Научная статья на тему 'Анализ деятельности санаторно-курортных организаций: методические подходы'

Анализ деятельности санаторно-курортных организаций: методические подходы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1962
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКИ АНАЛИЗА / САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / ANALYSIS TECHNIQUES / SANATORIUM-RESORT COMPLEX / INDICATORS SYSTEM / ENTERPRISE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поддубная Е.С., Матушевская Е.А.

В статье исследованы и систематизированы методические подходы к анализу деятельности предприятий санаторно-курортной сферы. Отмечены преимущества и недостатки данных методик, а также их специфические особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITY ANALYSIS OF SANATORIUM-RESORT ORGANIZATIONS: METHODOLOGICAL APPROACHES

The methodological approaches to the activity analysis of sanatorium-resort enterprises are researched and systematized in the article. The advantages and disadvantages of these methods and their specific features are mentioned.

Текст научной работы на тему «Анализ деятельности санаторно-курортных организаций: методические подходы»

УДК: 657.6

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Е.С. Поддубная lenpoddubnaya14.96@mail.ru Е.А. Матушевская ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

В статье исследованы и систематизированы методические подходы к анализу деятельности предприятий санаторно-курортной сферы. Отмечены преимущества и недостатки данных методик, а также их специфические особенности.

методики анализа, санаторно-курортный комплекс, система показателей, анализ деятельности предприятия

На сегодняшний день не существует единой системы показателей для оценки эффективности деятельности санаторно-курортных организаций. В то же время наблюдается многообразие методик анализа деятельности учреждений санаторно-курортной сферы отечественных и зарубежных авторов, которые разработали собственные системы показателей, наиболее полно характеризующие, по их мнению, эффективность деятельности санаторно-курортных организаций.

Ситуация, в которой сегодня находится санаторно-курортный комплекс России, обуславливает необходимость создания чёткого механизма, ориентированного на эффективность развития этого сектора. Одним из ключевых компонентов такого механизма является система оценки эффективности функционирования санаторно-курортных служб и территориальных санаторно-курортных комплексов.

Целью статьи является систематизация методических подходов к анализу деятельности предприятий санаторно-курортной сферы, а также выявление их преимуществ и недостатков.

Разработке методических подходов к анализу деятельности предприятий санаторно-курортной сферы посвящены работы отечественных и зарубежных авторов, таких как Колесников А.В., Селиверстова М.А., Федосеева Е.Н., Рибалко Н.О., Титаренко Е.И., Швачко В.А, Лебедева И.В., Кудрин В.С., Лейзерман В.Г. и других.

Проанализировав работы отечественных и зарубежных ученых (таблица), следует отметить, что методики имеют весомые отличительные особенности, а также недостатки.

На наш взгляд наиболее расширенная и детальная методика по оценке эффективности деятельности предприятий санаторно-курортной сферы у коллектива авторов Оренбургской государственной медицинской академии. Лебедева И.В., Кудрин В.С., Лейзерман В.Г. разработали методические рекомендации и даже пытались их внедрить на федеральном уровне. Основой методики было использование качественных методов оценки эффективности и системного подхода. Следует отметить, что авторы рассматривают эффективность деятельности санаторно-курортной организации как сложную систему, состоящую из экономического, медицинского и социального компонентов [1].

В работе А.В. Колесникова оценка эффективности деятельности санаторно-курортных учреждений рассматривается аналогично Методическим рекомендациям, однако автор предлагает «в качестве важнейшего показателя эффективности деятельности санаторно-курортной организации использовать результат санаторно-оздоровительного воздействия на конкретного человека» [2]. Данный подход является более корректным, так как комплекс санаторно-курортных услуг не ограничивается только лечением, а включает в себя целый ряд со-

ставляющих. Методика А.В. Колесникова, на наш взгляд, достаточно проста для практического применения, а методические рекомендации предлагают довольно громоздкую систему показателей для анализа эффективности деятельности предприятия.

Таблица - Систематизация современных методик анализа деятельности организаций санаторно-курортного комплекса_

Автор Этапы анализа Показатели, используемые в анализе

1 2 3

Лебедева И.В., Кудрин В.С., Лейзерман В.Г. [1] 1. Оценка экономической эффективности деятельности СКО. 2. Оценка медицинской эффективности. 3. Оценивание социальной эффективности деятельности СКО. 4. Интегральная оценка эффективности деятельности СКО. 1. Коэффициент экономической эффективности; индекс экономической эффективности. 2. Коэффициенты: медицинской результативности; эффективности диагностической работы; степени выполнения соответствующего медицинского стандарта; эффективности лечебно-оздоровительной деятельности; оценки диагностической, лечебной и оздоровительной деятельности; рациональности использования медицинского оборудования; коэффициент качества медицинской деятельности; медицинской эффективности; индекс медицинской эффективности. 3. Коэффициент доступности; индекс доступности; коэффициент социальной поддержки; индекс социальной поддержки. 4. Коэффициент общей эффективности.

Задорожняя А Н. [3] 1. Оценка финансового состояния предприятия. 2. Оценка клиентской области санатория. 3. Исследование бизнес-процессов организации. 4. Оценка области инноваций и персонала (обучения и развития). 5. Суммарная оценка результатов. 1. Коэффициент экономической эффективности. 2. Динамика годового объёма продаж путёвок; расчёт проведённого количества койко-дней; среднегодовая загрузка санатория; индекс удовлетворённости потребителя; индекс лояльности. 3. Наличие корпоративных стандартов обслуживания; подтверждение уровня обслуживания системой сертификации; наличие клиентских программ и программ лояльности; административные затраты; затраты на маркетинг; процент разграниченных бизнес-процессов. 4. Процент медиков, имеющих квалификационные категории; процент лиц, прошедших обучение в течение года; оценка уровня удовлетворённости и мотивации сотрудников; производительность труда; стабильность кадров; процент автоматизированных рабочих мест; удельное количество новых услуг за год; процент средств, направленных на приобретение нового оборудования 5. Средний индекс конкурентоспособности.

1 2 3

Колесников А.В. [2] 1. Анализ результата санаторно-оздоровительного воздействия на конкретного человека. 2. Оценка экономической эффективности деятельности предприятия. 3. Оценка социальной эффективности санаторно-оздорови-тельных услуг. 4. Оценка общей эффективности деятельности СКО. 1. Коэффициенты: эффективности санатор-но-оздоровительных процедур; удовлетворённости; оказания санаторно-оздоровительных услуг для конкретного получателя. 2. Коэффициент экономической эффективности деятельности СКО. 3. Коэффициент социальной эффективности санаторно-оздоровительных услуг. 4. Коэффициент общей эффективности деятельности СКО.

Селиверстова М.А. [4] 1. Оценка эффекта, полученного от предпринимательской деятельности организаций за определённый период времени. 2. Определение величины затрат на проведение мероприятий, за счёт которых получен эффект. 3. Оценка результативности предпринимательской деятельности предприятий за счёт сравнения эффекта с затратами. 1. Прибыль от реализации СКУ. 2. Коэффициент снижения (повышения) цен. 3. Показатель финансового результата.

Федосеева Е.Н. [5] 1. Получение информации о спросе на услуги конкретной СКО. 2. Количественная и качественная оценка ресурсов СКО. 3. Определение эффективности вложения средств в то или иное направление ПД СКО. 4. Прогноз уровня цен на СКУ для отдыхающих из определённого региона. 5. Оценка эффективности ПД СКО. 1. Коэффициенты: роста объёма реализации СКУ; рентабельности СКУ; рентабельности оборота койко-места. 2. Коэффициенты: изменения уровня издержек санаторно-курортного обслуживания; изменения фондоотдачи; рентабельности инвестиционных вложений. 3. Коэффициенты: соотношения уровня рентабельности СКУ к среднему по отрасли; ценности для потребителя санаторно-курортного продукта; расширения рынка сбыта санаторно-курортных путёвок. 4. Коэффициенты: соответствия заявленной «звёздности» здравницы; рекреационной привлекательности; намерений к повторному отдыху. 5. Коэффициенты: удовлетворённости качеством СКУ; удовлетворённости разнообразием лечебно-оздоровительных услуг; разнообразия дополнительных слуг. 6. Коэффициенты: удовлетворённости использования современного оборудования в номерах; удовлетворённости пляжа; удовлетворённости работой персонала.

1 2 3

Рибалко Н.О. [6] 1. Расчёт системы показателей рентабельности и других коэффициентов. 2. Анализ динамики финансовых результатов. 1. Рентабельность активов, собственного капитала, продаж; коэффициент чистой прибыли; коэффициент налогообложения прибыли; коэффициент капитализации прибыли. 2. Выручка от реализации продукции; валовая прибыль; чистая прибыль; нераспределённая прибыль (непокрытый убыток) на конец года.

Токаренко Е.И., Швачко В.А. [7] 1. Корреляционный анализ для проверки наличия связи между комплексным показателем эффективности и комплексным показателем «объём конкурентных преимуществ» (ОКП). 2. Корреляционный анализ для проверки наличия статистически значимой связи между комплексным показателем ОКП и комплексным показателем эффективности. 3. Оценка размера организации и установление статистически значимой связи между количеством коек и эффективностью. 4. Проведение регрессионного анализа. 1. Показатель капитальных вложений и ремонтов на одну койку; коэффициент использования действующих коек; объём доходов на одну кровать; изменение эффективности использования трудовых ресурсов. 2. Объём специализации коек; процент реабилитационных коек в общем постельном фонде; цена одного койко-дня; полная себестоимость одного койко-дня; рентабельность основной деятельности; капитальные вложения и ремонты на одну койку; продолжительность исторического периода существования курорта; наличие бренда; наличие других факторов привлекательности (исторические, культурные ценности, расположение в областном центре, уникальность лечения и др.). 3. Количество действующих коек. 4. Коэффициент детерминации; Б-критерия Фишера и ^критерия Стьюдента; коэффициент эластичности.

Суть методики А.Н. Задорожной заключается в оценке ключевых конкурентных преимуществ организации, дающей ей стратегическое превосходство над конкурентами в отрасли [3]. Одним из основных условий оценки конкурентоспособности является сравнимость показателей организаций-конкурентов. Автор выделяет четыре основные области для анализа: финансовое состояния предприятия, клиентская область санатория, бизнес-процессы организации и область инноваций и персонала (таблица).

Анализ стратегической конкурентоспособности предприятия с помощью методики сбалансированной системы показателей оценки конкурентоспособности организации, предложенной А.Н. Задорожной, на наш взгляд, является достаточно сложным и трудоёмким процессом, поскольку требует «использовать в качестве показателей индикаторы, отражающие тенденции стратегического развития не отдельной организации, а исследуемой отрасли»

[3].

Методика Е.Н. Федосеевой учитывает специфику организаций санаторно-курортной сферы и выделяет критерии, опираясь на которые можно осуществить полноценный анализ экономической эффективности предпринимательской деятельности: эффективность использования ресурсов, результативность деятельности предприятия, его конкурентное положение, качество производственной деятельности, качество сервиса и обслуживания [5]. Развёрнутая система показателей, предложенная в данной методике, обеспечивает глубокий анализ

текущего состояния предпринимательской деятельности субъекта санаторно-курортного комплекса, что является базой для принятия управленческих решений и в перспективе благоприятствует росту эффективности деятельности.

При сокращении спроса на санаторно-курортные услуги наибольшие трудности испытывают курортные организации, которые оказывают некачественные или слишком дорогие услуги. Это есть особенность механизма оценки эффективности предпринимательской деятельности санаторно-курортной организации [5].

Селиверстова М.А. в своей работе предлагает практические рекомендации по совершенствованию политики ценообразования, которая осуществляется на основе исследовательского сравнения возможных вариантов изменения уровня цен [4]. Автор определила определяющие факторы, оказывающие влияние на эффективность деятельности учреждений санаторно-курортной сферы. По её мнению основным из них является фактор стоимости санаторно-курортных услуг. В данной работе показывается взаимосвязь объёма санаторно-курортных услуг, затрат по их оказанию и финансовых результатов деятельности санаторно-курортных организаций [4, с. 19]. Особенностью данной методики является то, что она даёт возможность количественно оценить эффективность деятельности санаторно-курортной организации, учитывая условия современного рынка, например, изменение цены на санаторно-курортные услуги, изменение спроса на услуги.

Украинский исследователь Рибалко Н.О., анализируя и оценивая эффективность деятельности предприятий санаторно-курортного комплекса, особое внимание уделяет оценке результативности использования этими субъектами хозяйствования ресурсов с целью определения дальнейших возможностей для расширения их деятельности и стабильного развития [6]. Данную методику можно применять для анализа деятельности предприятий различных отраслей экономики. Однако в перечень показателей, которые предлагает автор для оценки эффективности деятельности учреждений санаторно-курортной сферы, входят только стандартные экономические показатели, которые не отражают специфику предпринимательской деятельности санатория. Это является недостатком методики Рибалко Н.О.

Проведенное исследование педагогов Бердянского государственного педагогического университета Токаренко Е.И. и Швачко В.А. позволяет утверждать, что повышение результативности функционирования, и, тем самым, обеспечения долгосрочного развития санаторно-курортных предприятий возможно путем повышения конкурентоспособности продукции; увеличения объёмов сбыта; освоения новых рынков; стимулирования продаж; поддержки и совершенствования материально-технического и технологического потенциала, а также кадровой составляющей. Одной из ключевых задач в процессе управления, ориентированного на достижение организационной эффективности, является определение оптимального размера бизнеса, который позволит повышать эффективность деятельности и быть конкурентоспособным [7]. Данную методику целесообразно применять для организаций иных отраслей экономики с использованием соответствующих показателей.

Таким образом, в условиях рыночной экономики необходимо учитывать отличительные особенности деятельности предприятий санаторно-курортной сферы. Методики авторов [1-3, 5, 7], объединяет то, что они дают возможность получить определённое число специфических ключевых параметров, позволяющих дать точную оценку как текущего состояния объекта, так и ожидаемых перспектив развития. Их практическая значимость заключается в возможности внедрения разработанных предложений для повышения эффективности предпринимательской деятельности санаторно-курортных учреждений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Методические рекомендации. Комплексная оценка эффективности деятельности санаторно-курортного учреждения как самостоятельного хозяйствующего субъекта: методические подходы и организационные технологии / И.В. Лебедева, В.С. Кудрин, В.Г. Лейзер-ман [Электронный ресурс]. — URL: http://www.alppp.ru/law/socialnoe-obespechenie-i-socialnoe-

strahovanie/87/metodicheskie-rekomendacii-kompleksnaja-ocenka-effektivnosti-dejatelnosti-sanatorno-kurort.html.

2. Колесников, А.В. Оценка эффективности деятельности санаторно-курортных организаций в условиях современного рынка: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Колесников Андрей Владимирович; Тихоокеан. гос. ун-т. - Хабаровск, 2007. - 23 с.

3. Задорожняя, А.Н. Формирование сбалансированной системы оценки конкурентоспособности санаторно-курортных организаций: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Задорожняя Анна Николаевна; Балт. акад. туризма и предпринимательства. - Санкт-Петербург, 2007. - 23 с.

4. Селиверстова, М.А. Концепция анализа и оценки эффективности предпринимательской деятельности организаций санаторно-курортной сферы: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Селиверстова Майа Андреевна; Ин-т упр. и экономики. - Санкт-Петербург, 2003. - 22 с.

5. Федосеева, Е.Н. Оценка эффективности предпринимательской деятельности организаций санаторно-курортной сферы: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Федосеева Елена Николаевна; С.-Петерб. акад. упр. и экономики. - Санкт-Петербург, 2010. - 25 с.

6. Рибалко Н.О. Оцшка ефективносп фшансово-економiчноi дiяльностi тдприемств санаторно-курортного комплексу [Электронный ресурс]. - URL: http://www.confcontact.eom/2008dec/3_ribalko.php#_ftn1.

7. Токаренко, Е.И., Швачко, В.А. Пщходи до оцшювання та забезпечення ефективносп оргашзацп на прикладi санаторно-курортних тдприемств [Электронный ресурс]. -URL: http://molodyvcheny.in.ua/files/j ournal/2014/12/105.pdf.

THE ACTIVITY ANALYSIS OF SANATORIUM-RESORT ORGANIZATIONS: METHODOLOGICAL APPROACHES

E.S. Poddubnaya lenpoddubnaya14.96@mail.ru E.A. Matushevskaya Sevastopol State University

The methodological approaches to the activity analysis of sanatorium-resort enterprises are researched and systematized in the article. The advantages and disadvantages of these methods and their specific features are mentioned.

analysis techniques, sanatorium-resort complex, indicators system, enterprise analysis

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.