учебные заведения

1500 1

федеральный бюджет бюджеты субъектов РФ с полным возмещением затрат

Рисунок 2 - Структура приема абитуриентов в государственные и муниципальные учреждения высшего и среднего профессионального образования в Республике Татарстан по источникам финансирования в 2012 году (человек)

Как показывает анализ структуры приема абитуриентов в государственные и муниципальные учреждения высшего и среднего профессионального образования по источникам финансирования в 2012 году, представленный на рисунке 2 показывает, что доля бюджетов субъектов федерации в финансировании учреждений среднего профессионального образования значительно превышает их долю в финансировании высшего профессионального образования. Так, если за счет средств бюджетов субъектов федерации в вузы Республики Татарстан было принято в 2012 году 670 человек, то в учреждения среднего профессионального образования региона -7336, или более, чем в 11 раз больше. В то же время, если с полным возмещением затрат в учреждения среднего профессионального образования в 2012 году было принято 6916 абитуриентов, то в высшие учебные заведения региона с полным возмещением затрат было принято 23231 человек, или почти втрое больше. Все это свидетельствует о формировании структурного сдвига в сфере услуг отечественного образования, связанного со сменой приоритетов в сторону среднего профессионального образования по сравнению с высшим.

Концентрированным выражением содержательных характеристик функционирования отраслей социальной инфраструктуры региона, безусловно, являются данные о динамике расходов консолидированного бюджета региона на нужды отраслей социальной инфраструктуры. В таблице 2 представлены данные о динамике этих расходов консолидированного бюджета Республики Татарстан в период с 2005 по 2013 годы. Как показывают данные анализа, за период с 2005 по 2012 годы расходы консолидированного бюджета Республики Татарстан в целом выросли более, чем вдвое, с 87823,9 млн. рублей до 214307,0 млн. рублей к 2012 году.

Таблица 2 - Расходы консолидированного бюджета Республики Татарстан в 2005-2013 годах на нужды отраслей социальной инфраструктуры, млн. рублей

Годы Расходы, всего Из них

Жилищно-коммунальное хозяйство Социально-культурные мероприятия

Всего Образование Здравоохранение, физическая культура и спорт Социальная политика

2005 87823,9 9438,1 45404,9 16170,3 16829,6 7313,0

2007 108517,8 10657,7 51878,0 23966,2 11518,9 11852,8

2008 146268,5 16102,0 58252,9 29674,2 9073,5 14217,6

2009 152731,5 16614,4 68742,6 28947,0 19432,8 15816,2

2010 193850,1 13809,2 87463,3 33461,2 18217,9 28425,7

2011 206 824,0 9114,0 69988,0 34757,0 18259,0 11395,0

2012 214 307,0 9964,0 79325,0 39422,0 19630,0 14222,0

2013 163122,0 6524,0 84981,0 39682,0 22766,0 16477,0

Источник: Составлено по данным официальной статистики.

При этом с 2013 года, по прогнозам Министерства экономического развития Республики Татарстан, в связи с прогнозированием падения цен на нефть, доходы регионального бюджета будут снижаться. В связи с чем, если провести анализ расходных статей консолидированного бюджета Республики Татарстан по отраслям социальной инфраструктуры, то обнаруживаются выраженные тенденции, связанные с падением выделяемых региональным бюджетом финансовых средств на эти цели. Так, за анализируемый период существенно сократились дотации консолидированного бюджета на финансирование жилищно-коммунального хозяйства. Если в 2008 году в консолидированном бюджете региона на цели содержания жилищно-коммунального хозяйства было выделено 16,6 млрд. рублей, то в 2013 году на эти цели из консолидированного бюджета Республики Татарстан поступило лишь 6,5 млрд. рублей.

В целом расходы консолидированного бюджета региона на социально-культурные мероприятия за анализируемый период годы выросли почти вдвое, с 45404,9 млн. рублей в 2005 году до 87463,3 млн. рублей в 2010 году. Однако в дальнейшем наблюдается выраженная тенденция ежегодного сокращения расходов консолидированного бюджета региона на эти цели. Так, в 2011 году они резко упали ниже уровня 70 млрд. рублей, в 2012 году поднялись до уровня 79,3 млрд. рублей, а к 2013 году - до уровня почти 85 млрд. рублей, так и не достигнув показателя 2010 года.

Отмеченная неравномерность, нестабильность выделения финансовых средств региональным консолидированным бюджетом на содержание отраслей социальной инфраструктуры и социальной политики наблюдается практически по всем отраслям, за исключением расходов на образование, финансирование которого стабильно возрастало ежегодно на протяжении всего анализируемого перио-

да. Так, если расходы консолидированного бюджета региона на здравоохранение, физическую культуру и спорт в 2005 году составляли 16,8 млрд. рублей, то к 2008 году они упали до 9 млрд. рублей, а в 2013 году достигли 22,7 млрд. рублей. Однако неравномерность выделения финансовых средств на здравоохранение, физическую культуру и спорт вполне объяснимо завершением или началом строительства центров высокотехнологической медицинской помощи, крупных спортивных объектов в рамках подготовки к проведению игр Всемирной Универсиады.

Однако более всего настораживает неравномерность и нестабильность в финансировании за счет средств консолидированного бюджета региона расходов на реализацию социальной политики, где основная доля приходится на медицинское страхование детей и неработающего населения, что может привести к сбоям в функционировании лечебных учреждений региона.

Вместе с тем прогнозные параметры расходов консолидированного бюджета Республики Татарстан до 2015 года на нужды отраслей социальной инфраструктуры имеют более выраженные устойчивый характер. Анализ прогноза расходов консолидированного бюджета Республики Татарстан до 2015 года на финансирование отраслей социальной инфраструктуры из расчета рублей расходов на одного жителя Республики Татарстан показывает, что эти параметры отличаются большей информативностью.

Так, за период с 2011 по 2015 годы объем выделяемых финансовых ресурсов из консолидированного бюджета Республики Татарстан на финансирование отраслей социальной инфраструктуры планируется увеличить почти на 30% или с 18,8 тыс. рублей на одного жителя региона до 23,8 тыс. рублей. Более, чем на 25% планируется увеличить финансирование расходов на образование или с 9,1 тыс. рублей до 11,4 тыс. рублей на одного жителя. Наиболее высокие темпы роста заложены в расходах консолидированного бюджета региона на здравоохранение - в расчете на одного жителя они должны увеличиться более, чем на 36% или с 4,5 тыс. рублей до 6,2 тыс. рублей. Более стабильный и устойчивый рост прогнозируется по расходам на реализацию социальной политики в регионе - в расчете на одного жителя они должны вырасти более, чем на 45% или с 3,0 тыс. рублей до 4,3 тыс. рублей.

Некоторый спад в темпах роста наблюдается по расходам на физическую культуру и спорт, а также финансирование средств массовой информации, что вполне объяснимо и связана с причинами, которые мы упоминали выше.

Таким образом, можно заключить, что анализ динамики и специфики развития услуг социальной инфраструктуры экономики Республики Татарстан характеризуется рядом тенденций, выраженных в следующем:

- прирост реальной начисленной заработной платы практически полностью нивелируется опережающим ростом цен на жилищно-коммунальные услуги, бытовые услуги, услуги пассажирского транспорта;

- темпы прироста цен на услуги социальной инфраструктуры существенно опережают темпы прироста цен на продукцию основных отраслей промышленного производства в Республике Татарстан, что снижает степень их доступности для основной массы населения региона;

- наиболее высокими темпами росли цены на такие услуги социальной инфраструктуры, как услуги коммунальных сетей, учреждений образования, пассажирского транспорта, правовые услуги, санаторно-курортные услуги, являющиеся наиболее значимыми и социально востребованными услугами социальной инфраструктуры, высокие темпы роста цен на которые существенно сокращают их доступность для основной массы населения Республики Татарстан и отрицательно влияют на количественные и качественные параметры экономического роста региона;

- достаточно стабильно развиваются платные медицинские услуги, что также нельзя расценивать однозначно как положительное явление, так как этот рост во многом обусловлен сокращением программы государственных гарантий по оказанию населению бесплатной медицинской помощи и выводом из нее целого ряда медицинских услуг, что заставляет население приобретать эти услуги за плату у тех же государственных и муниципальных лечебных учреждений;

- нестабильность прогнозируемых параметров прироста расходов консолидированного бюджета региона на финансирование отраслей социальной инфраструктуры;

- ускоренный рост спроса на услуги социальной инфраструктуры значительно тормозится опережающим ростом цен на эти услуги по сравнению с доходами населения, что в конечном итоге приводит к снижению мотивации населения к росту производительности и эффективности труда в реальном секторе экономики региона.

Литература

1. Социально-экономическое положение Республики Татарстан в 2013 году. Комплексный информационно-аналитический доклад. Татарстанстат. №12. - 2014.

2. Платное обслуживание населения в Республике Татарстан. Статистический сборник. Татарстанстат. - 2014. - 152 с.

3. Киселев, С.В. Специфика функционирования регионального рынка частных медицинских услуг/ Киселев С.В., Даминов М.Р. // Вестник Казанского технологического университета.- 2010.- № 2.- С. 384-389.

4. Киселев С.В. Методика расчета экономической эффективности территориальной централизации муниципального сектора регионального рынка медицинских услуг / Киселев С.В., Краснов А.В., Нугуманова Г.Р. // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - № 2 (том 16). - С. 298-301.

© С. В. Ткачев - аспирант каф. экономики и управления на предприятии пищевой промышленности Высшей школы экономики ФГБОУ ВПО «КНИТУ», hse@kstu.ru.

© S. V. Tkachev - confrontation graduate student of the department for the economy and control in the enterprise of the food industry of the higher school of the economy "KNRTU", hse@kstu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.