Научная статья на тему 'Анализ динамики и перспектив развития дистанционного банковского обслуживания в Российской Федерации'

Анализ динамики и перспектив развития дистанционного банковского обслуживания в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2534
460
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ ТОРГОВЛЯ / МОБИЛЬНЫЙ БАНК / ИНТЕРНЕТ БАНКИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Худякова Татьяна Альбертовна, Пономарев Владислав Евгеньевич

Конкуренция в банковском секторе даже в условиях ужесточения контроля со стороны Центрального банка РФ очень велика. Для привлечения новых клиентов банкам необходимо находить новые, современные пути привлечения населения. Одним из возможных каналов должно стать дистанционное обслуживание, что обусловлено ростом проникновения интернета в общество. В статье проведен анализ развития интернет торговли в Российской Федерации, анализ связанных с развитием интернет покрытия новых банковских услуг, возникших в последние годы. На основе проведенного интервьюирования выявлены наиболее часто используемые клиентами каналы предоставления банковских услуг, в частности в рамках дистанционного обслуживания. В результате анализа выявлено, что за последние 8 лет рынок интернет торговли вырос более чем в 20 раз. В банковской сфере динамика роста безналичных расчетов и дистанционных технологий обслуживания превысила в разы динамику роста общего объема услуг. На сегодняшний день практически 50% банковских услуг в Российской Федерации осуществляется дистанционно. Проведенный авторами опрос позволил выявить наиболее часто используемые клиентами технологии дистанционного банковского обслуживания. Сформировано четкое представление о современном состоянии банковской отрасли, в частотности в разрезе дистанционного обслуживания. Проведенный анализ позволил сделать вывод об резко возросшей актуальности развития дистанционных каналов предоставления банковских услуг с целью привлечения новых и удержания старых клиентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ динамики и перспектив развития дистанционного банковского обслуживания в Российской Федерации»

УДК 336

Худякова Татьяна Альбертовна,

кандидат экономических наук, доцент,

заведующая кафедрой прикладной экономики,

ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет»,

г. Челябинск, Российская Федерация.

Пономарев Владислав Евгеньевич,

ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет», г. Челябинск, Российская Федерация.

Khudyakova Tatyana Albertovna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor, Head of the Department of Applied Economics, FSAEI HE «South Ural State University», Chelyabinsk, Russian Federation. Ponomarev Vladislav Evgenievich, FSAEI HE «South Ural State University», Chelyabinsk, Russian Federation.

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1

ANALYSIS OF DYNAMICS AND DEVELOPMENT PROSPECTS FOR REMOTE BANKING IN THE RUSSIAN FEDERATION

Конкуренция в банковском секторе даже в условиях ужесточения контроля со стороны Центрального банка РФ очень велика. Для привлечения новых клиентов банкам необходимо находить новые, современные пути привлечения населения. Одним из возможных каналов должно стать дистанционное обслуживание, что обусловлено ростом проникновения интернета в общество.

В статье проведен анализ развития интернет торговли в Российской Федерации, анализ связанных с развитием интернет покрытия новых банковских услуг, возникших в последние годы. На основе проведенного интервьюирования выявлены наиболее часто используемые клиентами каналы предоставления банковских услуг, в частности в рамках дистанционного обслуживания.

В результате анализа выявлено, что за последние 8 лет рынок интернет торговли вырос более чем в 20 раз. В банковской сфере динамика роста безналичных расчетов и дистанционных технологий обслуживания превысила в разы динамику роста общего объема услуг. На сегодняшний день практически 50% банковских услуг в Российской Федерации осуществляется дистанционно. Проведенный авторами опрос позволил выявить наиболее часто используемые клиентами технологии дистанционного банковского обслуживания.

Сформировано четкое представление о современном состоянии банковской отрасли, в частотности в разрезе дистанционного обслуживания. Проведенный анализ позволил сделать вывод об резко возросшей актуальности развития дистанционных каналов предоставления банковских услуг с целью привлечения новых и удержания старых клиентов.

Ключевые слова: банковская система, дистанционное обслуживание, интернет торговля, мобильный банк, интернет банкинг.

Competition in the banking sector, even in the face of tighter control by the Central Bank of the Russian Federation is very high. To attract new customers, banks need to find new, modern ways to attract the population. One of the possible channels should be remote services, due to the growth of Internet penetration into society.

The article analyzes the development of Internet trade in the Russian Federation, the analysis associated with the development of Internet coverage of new banking services that have emerged in recent years. On the basis of the conducted interviewing, the most frequently used channels for providing banking services, in particular in the framework of remote service, were identified.

The analysis revealed that over the past 8 years the market of online trading has grown more than 20 times. In the banking sector, the dynamics of growth of non-cash payments and remote service technologies has exceeded the dynamics of growth of the total volume of services. Today, almost 50% of banking services in the Russian Federation are carried out remotely. The survey conducted by the authors revealed the most frequently used remote banking technologies.

The authors have formed a clear idea of the current state of the banking industry, in the context of the frequency of remote service. The analysis made it possible to conclude about the sharply increased relevance of the development of remote channels of banking services in order to attract new and retain old customers.

Keywords: banking system, online banking, online trading, mobile banking, Internet banking.

1 Статья выполнена при поддержке Правительства РФ (Постановление № 211 от 16.03.2013 г.), соглашение № 02.A03.21.0011.

100

ВВЕДЕНИЕ

По статистическим данным Центрального Банка Российской Федерации на 01.02.2018 года в России 514 банков имеют права на осуществление деятельности. Динамика количества банков, отраженная на рисунке 1, демонстрирует сохранение тенденции по сокращению банковских организаций. Таким образом, за 2014 год число банков сократилось на 76 единиц, за 2015 — на 102 единицы, и ещё 106 кредитных организаций прекратили своё существование в течение 2016 года. За первые два месяца, текущего 2018 года число банковских организаций, сократилось с 517 до 514 единиц [7].

01.01.2018 _| 517

01.06.2017 Г I 544

01.01.2017 Г I 575

01.06.2016 Г I 689

01.01.2016 Г 1733

01.06.201 5 Г I 753

01.01.2015 Г 1783

01.06.2014 Г 1829

01.01.2014 Г I 859 H-1-1-1-1-1-1-1-1-1

0 100 200 300 400 500 600 700 800 900

□ Количество банков / Number of banks

Рис. 1. Динамика количества банков в Российской Федерации (Составлено на основании [5])

Данная статистика актуализирует вопрос повышения конкурентоспособности кредитной организации, выявления новых форм и методов привлечения и удержания клиентов. При этом новые подходы должны однозначно быть актуальными и отражать последние веяния развития общества, индустрии и технологий [2, 3, 11, 12]. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Конкуренция в банковском секторе даже в условиях ужесточения контроля со стороны Центрального банка РФ очень велика. Для привлечения новых клиентов банкам необходимо находить новые, современные пути. Одним из возможных каналов должно стать дистанционное обслуживание, что обусловлено ростом проникновения интернета в общество. В этой связи представляется необходимым проведение анализа развития интернет торговли в Российской Федерации, анализа перспектив развития новых банковских услуг, отвечающих современному этапу развития общества, что позволит повысить эффективность функционирования банков и повысит конкурентоспособность банковской системы. РЕЗУЛЬТАТЫ

Одним из наиболее перспективных факторов стабильного развития и в наши дни является дистанционное банковское обслуживание — возможность реализации банковских продуктов посредством сети Интернет.

По данным Ассоциации компаний интернет торговли на 28 сентября 2017 года Россия является самой крупной страной в Европе по количеству пользователей сети Интернет. Всего 84 миллиона человек ежемесячно посещают сеть. Несмотря на данную статистику, уровень проникновения интернета находится на значительно более низком уровне по сравнению с развитыми странами и составляет 70,4%. Это означает то, что более четверти совершеннолетнего населения не совершает выхода в сеть хотя бы раз в месяц. Если рассмотреть возрастную структуру пользователей сети Интернет, то можно отметить следующие тенденции. Больше всего пользователей интернетом принадлежат возрастной группе от 16 до 29 лет — 97%. Среди людей в возрасте от 30 до 54 лет — 82%. Среди людей старше 55 лет — всего лишь 28% (рис. 2). Во многом именно низким показателем доли пользователей среди лиц старше 55

101

о

и й

5 (Ц § £

и »

6 Й 0 'Й 2 й

13 U

и о

о u

В Л

« О

u <а tg Й ¡3

U р

«

2 ч н

к & &

о ^ £

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

97%

28%

от 16 до 29 лет

от 30 до 54 лет

старше 55 лет

Возрастная группа / Age group Рис. 2. Доля российского населения, пользующегося Интернетом (Составлено на основании [4, 13, 15, 18])

лет обусловлен низкий уровень проникновения интернета в России в целом, а также отсутствие его роста.

Несмотря на то, что в России наблюдаются некоторые отставания по уровню проникновения интернета по сравнению с развитыми странами, объем российского рынка интернет торговли ежегодно неуклонно растет. Так за последние 8 лет это рынок вырос более чем в 20 раз. Причем тенденция роста не ослабевает (рис. 3).

1150 млрд руб.

260 млрд руб.

92%

330 млрд руб.

544 млрд руб.

713 млрд руб.

2 9%

405 млрд руб.

85%

15%

81%

19%

76%

24%

71%

760 млрд руб.

29%

71%

920 млрд руб .

33%

67%

37%

63%

-1---1---1---1---1---1---1---1

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

□ Внутренняя торговля / Internal trade □ Трансграничная торговля / Cross-border trade

Рис. 3. Динамика российского рынка интернет-торговли (Составлено на основании [6, 16])

102

Таким образом, на основании исследований, проведенных Ассоциацией компаний интернет-торговли, относительно динамики российского рынка интернет-торговли, можно сделать вывод, что это стремительно развивающаяся сфера реализации продуктов и услуг, даже при низком уровне интернет проникновения. Это позволяет говорить о больших перспективах в будущем. Следовательно, данное направление заслуживает внимания и представляет интерес для изучения.

Если говорить о банковской сфере, то по статистическим данным Центрального Банка РФ в ней наблюдается тенденция к росту количества счетов с дистанционным доступом [8], открытых в банковских организациях, о чем свидетельствует рисунок 4.

01.01.2018

01.01.2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

01.01.2016

01.01.2015

01.01.2014

01.01.2013

01.01.2012

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

149082,7

143088,6

117390,3

117390,3

| 30906,9

25629,9

17795,7

90%

100%

□ С доступом через сеть интернет / Internet access

□ Доступ с помощью мобильной связи / Mobile access

Рис. 4. Динамика количества счетов с дистанционным доступом, в тыс. ед. (Составлено на основании [8])

На основании данных Центрального Банка о динамике объёмов операций, совершенных на территории России с использованием карт, эмитированных российскими кредитными организациями, можно сделать вывод как об увеличении суммарного объёма операций по кредитным и дебетовым картам, так и об увеличении доли безналичных операций в общем объёме, о чем свидетельствуют данные на рисунке 5. Так, общий объём операций по банковским картам возрастает с 12 633,5 миллиардов рублей за 2010 год до 52 566,5 миллиардов рублей за 2017 год. Среди всех операций по банковским картам доля безналичных расчетов растет: с 13,26% за 2010 год до 49,20% за 2017 год [10].

На основании этих данных можно сделать вывод о достоверности информации относительно роста рынка интернет-торговли, представленной Ассоциацией компаний интернет-торговли, что еще раз подтверждает актуальность изучения вопроса предоставления банковских услуг посредством каналов дистанционного банковского обслуживания по причине широкого распространения такого канала сбыта товаров и услуг, как интернет торговля. Развитие данной сферы на сегодняшний день, безусловно, является одним из наиболее перспективных направлений.

Как известно, дистанционное банковское обслуживание характеризуется отсутствием прямого контакта между банковским персоналом и его клиентами. Одним из каналов получения удаленных распоряжений от клиентов являются банкоматы. Таким образом, с целью изучения текущего уровня дистанционного банковского обслуживания предлагается рассмотреть статистику Банка России об устройствах, расположенных на территории Российской Федерации и предназначенных для осуществления операций с использованием и без использования платежных карт.

По данным Банка России, отраженных в таблице 1 и рисунке 6 можно сделать вывод о том, что в период с 01.01.2008 по 01.01.2017 года растет количество платежных терминалов, с 294 до 1 969 тысяч

103

ID

SX

«

&

й Л

о tfl ю о

Л

к &

60000

50000

40000

30000

20000

О 10000

0 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Операции по снятию наличных денег / Cash withdrawal transactions 10959 14030 18034 21241 23826 24917 27166 26703

Безналичные операции / Non-cash transactions 1675 3178 5048 7381 11173 15597 22962 25864

Доля безналичных операций в общем объеме операций / Share of non-cash transactions in total volume of op erations 13,26% 18,47% 21,87% 25,79% 31,92% 38,50% 45,81% 49,20%

Рис. 5. Динамика объёмов транзакций по картам (Составлено на основании [5, 10])

единиц. На фоне этого наблюдается стабильная тенденция по снижению количества импринтеров: с 40 тысяч на 01.01.2008 года до 17 тысяч на 01.01.2017. Ситуация с количеством банкоматов не столь однозначная. Изначально их количество возрастает с 67,5 тысяч на 01.01.2008 года до 282 тысяч на 01.01.2014, однако, затем снижается до 253 тысяч на 01.01.2017.

Полученные данные можно интерпретировать как следствие роста популярности дистанционного банковского обслуживания: сокращение количества банкоматов обусловлено популяризацией мобильных банковских приложений и браузерных версий личных кабинетов. Действительно, по данным аналитиков финансовой компании «БКС Премьер» за период с 2013 по 2014 год отечественный рынок интернет-

Таблица 1. Сведения об устройствах, расположенных на территории России и предназначенных для осуществления операций с использованием и без использования платежных карт *

Отчетная дата Количество банкоматов, единиц Количество терминалов, единиц Количество импринтеров, единиц

Всего С функцией выдачи наличных С функцией выдачи и приема наличных

01.01.2017 253 083 126 711 130 372 1 969 068 17 443

01.01.2016 260 635 130 935 129 700 1 661 594 9 263

01.01.2015 277 565 139 042 138 523 1 468 783 9 564

01.01.2014 281 732 139 951 141 781 1 125 320 14 729

01.01.2013 261 409 131 640 129 769 848 555 26 911

01.01.2012 214 550 112 115 102 435 662 364 32 914

01.01.2011 177 641 97 087 80 554 538 013 33 651

01.01.2010 107 748 84 498 23 250 447 235 57 386

01.01.2009 89 345 70 985 18 360 409 303 51 156

01.01.2008 67 507 54 804 12 703 293 759 40 327

* Составлено на основании [14]

104

01.01.2008 01.01.2009 01.01.2010 01.01.2011 01.01.2012 01.01.2013 01.01.2014 01.01.2015 01.01.2016 01.01.2017

—О—Количество банкоматов —□—Количество терминалов —Л— Количество импринтеров

Рис. 6. Динамика количества устройств, предназначенных для осуществления операций с использованием и без использования платежных карт (Составлено на основании [14])

банкинга вырос в два раза: с 590 миллиардов рублей в 2013 году до 1,14 триллионов рублей в 2014 году. По данным аналитического агентства Markswebb Rank&Report количество россиян, использующих интернет-банкинг для управления своими счетами, возросло на 51%. Несмотря на то, что история российского мобильного банкинга значительно отстает от мировой, в наши дни темпы развития этой сферы ускоряются с каждым годом. Очевидно, что в будущем рост пользователей, предпочитающих использовать дистанционные каналы получения банковских продуктов и управления ими продолжится.

В рамках ежегодного исследования «Mobile Banking Rank 2017», проводимого агентством Markswebb, которое специализируется на исследованиях, аудите и консалтинге в области развития эффективных интернет-продуктов были определены рейтинги эффективности мобильных банковских приложений для различных операционных систем, ключевые изменения (за период с августа 2016 по август 2017 года), и современные тренды в мобильном банкинге для частных клиентов. В данном исследовании оценивались более 100 мобильных приложений 37 банков и финансовых компаний. Проведенные исследования позволяют рассмотреть лидеров рынка дистанционного банковского обслуживания и определить ключевые направления развития данной сферы с целью формулирования рекомендаций по совершенствованию дистанционного банковского обслуживания как фактора устойчивого развития.

Согласно результатам данного исследования, за 2017 год первое место среди банковских мобильных приложений для платформы «Android» занимает приложение «Тинькофф банк», на втором месте находится «Бинбанк», на третьем «Альфа-Банк», на четвертом и пятом соответственно «Почта Банк» и «Сбербанк».

Как видно из рисунка 7, мобильные приложения российских банков в целом получили средние оценки по уровню функциональных возможностей и удобства пользования. Среди лидеров можно выделить — «Тинькофф Банк», «Бинбанк» и «Альфа-Банк». Если говорить об аутсайдерах, то можно отметить следующие кредитные организации: «ОТП Банк», «Газпромбанк», «Хоум Кредит Банк», которым однозначно для целей повышения своей конкурентоспособности необходимо уделить повышенное внимание вопросу совершенствования дистанционного банковского обслуживания.

С целью выявления современных трендов развития мобильного банкинга, прдставляется необходимым обратиться к исследованию «Mobile Banking Rank 2017». Тренды, представленные в исследовании, ранжируются по двум параметрам:

• в зависимости от частоты их использования в приложении российских банков (от экспериментальных нововведений до обязательного минимума);

• в зависимости от функциональных особенностей технологий мобильного банкинга.

Результаты анализа приведены в таблице 2.

105

Россель>.оэОэнк:

Промсвязьбанк

Урале;

Зенит

УБРпР— Блик Казани —__

- Тш 1Ы.0фф

таБанк_______L _

Бинбанк

О О

Альфа-Банк,

>

М ! 1 Восточный

О ^

ИУьВннк V-"—-

-Сбербанк

Русом а Стаидз эт

БТБ24

It .'h V К, рр/УТ

Ж БАРС -

ИКБ

_ МТС. Ьа н*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

.К'

ч

\___X_4X

N.

ЪИПЧЙН I

ч___ч _ J^OrKptjTud__

,-i-iocb?i-«ic -Райфф&йэенба-и

Рвмвссдмс К.р9ДкГ

ЗТБ Банк Москвы

V,

Удобство пользования

Рис. 7. Соотношение удобства использования и функциональных возможностей приложений для мобильного банка по версии Магк^еЬЬ (Составлено на основании [7])

Таблица 2. Технологии мобильного банкинга по версии Markswebb *

Область применения Степень частоты применения в российских банках

Обязательный минимум Преимущество Часто Редко

Мобильные технологии Определение ближайших банкоматов и офисов банка; Вход по отпечатку пальца. Распознавание номера карты с помощью камеры; Подключение к Apple / Samsung / Android pay; Построение маршрута до точки обслуживания. Распознавание штри х-кодов н а квитанциях; Денежные переводы по ((Я-коду; Возможность вывода в виджет баланса карты. Снятие наличных с помощью одно разового кода; Считывание карты системами NFC.

Перенос клиентских сценариев СаМ-2-СаМ переводы; Открытие счетов и вкладов; Настройка лимитов и блокировка карты; Подключение / отключение 8МБ-информирования. Подписки на налоги и штрафы; Получение банковской выписки; Управление бонусами и «cashback»; Автоплатежи по расписанию. По дписки н а счета ЖКУ; Справки в электронном виде; Смена пин-кода; 1Р-звонок из приложения. Напоминания о платежах; Совместно е управление счетом.

Интерфейсные изменения Управление списком банковских продуктов; Гид по интерфейсу. Персональное приветствие; Единая лента событий и движения денежных средств; Изобр ажения карт; Быстрое переключение между продуктами. Анимация; Персонализация интерфейса; Упрощение перевода денежных средств на собственные счета в другом банке; Заполнение форм по одн ому полю. Поиск реквизи-то в по ИНН; Рекламные предложения в ленте транзакций.

* Составлено на основании [17]

106

В тоже время можно сделать вывод, что российские мобильные банки существенно улучшились по сравнению с результатами исследований прошлого года, проведенного «Mobile Banking Rank 2016». Так, количество баллов, набранных в результате исследования, возросло в среднем на 15% как у лидеров мобильного банкинга, так и по всему рынку в целом. Следовательно, мобильные приложения развиваются, благодаря чему происходит расширение функциональных возможностей и удобства использования.

За прошедший год в обязательный минимум банковских приложений добавились функции входа в приложение по отпечатку пальца, возможность регистрации нового клиента, проведение card-2-card переводов, открытие счетов и срочных вкладов, управление лимитами по карте, подключение SMS-информирования, а также интерактивный гид по мобильному банку.

Среди наиболее развивающихся функций в мобильном банкинге необходимо отметить использование камеры смартфона для распознавания реквизитов банковских карт и штрих-кодов в квитанциях, подключение к системам оплаты покупок с помощью смартфона, создание подписок на счета ЖКУ, штрафы и задолженности по налогам, заказ и получение справок и документов от банка в электронном виде [17].

В соответствии с ранжированием функциональных возможностей в данном исследовании, в мобильных приложениях некоторых кредитных организаций присутствуют такие экспериментальные функции, как считывание банковских карт NFC системами.

На основе проведенного анализа представляется возможным определить следующие основные направления развития мобильного банкинга:

• возможность совершения бесконтактных платежей;

• увеличение популярности автоплатежей;

• замена интерфейсов, усложненных необходимостью заполнения множества полей для совершения транзакций на сканирование данных по QR-коду или штрих-коду;

• переход обращений клиентов в банк от телефонных звонков к онлайн чатам непосредственно в банковском приложении;

• разработка приложений, совместимых с современными гаджетами (умными часами, смартфонами) с целью реализации технологии бесконтактной оплаты.

Таким образом, мобильный банкинг является полноценным инструментом для управления собственными банковскими продуктами и финансами.

С целью определения наиболее популярных у населения способов осуществления платежей был проведен опрос клиентов банков. Общее количество респондентов составило 450 человек (рис. 8).

18 34

25 23

25 20

Мобильный бангкинг Интерн ет-банки нг Платежный терминал Банкомат Почта России Отделение банка Расчет налич ными Агент

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

□ Знаю и пользуюсь ПЗнаю, но не пользуюсь ПНе знаю что это

Рис. 8. Использование каналов предоставления банковских услуг за последние 12 месяцев (Составлено авторами)

107

На основании результатов опроса можно сделать следующие выводы. Во-первых, несмотря на то, что примерно 50% клиентов банка хотя бы иногда пользуются мобильным банкингом и интернет банкингом, эти каналы связи по сравнению с другими имеют наименьшую востребованность. Кроме того, порядка 30% опрошенных даже не слышали о существовании таких технологий. В то время как 85% клиентов широко пользуются расчетами наличными, 91% обращается в отделения банка, а 77% для совершения операций пользуются банкоматами. ВЫВОДЫ

Подводя итоги анализа динамики развития дистанционного обслуживания российскими банками, следует отметить несколько выявленных закономерностей. Во-первых, однозначно активно растущий рынок интернет-торговли оказывает влияние на продукты, предлагаемые банковской системой, постепенно продвигая их в виртуальную среду. На сегодняшний день уже примерно 50% операций проходит через дистанционное обслуживание. Во-вторых, в результате проведенного исследования нами выявлено отставание в использовании интернет и мобильного банкинга у некоторых групп населения, в частности у людей старшего возраста. В этой связи следует отметить, что российские банки с целью повышения своей конкурентоспособности должны не только активно проникать в Интернет среду, разрабатывая приложения и продукты всё с большим функционалом, но и, в первую очередь, обратить внимание на простоту и удобство предлагаемых продуктов с целью привлечения большего количества клиентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева Н.А. Обоснование показателей ликвидности, платёжеспособности и финансовой устойчивости организации на основе анализа денежных потоков / Н.А. Алексеева // Перспективы науки. — 2011. — № 16. — С. 98-103.

2. Erokhin V.V. Verification of Computer systems of commercial bank / V.V. Erokhin, V.V. Fetshchenko, I.S. Panina, N.P. Kazimirova, S.P. Novikov, A.V. Novikova // International Journal ofApplied Business and Economic Research. — 2017. — Т. 15. — № 12. — С. 297 306.

3. Ильин И.В. Моделирование и алгоритмизация нейтральных к рыночному риску стратегий / И.В. Ильин, О.В. Ростова, В.И. Копосов // Экономика и управление. — 2013. — № 1 (87). — С. 90-95.

4. Интернет-торговля в России 2014. Годовой отчет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.datainsight.ru/ ecommerce2014 (дата обращения: 08.09.2018).

5. Информация о регистрации и лицензировании кредитных организаций. Статистика Центрального Банка. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.cbr.ru/statistics (дата обращения: 14.09.2018).

6. Информационный портал: банки, вклады, кредиты, ипотека, рейтинги банков России. Банкиру. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.banki.ru/banks/bank/tcs/ (дата обращения: 03.09.2018).

7. Mobile Banking Rank 2017 [Electronic resource]. — Access mode: markswebb.ru/e-finance/mobile-banking-rank-2017/ (date of the application: 08.09.2018).

8. Количество счетов с дистанционным доступом, открытых в кредитных организациях. Статистика Центрального Банка России. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.cbr.ru/statistics (дата обращения: 13.09.2018).

9. Миронова О.А. Инновационная политика. Управление инновациями инновационное развитие экономики / О.А. Миронова // Инновационное развитие экономики. — 2016. — № 6 (36).

10. Основные показатели развития национальной платежной системы. Статистика Центрального Банка. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.cbr.ru/statistics (дата обращения: 13.09.2018).

11. Пименов Г.Г. Тенденции развития банковской системы России в современных условиях / Г.Г. Пименов // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 6 (83). — С. 818 822.

12. Рекламные доходы уходят в Интернет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.rg.ru/2015/06/09/reklama.html (дата обращения: 13.09.2018).

13. Рынок Интернет-торговли в России. Результаты 2016 [Электронный ресурс] // Аналитика АКИТ, Почта России, Admitad, GfK, J'son and Partners, другие открытые источники информации. —www.akit.ru/wp-content/uploads/2017/03/ Презентация-Итоги-2016-nw.pdf (дата обращения: 13.09.2018).

14. Сведения об устройствах, расположенных на территории России и предназначенных для осуществления операций с использованием и без использования платежных карт [Электронный ресурс] // Центральный банк Российской Федерации. — Режим доступа: www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=p_sys/sheet016.htm (дата обращения: 13.09.2018).

15. Internet User Statistics & 2014 Population for the 53 European countries and regions [Electronic resource]. — Access mode: www.internetworldstats.com/stats4.htm (date of the application: 13.09.2018).

16. Global E commerce Industry [Electronic resource]. — Access mode: www.reportlinker.com/d0105772745/Global-E-commerceIndustry.html?pos=1, Statistics and Market Data about E-commerce; www.statista.com/ markets/413/e-commerce/, Discount Retailers and Digital Commerce: Trends and Benchmarks; www.emarketer.com/Articles/Results?t=1047 (date of the application: 13.09.2018).

17. Mobile Banking Rank 2016. Аналитическое агентство Markswebb Rank & Report. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: markswebb.ru/e-finance/mobile-banking-rank-2016/ (дата обращения: 13.09.2018).

18. World Internet Users and 2015 Population Stats. [Electronic resource]. — Access mode: www.internetworldstats.com/ stats.htm (date of the application: 13.09.2018).

SPISOK LITERATURY

1. Alekseyeva N.A. Obosnovaniye pokazateley likvidnosti, platozhesposobnosti i finansovoy ustoychivosti organizatsii na osnove analiza denezhnykh potokov / N.A. Alekseyeva // Perspektivy nauki. — 2011. — № 16. — S. 98-103.

108

2. Erokhin V.V. Verification of computer systems of commercial bank / V.V. Erokhin, V.V. Fetshchenko, I.S. Panina, N.P. Kazimirova, S.P. Novikov, A.V. Novikova // International Journal of Applied Business and Economic Research. — 2017. — Т. 15. — № 12. — С. 297 306.

3. Il'in I.V. Modelirovaniye i algoritmizatsiya neytral'nykh k rynochnomu risku strategiy / I.V. Il'in, O.V. Rostova, V.I. Koposov // Ekonomika i upravleniye. — 2013. — № 1 (87). — S. 90-95.

4. Internet-torgovlya v Rossii 2014. Godovoy otchet [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.datainsight.ru/ ecommerce2014 (data obrashcheniya: 08.09.2018).

5. Informatsiya o registratsii i litsenzirovanii kreditnykh organizatsiy. Statistika Tsentral'nogo Banka. Ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.cbr.ru/statistics (data obrashcheniya: 14.09.2018).

6. Informatsionnyy portal: banki, vklady, kredity, ipoteka, reytingi bankov Rossii. Banki.ru. Ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.banki.ru/banks/bank/tcs/ (data obrashcheniya: 03.09.2018).

7. Mobile Banking Rank 2017 [Electronic resource]. — Access mode: markswebb.ru/e-finance/mobile-banking-rank-2017/ (date of the application: 08.09.2018).

8. Kolichestvo schetov s distantsionnym dostupom, otkrytykh v kreditnykh organizatsiyakh. Statistika Tsentral'nogo Banka Rossii. Ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.cbr.ru/statistics (data obrashcheniya: 13.09.2018).

9. Mironova O.A. Innovatsionnaya politika. Upravleniye innovatsiyami innovatsionnoye razvitiye ekonomiki / O.A. Mironova // Innovatsionnoye razvitiye ekonomiki. — 2016. — № 6 (36).

10. Osnovnyye pokazateli razvitiya natsional'noy platezhnoy sistemy. Statistika Tsentral'nogo Banka. Ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.cbr.ru/statistics (data obrashcheniya: 13.09.2018).

11. Pimenov G. G. Tendentsii razvitiya bankovskoy sistemy Rossii v sovremennykh usloviyakh / G.G. Pimeno v // Ekonomika i predprinimatel'stvo. — 2017. — № 6 (83). — S. 818 822.

12. Reklamnyye dokhody ukhodyat v Internet [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.rg.ru/2015/06/09/reklama.html (data obrashcheniya: 13.09.2018).

13. Rynok Internet-torgovli v Rossii. Rezul'taty 2016 [Elektronnyy resurs] // Analitika AKIT, Pochta Rossii, Admitad, GfK, J'son and Partners, drugiye otkrytyye istochniki informatsii. —www.akit.ru/wp-content/uploads/2017/03/ Prezentatsiya-Itogi-2016-goda.pdf (data obrashcheniya: 13.09.2018).

14. Svedeniya ob ustroystvakh, raspolozhennykh na territorii Rossii i prednaznachennykh dlya osushchestvleniya operatsiy s ispol'zovaniyem i bez ispol'zovaniya platezhnykh kart [Elektronnyy resurs] // Tsentral'nyy bank Rossiyskoy Federatsii. — Rezhim dostupa: www.cbr.ru/statistics/printaspx?file=p_sys/sheet016.htm (data obrashcheniya: 13.09.2018).

15. Internet User Statistics & 2014 Population for the 53 European countries and regions [Electronic resource]. — Access mode: www.internetworldstats.com/stats4.htm (date of the application: 13.09.2018).

16. Global E commerce Industry [Electronic resource]. — Access mode: www.reportlinker.com/d0105772745/Global-E-commerceIndustry.html?pos=1, Statistics and Market Data about E-commerce; www.statista.com/ markets/413/e-commerce/, Discount Retailers and Digital Commerce: Trends and Benchmarks; www.emarketer.com/Articles/Results?t=1047 (date of the application: 13.09.2018).

17. Mobile Banking Rank 2016. Analiticheskoye agentstvo Markswebb Rank & Report. Ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: markswebb.ru/e-finance/mobile-banking-rank-2016/ (data obrashcheniya: 13.09.2018).

18. World Internet Users and 2015 Population Stats. [Electronic resource]. — Access mode: www.internetworldstats.com/ stats.htm (date of the application: 13.09.2018).

Статья поступила в редакцию 21 января 2019 года Статья одобрена к печати 3 апреля 2019 года

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.