Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСГМУ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСГМУ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Юрьева Е.А., Кустова Т.В., Соловьева И.А., Сенченко А.Ю.

В статье анализируется образовательный контент, разработанный Красноярским медицинским университетом и представленный на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России в период 2016-2020 гг. Проанализированы статистические данные, характеризующие эффективность дополнительного профессионального образования медицинских работников, представлен опыт внедрения новой системы и пути решения некоторых сложностей реализации НМФО в КрасГМУ и Красноярском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Юрьева Е.А., Кустова Т.В., Соловьева И.А., Сенченко А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF ACTIVITIES AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF POSTGRADUATE EDUCATION OF KRASSMU IN THE SYSTEM OF LIFELONG MEDICAL EDUCATION

The article analyzes educational content developed by Krasnoyarsk Medical University and presented on the NMFЕ Portal in the period 2016-2020. The statistical data characterizing the effectiveness of additional professional education of medical workers is analyzed, the experience of introducing a new system and solutions in the Krasnoyarsk State Medical University and Krasnoyarsk Territory is presented.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСГМУ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378.046.4:61 DOI 10.24075/MTCPE.2021.008

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КрасГМУ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Юрьева Е. А.\ Кустова Т.В.1, Соловьева И. А.1, Сенченко А. Ю.1

Аннотация

В статье анализируется образовательный контент, разработанный Красноярским медицинским университетом и

представленный на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России в период 2016-2020 гг.

Проанализированы статистические

данные, характеризующие эффективность дополнительного профессионального

образования медицинских работников, представлен опыт внедрения новой системы и пути решения некоторых сложностей реализации НМФО в КрасГМУ и Красноярском крае.

Ключевые слова

дополнительное медицинское и

фармацевтическое образование,

дистанционные технологии, дистанционное обучение, федеральный проект, платные образовательные услуги.

1 Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Красноярск

Для корреспонденции: Юрьева Елена Анатольевна, elenaurj@yandex.ru

Введение

«Аккредитация специалиста»,

«Непрерывное медицинское и

фармацевтическое образование» -относительно новые инструменты в профессиональном развитии современного специалиста здравоохранения, которые были введены и упрочены Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»1 и приказом Минздрава России от 02.06.2016 № 334н «Об утверждении положения об аккредитации специалистов»2. Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование (далее - НМФО) - новая система последипломного образования для медицинских и фармацевтических работников. Обучение в рамках НМФО является постоянным и непрерывным в течение всей профессиональной деятельности специалиста. В соответствии с пунктом 33 приказа Минздрава России от 02.06.2016 № 334н «Об утверждении положения об аккредитации специалистов» периодическая аккредитация включает в себя один этап - оценку портфолио. При формировании портфолио обязательная составляющая - сведения об освоении программ дополнительного профессионального образования (программ повышения квалификации) и их трудоемкости. Специалисты здравоохранения, являясь зарегистрированными пользователями

Портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России (далее - Портала НМФО), получают доступ к различным компонентам обучения (программы повышения квалификации, интерактивные образовательные модули, очные образовательные мероприятия и др.) с возможностью включения сведений об освоенных элементах в структуру портфолио.

Пилотный вариант Портала НМФО в России реализуется с 2016 года, в 2019 году был представлен современный дизайн Портала. Благодаря электронному обучению и дистанционным технологиям, широко используемым в рамках НМФО, у специалистов с медицинским образованием появилась возможность планирования и реализации персональной траектории

обучения с целью получения новых и актуализации базовых знаний, умений, навыков и компетенций, в соответствии с современными профессиональными потребностями.

Специалисты, вовлеченные в систему НМФО, заменяют традиционное подтверждение квалификации раз в 5 лет на обучение по индивидуальному плану. Включаются в портфолио специалиста также посещения тематических профессиональных мероприятий, реализуемых или контролируемых

некоммерческими профессиональными

обществами: семинары, мастер-классы, школы практикующего врача, вебинары и др.

Цель исследования проанализировать представленность и востребованность образовательного контента КрасГМУ в рамках НМФО, а также эффективность дополнительного профессионального образования врачей Красноярского края.

Материалы и методы

Исследование проведено на основе анализа данных Портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России edu. rosminzdrav.ru, а также ежегодных аналитических и статистических отчетов отдела дополнительного профессионального образования института последипломного образования (ИПО) Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (КрасГМУ) по итогам деятельности за период 2016 - начало 2021 гг.

Результаты и обсуждение

В соответствии с паспортом

Федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций

квалифицированными кадрами»3 поэтапно к 2024 году не менее 95% специалистов здравоохранения должны быть вовлечены в систему непрерывного образования с использованием технических средств Портала НМФО (контрольная точка 2019 года - 18%).

1 Федеральный закон от 21.11.2011 №323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02 июня 2016 г. № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов».

3 Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).

Так, к концу 2019 года 15,7 тысяч медицинских работников Красноярского края (41,5% от общей численности медицинских работников в регионе) были зарегистрированы на Портале НМФО. Из них активными пользователями Портала, обучающимися в рамках системы НМФО, являлись 8768 специалистов (55% от числа зарегистрированных, или 23% от общей численности медицинских работников в регионе), что в 3 раза превысило аналогичный показатель по итогам 2018 года [1]. Таким образом, благодаря совместным действиям КрасГМУ Министерства здравоохранения

Красноярского края и подведомственных медицинских организаций, обеспечено 120% достижение планового показателя по контрольной точке Федерального проекта.

За период 2016 - начало 2021 гг. КрасГМУ направлено для размещения на Портале НМФО 418 дополнительных профессиональных программ (с трудоемкостью от 18 до 144 часов) по 59 врачебным специальностям. Из них прошли техническую экспертизу и включены в соответствующие реестры 347 программ (таблица 1).

Табл. 1 | Количество дополнительных профессиональных программ повышения квалификации КрасГМУ, представленных для реализации на Портале НМФО

Кол-во специальностей

Кол-во дополнительных профессиональных программ

Утверждено

а

м

р я

о и

н

о: а н е ч у б

ч о о

а

З

а

они фен

я уч

« ю

У °

О

е с в

е к т о б

а р

о д

а Н

о н е н о л к

я с т

е у

р

р

о Ф

у

з

р

е п с к э а н о н

а д

о П

е в и

х р

а В

е с В

59

217

130

347

28

35

418

3

2

3

Треть представленных образовательных программ реализуется в очной форме, остальные программы - в дистанционном формате, посредством электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Усиление роли дистанционных технологий при реализации циклов ПК связано с фактом резкого снижения востребованности очного обучения (количество заявок на обучение в очной форме от слушателей уменьшилось с 95% до 49% в общем объеме платных образовательных услуг за период с 2016 по 2019 гг.). Данная тенденция была отмечена и в течение всего 2020 года, чему, кроме того, способствовала сложная эпидемиологическая ситуация.

В целом, при анализе поданных заявок на прохождение циклов повышения квалификации установлено, что успешно обучается менее половины из заявившихся. Далее приведены данные (таблица 2) Портала НМФО, полученные из личного кабинета образовательной организации (КрасГМУ) в виде отчетов о числе заявок на обучение и успешно освоивших заявленные программы за период апрель 2020 года - февраль 2021 года. Отдельно приведены сведения в части дополнительных профессиональных программ, посвященных новой коронавирусной инфекции, поскольку в течение 2020 года в условиях пандемии COVID-19 они отличались наибольшей востребованностью у слушателей.

Табл. 2 | Количество сформированных заявок на обучение и число обучившихся слушателей по программам повышения квалификации

Направленность тематики программ повышения квалификации Количество поданных заявок Число успешно обучившихся слушателей

Всего В т.ч. на бюджетной основе В т.ч. на договорной основе

Всего Из них за счет средств ТФОМС

Любая (347 программ) 26385 23929 2456 1176 11137

COVID-19 (8 программ из 347) 25301 23092 2209 9795

По представленным данным отмечено, что из общего числа дополнительных профессиональных программ, размещенных КрасГМУ на Портале НМФО, программы тематики COVID-19 составили 2,3%. При этом, общее число успешно обучившихся слушателей программ с материалами по COVID-19 составило 87,9 % от общего числа. Такое большое число обученных специалистов (в 1,8 раза больше среднегодового числа) было связаносвостребованностьюданнойтематики, а также широкой географией слушателей, обеспеченной посредством Портала НМФО.

Однако, если из общего числа заявок успешно реализованы только 42,2%, то в программах тематики COVID-19 этот показатель еще ниже - 38,7%. При этом более 90% из общего числа заявок сделаны на бюджетные программы. Такая разница в числе заявок и успешно освоивших обучение, на наш взгляд, может иметь следующие причины:

1. Неэффективное планирование пользователями своей образовательной активности, отсутствие согласованности в необходимости обучения между специалистом и работодателем.

2. Цифровая неграмотность пользователя, запланировавшего обучение по программе, реализуемой с применением дистанционных образовательных технологий.

3. Отказ от освоения программы, связанный с риском ее низкого качества, недостаточной удовлетворенности обучением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На первые две причины целесообразно влиять системными мерами органов исполнительной власти, медицинских организаций, а также плановыми действиями самих образовательных организаций (облегчение инструкций, повышение удобства интерфейса внутренней системы дистанционного обучения, система информирования и пр.). Отказ от освоения программы может быть обусловлен множеством факторов и требует всестороннего изучения.

В настоящей статье мы проанализировали удовлетворенность

обучением по программам повышения квалификацииужеосвоившихих специалистов. Для этого мы использовали один из инструментов Портала НМФО - бинарную оценку удовлетворенности по параметрам «лайк /дизлайк» [2], (особое внимание было уделено циклам с наибольшим числом пользователей и широкой географией). Результаты анализа мнения потребителей образовательного контента представлены далее (таблица 3).

Табл. 3 | Характеристика пользовательских оценок слушателей программ по тематике COVID-19, представленных КрасГМУ на Портале НМФО

№ Название программы Кол-во заявок Кол-во успешно освоивших (доля от числа заявок, %) Общее кол-во пользовательских оценок Доля дизлайков от общего числа пользовательских оценок, %

1 Новая коронавирусная инфекция COVID-2019: актуальные вопросы для специалистов первичного звена 10813 4185 (38,7) 44 27,2

2 Новая коронавирусная инфекция COVID-2019: актуальные вопросы для специалистов стационаров и обсерваций 7208 3013 (41,8) 62 11,2

3 Роль и особенности проведения ЭКМО при лечении пациентов с коронавирусной инфекцией COVID-19 1129 495 (43,8) 18 0,0

4 Новая коронавирусная инфекция COVID-2019: актуальные вопросы для специалистов акушеров-гинекологов, оказывающих помощь беременным и кормящим женщинам 1826 672 (36,8) 21 19,0

5 Лучевая диагностика (рентгенодиагностика, КТ, УЗИ) поражений органов дыхания у больных коронавирусной инфекцией COVID-2019 1298 364 (28) 4 25,0

6 Эмоциональное выгорание работников в условиях пандемии, связанной с COVID-2019: экстренная психологическая само- и взаимопомощь для специалистов стационаров и обсерваций 1733 467 (26,9) 6 33,3

7 Особенности новой коронавирусной инфекции у детей и подростков (от 0 до 18 лет): эпидемиология, клинические проявления, лечение 1210 548 (45,3) 14 0,0

8 Особенности проведения ИВЛ при вирусной пневмонии у взрослых и детей 84 51 (60,7) 0 0

Всего 25301 9795 (38,7) 169 15,4

Таким образом, обобщая полученные результаты, можно заключить следующее:

1. Оценку удовлетворенности программой повышения квалификации в виде лайка/дизлайка оставляют лишь 1,7% специалистов, из числа успешно освоивших программы;

2. Число отрицательных оценок (дизлайков) составляет 15,4%.

Анализ полученных данных позволил сделать общие выводы об

удовлетворенности слушателей качеством дополнительных профессиональных

программ КрасГМУ и принять ряд управленческих решений в Институте последипломного образования. Так, например, был проведен внутренний аудит дополнительных профессиональных программ в разрезе их содержания, технологий преподавания и рыночных характеристик. При этом использование инструментов Портала НМФО позволило минимизировать временные и трудовые затраты и четко выделить приоритетные направления в методической работе. В настоящее время с целью получения полной информации об удовлетворенности слушателей качеством дополнительной профессиональной программы изучаются также результаты балльной оценки по шкале рейтинга от 1 до 10 и сведения из анкет слушателей. Кроме того, необходимо наладить работу по увеличению числа слушателей, оставляющих отзывы о программах.

Заключение

Таким образом, КрасГМУ для укрепления своих лидерских позиций на рынке НМФО должен ориентироваться на потребности различных групп, предоставлять качественный дистанционный контент, который побуждает слушателей к дальнейшему обучению не только дистанционно, но и очно. При этом, очные программы должны содержать образовательный контент, который превосходит по своему качеству материал, доступный онлайн, включает оригинальные авторские методики и имеет опережающую направленность, то есть ориентирован на трансляцию современных достижений медицинской науки в подготовке квалифицированных кадров системы здравоохранения.

В настоящее время Порталом НМФО широко представлены современные аналитические инструменты, позволяющие образовательным организациям не только количественно оценивать результаты своей работы, но и эффективно планировать дальнейшую деятельность.

Список литературы

1. Государственный доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения Красноярского края по итогам деятельности за 2018 год. - Красноярск: Министерство здравоохранения Красноярского края -2019. - 139 с.

2. Фомина М.А., Природова О.Ф., Бразовская Н.Г. Принципы автоматизации анализа удовлетворенности специалистов здравоохранения обучением по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации // Методология и технология непрерывного профессионального образования. -2020. - № 1(1). - С.20-27. URL: http://nscpe. com/upload/1/stati-pdf/n1-s1.pdf (дата обращения: 10.04.2021).

References

1. State report on the state of health of the population and the organization of health care in the Krasnoyarsk Territory based on the results of activities for 2018. Krasnoyarsk: Ministry of Health of the Krasnoyarsk Territory, 2019.139 p.

2. Fomina M. A, Prirodova O. F. Brazovskaya N. G. 'Principles of automation of analysis of health professionals satisfaction with professional development courses' (2020) Methodology and technology of continuing professional education, 1(1), pp. 20-27. URL: http://nscpe. com/upload/1/stati-pdf/n1-s1.pdf.

ANALYSIS OF ACTIVITIES AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF POSTGRADUATE EDUCATION OF KRASGMU IN THE SYSTEM OF LIFELONG MEDICAL EDUCATION

Yuryeva E. A.1, Kustova T. V.\ Soloveva I.A.1, Senchenko A. Y.1

Abstract

The article analyzes educational content developed by Krasnoyarsk Medical University and presented on the NMFE Portal in the period 2016-2020. The statistical data characterizing the effectiveness of additional professional education of medical workers is analyzed, the experience of introducing a new system and solutions in the Krasnoyarsk State Medical University and Krasnoyarsk Territory is presented.

Keywords

continuing medical and pharmaceutical education, distance technologies, e-learning, federal project, paid educational services.

1 Federal State Budget-Funded Educational Institution of Higher Education "Professor V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University" of the Russian Federation Ministry of Health, Krasnoyarsk, Russian Federation

Correspondence should be addressed: Yuryeva Elena Anatolevna, elenaurj@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.