Научная статья на тему 'Региональная сфера платных услуг в условиях экономической нестабильности'

Региональная сфера платных услуг в условиях экономической нестабильности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ / ECONOMIC INSTABILITY / САНКЦИИ / SANCTIONS / СФЕРА ПЛАТНЫХ УСЛУГ / SPHERE OF PAID SERVICES / БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ / STATE MEASURES / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / STANDARD OF LIVING / КРИЗИС / CRISIS / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMY / POPULATION WELFARE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асхабалиев Ибрагимхалил Чупанович

Роль и значение сферы платных услуг в развитии экономики страны, а также отдельных ее регионов, недостаточно оценены, и актуальность этого усиливается в условиях экономической нестабильности так как, многие направления этой сферы способны обеспечить экономический рост и положительно влиять на развитие смежных отраслей. В статье акцентировано внимание на развитии сферы платных услуг в условиях экономической нестабильности и систематизированы теоретические взгляды различных ученых касающиеся понятия санкции и сформулировано определение этого понятия. Определены основные направления воздействия санкций, введенных против России, уровень их влияния на экономику страны, в том числе на сферу платных услуг. Выявлены региональные тенденции влияния санкций на сферу платных услуг. Определены отрицательные последствия от введения санкций и возможные положительные перспективы для развития сферы платных услуг России, в частности и на региональном уровне. Реализация указанных предложений по развитию сферы платных услуг Республики Дагестан будут способствовать развитию предприятий малого и среднего бизнеса и формированию у них конкурентной основы с учетом требований, предъявляемых к сфере услуг в сегодняшних условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Асхабалиев Ибрагимхалил Чупанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL SPHERE OF PAID SERVICES IN TERMS OF ECONOMIC INSTABILITY

The role and value of the paid services sphere in the economy development of nation and also its specific regions are insufficiently estimated. Its relevance is enhanced in the conditions of economic instability as many directions of this sphere are capable to provide economic growth and to have a positive impact on the development of allied industries. The attention is focused on the development of paid services sphere in the conditions of economic instability in the article. Also the theoretical views of various scientists concerning concepts of the sanction are systematized and definition of this concept is formulated here. The main directions of impact of the sanctions imposed against Russia, the level of their influence on national economy including on the paid services sphere are defined. Regional tendencies of sanctions impact on the paid services sphere are revealed. Negative consequences from sanctions and possible positive prospects for development of the paid services sphere in Russia, in particular at the regional level are defined. Implementation of the specified offers on development of the paid services sphere of the Republic of Dagestan will promote development of the enterprises of small and medium business and formation of their competitive basis taking into account requirements for the services sector in today's conditions.

Текст научной работы на тему «Региональная сфера платных услуг в условиях экономической нестабильности»

УДК 338.46

РЕГИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ПЛАТНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

© 2016

Асхабалиев Ибрагимхалил Чупанович, кандидат экономических наук, доцент кафедры

«Экономика и управление», Дагестанский государственный университет, филиал в г. Хасавюрте, Хасавюрт (Россия)

Аннотация. Роль и значение сферы платных услуг в развитии экономики страны, а также отдельных ее регионов, недостаточно оценены, и актуальность этого усиливается в условиях экономической нестабильности так как, многие направления этой сферы способны обеспечить экономический рост и положительно влиять на развитие смежных отраслей. В статье акцентировано внимание на развитии сферы платных услуг в условиях экономической нестабильности и систематизированы теоретические взгляды различных ученых касающиеся понятия санкции и сформулировано определение этого понятия. Определены основные направления воздействия санкций, введенных против России, уровень их влияния на экономику страны, в том числе на сферу платных услуг. Выявлены региональные тенденции влияния санкций на сферу платных услуг. Определены отрицательные последствия от введения санкций и возможные положительные перспективы для развития сферы платных услуг России, в частности и на региональном уровне. Реализация указанных предложений по развитию сферы платных услуг Республики Дагестан будут способствовать развитию предприятий малого и среднего бизнеса и формированию у них конкурентной основы с учетом требований, предъявляемых к сфере услуг в сегодняшних условиях.

Ключевые слова: экономическая нестабильность, санкции, сфера платных услуг, благосостояние населения, государственные меры, уровень жизни, кризис, региональная экономика.

REGIONAL SPHERE OF PAID SERVICES IN TERMS OF ECONOMIC INSTABILITY

© 2016

Askhabaliyev Ibragimkhalil Chupanovich, candidate of economical science, associate professor

of the chair «Economic disciplines» Dagestan State University, branch in the city of Khasavyurt, Khasavyurt (Russia)

Abstract. The role and value of the paid services sphere in the economy development of nation and also its specific regions are insufficiently estimated. Its relevance is enhanced in the conditions of economic instability as many directions of this sphere are capable to provide economic growth and to have a positive impact on the development of allied industries. The attention is focused on the development of paid services sphere in the conditions of economic instability in the article. Also the theoretical views of various scientists concerning concepts of the sanction are systematized and definition of this concept is formulated here. The main directions of impact of the sanctions imposed against Russia, the level of their influence on national economy including on the paid services sphere are defined. Regional tendencies of sanctions impact on the paid services sphere are revealed. Negative consequences from sanctions and possible positive prospects for development of the paid services sphere in Russia, in particular at the regional level are defined. Implementation of the specified offers on development of the paid services sphere of the Republic of Dagestan will promote development of the enterprises of small and medium business and formation of their competitive basis taking into account requirements for the services sector in today's conditions.

Keywords: economic instability, sanctions, sphere of paid services, population welfare, state measures, standard of living, crisis, regional economy.

В современном мире достаточно мало государств, которые могут обеспечить экономическую стабильность, тем более на долгосрочный период. Нынешняя структура мировой экономики представлена совокупностью экономик всех стран, где любые изменения, происходящие в том или ином государстве, несомненно, сказываются на других, разница лишь во времени, за которое изменения затронут остальных.

Происходящие сегодня масштабные изменения в экономике и политике многих стран является результатом происходящих сегодня информационных войн.

Примеры успешных информационных войн в постсоветском мире строятся на модели переноса экономической нестабильности в политическую. Собственно и сам распад СССР был построен по этой модели, когда неудовлетворенность экономическая была перенесена в неудовлетворенность политическую[1].

Нестабильная политическая и экономическая ситуация зачастую приводят к неизбежным негативным последствиям. Это выражается в таких процессах, как увеличение миграционных потоков, потеря рабочей силы, а с ней и источник собственного дохода, прекращение взаимовыгодных экономических отношений, снижение уровня жизни и т.д.

Актуальность темы статьи обусловлена нестабильной экономической ситуацией в России, в частности в регионах, и определением роли сферы платных услуг в

этих условиях в развитии экономики. Эта проблема затрагивает и вносит изменения во все сферы жизнедеятельности общества.

Стабильное функционирование отдельного предприятия или отрасли невозможно обеспечить в условиях экономической нестабильности региона, устойчивое развитие которого, в свою очередь, зависит от социально-экономической и политической стабильности страны в целом.

Сегодняшняя ситуация, сложившаяся в экономике нашей страны, характеризующаяся как экономическая нестабильность, является в большей степени результатом политической конфронтации стран Запада и России и следствием введенных санкций. Взаимное проникновение и взаимное влияние экономики и политики являются неоспоримым фактом. Доказательством этому является политическая драма, действующими героями которой являются: с одной стороны - Россия, а с другой страны ЕС, США, Украина и другие.

Не секрет, что введенные против России европейские и американские санкции, оказали влияние практически на все сферы бизнеса. И если рядовые граждане еще пока не ощутили заметных перемен, то крупным компаниям, в том числе работающим в сфере платных услуг, уже приходится считаться с новыми правилами.

Среди авторов, занимавшихся вопросами воздействия санкций на экономику государства, можно выде-

лить специалистов по международным отношениям К. Моргана (T. Clifton Morgan) [2, 3], В. Швебах (Valerie L. Schwebach) [3]. Помимо работ вышеуказанных специалистов, можно отметить труды В. Т. Батычко [4], П. Н. Бирюкова [5], Д. Б. Левина [6], И. И. Лукашука [7], Ю. С. Якуниной [8] и других ученых.

При проведении исследования достаточно важно в качестве цели рассмотреть понятие санкций с точки зрения различных ученых экономистов, и в свою очередь определить возможность положительного и отрицательного влияния санкций на экономику России, в частности на сферу платных услуг.

По мнению П. Н. Бирюкова, каждое государство имеет право охранять свои интересы всеми допустимыми правом средствами, в том числе мерами принудительного характера. Одной из форм принуждения в международном праве являются международно- правовые санкции. Санкции - это дозволенные международным правом и осуществляемые в особом процессуальном порядке принудительные меры, применяемые субъектами международного права для охраны международного правопорядка, когда правонарушитель отказывается прекратить правонарушение, восстановить права потерпевших и добровольно выполнить обязательства, вытекающие из его ответственности [5].

По мнению И. И. Лукашука, санкции - принудительные меры, предпринимаемые международной организацией к правонарушителю в целях побуждения его к выполнению обязательств, вытекающих из правоотношения ответственности [7].

С точки зрения В. Т. Батычко, санкции делятся на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные санкции проявляют себя в виде реторсий (принудительные меры на недружественный акт), репрессалий (ограничение права государства в связи с нарушением), непризнаний, разрыва отношений, самообороны. Коллективные санкции - в виде отказа в членстве в международной организации, приостановления членства в международной организации, коллективные вооруженные меры [4].

Д. Б. Левин считает, что санкции - это принудительные или обеспечиваемые принуждением меры воздействия на нарушителя норм права, вытекающие из ответственности за их нарушение. Общим признаком санкций во всех отраслях внутригосударственного права является то, что они, как правило, исходят от органов государства и применяются к находящимся под их юрисдикцией физическим и юридическим лицам на основании закона (исключение составляют отдельные виды неустойки в гражданском праве, взыскиваемые одним субъектом права с другого в силу договора между ними). В международном праве санкции применяются самими его субъектами: государственными и международными организациями [6].

Систематизировав точки зрения представленных выше авторов, мы считаем, что под санкциями можно понимать совокупность принудительных экономических, политических и военных мер субъектов международного права, которые соответственно, не противоречат нормам международного права, и применяются относительно государства, нарушившего требования международных соглашений.

Анализируя влияние санкций на экономику нашей страны, можно констатировать их положительное влияние, с точки зрения, стимулирования и перспектив развития отдельных отраслей экономики. В связи с этим, многие направления национальной экономики сегодня получают возможность развития и совершенствования с учетом мировых требований.

В числе таких направлений можно назвать сферу платных услуг, где особенно можно выделить туризм, транспорт, финансовую деятельность и другие.

В странах Евросоюза и США доля занятых в сфере услуг составляет 74 и 81% от всего трудоспособного населения. В Японии этот показатель достигает 71%, а в 28

странах с неразвитой экономикой доля сферы услуг составляет менее 50%. Например, в Киргизии, этот показатель составляет 48%, а в Таджикистане в сфере услуг занято всего лишь 27% трудоспособного населения. В Российской Федерации в 2014 году в сфере услуг было занято 65% занятых в экономике граждан [9].

Общий оборот сферы услуг в 2014 году составил 74,68 трлн. рублей, а по сравнению с 2013 годом прирост оборота в сфере услуг составил 7,78%. Правда, если сделать пересчет в ценах 2013 года, рост будет значительно скромнее чуть более 1%.

Что касается распределения оборота в сфере услуг среди субъектов Российской Федерации, то наибольший оборот приходится на Центральный Федеральный округ

- 33.7% от общего числа, а наименьший на СевероКавказский Федеральный округ - 4.3%. [9]:

Структура сферы услуг, (без учета торговых услуг) включает в себя 10 основных направлений. По итогам 2014 года наибольший оборот был зафиксирован в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг

- 20.22 трлн. рублей. Кроме этого в лидирующую пятерку входят услуги транспорта, услуги связи, бытовые услуги, а также платные медицинские услуги. А в целом структура сферы услуг в процентном обороте к общему количеству выглядит так [9]:

- Жилищно-коммунальные услуги - 26.9%

- Транспортные услуги - 18.6%

- Услуги связи - 17%

- Бытовые услуги - 10.8%

- Услуги здравоохранения - 7.8%

- Услуги системы образования - 6.5%

- Гостиничные и туристские услуги - 4.4%

- Услуги культуры, а также физической культуры и спорта - 2.1%

- Услуги правового характера - 1.3%

- Социальные услуги инвалидам и людям преклонного возраста - 0.3%

- Другие услуги - 4.3%

Деловая активность на российском рынке услуг в IV квартале 2015 года сохранила свое падение. Ухудшение делового климата в сфере услуг связано, в первую очередь, с сокращением платежеспособного спроса со стороны населения.

В январе-декабре 2015 года динамика объема услуг связи уменьшилась на 1,4% (в 2014 г. — рост на 2,0%). Доля предоставленных услуг связи в структуре объема платных услуг населению за январь-декабрь 2015 года составила 16,0% [10].

Одним из наиболее значимых положительных моментов является обострение внимания на развитии внутреннего туризма, который, вырос в 2014 году на 30 % [11].

Динамика показателей доходов от туристской деятельности занимает важное место в экономике страны. Ведь именно расходы на туризм и путешествия являются той частью семейного бюджета большинства российских семей, который урезается до минимума при финансовых проблемах. А это означает, что сфера туризма больше всего зависит от стабильного финансового положения в стране, и доходов населения.

Развитие туризма является важнейшей государственной задачей, и для поддержания этого важного направления экономики реализуется ряд государственных мер.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года № 941-р утверждена Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. Стратегия разработана в целях повышения качества и конкурентоспособности туристского продукта на внутреннем и мировом рынках.

Соответственно для поддержания туристской отрасли, также разработана и реализуется Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».

Несмотря на сокращение финансирования со стороны государства, ФЦП продолжает набирать обороты, число ее участников растет. По данным Ростуризма, в 2014 году в ФЦП участвовали 18 регионов, а в 2015 году их должно стать 26. Сумма, выделенная на развитие внутреннего туризма в 2014 году, увеличена почти в два раза — до 4,6 миллиарда рублей.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года подчеркивается, что туризм является экономически выгодной и экологически безопасной отраслью национальной экономики, существенным звеном инновационного развития страны [13].

В 2015 году доход от туризма в России составил порядка 12 млрд.долл, при этом количество иностранных граждан приехавших в страну составило 26 млн.чел., из них более 2,5 млн. чел. в целях туризма. В сопоставлении с 2014 годом прирост количества туристов составил 13% [11].

Оценка вклада туризма в экономику стран мира ежегодно проводится Всемирным советом по туризму и путешествиям (The World Travel & Tourism Council, WTTC). Эксперты WTTC производят расчет прямого, косвенного и опосредованного вклада сферы туризма в валовой внутренний продукт (ВВП) страны.

По данным WTTC, прямой вклад сферы туризма в ВВП России в 2013 г. составил 953,1 млрд. руб., или 1,4% ВВП страны, а в 2014г. составил 1097,4 млрд. руб., или 1,5% ВВП страны (табл. 1). По сравнению с 2013 г. рост прямого вклада туризма в ВВП России в 2014 г. составил +10%, что является самым большим приростом вклада отрасли в экономику страны за рассматриваемый период [14].

Таблица 1. Прямой вклад туризма в ВВП России и его динамика (изменение относительно предыдущего года) за 2011-2014 гг.

Показатель Ед.измер. 2011 2012 2013 2014

Объем прямого ыслада туризма Б ВВП России Млрд. pvr. 870.3 903 1 953.1 1 097.4

Дина^спса прямого вклада торизма Е ВВП России (изменение относительно предыдущего года) % -0.5 3,8 5.5 15.5

Источник: WTTC Travel & Tourism Economic Impact 2014 Russian Federation.

В Российской Федерации заполняемость средств размещения снизилась с отметки 64,6% в 2013 г. до 60,7% в 2014 г.[15]

Помимо прямых трат туристов на проживание и транспорт стимулируются многие отрасли от торговли до сельского хозяйства. Каждое 11-е рабочее место на планете прямо или косвенно зависит от туризма. Его доля в мировом экспорте составляет 5,4%, а в экспорте услуг достигает 30%. Несмотря на периодические шоки, более полувека эта сфера демонстрирует непрерывный рост. Число туристов в мире выросло с 25 млн. в 1950 году до 278 млн. в 1980-м, превысило 0,5 млрд. в 1995-м и достигло 1,1 млрд. к 2014 году. Доходы от туризма увеличились с 2 млрд.долл. в 1950 году до 1,245 трлн. долл. в 2014-м.

Главный поставщик туристов — Китай. В 2014 году расходы китайцев за рубежом выросли на 27%, до 165 млрд.долл. Доля страны в глобальных тратах на туризм достигает 13% [14]. В 2015 году Россию посетили около 583 тыс.туристов из Китая, и при этом прирост составил 63%. Для сравнения количество туристов из Германии составило более 300 тыс. человек, а прирост 30%, туристов из США составило более 150 тыс. человек, также можно отметить рекордный 110% прирост турпосещений России гражданами Ирана[16].

В связи сложившейся политической и экономической ситуацией в мире, в частности в России, особый акцент можно сделать на привлечении туристов из Китая, Ирана и др. учитывая географическое расположение и союзные отношения во многих направлениях развития экономики. С точки зрения платежеспособности наибо-

лее привлекательными являются в основном туристы из стран западной Европы и США.

По сравнению с 2014 годом, выезд российских туристов за рубеж сократился на 40%, в то же время въездной поток иностранных туристов в Россию увеличился на 16%. Причем по оценке Ростуризма, который и привел эту статистику, такая тенденция будет продолжаться [11].

Только за 2014 год российские туристы вывезли из страны 50 млрд. долл., а если брать промежуток с 1991 по 2014 годы, то это 450 млрд. долл. долл.[11]. Соответственно необходимо приложить все усилия для того, чтобы часть этих денег оставалась внутри страны.

В сфере туризма принято выделять два вида основных услуг: услуги непосредственно туристических операторов, которые называют туристические и услуги гостиниц. Гостиничные услуги в России еще несколько десятилетий назад, были на очень низком уровне, но в последние годы сервис в российских гостиницах и отелях заметно улучшился.

Наибольшее количество гостиниц и аналогичных им средств размещения в Центральном Федеральном округе - 1861, это 19.4% от всех гостиниц страны. А наименьший показатель у Северо-Кавказского Федерального округа - 283 отеля, или 2.8% от общего количества. Количество гостиниц по Федеральным округам РФ [9]:

- Центральный Федеральный округ - 1861;

- Южный Федеральный округ - 1691;

- Приволжский Федеральный округ - 1607;

- Сибирский Федеральный округ - 1564;

- Северо-Западный Федеральный округ - 1133;

- Уральский Федеральный округ - 939;

- Дальневосточный Федеральный округ - 777;

- Северо-Кавказский Федеральный округ - 283.

Таким образом, основная задача туриндустрии - обеспечить максимально комфортные условия для привлечения туристов не только извне, но и расширить внутренний турпоток. Когда начинает развиваться туризм, задействуются порядка 50 отраслей экономики. Это и розничная торговля, и сельское хозяйство, и транспорт. В сложившихся сегодня условиях очень важным является аккумуляция финансовых средств внутри страны, и этого нужно добиваться турбизнесу.

При создании комфортных условий для приезда иностранных туристов достаточно актуальным и требующим решения является вопрос времени оформления визы и ее доступности для всех стран. С учетом текущего курса доллара и евро достаточно важным является принятие решения относительно срока выдачи визы и ее упрощения, и это может повлиять на рост потока туристов и соответственно наших доходов.

Наличие жесткой визовой политики - основной фактор, сдерживающий рост въездного турпотока в Россию. Туроператоры полагают, что полная отмена виз могла бы постепенно увеличить въездной поток в Россию из стран Европы и США на 30-40%. Туроператоры просят ввести электронные визы и визы, оформляющиеся по прибытии, а также обеспечить европейцам систему безвизового транзитного пребывания в России в течение 72 часов для частных лиц и 14 дней для группы туристов.

В случае продления визы более чем на 14 дней турист должен представить подробный план своего маршрута и времени пребывания. Для многих туристов стран западной Европы, которые привыкли свободно путешествовать без ограничений и бюрократических требований это является своеобразным барьером.

Между тем, российский рынок въездного туризма на фоне резкой девальвации рубля показал серьезный рост: за девять месяцев прошлого года число иностранных путешественников в России выросло на 13,4% [20] - это самый значительный показатель с 2008 года.

Предлагаемый туроператорами вариант решения этого вопроса является не только влияющим на привле-

чение туристов, но и создает предпосылки для въезда различных беженцев и усложняет процесс обеспечения безопасности внутри страны с учетом современной террористической активности. Таким образом, здесь необходимо очень взвешенно принимать решение относительно въезжающих в Россию иностранных граждан с привлечением соответствующих служб государственной безопасности.

На фоне происходящих сегодня на политической арене действий, можно отметить, что тенденция сокращения выездного туризма в РФ сохранится, как и рост внутренних турпотоков. Понимая и осознавая эту ситуацию, очень важным является подготовка объектов туристской индустрии к приему и обслуживанию ожидающихся турпотоков. Решение этих вопросов на качественно высоком уровне будет зависеть от подготовленности инфраструктуры туризма, возможности улучшения сервиса, не только в крупных городах, но и в том числе речь идет о регионах России, которые являются достаточно привлекательными.

В условиях экономической нестабильности туризм становится для многих регионов перспективным источником дополнительных доходов в бюджет.

Республика Дагестан по своим физико-географическим условиям и наличию богатых естественных лечебных и рекреационных ресурсов является одним из перспективных регионов России для развития индустрии туризма и отдыха.

За последние три года в Дагестане обозначилась устойчивая тенденция роста объемов въездного и внутреннего турпотоков. Местные турфирмы предлагают самые разнообразные виды туризма: пляжный, этнокультурный, религиозный, рыболовно-охотничий, сельский и т.д.

В Дагестане в I полугодии 2015 г. зафиксировано снижение индексов объемов розничной торговли и платных услуг.

Так, по данным Дагестанстата, оборот розничной торговли в I полугодии 2015 г. составил 208858,8 млн рублей, что в сопоставимых ценах меньше аналогичного периода предыдущего года на 1% [17].

Объем платных услуг, оказанных населению республики через все каналы реализации, в I полугодии 2015 года составил 47245,9 млн рублей, что в сопоставимых ценах на 0,5% меньше соответствующего периода 2014 года. Темп объема платных услуг за I квартал 2015 года составил 98,1% к соответсвующему уровню 2014 года при сложившихся средних значениях в целом по РФ и СКФО: 99,2% и 99,7%. На уменьшение индекса физического объема платных услуг, по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, повлияло уменьшение объемов транспортных услуг - на 5,7%, бытовых услуг - на 7,3%, коммунальных услуг - на 3,2%, которые занимают значительный удельный вес в видовой структуре платных услуг[18].

Показатели в расчете на душу населения за I квартал текущего года свидетельствуют, что республика отстает в 1,6 раза от среднероссийского значения и в 1,1 раза от среднего значения в целом по СКФО (7,9 тыс. руб. против 12,7 тыс.руб. и 8,5 тыс. руб.). Немаловажную роль играют региональные особенности - преобладание сельского населения (54,9% от общей численности против 26,0% - в целом по РФ и 50,9% - по СКФО) над городским, низкое развитие инфраструктуры рынка платных услуг, объекты которой в основном дислоцированы в районных центрах[18].

Наибольшая доля в структуре платных услуг приходилась на следующие виды: транспортные услуги (27% от общего объема), коммунальные (17,4%), бытовые (14,9%), связи (12,5%), медицинские (8%), системы образования (6,7%),туристские услуги (2,7%) [17].

По следующим видам услуг наблюдалось снижение темпов по отношению к соответствующему периоду предыдущего года: туристическим услугам (на 42,8%), 30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

транспортным и коммунальным (на 6,9%), связи (на 1,9%).

Вместе с тем, несмотря на снижение темпов указанных видов услуг, в текущем году рост зафиксирован по услугам правового характера (на 34,5%), гостиниц (на 33,2%), системы образования (на 14,4%), физической культуры и спорта (на 12%), культуры (на 8,3%), бытовым услугам (на 6,1%), жилищным (на 3,1%)[18].

В Республике Дагестан в условиях общего спада экономики внутренний туризм остался единственной отраслью, показывающей положительную динамику роста. В

2014 году турпоток вырос на 12%, за год в республику приехало 300 тысяч туристов [19].

Наибольшей популярностью у отдыхающих продолжает пользоваться традиционный для Дагестана пляжный туризм. По экспертным оценкам, за летний сезон

2015 года в прибрежных туристских базах, пансионатах, санаториях и других средствах размещения число отдохнувших составило более 250 тыс. человек.

На территории республики осуществляют деятельность по оказанию туристских услуг 5 туроператоров и 41 турагентство, конечно, этого мало с учетом перспективы увеличения въездного туристского потока [19].

Для развития туристской индустрии, в сегодняшних экономических условиях, руководство республики должно принимать действенные меры.

В Республике Дагестан реализуется программа «Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Дагестан (2014 - 2018 гг.)», утвержденная в 2013 году. Бюджет этой программы на 2015 год - 25 млн. рублей. В Дагестане существует также Концепция развития туризма до 2020 года. Важным событием для региона стало разработка и принятие подпрограммы «Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2016-2025 годы» государственной программы Российской Федерации «Развитие СевероКавказского федерального округа» на период до 2025 года» [18]. В рамках одной из задач подпрограммы - создание необходимых условий для стабилизации социально-экономического положения Республики Дагестан, важным направлением могло стать формирование и развитие точек роста экономики региона, в частности, базирующиеся на развитии перспективных для республики видов туризма. Тем не менее, в данном контексте не маловажным является вопрос адресного использования бюджетных средств направляемых на развитие туринду-стрии Дагестана.

Также важным является привлечение инвестиций в этот сектор экономики региона, не только отечественных, но и иностранных. Иранская инвестиционная группа SHASTA и Министерство туризма Дагестана подписали двустороннее соглашение о сотрудничестве [19]. В рамках заключенного соглашения иранские инвесторы планируют строительство гостиничных комплексов, с учетом особенностей туристского развития и востребованности в отдельных районах Республики Дагестан. Кроме этого, компания планирует вложить средства и в развитие оздоровительного туризма.

Но в условиях, когда необходимо обновить за короткие сроки туристскую инфраструктуру, создать минимальные условия, для принятия туристов таких объемов инвестиций недостаточны.

Привлекательность региона для туристов должна обеспечивается не только за счет имеющихся природных ресурсов и условий, но также необходимо улучшать сервис, развивать инфраструктуру, особенно важным здесь является развитие сети автомобильных дорог, средств коммуникаций, за счет господдержки и привлечения частных инвестиций.

Региональное разнообразие природно-климатических особенностей, уровня социально-экономического развития региона, места туристской деятельности в его экономике и приоритетность видов туризма, инвестиционная привлекательность и другие факторы обусловили АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 2(15)

формирование трех основных подходов в развитии туризма на региональном уровне: кластерного, программно-целевого и особых экономических зон[20].

Целесообразность развития туризма как одного из основных мультипликаторов развития экономики Дагестана, сегодня проявляется в реализации важных для этого мероприятий. В числе таких мероприятий можно отметить передачу земельных участков особой экономической зоны «Матлас», расположенные в Хунзахском районе Дагестана, в управление АО «Курорты Северного Кавказа». Подписание соглашения завершает сложный и кропотливый процесс формирования особой экономической зоны на территории ОЭЗ «Матлас» в Республике Дагестан. Следующим шагом в этом направлении может стать разработка градостроительной документации и проектирование.

Приоритетность развития туризма, как важное направление сферы платных услуг заключается, именно в способности развивать сопряженные отрасли, обеспечивая при этом создание новых рабочих мест в регионе, тем более в трудоизбыточном.

Для большинства трудоемких отраслей сферы услуг, характерна определенная комплементарность (взаимная дополняемость) факторов производства, что целесообразно учитывать при формировании структуры отраслей экономики региона [21].

В депрессивных трудоизбыточных регионах именно амортизирующая способность трудоемких отраслей сферы услуг должна быть использована как основа формирования региональной экономики.

Сравнение представительных характеристик региональной сферы услуг подтверждает значительное отставание как от среднероссийских показателей так и от показателей других стран.

В современных реалиях такая ситуация в сфере услуг региона является абсолютно недопустимой с точки зрения приоритетности развития этого направления экономики, тем более если речь идет об увеличении турпо-токов в регион.

Региональная структура платных услуг во многом зависит от такого параметра, как доступность платных услуг населению с экономической и социальной точки зрения.

Важнейший критерий доступности платных услуг населению - инфраструктурная обеспеченность. В формировании инфраструктуры, в том числе в сфере услуг, прежде всего проявляется природно-географическое положение регионов, их отраслевая специализация, что обусловливает диверсификацию российской национальной экономики в целом [22].

Экономические санкции, введенные против России, так или иначе, затрагивают не только интересы политических кругов, но и практически все сферы экономической деятельности. Экономические ограничения уже заметно сказались на инвестиционном климате в стране, затронули банковскую деятельность, осложнили ведение торгово-экономической деятельности, также оказали влияние на развитие транспортной отрасли.

В числе принятых санкций запада, можно выделить те которые оказывают непосредственное влияние на транспортную отрасль. Среди них можно отметить такие как, ограничения на получение Россией доходов от международного сотрудничества и экспорта: воздушный транзит, контейнерный ТЕитранзит Ю.В.Азия-Европа, отказ от российских услуг в сфере транспортной инфраструктуры (трубопроводы, железнодорожные пути), отключение GPS, закрытие воздушного пространства, железнодорожных, автомобильных, морских путей для российского трафика

Стремительное падение национальной валюты серьезно сказалось на ведущих игроках, многие из которых ведут взаиморасчеты в американских долларах. Как показывает анализ рынка транспортных услуг, большинство сегментов сократилось достаточно серьезно.

Введение санкций больно ударило по компаниям, работающим с зарубежными партнерами. Перестройка на «правильные» страны или на внутренние перевозки - процесс, обычно требующий времени и финансовых затрат. Также возникли проблемы у предприятий, сдающих автотранспорт в лизинг. Существенно снизилось количество арендных договоров и, наоборот, выросло количество просроченных платежей. Прилично «попали» и многие арендаторы.

Принятые санкции запада нельзя однозначно рассматривать, как факторы, тормозящие транспортную отрасль. В данном контексте можно отметить другую сторону этого процесса, как оказывающего положительное влияние на развитие данной отрасли, т.к. в связи с ограничением доступа на российский рынок иностранных транспортных компаний появляется ниша, которую могут занять российские компании. Некоторые эксперты прогнозируют существенный рост грузоперевозок внутри страны.

Но здесь очень важным является вопрос, подготовленность к такому объему перевозок отечественных транспортных компаний. Соответственно перед отечественными перевозчиками стоят важные задачи связанные с грузо- и пассажироперевозками, которые в сегодняшних экономических условиях вряд ли будут решены без государственной поддержки. Здесь речь может идти о субсидировании процентов по кредитам, различных лизинговых схемах, благодаря которым многие, в особенности авторанспортные компании смогли бы расширять парк транспортных средств и безболезненно замещать иностранных компаний в этой сфере.

Многие игроки рынка транспортно логистических услуг наверняка обратят более пристальное внимание на регионы. В регионах инфраструктура перевозок, как правило, находится далеко не в лучшем состоянии. Возможности здесь таятся поистине огромные, чем обязательно нужно пользоваться.

Показатель объема транспортных услуг населению в республике в 1,6 раз меньше среднероссийского и как мы указали выше, в первом полугодии 2015-го объем транспортных услуг уменьшился на 5,7%. Таким образом, в региональном разрезе мы наблюдаем снижение показателей рынка транспортных услуг.

По итогам 2014 года наблюдается существенное ухудшение финансово-хозяйственной деятельности автопредприятий республики. Большинство автопредприятий убыточно, цеха, оборудование и автопарки полностью изношены и находятся в аварийном состоянии.

Из рыночных услуг, оказываемых населению, значительно повысились тарифы на услуги пассажирского транспорта (на 15,4%) в основном за счет роста цен на проезд в маршрутном такси городского сообщения (на 21,4%). В январе-марте текущего года отмечен рост на медицинские услуги на (8,7%), услуги правового характера (на 4,4%), услуги в системе образования (на 4,3%). Кроме того, подорожали услуги банков (на 8,4%), что связано с ростом процентной ставки за пользование потребительским кредитом [17].

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги за три месяца текущего года повысились на 6,1%, из них на жилищные услуги - на 40,6% (на коммунальные услуги тарифы снижены на 0,2%). Среди жилищных услуг значительно повысились тарифы на содержание и ремонт жилья (на 56%) и услуги по организации и выполнению работ эксплуатации жилых домов, включая взносы на капитальный ремонт (на 52,6%) [17].

Состояние и перспективы развития Каспийского транспортного коридора, оказывают огромное значение на формирование современного рынка транспортных услуг. Значимость региона при развитии транспортной отрасли определяется тем, что Республика Дагестан находится на стыке международных путей и для некоторых стран является единственным выходом на международные рынки.

Развитие транспортно-дорожного комплекса Дагестана позволит решить проблему экономической безопасности и вовлечь транспортный потенциал республики в международную систему транзита и перевозок, что значительно увеличит объем платежей в бюджеты всех уровней и создаст новые рабочие места.

В числе стратегических направлений развития транспортной отрасли признаны такие задачи: формирование доступной и эффективной транспортной системы в РД; улучшение качества транспортных услуг и снижение транспортных издержек; эффективная реализация транспортного потенциала РД и комплекса инвестиционных мероприятий, направленных на развитие международного транспортного коридора «Север-Юг»; повышение технологического уровня и конкурентоспособности транспортного комплекса; повышение мобильности населения республики и рост инвестиционной привлекательности транспортного комплекса.

Немаловажными являются также вопросы, касающиеся повышения качества обслуживания грузогене-рирующих предприятий, формирования современных логистических цепочек, ремонта вагонов, тарифообра-зования и др.

Установлено, что многие проблемы сферы услуг могут быть решены путем совершенствования управления его объектами на всех уровнях хозяйственной иерархии, особенно на региональном, где реально происходит стыковка народнохозяйственных и локальных интере-сов[24].

Санкции запада в определенной степени могут дать толчок и стимул для развития транспортной отрасли в России. В плюсе окажутся и отечественные производственные компании, и логистические компании, отвечающие за транспортировку их продукции. Лишившись западных конкурентов, перед российскими производителями встает необходимость увеличения производительности. Совершенно очевидно, что вместо предрекаемого упадка экономики, происходит рост спроса, в том числе и на транспортные услуги.

«Не так все плохо с точки зрения санкций, есть и плюсы, и минусы. Это время, когда у нас происходят структурные изменения, и когда действительно можно предпринять шаги, которые могут иметь долгосрочные позитивные последствия», - сказал глава государства на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума.

В качестве положительных моментов санкций можно выделить следующие тезисы:

- девальвация курса рубля приведет к импортозаме-щению, на основе развития отечественного производства, и это будет способствовать формированию дополнительных производственных структур и созданию новых рабочих мест;

- неотлагательным станет работа в инновационном развитии производства, создание современных отечественных технологий во многих отраслях станет новым вызовом сложившейся ситуации;

- в совокупности все это положительно повлияет на реструктуризацию и диверсификацию многих отраслей экономики, что является для России очень актуальным в современных условиях.

В сложившейся ситуации в экономике России, достаточно актуальными и эффективными являются следующие наиболее важные рекомендации, которые способны сыграть важную роль в развитии многих отраслей экономики, в частности сферы платных услуг:

- условия кредитования в банковской сфере. Значения процентной ставки по кредитам не позволяют активизировать предпринимательские структуры, хотя на сегодняшний день максимальный акцент можно было бы сделать на поддержании малого и среднего бизнеса, создав реальные и привлекательные условия для них при обращении за кредитами в банковские организации;

- адресное и льготное кредитование инвестиционных

проектов. Очень своевременным сегодня является указанный инструмент хотя бы для тех проектов, которые имеют отношение к производству запрещенной на ввоз в Россию продукции, или реализующих проекты в области сферы платных услуг, в частности связанные с формированием и реконструкцией инфраструктуры туризма;

- оптимизация налоговой нагрузки на малый и средний бизнес является важной государственной мерой, но на региональном уровне возникают разные проблемы в этой области, требующие оперативного решения.

- введение льгот на законодательном уровне при реализации инвестиционных проектов российскими предприятиями, в частности в сфере платных услуг;

- внедрение принципов государственно-частного партнерства, это особенно актуально для отечественных организаций в сфере платных услуг требующие почти полной реконструкции, для повышения их конкурентоспособности;

- более тщательная разработка вопроса амнистии капитала, именно с целью ее инвестирования в важные направления экономики, а не просто возврата в нашу страну.

Приведенные рекомендации являются достаточно важными но, тем не менее, они конечно недостаточны и могут быть дополнены. Формирование оптимальной структуры национальной экономики, с учетом современных особенностей развития и внешнего воздействия, является очень сложной задачей требующей затрат времени и большого объема различных ресурсов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. Издание 2-е, исправленное. - М.: «Рефл-бук»; К.: «Ваклер», 2000. - 624 с.

2. Morgan T.C. Multilateral Versus Unilateral Sanctions Reconsidered: A Test Using New Data // International Studies Quarterly. Vol. 53. No 4. (December 2009). Pp. 1075-1094.

3. Morgan T.C. and Schwebach V.L. Fools Suffer Gladly: The Use of Economic Sanctions in International Crises// International Studies Quarterly. 1997. Vol. 41. No. 1. Pp. 27-50.

4. Батычко В.Т. Международное право: конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. URL: http://www.aup. ru/books/ m232/8_4.htm (дата обращения: 10.12.2015).

5. Бирюков П.Н. Международное право: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристь, 2002. 685 c.

6. Левин Д.Б. Санкции в международном праве // Правоведение. 1981. № 1. С. 40-48.

7. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005. 415 с.

8. Якунина Ю.С., Рогов Н.Е. Влияние санкций США и Евросоюза на экономику России // Экономика и социум. № 1 (14). 2015. С. 351-354.

9. Экономика России, цифры и факты. Часть 14 Сфера услуг.

10. Экспертный центр электронного государства: http://d-russia.ru/obem-platnyx-uslug-v-sfere-svyazi-v-rossii-snizilsya-za-2015-god-na-21-mer.html

11. Федеральное агентство по туризму (Ростуризм): http://www.russiatourism.ru (дата обращения 14.02.2016)

12. Восколович Н.А.Междисциплинарные исследования повышения доступности платных услуг населе-нию.//Аудит и финансовый анализ 2014..№5 с.411-414

13. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. (проект основных положений концепции) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.intelros.ru/subject/ ross_rasput/2026-koncepcija-dolgosrochnogo-socialno. html. (дата обращения 14.02.2016)

14. Всемирный совет по туризму и путешествиям АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 2(15)

(The World Travel & Tourism Council, WTTC): http:// www.wttc.org (дата обращения 3.02.2016)

15. Барометр международного туризма UNWTO-Том 12. Август 2014 г.

16. Федеральная служба государственной статистики России http://www.gks.ru (дата обращения 3.02.2016)

17. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан http://dagstat.gks.ru/ (дата обращения 3.02.2016)

18. Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан http://www.minec-rd.ru (дата обращения 2.02.2016)

19. Комитет по туризму Республики Дагестан.

20. Восколович Н.А. , Николаев-Пасухин С.И. Инновационные направления формирования современной индустрии туризма в России. Вопросы управления. 2014.№3.с.88-94

21. Асхабалиев И.Ч. Ресурсный потенциал платных услуг и эффективность его использования. Дис....к-та экон. наук. МГУ им. М.В. Ломоносова - М. 2009. -164 с.

22. Восколович Н.А. Специфика региональных различий в доступности платных услуг населению./ Инновационное развитие экономики России. Серия «Региональное разнообразие» М.:МГУ РГ-Пресс 2013 .т.1.с.558-564.

23. Восколович Н.А.Специфика формирования доступности платных потребительских услуг в России // Вестник Московского университета .Серия 6 .Экономика 2012.№3.с.3-11:

24. Асхабалиев И.Ч.Формирование ресурсного потенциала платных услуг в регионах // Российское предпринимательство. — 2008. — № 7 Вып. 1 (114). — c. 122-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.