УДК 338
doi:10.52210/2224669X_2022_3_179
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ МОДЕЛЕЙ СИСТЕМ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА 1PL-7PL
А.В. Тебекин
Аннотация. Рассмотрено содержание моделей систем логистического сервиса 1PL-7PL в их эволюционном развитии. Показано, что несмотря на распространенное мнение о том, что модель логистического сервиса 5PL представляет собой модель виртуальной логистики, на самом деле она являет собой модель эшелонированной логистической системы. Приведены аргументы, демонстрирующие, почему модель управления цепочками поставок системами искусственного интеллекта 6PL до сих пор не получила достаточного практического воплощения и рассматривается как теоретическая. Впервые описана модель комплексных решений при управлении цепями поставок 7PL как способная реализовывать функции стратегического прогнозированиия и планирования изменения логистических потоков (их рациональной «перетрассировки») в периоды радикальных рыночных изменений, что крайне актуально для современных условий развития национального хозяйства.
Ключевые слова: анализ динамики, перспективы развития, модели систем, логистический сервис, 1PL-7PL.
ANALYSIS OF THE DYNAMICS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF MODELS OF LOGISTICS SERVICE SYSTEMS 1PL-7PL
A.V. Tebekin
Abstract. The content of models of logistics service systems 1PL-7PL in their evolutionary development is considered. It is shown that despite the widespread opinion that the 5PL logistics service model is a virtual logistics model, it is actually a layered logistics system model. Arguments are given demonstrating why the 6PL artificial intelligence supply chain management model has not yet received sufficient practical implementation and is considered theoretical. For the first time, the model of integrated solutions for supply chain management 7PL is described as capable of implementing the functions of strategic forecasting and planning for changes in logistics flows (their rational «rerouting») during periods of radical market changes, which is extremely important for modern conditions for the development of the national economy.
Keywords: dynamics analysis, development prospects, system models, logistics service, 1PL-7PL.
В современных условиях существенно изменились условия функционирования логистических цепей, что было обусловлено как влиянием пандемии СОУГО-19 в 2020-2021 гг. [10], так и очередными витками западных антироссийских санкций с 2022 г. [13].
Причем, когда речь идет о санкциях, то с точки зрения логистики, а значит - и экономики в целом, страдают не только страны, против которых вводятся санкции, но также страны, вводящие эти санкции [5]. Ибо достаточно обратиться к классической модели Уил-сона (EOQ-модели), используемой для определения оптимального объёма поставки ресурсов с точки зрения минимизации суммарных логистических издержек, чтобы убедится, что при объемах и интенсивности непрерывного использования углеводородов наиболее эффективным будет трубопроводный транспорт. Никакие дискретные поставки сжиженного природного газа [14] не могут с ним конкурировать с точки зрения логистических издержек, что и приводит к серьезному росту цен в Европе.
Разумеется, эта тема заслуживает отдельного рассмотрения. Возвращаясь же к изменению условий функционирования логистических цепей в современных условиях в целом, можно выделить следующие тенденции [7]:
- рост ожиданий клиентов, не только рассчитывающих на быстроту и гибкость поставок, но и претендующих на возможность мониторинга движения заказа по всей логистической цепочке;
- рост уровня оптимизации складов, в том числе за счет интенсификации процессов роботизации;
- рост спроса на беспилотные средства и маршруты поставки, в том числе из-за дефицита водителей в сегменте коммерческих перевозок;
- рост уровня использования в логистике технологий виртуальной и дополненной реальности (У^ и AR);
- расширение географии логистических поставок (вплоть до самых труднодоступных регионов мира);
- и т.д.
В этой связи представляет интерес рассмотрение динамики развития моделей системы логистического сервиса PL, что и предопределило актуальность данной темы исследования.
Целью представленного исследования является анализ динамики и перспектив развития моделей систем логистического сервиса PL с учетом складывающихся экономических реалий.
Методическую базу представленных исследований составили известные научные работы, посвященные рассмотрению логистических концепций PL (Party Logistics), таких авторов, как П.В. Антипина [1], Д. Бауэрсокс, Д. Клосс [2], Т. Гручманн, А. Мелконян, К. Крумме [18], А.В. Иващенко, М.В. Андреев, А.Р. Диязитдинова [6], С.А. Кархова [8], Н.Д. Курамшин [9], О.А. Фрейдман [17], А. Хиксон, Б. Вирт, Г. Моралес [19], П. Хози, Б. Сундаракани, А. Тан, А. Коз-лак [8], А. Хорзела, А. Колински, Р. Доманский, В. Осмольский [20] и др. Методическую базу исследований также составили авторские труды, посвященные рассмотрению логистических концепций PL [15; 16].
Проведенные исследования позволили выделить семь поколений моделей систем логистического сервиса (1PL-7PL), результаты обобщения содержания и основных характеристик которых представлены в таблице 1.
Проанализируем подробнее процессы развития систем логистического сервиса 1PL-7PL, представленных в таблице 1.
Модель 1PL традиционно используется небольшими компаниями или частными предпринимателями, берущими на себя всю ответственность за свой бизнес (включая логистические процессы).
Принято считать, что модель 1PL, сформировавшаяся в 1970-е гг., в настоящее время практически себя исчерпала, однако это не так: для многих компаний малого бизнеса эта модель сохранят свою актуальность.
Модель логистики 2PL традиционно используют компании, нуждающиеся в транспортных логистических услугах, что позволяет этим компаниям несколько сократить свои издержки путем использования частичного логистического аутсорсинга, предусматривающего возможность консолидации грузов, их промежуточного хранения, разработки и реализации маршрутов доставки и т.д.
Принято считать, что модель 2PL является наиболее популярной и востребованной формой на рынке логистических услуг. Данное утверждение, на наш взгляд, далеко от истины, поскольку многие компании нуждаются в более широком спектре логистических услуг.
SPL-провайдер отвечает за доставку груза, его хранение на складах (включая промежуточное складирование), а также может предоставлять услуги по маркировке, переупаковке, экспедированию грузов и т.д.
Таблица 1
Содержание и основные характеристики семи поколений моделей систем логистического сервиса (1PL-7PL)
Обозначение Название модели Суть модели
1 Модель автономной логистики (логистический инсор-синг) Согласно модели логистического сервиса 1PL все логистические процессы осуществляет сам владелец перемещаемых материальных ресурсов
2 2PL Частный логистический аутсорсинг Модель 2PL предполагает, что логистические функции, обеспечивающие доставку продукции от производителя потребителю, осуществляет логистический посредник. В качестве такого посредника выступает транспортная компания
3 3PL Комплексный логистический аутсорсинг Модель предполагает, что 3PL-провайдер предоставляет собственнику груза широкий набор логистических услуг и, получая материальный ресурс у отправителя, организует весь процесс его доставки получателю
4 4PL Модель интегральной логистики Модель интегральной логистики 4PL представляет собой способ логистического обслуживания с расширенным перечнем услуг и полномочий провайдера, когда владелец материальных ресурсов поручает организацию его доставки по всему маршруту логистической компании
5 5PL Модель эшелонированной логистической системы Логистическая модель 5PL представляет собой дальнейшее развитие модели интегральной логистики 4PL, когда идет рассмотрение их множества в одних и тех же (или по меньшей мере пересекающихся логистических коридорах. При этом в случае перегрузки тех или иных звеньев (транспортных, складских и т.д.) в одной из интегрированных логистических систем 4PL возникает возможность (благодаря бурному развитию информационно-коммуникационных технологий) использовать временно свободные мощности других интегрированных логистических систем 4PL удовлетворяющего множества на взаимовыгодных условиях
6 6PL Модель управления цепочками поставок системами искусственного интеллекта Модель 6PL интерпретируется как полностью интегрированное решение для цепочки поставок, управляемое с помощью систем искусственного интеллекта. При этом предполагается, что применение систем искусственного интеллекта во всей логистической цепочке как следующий шаг в использовании достижений технологического развития приведет к существенному росту экономической эффективности поставок
Модель 7PL позиционируется как модель, обеспе-
Модель чивающая комплексное решение для управления
комплексных цепочками поставок, которое охватывает весь процесс,
7 7PL решений от поставщика до клиента. При этом главный акцент
при управле- в реализации целостного, комплексного подхода
нии цепями в предоставлении логистических услуг по модели 7PL
поставок делается на обеспечении максимальной ценности этих
услуг для клиентов
Отличительной особенностью логистической модели 3PL является тот факт, что маршрут доставки определяет не оператор (провайдер), а собственник груза.
Модель 4PL предполагает, что собственник материального потока полностью поручает процесс поставки вдоль всей логистической цепи 4PL-провайдеру, несущему соответствующую ответственность. Именно поэтому модель 4PL получила широкое распространение.
Чтобы сократить риски, компании необходимо тщательно выбирать 4PL-оператора. Как правило, в качестве таких операторов выступают крупные компании, способные предоставить интегрированный пакет всех логистических услуг.
Участники рынка, реализующие модель интегральной логистики 4PL, занимают в условиях перманентно насыщающего рынка все большую нишу на рынке логистики. Модель логистического сервиса 4PL традиционно выбирают крупные компании, поскольку использование 4PL-провайдерами передовых технологий позволяет производителям сократить суммарные логистические издержки и повысить свою конкурентоспособность путем фокусировки своих усилий на основной производственной деятельности.
Модель эшелонированной логистической системы 5PL позволяет с помощью ^-технологий оперативно и с рассчитанной максимальной выгодой строить или корректировать логистические маршруты. Считается, что модель логистической системы 5PL является переходным этапом в создании единых логистических пространств, например, в таких интеграционных образованиях как ЕС, ЕАЭС и др. По сути это проявление результата насыщения рынка при переходе от индустриальной к постиндустриальной экономике в сфере логистики.
Следует отметить, что модель логистической системы 5PL имеет самые противоречивые описания в известных источниках ли-
тературы. Одни авторы считают, что модель 5PL является всего лишь технически усовершенствованной формой модели 4PL (и в этом имеется определенный смысл). Другие авторы называют модель 5PL системой виртуальной логистики (с чем гораздо сложнее согласиться, поскольку логистика сама по себе - это научно-практическая область, рассматривающая вопросы рациональной организации движения материальных потоков в товарообразующих цепях [20]). Третьи авторы считают, что модель 5PL - это прогрессивная система логистического сервиса, базирующаяся на использовании при предоставлении логистических услуг колоссальных возможностей глобального информационно-технологического пространства, приводя в пример успехи таких компаний, как Aliexpress и Amazon.
При всем том, что описание модели 5PL третьими авторами более точное, чем первыми (и уж тем более вторыми), автор данной статьи убежден, что наиболее точным является описание модели 5PL в качестве эшелонированной логистической системы (таблица 1).
Модель логистической системы 6PL предполагает применение встроенной системы искусственного интеллекта во всех звеньях логистической цепи, что позволяет отслеживать всю цепочку поставок, на основе анализа тенденций, оценки шаблонов заказов и моделей прогнозирования ожидаемых логистических процессов. Системы искусственного интеллекта позволяют вырабатывать рациональные управленческие решения, начиная от формирования оптимального маршрута доставки (в том числе для беспилотных транспортных средств) и заканчивая автоматическим запуском производств по полученным заказам (включая направление инструкции по поставке ресурсов для пополнения запасов, например, для складских роботов).
Рассматривая принципы организации логистических процессов на основе использования модели 6PL, можно заключить, что учитывая используемые в ней подходы к формированию моделей рационального взаимодействия всех участников логистической цепи в интегрированной информационной среде на основе применения систем искусственного интеллекта, отражающих возможности устойчивого взаимодействие между акторами [6], модель 6PL была бы очень эффективна для индустриальной экономики с ее массовыми и крупносерийными объемами производств и, соответственно поставок.
Модель 6PL может продемонстрировать свою эффективность и в постиндустриальной экономике, но при условии относительно спокойной (а не возмущенной) внешней среды. Да, системы искусственного интеллекта способны выявлять аномалии, присущие сильно возмущенной внешней среде (что мы сегодня наблюдаем в виде перманентных кризисных рыночных явлений), но они мало эффективны для выработки рациональных управленческих решений в подобных рыночных условиях. Представляется, что именно этот факт, обусловленный влиянием на выработку управленческих решений множества факторов случайного характера, приводит к тому, что логистическую модель 6PL в основном называют теоретической.
Принято считать, что модель 7РЬ объединяет все аспекты цепочки поставок, включая закупки, производство, транспортировку, складирование и дистрибуцию, что позволяет предприятиям более эффективно управлять своими поставщиками и клиентами, добиваться экономии средств, повышать уровень эффективности обслуживания и сокращать отходы. При этом модель 7РЬ многие авторы позиционируют как идеальное решение по предоставлению логистических услуг для компаний, которым нужен комплексный и оптимизированный подход к управлению логистическими цепочками.
Многие авторы со скептицизмом относятся к модели логистики 7PL, считая, что ее можно описать простой моделью суммирования:
7PL = 4PL + 3РЦ
поскольку в ней (модели 7PL) просматриваются все признаки 4PL-интегратора, объединяющего ресурсы, технологии и другие возможности собственной организации и других организаций - участников логистического процесса для проектирования, создания и запуска комплексных логистических решений для реализации цепочек поставок с элементами аутсорсинга, направленного на управление складированием, перевозками, дистрибьюторами и агентами, характерного для модели 3PL.
Но тот посыл, что использование модели 7PL позволяет на основе восприятия идей клиентов предлагать креативные логистические решения, хотя и имеет рекламный оттенок, на самом деле в современных условиях может быть наполнен реальным смыслом с точки зрения извлекаемой пользы.
Дело в том, что в условиях современных геополитэкономи-ческих трансформаций, приведших к фактическому разрушению многих прежних логистических цепочек с участием России [3], возникает масштабная практическая задача по масштабному построению принципиально новых логистических схем [4].
Причем следует отметить, что эта задача носит стратегический характер не только по значению, но и по срокам реализации. Достаточно вспомнить, что если в конце марта 2022 г. глава Минромторга России более чем оптимистично заявлял, что на перестройку логистики понадобится от трех до шести месяцев [12], то уже в начале августа 2022 г. Минпромторг оценил сроки восстановления объема экспорта в металлургии в 8 лет (то есть к 2030 г.) [11].
Таким образом, одной из важнейших функций при реализации систем логистического сервиса 7PL следует рассматривать стратегическое прогнозирование и планирование изменения логистических потоков (их рациональной «перетрассировки») в периоды радикальных рыночных изменений.
Представляется, что с учетом больших финансовых затрат, связанных с радикальной перестройкой логистики, системы логистического сервиса 7PL, реализующие функции стратегического прогнозирования и планирования рационального изменения логистических потоков будут крайне актуальны в национальной экономике.
Проведенное в рамках данного исследования рассмотрение семи поколений систем логистического сервиса 1PL-7PL позволяет сделать следующие выводы.
Несмотря на то, что рассмотренные модели логистического сервиса сформировались в различные исторические периоды развития логистики, все они продолжают сосуществовать на рынке.
Модель 1PL используют преимущественно компании малого бизнеса, вынужденные в силу ресурсных ограничений полностью полагаться только на собственные силы.
Модель 2PL используют преимущественно компании среднего бизнеса, участвующие в достаточно простых логистических цепочках и нуждающиеся в транспортных услугах.
Модель 3PL используют преимущественно компании среднего и крупного бизнеса, участвующие в относительно сложных логистических цепочках и нуждающиеся в широком спектре логистических услуг.
Модель 4PL используют преимущественно компании крупного бизнеса, участвующие в сложных логистических цепочках, в связи с чем им выгодно получать интегрированный пакет логистических услуг.
Модель 5PL используют преимущественно очень крупные компании (например, транснациональные), участвующие в очень сложных логистических цепочках, в связи с чем логистические провайдеры предоставляют им услуги в эшелонированных логистических системах.
Модель 6PL очевидно получит распространение среди компаний среднего и крупного бизнеса, но при относительно стабильных экономических условиях, когда выявление рыночных закономерностей с использованием при предоставлении логистических услуг систем искусственного интеллекта будет более эффективно. По прогнозным авторским оценкам, это произойдет в 2030-е гг.
Модель 7PL может быть эффективно использована, в первую очередь, крупными компаниями, благодаря реализации важнейших функций логистического сервиса - стратегического прогнозирования и планирования изменения логистических потоков (их рациональной «перетрассировки») в периоды радикальных рыночных изменений, когда требуется кардинальная перестройка систем логистики, что полностью соответствует текущим геополитэкономическим условиям развития национального хозяйства.
В этой связи уместно предположить, что в ближайшее десятилетие в отечественной экономике получит активное практическое воплощение модель логистического сервиса 7PL.
Библиографический список
1. Антипина П.В. Облачные технологии в логистической деятельности // Логистика и управление цепями поставок. 2018. № 2 (85).
2. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. М., 2010.
3. Глава Минтранса заявил, что санкции «практически поломали» логистику. URL: ttps://www.rbc.ru/politics/21/05/2022/628909be9a794737cec f7e3f?ysclid=l6fbkxoshv760576057 (дата обращения: 23.03.2022).
4. Глава МЭР призвал по-новому решить вопросы логистики в торговле с Азией. URL: https://iz.ru/1338074/2022-05-22/glava-mer-prizval-po-novomu-reshit-voprosy-logistiki-v-torgovle-s-aziei?ysclid=l6fboziq yb199178208 (дата обращения: 23.03.2022).
5. ЕС посоветовал импортерам прописывать отсутствие в смеси российской нефти. URL: https://www.rbc.ru/politics/03/08/2022/62ea1if49a7947 169f114222?ysclid=l6do1tcgak906648699 (дата обращения: 23.03.2022).
6. Иващенко А.В., АндреевМ.В., Диязитдинова А.Р. Модель посреднического оператора 6PL. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. № 2 (5).
7. Как меняется современная логистика: пять главных трендов. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/cmrm/61a5f59d9a7947ece3cf4850 (дата обращения: 23.03.2022).
8. Кархова С.А. От 5PL-провайдеров к логистике нулевого уровня // Госсоветник. 2019. № 1 (25).
9. Курамшин Н.Д. 5PL - новый уровень логистического аутсорсинга // Успехи современной науки и образования. 2016. Том 3. № 8.
10. Логистические тренды 2020-2021 года: влияние пандемии COVID-19 на перевозки. URL: https://www.retail.ru/articles/logisticheskie-trendy-2020-2021-goda-vliyanie-pandemii-covid-19-na-perevozki/?ysclid=l6dlkdep 69545815583 (дата обращения: 23.03.2022).
11. Минпромторг отвел восемь лет на восстановление экспорта металлургов. URL: https://rbc-ru.turbopages.Org/rbc.ru/s/business/03/08/2022/62e91 2a79a794744d2ec40fc?utm_source=yxnews&utm_medium=mobile&utm_ referrer=https %3A %2F %2Fyandex.ru %2Fnews %2Fstory %2FMinprom torg_otvel_vosem_let_navosstanovlenie_ehksporta_metallurgov--139d204 a7f0c1b20ee5f82dda2b2c240 (дата обращения: 23.03.2022).
12. На перестройку логистики понадобится до шести месяцев, заявил Мантуров. URL: https://ria.ru/20220327/logistika-1780331168. html?ysclid=l6fbh99tii108609044 (дата обращения: 23.03.2022).
13. Нарушения логистики из-за санкций хотят признать форс-мажором. URL: https://www.alta.ru/logistics_news/89571/?ysclid=l6dlhnq 8i8253623293 (дата обращения: 23.03.2022).
14. США впервые в истории обошли Россию по объему поставок газа в ЕС. URL: https://www.rbc.ru/business/01/07/2022/62be8b379a7947572d661d 5e?ysclid=l6doeu9o3o56377130 (дата обращения: 23.03.2022).
15. Тебекин А.В. Возможности повышения эффективности предоставления услуг систем логистического сервиса (1PL-5PL) в результате внедрения цифровых технологий // Маркетинг и логистика. 2021. № 1 (33).
16. Тебекин А.В. Логистика: учебник. М., 2021.
17. Фрейдман О.А. Трансформация транспортно-логистической системы как условие устойчивого развития региона // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2016. Т. 26. № 4.
18. Gruchmann T., Melkonyan A., Krumme K. Logistics Business Transformation for Sustainability: Assessing the Role of the Lead Sustainability Service Provider (6PL) // Logistics. 2018. № 2 (4).
19. Hickson A., Wirth B., Morales G. Supply chain intermediaries study. University of Manitoba Transport Institute Publ., 2008.
20. HorzelaA., KolinskiA., DomanskiR., Osmolski W. Analysis of Use of Communication Standards on the Implementation of Distribution Processes in Fourth Party Logistics (4PL) // Business Logistics in Modern Management. 2018. № 18.
21. Hosie P., Sundarakani B., Tan A.W.K., KozlakA. Determinants of Fifth Party Logistics (5PL): Service Providers for Supply Chain Management. International // Journal of Logistics Systems and Management. 2012. № 13 (3).
А.В. Тебекин
доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, почетный работник науки и техники РФ профессор кафедры менеджмента
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России Е-mail: [email protected]