Научная статья на тему 'Последипломное обучение специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием'

Последипломное обучение специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING MEDICAL EDUCATION / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / SIMULATION TRAINING / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лашина Гузель Владимировна, Кондратьева Юлия Евгеньевна, Рахимкулов Азамат Салаватович, Нагаев Ринат Явдатович

Рассматривается реализация концепции непрерывного медицинского образования специалистов среднего звена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лашина Гузель Владимировна, Кондратьева Юлия Евгеньевна, Рахимкулов Азамат Салаватович, Нагаев Ринат Явдатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSTGRADUATE TRAINING OF SPECIALISTS WITH MEDICAL AND PHARMACEUTICAL COLLEGE EDUCATION

The article discusses implementation of the concept of continuous medical education of mid-level professionals.

Текст научной работы на тему «Последипломное обучение специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»

§i recomandárile generale de ameliorare a calitátii asistentei perinatale. -Ch.: Tipografía Centralá, 2013. - 356 p.

8. The Milenium Development Goals Report. - 75 p.

9. The second Millennium Development Goals Report. Republic of Moldova. - Chisinau, 2010. - P. 118.

10. The third Millennium Development Goals Report. Republic of Moldova. - Chisinau, 2013. - P. 90.

11. UNICEF, WHO, The World Bank, United Nations. Levels and trends in child mortality: report 2013. - New York, 2013.

12. WHO, UNICEF, UNFPA, The World Bank. Trends in Maternal Mortality 1990-2013. - Geneva, 2014.

Лашина Г.В1 Рахимкулов А.С.2, Нагаев Р.Я.2, Кондратьева Ю.Е.Л

ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

1. ГАУ ДПО РБ «Центр повышения квалификации», г. Уфа Лашина Гузель Владимировна - зав. центром симуляционного и дистанционного обучения; lgv26@mail.ru,

Кондратьева Юлия Евгеньевна - зам. директора по организационной работе и дополнительным образовательным услугам; kon-drateva_yulia@mail.ru;

2. Башкирский государственный медицинский университет, г. Уфа Рахимкулов Азамат Салаватович - к.м.н., доцент; medik.rb@mail.ru,

Нагаев Ринат Явдатович - д.м.н., зав. кафедрой; nagaevry@doctorrb.ru.

Резюме. Рассматривается реализация концепции непрерывного медицинского образования специалистов среднего звена.

Ключевые слова: непрерывное медицинское образование, дополнительное профессиональное образование, симуляционное обучение, дистанционное обучение.

Lashina G.V., Rakhimkulov A.S., Nagaev R.Y., Kondratyevа Ju.E.

POSTGRADUATE TRAINING OF SPECIALISTS WITH MEDICAL AND PHARMACEUTICAL COLLEGE EDUCATION

Abstract. The article discusses implementation of the concept of continuous medical education of mid-level professionals.

Key words: continuing medical education, additional professional education, simulation training, distance learning.

На современном этапе реформирования системы медицинского образования в РФ актуальной проблемой остается кадровое обеспечение организаций здравоохранения высококвалифицированными специалистами. В связи с этим повышение уровня профессиональной компетентности специалистов со средним медицинским образованием через развитие и совершенствование системы непрерывного и многоуровневого профессионального образования, на основании Программы развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 гг., является одной из стратегических задач образовательных учреждений дополнительного профессионального образования [3].

Последипломное обучение специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Башкортостан «Центр повышения квалификации» проводит в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом образовательного учреждения, с учетом требований образовательных программ. Учебный план ежегодно формируется в соответствии с утвержденным государственным заданием, с учетом заявок медицинских организаций. Последипломная подготовка в учреждении проводится по образовательным стандартам, утверждённым ГОУ ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию МЗ РФ, и программам, разработанным и утверждённым учреждением. Для реализации требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ к организации учебного процесса разработаны и утверждены рабочие программы для 154 наименований циклов.

В 2014-2016 гг. численность обучающихся ежегодно составляла около 12,5 тыс. Государственное задание полностью выполнялось. На долю бюджетного приема приходится около 68%, коммерческого -32%.

В учреждении функционируют 25 учебных кабинетов, 1 лаборатория, 5 симуляционных кабинетов, 4 компьютерных класса, 1 кабинет образовательных интернет-технологий». Для организации учебной практики слушателей в качестве клинических баз приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан закреплены республиканские и городские учреждения здравоохранения.

Квалифицированный педагогический коллектив способен обеспечить подготовку в соответствии с квалификационными требованиями к специалистам со средним медицинским и фармацевтическим образованием. По штатному расписанию предусмотрено 195,75 единиц, из них занято 192,75 (98,5%). 120 единиц составляет основной персонал.

На основании экзаменационных ведомостей, средний балл на циклах профессиональной переподготовки составляет 4,0, на циклах повышения квалификации - 4,5.

Для оценки удовлетворенности слушателей образовательными услугами проводится добровольное анонимное анкетирование. Всего за 2014-2016 гг. прошли анкетирование 7 172 человека. Удовлетворены качеством предоставляемой услуги 6 455 респондентов (90%). Остальные затруднились с оценкой ее качества.

С 2013 г. функционирует Центр симуляционного и дистанционного обучения. Основными целями его деятельности являются:

1) повышение качества профессиональной подготовки на основе формирования и совершенствования практических навыков и умений на современном симуляционном оборудовании (механические тренажеры, фантомы, манекены, роботы-симуляторы, в т.ч. интерактивные роботы, и т.д.);

2) интеграция в систему дистанционного обучения и развитие непрерывного образования медицинских работников [2].

Формой симуляционного обучения являются тематические тренинги в соответствии со стандартными имитационными модулями.

На сегодняшний день функционируют 5 симуляционных кабинетов: «Материнство и уход за новорожденными», «Анестезиология и реаниматология», «Акушерские технологии», «Экстренная и неотложная помощь», «Организация ухода за больными», - оснащенные симуля-ционным оборудованием I-VI класса реалистичности.

В 2016 г. 6 931 человек прошли обучение в симуляционных кабинетах (2015 г. - 8 005; 2014 г. - 4 024). Уменьшение количества слушателей связано с введением в образовательный процесс дистанционной формы обучения с последующим рациональным использованием симуляционных кабинетов без проведения в них теоретических занятий.

Успешно реализуются учебные программы (профессиональной переподготовки, повышения квалификации) с применением дистанционных образовательных технологий по следующим моделям: полностью дистанционное обучение (ДО), частичное ДО, - осуществляемые по модульному принципу.

Модель полного ДО представлена на портале дистанционного обучения (www.medupk.ru) интерактивными дистанционными курсами в офлайн режиме в виде комплекса учебно-методических материалов с системой навигации по курсу.

Частичное ДО (с элементами дистанционного обучения) проводится со 2-го полугодия 2015 г. по очно-заочно-очной форме в виде лекций в онлайн режиме (вебинары) и практических занятий на базе учреждения или кафедр медицинских организаций. За 2016 г. проведено 28 циклов повышения квалификации с применением частичного ДО, на которых обучено 815 специалистов.

159

Посредством ДО обучено 1 954 человек - 15,3% общего количества слушателей за 2016 г. (2015 г. - 1 091; 8,8%). Таким образом, применение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения расширяется.

На базе учреждения также проводятся онлайн мероприятия, видеоконференции, семинары с участием медицинских организаций.

На портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России в декабре 2016 г. зарегистрирован «Личный кабинет образовательной организации». В настоящий момент идет разработка и пересмотр методического материала для размещения на Портале.

На сегодняшний день Центр повышения квалификации является реальной площадкой для развития непрерывного медицинского образования специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием с задействованием всех видов образовательной деятельности. К его приоритетным задачам относится совершенствование методической работы педагогического персонала, а также унификация непрерывного образования медицинских и фармацевтических работников с использованием дистанционных и симуляционных форм обучения.

Литература

1. Аналитический отчет о деятельности Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Башкортостан «Центр повышения квалификации» за 2016 год. - Уфа, 2017. - 26 с.

2. Положение о Центре симуляционного и дистанционного обучения ГАУ ДПО РБ «Центр повышения квалификации». Приказ ГАУ ДПО РБ «Центр повышения квалификации» от 29 сентября 2015 г. № 90.

3. Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 годы // Главная медицинская сестра. - 2009. - № 12. - С. 2531.

4. Устав государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Башкортостан «Центр повышения квалификации». - Уфа, 2014. - 18 с.

Майорская А.С., Сараев А.Р., Кудрявцева С.В., Бирюкова А.С.

РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Самарский государственный медицинский университет, г. Самара Майорская Анастасия Сергеевна - старший преподаватель; as-mayorskaya@rambler.ru,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.