УДК 338.46
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДОСТУПНОСТИ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
© 2017
Асхабалиев Ибрагимхалил Чупанович, кандидат экономических наук,
доцент кафедры «Экономические дисциплины» Дагестанский государственный университет, филиал в г. Хасавюрте (368009, Россия, Хасавюрт, ул. А. Абукова, 36. e-mail: ibramadi@yandex.ru)
Аннотация. В статье рассмотрены федеральные и субфедеральные тенденции формирования структуры платных услуг населению, на основе выделения параметров их доступности в современных экономических условиях. Анализируется доступность платных услуг с позиции стоимостных характеристик и реальных располагаемых денежных доходов населения в региональном разрезе. На основе выделения типов регионов по социально-экономическому развитию и расчета среднего значения объема потребленных платных услуг определено, к какому типу региона относится Республика Дагестан и какие виды платных услуг будут наиболее востребованными. На основе выявления наиболее перспективных видов платных услуг для региона рассмотрена целесообразность разработки и применения различных инструментов, обеспечивающие доступность потребления населением различных услуг. Представлены рекомендации по повышению доступности платных услуг населению с учетом региональных особенностей социально-экономического развития. Обоснована актуальность уточнения целевых показателей государственных, федеральных, региональных программ путем составления прогнозов социально-экономического развития регионов в стохастических условиях, выявление рисков и разработка мероприятий для их снижения. Определена целесообразность учета различных факторов влияющих на доступность услуг при реализации программно-целевого подхода, и возможность решения данной задачи, путем вовлечении ресурсного потенциала имеющегося в регионах. Также акцентировано внимание на максимальной синхронизации и координации решаемых задач при реализации целевых программ разного уровня. Особенное внимание уделено обеспечению доступности сельского населения социально значимыми видами услуг.
Ключевые слова: сфера платных услуг, доступность услуг, уровень жизни населения, региональная экономика, денежные доходы населения, социально-экономическое развитие, программно-целевой подход, ресурсный потенциал, сельское население.
THE REGIONAL ASPECTS OF PAID SERVICES ACCESSIBILITY TO THE POPULATION
© 2017
Askhabaliyev Ibragimkhalil Chupanovich, candidate of economical science, associate professor of the chair «Economic disciplines» Dagestan State University, branch in the city of Khasavyurt (368009, Russia, Khasavyurt, st. A. Abukova, 36. e-mail: ibramadi@yandex.ru)
Abstract. The federal and subfederal tendencies of structure formation of paid services to the population, on the basis of separation of parameters of their accessibility in the modern economic conditions are considered in the article. The availability of paid services with positions of cost characteristics and real disposable cash incomes of the population in the regional context is analyzed. The region type of the Republic of Dagestan and types of demanded paid services are determined on the basis of regions highlighting by social and economic development and calculation of average volume of the consumed paid services. The development feasibility and use of different tools providing accessibility of consuming by the population of different services is considered based on the detection of the most perspective types of paid services for the region. Recommendations about increase in affordability of paid services to the population are provided taking into account regional features of social and economic development. Relevance of specification of target indices of the state, federal, regional programs by making forecasts of social and economic development of regions in stochastic conditions, detections of risks and development of actions for their lowering is explained in the article. Feasibility of the accounting of different factors influencing accessibility of the services in case of implementation of program and target approach, and the possibility of the task decision by involving the resource potential which is available in regions is defined. The attention is also focused on the maximum synchronization and coordination of solvable tasks in case of implementation of target programs of different level. Special attention is paid to support of accessibility of country people with socially important types of service.
Keywords: sphere of paid services, services accessibility, standard of living of the population, regional economy, cash incomes of the population, social and economic development, program and target approach, resource potential, country people.
Национальная экономика в современных условиях становится все более ориентированной на развитие сферы услуг, так как эта тенденция прослеживается в экономике наиболее развитых стран.
Актуальность развития сферы платных услуг подтверждается все большей значимостью данного сектора в решении задач повышения занятости и уровня жизни населения, обеспечения доходной части бюджета соответствующими платежами от функционирования предприятий сервиса, привлечения инвестиций не только на федеральном, но и на региональном уровнях.
Развитие предпринимательских структур в сфере платных услуг с одной стороны, и возможность обеспечения нормальных условий жизнедеятельности населения с другой, во многом зависит от доступности платных услуг, и данная проблематика требует всестороннего исследования.
В зарубежной литературе специфика процесса оказания общественных услуг, необходимость регулирования тарифов, а также особенности общественных услуг на местном уровне (local public services) описаны в трудах АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2(19)
С. Литлчайлда [1], Э. Маркварта [2], Д. Ньюбери [3], Дж. Стиглица [4] и др.
Среди отечественных авторов можно выделить исследования Б.И. Бояринцева [5,6], Н.А. Восколович [7,8], Е.В. Егорова [9,10], Е.Н. Жильцова [10,11], В.Н. Казакова [12] и других.
Главный принцип доступности услуг — это равенство, удобство и возможность получения услуги различными социальными слоями населения.
Доступность услуги зависит от многих параметров, но во многом это определяется самим потребителем услуги.
Доступность услуги означает возможность ее получения всеми категориями граждан в приемлемом для них месте, времени и с соизмеримым расходованием имеющихся ресурсов. К таким характеристикам относятся, например: количество и удаленность пунктов обслуживания населения, график работы и др.[13]
В современных экономических условиях для потребителей с низкими материальными доходами, важное значение будут иметь не только стоимость самой услу-
ги, но и дополнительные издержки которые являются сопутствующими для некоторых видов услуг при отдаленности потребителя, при отсутствии сети Интернет для получения электронных услуг и т.д.
Отдельного рассмотрения требует доступность услуг для такой категории населения как, лица с ограниченными возможностями здоровья. Для данной категории существенным будет физическая доступность тех или иных видов услуг (образовательные, бытовые, транспортные и т.д. услуги).
В период экономической нестабильности, структурных изменений национальной экономики все большее влияние приобретают поведенческие факторы, обусловливающие ценностную оценку потребительских благ, а также информационные факторы, в определенной степени манипулирующие поведением и мнением потребителей. [14]
При потреблении отдельных видов услуг существенным является информационная доступность, характеризуется возможностью получения информации о той или иной услуге до посещения организаций сферы услуг путем использования различных средств массовой информации.
Объект или услуга могут быть полностью или частично доступны для всех граждан, и это зависит от многих факторов имеющих различную степень важности при потреблении тех или иных услуг.
Основные факторы доступности платных услуг населению могут быть представлены как половозрастные, физиологические (для лиц с ограниченными физическими возможностями и для обычных потребителей), инфраструктурные, информационные, транспортные и стоимостные. [8]
В современных экономических условиях доступность услуги часто ассоциируется именно с возможностью ее приобретения исходя из реального дохода покупателя т.е., исходя из стоимости услуг. Соответственно размер предполагаемых реальных доходов и позволяет гражданам получать или отказываться от услуги.
В целом за 2016 года доходы в реальном выражении снизились на 5,9% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. [15]
В условиях экономической нестабильности характерным является снижение доли сбережений в доходах индивидуумов, что и наблюдается в современных российских условиях. Как мы можем видеть по официальным данным статистики и в 2008 году и в 2014 году наблюдается резкое снижение в структуре доходов доли сбережений и сокращение доли наличных денег на руках у населения, но в данном разрезе мы также наблюдаем достаточный прирост потребления товаров и услуг.
Требующим внимания является тот факт, что в 2015 году наблюдается тенденция уменьшения денег на руках у населения т.е., расходы преобладают над доходами, которая не наблюдалась в предыдущие периоды.
Рассматриваемые года являются наиболее сложными для современной экономики России, где на фоне снижения цен на энергоресурсы и введения экономических санкций по отношению к нашей стране, начали усугубляться проблемы связанные с осуществлением некоторых видов предпринимательской деятельности, ценообразованием, занятостью населения и сохранением уровня доходов, и в конечном итоге с формированием бюджета и обеспечением его сбалансированности.
Общий индекс инфляции в ноябре 2016 года составил 5,8%, что ниже темпов инфляции за тот же месяц в 2012-2013 годах. [15]
В целом в течение года среди товаров и услуг из набора базовых потребностей минимальные темпы прироста цен наблюдались в отношении продовольственных товаров (9,2% в январе и 5-7% в феврале- ноябре), а также медикаментов (12,8% в январе и 5-8% в феврале-ноябре). Максимальные показатели годовой инфляции в рамках базового набора товаров и услуг в течение года
были зафиксированы по одежде и обуви (8-12%) (рисунок 1).
В наборе, ориентированном на развитие, наиболее волатильными в течение года оказались цены на услуги зарубежного туризма. Несмотря на общее замедление инфляции по этому виду услуг, с января по август годовой прирост цен по ним находился в интервале 16-24%, что соответствует максимуму по всем видам потребительских товаров и услуг. Кроме этого, относительно высокие темпы годовой инфляции в течение года наблюдались по услугам дошкольного воспитания (9-14%) и по медицинским услугам (8-10%) (рисунок 1). [15]
— -— Общий
-Продовольственные товары
-Одежда и обувь
Медикаменты
-Жилищно-коммунальные услуги
Услуги дошкольного воспитания Услуги зарубежного туризма -Медици иски е услуги
шишиии
Рисунок 1 - Динамика индекса потребительских цен по группам товаров и услуг, в % к соответствующему месяцу предшествующего года (без сезонного фактора)[15]
Сокращение общего объема розничного оборота товаров и услуг за весь период экономического спада — с октября 2014 года по ноябрь 2016 года — достигло 15,4%. Объем розничного оборота платных услуг и общественного питания за период по октябрь 2016 года включительно сокращение составило 4,0% и 8,5% соответственно (рисунок 2). [15]
130 120
4 ^ £
2015
5 5 |
2016
-Оборот роэнтной торгов/14 п исцели и про^уитлми*
Оборот розничной торговли непродовольственны ми товарами
-Оборот плотных услуг населению
Оборот общественного питания
Рисунок 2 - Динамика оборота розничной торговли, платных услуг и общественного питания за период спада 2014-2016 годов, в % к показателю октября 2014 года (октябрь 2014 года = 100%).[15]
На услуги в октябре 2016 года цены снизились на 0,3 % под действием сезонных факторов и низкого платежеспособного спроса. С начала года рост цен низкий -на 4,6 процента. Годом ранее прирост цен составил 9,3 процента. За годовой период рост цен также замедлился до 5,4 % после некоторого ускорения в сентябре до 5,6 процента. [16]
На регулируемые услуги, по оценке Минэкономразвития России, в октябре прирост цен нулевой. При этом на отдельные виды услуг динамика цен была разнонаправленная. Второй месяц подряд снижается стоимость услуг регулируемого транспорта за счет сезонного снижения стоимости проезда на железнодорожном транспорте. На услуги организаций ЖКХ, оказываемые населению, в октябре рост цен и тарифов напротив возобновился, что обусловлено подорожанием жилищных услуг на 0,3 процента.
На рыночные услуги цены в октябре снизились на 0,4 % (в октябре 2015 г. - снижение на 0,2 процента). Столь значительное удешевление рыночных услуг в октябре текущего года объясняется значительным снижением спроса. Объем платных услуг населению в октябре сократился на 2,1 %, по сравнению с октябрем 2015 г.
Также положительно на снижении цен на рыночные услуги сказалось укрепление рубля.
В октябре традиционно снижались цены на услуги железнодорожного и воздушного транспорта, услуги в сфере зарубежного туризма, санаторно-оздоровитель-ные услуги и услуги страхования.
Продолжился рост цен на услуги образования, организаций культуры, экскурсионные услуги. Однако темпы роста цен замедлились по сравнению с сентябрем.
В современных условиях, когда наблюдается преобладание показателей объема услуг над материальным производством в общем объеме ВВП, можно говорит о значительном влиянии платных услуг на формирование макроэкономических показателей. Соответственно, решающим фактором в данной пропорции может стать такой элемент, как частное потребление. Положительное влияние данного фактора на ВВП во многом будет зависеть от уровня доходности населения, который и определяет возможность потребления и уровень доступности приобретаемых товаров и услуг.
Таким образом, на основании вышесказанного достаточно важным составляющим для экономического развития может стать развитие сферы платных услуг, так как эта сфера для многих развитых стран является важным источником пополнения доходной части бюджета страны.
На сферу услуг в России приходится почти 2/3 добавленной стоимости ВВП, причем на протяжении 20062014 годов ее доля в соответствии с общемировым трендом — стабильно росла: с 57% в 2005 году до 63,7% в
2014 году. В 2015 году доля сферы услуг несколько сократилась до 62,8%, что ниже среднемировой, а ее объем достиг 45,4 трлн руб. В период кризиса 2008 -2009 годов сфера услуг в России сокращалась медленнее ВВП в целом (-5% в 2009 году при падении валовой добавленной стоимости ВВП на 6.7%) из-за резкою падения промышленного производства, а в нынешний кризис, наоборот, снижается опережающими темпами (3,8% в
2015 году при падении валовой добавленной стоимости на 3,3%). Объем платных услуг населению в 2015 году составил почти 7,9 трлн.руб., что соответствует 17,3% от добавленной стоимости всей сферы услуг.
Отмечается изменение структуры потребления населением России. При существующей инфляции, в том числе и продовольственной, в структуре расходов значительно увеличивается рост расходов населения на продукты питания на фоне падения реальных располагаемых доходов. При этом, доля расходов на платные услуги снижается. Этот процесс отражает рост количества бедного и относительно бедного населения в стране.
Наибольший объем потребления платных услуг приходится на три сферы: жилищно-коммунальные услуги (27,6%), транспортные услуги (18,4%), услуги связи (15,9%). Около 11% приходится на бытовые услуги (техобслуживание и ремонт транспортных средств, ремонт и строительство жилья и прочие). Доля медицинских услуг (включая санаторно-курортные) составила порядка 8%, образовательные услуги - 6,7%.
Сегмент платных услуг, потребление в котором выросло за годы кризиса, - жилищные и медицинские услуги: в 2015 объем этих видов услуг составил 6,5% и 6,6%, против 5,7 % и 6,0% соответственно в 2013 году.
Особый интерес вызывает ситуация связанная с развитием сферы услуг в регионах, и имеющиеся в них динамические изменения и тенденции. В данном случае мы будем акцентировать внимание на тех изменениях происходящие в субъектах Северо-Кавказского федерального округа.
Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации предусматривается ориентировать на обеспечение условий, позволяющие каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособно-
сти экономики регионов. [17] При формировании условий позволяющие обеспечивать доступность потребления платных услуг в региональном разрезе, достаточно необходимым является изучение ситуации складывающейся в регионах в сфере услуг.
Анализируя данные физического объема платных услуг населению, мы наблюдаем опережающее снижение этого показателя в Республике Дагестан (96,6% в 2015г. против 105,9 % в 2014г.) по сравнению с средними показателями по Северо-Кавказскому федеральному округу и по Российской Федерации (99,6% в 2015г. против 105,8 % в 2014г. и 98,9% в 2015г. против 101,0 % в 2014г. соответственно). [15]
Среди субъектов СКФО по падению показателя физического объема платных услуг населению выделяется Республика Дагестан, если не учитывать показатели Чеченской Республики, хотя 2014 год характеризовался существенным повышением данного показателя. Возможной причиной такого падения объема платных услуг населению может быть невостребованность услуг в связи с низким уровнем доходов населения и высокими тарифами и ценами на различные виды платных услуг.
Если рассматривать показатели платных услуг населению на уровне региона Республики Дагестан, то можно выявить некоторые тенденции в этой сфере не совпадающие с данными федерального уровня. Здесь мы наблюдаем в структуре платных услуг рост бытовых услуг (14,1 % в 2015г. против 13,3% в 2014г., а в 2016г.15,5%.), снижение коммунальных услуг на фоне их роста на федеральном уровне (13,6 % в 2015г. против 14,5% в 2014г., а в 2016г.12,9%.). [18]
Тем не менее, на фоне разнонаправленных тенденций в большей степени можно говорить о схожести тенденций на федеральном и региональном уровнях. Так, например, снижение доли транспортных услуг, услуг связи, туристских услуг и т.д. в общем объеме платных услуг.
Объем платных услуг на душу населения по типам регионов в целом зависит от их уровня экономического развития (таблица 1).[19] В высокоразвитых регионах (финансово- экономических центрах и сырьевых экспор-тоориентированных регионах) население в 2010-2015 годах в среднем за месяц тратило на платные услуги 6,2 и 4,6 тыс. руб./чел. (в ценах 2013 года). При этом у обоих типов регионов среднедушевой уровень расходов существенно снизился за 2015 год — на 4-6%. В регионах с опорой на добывающую промышленность среднемесячный душевой объем платных услуг за 2015 год также уменьшился на 4%, а в среднем по России снижение составило 2%.
Таблица 1 - Среднемесячный объем платных услуг на душу населения по типам регионов, тыс. руб./чел.,
2010-2015 годы, в ценах 2013 года. [19]
Группа
Высокоразвитые Финанс. -эконом, центры 6,3 6,3 6,3 6,3 6,2 5,9
Сырьевые экспортоориемт. 4,4 4,5 4,6 4,7 4,7 4,4
С дивсрсиф. экономикой 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,8
Развитые- С опорой на обраб. пром-сть 2.6 2.7 2.8 2.В 2.8 2,7
С опорой на добыв, прем сть 3,3 3,4 3,5 3,5 3.5 3,4
Среднеразвитые Промышленно-аграрные 3,0 5.2 3.3 3,5 3,6 3,5
Аграрн о - промышленные 2.6 2,8 2,9 3.0 3,1 3,1
Менее развитые Менее развитые сырьевые 2,7 2,9 3,2 дщаД 3.2 3,2
Менее развитые аграрные 1,7 1,8 1,9 1,9 2,0 2,0
РОССИЯ в среднем
II
По среднедушевым показателям объема платных услуг, СКФО располагается на последнем месте среди девяти округов РФ. Республика Дагестан по данному показателю занимает 66 место среди всех субъектов РФ. Если в высокоразвитых регионах России в 2015 году в месяц тратят на платные услуги 5,9 тыс.рублей, то в РД эта сумма составляет 2,3 тыс. рублей в ценах 2013 года. Таким образом, на основании вышеприведенного материала, и данных таблицы 2, РД относится к менее развитым аграрным регионам, где необходимо акцентировать внимание на тех видах услуг, которые тесно связаны с развитием сельского хозяйства, например туристские,
ветеринарные, транспортные и т.д.
Таблица 2 - Объем платных услуг на душу населения (рублей). [15]
2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.
Ро ссийская Фе дер ация 34606 3S756 42156 4S273 51116 54990
Северо-Кавказский федеральный округ 20491 23274 25575 31205 3460S 37372
Республика Дагестан 21019 22913 2506S 2903S 32379 35264
Республика Ингушетия 1S10S 19233 20249 20217 20903 21220
К а 6 ар дин о -Б ал кар екая Ре столика 17361 20210 220S7 25482 27957 30410
Карачаево-Черкесская Республика 17771 19507 21497 23SS6 25049 2609S
Республика Северная Осетия - Алания 22972 26912 23914 31041 33022 35443
Чеченская Республика 3361 109SS 11000 22359 27S07 30992
Ставропольский край 26599 30609 34727 42526 4657S 49994
Ситуация стабильна в регионах с диверсифицированной экономикой (где расходы на платные услуги находятся на среднероссийском уровне), аграрно-промыш-ленных регионах и менее развитых аграрных. В последних уровень расходов минимальный, а отсутствие спада может объясняться тем, что в расходы входят только наиболее необходимые услуги. Например, в Республике Ингушетия (регионе очень низким объемом платных услуг на душу населения в 2015 году) 50% расходов на услуги в 2015 году пришлось на связь, 28%— на услуги пассажирского транспорта. Здесь интересным является ситуация, когда жилищно-коммунальные услуги занимают незначительную позицию в общем объеме услуг, тогда как, доля расходов на ЖКУ выше в менее развитых регионах.
Проанализировав тенденции и динамику показателей платных услуг населению в СКФО и сопоставляя значения субъектов, мы можем сказать о формировании структур потребления услуг свойственные отдельным регионам. В целом все субъекты СКФО, если не учитывать показатели Ставропольского края, имеют очень низкий уровень объема потребления платных услуг на душу населения. Показатели объема платных услуг на душу населения по РД, ниже среднероссийских показателей и средних показателей по округу.
Проблема доступности жилищно-коммунальных услуг для потребителей особенно актуальна для регионов с низким уровнем социально-экономического развития, уровнем жизни населения и значительной дифференциацией доходов. В этих условиях сокращение уровня доступности услуг для низкодоходных групп населения России приводит к росту социальной напряженности и исключению представителей указанных социальных групп из потребления отдельных жилищно-коммунальных услуг, что в свою очередь несет угрозу жизни людей.
От эффективности решения проблемы социально-экономической доступности услуг ЖКХ для населения зависит экономическая и социальная стабильность в регионах Российской Федерации, в частности и в Республике Дагестан.
Государственные, федеральные, региональные целевые программы, посредством которых регулируется и направляется развитие всех видов платных услуг в основном отражают сложившиеся тенденции потребления и доступности платных услуг. Но в отдельных регионах РФ наблюдается дифференциация потребления платных услуг не только в зависимости от уровня доходов отдельных слоев населения, но также выделяется диспропорция в доступности услуг между городским и сельским населением. Особенное внимание здесь нужно уделить обеспечению сельского населения социально значимыми видами услуг. В некоторых сельских поселениях Дагестана плачевным остается ситуация получения медицинских услуг, не только имеющие платную основу но и бесплатную. Проблематикой характерной для многих регионов в данном виде услуг является не информированность населения об возможностях получения тех или иных медицинских услуг на бесплатной основе. Помимо этого данной ситуацией умело пользуются некоторые платные медицинские учреждения, получая двойную оплату услуг, с одной стороны от пациентов и с другой с учреждений ОМС._
Многие проблемы возникающие с обеспечением доступности платных услуг населению возможно решить в рамках целевых программ разного уровня, в числе которых можно отметить государственную программу Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года, реализуемая в РД государственная программа «Доступная среда» на 2016-2018 годы, основной целью которой является повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг для маломобильных групп населения и т.д.
Основными приоритетными направлениями Госпрограммы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» с 2017 года являются: реализация эффективных проектов реального сектора экономики в промышленности, агропромышленном комплексе, транспорте и логистике, а также развитие туристского кластера, которые очень актуальны для Дагестана в современных экономических условиях. [20]
Достаточно актуальным и требующим достаточного внимания сегодня является уточнение целевых показателей государственных, федеральных, региональных программ путем составления прогнозов социально-экономического развития регионов в стохастических условиях, выявление рисков и разработка мероприятий для их снижения.
Программно-целевой подход используемый в современных условиях должен учитывать различные факторы влияющие на доступность услуг и возможность решения данной задачи при вовлечении ресурсного потенциала имеющегося в регионах при условии его наличия. Важной составляющей в данном подходе является максимальная синхронизация и координация решаемых задач при реализации целевых программ разного уровня. Достаточно важным в данном случае является разработка единых методических подходов к оценке доступности платных услуг населению с учетом различий в уровне жизни населения, дифференциации доходов, перспектив социально-экономического развития муниципалитета или региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Littlechild, S. Regulation, over-regulation and some alternative approaches. / S. Littlechild // European Review of Energy Markets. — 2009. — vol. 3, issue 3. — P.7
2. Newbery D. (2009). Predicting Market Power in Wholesale Electricity Markets. EUI Working Papers RSCAS
3. Э. Маркварт. Муниципальные услуги и муниципальное хозяйство. - с. 13-20 // Экономика и управление собственностью. - № 3. - М., 2011.
4. Стиглиц, Дж. Ю. Экономика государственного сектора Текст./Дж. Ю. Стиглиц. пер. с англ. под ред. Г. М. Куманина. - М.: Изд-во МГУ, Инфра-М, 1997.-720 с.
5. Бояринцев Б.И., Краева О.Н. Социально-экономические проблемы доступности жилищно-коммунальных услуг. // Вестник Московского университета. Серия Экономика. 2011, №6.
6. Бояринцев Б.И. Социальная экономика (институты, инфраструктура, модернизация): Учебное пособие. - М: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова; ТЕИС. - 2010. -180 с.
7. Восколович, ILA. Экономика платных услуг: учебное пособие / H.A. Восколович. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 399с.
8. Восколович Н.А. Специфика формирования доступности платных потребительских услуг // Вестник МГУ. Серия Экономика. - 2012. - № 3.
9. Инновационное развитие сферы услуг: Учебное пособие / Под ред. проф. Егорова Е.В., с.н.с. Т.Б. Беляевой. - М.: Экономический факультет МУ имени М.В. Ломоносова, 2010. - 379 с.
10. Жильцов Е. Н., Егоров Е. В. Экономика и управление социальной сферой: Учебник для бакалавров. Под ред. Е.Н. Жильцова, Е.В. Егорова. — Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» М, 2016. — С. 496.
11. Социальная сфера в рыночных условиях. / Под АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2(19)
ред. д.э.н., проф. E.H. Жильцова, к.э.н. П.Н. Ломанова. — М.: Экономический факультет МГУ; ТЕИС, 2004. —231с.
12. Жильцов Е. Н., Казаков В. Н. Экономика социальных отраслей сферы услуг: Учебное пособие. — ТЕИС Москва, 2007. — С. 288.
13. Филимонова Е.А. Принципы оказания муниципальных услуг: система, особенности нормативно-правовой природы // «Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление». 2013. -№11.
14. Восколович Н.А. Влияние рекламы на формирование доступности товаров и услуг населению в условиях экономической нестабильности //Аудит и финансовый анализ 2014..№5 с.411-414
15. Федеральная служба государственной статистики России http://www.gks.ru (дата обращения 3.02.2017)
16. Минэкономразвития России http://economy.gov. ru/ (дата обращения 3.02.2017)
17. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. (проект основных положений концепции) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.intelros.ru/subject/ ross_rasput/2026-koncepcija-dolgosrochnogo-socialno. html. (дата обращения 14.02.2016)
18. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан http://dagstat.gks.ru/ (дата обращения 3.02.2017)
19. Бюллетень социально-экономического кризиса в России. Выпуск №15, июль 2016/ Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. http://ac.gov. ru (дата обращения 3.02.2017)
20. Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан http://www.minec-rd.ru (дата обращения 2.02.2017).
Статья поступила в редакцию 11.04.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.